Задачи доу в развитии ребенка по новым стандартам

Задачи доу в развитии ребенка по новым стандартам thumbnail

/О детях/Детский сад

Дошкольное образование по новым стандартам
В декабре 2016 года по всей России начинается переход детских садов на новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования. Садики станут первой ступенькой в общем образовании нового поколения. И ставка будет сделана на развитие индивидуальности и самостоятельности ребенка.  
Как это будет выглядеть на практике, на встрече с журналистами в ГТРК «Новосибирск» рассказала директор Новосибирского педагогического колледжа №1 им. А. С. Макаренко, кандидат психологических наук Мария Наильевна Жафярова. 

Но прежде мы спросили у нее, насколько верна информация, что все дошкольные образовательные учреждения в НСО работают по новому стандарту. 


Нет предела совершенству!

— Вообще-то стандарт был учрежден в октябре 2012 года, а с 1 января 2014 он вступил в силу, в соответствии с приказом минобрнауки РФ. Но министерство образования и науки, понимая, что одномоментно такую инновацию по всей стране внедрить нереально (хотя мы подходили к ней долгие годы, с конца 1980-х), решило создать пилотные регионы.

» И в 2014 году ФГОС дошкольного образования был внедрен в ряде пилотных детских садов Новосибирской области, которые и стали опорными площадками. 

Действительно, все дошкольные образовательные учреждения в НСО утверждают, что с 2015 года они работают по новому стандарту. Вопрос только в том, насколько успешно это достигается на практике. Вряд ли можно сказать, что в каждом саду этот документ реализуется на 100%. Но то, что люди понимают, что они разработали соответствующую базу, поправили свои программы и занимаются методической работой в этом направлении — это, безусловно, так. Ну, а если говорить о совершенствовании, то ему нет предела. 

Наша справка: 

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт. В него объединяются все обязательные требования к каждому уровню обучения, принципы организации обучения — в учреждениях (детских садах, школах, колледжах, ВУЗах и т.д.)
У каждой ступени образования – дошкольной, общей начальной, основной общей и т. д. – есть свой стандарт. Все программы обучения должны соответствовать ФГОС.
Стандарты обеспечивают преемственность основных программ обучения. То есть дошкольники должны быть готовы к обучению в первом классе, выпускники начальной школы готовы к средней школе и так далее.
Основные пункты требований ФГОС:

  1. Требования к структуре образовательной программы. 
  2. Требования к результатам освоения программы учениками. То есть дети в конце каждой ступени должны показать определенные стандартом результаты.
  3. Профессиональная подготовка учителей, наличие методических материалов, компьютерное оснащение школ, санитарно – гигиенические условия.


Дошкольное детство – это не подготовка к школе

Так что же это такое — новые ФГОСы в детских садах? И чем они отличаются от прежней системы в воспитании?
Как рассказала Мария Жафярова, в новом федеральном госстандарте главный ориентир делается на развитие индивидуальности и самостоятельности ребенка.

» То есть, если раньше (с 1962 года) единственной обязательной для использования в детсадах была учебно-дисциплинарная программа воспитания и обучения, то теперь векторы поменялись. Сейчас «ручки на коленочки и в кружок» уже не приветствуется. 

Если в былые времена необходимым элементом для детсадовцев была ориентация на школу: устанавливались маленькие парты, у детей формировалась усидчивость, и считалось, что это необходимое качество для поступления в школу, то теперь все по-другому. Теперь один из ведущих принципов – организация развивающе-предметно-пространственной среды, которая должна стимулировать самостоятельность и активность ребенка. 
В общей комнате должны быть «уголки уединения», поскольку, по словам Марины Жафяровой,  право на уединение — это святое право человека, вне зависимости от его возраста.

 — Если мы говорим о развитии ребенка, о личностно-ориентированной модели, то такое право должно быть соблюдено. ФГОС отрицает «школизацию» дошкольного детства. Это самостоятельный период, не связанный со школой в плане подготовки к ней. Одно из условий качества – психолого-педагогические аспекты. 

Наша справка:

ФГОС раньше назывался просто образовательным стандартом. Так называемое первое поколение вступило в силу в 2004 году. Второе поколение было разработано в 2009 (для начального образования), в 2010 (для основного общего), в 2012 годах (для среднего полного).

В 2013 году был принят закон «Об образовании», согласно которому разрабатываются новые программы для высшего профессионального и дошкольного образования.
Стандарты заменяются на новые не реже одного раза в десять лет. 

На федеральном уровне на основе ФГОСа разрабатывается приблизительная образовательная программа, ориентирующаяся на местную специфику. А дальше учебные заведения доводят эту программу до совершенства (в последнем процессе могут поучаствовать даже родители). Таким образом, российское образование с методической точки зрения можно представить в виде схемы: Стандарт — примерная программа федерального уровня — программа учебного заведения.
 

Кадры решают все

Не секрет, что в детских садах в основном работают или люди предпенсионного возраста, что, в общем-то, и неплохо, у них есть опыт. Или же мамочки без педобразования, которым надо как-то устроить вовремя свое чадо в сад. 
Конечно, есть и молодые воспитатели, которые «теин в чаю, букет в благородном вине» — наверное, на них и делается ставка. Но их мало, и многие уходят, не выдержав испытания зарплатой. Так как же внедрять новую систему?

Читайте также:  Речевое развитие ребенка старшего дошкольного возраста

Марина Жафярова считает:

— Одномоментно мы эту проблему не решим. И, может быть, человек, который свято верит в правильность дисциплинарно-учебной модели, с трудом перестроится на новый лад. А может, и вовсе не сможет этого сделать.

» Самая главная проблема — в голове. Мы видим, какие прекрасные современные садики строятся в нашей области в последнее время, какие замечательные там помещения и интерьеры. Но одно из важнейших условий – инновационная готовность педагога.

Поэтому тут надо много работать, чтобы педагог понял, что предыдущие технологические варианты уже не соответствуют современным запросам общества. Это задача учреждений, которые готовят педагогов: педуниверситета, института повышения квалификации, колледжа, который я возглавляю. И все они предлагают программу массированного повышения квалификации и переподготовки. Кстати, на сегодняшний момент отбоя от людей, которые хотят работать в соответствии с современными стандартами, нет! Другое дело, что любая инновация проходит 5 стадий – от полного неприятия до полного становления. Нам эти стадии нужно достойно пройти. 


В воспитатели из экономистов 

— Хочу сказать, что сейчас в детские сады приходит новая генерация педагогов. Это, действительно, люди, которые не имеют базового педагогического образования, но, в соответствии с современной законодательной базой, могут получить диплом о профессиональной подготовке, которая даст им право вести деятельность в дошкольной педагогике.

» И тут мы получаем исключительно интересный феномен, когда на стыке базовых экономических, юридических, финансовых сфер или даже сельскохозяйственного образования человек проходит программу профпереподготовки, и мы получаем совершенно неординарный «продукт». Ведь во взаимоисключающих, или не предполагающих друг друга областях возникают принципиально новые идеи!

Это исключительно благодарный слушатель. Возраст таких женщин разный, часто вполне зрелый и продуктивный – 40-45 лет.  Сейчас они начинают составлять все большую и большую часть педагогов. 


Ключевое слово — креатив

И все же, как конкретно эти новые технологии будут реализовываться в детском саду? Что там должно быть, кроме «уголков уединения»? Как все это будет претворяться в жизнь? И есть ли какие-то правила взаимодействия педагога с родителями в рамках новых стандартов? Вопросов к директору Новосибирского педагогического колледжа №1 было много.

О материально-технической базе детских садов и ее готовности к переходу на новые условия работы Марина Наильевна ответила так:

— Нельзя сказать, что готовность — 100%. Но, тем не менее, в новых садах она есть изначально. Если же говорить о садиках, которые построены давно — да, там есть определенные трудности: может не быть спальни, дети в одной комнате играют, и им тут же раскладывают кроватки. Но с помощью разного рода элементов, ширм, например, и такое пространство можно и поделить, и трансформировать. У нас на эту тему есть огромное количество методических разработок современных воспитателей. 

