Особенность психического развития недоношенного ребенка

М.Э. Бернадская «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва

В последние годы в связи со значительными успехами в неонатологии ( в частности в таких ее областях, как реанимация новорожденных, усовершенствование и развитие новых методов выхаживания и т.п.) повысилась выживаемость недоношенных младенцев как с критически низкой массой тела при рождении, с одной стороны, так и с перинатальными поражениями, с другой.

Недоношенные дети составляют группу высокого риска возникновения у них в дальнейшем нарушений соматического, неврологического характера, что составляет базу для возникновения различного рода отклонений в психическом развитии. Данные, накопленные зарубежной статистикой, свидетельствуют о том, что среди недоношенных младенцев:

  • в 16 % случаев был диагносцирован ДЦП; процент данного заболевания оказался достаточно стабильным и был принят в качестве показателя распространенности ДЦП у выживших недоношенных младенцев;
  • в 20 % случаев была диагносцирована умственная отсталость; в 21% случаев уровень интеллектуального развития был ниже нормы (в США эту категорию детей называют «лица с пограничными интеллектуальными способностями»); в 10% случаев наблюдалась слепота или глухота;
  • в 1/3 случаев встречалось сочетание инвалидизирующих нарушений (например, ДЦП и умственной отсталости);
  • в 50 % случаев в возрасте 6-8 лет интеллектуальное развитие детей соответствовало норме (по данным Т. Монтгомери, 1996).

Отечественные и зарубежные авторы отмечают, что на раннее психическое развитие недоношенных младенцев значительное влияние оказывают следующие биологические факторы: гистационный возраст, морфофункциональная незрелость, масса тела при рождении, неврологические нарушения (Е.П. Бомбардирова, 1979; V. Krall et al., 1980; S. Grigoroiu, 1981; S. Goldberg et al., 1986; J. Watt, 1986; D. Sobotkova et al., 1994; А.Э. Лицев, 1995; Ю.А. Разенкова, 1997).

Целью настоящей работы было изучение особенностей раннего психического развития недоношенных младенцев, имеющих критически низкую массу тела при рождении и перинатальное поражение ЦНС.

Для этого использовались Шкалы интеллектуального и моторного развития детей раннего возраста теста Н.Бэйли (1993). Этот тест был выбран на основании того, что, во-первых, он хорошо стандартизован и, во-вторых, он позволяет сравнивать полученное ребенком значение стандартных баллов как с его же собственными, но полученными в другом возрасте, так и со значениями, полученными группой сверстников.

Испытуемыми были 24 недоношенных младенца с критической массой тела от 900 до 1500 гр. Гистационный возраст этих младенцев варьировал в пределах от 25 до 36 недель (средний гистационный возраст = 29,7 недель). Хронологический возраст этих детей колебался в пределах от 2 месяцев 13 дней до 13 месяцев 6 дней (средний хронологический возраст = 20 недель). Мальчики составили 42% (n = 10), девочки — 58% (n = 14). Все дети имели в анамнезе диагноз перинатальной энцефалопатии разной степени тяжести.

После выписки из больницы за детьми осуществлялось катамнестическое наблюдение. Обследование детей проводилось на амбулаторном приеме совместно с врачами неонатологом и невропатологом.

Результаты

Результаты выполнения детьми теста сравнивались с нормативными значениями, соответствующими их хронологическому возрасту, с одной стороны, и скорректированному возрасту, с другой. Скорректированный возраст представляет собой разницу между хронологическим возрастом ребенка и сроком (количество недель), на который ребенок недоношен. Например, хронологический возраст ребенка на момент обследования составляет 5 мес. 6 дн., гистационный возраст ребенка составляет 27 нед. Срок недоношенности равен 40 нед. (средняя продолжительность беременности) минус 27 нед. = 13 нед. (3 мес. 1нед.). Скорректированный возраст будет равен в данном случае 5 мес. 6 дн. — 3 мес. 7 дн. = 1 мес. 29дн. В целом по группе средние значения индекса интеллектуального развития (М = 59,6) и индекса моторного развития (М = 61,7), подсчитанные для хронологического возраста детей были ниже среднего значения нормы приблизительно на 2 23 стандартного отклонения (SD = 15). Эти значения соответствуют показателям значительной задержки развития.

