Взаимодействие семьи и учреждений образования в развитии ребенка

Взаимодействие семьи и учреждений образования в развитии ребенка thumbnail

Библиографическое описание:

Беседина А. Ф. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в современных условиях [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 21-24. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13318/ (дата обращения: 17.03.2020).



В статье автор раскрывает суть взаимодействия образовательного учреждения с родителями.

Ключевые слова: детский сад, воспитатели, работа, родители, формы работы

Актуальность данной темы в том, что сегодня в условиях ФГОС только вместе с родителями можно результативно решать такие проблемы, как выбор программы для ребёнка, предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью, семье, образованию.

В условиях введения Федерального Образовательного Стандарта дошкольного образования на дошкольные учреждения и семьи воспитанников возлагаются ответственные социальные задачи, и основное условие ФГОС ДО — это взаимодействие коллектива педагогов с семьёй, а одним из принципов является принцип партнёрства. «Без семьи — я имею ввиду образовательные учреждения — мы были бы бессильны», —писал В. А. Сухомлинский.

В современных условиях выросла потребность во взаимодействии двух педагогических систем, возрос уровень требований родителей к образовательным учреждениям, педагогов к родителям, формируется практика привлечения родителей к управлению образовательными учреждениями.

Информация общества открывает большие возможности совершенствования семейного и дошкольного воспитания.

Работа родителей вторгается в семейное пространство, квартира и дом превращаются в «домашний офис». Поэтому нарушаются семейные отношения. Нет совместного общения детей и взрослых. Возникает утрата семейных ценностей и традиций.

Взаимодействие семьи и детского сада с точки зрения родителей в том, что родители поддерживают эпизодические связи: посещение родительских собраний, праздников, участие в подготовке мероприятий (по мере возможности).

Качество жизни ребёнка напрямую связано с тем, какие условия существуют в семье, системе образования, в окружающей среде.

Общая культура родителей, ценностные ориентации семьи, умение и желания передавать их детям являются основой духовного развития ребёнка.

Детский сад — первый социальный институт, первое социальное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. И именно от качества дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Сегодня перед детскими садами стоит сложная задача — привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от скучных шаблонов.

К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьёй, которые принято считать традиционными. Условно их можно разделить: наглядно-информационные, коллективные, индивидуальные.

Эти формы работы проверены временем. Их классификация, содержание, структура, эффективность описаны во многих научных и методических источниках.

Анализ традиционных форм показывает, что ведущая роль в организации работы с семьёй отводится педагогу. При добросовестном выполнении они полезны и необходимы до сих пор. В то же время следует отметить, что в современных условиях эти формы работы больших результатов не дают, так как невозможно разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально.

В настоящее время российское дошкольное образование переживает момент перемен. Поводом для этого послужило изменение в Законе об образовании Российской Федерации и сопутствующий ему Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования.

На современном этапе реформирования образования дошкольное образовательное учреждение представляет собой комплексную систему как материальных, так и духовных взаимосвязей, основанных на правовых и нравственных нормах. Поэтому особое внимание в обеспечении устойчивости и развития всей системы уделяется внешним факторам, обеспечивающим успешное воспитание детей дошкольного возраста.

Произошли изменения и в жизни образовательных учреждений. Педагогические коллективы постепенно начали признавать право родителей на их включения в дела учреждения. Педагоги совместно с родителями выбирают программы, изыскивают ресурсное обеспечение инновационных преобразований.

Центральное место в формировании личности ребёнка занимает семья. По мнению исследователей, именно от неё на 70 % зависит, каким вырастет человек, какие черты характера формируют его натуру. Семья имеет приоритет как основной источник социализации и обладает огромными возможностями в формировании личности, поэтому так велика ответственность семьи за воспитание детей. Признание авторитета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество — это общение «на равных». Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляются ничьи свободы, оно служит проявлению истинных отношений.

Новые задачи предполагают открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями и другими социальными институтами, превращающие дошкольные учреждения на современном этапе в открытую образовательную систему с более гибким и свободным процессом воспитания. Новые задачи диктуют и новые формы работы:

‒ круглые столы по любой теме;

‒ собеседования, диагностики, опросы, анкетирования;

‒ тематические выставки;

‒ консультации специалистов;

‒ устные журналы;

‒ почта и телефон доверия;

Читайте также:  У ребенка риск развития астмы

‒ конкурсы семейных талантов;

‒ семейные спортивные встречи;

‒ семейные проекты «Наша родословная»;

‒ родительская гостиная;

‒ интернет- технологии.

Преимущество новой системы взаимодействия детского дошкольного учреждения с родителями неоспоримы и многочисленны:

‒ это учёт индивидуальности ребёнка;

‒ положительный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;

‒ родители самостоятельно могут выбрать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребёнка, которое они считают нужным;

‒ укрепление внутри семейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий;

‒ возможность реализации единой программы воспитания и развития ребёнка в дошкольном учреждении и в семье;

‒ возможность учёта типа семьи и стиля семейных отношений, что раньше было нереально.

Сейчас удаётся избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьёй.

Взаимосвязь детского сада с семьёй можно осуществлять по- разному, важно только избегать формализма. Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать отношение в семье, настроение и ожидание родителей от пребывания ребёнка в детском саду.

Работа с родителями — это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача, но, когда дело доходит до воспитателя, многие считают себя грамотными в этих вопросах, имеют своё видение проблемы и способа её решения, не принимая во внимание опыт и образование педагога.

Для этого необходимо, чтобы администрация поддерживала авторитет педагога, демонстрировала перед родителями то, что она высоко ценит его знания, умения, опыт, педагогические достижения.

Система педагогического просвещения призвана помочь родителям познать их роль, характер отношений с детьми, а уже потом обучаться конкретным приёмам. Это хорошо понимали А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский. Последний создал целую систему обучения родителей всех возрастов. «Родители учатся чувствовать и выражать безусловную любовь к детям, а дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»,- отмечал В. А. Сухомлинский.

Сейчас педагог осуществляет взаимодействие с семьёй в новых изменившихся условиях. Изменилась семья как педагогическая система, социокультурная среда, родители, дети. Современный педагог должен учитывать всю совокупность факторов, существующих в семье и оказывающих влияние на развитие, формирование личности ребёнка.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители: они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детском возрасте, а все другие социальные институты призваны помогать, поддерживать, направлять, дополнять их воспитательную деятельность. «Семейный коллектив, где ребёнка вводят в мир зрелости и мудрости старших,- это такая основа детского мышления, которую не может заменить в этом возрасте никто». (В. А. Сухомлинский).

В современных условиях жизни формируется воспитательная система дошкольного коллектива, в которой основой являются родители, воспитанники педагоги.

Родители являются субъектами педагогического процесса, активно влияют на жизнедеятельность детского сада, и, когда они составят единое целое в этой системе, тогда будут достигнуты высокие результаты в воспитании детей, будут раскрыты возможности каждого ребёнка, сформируются жизненные навыки, которые помогут успешной социализации личности.

Для того чтобы педагогический процесс был оптимальным и результативным, необходимо выстроить единое педагогическое поле с равноправными участниками: ребёнок, педагоги, семья.

Поэтому деятельность педагогов и родителей в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и поможет взрослым понять индивидуальные особенности детей.

Литература:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.№ 273-ф3- М.:ТЦ СФЕРА, 2014.
  2. Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования- М.: Центр педагогического образования, 2014.
  3. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. Киев. Род. Школа,- М.:1987.
  4. Бутырина Н. М. Технологии новых форм взаимодействия ДОУ и семьи. — М.: «Белгор. Гос. ун-т»,2009.
  5. Доронова В. М. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей.- М.: «Просвещение», 2011.
  6. ЛобанокТ. С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй.- М.: «Белый ветер», 2011.
  7. Воспитатели и родители: Из опыта работы. М.: «Просвещение»,1991.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, детский сад, семья, форма работы, воспитание детей, дошкольное учреждение, педагог, дошкольное образование, дошкольный возраст, педагогический процесс.

Похожие статьи

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании

дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, детский сад, ребенок, воспитательный процесс, открытость, педагог, семья. Создание системы взаимодействия с родителями воспитанников…

Педагогическое сопровождение и помощь родителям

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Читайте также:  Сделать своими руками для развития ребенка 5 лет

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного

Выделяются цель и задачи педагогов дошкольного образовательного учреждения при работе с родителями, уделяется внимание педагогическому просвещению родителей и методам работы с ними.

Нетрадиционная форма социализации детей раннего возраста

Рубрика: Педагогика детей раннего возраста. Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.

Семья же должна рассматривать детский сад как своего друга в деле воспитания ребенка.

Педагогические условия подготовки детей к школе…

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Основы взаимодействия ДОО и семьи в условиях реализации ФГОС

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Взаимодействие детского сада с семьей | Статья в журнале…

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном…

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Источник

Взаимодействие семьи и образовательного учреждения

Взаимодействие семьи и школы – это источник и необходимый механизм их развития. Взаимодействием называется процесс воздействия субъектов друг на друга, рождающий их взаимосвязь. Говоря же о взаимодействии семьи и школы, то можно сказать, что это процесс совместной деятельности  и общения родителей и учителей, их взаимосвязь.

Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение (среда). Результаты (личность выпускника) определяются совместным действием всех трех источников воспитания [1]. Необходимым аспектом развития,  социализации и воспитания ребенка является семья. В семье, человек усваивает первые в его жизни роли, приобретая опыт поведения в обществе. Семья, это первая социальная общность, важнейший социальный институт. В дальнейшем, когда ребенок поступает в школу, она становится еще одним важным социальным институтом, после семьи. И здесь важнейшим условием гармоничного развития личности становится взаимодействие семьи и школы.

Часто родители снимают с себя всю ответственность за развитие, воспитание и обучение своего ребенка, и считают, что этим должна заниматься школа. Это неверно. В формировании личности ребенка участвовать должны обе стороны, во взаимопонимании и взаимоподдержке друг друга. И основное условие полноценного сотрудничества, это наличие представления о деятельности друг друга, это необходимо для их взаимопонимания, они должны иметь образ возможностей воспитания друг друга. Сотрудничество семьи образовательного учреждения обусловлено наличием общих целей задач воспитания, единым субъектом воспитания, возможностью взаимного обогащения, условием согласованности своих действий.

В современном мире педагог взаимодействует с семьёй в совершенно новых условиях, это связано с изменением семьи как педагогической системы. Изменилась социокультурная среда, семейные ценности, сами родители и дети. Поэтому для успешного взаимодействия семьи и общеобразовательного учреждения необходимо активное включение семьи в сотрудничество и с детьми и с педагогами, во внеурочную деятельность, и в целом в учебно-воспитательный процесс. В воспитании и обучении для ребенка всё же на первое место выступает семья. Позиция преимущества семьи позволяет реализовать стратегии сотрудничества семьи и школы. Для эффективности взаимодействия семьи и школы, необходимо это взаимодействие организовать, а для этого, в свою очередь, надо наметить его цель и педагогические условия. Целью можно обозначить привлечение семьи и школы  к совместно-полезной, социально-значимой деятельности, необходимо сделать возможным их взаимопонимание. Эти цели обеспечат развитие ребенка школой и семьей, его личности, творческого потенциала, ценностных ориентаций в социуме, в одном направлении. Педагогические условия обеспечивают достижение этих целей.

Сотрудничество семьи и школы выражается в таких направлениях, как оказание профессиональной помощи в воспитании ребенка; обеспечение родителей заданий, выполнение которых требует совместной работы с ребенком; участие во внеурочной деятельности, а именно выставках, днях здоровья, и многое другое. Участие родителей в жизни школы позволяет лучше узнать и понять своего ребенка, получать удовольствие от совместного времяпровождения. Следуя принципу социального партнерства, для успешного осуществления взаимодействия семьи и образовательного учреждения необходимо их единство требований и типа отношения к детям. Также важными условиями успеха является педагогический такт, этика взаимоотношений, педагогическая подготовленность и просвещение родителей, способность увидеть вовремя трудности во взаимоотношениях семьи.

Также, для успешного сотрудничества школы и семьи необходимо их взаимное доверие, ответственность, уважение друг к другу, желание оказать поддержку и помощь. Педагог должен придерживаться безоценочного принципа при взаимодействии с родителем, воспринимая его как субъекта, имеющего свои ценности, установки, жизненный опыт. Также, при осуществлении сотрудничества с семьёй педагогу необходимо опираться на положительные качества ребенка и семьи в целом. Педагогу в своей работе важно укреплять родительский авторитет, опираться на сильные стороны воспитания в семье, относиться с доверием к воспитательным возможностям родителей ребенка.

В системе взаимодействия школы и родителей можно выделить следующие элементы. Ценностно-смысловое ядро, это определяющий компонент взаимодействия. Учебно-воспитательный процесс должен быть максимально открытым и понятным для родителей, в первую очередь через их информирование. Следующий компонент — субъекты, то есть педагоги, родители и дети как участники воспитательного процесса. Здесь педагогам важно способствовать гуманистическому воспитанию у родителей, а значит необходимо изучать и просвещать семьи, обеспечивать консультативную функцию. Третьим элементом является деятельность, ведь именно в ней видим вклад семьи в школьное развитие. Педагогу необходимо включать родителей в жизнь класса и школы, ведь развитие успешных взаимоотношений родителей с детьми происходит именно через совместную деятельность. Школьная атмосфера, предметная среда, соответствующая потребностям учащихся, – это следующий элемент системы взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Педагогу важно посещать семьи, общаться с родителями. И четвертый компонент это управление. Проанализировать, спланировать, получить мотивацию, организовать, проконтролировать, и осуществить при необходимости коррекцию. При реализации этих функций возможно эффективное управление воспитательным процессом. Осуществляя все эти элементы, педагог включает родителей во взаимодействие. Сотрудничество не совместимо с монологом, тем более поучением, морализированием, к чему, увы, тяготеют и современные педагоги, и многие родители, особенно критически относящиеся к школьному учреждению. Сотрудничество — это диалог, а диалог постоянно обогащает всех партнеров, всех участников [2]. 

Читайте также:  Характеристика познавательного развития ребенка 6 лет

Для осуществления активного включения семьи во взаимодействие со школой необходимо создание организационно-педагогических условий. То есть например учесть что время проведения какого-либо мероприятия может совпасть с временем профессиональной деятельности родителей. Также, важно создавать такие мероприятия, в которых будет совмещена деятельность родителя и ребенка. Часто для получения обратной связи, активизации родителей во взаимодействии со школой педагоги используют метод «мозговой штурм», дискуссионные родительские собрания, презентации педагогических программ содействия. С помощью этих методов родители могут сами выбрать форму своего участия во взаимодействии, ведется их информирование.

Рассматривая процесс взаимодействия семьи и школы, выделяют формы познавательной, досуговой, трудовой деятельности. Также, существуют формы взаимодействия между педагогами и родителями, как многоплановая организация совместного общения и деятельности.  К формам взаимодействия семьи и школы относятся родительские собрания, тематические конференции, дни открытых дверей, родительский лекторий, посещение семей педагогами и индивидуальные беседы с членами семьи. Остановимся немного подробнее рассмотреть некоторые формы. Так, родительское собрание, это одна из главных форм взаимодействия педагога с родителями. Проводят их для объединения усилий в создании гармонично развитой личности, повышения педагогической культуры родителей, активизировать их включить во взаимодействие. Дискуссия, диспут – обмен опытом воспитания детей, эта форма взаимодействия позволяет активно развивать педагогическое мышление. Также, с целью вовлечения родителей в обсуждение вопросов воспитания, педагоги организовывают родительский клуб. Новой формой взаимодействия является создание семейного клуба – объединение детей и родителей, осуществляющее свою работу на базе школы. Во всех формах взаимодействия семьи и образовательного учреждения осуществляется процесс социализации учащихся. Способами достижения этого взаимодействия является метод. Существуют такие методы, как метод партнерства, метод доверия, коррекции, социальной адаптации, эмпатии, метод совета и многие другие.

В совместной деятельности школы и семьи немаловажен элемент управления их взаимодействием. Для начала необходимо создание совета по координации сотрудничества. Далее следует организовать деятельность проблемной творческой группы, состоящей из педагогов, которые ведут методическую работу, обобщают и распространяют опыт семейного воспитания. Следующим пунктом управления взаимодействием является изучение проблемы и отслеживание её состояния, и результатов решения. Организуются тематические советы педагогов. Далее, изучаются и анализируются результаты, проводят планирование работы педагогов с семьями на новый учебный год. Следующим пунктом проводится отслеживание психолого-педагогической просветительской работы с семьями,  обучение родительского актива, организуется методическая работа по взаимодействию с семьёй для педагогов, а также ведется организация пропаганды взаимодействия педагога с родителями, и его совершенствование. Обязательно в управлении взаимодействием школы и семьи осуществляется  поощрение деятельности и педагогов, и родителей. Ну и последними пунктами является ведение контроля родительского комитета, и контроля работы педагога с семьёй.

Для полноценного взаимодействия родителей и образовательного учреждения имеет большое значение целенаправленное общение с семьёй. И задача педагога в организации сотрудничества с родителями инициировать воспитательную и педагогическую деятельность в семье, для приобретения ей общественно-значимого целенаправленного характера. Гармоничное развитие личности ребенка обеспечивается включением в процесс воспитания и обучения и педагогов и родителей. И педагог, и родитель имеют общую цель, заключающуюся в помощи ребенку. И тогда, в результате взаимодействия семьи и школы ребенок растет уверенным в своих силах, социально активным, всесторонне развитый, умеющий трудиться, получающий удовольствие от проделанной работы, физически и нравственно здоровый.

Список использованных источников

1 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 48 с. — 256 с.

2 Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 232 с. https://www.pedlib.ru/Books/3/0386/3_0386-167.shtml#book_page_top

Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 34» Черновцова Г.С.

Источник