Характеристика познавательного развития ребенка 6 лет

Характеристика познавательного развития ребенка 6 лет thumbnail

Контрольная работа по дисциплине

» Психолого-педагогические основы познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста» на тему:

«Особенности познавательного развития дошкольников 6-7 лет»

Выполнила:

Казакова Юлия Алексеевна

Санкт- Петербург

2016

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Характеристика развития детей старшего дошкольного возраста….4

  2. Познавательное развитие детей 6-7 лет в соответствие с ФГОС ДО…8

Заключение………………………………………………………………………10

Список использованной литературы………………………………………….11

Введение

Актуальность работы. Проблема познавательного развития дошкольников – одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку развитие является необходимым условием формирования умственных качеств детей, их самостоятельности и инициативности. Изучением данного вопроса занималось ученые Н.Л. Шаптала [8], И.И. Левашева [4], Г.Х. Вахитова [1] и др.

Несмотря на пристальное внимание ученых к данной проблеме, вопрос психолого-педагогических основ познавательного развития детей 6-7 лет остается актуальным.

Решение проблемы и составляет цель исследования – определить и проанализировать психолого-педагогические основы познавательного развития детей 6-7 лет.

Объектом исследования выступает познавательное развитие.

Предмет исследования – психолого-педагогические основы познавательного развития детей 6-7 лет.

Проблема, объект и предмет исследования обусловили постановку и последовательное решение следующих задач:

  • дать сущностную характеристику развития детей старшего дошкольного возраста;

  • проанализировать познавательное развитие детей 6-7 лет в соответствие с ФГОС ДО;

  • подвести итоги исследования.

Исследование выполнялось с помощью таких методов: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, анализ, синтез, индукция, систематизация.

Структура работы: включает в себя введение, два параграфа, заключение, список использованной литературы.

Основная часть

  1. Характеристика развития детей старшего дошкольного возраста

Для формирования личности чрезвычайно важное место занимает как нормальное физическое, так и психическое развитие. Поэтому целесообразно подчеркнуть особенности физического развития старших дошкольников.

В возрасте 6-7 лет в организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, который сопровождается бурным развитием тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой. Это означает, что кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, требует огромного напряжения мобилизации его резервов [3, c. 37]. Физиологическую перестройку сопровождают определенные сложности, например повышенная утомляемость, нервно-психическая чувствительность ребенка. Возраст 6-7 лет – это период подготовки детей к школе, поэтому физиологический кризис не столько усложняет, сколько наоборот, способствует успешной адаптации ребенка к новым условиям. Это объясняется тем, что физиологические изменения, которые происходят, соответствуют повышенным требованиям новой ситуации.

Нервная система детей шестого-седьмого годов жизни очень уязвима, и поэтому для дальнейшего установления и закрепления уравновешенного взаимодействия процессов возбуждения и торможения необходимо заботиться о рациональном изменении нагрузок и покоя, напряжения и разрядки в процессе организации жизнедеятельности старших дошкольников [3, c. 39].

Что касается психического развития, то следует отметить, что наиболее существенные изменения, охватывающие психические сферы детей старшего дошкольного возраста познавательную, волевую, эмоциональную, – свидетельствуют о том, что этот возраст является переломным, богатым на такие новообразования, которые обеспечивают переход ребенка к систематическому школьному обучению [5, c. 57].

В возрасте 6-7 лет у детей формируется «внутренняя позиция», осознается образ своего «Я», что дает возможность действовать произвольно, то есть в соответствии с поставленной целью ограничивать желание, осознавать задачи, которые стоят перед ними, правильно их решать.

Растет сила и роль тормозных процессов. Так, в ребенка 6-7 лет образование новых нервных связей происходит при активном участии второй сигнальной системы. Благодаря этому расширяется сфера влияния на развитие ребенка словесных раздражителей или сигналов. Через слово у ребенка формируется понимание инструкции, советы приказа взрослого. Дети благодаря языку понимают, что нужно сделать, как и в какой последовательности. В слове дается оценка выполненного движения, деятельности и осуществляется контроль [5, c. 59].

