Загадки для развития речи ребенка

Загадки для развития речи ребенка thumbnail

Загадки для развития речи ребенка

Родители хотят, чтобы у их детей была красивая и правильная речь, а также,  чтобы у ребенка был огромный словарный запас. А как этого добиться? Одним из таким средств являются загадки. Например, вот такие, которые мы вам предлагаем. Все загадки с ответами.  

***

Голубой платок,

Алый клубок —

По небу катается,

Людям улыбается. (Небо и солнце)

***

В лесу темно,

Все спят давно,

Одна птица не спит,

На суку сидит,

Мышей сторожит. (Сова)

***

На припеке, у пеньков,

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

Разгибаем стебельки —

Собираем огоньки. (Земляника)

***

Серовато, зубовато,

По полям рыщет,

Телят, ягнят ищет. (Волк)

***

В тихую погоду

Нет нас нигде,

Как ветер подует

Бежим по воде. (Волны)

***

Две курносые подружки

Не отстали друг от дружки.

Обе по снегу бегут,

Обе песенки поют,

Обе ленты на снегу

Оставляют на бегу! (Лыжи)

***

Меня пьют,

Меня льют,

Всем нужна я.

Кто я такая? (Вода)

***

Есть один такой цветок –

Не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка:

Был цветок — и нет цветка (Одуванчик)

***

Это книга непростая:

По ней буквы изучаю. (Букварь)

***

На дереве сидела

И сыр во рту держала,

А мимо хитрая лиса

Близехонько бежала.

Кто я? Знаете?

А ну отгадайте! (Ворона)

***

Посмотри-ка, что за дом

Даже летом стужа в нем. (Холодильник)

Как зовут меня, скажи –

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок,

Синеглазый … (Василек)

***

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый … (Воробей)

***

Если речка по трубе

Прибегает в дом к тебе

И хозяйничает в нем –

Как мы это назовем? (Водопровод)

***

Весь день стоят на улице

И ночи дожидаются.

Их служба начинается,

Когда уже смеркается. (Фонари)

***

Окраской — сероватая,

Повадкой — вороватая

Крикунья хрипловатая

Известная персона.

Зовут ее … (Ворона)

***

Закаляют нас всегда

Солнце, воздух и … (Вода)

***

А возле этой елки

Бродили злые … (Волки)

***

Была зеленой, маленькой

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я,

Зато теперь я спелая. (Вишня)

***

В два ряда дома стоят –

Десять, двадцать, сто подряд

И квадратными глазами

Друг на друга все глядят. (Улица)

***

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе (Облака)

***

Он пушист,

Придирчив, скор,

Убирает в доме сор.

Вот по комнате прошел –

Много мусора нашел.

В угол я его поставлю –

Завтра повторить заставлю! (Веник)

***

Без головы,

А в шляпе.

Одна нога,

И та без сапога (Гвоздь)

***

Над рекою я лежу,

Оба берега держу. (Мост)

***

Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга)

***

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу —

Когда спать,

Когда вставать,

Когда работу начинать. (Часы)

***

По морю идет, идет,

А до берега не дойдет –

Тут и пропадет. (Волна)

***

На крохотное ушко

Похожа завитушка,

Велит нам постоять чуть-чуть

И отправляться дальше в путь. (Запятая)

***

У маленькой Катюшки

Уселся на макушке,

Не мотылек, не птичка —

И держит две косички. (Бант)

***

Была белая да седая,

Пришла зеленая да молодая. (Зима и весна)

Что за звездочка такая

На жакете, на платке,

Вся сквозная, вырезная,

А сожмешь — вода в руке? (Снежинка)

***

Встало с краю улицы

В длинном сапоге

Чучело трехглазое

На одной ноге. (Светофор)

***

День и ночь стоит на крыше

Этот чудо-постовой:

Все увидит, все услышит,

Всем поделится со мной! (Антена)

***

Маленькая собачка

Свернувшись лежит,

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает. (Замок)

***

Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу. (Петух)

***

Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы — в воздухе, а он

Держит их руками. (Троллейбус)

***

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит. (Поезд)

***

Сто один брат —

Все в один ряд

Вместе связаны стоят. (Забор)

***

Не огонь, а жжется. (Крапива)

***

Вокруг носа вьется,

А в руки не дается. (Запах)

***

Свернешь — клин,

Развернешь — блин. (Зонтик)

***

Лежит веревка,

Шипит, плутовка,

Брать ее опасно —

Укусит. Ясно? (Змея)

***

С ветки прыгает

На ветку.