Подсчитанные для скорректированного возраста детей среднее значение индекса интеллектуального развития (М = 89) ниже среднего значения для нормы приблизительно на 23 стандартного отклонения; а среднее значение индекса моторного развития (М = 93) ниже среднего значения для нормы на 13 стандартного отклонения. Оба эти значения находятся в границах нормы. (см. Гистограмму 1).

Гистограмма 1. Среднее значение интеллектуального и моторного развития по группе в целом

Анализ индивидуальных данных, полученных для хронологического возраста показывает, что интеллектуальное развитие только 8.9% детей соответствует норме, основная часть детей — 80% попадает в группу значительной задержки и 11% детей — в группу средней задержки. Аналогичное распределение детей по группам развития наблюдается и в моторном развитии: 10.2% — соответствует норме, 82% — значительной задержке и 7.8% — средней задержке. То есть, мы видим, что основная масса детей попадает в группу значительной задержки.

Читайте также:  Развитие ребенка в год рыба

Противоположная картина наблюдается для данных, полученных для скорректированного возраста, однако и там, несмотря на то, что средние по группе в целом значения индексов интеллектуального и моторного развития, попадают в границы нормы, детальный анализ индивидуальных данных показывает, что интеллектуальное развитие 68.9% детей соответствует норме, 17.8% детей попадают в группу средней задержки, 2.2% — в группу значительной задержки, а 11.1% — в группу опережающего развития. Моторное развитие соответствует норме у 82% детей; в группу средней задержки попадает 7.7% детей, в группу значительной задержки — 2.6%, а 7.7% — в группу опережающего развития.

Лонгитюдное исследование показало, что с возрастом происходит изменение процентного соотношения детей по группам развития. Так, например, результаты, полученные для скорректированного возраста, показывают, что интеллектуальное развитие детей на первом обследовании соответствует возрасту у 47.8%, отстает у 39.1%, опережает — у 13.1%; на втором обследовании: соответствует — у 46.2% и отстает — у 53%; на третьем обследовании: соответствует — у 12.5%, отстает — у 37.5% и опережает — у 50% детей.

Таким образом, мы видим, что интеллектуальное развитие недоношенных младенцев на первом году жизни носит неравномерный характер. Один и тот же ребенок в разные возрастные периоды может попадать в разные группы развития. Сходные данные получены и относительно моторного развития. Так на первом обследовании в группу нормы для скорректированного возраста попадает 40% детей, отстает от своего возраста — 25%, опережает — 25%. На втором обследовании — уже 70% детей соответствует возрасту, 10% — отстает и 20% опережает свой скорректированный возраст. На третьем обследовании — 37.5% соответствует возрасту, 37.5% — отстает и 25% — опережает свой скорректированный возраст. Неравномерность как интеллектуального, так и моторного развития исследуемой категории детей хорошо видна на Гистограмме 2.

Гистограмма 2. Средние значения интеллектуального и моторного развития детей по группе в целом

Наиболее выраженное снижение уровня интеллектуального и моторного развития детей наблюдается в возрасте 3-4 мес. и 6-7 мес., что согласуется с данными, полученными в исследовании Ю.А.Разенковой, в котором автор на основании замедления темпа НПР детей выделяет данные возрастные периоды в качестве критических для детей групп повышенного риска. Анализ индивидуальных данных показывает, что другой характерной особенностью психического развития данной группы детей является асинхрония моторного и интеллектуального развития, которая наблюдается у 65% детей.

Проведенный анализ влияния тяжести перинатальной энцефалопатии (ПЭП) на интеллектуальное и моторное развитие недоношенных детей первого года жизни не выявил значимых различий между детьми с легкой, средней и тяжелой степенью выраженности ПЭП (индексы моторного развития составляют 100.75; 97.7; 96,18 , а индексы интеллектуального развития — 95.1; 96,3; 88,9 соответственно). Все эти значения находятся в границах нормы для скорректированного возраста детей (см. Гистограмму 3).