С проанализированным фундаментальными новообразованиями личности старшего дошкольника органично связана его установка на достижение желаемого результата в различных видах деятельности. Желаемый результат – это то, что соответствует уровню притязаний ребенка. Данная установка основывается на одном из важнейших мотивов дошкольного детства – соподчинения. Деятельность старших дошкольников уже основывается на выделении важнейших, ведущих, главных мотивов и покорении их менее значимым, что и определяет характер психической деятельности ребенка [5, c. 60].

В процессе коммуникативной деятельности старших дошкольников формируется одна из специфических человеческих свойств – способность к рефлексии. Эта способность заключается в том, что ребенок начинает оценивать себя с точки зрения других людей, он учится будто со стороны анализировать свои действия, принимать решения и тому подобное.

Эмоциональное развитие ребенка претерпевает определенные изменения. В эмоциях меньше проявляются импульсивность, мгновение. Начинают закладываться чувства (ответственности, справедливости, дружбы), формируется радость от инициативного действия, получают новый толчок к развитию социальные эмоции ребенка.

В конце дошкольного периода развития ребенка формируются предпосылки для успешного перехода ее на следующий уровень образования [1, c. 13

00].

Психологическими основами познавательного развития детей старшего дошкольного возраста являются особенности развития их познавательных процессов. Проанализируем их более подробно. Начнем с сенсорного развития.

Сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов. Именно сенсорное развитие, с одной стороны, составляет основу интеллектуального развития ребенка, а с другой – имеет самостоятельное значение, учитывая то, что полноценное восприятие необходимо для эффективного обучения и других видов деятельности. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Читайте также:  Влияние алкогольной семьи на развитие личности ребенка

У детей 6-7 лет восприятие приобретает стойкий целенаправленный и произвольный характер, наблюдается дальнейшее развитие аналитического восприятия: умение ориентироваться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измеримые величины. С развитием сенсорики у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями в природе и обществе [3, c. 41].

От восприятия ребенка зависит развитие его памяти.

Память – это отражение прошлого опыта человека в виде чувств, мыслей и образов ранее воспринятых предметов и явлений через его сохранение и последующее воспроизведение. У детей шестого-седьмого года жизни активно развивается произвольная память. Дети способны уже выборочно и осознанно запоминать. Значительно увеличивается к концу дошкольного возраста объем памяти, благодаря накопленному ребенком жизненному опыту. Главное задание воспитателя – развивать все виды памяти, при этом основное внимание следует обратить на развитие умения управлять процессом памяти, независимо от того, на какой срок и какого вида материал запоминается [3, c. 43].

Что касается мышления, то в 6-7 лет ребенок все больше начинает действовать со знаками. Такие действия требуют отвлекаться от реальных предметов. Как заменители этих предметов используются слова и числа [3, c. 41].

Речь. Наиболее весомым достижением дошкольного детства является овладение родным языком как средством познания и способом человеческого общения. В старшем дошкольном возрасте дети уже пользуются развернутыми фразами, могут выдумывать небольшие сюжетные рассказы.

Внимание в старшем дошкольном возрасте набирает произвольного характера, благодаря чему ребенок уже способен подчинять свое внимание требованиям взрослого, сосредотачиваться, управлять своей психической деятельностью. Внимательность детей 6-7 лет развивается в процессе их игровой деятельности, благодаря поисковым наблюдениям и усиленному интересу к тому, над чем они работают [3, c. 42].

Воображение. Старшие дошкольники способны уже управлять процессом фантазирования для достижения определенной цели. В этом возрасте можно говорить о развитии не только репродуктивного воображения, но и зарождении творческих форм воображения.

В связи с формированием внутреннего мира ребенка его самооценки, образа «Я», появляется особый вид воображения – мечта, которая находит свое выражение в создании образов желаемого для ребенка будущего [3, c. 43].

Также следует отметить, что на основе любознательности формируется интерес детей к учебе. Развитие познавательных способностей создает основу для формирования творческого мышления, а это дает возможность преодолеть трудности при решении учебных задач. Возникает обобщение собственных переживаний. Умение общаться со взрослыми и сверстниками позволит ребенку в дальнейшем перейти к сотрудничеству в обучении.