Ест бананы, сладости

К общей детской радости. (Обезьяна)

***

Рыжий маленький зверек

По деревьям — скок-поскок. (Белка)

***

Кто на себе свой дом носит? (Улитка)

***

Сидит дед, в сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. (Лук)

***

В избе — изба,

На избе — труба.

Зашумело в избе,

Загудело в трубе,

Видит пламя народ,

А тушить не идет. (Печка)

***

Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица. (Ветер)

***

Сперва блеск,

За блеском — треск,

За треском – плеск. (Гроза)

***

Не моря, не земля,

Корабли не плавают,

А ходить нельзя. (Болото)

***

Летит сова

По синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала. (Туча)

***

Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, рама зеленая. (Озеро)

В болоте плачет,

А из болота не идет. (Кулик)

***

Восемь ног, как восемь рук,

Вышивают шелком круг.

Мастер в шелке знает толк,

Покупайте, мухи, шелк! (Паук)

***

Как заливисто он ржет,

Весело и звонко.

Улыбается народ,

Видя … (Жеребенка)

***

Между веток — новый дом,

Нету двери в доме том,

Только круглое окошко —

Не пролезет даже кошка. (Скворечник)

***

Ей бродить ничуть не лень

Рядом с вами каждый день.

Стоит солнышку зайти,

Как ее вам не найти. (Тень)

***

Ежедневно

В семь утра

Он трещит:

— Вставать пор-р-р-р-р-а! (Будильник)

***

По горам, по долам

Ходит шуба да кафтан (Баран)

***

Раскинулся золотой мост.

На семь сел, на семь верст. (Радуга)

***

Две сестры летом зелены,

К осени одна краснеет,

Другая чернеет. (Черная и красная смородина)

***

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

Пришли мужики без топоров,

Срубили избу без углов. (Муравейник)

***

Зимой греет, весной тлеет,

Летом умирает, осенью оживает. (Снег)

Читайте также:  Роль семьи в развитии ребенка на разных этапах онтогенеза

***

Летом в огороде

При любой погоде

Солнышко сияло,

У плетня стояло.

Солнышко погасло —

Получилось масло. (Подсолнух)

***

Подходила — грохотала,

Стрелы на поле метала.

Нам казалось, шла с бедой

Оказалось — шла с водой.

Подошла и пролилась,

Вдоволь пашня напилась. (Туча)

***

Черный, проворный

Кричит «крак»,

Червякам враг. (Грач)

***

Приказала их принцесса

Принести зимой из леса,

Принести зимой цветы,

А какие? Помнишь ты? (Подснежники)

***

Вроде ежика на вид,

Но не просит пищи.

По одежде пробежит —

И одежда чище. (Щетка)

***

Что за кнопочка?

Нажал,

У порога подождал,

И тебе открыли дверь:

Заходи, ты гость теперь. (Звонок)

***

Попало наше тесто

В горячее место.

Попало — не пропало.

Сдобной булкой стало (Печь)

Рекомендуем посмотреть:

Как развивать речь ребенка дошкольника

Загадки для детей о природе с ответами

Загадки для детей от 4 до 6 лет с ответами

Как с помощью сказки развивать речь ребенка

Как развивается речь ребенка

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник

Загадки для детей 6-7 лет

(подготовительная группа)

В праздник я приду ко всем,

Я большой и сладкий.

Есть во мне орешки, крем,

Сливки, шоколадки. (Торт)

Он живет в своей фольге,

Быстро тает он в руке.

Очень вкусен, очень сладок,

Мажет мордочки ребяток.

(Шоколад)

Я в стаканчике, рожке,

Вкусное и нежное.

Сделано на молоке,

Чаще — белоснежное.

В морозилках проживаю,

А на солнце сразу таю.

(Мороженое)

Взял я силу из плодов,

Сладких ягод, фруктов.

Для ребят я стать готов

Лучшим из продуктов.

Вы меня побольше пейте,

Наливайте, не жалейте! (Сок)

Мы в кондитерской шуршим

Фантиками яркими.

И на праздник мы хотим

К вам попасть с подарками.

(Конфеты)

Получился торт на славу,

Съем и крошки подберу.

В торт добавили приправу,

Не простую, а кору. (Корица)

Мы в пакете сто нулей

С маком замечаем.

Бабушка, чаек налей,

Их сгрызем за чаем.  (Баранки,

сушки)

В печке выпекся он смуглый,

Как баранка, тоже круглый.

Эту мягкую баранку

Съем на завтрак спозаранку.

(Бублик)

Их бабуля с сахарком

Выпекала, сладкие.

Первый вышел — словно ком,

А другие — гладкие. (Блины)

Мы с изюмом, миндалем

Их на пасху испечем.

А лепить их во дворе

Тоже любо детворе. (Куличи)

Может быть оно песочным,

А порой и с кремом.

Иногда бывает с сочным

Аппетитным джемом.

И безе бывает — крошкой,

А в глазурной кожуре

Может быть оно картошкой,

Только вовсе не пюре.

(Пирожное)

Мама, милая, ну где ты?

Доставай скорей сервиз.

Есть тягучие конфеты,

Называются «Кис-кис».

(Ириски)

Сверху — ромбиком узоры,

А начинка в них внутри.

Быстро чайные приборы

В кухне с полочки бери.

Их мы к чаю предлагаем

Деду и младенцу.

И в их честь мы называем

Часто полотенце. (Вафли)

Бабушка из сладких ягод

Наварила что-то.

И его нам хватит на год

К чаю и в компоты. (Варенье)

На варенье я похож,

Только перетерт.

К чаю ты меня возьмешь

И добавишь в торт. (Джем)

Я в стаканчике дрожу,

Будто я боюсь.

На десерт вам предложу

Свой приятный вкус. (Желе)

На витрине магазинной

Долго не скучаю.

Я подсолнечной, тахинной

Прихожу к вам к чаю. (Халва)

Очень ароматные,

Сладкие и мятные.

Сверху мы в глазурном глянце,

Словно в радостном румянце.

(Пряники)

Все мы — сыновья картошки,

Но для нас не надо ложки.

Мы хрустим, хрустим, хрустим,

Угостить ребят хотим. (Чипсы)

В кухне целый вечер скрежет —

Это мама свеклу режет,

И морковку, и картошку,

И огурчиков немножко.

Майонезом все зальет —

То-то будет вкусно!

И готова в Новый год

Славная закуска. (Салат,

винегрет)

И уха он, и бульон,

Щи, рассольник — тоже он.

Он гороховый, капустный

И, конечно, очень вкусный.

(Суп)

Я готовлюсь на кострах,

Иногда в глуши лесной.

Жарюсь там на шампурах,

Вкусный, сочный и мясной.

(Шашлык)

Бабушка достанет банку

С гречкой, рисом или манкой.

Вскипятит потом бабуля

С молоком крупу в кастрюле.

Ешьте, ешьте утром, дети,

Лучшую еду на свете! (Каша)

Бабушка наварит внукам

Суп с морковкой, свеклой,

луком.

Внуки скушают прекрасно

Со сметаной супчик красный.

(Борщ)

Масло я на хлеб кладу

И дырявую еду.

Чем в ней больше круглых

дыр,

Тем богаче будет пир.

Вот кусочек — красота –

Желтый, твердый, нежный.

Это мышкина мечта!

И моя, конечно. (Сыр)

Мы порой как будто ушки,

Бантики, рожки, ракушки.

Любят взрослые и дети

И колечки, и спагетти.

А добавь в нас тертый сыр –

Будет настоящий пир.

(Макароны)

Прицепились к паровозу

Вкусные вагончики.

Каждый ароматен, розов,

Сочные батончики.

Все мясные, в толстой шкурке,

И вчера достались Мурке.