Гистограмма 3. Влияние тяжести ПЭП на интеллектуальное и моторное развитие недоношенных детей первого года жизни

Выводы

  1. Таким образом, мы видим, что при оценке психического развития недоношенных детей необходимо учитывать степень их недоношенности. Показатели моторного и интеллектуального развития этих детей, как правило, отстают от таковых доношенных детей и от их хронологического возраста примерно на срок недоношенности.
  2. Благоприятным прогностическим признаком для интеллектуального и моторного развития недоношенных младенцев, имеющих критически низкую массу тела при рождении и перинатальное поражение ЦНС, может служить схождение значений, которые они получают для хронологического и скорректированного возраста.
  3. Характерными особенностями психического развития исследуемой категории недоношенных детей являются неравномерность и асинхрония интеллектуального и моторного развития на первом году жизни.
  4. Степень тяжести перинатальной энцефалопатии однозначно не определяет прогноз психического развития недоношенного ребенка на первом году жизни, хотя можно говорить о том, что в случае тяжелой степени ПЭП большее влияние будет оказано на интеллектуальное развитие ребенка.

Печать

Библиография

Будет напечатана текущая страница статьи

Распечатать фрагмент

Бернадская М.Э., Грачёва Л.В., Фролова М.И. Особенности раннего психического развития недоношенных детей, имеющих критически низкую массу тела при рождении и перинатальное поражение ЦНС // Альманах Института коррекционной педагогики. 2000. Альманах №2 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-2/osobennosti-rannego-psihicheskogo-razvitija-nedonoshennyh
(Дата обращения: 18.02.2020)

Список литературы

  1. Монтгомери, Т. Катамнестическое наблюдение за новорожденными высокого риска с оценкой их неврологического статуса // Педиатрия. – 1995. — № 1. — С. 73-76.
  2. Петрухин, А.С. Перинатальная патология // Педиатрия. – 1997. — № 5. – С. 36-41.
  3. Солобоева Ю.С., Чередниченко Л.М, Пермякова Г.Я. Актуальные проблемы перинатологии. — Екатеринбург, 1996. — С. 221-223.
  4. Шабалов, И.П. Неонатология. — Т.2. — М., 1997.
Читайте также:  Тест развития ребенка 5 месяцев

Источник

Физическое
развитие

Для недоношенных
детей характерны более высокие темпы
нарастания массы тела по. сравнению с
доношенными. Они удваивают массу тела
к 2-3,5 мес, утраивают — к 4-6 мес, а к году
их масса увеличивается в 4-7 раз. Прибавка
массы тела на 1-м месяце составляет у
здоровых детей III-IV степени недоношенности
300 г, I-IIстепени недоношенности — 400 г, в
после­дующие месяцы (со 2-го по 10-й)
ежемесячно дети прибавляют 600 и 700 г
со­ответственно и за 11-12-е месяцы жизни
— ежемесячно 400-500 г.

Темпы увеличения
роста у недоношенных детей более высокие
в первые месяцы жизни, когда они ежемесячно
прибавляют в росте 3,5-5 см. В после­дующие
месяцы ежемесячное увеличение роста у
недоношенных детей прибли­жается к
таковому у доношенных. За первый год
жизни увеличение длины те­ла у
недоношенных детей составляет 26-30 см.

Окружность головы
при рождении у недоношенных в среднем
больше окружности груди на 3-4 см. К 3-5
мес размеры окружностей головы и гру­ди
сравниваются, в дальнейшем окружность
груди превышает окружность головы.

Для быстрой
ориентации в вопросах физического
развития недоношенно­го ребенка можно
воспользоваться следующим правилом:
если ребенок недо­ношен на 1 мес его
масса и рост приближаются к таковым
доношенных сверстников в 1-1,5 года, если
недоношен на 2 мес — к 2-2,5 годам, если на
3 мес — к 3-4 годам.

В дальнейшем период
«первого вытягивания» и «второго
вытягивания» у недоношенных детей
наступает на 1-2 года позднее, чем у
доношенных. Поэтому у недоношенных
детей в возрасте 5-6 лет и 11-14 лет имеется
от­ставание в росте и особенно в массе
по сравнению с доношенными детьми.