  1. Познавательное развитие детей 6-7 лет в соответствие с ФГОС ДО

Федеральный государственный образовательный стандартдошкольного образования (далее ФГОС ДО) дает такое определение познавательного развития – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности [7].

Наиболее эффективной формой и методом развития умственных способностей дошкольника является наглядное моделирование. В сюжетно-ролевой игре, в рисунках, в конструировании – они моделируют жизнь окружающих людей, содержание литературных произведений, взаимоотношения между предметами, понятиями.

ФГОС ДО считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования [7].

Рассматривая процесс формирования познавательной деятельности у дошкольников 6-7 лет можно выделить два основных пути. Первый путь – непосредственная активность самого дошкольника. Именно на основе активности дошкольников возникает ряд специфических детских видов деятельности, выполнение которых характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности. Второй путь – целенаправленное воздействие педагога [2, c. 87].

Что касается педагогических основ познавательного развития старших дошкольников, то следует отметить, что они заключаются в правильной организации воспитателем познавательного процесса детей.

Цель деятельности специалиста дошкольного образования, формирующего познавательную деятельность старших дошкольников, включает в себя стимулирование разных видов познавательной активности детей, обеспечивающей оптимальный уровень индивидуального развития ребенка, что позволяет ему осваивать разные сферы жизнедеятельности [6].

Такая педагогическая деятельность раскрывается через реализацию совокупности способов организации образовательного процесса [8]:

  • организация единства внутренней и внешней стороны воспитательного процесса (педагог ориентирует ребенка на активное, самостоятельное, инициативное, творческое решение, проникая во внутренние процессы и замыслы ребенка, помогая становлению его личности);

  • организация познавательной деятельности детей, которая становится более интенсивной, если в ДОО организовано дополнительное к основному образование, способствующее реализации склонностей детей, выявляющее их потенциальные возможности и обеспечивающее развитие индивидуальности дошкольников;

  • обогащение, оптимизация и интенсификация содержания программного материала, которым овладевают дети;

  • включение в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения современные способы обучения, удовлетворяющие творческую и самостоятельную поисковую деятельность детей и формирующие личностно значимые внутренние побуждения, укрепляющие познавательную активность как положительный мотив деятельности дошкольников;

  • организация полноценного, гуманистически ориентированного, многостороннего, насыщенного общения детей;

  • закладывание в нем разнообразных отношений, усиливающих воздействие познавательных стимулов;

  • побуждение детей к активной познавательной деятельности путем насыщения занятий элементами занимательности, использования средств искусства, развития навыков коллективного анализа, применения индивидуальных заданий;

  • использование на занятиях интерактивных методов, позволяющих стимулировать разные виды деятельности дошкольников. В их числе, прежде всего, следует назвать методы, вызывающие познавательные вопросы детей: метод неожиданных решений, метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, метод «преднамеренных ошибок» (по Ш.А. Амонашвили) и т.д [8, c. 91].

Читайте также:  Значение ритма для развития ребенка

Таким образом, реализуя в ДОО названные способы организации образовательного процесса, педагог обеспечивает познавательное развитие старших дошкольников.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что период 6-7 лет называют критическим, или переходным. В этот период происходят целостные изменения личности ребенка, обусловленные возникновением новообразований, приводящих к дальнейшей эмансипации ребенка от взрослых. Это вызывает разрушение прошлой социальной ситуации развития и возникновение новой, что отвечает новому составу личности ребенка, новым его потребностям.

Возрастной кризис 6-7 лет является основой для возникновения нового типа взаимоотношений ребенка со взрослым. Поэтому он закономерен и необходим.

Следовательно, в данном исследовании мы проанализировали психолого-педагогические основы познавательного развития детей 6-7 лет. К психологическим основам мы отнесли развитие познавательных процессов старших дошкольников: сенсорное развитие, память, мышление, речь, внимание и воображение. Среди педагогических основ мы выделили способы организации образовательного процесса старших дошкольников, которые стимулируют их к познавательному развитию.

