Взаимосвязь коррекции и развития ребенка

Взаимосвязь коррекции и развития ребенка thumbnail

Этот принцип отражает взаимодополняющую связь процессов психологической диагностики и коррекции и реализуется в трех аспектах.

Во-первых, в основе психокоррекционного воздействия лежит целенаправленная комплексная психодиагностика. Задачи коррекционной

работы могут быть правильно поставлены только на основе полной психологической диагностики зон актуального и ближайшего развития ребенка. Диагностический этап позволяет выявить характер, интенсивность и возможные причины трудностей развития, исследовать специфику ведущей деятельности и индивидуально-типологические особенности ребенка. На основании психодиагностического заключения формулируются цели и задачи коррекционно-развивающей программы.

Во-вторых, тесная взаимосвязь процессов психодиагностики и психокоррекции, их взаимодополняемость, дает возможность комплексно (целостно) решать диагностические и коррекционные задачи. Так, процесс психодиагностики содержит в себе коррекционные возможности, особенно при использовании обучающего эксперимента. В процессе психокоррекции заложен мощный диагностический потенциал. Психокоррекционные мероприятия способствуют раскрытию всех сторон психики.

Так, коммуникативные способности личности наиболее полно раскрываются в процессе групповой психокоррекции. А конфликтные переживания ребенка с наибольшей глубиной отражаются в процессе игровой психокоррекции.

В-третьих, коррекционно-развивающая работа сопровождается постоянным контролем динамики изменений личности, поведения, деятельности ребенка, его эмоциональных состояний, чувств и переживаний. Такой контроль позволяет соотнести психокоррекционную динамику с конечными целями и внести необходимые изменения в задачи, методы и средства психологического воздействия. Таким образом, диагностические процедуры «пронизывают» весь процесс психологической работы с ребенком, предоставляя необходимую информацию и обратную связь.

Данный принцип базируется па положении Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка. Психологическая коррекция, опираясь на актуальные возможности ребенка, носит опережающий характер, т.е., ориентирована на зону ближайшего развития ребенка. Для достижения максимальной активности ребенка необходимо создавать такую психокоррекционную ситуацию, которая предполагала бы преодоление им определенных трудностей, ведущих к получению нового опыта, и, как следствие, формированию психологических новообразований.

Данный принцип предполагает раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции. Основные направления психокоррекциониой работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в раннем и дошкольном возрасте: развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими; стимуляция сенсорных функций, формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений; развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности; развитие зрительно-моторной координации и мелкой моторики, подготовка к овладению письмом и чтением.

При планировании психокоррекционных занятий необходимо учитывать следующие требования, отражающие особенности психического развития и личности детей с ограниченными возможностями здоровья.

  • 1. Занятия должны содержать последовательное, постепенное усложнение материала. При этом каждое последующее занятие должно начинаться с повторения и тщательной повторной проработки предыдущего материала.
  • 2. Необходимо, чтобы планируемые задания были доступны для адекватного выполнения их ребенком. Для этого нужно учитывать актуальные возможности психического развития и, планируя усложнения материала, предусматривать эффективные способы взаимодействия с ним.
  • 3. Для достижения планируемого психокоррекционного эффекта занятия должны носить систематический характер, желательно не менее двух раз в неделю. Это позволит соблюдать последовательность психокоррекции и в то же время будет способствовать постепенному закреплению материала.
  • 4. Психокоррекционные занятия необходимо планировать в тесном профессиональном взаимодействии с педагогами-дефектологами, логопедами, медицинскими специалистами. Это требуется для обеспечения комплексной психолого-педагоги- ческой помощи ребенку.
  • 5. К занятиям важно привлекать родителей. Это нужно для того, чтобы родители могли получить необходимые эффективные навыки взаимодействия с ребенком и закрепления полученного психокоррекционного опыта в повседневной жизни.

Общими направлениями в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья являются коррекция и развитие: познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативной и поведенческой личностной сфер. Однако эти направления приобретают свою специфику в зависимости от дизонтогенетических особенностей той категории детей, в отношении которой они реализуются.

Построение коррекционной программы, ориентированной на отдельную личность, с учетом времени возникновения дефекта, уровня межфункциональных связей и социальной ситуации развития ребенка, невозможно без опоры на конкретные задачи психокоррекционной работы в рамках отдельной модели дизонтогенеза. К наиболее значительным исследованиям в этой области можно отнести работы И. И. Мамайчук, Л. М. Шипицыной, О. С. Никольской, Е. М. Мастюковой, А. В. Семенович и других.

Источник

Эффективность психологической коррекции в значительной степени зависит от анализа психологической структуры дефекта и его причины. Сложность и своеобразие аномального развития ребенка требуют тщательного методологического подхода к его анализу и психокоррекционным воздействиям. Разработка прин­ципов как основополагающих, отправных идей, является чрезвы­чайно важным в теории и практике психологической коррекции. Принципы как основополагающие идеи психологической коррек­ции базируются на следующих фундаментальных положениях психологии:

Читайте также:  Развитие координации движений ребенка 2 года

• Личность — это целостная психологическая структура, ко­торая формируется в процессе жизни человека на основе ус­воения им общественных форм сознания и поведения

(Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, П. Я. Галь­перин, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Леонтьев, С. Л. Ру­бинштейн, Д. Б. Эльконин).

• Психическое развитие и формирование личности ребенка возможны только в процессе общения со взрослыми (Лиси­на, Ломов и др.).

• Важную роль в психическом развитии ребенка играет форми­рование ведущего вида деятельности (в дошкольном детст­ве — игра, в младшем школьном детстве — учебная деятель­ность) (Д. Б. Эльконин и др.).

• Развитие аномального ребенка происходит по тем же зако­нам, что и развитие нормального ребенка. При наличии опре­деленных, строго продуманных условий все дети обладают способностью к развитию (Л. С. Выготский, М. Монтессори).

Важным принципом психологической коррекции аномального развития является принцип комплексности психологической кор­рекции, которую можно рассматривать как единый комплекс кли-нико-психолого-педагогических воздействий. Эффективность психологической коррекции в значительной степени зависит от учета клинических и педагогических факторов в развитии ребенка. Например, коммуникативные тренинги, которые проводит психо­лог в клинике с целью оптимизации процесса общения детей, не будут действенны, если он не учитывает клинические факторы и ту социальную среду (медперсонал клиники, педагоги, родители), в которой дети находятся.

Второй принцип психологической коррекции — это принцип единства диагностики и коррекции. Прежде чем решать, нужна ли психологическая коррекция ребенку, необходимо выявить осо­бенности его психического развития, уровень сформированности определенных психологических новообразований, соответствие уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межлич­ностных связей возрастным периодам. Задачи коррекционной ра­боты могут быть правильно поставлены только на основе полной психологической диагностики как зоны актуального, так и бли­жайшего развития ребенка. Л. С. Выготский подчеркивал, что «…в ди­агностике развития задача исследователя заключается не только в установке известных симптомов и их перечислении или систе-

матизации и не только в группировке явлений по внешним, сход­ным чертам, но исключительно в том, чтобы с помощью мыс­лительной обработки этих внешних данных проникнуть во внут­реннюю сущность процессов развития» (Выготский Л. С, 1983, с. 302-303).

Д. Б. Эльконин отмечал, что психологическая диагностика долж­на быть направлена не на отбор детей, а на контроль за ходом их психического развития с целью коррекции обнаруживаемых откло­нений. Он подчеркивал, что контроль за процессом развития дол­жен быть особенно тщательным, чтобы исправление возможных от­клонений в развитии начиналось как можно раньше.

Схема и подбор диагностических и психокоррекционных ме­тодов должны соответствовать нозологии заболевания ребенка, особенностям его возрастных характеристик, спецификой веду­щей деятельности, характерной для каждого возрастного перио­да. Психологическая диагностика и коррекция являются взаимо­дополняющими процессами. В самой процедуре психологичес­кой коррекции заложен огромный диагностический потенциал. Например, ни при каком психологическом тестировании так не рас­крываются коммуникативные способности личности, как в процес­се групповых психокоррекционных занятий. В ходе игровой психо­коррекции с наибольшей глубиной отражаются психогенные пе­реживания ребенка. В то же время, психологическая диагностика содержит в себе коррекционные возможности, особенно при исполь­зовании обучающего эксперимента.

Третий принцип психологической коррекции — принцип лич­ностного подхода. Личностный подход — это подход к ребенку как целостной личности с учетом всей ее сложности и всех ее индиви­дуальных особенностей. В процессе психологической коррекции мы рассматриваем не какую-то отдельную функцию или изолиро­ванное психическое явление у человека, а личность в целом. К со­жалению, этого принципа не всегда придерживаются в процессе групповых тренингов, психорегулирующих тренировок. При ис­пользовании разнообразных приемов психокоррекционных воз­действий психолог не должен оперировать такими понятиями, как обобщенная норма (возрастная, половая, нозологическая). В про­цессе психологической коррекции мы ориентируемся не на один

какой-то параметр, а, как справедливо подчеркивает А. С. Спива-ковская, «…на создание условий для развития тех или иных психо­логических качеств каждого участника психокоррекции» (Спива-ковская А. С, 1988, с. 54).

Читайте также:  Дидактические игры для развития ребенка

Четвертый принцип — принцип деятельностного подхода. Лич­ность проявляется и формируется в процессе деятельности. Соблю­дение этого принципа является чрезвычайно важным в процессе психологической коррекции детей и подростков. Психокоррекци-онная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков ребенка, не как отдельные упражнения по совершенство­ванию психической деятельности, а как целостная, осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. Психокоррекционный про­цесс должен проводиться с учетом основного ведущего вида дея­тельности ребенка: если это дошкольник — в контексте игровой де­ятельности, если школьник *- в учебной деятельности. Однако, ис­ходя из специфики и задач психокоррекционного процесса, мы должны ориентироваться не только на ведущий тип деятельности ребенка, а также на тот вид деятельности, который является лич-ностно значимым для ребенка и подростка. Это особенно важно при коррекции эмоциональных нарушений у детей. Эффективность коррекционного процесса у детей в значительной степени зависит от использования продуктивных видов деятельности ребенка, напри­мер рисования, конструирования, танцев, драматизации и других.

Пятый принцип — это иерархический принцип психологической коррекции, базирующийся на положениях Л. С. Выготского, кото­рый считал, что в качестве основного содержания коррекционной работы необходимо создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка. Поэтому психологическая коррекция долж­на строиться как целенаправленное формирование психологичес­ких новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста. Упражнение и тренировка уже имеющихся у ребенка пси­хологических способностей не делает коррекционную работу эффек­тивной, так как обучение в этом случае лишь следует за развитием, совершенствуя способности в чисто количественном направлении, не поднимая их на более перспективный качественный уровень. На­пример, коррекция умственного развития ребенка по мнению пред-

ставителей ассоциативной психологии должна протекать в форме специальных упражнений для развития сенсомоторных способнос­тей у ребенка (М. Монтессори). В центр коррекции помещается на­личный уровень психического развития ребенка, понимаемый как чисто количественный процесс усложнения сенсомоторных функ­ций. Коррекция с ориентацией на зону ближайшего развития ребен­ка требует максимальной активности ребенка, и носит опережаю­щий характер. Так, для коррекции мнемических функций у ребенка необходимо развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обоб­щение. Обучение ребенка использованию мыслительных операций в процессе запоминания материала повысит эффективность запоми­нания лучше, чем просто тренировка памяти.

Шестой принцип — каузальный принцип психологической кор­рекции, реализация которого направлена на устранение причин и источников отклонений в психическом развитии ребенка. Слож­ная иерархия отношений между симптомами и их причинами, структура дефекта определяют задачи и цели психологической кор­рекции. Например, первопричиной эмоциональных и поведенчес­ких нарушений у детей могут быть как социальные факторы, так и биологические или их сочетание. Первопричина определяет стра­тегию психокоррекции. Если причиной эмоционального небла­гополучия ребенка являются семейные конфликты, то психокор-рекционный процесс должен быть направлен на нормализацию семейных отношений. Если причиной эмоциональных нарушений являются резидуально-органическая недостаточность центральной нервной системы, то главным звеном психологической коррекции должно быть снижение эмоционального дискомфорта ребенка спе­циальными методами психорегулирующих тренировок на фоне ме­дикаментозной терапии.

Дата добавления: 2014-02-17; просмотров: 4345; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10601 — | 7792 — или читать все…

Читайте также:

Источник

СТАТЬЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ С ЛЕЧЕБНО-ВОССТНОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ ПО ЛЕЧЕНИЮ И УЛУЧШЕНИЮ ЗРЕНИЯ»

В специальном дошкольном учреждении, в окружении сверстников с теми же нарушениями, ребенок с нарушением зрения не находит ничего необычного в ношении окклюзий, очков и выполнении упражнений для развития зрения. Однако, поддерживая в ребенке интерес к лечению, убеждая в его необходимости и в том, что оно принесет положительный результат, педагоги становятся участниками возвращения детям полноты зрительных функций.

Коррекционная работа и комплексный лечебный восстановительный процесс осуществляются на основе максимального сближения медицинских и педагогических средств коррекции. Направленное обучение и воспитание строится на основе пропедевтических курсов, предусматривающих формирование навыков и умений пользоваться неполноценным зрением и компенсаторными формами ориентации, развитие которых идет за счет сохранных анализаторов, речи и мышления.