Следует подчеркнуть,
что на физическое развитие недоношенных
детей оказывают отрицательное влияние
неблагоприятные условия внутриутробно­го
существования, родов и заболевания в
постнатальном периоде. Несмотря на то,
что недоношенный ребенок, особенно на
первом году, по массе и росту отстает
от доношенного, диагноз «гипотрофия»
ему может быть поставлен лишь в том
случае, если его физическое развитие
задерживается по сравнению с таковым
у здорового недоношенного ребенка
аналогичной степени недоно­шенности.

Нервно-психическое
развитие

Психомоторное
развитие недоношенных детей идет с
некоторым отстава­нием по сравнению
с доношенными детьми. У них на 1,5-2 мес
позже по­являются зрительное и слуховое
сосредоточение, движения удерживания
головы в горизонтальном и вертикальном
положении, гуление, улыбка в ответ на
эмоциональное общение, узнавание
окружающих, смех, поворачивание со спины
на живот и обратно, целенаправленные
движения рук, опорная реакция ног,
сидение, стояние, ходьба. Они позже
начинают говорить (на 1-4 мес).

Установлено, что
неблагоприятные условия внутриутробного
существова­ния, длительная гипоксия
плода, несвоевременная коррекция
метаболических и гемодинамических
нарушений после рождения, длительные
гипогликемические состояния,
постгипоксическая или посттравматическая
энцефалопатия от­рицательно сказываются
на психомоторном развитии недоношенною
ребен­ка. У таких детей нередко
наблюдаются психоневрологические
нарушения в виде невропатических и
психопатических черт личности. Они
эмоциональны, нередко суетливы, возбудимы,
обидчивы. Им присущи чувство неуверенности,
слабость безусловнорефлекторных,
особенно самозащитных и оборони­тельных,
реакций, общая моторная неловкость.
Нередко наблюдается цере­бральная
спастическая параплегия, возможны
гемипарезы, олигофрения. Ча­ще это
легкая степень дебильности, что
проявляется в длительной неспособ­ности
обучиться чтению, письму, счету.

Следует отметить,
что большинство недоношенных детей
развиваются вполне нормально и становятся
полноценными членами общества. Известно,
например, что Дарвин, Ньютон, Вольтер,
Гюго родились недоношенными.

Источник

Основные психомоторные навыки у большинства недоношенных появляются в более поздние сроки, чем у доношенных. Недоношенные позже начинают сосредотачиваться на зрительные и слуховые раздражители, позже удерживают голову, позже начинают гулить, улыбаться, узнавать окружающие лица, смеяться, переворачиваться, сидеть, стоять, ходить, целенаправленно двигать руками, говорить. Отставание в психомоторном развитии зависит от степени недоношенности: при II степени — на 1-1,5 мес, при III—IV степени — на 3-4 мес К концу первого года жизни большинство детей с I степенью недоношенности догоняют своих сверстников, а к 2 годам с ними сравниваются и глубоко недоношенные У длительно болеющих детей при отсутствии необходимого ухода отставание в нервно-психическом развитии более выражено (табл. 3-3 и 3-4)

Читайте также:  Развитие воспитание детей домах ребенка

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НЕДОНОШЕННЫМИ НА УЧАСТКЕ

Первое посещение недоношенного участковым педиатром (совместно с заведующим отделением) проводят в первый день поступления на ребенка участок, а повторный осмотр — на следующий день. На первом месяце педиатр посещает ребенка 1-2 раза в неделю, в возрасте от 1 до 6 мес — 1 раз в 2 нед, а в возрасте 6-12 мес — 1раз в месяц (по показаниям чаще). В первые 3-4 мес жизни, а также в период повышенной заболеваемости ОРВИ, врач осматривает ребенка только на дому.