Список использованной литературы

  1. Вахитова Г.Х. Формирование познавательной мотивации старших дошкольников в игровой и творческой деятельности / Г.Х. Вахитова // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. – Томск. – 2014. — № 4 (6). – С. 12-19.

  2. Вертгеймер М. Продуктивное мышление / М. Вертгеймер. – М. – 1987. – 263 с.

  3. Каминская Н.Н. Психофизиология детей 6-7 лет и создание адаптивной образовательной среды: метод. пособие для учителей нач. классов, педагогов-психологов обр. уч., родителей / Под ред. Т.А. Крыловой. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2005. – 108 с.

  4. Левашева И.И. Особенности учебно-познавательной компетенции старших дошкольников / И.И. Левашева // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. – 2011. – № 2(5). – С.133.

  5. Немов Р.С. Психология: [словарь-справочник: в 2 ч.] Ч.2 / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 685 с.

  6. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. спец. пед. учеб. заведений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2000. – 344 с.

  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Официальный сайт компании «Консультант Плюс»]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/?Frame=1 129503 (дата обращения: 25.12.2013).

  8. Шаптала Н.Л. Пути и способы формирования познавательной компетентности у старшего дошкольника / Н.Л. Шаптала [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/1945

Источник

Новикова Елена
Познавательное развитие дошкольников среднего и старшего возраста

Познавательное развитие детей среднего и старшего возраста.

Познание — сложное образование, в котором можно выделить 2 компонента, неразрывно взаимосвязанных между собой. Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных сведений, фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы, необходимые для получения и переработки информации.

Включает:

• Что интересует ребенка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания.

• Как получает ребенок информацию, то есть речь идет о способах познания и средствах познания.

•Как перерабатывает ребенок информацию: что с ней делает на разных возрастных этапах – систематизирует, собирает, забывает, упорядочивает и так далее.

Информация рассматривается как средство, с помощью которого надо развить ребенка необходимые для познавательного развития процессы, навыки, умения, способы познания.

Вторым компонентом познания является отношение человека к информации.

Неразрывность и взаимосвязанность компонентов познания очевидна.

Дети всегда готовы познавать то, к чему хорошо относятся, и не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо, отрицательно.

Эта особенность широко используется педагогами в работе для того, чтобы гарантировать эффективное усвоение детьми определенной информации. Для этого мы сначала создаем у детей положительное отношение к тем сведениям, которые хотим им передать, атмосферу общей привлекательности, являющейся фундаментом, на который легко накладываются знания.

Познавательное развитие детей от 2 до 7 лет.

Представляется, что развитие и обогащение познавательной сферы детей от 2 до 7 лет — сложный путь,который включает в себя:

• Накопление информации об окружающем мире;

• Упорядочивание и систематизация представлений о мире.

И то, и другое всегда имеет место в развитии ребенка. Но интенсивность, степень выраженности и содержательная направленность этих процессов на каждом возрастном этапе разные.

В возрастноминтервале 2-7 лет помещаются два периода:

Периоды «накопления» и «упорядочивания информации ” 2-4 года и 5-6 лет; и два периода “упорядочивания информации ”- 4-5 лет и в 6-7 лет.»

Читайте также:  Ребенку 2 года отстает в развитии что делать

4-5 лет. Второй период – «упорядочение» информации.

В четыре года познавательное развитие ребенка переходит на другую ступень, более высокую и качественно отличную от предыдущей. Это вызвано физиологическими и психологическими изменениями в общем развитии ребенка.

Можно выделить 4 основных направления познавательной активности детей:

• Знакомство с предметами, явлениями, событиями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей;

• Установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений;

• Удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей;

• Формирование положительного отношения к окружающему миру.

Достигнутый к четырем годам уровень психического развития позволяет ребенку сделать еще один очень важный шаг в познавательном развитии – дети активно стремятся упорядочить накопленные представления об окружающем мире. Это – сложное занятие для маленького ребенка, но очень приятное и интересное. Более того, он испытывает постоянное неосознанное желание разобрать «завалы» полученных сведений о мире, навести в них «смысловой» порядок. В этом ему большую помощь оказывают взрослые. Ребенок начинает находить в окружающей действительности, выстраивать элементарные связи в зависимости между отдельными событиями, явлениями, предметами ближайшего окружения, которые в основном уже находятся в опыте ребенка.

