Задачи психологической диагностики развития ребенка

Задачи психологической диагностики развития ребенка thumbnail

Возможность
эффективной коррекции нарушений
психического развития определяется их
ранней диагностикой. Психодиагностика
— область психологической науки,
разрабатывающая методы выявления и
измерения индивидуально-психологических
особенностей личности. Она позволяет
определить особенности развития
аномальных детей, необходимость
специального коррекционного обучения,
степень отставания от нормы, уровень
познавательной деятельности. Современная
психодиагностика направлена на наиболее
раннее выявление отклонений (до года),
на своевременное начало компенсаторного
развития и эффективную социальную
адаптацию детей в обществе. Психодиагностика
занимается также разработкой и апробацией
новых методик, определением требований
к их инструкциям, выработкой правил
поведения при обследовании, способов
обработки и интерпретации полученных
результатов. К психодиагностическим
методикам относятся тесты (1), для
определения особенностей интеллекта,
социальных способностей, свойств
личности; опросники и анкеты (2) для
выявления интересов, склонностей,
ориентации личности; (3)проективные
методики (для диагностики установок,
отношений, предпочтений); (4)
психофизиологические методики для
диагностики свойств нервной системы,
динамических особенностей психики
(работоспособность, переключаемость,
темп деятельности); малоформализованные
методики (5) – наблюдения, беседы.
Психодиагностические методики должны
быть стандартизированы, надежны и
валидны.

Задачи
психодиагностики:

1-поиск
причин возникновения конкретных
психологических проблем у ребенка
(этиологический диагноз);

2-определение
наличия или отсутствия определенного
психологического признака,
позволяющего соотнести индивидуальные
особенности испытуемого с нормой
(симптоматический диагноз);

3-позволяет
найти диагностическое место испытуемого
по выра­женности исследуемых признаков
среди отклонений в развитии
(синдромологический диагноз);

4-дает
возможность изучить механизмы развития
психического отклонения (патогенетический
диагноз);

5-решает
частные вопросы специальной
психологии (определение готовности
ребенка к обучению в школе, причин
неуспеваемости, нарушений в личностной
сфере, сложностей в отношениях с родными
и сверстниками, навязчивые страхи,
переживания и т. д.)

На
основе данных психодиагностики
проводится психологическая консультация
для уточнения имеющихся проблем,
определения запроса к психологу,
разработки общей тактики психологической
работы с ребенком со стороны родителей
или учителей.

Цель
психологической
диагностики {оценки)

выявление специфики
развития ребенка, отражающей ключевые
особенно­сти
формирования психических структур,
построение предпо­ложений
о вероятных причинах и механизмах,
приведших к дан­ному
варианту дизонтогенеза.

К
основным принципам диагностической
деятельности пси­холога
следует отнести:

1)системность
диагностической деятельности, выражающуюся
в понимании непрерывности и специфичности
психического развития ребенка на всем
протяжении
его жизни, учете неразрывной
взаимосвязи всех процессов, функций и
сфер его психики (структурно-динамический
принцип) при оценке его психического
развития;

  1. построение
    гипотезы и процедуры психологического
    обследования, а также анализа его
    результатов на основе целостного
    представления
    о ребенке с привлечением знаний различных
    отраслей
    психологии, педиатрии, детской психиатрии
    и неврологии,
    медицинской генетики, специальной
    (коррекционной} педагогики;

3]
использование в полной степени алгоритма
изменения диагно­стической
гипотезы в свете получаемых данных
(правило Байеса,
которое говорит об изменении гипотезы
обследования на следующем
этапе диагностики в зависимости от
результатов, по­лучаемых
на предыдущем этапе);

  1. построение
    процедуры обследования в соответствии
    с актуаль­ным
    возрастом, особенностями поведения
    ребенка, его обучаемости,
    адекватности, критичности; использование
    адекватных
    этим
    характеристикам методов, диагностических
    приемов и средств;

  2. использование
    полифункциональных диагностических
    средств, позволяющих
    получать многофакторную (многофункциональную)
    информацию за счет особенностей
    построения методик, специфики
    предъявления стимульного материала и
    проведения исследования;

  3. системный
    многоуровневый анализ получаемых
    данных с применением технологий
    интегративной оценки результатов,
    дающий
    максимальную информацию не только о
    специфике развития
    и формирования различных функций и
    систем на феноменологическом
    уровне, но и позволяющий выявить комплекс
    и иерархию
    причин и механизмов, приводящих к
    данному вари­анту
    развития.

