Взаимодействие с семьей с целью развития ребенка

Взаимодействие с семьей с целью развития ребенка thumbnail

Нина Столярова
Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Большинство взрослых людей — родители. Роль родителя – особая и очень ответственная роль. Эта роль (которую в основном определяет семья и общество в целом) накладывает огромную ответственность на человека за жизнь и благополучие другого человека – его ребенка.

С первых дней жизни ребенок начинает познавать окружающую его действительность, и именно родители оказывают самое большое внимание на его развитие.

Однако опыт работы свидетельствует о том, что познавательное развитие в условиях семьи осуществляется недостаточно. Это усугубляется отсутствием у родителей умения общаться с собственными детьми, недостатком знаний о процессах познавательного развития ребенка. Поэтому полноценное познавательное развитие ребенка рассматривается нами как объединение усилий педагогов и родителей, их взаимодействие и сотрудничество, координация действий по единой программе, выполнение общих задач, взаимопомощь.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. В «Словаре русского языка» С. Ожегова значение слова » взаимодействие «объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.

Главный момент в контексте «семья — дошкольное учреждение» — личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

Набрав группу малышей, я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи.

На начальном этапе установления доверительных отношений, я старалась узнать как можно больше о семьях наших воспитанников: традициях, укладе, увлечениях, получить информацию о ребенке.

Знакомство с жизнью каждой семьи начиналось с анкеты, которую заполняют родители.

В анкету были включены следующие вопросы:

1. Кем является по темпераменту Ваш ребенок?

2. Как часто Вы проводите свободное время со своим ребенком?

3. Доставляет ли Вам удовольствие при общении с ребенком?

4. Чем любит заниматься Ваш ребенок?

5. Какие игрушки привлекают Вашего ребенка? Любимая игрушка ребенка

6. Какие методы воспитания Вы предпочитаете практиковать?

7. Кто из членов Вашей семьи проводит больше всего времени с ребенком?

8. Какие проблемы воспитания остаются для Вас менее изученными?

Проанализировав данные анкеты, я узнала о семье очень многое: об увлечениях ребенка, о его поведении дома, о методах воспитания, используемых родителями, о том, кто в семье занимается воспитанием. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Работа с родителями моих воспитанников ведется систематически и планово, используются коллективные и индивидуальные формы.

Для координированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой следующие задачи:

1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

2. Изучать семьи своих воспитанников.

Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

С этой целью я использую традиционные и нетрадиционные формы и методы работы с родителями:

1. Посещение семей воспитанников на дому. Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания. Я заранее согласовываю с родителями удобное для них время посещения, а также определяю цель своего визита. Прийти к ребенку домой — это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы давать тактично, ненавязчиво. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогают понять психологический климат семьи.

2. Групповые родительские собрания. Родительские собрания поводятся 3 раза в год. На этих собраниях родителей знакомим с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи;

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Наши дети в детском саду» я провела в форме круглого стола. Очень тщательно к нему готовилась, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой.

Готовила пригласительные билеты, постаралась создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начиналось оно с приветствия и благодарности, за то, что привели ребенка в наш детский сад. Игра «Свеча Доверия», объединила взрослых. Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или вопрос вместе.

Читайте также:  Физическое развитие дошкольника направление развития ребенка

Доброжелательный тон повествования способствовали созданию доверительной атмосферы, помогли родителям откровенно говорить о проблемах.

3. Консультации. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.

4. Дни добрых дел. Родители оказывают помощь в создании предметно – развивающей среды.

5. Беседы с родителями. Беседа — это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей. В моей практике она используется как самостоятельно,так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.

6. Библиотека игр для родителей. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком.

7.Наглядную информацию:

— папки передвижки

— фотовыставки

— копилка Добрых дел.