Видны и индивидуальные различия в том, что больше влечет, притягивает ребенка в окружающем мире. Так, например, два малыша с увлечением роются в земле. Один – чтобы пополнить свою «коллекцию» красивыми камешками и стеклышками, а другой – в поисках жучков.

Все говорит о том, что у четырехлетних детей начинает проявляться избирательное отношение к миру, выражающееся в более стойком, направленном интересе к отдельным объектам или явлениям.

5-6 лет. Третий период – «накопление» информации.

В 5-6 лет ребенок смело «пересекает пространство и время», ему все интересно, его все манит и привлекает. Он с одинаковым рвением пытается освоить, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе, так и то, что пока не в состоянии глубоко и правильно осознать.

Однако имеющиеся у ребенка старшего дошкольного возраста возможности упорядочивания информации пока еще не позволяют ему полностью переработать поток поступающих сведений о большом мире. Несоответствие между познавательными потребностями ребенка и его возможностями переработать информацию может привести к перегрузке сознания различными разрозненными фактами и сведениями, многие из которых дети 5-6 лет не в состоянии осмыслить и понять. Это наносит вред процессу создания в сознании ребенка элементарной целостности мира, часто ведет к угасанию познавательных процессов.

У детей 5-6 лет наблюдается:

• Стремление расширить свой кругозор;

• Желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения;

• Потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру;

Для того чтобы удовлетворить свои стремления, желания, потребности, в арсенале 5-летию ребенка имеются различные средства и способы познания:

• Действия и собственный практический опыт (этим он овладел достаточно хорошо);

• Слово, т. е. рассказы взрослых (этот ему уже знаком, продолжается процесс его совершенствованию);

• Книги, телевизор и пр. как новые источники знаний.

Уровень интеллектуальных умений ребенка 5-6 лет (анализ, сравнение, обобщение, классификация, установление закономерностей) помогают ему более осознанно и глубоко воспринимать, постигать и разбираться в имеющихся и поступающих сведениях о нашем мире.

В отличие от возрастного периода 2-4 года, где так же шло накопление информации, содержания, интересующие детей 5-ти лет, касается не ближайшего окружения, а отдельного, большого мира.

Познавательное развитие детей 6-7 лет.

Накопленные к шести годам сведения о мире требуют от ребенка определенных умений упорядочивания накопленных и поступающих сведений. В этом ему помогут взрослые, которые направят процесс познания детей 6-7 лет на:

• Установление причинно-следственных взаимосвязей нашего мира;

• Содержательное упорядочивание информации.

Причинно-следственные связи.

Важной характеристикой причинно-следственных связей является

временная последовательность: причина всегда во времени наступает

раньше следствия. Всякий объективный процесс развертывается от причины к следствию.

Для работы с детьми 6-7 лет необходимо обратить их внимание на следующую характерную сторону причинно-следственных связей – одно и то же следствие может иметь несколько причин. Например,гибель растущего цветка может быть вызвана:

• Повышением (понижением) температуры воздуха выше (ниже) той, при которой цветок может существовать;

• Отсутствие необходимых питательных веществ в почве;

• Отсутствие необходимого количества влаги для жизни растений (избыток влаги);

• Тем, что цветок кто-то сорвал и т. д.

Переход от следствия к причине невозможен.

Понимание причинно-следственных связей, умение их выделять в потоке событий, явлений, попытки манипулирования или в мысленном плане позволяют развиваться ребенку в нескольких направлениях.

• Обогащение и становление познавательно

• сферы.

• Умственное развитие – овладение понятиями “причина-следствие“ не возможно без умения анализировать явления, события, сопоставлять их, обобщать, рассуждать, делать элементарные умозаключения; умения планировать свои и чужие действия.

Развитие психических навыков — памяти, внимания, воображения, различных форм мышления.

Источник