Задержка развития логического мышления у ребенка

Задержка развития логического мышления у ребенка thumbnail

Диагноз «задержка психического развития» ставят детям, центральная нервная система которых отличается ограниченной функциональностью или незначительными повреждениями. Анализ состояния здоровья детей с ЗПР подтверждает, что проблема может быть связана с нарушениями как отдельных частей мозга, так и главных функций. Этим можно объяснить особенности мышления таких детей, а также целый ряд проявлений психологического характера.

Развитие ЗПР могут спровоцировать:

  • сложная беременность;
  • перенесенные болезни во время беременности с осложнениями;
  • соматические заболевания матери;
  • сильные токсикозы на протяжении всей развитие мышления у детей с зпрбеременности;
  • токсоплазмоз;
  • отравление организма беременной никотином и алкоголем, сильнодействующими лекарственными препаратами;
  • несовместимость крови младенца и матери по резус-фактору;
  • тяжелые роды;
  • травмы плода во время родов;
  • асфиксия младенца.

Кроме того, причиной задержки психического развития малышей могут стать социальные факторы, к которым прежде всего относится халатность в воспитании с ранних лет.

Типы ЗПР

Учитывая этиопатогенетический принцип, ЗПР у детей разделили на четыре основных группы. Речь идет о ЗПР следующих вариантов происхождения:развитие мышления у детей с зпр

  • психогенного;
  • конституционального;
  • церебрально-органического;
  • соматогенного.

Все эти типы имеют свои особенности и признаки.

Конституциональное происхождение. У детей с диагнозом «ЗПР конституционального происхождения» фиксируют развитие гармонического инфантилизма. Главная их особенность — незрелая эмоционально-волевая сфера. Такие малыши даже в старшем возрасте склоняются к игровому виду деятельности, они непосредственны, внушаемы, эмоциональны. Наряду с психологическим инфантилизмом, такие дети могут иметь незрелое телосложение.

ЗПР соматогенного происхождения. Развитие болезни происходит в результате перманентной ослабленности организма малыша, страдающего частыми аллергиями, хроническими заболеваниями.развитие мышления у детей с зпр

ЗПР психогенного происхождения. Развитие отклонений связано с неблагополучными условиями проживания и воспитания, препятствующими нормальному развитию. Регулярное неблагоприятное воздействие на детскую психику становится причиной нарушения эмоционального, а порой и физического развития.

ЗПР церебрально-органического происхождения. Самый распространенный тип задержки психического развития. Характеризуется слабым развитием эмоционально-волевой сферы. Чаще всего такой диагноз ставят детям, пострадавшим во время родов, появившимся на свет раньше срока, перенесшим инфекции еще в утробе матери.

Мышление у ребят с ЗПР

Главным признаком нарушения познавательного развития у детей с задержкой психического развития являются некоторые особенности их мышления. Все его виды, включая словесно-логическое, нарушены.

По сути, что отличает мышление от других психологических процессов? Главное отличие — это связь мыслительной деятельности с решением поставленных задач. Именно в развитие мышления у детей с зпрмышлении производятся практические и теоретические выводы.

Мышление у детей с ЗПР и умственно отсталых малышей отличается. У первых оно более развито. Дети способны научиться использовать имеющиеся навыки для решения разных задач, а также умеют абстрагировать и группировать. На уровень мышления детей с ЗПР могут влиять:

  • развитие внимания;
  • опыт общения с окружающим миром;
  • уровень развития речи;
  • степень сформированности регуляторных механизмов.

По мере взросления здоровому малышу под силу будет справляться со все более сложными задачами, включая те, что не будут представлять него интереса. У малышей с ЗПР это получится с трудом, в первую очередь из-за неспособности концентрировать внимание на задаче.

Главные недостатки мыслительной деятельности ребят с ЗПР

Дети с диагнозом «задержка психического развития», как правило, страдают нарушениями речи, в результате чего им сложно составлять план действий, используя речь. Имеет свои отклонения и внутренняя речь, что негативным образом отражается на способности логически мыслить. К общим развитие мышления у детей с зпрнедостаткам мыслительной деятельности детей с ЗПР можно отнести следующее.