А если говорить о развивающей предметно-пространственной среде, то, еще не заходя в детский сад, можно увидеть, как оформлен участок, есть ли живые изгороди и т. д. ФГОС дошкольного образования прописывает вполне конкретные требования к этому. А министерства образования и науки Российской Федерации и Новосибирской области составили перечень требований к детсадовскому оборудованию. Там должны быть и кубики — и обычные, и мягкие большие, и разные модули, которые легко во что-то трансформировать, и многое другое. 

» Воспитатели дошкольных образовательных учреждений – люди исключительно творческие. Они многое делают своими руками и привлекают к этому детей. Творческий, любящий свое дело  воспитатель всегда найдет возможность своими руками сконструировать доступные вещи. Так что тут ключевое слово — креатив.

Семья и садик

Новый стандарт предполагает и очень тесное взаимодействие воспитателя с семьей ребенка. Самое главное для педагога — взять родителя себе в соратники. Конечно, никто не отменял классические родительские собрания, но, как оказалось, теперь к этому добавляется много других форм работы с родителями. В том числе совместные проекты. Они могут быть самыми разными, как пример, мастер-классы. В Новосибирске уже существует такая форма работы. В рамках образовательной программы детского сада родитель, являющийся специалистом в какой-то своей области, приходит к деткам в садик и дает мастер-класс.

» В этом году, когда праздновали День дошкольного работника, один из детсадов Академгородка представил такой совместный проект: мама — сотрудница НГУ вела кружок в садике по робототехнике. 

Современное образование предполагает, что родитель может быть не менее компетентен в вопросах обучения и воспитания ребенка, чем педагог. У многих сегодняшних родителей очень высокий образовательный ценз, поэтому родительское партнерство с детским садом может быть на руку их же детям. 

Читайте также:  Буква в для дошкольников развитие ребенка

23.12.16
Ольга Стрикун

  

Опубликовать в Одноклассниках
Сохранить в Pinterest

Задачи доу в развитии ребенка по новым стандартам

ого, как все странно. Не слышала о доп питании, на самом деле..

Задачи доу в развитии ребенка по новым стандартам

Кариша-76

У нас там есть ВСЁ. У меня часто возникает ощущение какого-то склада, если честно. Понатыкано, сесть негде. Я такого не понимаю, но дети привыкли. Хотя поначалу я думала, что это только одна такая группы. Нет! Они там соревнуются му собой, у кого круче наполнение. И притом это все за счет родителей

Добавлено спустя 3 минуты 47 секунд:

Da_rya

кстати, про доппитание. Мне приятно осознавать, что наша зав — адекватный человек. И всякие эти допы делает отдельно от остальных деток. Если это чертово био-мороженое, будь оно неладно, то часть детей уходили погулять по саду, позаниматься в спортзале, а вторая часть в это время ели мороженое в группе. Ещё непонятно, кому повезло больше
Доппитание было некоторым в группе, но его выдавали в конце дня соком, например. Домой.

Kukuska

Нет..стульчик не пойдет. Если это стульчик- то он должен огорожен быть, например, какой-то ширмой.
Или балдахином, например.

Задачи доу в развитии ребенка по новым стандартам

Кариша-76 писал(а):
Da_rya

Это вообще редкость..ЖК-экраны в садах.

В последнее время все чаще слышу про телевизоры в группе. И наконец-то он добрался до нас, вроде как для обучающих целей. Но мультики уже имели место быть. Твердо убеждена, что садик нужен в первую очередь для общения с себе подобными. А занятия и вообще взаимодействие с воспитателями — уже вторично все это.

ФГОСы ФГОСами, но условия пребывания ребенка зачастую не соответствуют нововведениям. В нашей группе дважды в течение дня осуществлялось доппитание трети группы детей на глазах остальных деток. Этакое погружение в реальность с индивидуальным подходом, видимо. Хотя… если бы голодному ребенку захотелось бы уединиться, то наверняка б нашелся для него стульчик… в спальне…

Задачи доу в развитии ребенка по новым стандартам

maschustik

вы задани то почитайте недельные))) Там очень часто надо просто куда-то сходить Одно другому не мешает

Задачи доу в развитии ребенка по новым стандартам

Kukuska

Цитата:

Но ЭТО — время, которые ВЫ проводите со СВОИМ ребенком.

Безусловно. Но это время я могу же и дома/прогулки/культурные походы провести со всеми своими детьми.

Я просто представила, у меня 6-тиклашка, с которым я проекты делаю, но рассказывает он в школе их сам, я просто помогаю, я первый слушатель и критик, средний, и сейчас грудничок будет. И мне скажут — по новым стандартам мы должны с Вами тесно сотрудничать и прочее. Тесно в моем понимании это часто, поэтому и задумалась о реальности данного пункта для меня.

Может быть у меня нет такого трепетного отношения к садику, я с ребенком и так много времени провожу, мне для этого в садик ходить с проектами не надо.

Задачи доу в развитии ребенка по новым стандартам

Уголок уединения — это может быть стульчик в спальне. Например, для наказания сейчас используют не угол, а именно стульчик.

Очень много родители делают и одни и с детьми. Воспитатели называют это «наполнить среду». Каждую неделю — новая тема. Есть работа дома, есть работа в саду.

Вот примеры:

Короче, скажу одно: НИКТО вас не заставляет ничего делать. Но ЭТО — время, которые ВЫ проводите со СВОИМ ребенком.

Добавлено спустя 1 минуту 42 секунды:

maschustik

Или, например, была какая-то тема, уже не помню. Так все сделали докладики и мы собрались все вместе как на собрание вечером, и в музыкальном зале провели общий сбор. Мне понравилось))) Очень много нового тогда узнала.

Задачи доу в развитии ребенка по новым стандартам

Kukuska

Ну если раз в год, это тесная работа с родителями, то ладно Я согласна. Раз в год доклад приготовим)))

Задачи доу в развитии ребенка по новым стандартам

maschustik

У нас в садике, по-моему, вообще давно уже работают по этим стандартам.

Задачи доу в развитии ребенка по новым стандартам

Цитата:
Новый стандарт предполагает и очень тесное взаимодействие воспитателя с семьей ребенка. Самое главное для педагога — взять родителя себе в соратники. Конечно, никто не отменял классические родительские собрания, но, как оказалось, теперь к этому добавляется много других форм работы с родителями. В том числе совместные проекты

Меня еще вот этот пункт интересует.

У нас много мам и пап , которые работают, причем весь день. Плюсом у них не один ребенок. Когда мамы и папы должны находить время на эти совместные проекты? Не получится ли опять как с горками- не пришел в садик строить горку — плохой родитель.

Добавлено спустя 1 минуту 27 секунд:

Omliza писал(а):
Меня (сама воспитатель в детском саду)смешат «уголки уединения».В группе 20-27 детей в одном помещении и о каком уголке уединении идет речь?

Мне тоже интересно — где? . В нашей группе реально квадратного метра лишнего нет. Если только в спальню ходить уединяться, сидеть на своей кроватке.

Читайте также:  Программа развития ребенка буквограмма скачать

Меня (сама воспитатель в детском саду)смешат «уголки уединения».В группе 20-27 детей в одном помещении и о каком уголке уединении идет речь?

Da_rya

Это вообще редкость..ЖК-экраны в садах.

Задачи доу в развитии ребенка по новым стандартам

Интересно, появление жк-экранов в группах это тоже согласно ФГОС?

Источник

Валентина Фуфаева
Новый стандарт дошкольного образования: требования к условиям и результатам

Стандарт дошкольного образования содержит:

Общие положения

Требования к структуре программы

Требования к условиям

Требования к результатам

Настоящий Стандарт является Стандартом условий

психолого-педагогическим

кадровым

к предметно-пространственной среде.

материально-техническим и финансовым

Психолого-педагогические условия

Уважение к достоинству воспитанников

Соответствие всех воздействий возрастным особенностям детей

Поддержка взаимодействия и самостоятельности детей в разных видах деятельности.

Возможности выбора

Защита детей от всех форм физического и психического насилия,

Взаимодействия с семьями воспитанников

Рекомендуемая наполняемость группы

от двух месяцев до 1,5 лет года

для детей в возрасте от 2-х до 3-х лет

от 3-х до 5

от 5 лет и старше не более 8 человек

не более 16 человек;

не более 24 человек;

не более 26 человек;

Требования к кадрам: компетентности педагога

вовлечение детей в разные виды деятельности

недирективная помощь и поддержка детской самостоятельности

возможности для развития свободной игры детей

сотрудничество с семьями воспитанников:

взаимодействие с семьей по вопросам образования ребенка, укрепления его здоровья, оказания консультативной и иной помощи.

Должны быть созданы условия для

Повышения квалификации педагогических и руководящих работников и их профессионального развития

консультативной поддержки педагогов и родителей по вопросам инклюзивного образования в случае его организации

исключить перегрузки педагогов, снижающие индивидуальное внимание к детям

Требования к предметной среде

Содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов детской деятельности

Гибкость игрового пространства

Полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов-заместителей)

Вариативность наличие материалов и оборудования, для свободного выбора детей; периодическая сменяемость игрового материала,

Доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды.

Требования Стандарта к результатам освоения программы

представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования

не подлежат непосредственной оценке, и не являются основанием для формального сравнения с реальными достижениями детей.

не могут служить основанием при решении управленческих задач, включая аттестацию кадров, оценку качества образования и уровня развития детей

Характеристики ребенка на этапе завершения дошкольного образования:

У ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными движениями. Может контролировать свои движения и управлять ими.

Взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Участвует в совместных играх. Может договариваться, учитывать интересы и чувства других

Способен разрешать конфликты.

Инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности

Способность выбирать род занятий, партнеров.

Любознательность, интерес к окружающему

Способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству

Владение разными формами и видами игры.

Творческие способности появляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п.

Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.

Способность к принятию собственных решений, опора на свои знания и умения в различных сферах деятельности.

Любит фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания

У ребенка складываются предпосылки грамотности.

Способность к порождению и воплощению разнообразных замыслов.

Уверенность в своих силах, открытость внешнему миру.

Положительное отношение к себе и к другим.

Подготовка к школе

Данные характеристики являются основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

При соблюдении требований к условиям стандарта целевые ориентиры предполагают формирование у детей предпосылок учебной деятельности и готовности к школе.

В стандарте прямо не сказано учить или не учить читать и писать.

Ребенок должен быть готов к 1 четверти 1класса.А это значит: читать по слогам, писать прописные буквы, считать до 10.

Маршрут реализации ФГОС.

1. Программа детского сада.

2. Рабочая программа.

Раз в три месяца методист проверяет рабочую программу.

В программе должны использоваться все виды детской деятельности.

Профессиональный стандарт будет готов к реализации 2020 года.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое. Данные образовательные области не являются предметными областями. Это условное деление. В сетке занятий не пишутся.

Изменится в новом году рейтинговый лист.

С 1сентября изменения в аналитической работе эксперта. Каждый эксперт должен пройти курсы. Эксперт сразу получает 50 баллов.

Аттестация будет проходить с учетом квалификации:

Воспитатель-наставник, воспитатель-аналитик, воспитатель, рекомендуемый на конкурс «Воспитатель года».

В камеральной таблице у воспитателя должно проходить 1 направление.

В п. 3.4. камеральной таблицы посетил семинар и применил.

Работаем по программе «Детство сада».

Программа должна быть актуальной, доступной и выполнимой.

Источник