Задачи воспитания и развития ребенка в игровой деятельности
Наталья Гульманова
Воспитание и развитие детей в игровой деятельности
Воспитание и развитие детей в игровой деятельности
Гульманова Наталья Петровна
старший воспитатель дошкольных групп
при МБОУ «Черемичкинская ООШ»
Введение
Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.
А. С. Макаренко
Игра – это такое средство, где воспитание переходит в самовоспитание.
Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании свойств и обогащении его внутреннего содержания.
Игра подготавливает детей к продолжению дела старшего поколения, формируя, развивая в нем способности и качества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнить.
Воспитание и развитие детей в игровой деятельности.
Наша образовательная организация работает с детьми от 2,5 до 7 лет.
Работают 2 (разновозрастные)группы:
— это дети с 2,5 года и до 5 лет;
— и дети старшей и подготовительной групп, то есть с 5 лет до 7 лет.
Наша задача состоит в воспитании здорового, всесторонне развитого ребенка. Самым эффективным средством для решения воспитательно-образовательных задач в дошкольном возрасте это игра (и это научно доказано).
Вся непосредственно образовательная деятельность в дошкольном возрасте выстраивается на игровой основе. Так как усвоение определенных знаний и полученных навыков того или иного характера легче и лучше всего происходит в игре. Ребенок легко увлекается игрой и не замечает того, что он учится. При этом он сам стремится научится тому, что ещё не умеет.
В игре ребенок познаёт мир, экспериментирует, приобретает опыт для своего будущего.
В период своего детства ребенок с помощью взрослого и самостоятельно осваивает разные виды индивидуальных и коллективных игр.
Каждый вид игр вносит свой вклад в развитие познавательной и творческой активности, становление детской личности и её отношением с миром, специфически влияя на формирование предпосылок познавательной и учебной деятельности как ведущей деятельности следующего возрастного периода.
Формирование у детей позиции субъекта игровой деятельности предполагает использование пошаговой педагогической технологии, обеспечивающей нарастание их игровой самостоятельности и творчества. По мере взросления воспитанников и овладения ими сложными видами игр меняется игровая позиция взрослого (педагога): он последовательно выступает как носитель нового содержания игр и игровых умений, соигрок (партнер, координатор игровых замыслов детей, наблюдатель за играми и помощник — консультант в случае возникновения затруднений.
Гибкая тактика руководства детской игровой деятельностью нашими педагогами является одним из основных условий способствующих успешному и полному раскрытию её богатого воспитательного, развивающего, социализирующего и адаптирующего потенциала.
При поступлении детей раннего возраста воспитатели используют старые методы и технологии для лучшей адаптации детей, например, такие как пестование.
Пестование – это один из старых и незаслуженно забытый метод воспитания, развития и оздоровления детей. Учёными давно доказано, что развитие мозговой деятельности прямо пропорционально развитию мелкой моторики. Для этого используют пестушки, такие как «Ладушки», «Сорока – ворона». Есть пестушки, которые носят профилактический характер, например, «Три колодца».
Игра «Ладушки» способствует раскрытию ладони, мозговой активности и развитию речи. У маленьких детей в раннем возрасте как правило ладони закрыты, сжаты в кулачки и именно для того, чтобы ладошки раскрылись, наши предки придумали интересную пестушку. Так что вполне вероятно, что, если ладошка научится раскрываться, то и головка ребенка активнее начнет работать.
Давайте с вами сейчас поиграем,а именно станем малышами:
— Ладушки, — говорите вы, — ладушки. — И выпрямляете пальчики малыша на своей ладони.
— Где были? У бабушки!- соедините его ручки ладошка к ладошке.
— Что ели? Кашку! — хлопнули в ладоши.
— Пили простоквашку! — еще раз хлопнули.
— Кашка масленька,
— Простоквашка сладенька.
— Бабушка добренька.
— Попили, поели,
— Домой, полетели, на головку сели! —это самый важный момент: малыш прикасается к своей голове, раскрывая ладонь на круглой поверхности.
Именно поэтому игра называется “ладушки”, она налаживает работу детского организма (здесь “ладонь” как центр наладки). Также у вас происходит тактильный контакт, что способствует эмоциональному настрою для адаптации ребенка в ДОО.
Важно, что в этом возрасте педагог является играющим партнером, он учит детей игровым движениям и является носителем информации.
Главное что должен помнить педагог это то, что на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей. То есть взрослый не должен портить детскую игру своими нотациями, замечаниями, указаниями. Свободное эмоциональное поведение педагога который принимает любые детские замыслы гарантируют непринужденность и удовольствие ребенку от игры.
В раннем возрасте до 4 лет у детей преобладает интерес к предметам которые используют взрослые. Поэтому в этом возрасте важна режиссерская игра, которая является разновидностью творческих игр.
Особенностью режиссерской игры данного возраста является то, что партнёрами по игре являются игрушки либо предметы заместители (неодушевленные предметы). Такое игровое общение для маленького ребенка гораздо легче, чем общение со сверстниками, так как ребенок ещё не умеет общаться, находить контакт, договариваться с другими детьми. Малыш в этом возрасте выражает себя как взрослую личность.Это выражается в его речи: «Это моё! Я сам!»
Опытный, а главное внимательный педагог является для ребенка соигроком, в данной возрастной категории. Здесь при помощи режиссерской игры ребенок готовится к сюжетно – ролевой игре со сверстниками, учится планировать игру под чутким руководством воспитателя.
Для детей до 4 лет очень важно наличие игровой среды.
В этом возрасте эффективен показ инсценировка. Взрослый вовлекает постепенно 1 – 2 детей для роли. Создаются проблемные ситуации (кукла заболела: что будем делать? как лечить) в этот момент ребенок начинает думать, то есть включается мозговая активность, активизируется его речь.
Таким же образом воспитатель вовлекает в подвижные игры детей, сначала 1-2 ребенка, затем большее количество.
— У нас появилась мышка — говорит педагог, — давайте станем кошками. «Кошки – мышки», «Лохматый пёс», «У медведя во бору»…
Режиссерская игра существует и в других возрастах, но носит иной характер.
После 4 лет ребенку уже необходимо общение. Очень быстро начинает развиваться речь. Игра помогает усвоить нормы поведения и правила, а так же развивать творческие способности ребенка.
В среднем дошкольном возрасте у детей начинает преобладать творчески сюжетная игра, причем, как сюжеты, или темы этих игр, так и их содержание (действие, раскрывающее сюжет) становятся все более разнообразными, воспроизводящими явления общественной жизни, бытовые, производственные, а также на основе материалов сказок и рассказов.
В среднем возрасте педагог лишь эмоционально настраивает на игру, он занимает второстепенную роль.
Появляются новые персонажи из знакомых мультфильмов, сказок и т. д. В этом возрасте дети переносят увиденное на экранах в жизнь. Для сравнения в прошлом столетие дети росли на Чебурашках, Незнайках, то в новом столетие это – Смешарики, Человек-Паук, Фиксики. Внимательный педагог использует новых героев, направляет детей на отражение своих впечатлений в режиссерской игре. Либо создаёт проблемную ситуацию. То есть читаем сказку «Три поросёнка», задаём вопросы:
— Какие братья?
— Что было бы если б поросята слушали Наф — Нафа?
— Представьте, что в лесу все звери дружные…
События из личной жизни дети используют реже в отличие от младшего возраста.
В старшем дошкольном возрасте, так же как и в среднем дошкольном возрасте, преобладают совместные режиссерские игры. У детей данного возраста содержание игр более динамичное, то есть дети уже самостоятельно привносят в игру много вымышленного, причём с преобладанием собственного творчества. Но дети, которые часто болеют, чаще всего играют в одиночку, так как испытывают трудности в общении.
К 6-7 годам, благодаря накоплению жизненного опыта, развитию новых и относительно более устойчивых интересов, воображения и мышления, игры детей становятся более содержательными и усложняются по своей форме.
Часто сюжетами детей служат события школьной жизни, то есть игра «в школу», являясь близкой перспективой старших дошкольников.
Старшие дошкольники в значительно большей степени, чем младшие, допускают всякого рода условности в игре, заменяют одни предметы другими, дают им вымышленные названия, изменяют порядок изображаемых действий и т. д. И все же, ведущим видом деятельности дошкольника является игра.
Сущность игры, как ведущей деятельности, состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности деятельности и взаимоотношений взрослых, приобретают и уточняют свои знания об окружающей деятельности.
В игровом коллективе у детей появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения. В игре дети активны, они творчески преобразуют то, что им было воспринято ранее, свободнее и лучше управляют своим поведением. Таким образом, ролевая игра оказывает большое влияние на формирование личности ребенка. Отметим наиболее характерные черты игры старших дошкольников.
Дети обычно договариваются о ролях, а затем развертывают сюжет игры по определенному плану, воссоздавая объективную ломку событий в определенной последовательности. Каждое действие, производимое ребенком, имеет свое логическое продолжение в другом, сменяющем его действии. Вещи, игрушки и обстановка получают определенные игровые значения, которые сохраняются на протяжении всей игры. Дети играют вместе, и действия одного ребенка связаны с действиями другого.
Разыгрывание роли заполняет всю игру. Для детей является важным выполнение всех требований, связанных с ролью, и они подчиняют этим требованиям все свои игровые действия.
Нигде поведение ребенка не бывает так регламентировано правилами, как в игре, и нигде оно не принимает такой свободной нравственно-воспитательной формы.
Ребенок подчиняется правилу не потому, что ему грозит наказание, но только потому, что соблюдение правила сулит ему внутреннее удовлетворение игрою.
Ребёнок (любого возраста и поколения) для игры чаще всего любит забираться под стол, оборудуя его как домик (крепость). Поэтому в групповых комнатах следует создавать уголки уединения, а так же разделять пространство легкой мебелью, ширмами.
Для режиссерских игр очень важен подбор игрового материала — это необходимое условие для их развития. Интересно отметить, что игра так сильно связана с фантазией, что дети предпочитают простые и грубые игрушки дорогим и роскошным, не оставляющим никакой работы для воображения и требующим высшей осторожности в обращении с ними.
Совместные режиссерские игры способствуют появлению сюжетно – ролевой игры. Но с появлением последней режиссерская игра не исчезает, они дополняют друг друга.
Сюжетно – ролевая игра – её основа это воображаемая ситуация (вымышленная) в этом возрасте ребенок примеряет на себя роль взрослого и выполняет её в игровой форме.
В каждой сюжетно –ролевой игре есть свои компоненты: сюжет, содержание и роль.
Сюжеты бывают:
— бытовые (семья, дом);
— производственные (магазин, гараж, больница);
— общественные (сад, школа, библиотека) и т. д.
Сюжет игры зависит от географического расположения, экономических условий в которых проживает ребенок, от эпохи (в каком веке мы живем). Из собственных наблюдений вижу, как дети играли прошлого века и нового. То есть если раньше водитель – это именно мужская профессия, значит в игре водитель мальчик, то сейчас почти каждая третья мама сама водитель, причём как легковго, так и грузового (пассажирского) автомобиля. Если раньше продавец это женщина, в игре девочка, сегодня мы видим у прилавков юношей, мужчин. Сейчас нет половых признаков той или иной профессии.
Для ребенка нет ничего невозможного:
— сев в кресло, он воображает, что это у него ракета, он отправляется на Луну;
— при помощи простого предмета делает «операцию» кукле.
Всё зависит от фантазии ребёнка! А вот содержание игры зависит от глубины представления или знаний той или иной проигрываемой ситуации.
Зная о возникновении каких-либо изменений в семье воспитанника, например появление нового ребенка. Воспитатель стимулирует появление новой сюжетной линии. Например,спрашивая: — что мама делает с малышом? Как вы помогаете маме по дому? дети начинаю говорить о действиях происходящих в семье.
Либо педагог предлагает всем отправиться всем в театр.Отсюда появляются новые роли: водитель, кассир, контролер, гардеробщица, зрители, актеры.
Роль – игровая позиция ребенка. Всякая роль содержит определенные свои правила, от которой зависит смысл игры, отношение между персонажами. Ребенок выражает эти отношения при помощи речи, жестов, мимики.
В старшем дошкольном возрасте важна роль для ребенка, появляются ролевые диалоги. Бывают ситуации, когда на одну роль желают попробовать свои силы несколько детей, чтобы избежать конфликтных ситуаций воспитатель формирует у детей коммуникативные навыки (умение уступать, договариваться, разучивает с ними разные считалки. От этого зависит эмоциональный настрой ребенка и качественное выполнение роли. В младшем возрасте дети играют и учатся играть непосредственно с педагогом. Все игровые действия сопровождаются речью, педагог четко проговаривает слова, что способствует развитию речи ребенка. Педагог показывает, как правильно нужно играть, регулярно обновляя (меняя) игровой материал.
В среднем дошкольном возрасте педагог создаёт у детей интерес к игре, к новым сюжетам и вызывает эмоциональный отклик. Роль взрослого носит второстепенный характер, он исподволь руководит игрой. В старшем возрасте педагог заостряет внимание на взаимоотношениях детей. Постоянно пополняет знания, впечатления детей, вносит новый игровой материал. Роль взрослого – наблюдатель, он вносит в игру новые сюжетные линии, решает конфликты, беря на себя ту или иную роль. Дети в этом возрасте работают на зрителя. В этот период очень важно менять в игре «звёзд» во время игры. Мораль детям не читают.
Очень важно, чтобы у педагога при работе с детьми на протяжении всего дня речь была положительно эмоциональной, художественно окрашенной, это способствует созданию благоприятного микроклимата в группе. Существуют и другие виды творческих игр. Мы затронули только режиссерские и сюжетно – ролевые игры. Очень близки к этим видам как дальнейшее продолжение театрализованные игры.
К творческим играм относят игры со строительным материалом. Очень важна роль игр с правилами в дошкольном детстве, особенно для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Заключение
Для ребенка игра – средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за пределы ограниченного мира детской и позволяет реализовать самые разные стремления и желания и, прежде всего желание действовать как взрослые, желание управлять предметами.
В. Л. Сухомлинский так же отмечал, что «…духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества».
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности
Источник