Читайте также:  Развитие ребенка 1 год 1 месяц игры

Во все общеобразовательные занятия включаются упражнения (выделение формы, цвета, величины и пространственного положения предметов) для развития зрения и зрительного восприятия. В процессе таких упражнений дети учатся сличению, узнаванию, классификации предметов по их основным признакам. Используются такие дидактические игры, как «Найди такой же предмет» (по форме, цвету, размеру), «Найди различия в предметах, рисунках», «Подбери одинаковые предметы» (по цвету, размеру), «Что от тебя ближе, что дальше», «Составь из частей целое». В период плеоптического лечения детям младшего возраста рекомендуется использовать игры с матрешками, пирамидками, игрушками-вкладышами, «Собери башенку», «Собери пирамидку», «Собери корзинки», «Составь матрешку». Применяются игрушки со световым и цветовым эффектом, привлекающие детей своей занимательностью. Такие игры привносят в лечебный процесс элементы непроизвольного интереса ребенка, что усиливает их лечебный эффект. При этом глаз упражняется в выделении цветовой насыщенности, усиливаются цветоразличительные способности зрения.

Важно помнить, что дидактические игры и задания для развития зрения подбираются индивидуально для каждого ребенка в зависимости от состояния зрения и периода восстановительной работы. Так, например, при высокой степени амблиопии предметы и изображения для занятий даются более крупные, а по мере повышения остроты зрения размеры пособий уменьшаются. Самые мелкие предметы не должны быть менее 2 см: у детей с нарушением зрения страдает и развитие мелкой моторики рук, и им трудно работать с очень мелким материалом. (Например, нанизывание бисера представляет для детей дошкольного возраста большую сложность.)

Каждый педагог, если ему известно состояние детей и рекомендации врача-офтальмолога, может подбирать индивидуальные задания детям на занятиях.

Зная зрительные возможности детей, педагоги могут целенаправленно влиять на развитие зрения, создавать условия в процессе воспитания и обучения детей для закрепления результатов лечебно-восстановительной работы.

Большое значение в организации работы по развитию зрительного восприятия имеют различные наглядные пособия, дидактический материал, которые педагоги используют на занятиях. Они должны быть лаконичны и понятны детям, выполнены яркими, контрастными, насыщенными цветами. Показ наглядных пособий следует сопровождать четким, ясным и конкретным словесным пояснением, позволяющим детям понять, выделить конкретные визуальные признаки предметов и явлений окружающего мира На занятиях по изобразительной деятельности следует учить детей выделять признаки предметов, чтобы они затем смогли более точно отобразить их в своих рисунках.. Психофизические методы восстановления зрения (светостимуляция, представление изображений на световом табло и др.) сочетаются с психолого-педагогическими методиками.

На занятиях по математике формируется понятия широкое — узкое, длинное — короткое; можно предложить детям в зависимости от величины объекта (машины, гусеницы, ослика) нарисовать для него дорожку соответствующей ширины. Тем детям, которые по состоянию зрения не могут справиться с таким заданием, предлагается из набора лент выбрать ленты соответствующей ширины.

По рекомендации врача-офтальмолога, в зависимости от периода восстановительного лечения, педагоги используют различные дидактические игры и упражнения для активизации остроты зрения, стимуляции сетчатки глаза, глазодвигательных функций. Большое внимание, особенно перед началом лечения на медицинских аппаратах, педагоги уделяют подготовительным упражнениям, которые они проводят совместно с медицинскими сестрами. Так, при исправлении косоглазия на ортоптическом приборе «Синаптофор», детей предварительно знакомят с изображениями, используемыми на приборе, а затем предлагают игры: «Подбери пару», «Наложи одно изображение на другое», «Соедини два изображения в одно», «Подбери к контурному изображению силуэт». Используются такие упражнения, как накладывание одного изображения на другое.hello_html_2bf2e50d.pnghello_html_36e346b0.pnghello_html_259bcb41.pnghello_html_m1248ebe3.png

В период выработки стереоскопического зрения особенно эффективны настольные игры «Футбол», «Баскетбол», «Бильярд», «Колпачки», «Набрось кольцо», «Попади в обруч», «Прокати шар в ворота», а также игры с различными конструкторами, мозаиками. При игре упражняются глазомерные функции. Дети учатся соизмерять по величине предметы, определить расстояние между объектами. Большие возможности для упражнения зрительных функций в определении расстояния, удаленности предмета, протяженности пространства имеются в подвижных играх, включающих элементы поиска.

В ходе занятий и игр происходит повышение общей функциональной активности и различительной чувствительности зрительной системы, идет формирование бинокулярной фиксации, упражняются глазодвигательные функции. Стимуляция цветоразличения, стреоскопичности видения в условиях изменения насыщенности и интенсивности цвета и размера стимула дает хорошие результаты в развитии зрительных функций.

Источник