Чтобы родительские уголки привлекали внимание, я использую в своей работе,рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Вырастай-ка», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание». В них помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Также в родительском уголке содержится информация о работе группы, режимных моментах, план работы с родителями, доска объявлений, меню. Для информаций имеется папка – передвижка «Здоровей-ка». Материал в уголке обновляем раз в две недели.Живой интерес у родителей вызвали фотовыставки: «Мы играем», «Папа, мама, я — спортивная семья», «Прощай лето!». Активность родителей в создании фотовыставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Очень хорошо, когда под рукой видеокамера и фотоаппарат, ведь родителям очень интересно, чем занимается их ребенок в детском саду. Я стараюсь запечатлеть весь процесс нашей деятельности на снимках.

Хочу отметить, что родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

Я, не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Источник

Взаимодействие с семьёй

для полноценного развития личности ребёнка

Всё начинается с семьи. Все дети приходят в мир беспомощными и беззащитными. Их жизнь, здоровье и будущее до периода взросления целиком зависят от родителей. В законе РФ «Об образовании» ст.18.п.1определяется, что родители являются первыми педагогами.

Образовательное учреждение не может заменить и полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Семья и образовательное учреждение являются двумя важнейшими институтами социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их адаптивное взаимодействие, нацеленное на позитивное формирование подрастающего поколения. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в МКДОУ «Детский сад «Светлячок» решается несколькими способами:

Установка партнерских отношений с семьёй каждого воспитанника. Работу в этом направлении мы начинаем с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребёнка в детском саду. Углубленно над этим работают педагоги-психологи Яковлева И.О., Гиренко З.С., они же совмещают функции социальных педагогов. Проведение анкетирования, личных бесед помогает нам правильно выстроить работу с родителями, сделать её эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьями воспитанников. Педагоги нашего детского сада с особым вниманием посещают семьи с низким социальным статусом и, исходя из полученных сведений, совместно со специалистами учреждения формируют пути сотрудничества с семьёй воспитанника, определяют пути развития ребёнка.

Важную роль в углублении семейного воспитания играет

  1. создание системы педагогического всеобуча родителей. Каждый родитель должен знать и понимать, что он может сделать для того, чтобы его ребёнок гармонично развивался, рос и становился личностью. Традиционно в нашем дошкольном учреждении родительские собрания делятся на две части. Первая часть – тематическая, посвященная той или иной проблеме, куда по необходимости приглашаются представители администрации учреждения, специалисты. Вторая часть – практическая, в ходе которой происходит анализ тематических ситуаций, тренинги, дискуссии, используются презентации, видеофильмы. Это помогает сделать собрание интересным, ярким, запоминающимся.

Многие родители не всегда могут прийти на родительские собрания. Не потому, что им не нужно, а в силу своей занятости по работе или сложившихся обстоятельств. Для таких случаев мы предполагаем в дальнейшем, использовать сайт нашей организации. И размещаем на нём виртуальный всеобуч для родителей, это удобно и современно.

С 2016 года наше учреждение начало предоставлять услуги по дополнительному образованию детей. Это ещё одно из направлений работы по взаимодействию детского сада с семьями воспитанников. Знаковым событием в минувшем учебном году стало проведение Дней открытых дверей для родителей, где можно было индивидуально встретиться с руководителями кружков, которые посещает их ребёнок, обсудить проблемы и разработать совместный план по их решению. На 2017-2018 учебный год мы планируем продолжить работу в данном направлении, и в будущем ввести Дни открытых дверей как одну из традиций детского сада.

  1. Организация консультаций для родителей воспитанников — одно из самых актуальных и востребованных на сегодняшний день направлений сотрудничества образовательного учреждения и семьи с целью полноценного развития личности ребёнка. В нашем детском саду реализуется программа «Жизнь без насилия». К сожалению, большая часть родителей, не находят времени для систематического самообразования, обычно обращаются за разовыми консультациями, и как правило, в экстренных случаях: так называемое «плохое поведение», конфликты с детьми. Свою задачу на этом этапе мы видим в оказании семье не только информационно-педагогической поддержки, но и эмоциональной. Многие конфликты удалось бы предотвратить на начальном этапе, ведь у нас с вами, уважаемые коллеги, существует ещё одна функция в нашей деятельности — психотерапевтическая. Поэтому педагоги-психологи детского сада «Светлячок», организуют как коллективные, так и индивидуальные практики по оказанию педагогами психотерапевтической помощи семьям воспитанников.

Читайте также:  Лента развития ребенка до года

4. Ничто так не сближает родителей, педагогов и детей, как совместная деятельность, которая всегда интересна и разнообразна. Традиционно в нашем детском саду проходят выставки работ совместного творчества детей и родителей. Это осенние выставки «Бусы на все вкусы», «Осенний букет», «Чудеса с грядки», новогодняя выставка «Фабрика Деда Мороза», активное участие семьи наших воспитанников принимают в районном фестивале дошкольного творчества «Маленькая страна». Но такая деятельность была бы невозможна без педагогов учреждения. Именно они направляют, координируют, помогают в процессе работы над той или иной поделкой, творческим номером.

  1. Огромной популярностью среди детей и родителей пользуются совместные праздники и развлечения, которые сближают членов семьи, находят эмоциональный отклик. Традиционны и любимы в нашем детском саду такие праздники  как: 

«8 марта»,

«День защитника Отечества»,

«День семьи»,

«День защиты детей»,

«День матери»,

«День рождение Детского сада»,

«Масленица»

  1. Дни добрых дел. Это дни добровольной, посильной помощи родителей — группе, детскому саду. Изготовление атрибутов, сборка мебели, помощь в создании предметно — развивающей среды группы и участка. Такая форма помогает налаживать атмосферу тёплых, доброжелательных отношений между воспитателями родителями и детьми.

  2. Воспитание бережного отношения к природе родного края — важная часть в нравственном становлении личности ребенка, Одна из традиций нашего детского сада семейные экологические акции,  где родители и дети принимают активное участие. Подобные мероприятия способствуют сплочению семей, прививают интерес к своему краю; дают возможность уделять друг другу больше внимания.

  3. Решая задачи полноценного физического развития и оздоровления дошкольников, а так же формирование социальнокоммуникативной компетентности дошкольников, педагоги нашего учреждения совместно с семьями воспитанников организуют совместные дни здоровья, экскурсии. Целью данных мероприятий является укрепление физического здоровья, привития привычки к здоровому образу жизни; развитие интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность детей.

  4. Без инновационной работы сегодня нет развития образования, нет современного его качества. Организация взаимодействия детского сада и семьи в форме проектной деятельности представляет собой интересную современную форму работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.

Семья и образовательное учреждение — два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Это станет возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Взаимодействие родителей и педагога редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

Подготовила воспитатель высшей категории Черкашина Е.В.

3

Источник

Ольга Гузова
Взаимодействие ДОУ с родителями: задачи, формы и принципы

Взаимодействие ДОУ с родителями

Роль семьи в воспитании и развитии ребенка неоценима. Главной особенностью семейного воспитания является эмоциональный микроклимат, где формируется поведение в общественной жизни, отношение к себе

Семья дает ребенку поддержку, психологическую защищенность. Здесь он находит примеры для подражания и если мы хотим вырастить здоровых детей,то должны воспитывать сообща: семья, детский сад, общественность. За воспитание несут ответственность родители, а все остальные должны поддерживать воспитательную деятельность.

Семья и детский сад – две важные структуры для ребенка, которые взаимосвязаны с собой. Задача детского сада – оказать педагогическую помощь, сделать так, чтобы семья помогала в воспитании ребенка. При взаимодействии работы педагога с семьей нужно учитывать дифференцированный подход, социальный статус семьи, а также степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

Читайте также:  Роль сюжетно ролевой игры в психическом развитии ребенка

Цель педагога – сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса.И реализовать через функции:

— развитие интересов ребенка;

— распределение обязанностей и ответственностей между родителями;

формирование семейных отношений;

Понимание индивидуальности ребенка.

Основные задачи работы с родителями:

— создать атмосферу взаимопонимания,

— установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника,

— развивать и воспитывать детей,

— использовать с родителями различные формы сотрудничества.

Принципы взаимодействия ДОУ с родителями:

1. Доброжелательный стиль педагога с родителями,

2. Индивидуальный подход – воспитатель чувствует ситуацию, настроение родителей,

3. Сотрудничество – создать атмосферу взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях,

4. Создать развивающую среду, где взаимодействует педагог с семьей, развивается личность в семье и детском коллективе,

5. Динамичность – быстро реагировать на изменение социального состава родителей, их воспитательные процессы.

Формы взаимодействия детского сада и родителей — это организация совместной деятельности и общения. Главная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьей — это доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами, делиться своими проблемами и уметь их решать совместно. При работе с родителями можно использовать традиционные и нетрадиционные формы. Традиционные формыделятся на следующие группы:

o Коллективные – родительские собрания, конференции, консультации;

o Индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;

o Наглядные – папки-передвижки, стенды, дни открытых дверей.

Существуют требования к формам взаимодействия — это оригинальность и интерактивность. Большой популярностью у родителей пользуются нетрадиционные формы:

1. Информационно – аналитический направлены на выявление интересов, запросов, установление контакта между детьми, родителями и педагогами. Сюда можно отнести анкетирование, опрос. Эта форма используется воспитателем с целью изучения семьи, выяснение образовательных потребностей родителей. Получив данные, педагог вырабатывает тактику общения с каждым родителем.

2. Наглядно — информационный – это форма направлена на обогащение знаний и информационное просвещение родителей. Эту формуразделяют на две подгруппы:

А) информационно — ознакомительная;

Б) информационно — просветительская;

Задача информационно – ознакомительной формы – познакомить родителей с учреждением, педагогами.Сюда можно отнести : совместные выставки детских рисунков и коллажей.

Задачи информационно – просветительской формы направлены на обогащение знаний родителей об развитии и воспитании детей.Сюда можно отнести :

Папки — передвижки – они формируются по тематическому принципу. Информационные стенды – знакомство родителей с задачами, условиями и методами воспитания детей в дошкольном учреждении. Мини – библиотеки – с помощью методической литературы родители могут проанализировать интересующие их проблемы.

3. Познавательные формы – ознакомление – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей, обогащение педагогического опыта. В этой группе лидируют родительские собрания — на них воспитатель знакомит с задачами, содержанием и целями воспитательного процесса, а также обсуждаются проблемы воспитания детей.

Родительские конференции — повышение педагогической культуры родителей. На ней выступают педагоги, представители медицинской службы, психологи.

Клубы для родителей – педагог оказывает помощь в возникших проблемах.

4. Досуговые — это неформальные, доверительные отношения, происходит контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Родители становятся более открытые для общения. Сюда можно отнести праздники, утренники, совместные досуги. Родители могут поучаствовать в конкурсах, выставках, семейных вернисажах. Здесь демонстрируется совместная трудовая деятельность родителей и детей. Посещение семей – обследование условий проживания ребенка.

Семья и детский сад имеют свои функции и не могут заменить друг друга. Главная задача — установить доверительный контакт между детским садом и семьей. А использование нетрадиционных форм взаимодействия детского сада с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями. Так как они уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем. А педагоги уверены в поддержке со стороны родителей в большинстве проблем.

Список литературы

1. Дронова Т. Н.Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. — М.: Просвещение, 2005.

2. Глебова, С. В. Детский сад –семья: аспекты взаимодействия. Г. А. Антипова / Воспитатель ДОУ. – 2011. -№12. –С. 88 – 94

3. Давыдова, О. И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями. О. И. Давыдова. – СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128с.

4. Елисеева, Т. П.Детский сад и семья: современные формы взаимодействия [Текст] / Т. П. Елисеева. – Мн.: Лексис, 2007. – 68с.

5. Миклеева Н. В.Детский сад и молодая семья: Основы успешного взаимодействия. М.: Творческий Центр, 2010г

Источник