В
настоящее время в работе медико-педагогических
комиссий не применяется никакой единой
системы методик, которая использовалась
бы в строго определённом порядке, по
чётким правилам и давала бы результаты,
которые можно было бы сравнить с
результатами, получаемыми в других
случаях исследователями, в другой
медико-пе комиссии.

Сам
подбор методик никак теоретически не
обоснован и носит случайный характер.
В имеющихся руководствах приводится
набор отдельных методик, извлечённых
из различных систем тестов или
использовавшихся в каких-либо
исследованиях; по существу в них
предлагается лишь описание методик,
лишь в некоторых случаях сопровождающееся
весьма нечёткими оценочными
характеристиками, представляющими
собой описание возможных особенностей
выполнения, и неопределёнными указаниями,
предлагающими оценку результатов
полностью на экспериментатора.

Хотя
в последние годы в методических
рекомендациях сделана попытка дать по
каждой методике описание выполнения
заданий, наиболее типичные для детей
разных категорий. Приводятся очень
краткие характеристики действий
имбецилов, дебилов, детей с шизофренической
и эпилептической деменцией, с нарушениями
зрения, речи и слуха, двигательными
дефектами, а также нормально развивающихся.
Такие характеристики являются шагом
вперёд, однако они составлены на основе
эмпирических данных и не могут служить
надёжными критериями для практического
использования психологами.

Читайте также:  Речевое развитие ребенка раннего детского возраста

ОСНОВНЫЕ
ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С ЛЮДЬМИ В
РАМКАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

1.
Принцип ответственности, предполагающий,
что каждый специалист ответствен за
последствия своего влияния на личность.
Он должен, насколько это возможно,
осознавать, что его услуги не будут
использованы во вред клиенту, воздерживаться
от действий и заявлений, угрожающих
неприкосновенности личности. Он следит,
чтобы его выводы и заключения не
оскорбляли человеческого достоинства
клиента, не использовались другими для
угнетения и подавления личности.

2.
Принцип компетентности. Если психолог
понимает, что его профессиональной
компетентности для решения проблем
данного клиента недостаточно, он
предоставляет другим, более опытным
коллегам решать поставленную клиентом
задачу. Если и другие специалисты
отказываются по причине своей
некомпетентности в данной области
решить проблему, они рекомендуют
клиенту, куда ему обратиться. При этом
они остаются ответственными за клиента
до тех пор, пока другой специалист не
примет на себя ответственность за
решение проблемы клиента.

3.
Принцип добровольности как необходимость
решения консультативных, диагностических,
терапевтических, коррекционных задач
на добровольной и свободной для клиента
основе, то есть на основе его собственного
обращения в центр, возможности у каждого
обратившегося прекратить контакт со
специалистом (центром) в любой момент
и по собственному желанию. При работе
с малолетними детьми, а также с людьми,
совершившими правонарушения, в отношении
которых допустимо применение некоторых
насильственных мер, отклонения от
принципа добровольности могут иметь
место только с учетом соответствующих
законодательных норм или с согласия
родителей. Но и при этом установление
в отношениях с клиентом атмосферы
взаимопонимания и сотрудничества
остается требованием непреложным.

4.
Принцип конфиденциальности, содержащий
в себе требование сохранения тайны в
отношении того, что сообщает клиент или
что стало известно о его частной жизни
и жизненных обстоятельствах. Психологи
не сохраняют конфиденциальности, если
этим могут нанести вред клиенту и если
существует реальная опасность для него
самого или других людей в связи с
сохранением этой тайны. Однако в этом
случае необходимая информация должна
передаваться только тем лицам, которые
способны или/и имеют право предпринимать
действия, адекватные ситуации. Исключение
составляют также случаи, когда сами
клиенты просят, чтобы информация была
передана в соответствующие инстанции.

Психологи,
работающие в одной команде, могут только
с согласия клиента передавать информацию
о нем ее членам, но при условии, что это
делается в интересах клиента. Они не
наводят никаких справок о клиенте без
его согласия и довольствуются той
информацией, которая необходима и
достаточна для решения поставленной
задачи.

История
клиента, письменные документы, видео-
и магнитофонные записи, связанные с
работой, хранятся так, чтобы исключить
доступ к ним лиц, не имеющих отношения
к работе с клиентом и не обладающих
специальными полномочиями. Если клиенты,
или участники обследования, не достигли
совершеннолетия или считаются не
способными позаботиться о себе, психологи
должны получить разрешение родителей
или опекунов.

5.
Принцип безоценочного отношения к
клиенту, отсутствие какой бы то ни было
селекции по признаку его «удобства»
для специалиста, симпатии или антипатии,
за которыми стоит оказание помощи без
осуждения или недовольства, на основе
доброжелательности, желания понять и
поддержать.

6.
Принцип работы по методу междисциплинарных
команд, который гарантирует в каждом
конкретном случае решение проблем
клиента путем преодоления профессиональных
ограничений (узкая специализация,
ограниченное число специалистов) и
возможностей их изучения и «лечения»
всеми и каждым специалистом. Это означает,
что «плотнее» других занятый данным
случаем сотрудник, ответственный за
него, делает регулярные сообщения о
ходе своей работы для всех членов
команды, высказывает вслух сомнения,
анализирует собственные действия и
т.д. Все сообщения обсуждаются командой,
совместно определяются направления
дальнейшей работы («мозговая атака»).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
Читайте также:  Конспект на тему познавательное развитие ребенка в детском саду

Источник

Как
уже указывалось, психодиагностика
нарушенного развития должна осуществляться
в три этапа:

  • 1)
    скрининг-диагностика;

  • 2)
    дифференциальная диагностика;

  • 3)
    углубленное психолого-педагогическое
    изучение ребенка с целью разработки
    индивидуально-коррекционной программы.

На
каждом этапе имеются свои специфические
задачи и с каждым этапом связан круг
проблем, характеризующих состояние
современной психодиагностики.

30

Основными
задачами скрининг-диагностики
являются своевременное выявление детей
с различными отклонениями и нарушениями
психического развития в популяции, в
том числе и в условиях массовых
образовательных учреждений, примерное
определение спектра психолого-педагогических
проблем развития ребенка.

Кроме
того, скрининг-диагностика позволяет
решать задачи, связанные с оценкой
качества обучения и воспитания детей
в образовательном учреждении: выявлять
недостатки воспитательно-образовательного
процесса в конкретном образовательном
учреждении, а также недостатки той или
иной программы обучения и воспитания
детей.

Проблема
организации и проведения скрининг-диагностики
в настоящее время решается по-разному.
На практике встречается несколько
вариантов. Например, педагоги, столкнувшись
в своей работе с трудностями в обучении
и воспитании ребенка, которые вызваны
какими-то его особенностями, обращаются
с запросом к психологу образовательного
учреждения дать оценку этим особенностям
и разработать соответствующие рекомендации
к работе с таким ребенком.

В
другом случае родители обращаются с
запросом к психологу: дать оценку
особенностей поведения или трудностей
в воспитании ребенка и рекомендации по
проведению воспитательно-образовательных
мероприятий. Следует подчеркнуть, что
таких обращений значительно больше в
отношении детей старшего дошкольного
возраста, так как именно этот возраст
рассматривается как «подготовительный»
к школе, и родители начинают замечать,
что у ребенка имеются те или иные проблемы
психологического плана.

И,
наконец, выявление детей с проблемами
в развитии может осуществляться по
результатам специально организованного
скрининг-обследования. По форме проведения
скрининг-обследование может быть
индивидуальным или групповым. Этот
подход наиболее соответствует современным
требованиям к выявлению детей с
нарушениями развития, но, к сожалению,
используется нечасто.

Используемый
при скрининге набор методик не всегда
отвечает задачам скринингового
исследования, профессиональная подготовка
педагогов-психологов обычно бывает
недостаточной для квалификации нарушения
развития. Ведущей сегодня остается
скрининговая диагностика «по
обращению», которая не дает возможности
обеспечить всестороннее изучение
особенностей каждого ребенка и оказать
психологическую и педагогическую помощь
тем детям, которые в ней нуждаются. Таким
образом, существует ряд проблем,
характеризующих современное состояние
скрининг-диагностики.

  1. Несмотря
    на большое количество различных методик,
    применяемых при обследовании детей,
    существует явная недостаточность
    научно обоснованного и апробированного
    диагностического инструментария для
    применения в скрининг-обследованиях.
    Особенно это касается скрининговых
    обследований детей первых 3 лет жизни.

  2. При
    разработке скрининг-диагностики очень
    сложной является разработка системы
    критериев, по которым возможно
    разграничение детей раннего и дошкольного
    возраста с нормальным темпом психического
    развития и нуждающихся в
    психолого-педагогической и медико-социальной
    помощи.

  3. Важной
    проблемой при проведении скрининг-обследования
    являются эмоциональное состояние и
    личностные особенности испытуемых.
    Мотивация сотрудничества, реакции на
    успех и неудачу, самочувствие, негативный
    прошлый опыт и т.д. существенно влияют
    на качество выполнения заданий. Это
    создает существенные трудности,
    поскольку ограниченность во времени
    при скрининг-исследовании может не
    дать возможности получить необходимую
    информацию.

Дифференциальная
диагностика

направлена на определение типа нарушенного
развития, именно по ее результатам
определяется направление обучения
ребенка и его организационные формы.
Задачи дифференциальной диагностики
следующие:


  • разграничение степени и характера
    нарушений умственного, речевого и
    эмоционального развития ребенка;


  • выявление первичного и вторичного
    нарушений и системный анализ структуры
    нарушения;


  • оценка особенностей нарушений
    психического развития при недостатках
    зрения, слуха, опорно-двигательного
    аппарата;


  • определение и обоснование педагогического
    прогноза.

На
основании этих данных определяются тип
образовательного учреждения, программа
обучения, организация коррекцинно-педагогического
процесса. Дифференциальная диагностика
осуществляется психолого-медико-педагогической
комиссией. Группа специалистов, проводящих
диагностику, реализует комплексный
подход к изучению ребенка с проблемами
в развитии. Решение по итогам диагностики
принимается коллегиально. Работа
строится по определенной системе с
учетом индивидуальных особенностей
ребенка (организация и содержание
деятельности ПМПК подробно представлены
в главе 8).

В
настоящее время существует круг проблем,
связанных с дифференциальной диагностикой
нарушенного развития.

Известно,
что сходные психологические особенности
наблюдаются у детей с разными типами
(категориями) нарушенного развития.
Например, недостатки речевого развития
или пониженная обучаемость характеризуют
практически всех детей с нарушениями
развития. Специфических особенностей,
определяющих каждый тип нарушенного
развития, которые и могут служить
критериями дифференциальной диагностики,
известно значительно меньше (В.И.
Лубовский). Это связано и с закономерностями
аномального развития, и с тем, что в
специальной психологии на сегодняшний
день недостаточно научных исследований
сравнительного характера. Осуществление
таких научных разработок позволило бы
существенно расширить возможности
дифференциальной диагностики.

Читайте также:  Развитие ребенка в три месяца по комаровскому

Другая
проблема связана с практической
деятельностью ПМПК. Сегодня не решены
многие вопросы организационного
характера, в частности создание сети
постоянно действующих диагностических
учреждений, вопросы кадрового обеспечения,
ряд методологических и терминологических
проблем.

Из
числа методологических проблем следует
особо выделить проблему разработки
эффективных и надежных методик,
позволяющих выполнять качественно-количественный
анализ результатов психодиагностического
изучения ребенка в целях дифференциальной
диагностики.

Из
терминологических проблем важнейшей
является проблема четкого разграничения
психолого-педагогической и медицинской
терминологии, определение места
медицинского и психолого-педагогического
диагноза в деятельности ПМПК.

Углубленное
психолого-педагогическое изучение

детей с нарушением развития ставит
своей целью разработку программ коррекции
на основании результатов диагностики.
Такое изучение требует времени и
проводится в основном в образовательном,
а иногда в консультативном учреждении.
Конкретные задачи такого изучения, как
правило, многообразны и специфичны для
разных возрастных этапов. Среди них
можно выделить такие, как:


  • выявление индивидуальных
    психолого-педагогических особенностей
    ребенка;


  • разработка индивидуальных коррекционных
    программ развития и обучения;


  • определение условий воспитания ребенка,
    специфика внутрисемейных отношений;


  • помощь в ситуациях с затруднениями в
    учебе;


  • профессиональное консультирование и
    профессиональная ориентация подростков;


  • решение проблем социально-эмоционального
    плана.

При
решении этих задач существенную роль
играет сочетание методов психологической
диагностики (эксперимент, тесты,
проективные методики) со специально
организованным наблюдением и анализом
продуктов учебной деятельности и
творчества детей и подростков. Следует
подчеркнуть, что до настоящего времени
большинство специалистов в области
психодиагностики ориентированы

в
основном на оценку уровня интеллектуального
и речевого развития ребенка, на
дифференциацию нарушений. Специалисты
успешно констатируют недоразвитие или
отсутствие той или иной функции, но
недостаточно ориентированы на выявление
позитивного потенциала, особенно
позитивных личностных особенностей,
на основе которых возможно решение
познавательных, речевых, социально-личностных
проблем ребенка. Но эффективность
коррекционно-педагогического процесса
определяется не только констатацией
негативных факторов, но в первую очередь
выявлением интеллектуального и
личностного потенциала, на основе
которого возможно построение системы
индивидуального психолого-педагогического
сопровождения ребенка. Надо отметить,
что некоторые из поставленных проблем
только начали изучаться, например,
вопросы профессиональной диагностики
и профессионального консультирования
подростков с нарушениями развития.

Итак,
важнейшими задачами психолого-педагогической
диагностики нарушенного развития
являются:


  • раннее выявление нарушений развития
    у детей;


  • определение причин и характера нарушений;


  • определение оптимального педагогического
    маршрута ребенка;


  • выявление индивидуальных психологических
    особенностей ребенка с нарушениями
    развития;


  • разработка индивидуальных программ
    развития и обучения.

Контрольные
вопросы и задания

  1. Каковы
    задачи психолого-педагогической
    диагностики на разных возрастных
    этапах?

  2. Какими
    методологическими принципами необходимо
    руководствоваться при организации и
    проведении психолого-педагогической
    диагностики?

  3. Какие
    современные представления о нарушениях
    развития у детей служат
    теоретике-методологической основой в
    психолого-педагогической диагностике?

  4. Охарактеризуйте
    основные этапы психолого-педагогической
    диагностики.

Литература

Основная

  • Выготский
    Л.С.

    Собрание сочинений: В 6 т. — М., 1984. — Т. 5.

  • Лубовский
    В.И.

    Общие и специфические закономерности
    развития психики аномальных детей //
    Дефектология. — 1971. — № 6.

  • Лубовский
    В.И.

    Психологические проблемы диагностики
    аномального развития детей. — М., 1989.

  • Психолого-педагогическая
    диагностика развития детей дошкольного
    возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой. —
    М., 1998.

Дополнительная

  • Бурменская
    Г.В., Карабанова O.A., Лидере А.Г. и др.

    Возрастно-психологический подход в
    консультировании детей и подростков.
    — М., 2002.

  • Проблемы
    специальной психологии и психодиагностики
    отклоняющегося развития // Материалы
    Всероссийской научно-практической
    конференции и семинаров: Современная
    психологическая диагностика отклоняющегося
    развития: Методы и средства: Проблемы
    специальной психологии в образовании.
    — М., 1998.

  • Улъенкова
    У.В., Лебедева О.С.

    Л.С. Выготский и современная служба
    практической психологии. — Нижний
    Новгород, 2000.

  • Ульенкава
    У.В., Лебедева О.С.

    Ораганизация и содержание специальной
    психологической помощи детям с проблемами
    в развитии. — М., 2002.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник