Роль семьи в развитии ребенка на разных этапах онтогенеза

Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Общение ребенка со взрослыми является основополагающей детерминантой психического развития и психического здоровья детей. В ситуации нормального эмоционального общения ребенка с матерью к 3 годам у детей формируется чувство «Я», т.е. восприятие себя как отдельного индивида, постепенно уменьшается чувство зависимости от родителей. При частых и длительных разлуках с матерью (помещение в ясли или в санаторий) у детей раннего возраста нарастает потребность в привязанности, что может привести к появлению невротических реакций. В среднем лишь к 3 годам у ребенка появляется желание «расстаться» с матерью и стать более независимым. Кроме того, в этом возрасте уже возникает стойкая потребность в общении со сверстниками, в совместных играх с другими детьми.

В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья. По мере взросления роль семьи в развитии ребенка постепенно уменьшается, особенно сильной она является в первые годы жизни ребенка. В младенчестве преимущественное влияние на ребенка оказывает мать или тот человек, который ее заменяет, кто непосредственно ухаживает за ребенком и постоянно общается с ним. В целом семья начинает активно воздействовать на ребенка примерно с раннего возраста, когда он овладевает речью, прямохождением и получает возможность вступать в разнообразные контакты с разными членами семьи. В ранние годы семейное воспитательное воздействие в основном сводится к разнообразным влияниям на эмоциональную сферу ребенка, а также на его внешнее поведение: подчинение элементарным дисциплинарно-гигиеническим нормам и правилам. В дошкольном возрасте к описанным семейным воздействиям добавляются те, которые направлены на воспитание у ребенка любознательности, настойчивости, адекватной самооценки, стремления к утехам, отзывчивости, общительности, доброты, а также нравственных качеств личности, которые прежде всего проявляются в отношениях к людям: порядочность, честность и др. Здесь участие в воспитании ребенка начинают принимать не только взрослые люди, но и сверстники. С поступлением в школу воспитательное влияние семьи несколько ослабевает за счет того, что с ней успешно начинает конкурировать школа. Значительную часть времени ребенок теперь проводит вне семьи среди учителей и сверстников, общаясь с ними в различных ситуациях и по разным поводам. Воздействие семьи на личностное развитие ребенка становится не только относительно меньшим, оно меняется качественно. Взрослые члены семьи сознательно сосредоточивают свое внимание на воспитании у ребенка таких качеств личности, которые необходимы для успешного учения и общения с различными людьми в школе и вне дома. За время обучения в младших классах влияние шкоды и семьи тем не менее остается примерно одинаковым. В подростковом возрасте ситуация радикальным образом изменяется. Личностно-развивающее влияние школы и внешкольного общения по сравнению с воздействием внутрисемейного общения усиливается, и подростничество в этом плане является переходным периодом от детства к взрослости. Часть детей подросткового возраста по-прежнему остается под сильным и доминирующим воспитательным влиянием семьи, часть уходит из-под него уже в начале подросткового возраста. Поэтому и в плане индивидуальных различий этот возраст также представляется переходным и одним из наиболее сложных. Если близкие для ребенка члены семьи относятся к нему с должным пониманием, если между подростком и его родителями (дедушками, бабушками, братьями, сестрами и др.) установились добрые, доверительные отношения, то семья еще на протяжении длительного периода взросления может оставаться доминирующим институтом положительных социально-психологических влияний. С переходом в ранний юношеский возраст воздействие внесемейных институтов воспитания начинает преобладать над семейными для абсолютного большинства детей. Дальнейший процесс развития личности ребенка, начиная с этого времени, приобретает сугубо индивидуальные черты и прямо зависит от круга людей, с которыми общается, а также от ситуаций, в которых разворачивается общение, и от его характера.

Дата добавления: 2015-06-16; просмотров: 2008; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8626 — | 8185 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Роль семьи в развитии ребенка на разных стадиях онтогенеза

26 марта 2018

В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья. По мере взросления роль семьи в развитии ребенка постепенно уменьшается. Особенно сильной она является в первые годы жизни ребенка.

В младенчестве преимущественное внимание на ребенка оказывает мать или тот человек, который ее заменяет, кто непосредственно ухаживает за ребенком и постоянно общается с ним.

В ранние годы семейное воспитательное воздействие в основном сводится к разнообразным влияниям на эмоциональную сферу ребенка, а также на его внешнее поведение: подчинение элементарным дисциплинарно – гигиеническим нормам и правилам.

В дошкольном возрасте к описанным семейным воздействиям добавляются те, которые направлены на воспитание у ребенка любознательности, настойчивости, адекватной самооценки, стремления к успеху, отзывчивости, общительности, доброты, а также нравственных качеств личности, которые проявляются в отношениях к людям: порядочность, честность. Здесь участие в воспитании ребенка начинают принимать не только взрослые, но и сверстники.

С поступлением в школу воспитательное влияние семьи несколько ослабевает за счет того, что с ней успешно начинает конкурировать школа. Значительную часть времени ребенок проводит вне семьи среди учителей и сверстников, общаясь с ними в различных ситуациях и по разным поводам. Воздействие семьи на личностное развитие ребенка становится не только относительно меньшим, оно меняется качественно. Взрослые члены семьи сознательно сосредотачивают свое внимание на воспитании у ребенка таких качеств личности, которые необходимы для успешного учения и общения с различными людьми в школе и вне дома. За время обучения в младших классах влияние школы и семьи, тем не менее, остается примерно одинаковым.

         В подростковом возрасте ситуация радикальным образом меняется. Личностно – развивающее влияние школы и внешкольного общения по сравнению с воздействием внутрисемейного общения усиливается, и подростковый возраст в этом плане является переходным периодом от детства к взрослости. Если близкие для ребенка члены семьи относятся к нему с должным пониманием, если между подростком и его родителями (дедушками, бабушками, братьями, сестрами и т.д.) установились добрые и доверительные отношения, то семья еще на протяжении длительного периода взрослении я может оставаться доминирующим институтом положительных социально – психологических влияний. Если эти отношения далеки от от описанных, противоречивы и конфликтны, то семья может утратить свою положительную роль уже в самом начале подросткового возраста, и тогда еще слабый в личностном плане полуребенок может оказаться в сфере далеко не самых лучших влияний улицы.

         С переходом в ранний юношеский возраст воздействие внесемейных институтов воспитания начинает преобладать над семейными для абсолютного большинства детей. Дальнейший процесс развития личности ребенка, начиная с этого времени, приобретает сугубо индивидуальные черты и прямо зависит от круга людей, с которыми общается юноша или девушка, а также от ситуаций, в которых разворачивается общение, и от его характера.

Источник

Семья — первая среда, в которой ребенок начинает жить, и которую он воспринимает. Большую роль играет социальное и экономическое положение семьи, род занятий и уровень образованности родителей, внутрисемейная атмосфера. Именно их воздействие, накапливаясь, формирует личность ребенка, делая его индивидуальностью.

Семья играет существенную роль на протяжении всей жизни человека. Ее влияние семьи становится кардинальным при определении и исполнении ребенком семейных ролей.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

Жизнь младенца полностью зависит от ухаживающего за ним взрослого. Всей организацией жизни ребенок принужден к максимальному общению со взрослым. Основное содержание общения между взрослым и ребенком – обмен выражениями внимания, радости, жестов, слов и т.д. О решающей роли общения в психическом возрасте свидетельствует так называемое явление «госпитализма». Нарушениями психомоторного развития детей, воспитывающихся вне семьи, занимался Р. Шпиц (наблюдал за развитием детей в одном из приютов и одновременно в яслях при женской тюрьме. Дети из яслей имели одно преимущество, за ними ухаживали их собственные матери. Годовалые дети из приюта вели себя навязчиво и пугались незнакомых людей, у ясельных детей основная проблема была связана с их нарастающей любознательностью и предприимчивостью). Р. Шпиц объяснял подобные нарушения развития разрывом контакта с биологической матерью. Российские психологи и педиатры причину госпитализма определили как дефицит общения, но симптомы госпитализма могут возникнуть и при ранней разлуке (помещение ребенка в больницу) и даже в семье.

Трудными для установления взаимодействиями с ними оказываются младенцы, относящиеся к группе риска по биологическим, медицинским показателям, а также дети с «трудным» темпераментом. Поведение детей группы риска в первые месяцы характеризуется синдромом «дефицитарности ключевых сигналов»: улыбаются в более поздние сроки, отсутствует инициатива в контакте со взрослым, ответная реакция очень слаба, избегают эмоционального и зрительного контакта. В первом полугодии наблюдается доминирование отрицательных эмоций и высокая утомляемость. Выделены и матери группы риска: депрессивные, с психическими заболеваниями и т.д.

Характерные изменения поведения со стороны ребенка и со стороны матери могут привести к нарушениям взаимодействия в системе «мать — младенец».