  1. Несформированная поисковая и познавательная мотивация. Детям неинтересно получать и решать новые задачи, они не знают как справиться с трудностями, и стараются как можно быстрее переключить внимание на игру. Если настоять на решении задачи, такой малыш сможет выполнить лишь самую простую ее часть, не беспокоясь об основном результате. В процессе школьного обучения такие дети не заинтересованы в результате, быстро устают, не любят узнавать что-то новое, что, в свою очередь, тормозит их развитие.
  2. Отсутствие плана при выполнении мыслительных задач. Особенность мышления детей с ЗПР — неспособность построить схему работы. Они действуют спонтанно, быстро. Наглядно это выглядит так: малыш получает задание и инструкцию для его выполнения. Вместо того чтобы изучить инструкцию и выполнить задание в соответствии с ней, он отбрасывает ее и пытается быстро справиться сам, не развитие мышления у детей с зпрзадумываясь о результате и неизбежных ошибках при таком подходе.
  3. Невысокий уровень мыслительной активности. Особенности мышления таких детей также проявляются в излишней поспешности выполнения заданий, часто наугад, без учета условия и без наличия правильного плана работы. Многие дети пытаются справиться с заданием, используя собственную интуицию. Получаемые в результате правильные в некоторых случаях ответы они объяснить не смогут.
  4. Шаблонность. У детей с ЗПР отмечается нарушение наглядно-образного мышления, поэтому им сложно работать по образцу с выделением его основных частей и установой взаимосвязи между ними и собственными действиями.

Специфика логического мышления

У детей с диагнозом «задержка психического развития» фиксируют значительные нарушения операций логического мышления:

  • анализа;
  • сравнения;
  • классификации.

Анализируя, дети увлекаются несущественными деталями и признаками, не замечая главного. Во время сравнения выделяют несущественные признаки предметов, во время развитие мышления у детей с зпрклассификации же действуют по большей мере интуитивно, не понимая, как объяснить зачастую правильный результат.

Развитие логического мышления у детей с ЗПР заметно отстает, если сравнивать его с уровнем развития у здоровых малышей. Если школьники с нормальным развитием способны рассуждать, объяснять и делать выводы уже к 7 годам, то у детей с ЗПР возникают серьезные трудности с построением даже самых простых логических цепочек. Чтобы у малышей получилось сделать правильное умозаключение, им должны помогать взрослые, способные указать на правильное направление мысли.

Читайте также:  Книги развитие ребенка epub скачать

Принципы работы с детьми с ЗПР

Развитие мышления у детей с ЗПР возможно и необходимо. При этом обращать внимание следует на каждую из его форм. Подавляющее большинство ребят умеют классифицировать на примитивном уровне по одному признаку. Они могут выделить одинаковые по форме или цвету предметы и сгруппировать их почти так же успешно, как нормально развивающиеся дети. Ошибки в ходе работы над заданием неизбежны и являются следствием дефицита внимания и слабой организованности.

Примечательно, что развитие мышления у детей с зпруровень наглядно-действенного мышления у ребят с ЗПР практически не отличается от его уровня у детей с нормальным психическим развитием. Большинство детей справляются с поставленными заданиями, если объяснить им его несколько раз и попросить быть внимательными. Особенности наглядно-образного мышления в этом случае связаны с резким падением результатов при малейших отвлекающих факторах.

Чтобы дать малышу возможность справиться с заданием, развивающим его наглядно-действенное мышление, достаточно будет оградить его от внешних раздражителей.
В целом же можно отметить, что дети с ЗПР, несмотря на видимые недостатки мыслительных процессов, имеют гораздо больше перспектив в отношении овладения учебным материалом по сравнению с умственно отсталыми ребятами.

Обучая детей с ЗПР, необходимо соблюдать ряд требований:

  • проводить занятия в проветриваемых помещениях с достаточным освещением;
  • использовать понятный наглядный материал, размещая его в помещении таким образом, чтобы не привлекать к нему внимание ученика раньше времени;
  • продумывать смену деятельности во время занятий с включением небольшой физической разминки;
  • пользоваться помощью дефектолога, который сможет проанализировать поведение ученика;
  • продумывать индивидуальную схему работы с каждым малышом.

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что главная особенность детей с задержкой психического развития — это незрелость абсолютно всех форм мышления.

Обратить внимание на подобную незрелость можно во время занятий, в процессе которых необходимо будет решать задачи, используя разные формы мышления.

Наиболее развитым у таких детей является наглядно-действенное мышление. Проходящие курс обучения в специализированных учебных заведениях дети с ЗПР уже к 4 классу смогут справляться с решениями задач наглядно-действенного характера не хуже абсолютно здоровых сверстников.

А вот с заданиями, имеющими отношение к словесно-логическому мышлению, дети с ЗПР не смогут справиться так же хорошо, как нормально развивающиеся сверстники, на протяжении длительного времени. Ускорить развитие их мышления в этом направлении поможет слаженная педагогическая работа, направленная на развитие основных навыков умственной деятельности и ряда интеллектуальных операций.

Источник

Марина Кукушкина
Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития посредством развивающих игр

1. Проблемность

Обучение детей с задержкой психического развития (ЗПР) чрезвычайно затрудненно из-за смешанного, осложненного характера их дефекта, в котором задержка развития высших корковых функций часто сочетаются с эмоционально-волевыми расстройствами, нарушениями деятельности, двигательной и речевой недостаточностью.

Проблемы изучения детей с задержкой психического развития поднимались в работах Т. А. Власовой, К. С. Лебединской, В. И. Лубовского, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухаревой и др. Одним из основных нарушений познавательного развития у детей с задержкой психического развития является нарушения мышления. У данной категории детей нарушены все виды мышления, в особенности словесно-логическое. Отставание в развитии мышления — одна из основных черт, отличающая детей с задержкой психического развития от нормально развивающихся сверстников. По мнению Л. Н. Блиновой, отставание в развитии мыслительной деятельности проявляется во всех компонентах структуры мышления, а именно:

— в дефиците мотивационного компонента, проявляющегося в крайне низкой познавательной активности;

— в нерациональности регуляционно-целевого компонента, обусловленной отсутствием потребности ставить цель, планировать действия путем эмпирических проб;

— в длительной несформированности операционного компонента, т. е. умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения;

— в нарушении динамических сторон мыслительных процессов.

Необходимо отметить, что у большинства дошкольников с ЗПР прежде всего отсутствует готовность к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной перед ними интеллектуальной задачи. Большинство детей правильно и хорошо выполняют все задания, но кому-то из них требуется стимулирующая помощь, а другим надо просто повторить задание и дать установку сосредоточиться. Среди детей дошкольного возраста есть такие, кто без особого труда выполняет задание, в большинстве же случаев детям требуется многократное повторение задания и оказание различных видов помощи. Есть дети, которые, использовав все попытки и помощь, с заданиями так и не справляются. Отметим, что при появлении отвлекающих моментов или посторонних предметов уровень выполнения заданий резко снижается.

Таким образом, на основе изложенных выше положений можно сделать вывод, что одна из психологических особенностей детей с ЗПР состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Это отставание обнаруживается в наибольшей степени во время решения задач, предполагающих пользование словесно-логического мышления. Такое значительное отставание в развитии словесно- логического убедительно говорит о необходимости проводить коррекционно-развивающую работу с целью формирования у детей интеллектуальных операций, развития навыков умственной деятельности и стимуляции логического мышления.

2. Этапы работы.

Исходя из всего вышеизложенного, были намечены следующие этапы работы:

1. Изучить научную литературу, характеризующую психические особенности развития детей с ЗПР.

2. Подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей детей с ЗПР.

3. Конкретно обозначить виды игр, посредством которых будет проводится целенаправленная работа педагога (игры, активизирующие познавательную активность ребенка, способствующие усвоению им отдельных логических операций).

Читайте также:  Развитие ребенка в восемь с половиной месяцев

4. Составить план – схему использования игр в совместной и самостоятельной деятельности.

5. В течение всего временного промежутка наблюдать за особенностями формирования навыков логического мышления (наглядно – образного) у каждого конкретного ребенка.

3. Цели и задачи обучения и воспитания.

Цель: создание условий для формирования логического мышления у детей с ЗПР через развивающие игры и упражнения;

Задачи:

1. Формировать у детей следующие операции: анализ – синтез; сравнение; использование частицы отрицания «не»; классификации; упорядоченность действий; ориентировка в пространстве;

2. Формировать у детей умения: рассуждать, доказывать, логически мыслить;

3. Поддерживать у детей познавательный интерес;

4. Развивать у детей: коммуникативные навыки; стремление к преодолению трудностей; уверенность в себе; творческое воображение; желание вовремя придти на помощь сверстникам.

4. Система работы

4.1. Классификация игр.

развивающие (т. е. имеющие несколько уровней сложности, многообразные в применении):

Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, гры Никитина, математический планшет; пособие «Интошка».

— игры на развитие пространственного воображения:

Игры с различным конструктором.

Блоки Дьенеша

В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у детей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме.

Палочки Кюизенера

Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план. Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий. Операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия.

Игры Никитина

Игры Никитина способствуют формированию и развитию восприятия, пространственного мышления, наблюдательности, развития тактильных ощущений, зрительному контролю ребенка за выполнением своих действий.

Математический планшет

Развивает умение ориентироваться на плоскости и решать задачи в системе координат работать по схеме, видеть связь между предметами и явлением окружающего мира и его абстрактными изображениями, способствует развитию мелкой моторики и координации движений руки, развивает сенсорные способности, смекалку, воображение, развивает индуктивное и дедуктивное мышление.

Пособие «Интошка»

В процессе работы с данным пособием развиваются все когнитивные процессы ребенка: зрительные, тактильные. Кинестетические восприятие и память, непроизвольное и произвольное внимание. Мыслительные процессы, речь, формируется содружественные движения глаз и руки.

5. Организация работы на занятиях

На занятиях по математическому развитию вносятся Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики Никитина, математический планшет, пособие «Интошка» игры со строительным материалом.

6. Организация совместной и самостоятельной деятельности

Планируя свою педагогическую деятельность на неделю, разработан следующую план – схему по организации игровой совместной и самостоятельной деятельности (он может корректироваться педагогом в течение всего учебного года).

Совместная деятельность Самостоятельная деятельность

понедельник -Пособие «Интошка» -Игры на развитие мелкой моторики

— Блоки Дьенеша

вторник -Блоки Дьенеша -Игры Никитина

среда -Математический планшет -Пособие «Интошка»

четверг — Кубики «Сложи узор»

— игры Никитина

— палочки Кюизенера;

— математический планшет;

пятница — Палочки Кюизенера

-Пособие «Интошка»

-игры со строительным материалом

Здесь мы предусмотрели следующие пункты:

· Переход одного вида деятельности (игры) из совместной – в самостоятельную;

· Еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала;

Совместная деятельность проводится фронтально, но чаще – по группам (3 – 5 человек) и в парах.

Используется состязательный характер игр.

Таким образом, знания, полученные ребенком на занятии, закрепляются в совместной деятельности, после чего переходят в самостоятельную и уже после этого – в бытовую деятельность.

Следует отметить, что элементы мыслительной деятельности можно развивать во всех видах деятельности.

4. Работа с детьми. Дифференцированный подход.

Развитие логического мышления детей – процесс длительный и весьма трудоемкий; прежде всего для самих детей – уровень мышления каждого очень специфичен.

Дети распределяются на три группы: сильные-средние-слабые.

Такое разделение помогает ориентироваться в подборе занимательного материала и задач, предупреждает возможные перегрузки «слабых» детей, потерю интереса (ввиду отсутствия усложнений) – у «сильных».

Выводы

Анализируя полученные результаты обследования можно сделать вывод, что у дошкольников возрос познавательный интерес к интеллектуальным играм. У детей значительно повысился уровень развития аналитико-синтетической сферы (логическое мышление, анализ и обобщение, выделение существенных признаков и закономерностей). Дети умеют составлять фигуры силуэты по образцу и собственному замыслу; оперируют свойствами предметов, кодируют и декодируют информацию о них; решают логические задачи, головоломки; имеют представление об алгоритме; устанавливают математические связи. Применявшаяся система использования развивающих игр и упражнений оказала положительное влияние на уровень развития умственных способностей детей. Дети выполняют задания с большим желанием, так как основное значение имеет игровая форма заданий. Их увлекают включенные в задания элементы сюжета, возможность выполнять игровые действия с материалом.

Таким образом, использованная система развивающих игр и упражнений способствует формированию логики мысли, смекалки, и сообразительности, пространственных представлений, развитию интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности.

Технологическая карта проекта

Название проекта

Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития через развивающие игры

Тип проекта

Познавательный

Возраст детей

5-7 лет

Продолжительность проектной деятельности Годовой

Цель Создание условий для формирования логического мышления у детей с ЗПР через развивающие игры и упражнения

Задачи 1. Создать педагогические условия, систему работы по развитию логического мышления у детей с ЗПР посредством применения развивающих игр и упражнений;

Читайте также:  Центр развития ребенка воронеж левый берег

2. Обеспечить положительную динамику развития логического мышления;

3. Формировать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах интеллектуального развития дошкольников.

Ресурсы 1. Дети, воспитатели, родители;

2. Блоки Дьенеша, альбомы для игр с логическими блоками;

3. Палочки Кюизенера, альбомы «Посудная лавка, «Дом с колокольчиком», «Волшебные дорожки», «Страна блоков и палочек»;

4. Игры Никитина, «Сложи узор», альбом заданий «Чудо кубики»;

5. Математические планшеты;

6. Пособие «Интошка»;

7. Конструктор (лего, магнитный «Magformers», конструктор «Полиндрон-гигант», «Огромные шестеренки», «Строительство дома», «Транспорт», «Рыбалка», «Шнуровка», мягкие модули.)

Этапы Начальный этап предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня развития логического мышления у детей с ЗПР.

На формирующем этапе было проведено:

1. Отбор и моделирование форм работы с детьми;

2. Преобразование предметно – пространственной развивающей среды;

3. Апробация авторских разработок.

Заключительный этап: подведение итогов, публичное представление итогов совместной деятельности.

Новизна опыта Состоит в создании системы использования современных развивающих игр, нацеленных на развитие логического мышления познавательных интересов детей с ЗПР.

Описание опыта Для формирования логического мышления у дошкольников лучше всего использовать «стихию ребенка» — игру (Ф. Фербель). Пусть дети думают, что они только играют. Но незаметно для себя в процессе игры дошкольники вычисляют, сравнивают предметы, занимаются конструированием, решают логические задачи и т. д. Это им интересно, потому что они любят играть. Роль педагога в этом процессе — поддерживать интересы детей.

Логические блоки Дьенеша.

Задачи использования логических блоков Дьенеша в работе с детьми:

Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операции над множеством; Формировать представления о математических понятиях;

Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие;

Обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения;

Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов;

Развивать пространственные представления;

Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач;

Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей;

Развивать познавательные процессы, мыслительные операции;

Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;

Палочки Кюизенера.

Задачи использования палочек Кюизенера в работе с детьми:

Познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету);

Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине);

Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда;

Осваивать прямой и обратный счет;

Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел);

Усвоить отношения между числами (больше — меньше, больше — меньше на., пользоваться знаками сравнения <, >;

Помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления;

Научить делить целое на части и измерять объекты;

Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;

Познакомить со свойствами геометрических фигур;

Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.);

Развивать логическое мышление, внимание, память;

Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Игры Никитина.

Задачи использования игр в работе с детьми:

Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности;

Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества;

Гармоничное развитие детей эмоционально-образного и логического начал;

Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях;

Развитие мелкой моторики.

Математический планшет.

Задачи использования игр в работе с детьми:

Развитие мелкой моторики и умения работать по образцу;

Усилить желание ребенка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;

Способствовать освоению ребенком позитивных способов поведения в различных ситуациях;

Способствовать развитию познавательных функций (внимание, логическое мышление, слуховая память, воображение);

Пособие «Интошка».

В состав комплекта для познавательного развития «Интошка» входят пять тематических наборов с игровыми средствами (в ящиках):

1. «Ориентация по плоскости и зрительно-моторная координация»;

2. «Основные геометрические фигуры и их преобразование»;

3. «Классификация по цвету, размеру и форме»;

4. «Сходство и различия пространственных объектов»;

5. «Элементарные математические представления».

Задачи использования игр в работе с детьми:

Развитие мелкой моторики;

Развитие содружественных движений глаз и рук;

Развитие межполушарных связей;

Развитие внимания, памяти;

Развитие логического мышления (анализ, синтез, классификация, пространственного и креативности мышления;

Развитие речи (фонематический анализ, деление слов на слоги, развитие грамматического строя речи, автоматизация звуков).

Игры со строительным материалом.

Эти игры развивают пространственное воображение, учат детей анализировать образец постройки, чуть позже действовать по простейшей схеме (чертежу). В творческий процесс включаются логические операции — сравнение, синтез (воссоздание объекта).

Ожидаемые результаты В процессе использования развивающих игр и упражнений способствовать формированию логического мышления у детей с ЗПР.

Литература

1. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989.

2. Комарова, Л. Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет / Л. Д. Комарова. – М, 2008.

3. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. – СПб.

4. Мисуна, Н. С. Развиваем логическое мышление/ Н. С. Мисуна // Дошкольное воспитание, 2005.

5. Финкельштейн, Б. Б. Методические советы по использованию комплекта игр и упражнений с цветными палочками Кюизенера/ Б. Б. Финкельштейн. 2003.

Источник