(Сосиски, сардельки)

Терпкой горечью приправит

Шашлыки на ужин.

И здоровье тем поправит,

Кто лежит простужен.

Хоть спина огнем горит,

Вылечит она бронхит.

(Горчица)

Вот ромашка в сковородке,

Только это не цветок.

Желтый круг у ней в середке

Называется желток.

А белок идет вокруг.

Ну-ка съешь ее, мой друг!

(Яичница)

Он на грядке у бабули

Рос зелененьким в июле.

В Новый год его бы надо

Нам достать из маринада.

(Огурчик)

В крупных шишках нас найдете

На сосне сибирской.

Нас пощелкайте — нальетесь

Силой богатырской! (Кедровые

орехи)

Он ржаной бывает, минский,

Дарницкий и бородинский.

С ним так вкусно есть борщи!

(Черный хлеб)

Он батоном иль буханкой

Нас накормит спозаранку.

С ним и тост, и бутерброд

Так и просятся к нам в рот.

(Белый хлеб)

Мы на хлеб его намажем

И добавим к разным кашам.

Им мы каши не испортим —

Поговорка вторит всем.

Коль его добавим в тортик,

То получим сдобный крем.

(Масло)

Эту вкусную еду

Я в лесу всегда найду.

Их мы с бабушкой пожарим,

И посолим, и отварим. (Грибы)

В белоснежном он халате

Лечит всех больных в палате.

Если вдруг беда случится,

То на «скорой» он примчится.

Папа знает медицину,

Все лекарства и вакцины.

(Врач, доктор)

Мы поднимемся по трапу

И в салоне встретим папу.

Он готов войти в кабину,

В небеса поднять махину.

Ведь уже десятый год

Папа водит самолет. (Летчик,

Читайте также:  Работа с родителями о развитии речи ребенка

пилот)

Вьется стружка над станком,

Папа с техникой знаком.

Он из дерева и стали

Ловко выточит детали,

Даже сделает игрушки

Для меня и для Ванюшки.

(Токарь)

Плохо греют батареи

Или кран закапал?

Вы звоните в ЖЭК скорее,

Вызывайте папу!

У него есть инструмент,

Папа чинит всё в момент!

(Слесарь-сантехник)

Состав готов, звучит гудок,

Поехал поезд на восток.

Мелькают шпалы и столбы,

Березки, ели и дубы.

И папа мой ведет состав,

Совсем за сутки не устав.

(Машинист)

Могут днем и даже ночью

Папу вызвать очень срочно.

Если что-то загорится,

Папа мой тотчас примчится!

Он недавно из огня

Вывел первоклашек.

Вот так папа у меня!

До чего бесстрашен!

(Пожарный)

Вот в скафандре смелый папа,

Он идет в ракету.

Перед ним снимают шляпу

Люди всей планеты.

Для него совсем не новость,

Что такое невесомость!

(Космонавт, астронавт)

Стучат колеса — ту-ту-ту! –

Игрушка мчится под тахту!

Вся комната — огромный мир,

От шкафа до дивана.

Здесь у одной стены – Памир,

А у другой –  Балканы.

 (Железная дорога с поездом)

Я во двор его беру

Погонять с друзьями.

Начинаем мы игру,

Бьем его ногами.

Иногда и головой

Пробиваем угловой.

(Футбольный мяч)

Я вчера пугал бабулю,

Та вздыхала: «Ох!» и «Ах!»

Заряжал я в дуло пули,

А потом стрелял: «Пиф-паф!»

«Ничего себе игрушка!» –

Удивляется старушка.

(Игрушечный пистолет с

пульками)

Сам я из второго класса,

Но сегодня я моряк.

Есть игрушка из пластмассы,

У нее на мачте флаг.

Мы по лужам-океанам

Поплывем к далеким странам.

(Игрушечный кораблик)

Он крылатый, словно птица,

И мечтает в небо взвиться.

Есть шасси и фюзеляж,

Мишка с куклой — экипаж.

Только почему-то дома

Нет совсем аэродрома!

(Игрушечный самолет)

Папа знает всё на свете —

Как на небе Солнце светит,

Про молекулу и атом

Может рассказать ребятам.

Знает всё про ультразвук.

Папа — кандидат наук! (Ученый-

физик)

Папа у меня — герой!

Ходит в форме, с кобурой!

Посреди ночного мрака

Где-то кража или драка?

Сразу по «02» звоните,

Папу моего зовите!

(Милиционер)

Осень, лето ли, зима,

Зной иль снег идет —

Может возводить дома

Папа круглый год! (Строитель)

Не замерзнет папа мой,

Папе жарко и зимой.

Проберется к полюсам

На широких лыжах,

Чтоб к научным чудесам

Оказаться ближе. (Полярник)

Папа мой не по дорожке

Ходит, а по скалам,

У него ботинки-кошки,

Багажа немало —

Ледоруб, и альпеншток,

И страховочный моток.

(Альпинист)

Бывало, тучи шли угрюмо,

И мачту сильный шторм

срывал,

Вода хлестала в щели трюма,

Но папа не бросал штурвал.

А в бурю папа всех спасает,

Спускает за борт шлюпки,

Но сам в беде не покидает

Он корабельной рубки.

(Капитан)

Камешки лежат в коробке,

Каждый мне давно знаком.

Папа шел по горной тропке,

Отбивал их молотком.

И в коллекции хранит

Мрамор, уголь и гранит.

(Геолог)

Если где-то наводненье,

Извержение вулкана,

Взрыв, обвал, землетрясенье,

Будет папа неустанно

Пострадавших выручать

И в беде им помогать.

(Спасатель)

Пошел служить мой друг во

флот,

На корабле теперь плывет.

И, хоть волна идет горой,

На палубе стоит герой.

На нем морская форма,

Он не боится шторма. (Матрос,

моряк)

Его машина вся в броне,

Как будто черепаха.

Ведь на войне как на войне,

Здесь не должно быть страха!

Ствол орудийный впереди:

Опасно! Враг, не подходи!

(Танкист)

Он поднимает в небеса

Свою стальную птицу.

Он видит горы и леса,

Воздушные границы.

Зачем летит он в вышину?

Чтоб защитить свою страну!

(Военный летник, пилот)

Он защищает поле ржи,

И рощу, и дубраву.

Оберегает рубежи

Далекая застава.

А долг военного такой:

Хранить покой и твой, и мой.

(Пограничник)

У паренька сбылась мечта —

Пришел служить он в роту.

Теперь стреляет: «Тра-та-та!»

Из пушки, миномета.

Недавно служит паренек,

Но самый лучший он стрелок.

(Артиллерист)

Был ранен молодой солдат

На поле утром рано.

А он забрал его в санбат

И обработал раны.

Извлек из тела смельчака

Опасные осколки.

Была тверда его рука:

«Живи, братишка, долго!»

(Военврач)

В этой форме темно-синей

Защищает он страну,

И в огромной субмарине

Опускается ко дну.

Охраняя океан,

Был в портах десятка стран.

(Подводник)

Спешит по вызову отряд,

Готовый разыскать снаряд

И на пшеничном поле,

И в транспорте, и в школе.

Боец отряда очень смел —

Три мины разрядить сумел.

(Сапер)

Крепкий прочный парашют

За спиной его раскрылся,

И за несколько минут

Он на землю опустился.

Он пройдет и лес, и брод,

Но противника найдет.

(Десантник)

Ох, какой у мамы цех!

Ароматный, сладкий!

Мама сахар и орех

Сыплет в шоколадки.

Здесь порядок, чистота,

Не работа — красота!

(Кондитер)

Доброты, тепла души

Мамочке не жалко.

Ждут мамулю малыши —

Вася, Маша, Галка,

Паша, Сеня и Марат —

Ждет ее весь детский сад!

(Воспитатель).

В школе я ученый самый —

Повезло мне очень с мамой.

От нее узнают дети

На уроке всё на свете.

Станут лучше и умней,

Справедливей и добрей.

(Учитель)

Приготовит мама суп

Малышам из разных групп,

Ловко вылепит котлеты

И нарежет винегреты.

И с такой умелой мамой

Я бываю сытый самый!

(Повар)

Мама всех важней, поверьте!

С толстой сумкой ходит мама.

Принесет письмо в конверте,

Бандероль и телеграмму.

Люди маму очень ждут,

Уважают мамин труд!

(Почтальон)

Здесь особенное царство:

В нем живут одни лекарства,

Мимо ваты, йода, шприцев

Мама ходит, как царица.

(Аптекарь, провизор, фармацевт)

Есть у мамы-мастерицы

Тушь, румяна, пудра, клей.

И меняет мама лица

Исполнителям ролей.

Из красотки Бабку-Ёжку

Нужно сделать? Не вопрос!

Мама помудрит немножко

И кривой приладит нос.

(Гример)

Нужно маме для работы

На пюпитр поставить ноты.

Маму только попроси,

И сыграет: «Ми, соль, си!»

Я скажу ребятам гордо:

«Мама знает все аккорды!»

(Музыкант)

Он бывает очень острым

И рисует ярко, пестро.

Грифелёк со всех сторон

Древесиной окружен.

Это друг надежный ваш

И художник — … (карандаш)

Нарисует он картину

И раскрасит Буратино,

Он напишет объявленье

И открытку-поздравленье.

Рисовать плакаты мастер

Яркий тоненький…

Читайте также:  Развитие ребенка аутиста с 4 лет

(фломастер)

Познакомимся: я — краска,

В круглой баночке сижу.

Вам раскрашу я раскраску,

А еще — картинки к сказке

Нарисую малышу.

Ярче я, чем карандаш,

Очень сочная… (гуашь)

Источник

Татьяна Кывыржик
Методический час «Загадки как средство развития речи»

Чем выше общее развитие ребенка, тем лучше развита его речь.

Наблюдение за словарём детей старшего дошкольного возраста показывают, что, хотя к моменту поступления в школу практически они овладевают системой грамматических и синтаксических форм языка, их речь несовершенна, словарь беден.

Бедность словаря заключается не только в отсутствии многих лексико-грамматических категорий в активном словаре ребенка, но и в неправильном словоупотреблении, в непонимании разных значений слов, переносных значений. Между тем способность различать в слове несколько значений, умение понимать переносное значение слов, метафоры языка и художественные метафоры надо развивать у детей уже в дошкольном возрасте.

Очень полезно отгадывать с детьми загадки. Своеобразное состязание и получение результата вызывает у ребенка радость. Однако, чтобы процесс отгадывания имел развивающий эффект, нужно научить детей выделять указанные в загадке признаки неизвестного объекта и сопоставлять их между собой. Неумение выполнять эти действия затрудняет поиск правильного ответа.

Часто дети «строят» отгадку на основе какого-нибудь одного, наиболее яркого и понятного признака или же, наоборот, учитывают все признаки, кроме одного, но очень важного. В результате загадка остаётся неразгаданной.

Для правильного обоснованного ответа ребёнок должен исходить из того, сто все приведённые признаки одинаково значимы.

Если дошкольник затрудняется найти решение, не нужно сразу сообщать ему ответ, даже в том случае, если он просит об этом. Подсказки лишают детей возможности думать, логически мыслить. Они привыкают к готовым ответам и постепенно теряют интерес к загадкам.

Следует помнить: важен не быстрый ответ, а процесс разгадывания, который развивает мышление ребёнка.

Педагоги-психологи установили, что обучение дошкольников разгадыванию загадок можно начинать с трёх лет.

В этом возрасте нецелесообразно предлагать народные загадки. Малыши понимают всё буквально, им непонятны иносказания. Поэтому первые загадки для детей трёх-четырёх лет – это вопросы типа: где у зайки носик? Кто спрятался под платочком? Как кричит петушок? В таких загадках ответ лежит на поверхности.

Подойдут даже загадки, которые обращают внимание детей на хорошо знакомые им предметы: на любимые игрушки, на домашних животных и др.

Мохнатенькая, усатенькая,

Молочко пьёт, песенки поёт.

(Кошка.)

Маленький, беленький,

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык.

(Зайчик.)

Простые загадки содержат наиболее типичный признак, например голос животного.

На заборе сидит,

«Ку-ка-ре-ку!» кричит.

(Петух.)

Очень любят дети загадки-рифмовки, например:

Апельсины и бананы

Очень любят… (обезьяны).

Встаёт на заре,

Поёт на дворе,

На голове гребешок

Кто же это? (Петушок.)

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын… (жираф).

Польза от таких словесных игр-загадок огромная: они будят фантазию, развивают интеллект.

Для детей постарше и загадки должны быть сложнее.

Не колючий, светло-синий,

По кустам развешан… (иней).

Злая, как волчица.

Жжётся, как горчица!

Что это за диво?

Это же… (крапива).

В колючках ёж и ёрш,

Но сразу разберёшь:

Кто ёжится, тот… (ёж,

А кто ершится… (ёрш).

Есть загадки, при решении которых не помогут ни богатый жизненный опыт, ни энциклопедические знания. Они одинаково трудны и для детей, и для взрослых. Это загадки на смекалку, наблюдательность и интуицию. Они всегда труднее «честных» загадок.

Такие загадки учат ребёнка мыслить нестандартно, развивают чувство юмора, в них всегда есть лукавство, подвох, недоговорённость, многозначность.

• О чего плавает утка? (От берега.)

• За чем язык во рту? (За зубами.)

• Хвост, усы, лапы, уши как у кошки, но это не кошка. Кто это? (Кот.)

• Какой рукой лучше размешивать чай? (Чай лучше размешивать ложкой.)

• Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышку? (Пять минут.)

Некоторые необычные загадки имеет смысл предлагать детям, которые уже знают буквы и могут на слух выделить в словах отдельные звуки. Они подведут ребёнка к важной мысли: каждая буква должна стоять на своём месте, а замена одной буквы на другую не только меняет смысл слова, но и превращает всю фразу в смешную бессмыслицу. После чтения такой загадки сначала можно посмеяться над комичностью ситуации, а потом найти «заблудившуюся» букву и расставить всё по своим местам.

Жучка будку не доела: неохота, надоело.

Тает снег. Течёт ручей. На ветвях полно врачей.

На болоте нет дорог. Я по кошкам скок да скок.

Посмотрите-ка, ребятки, раки выросли на грядке.

Мама с бочками пошла по дороге вдоль села.

Закричал охотник: «Ой! Двери гонятся за мной!»

Сели в ложку и – айда! – по реке туда-сюда!

Не менее интересно и полезно для дошкольника сочинять собственные загадки. Родители могут сами научить этому ребёнка, например, спросить во время прогулки: «Маленький, серенький, по веточкам прыгает и чирикает. Кто это?» Конечно, воробей. Подобные описательные загадки по силам сочинять даже детям трёхлетнего возраста. Правда, ребёнку не сразу удаётся правильно сформулировать вопрос – он вносит отгадку в текст загадки: «У зайчика короткий хвостик и длинные ушки. Кто это?» Взрослый должен объяснить: важно выделить характерную особенность того животного, о котором составляется загадка, но не называть его. Например, если сказать «Большой зверь, живёт в лесу», то придётся долго перечислять всех лесных животных. А если добавить, что зверь любит лакомиться мёдом, сразу станет ясно, что речь идёт о медведе.

Играя в такую «сочинительную» игру на прогулке, дети и взрослые по очереди могут загадывать друг другу загадки о встреченных предметах («Едет, гудит, людей везёт. Что это?»)

Недопустимо смеяться и критиковать загадки ребёнка, какими бы глупыми и нелепыми они вам ни казались. В любом случае это огромная работа ума, поиск нужных слов, искренность и непосредственность. За такую работу нужно обязательно хвалить.

Примитивность детских загадок идёт чаще всего от недостатка жизненного опыта, от скудости знаний о себе и окружающем мире. Чем больше мы отгадываем и сочиняем загадок вместе с ребёнком, тем большее количество информации он усваивает.

Загадка даёт как бы словесный портрет предмета, явления, характеризует их с новой, неожиданной стороны, поэтому она полезна и увлекательна.

Источник