В связи с более частым поражением ЦНС, опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения и слуха, недоношенные должны уже на первом месяце жизни осматриваться специалистами (невропатологом, хирургом, ортопедом, окулистом) в поликлинике и повторно (по их рекомендации) — на дому. При массе тела при рождении менее 1500 г, при патологическом течении беременности и родов повторный осмотр этими специалистами показан во 2-м полугодии и в возрасте 1 года. Дети с выявленной патологией должны наблюдаться у соответствующих специалистов до возможной реабилитации.
Недоношенные, перенесшие тяжелую форму гемолитической болезни, нуждаются на протяжении первых 3 месяцев в регулярном и более частом наблюдении невропатолога и отоларинголога В реабилитации принимают участие врачи-физиотерапевты, специалисты ЛФК.

Таблица 3-3. Основные показатели нервно-психического развития недоношенных в первые 6 мес

Возраст (Мес) недоношенные детиПоказательВозраст (мес) недоношенных детей, родившихся с массой тела (г)
до 1S0O1501-17001701-20002001-2500
1Фиксирует взпят2-32-2,51-21-1,5
Первая ушбка2-42-32-2,51-2
Попытка удержать голову, лежа на животе3-42,5-32-2,51-2
2С тежение и прислу шивание4-53,5-45-32-2,5
Быстро отвечает у тыбкой4-63,5-4,53-42-3
3Сосредоточение зрительное и стуховое5-65-5,54-4,53-4
Комплекс «оживление»5,5-65,5-64-4,53-4
С тучайно наталкивается рукой на игрушку висянгую над грудью5-6543-4
Хорошо удерживав голову и сосредоточивай взгляд на взрослом, находясь на руках в вертикальном почожении6-6,5543-4
Есть упор ног5-6543-4
Начало гутения4-54^1,53-43 3,5
4Находит невидимый источник звука665-5,54,5
I ромко смеется65-5,5S4,5
Захватывает подвешенную игрушку6664,5
Гуэение665,54,5
5Различает тон, обращенный к нему речи, оттичает чужих от близких6^ 7665,5
Четко берет игрушку из рук взрос того6,5-76,565,5
Переворачивается на живо) устойчиво стоит приподдержке7,57656
Подолгу гутиг7,5765,5
6Свободно берет игрушку из разных положений7,5-875 876-7
Переворачивается с живота на спину, подпотзает8-8,57,5-86,5-76-6,5
Начало тенета87,576-7
Fct с южки, снимает пищу губами7,576,56

Таблица 3-4. Основные показатели нервно-психического развития недоношенных в возрасте 6-12 мес (по методическим рекомендациям МЗ СССР, 1979)

Возраст (мес) недоношенные детиПоказателиВозраст (мес) недоношенных детей, родившихся с массой тела (г)
до 15001501   17001701-20002001-2500
7Хорошо потзаег10-111098,5
Подолгу лепечет9,5  108,5-98-8,58
На вопрос «Где9» находит предмет расположенный в одном и том же месте99875
8Долго занимается игрушками1011985
Сам садится и тожится встает держась за барьер перест)пает10-1211   129-109
Громко повторно переносит слоги10-1212109,5-10
Выполняет «тадушки» «дай ручку», «до свидания»10-1111,59-108-9
Сам ее] хлеб, пьет из чашки, которую держит взрослый9,5  109,598
9Действует с предметами по разному катает вынимает11,51110,58-9,5
Ходит, слегка придерживаясь12,5-1311-1210-119-10
Повторяет различные слоги за взрослыми12-12,512И10
Знает свое имя на вопрос «Vie>» находит предмет в разных местах1211,510-119 10
Появзяется навык опрятности9,5-109,599
10Открывает, вкладывает итрушку1251211,511
Взезает на невысокую поверхность и стезает с нее13-1412-1311-1210-11
По просьбе «дай» подает знакомые предметы13-1412-1311,5-1210-11
11Накладывает кубики, снимает котъцо с пирамиды с большим отверстием13,512 512И
Сачосюяте ]ьно стоит12-1311,5-12И   11,511,5
Употребтает первые слова обозначения ав-ав, кис кис14-14,51311-1211-12
12Самостоятетьно хотит14-1513-1412-1312-13
Запас слов окою 1015 1614-1512 1312-13
По просьбе выпотняет действие покачай лялю, где глазки и прочее13 1412-1312-1312-13

Источник