Для нормального развития ребенка, в общении у взрослых и детей должны выработаться определенные принципы общения:

1. Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.

2. Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.

3. Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

Родители должны любить и принимать ребенка таким, какой он есть, а не за что-то определенное (безусловная любовь). Бывает так, что ребенок может вообще не приниматься родителями или отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но также может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.), необязательно родители это осознают; бывают подсознательные моменты (например, мама красива, а девочка некрасива и замкнута. Ребенок раздражает ее).

Исследования показывают, что на протяжении раннего и дошкольного детства главным фактором формирования личности также является взрослый человек, поддержка и одобрение которого является необходимым условием «уравновешенности» ребенка с окружающей средой, переживания им эмоционального благополучия.

В подростковом возрасте очень важно интимно-личностное общение. Доверие, уважение, понимание, любовь – то, что должно присутствовать в отношениях с родителями

Наблюдается тенденция к независимости по мере того, как они готовятся к самостоятельной жизни и семья должна к этому приспособиться. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка.

Главная особенность подростка – личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.

Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи – жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным.

Насколько благополучно происходит это взаимоприспособление родителей и взрослеющих детей в большей степени зависит от стиля родительского поведения и динамики семьи. Большинство семей успешно справляются с этим переходным периодом, пересматривая роли и сохраняя при этом сплоченность, гибкость и открытость в общении. По мере ослабления роли семь возрастает роль сверстников и значимых других. Эмоциональная поддержка, которую подростки получают от них, чрезвычайно важна для развития социальных навыков.

Дружба и отношения со сверстниками становятся «дорогой жизни» для подростков. Сначала друзья выбираются среди себе подобных и разделяющих их ценности. В отрочестве дружеские связи строятся на внешности и статусе. В юности – более серьезный выбор, который отражает ценности индивидуума. Эриксон главной задачей юности считал формирование эго-идентичности. Джейм Марсия модифицировал теория Эрика Эрикосна и выделил 4 стадии формирования идентичности через которые юноши и девушки могут проходить в процессе развития своей идентичности:

1. статус предрешенности – связали себя обязательствами, но кризис идентичности не прошли;

2. статус диффузии – не прошли через кризис и не связали никакими обязательствами;

3. статус моратория – пережили кризис и пытаются определиться в отношении самого себя и будущего;

4. статус достижения идентичности – успешно прошли кризис и самостоятельно приняли на себя обязательства.

На статус идентичности влияют различные факторы, включая социальные ожидания, Я – образ, реакции на стресс.

Зрелая личность – человек, который прошел кризис, выработал свои взгляды, помогающие немного отойти от семьи и заниматься собственным трудом.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Можно выделить 4 тактики воспитания:

1. Диктат — подавлении поведения одними членами семейства (преимущественно взрослыми), инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители, должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали и т.д. Однако насилие со стороны родителей сталкивается с сопротивлением ребенка, который отвечает на принуждение и угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности.

2. Опека — родители, обеспечивая всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот и усилий. В центре воспитания – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители «блокируют» процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Такие дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. Они начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Результат: отсутствует самостоятельности, инициативы.

3. «невмешательства»- строится на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей. Сосуществуют два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию.

4.Сотрудничество — опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

Выделяют также 3 стиля семейного воспитания:

1. Демократический — прежде всего, учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия».

2. Авторитарный — родители навязывают свое мнение ребенку. Стиль «подавления».

3. Попустический — ребенок предоставляется сам себе. Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих.

Специфические условия для воспитания складываются в так называемой неполной семье, где отсутствует один из родителей. Мальчики гораздо острее, чем девочки, воспринимают отсутствие в семье отца; без отцов они часто бывают задиристыми и беспокойными.

Распад семьи отрицательно влияет на отношение между родителями и детьми, особенно между матерями и сыновьями. В связи с тем, что родители сами испытывают нарушение душевного равновесия, им обычно недостает сил, чтобы помочь детям справится с возникшими проблемами как раз в тот момент жизни, когда те особенно нуждаются в их любви и поддержке.

После развода родителей мальчики нередко становятся неуправляемыми, теряют самоконтроль, проявляя одновременно завышенную тревожность. Эти характерные черты поведения особенно заметны в течение первых месяцев жизни после развода, а к двум годам после него сглаживаются. Такая же закономерность, но с менее выраженными отрицательными симптомами наблюдается в поведении девочек после развода родителей.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник