Техника развитие ребенка на память

Техника развитие ребенка на память thumbnail

В современном мире, поток информации, которую должен освоить ребёнок, огромен. Как запомнить все и при этом не перегрузить его? В этом как раз и поможет такая методика обучения, как эйдетика.

Эйдетика «эйдос» с греческого переводится как образ. От сюда понятно, что методика основана на запоминание образов.

Эйдетика – это методика обучения, которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации, способствует развитию воображения.

Основоположник метода учёный Виктор Урбанчич из Сербии. В 1907 году, он открыл феномен запоминания информации через зрительные образы, и способности воспроизвести информацию через время. В Советском союзе в 1936 году эйдетика была запрещена и только в 90е годы «вернулась» в страну.

Многие считают, что фотографическая память (а она и есть основа эйдетики ) даётся только некоторым людям от природы, но это не совсем верно. Учёные доказали, что задатки отличной памяти есть у всех, их просто необходимо развивать, чтобы с возрастом не утратить эту способность. А развивать можно уже с 3-4 лет, главное, чтобы ребёнку было интересно. Дети как раз лучше запоминают информацию через образы.

Плюсы эйдетики не только в умении хорошо запоминать информацию, она еще развивает: внимание, воображение, мышление, помогает в изучении иностранных языков, речи, фантазии, повышает работоспособность, также может использоваться и как способ подачи учебной информации.

Способы тренировки памяти с помощью метода эйдетики:

1.Зрительная прорисовка образа

С помощью этого способа хорошо запоминаются цифры, буквы. Представляем их в образе других предметов, которые ребёнку напоминают какие-либо предметы.

2. Мысленная прорисовка образа

Поможет запомнить длинное стихотворение. Необходимо погрузить в его атмосферу, представить написанное.

3. Способы запоминания точной информации

  • мнемотехника

Более подробно, о мнемотехнике можно прочитать здесь >>>

  • ассоциативная цепочка

Этот способ запоминая слов, основан на цепочке образов, которые всплывают один из другого.

Радостная девочка с сумкой идёт в лес собирать фрукты с дерева, которые видела по телевизору летом, когда был дождь, сидя на стуле.

— акровербальная техника

В основе технике лежит преобразования информации в необычные стихотворения. Такая техника поможет запомнить иностранный язык.

Игры, которые помогут тренировать образное мышление и память:

Подойдут разнообразные игры на установления ассоциаций (цветовых, тактильных, вкусовых, обонятельных, предметных, графических, а также связанных с геометрическими фигурами). Главный вопрос ребёнку в играх «О чём ты подумал?»

Например игра «Цветовые ассоциации», взрослый показывает карточку с изображением пятна любого цвета. Ребёнок должен выбрать картинку с предметом, который у него ассоциируется с этим цветом. Аналогично проходит игры «На что похожи геометрические фигуры», «На что похож этот звук»(вместо исходных карточек используем аудиозаписи), «Тактильные ассоциации» (с использованием тактильных карточек), «Что за предмет?»(называем признаки предмета) и т.д.

«Волшебные мешочки»

Аналог всеми знакомой игры на тактильное восприятие предмета.

В несколько мешочков кладём различные предметы, издающие звуки (камешки, монетки, бумага, полиэтиленовый пакет и т.д.). «Помогите» мешочку издать звук, спросите ребёнка, о чем он подумал.

Сочиняем сказку

Ребёнку даём несколько карточек с изображением предметов в определённой последовательности, и предлагаем ему сочинить сказку, рассказ, а возможно и даже стихотворение.

«Что пропало?»

Выкладываемкарточки с изображениемразличных предметов (количество зависит от возраста и индивидуальных способностей ребёнка), даём время на запоминание. Просим отвернуться, убираем одну или две, затем ребёнок должен вспомнить чего не хватает.

«На что похож»

Даём ребёнку любой предмет и просим назвать как можно больше его признаков (форма, цвет, размер, материал, недостатков и т.д.).

«Запомни движение»

Предложите малышу выучить с Вами танцевальные движения. Используйте для их запоминания ассоциации.

«Повтори за мной»

Из конструктора (мозаики или просто нарисовать) делаем какую либо фигуру (узор). Выдаём ребёнку набор таких же деталей, прячем и просим ребёнка изобразить такую же фигуру. Постепенно усложняйте её.

Друдлы

это визуальные загадки, помогают развить ассоциативное мышление.

Эйдетика выдающаяся методика для развития памяти, внимания и мышления. Подходит не только для детей, но и для взрослых.

Хорошая память залог — качественного обучения!

Вам может быть интересно:

Развиваем внимание у ребёнка. Простые, интересные игры и упражнения.

Как научить ребёнка быстро запоминать?

Развитие и воспитание детей. Каталог статей.

Источник

В школе ребёнок сталкивается с большим объёмом информации. Запомнить исторические даты, выучить правила и исключения, не забыть формулы и законы… Как удержать это всё в голове? Адукар расскажет, как тренировать память ребёнка, чтобы школьный материал надолго запомнился.

Найдите игры и упражнения на последовательность

10 лет назад возрастной психолог Джони Холмс опубликовала исследование, в котором участвовали дети с недостатком рабочей памяти. Суть эксперимента заключалась в том, чтобы с помощью определённых упражнений устранить дефицит памяти и развить её. Каждый день ребята занимались по полчаса на обучающей компьютерной программе. Им нужно было прослушивать, а затем повторять в той же последовательности буквы или цифры, запоминать расположение предметов и воспроизводить его после поворота сетки на 90 градусов. Задания постепенно усложнялись. За шесть недель эксперимента у детей исчезли проблемы с памятью, улучшилась обучаемость, хотя показатели IQ не изменились.

Экспериментируйте так же дома, предложите своему ребёнку игры на последовательность. Например, «Я сходил в магазин и купил»: игроки по очереди добавляют продукты в список и вспоминают предыдущие. Много подобных упражнений можно найти в интернете или книгах.

Техника развитие ребенка на память

Заинтересуйте ребёнка чтением

Чтение развивает воображение, внимание и память. Если хотите, чтобы все три пункта помогали ребёнку в учёбе, постарайтесь привить ему интерес к книгам. Даже пять страниц в день из любимого произведения станут хорошей умственной тренировкой.

Учите с ребёнком стихи и песни

Школьной программой предусмотрены задания, в которых необходимо выучить стихотворение или отрывок наизусть. Но их задают не так часто, поэтому эффект от подобной тренировки не так ощутим. Заведите привычку учить с ребёнком по одному стихотворению или песне в неделю, без напряжения и с учётом его школьной нагрузки. Только не принуждайте насильно, пусть ребёнок сам выберет отрывок и распределит, по сколько строчек в день будет учить. На старте обсуждайте содержание отрывка и почему это произведение заинтересовало школьника.

Техника развитие ребенка на память

Научите ребёнка мнемотехникам

Чтобы ребёнок лучше запоминал информацию, научите его приёмам мнемотехники. Благодаря ассоциациям можно превращать идеи, текст школьного учебника в запоминающиеся образы. Так, буква Д запомнится первокласснику, потому что она похожа на домик. А строение крови восьмикласснику легче понять, если представить плазму — рекой, по которой плывут полицейские катера лимфоцитов, грузовые корабли эритроцитов и буксиры тромбоцитов.

Читайте также:  Биологическая концепция в развитии ребенка

«Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» — предложение, которое помнит с детства любой школьник. С помощью этого приёма можно запомнить не только цвета радуги. Предложения-подсказки удобно создавать практически к любому заданию на запоминание. Например, необходимо выучить последовательность планет Солнечной системы: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Чтобы было проще, придумайте предложение из восьми слов, которые начинаются на ту же букву, что и названия планет. Получилось? Молодцы.

Для запоминания информации её можно рифмовать («Биссектриса — это крыса, которая ходит по углам и делит угол пополам») или придумывать истории с набором слов, которые никак между собой не связаны. Научите ребёнка таким хитростям, и ему станет намного проще учиться.

Техника развитие ребенка на память

Создавайте перекрёстные связи

Чтобы надолго запомнить информацию, ребёнку мало прочесть текст. Необходимо по возможности подключить разные органы чувств: зрение, слух, осязание и так далее. Например, ребёнку сложно выучить стихотворение о природе. Предложите ему нарисовать пейзаж по каждой строчке стиха. Или записать свой голос на диктофон и прослушивать, пока делает уборку в комнате. Такая комбинация позволит эффективнее выучить школьный материал.

Научите школьника осмыслять информацию

Надолго запоминается то, что интересно и понятно. А чтобы понять материал, его стоит осмыслить. Учите ребёнка вникать в содержание, а не сухо зазубривать текст. Сложно понять, как происходит фотосинтез? Найдите научный ролик, видеоурок, онлайн-лекцию, где объясняется это процесс. Попросите школьника не игнорировать примеры из учебников, потому что это наглядное объяснение темы. Первое время, возможно, придётся что-то подсказывать, объяснять. Но позже школьник научится работать с информацией и станет лучше её осмыслять и запоминать.

Практически все темы со школьной программы по белорусскому, русскому, английскому языкам, биологии и истории объясняют преподаватели в видеоуроках на образовательном YouTube-канале Адукар. С ним станет проще готовить домашние задания, повторять теорию к экзаменам, ЦТ или ЕГЭ. Советуем подписаться

Повторение — мать учения

Чтобы материал надолго запомнился, его необходимо повторить хотя бы пять раз. Схема повторения проста: сразу после запоминания — через 20 минут — через день — через две недели — через два месяца. А что если у школьника на следующей неделе проверочная работа? Тогда готовимся по такой схеме: первых два повторения сразу в понедельник, третье — через день (среда), четвёртое — через шесть дней (воскресенье).

Мы рассказали об основных приёмах, которые помогут школьнику лучше и быстрее запоминать информацию, а также проще учиться. Эти полезные навыки пригодятся не только в учёбе, но и в будущей работе и просто по жизни. Лёгкого учебного года!

***

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook и поделитесь постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые вам будут полезны.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by

Техника развитие ребенка на память

Источник

В процессе обучения ребёнку предлагается усвоить столько информации, что без достаточного объёма памяти он просто не сможет этого сделать. А чтобы смог, с ним нужно регулярно заниматься. Есть специальные методики, которые позволяют эффективно решать данную задачу. Активно использовать их должны не только учителя и воспитатели, но и родители.

Методы

Техника развитие ребенка на память

Для начала нужно познакомиться, какие именно методы развития памяти у детей есть и какие из них можно удачно реализовать в домашних условиях. Не лишним будет узнать также в детском саду и в школе, что используют там, чтобы не было противоречий в педагогических системах.

Игры

Так как ведущей деятельностью в детском возрасте является игровая (особенно у дошколят и в начальной школе), этот метод развития памяти считается одним из самых эффективных. Выбор достаточно большой. Главное — вписаться в возрастные рамки.

Для развития зрительной памяти

  • «Идём на выставку»

Даётся иллюстрация, картинка, репродукция художественного полотна (в зависимости от возраста) для изучения на 30-60 секунд. Задача — подробно описать её.

  • «Аукцион»

Выставляется несколько игрушек и через минуту убирается. Кто больше и подробнее опишет понравившиеся предметы, тот выигрывает.

Для развития слуховой памяти

  • «Рассказываем сказку»

В группе из 5-7 человек каждый по очереди сочиняет 2-3 предложения, все последующие рассказчики не должны путаться в персонажах и должны продолжать сюжетную линию, чтобы получилась сказка.

  • «Магазин»

Проговорить список покупок (количество варьируется в зависимости от возраста), чтобы ребёнок его запомнил.

Данные игры помогут развить память у дошкольников и в начальных классах. Подросткам необходимо предложить нечто иное. В частности, настольные (шахматы, шашки, лото) и компьютерные (стратегии, экшен).

Больше игр на развитие памяти смотрите по ссылке.

Упражнения

Тренировать память хорошо помогают специальные упражнения. Они уже лишены игровой формы и подготавливают детей к тому, что этот процесс зачастую требует усилий и усидчивости. В подростковом возрасте данный метод становится ведущим.

  • «Запомни слова»

Взрослый вслух произносит несколько слов, не связанных между собой. Задание — повторить их в той же последовательности сразу, через полчаса и через 2-3 часа.

  • «Море звуков»

Включается мелодия или любой звук. Нужно угадать песню, музыкальное произведение или кто произносит подобные звуки и где мы их можем слышать.

  • «Кот в мешке»

Запустив руки в закрытый и плотный мешок, нужно ощупать лежащие там предметы и назвать, что это.

  • «Юный художник»

Взрослый называет слова, ребёнок их рисует. При этом не обязательно изображать каждую деталь и стремиться к пропорциям и эстетической художественности. Задача — назвать эти слова через час, используя собственные иллюстрации.

Техника развитие ребенка на память

Упражнения, развивающие память, хороши тем, что их можно использовать буквально в любом возрасте, правильно подобрав задания. После 12 лет ребёнок может выполнять их самостоятельно, без контроля взрослых.

Техники для различного возраста — в статье ранее.

Нейробика

Нейробика — гимнастика для мозга. Современная развивающая технология, находящаяся на пике популярности. Появились уже программы, адаптированные для детского возраста.

  1. Устный счёт в уме, без калькулятора.
  2. Разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок.
  3. Ходите с ребёнком в детский сад, школу, магазин или просто на прогулку разными маршрутами. Пусть он запоминает особенности каждого.
  4. Начиная с 10 лет, просите его раз в неделю совершать привычные действия другой рукой: чистить зубы, держать ложку, писать.
  5. Задавайте элементарный вопрос ребёнку и просите его ответить по-разному.
Читайте также:  Родительское собрание тема значение общения в развитии личностных качеств ребенка

Пример последнего задания.

Вопрос: какое это яблоко?

Возможные ответы:

  • «Вкусное» (зелёное, большое и другие его характеристики с помощью прилагательных).
  • «Мне нужно его попробовать, чтобы ответить на этот вопрос».
  • «Оно было куплено в магазине» / «Оно было недавно сорвано в саду» и т. д.

Нейробика развивает мышление, мозговую деятельность и интеллектуальные способности, а попутно с ними тренируется и память. Объём запоминаемой информации становится больше.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика синхронизирует работу правого и левого полушарий, а также помогает развивать речевые способности ребёнка в раннем возрасте. Специалисты утверждают, что её нужно обязательно включать в занятия для тренировки памяти от 3 до 10 лет и даже старше. Существует огромное количество комплексов в стихах, которые будут интересны всем деткам:

  • Сорока-белобока;
  • Зайка;
  • Замок;
  • Кораблик;
  • Ягодки;
  • Клён;
  • Рыбки и многие другие.

Пример упражнения «Замок»:

Пальчиковая гимнастика на развитие памяти у детей Замок

Все стихи для упражнений пальчиковой гимнастики читаются взрослыми чётко, ритмично, но не спеша. В первый раз можно сделать всё вместе, а затем попросить ребёнка повторить движения под слова взрослого самостоятельно.

Речевая зарядка

Чтобы развить память у ребёнка, с ним обязательно нужно проговаривать скороговорки. С возрастом они должны становиться всё сложнее и длиннее. Они активизируют речевые зоны мозга и укрепляют нейронные связи.

  • Для дошкольников

У Ивашки — рубашка, у рубашки — кармашки,
Кармашки — у рубашки, рубашка — у Ивашки.

  • Для начальной школы

На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.

  • Для подростков

Сшит колпак не по колпаковски, вылит колокол не по колоколовски.
Надо колпак переколпаковать и перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать и перевыколоколовать.

Авторские методики

Методика Домана

Автор: Гленн Доман — американский физиотерапевт, работавший с детьми, страдающими тяжёлыми поражениями ЦНС.

Другие названия: паттернинг, методика Домана-Делакато.

Суть: начинать развивать основные психические процессы с раннего детства.

Основные принципы:

  • начало занятий — с 6-месячного возраста;
  • только позитивный настрой: всегда хвалить, поощрять, не кричать, не наказывать;
  • заниматься только в благоприятной атмосфере, когда у ребёнка есть желание и хорошее настроение;
  • занятия должны быть короткими, чтобы он не успевал уставать;
  • применять разнообразный, но построенный в логической последовательности материал;
  • регулярный характер занятий;
  • отсутствие контрольных и проверочных занятий на оценку.

Техника развитие ребенка на память

Многим детским психологам и воспитателям методика Домана позволяет активно и многосторонне подготовить ребёнка к школе. По мнению Гленна, с 6-7 лет начинается уже чистое обучение, которое вытесняет процессы естественного развития.

Методика Монтессори

Автор: Мария Монтессори — итальянский врач, педагог.

Другие названия: методика раннего развития.

Суть: предоставить ребёнку полную свободу в развитии, особое внимание этому уделять в раннем возрасте.

Основные принципы:

  • чем раньше начинаются тренировки — тем лучших результатов можно добиться;
  • опора именно на непроизвольную память: ребёнок сам выбирает формы, методы и техники занятий;
  • поэтому основная деятельность — игровая;
  • занятие заканчивается тогда, когда он устаёт;
  • взрослые играют роль наблюдателя;
  • мнемонические способности развиваются вместе с интеллектом, воображением, моторикой, логикой и речью.

В отличие от Гленна Домана, методика Монтессори охватывает не только возраст до 6 лет, но и школьный период жизни.

Ещё целый ряд развивающих методик:

  • Говарда Гарднера (США) — изучение английского языка с пелёнок (за счёт словарного запаса расширяется объём сохранённой информации, которую постоянно нужно воспроизводить).
  • Самбурской А. А. (Россия) — все занятия проходят под музыкальное сопровождение, которое активизирует работу мозга и улучшает кровообращение.
  • Дьеныша З. П. (Венгрия) — с помощью логических задач.
  • Зайцева Н. А. (Россия) — обучение чтению с ранних лет. Складовой принцип с помощью специальных кубиков.
  • Сесиль Лупан (Бельгия) — индивидуальный подход на любом возрастном этапе.
  • Супругов Никитиных (Россия) — опора на непроизвольную память и личностный опыт.
  • Макато Шичида (Япония) — развитие феноменальной фотографической памяти с раннего возраста.

Авторские методики представляют собой целую педагогическую систему и используются чаще всего в детских садах, школах и развивающих центрах. Однако и родителям тоже полезно заимствовать из них определённые идеи.

Возрастные особенности

Техника развитие ребенка на память

У дошкольников

Возраст: 4-5 лет.

Особенности процессов запоминания и воспроизведения у детей раннего возраста:

  • чем выше интеллектуальные способности и чем лучше развита речь — тем крепче нейронные связи;
  • работает в основном непроизвольная память, которая тренируется в процессе игры, увлекая и заинтересовывая ребёнка;
  • произвольная ещё плохо развита: нежелательно ставить прямую цель — выучи (запомни) стихотворение, песню и т. д.;
  • основная база хранения — кратковременная, но при постоянных тренировках и повторах начинает формироваться долгосрочная;
  • основные причины нарушений и проблем — психологическая травма, врождённые заболевания, педагогическая запущенность.

Основная задача: развивать у детей дошкольного возраста одновременно речь, интеллектуальные способности, внимание и память.

Ведущие типы:

  • кратковременная;
  • непроизвольная;
  • образная.

Самые выигрышные методики:

  • игра (как ведущая деятельность в дошкольном возрасте);
  • пальчиковая гимнастика;
  • речевая зарядка.

Остальные методики (упражнения, мнемотехника) используются, но реже и не так эффективно. Чтобы развитие памяти у детей дошкольного возраста происходило в соответствии с нормами, данным вопросом должны заниматься и воспитатели в детском саду, и родители дома. Если упустить этот момент, в начальной школе возникнут серьёзные проблемы с учёбой.

В начальной школе

Первый этап

Возраст: 6-7 лет.

Особенности процессов запоминания и воспроизведения у детей младшего школьного возраста:

  • всё ярче обнаруживается связь основных психических процессов: мышления, внимания, памяти, речевых особенностей — от уровня сформированности и степени развития одного зависят и другие;
  • постепенно начинает включаться в работу произвольная память, когда перед ребёнком ставится конкретная задача выучить что-то посредством элементарных повторений;
  • для этого начинают прикладываться усилия, что требует усидчивости;
  • от этого напрямую зависит адаптация ребёнка к школе и его успехи в учёбе;
  • основной базой хранения остаётся кратковременная, но при этом интенсивно и достаточно быстро формируется долгосрочная;
  • причины нарушений и проблем — психологическая травма, педагогическая запущенность.

Основная задача: развить память и внимание, подготовить ребёнка к новым видам занятий.

Ведущие типы:

  • кратковременная;
  • непроизвольная;
  • образная, эмоциональная.

Самые выигрышные методики:

  • дидактическая игра;
  • пальчиковая гимнастика;
  • речевая зарядка;
  • упражнения.
Читайте также:  Музыка моцарта для развития интеллекта ребенка слушать

Второй этап

Возраст: 8-9 лет.

Особенности процессов запоминания и воспроизведения у младших школьников:

  • связь психических процессов начинает ослабевать: развивается в первую очередь то, на что был сделан упор, — высокий IQ или грамотная речь без ошибок в этом возрасте не являются гарантией крепкой и хорошей памяти;
  • усидчивые, успешные в учёбе дети понимают, как важно развивать произвольную, выборочную память, тогда как для трудных учеников ведущей остаётся непроизвольная;
  • многократные повторения и заучивания наизусть обязательны;
  • баланс между краткосрочной и долговременной памятью достаточно индивидуален: у кого-то ведущей базой хранения информации остаётся первая, у других её догоняет последняя;
  • основные причины нарушений и проблем — психологическая травма, перенесённые инфекционные заболевания, педагогическая запущенность.

Основная задача: использование разнообразных методик, чтобы развить разные виды памяти.

Ведущие типы:

  • кратковременная;
  • произвольная и непроизвольная — одинаково;
  • образная, эмоциональная, двигательная.

Самые выигрышные методики:

  • дидактическая игра;
  • речевая зарядка;
  • упражнения;
  • логические задачи.

Развивать память у маленьких учеников в начальной школе должны в первую очередь учителя, а родители и психологи активно им помогать.

В среднем звене

Возраст: 10-12 лет.

Особенности процессов запоминания и воспроизведения в переходный период:

  • если речь и внимание на предыдущих этапах были развиты недостаточно, хромают и мышление с памятью, но последние более тесно связаны между собой, поэтому их следует продолжать развивать параллельно;
  • несмотря на то, что непроизвольная память остаётся наиболее эффективной и не вызывающей затруднений, на первый план выходит произвольная, так как именно она обеспечивает возможность запоминать требуемый объём учебного материала;
  • продолжаются многократные повторения и заучивания наизусть как основа развития;
  • к этому возрасту в норме должна быть полностью сформирована долговременная;
  • основные причины нарушений и проблем — психологическая травма, заболевания, ЧМТ, начало пубертатного периода.

Основная задача: развить память ребёнку в плане объёма, чтобы подготовить его к старшему звену.

Ведущие типы:

  • кратковременная и долговременная;
  • произвольная;
  • образная, эмоциональная, двигательная, словесно-логическая.

Самые выигрышные методики:

  • дидактическая игра;
  • упражнения;
  • нейробика;
  • логические задачи.

Техника развитие ребенка на память

Развитием памяти у детей в среднем звене школы занимаются учителя-предметники, родители и при необходимости психологи.

У подростков

Первый этап

Возраст: 12-13 лет.

Особенности процессов запоминания и воспроизведения в младшем подростковом возрасте:

  • развитие разных психических процессов постепенно выравнивается;
  • произвольная память полностью сформирована, ребёнок умеет её использовать на все 100;
  • сокращается количество повторений, заучивание наизусть используется только для стихотворений и формул, потому что основой становится личностный опыт и полное усвоение информации, которую необходимо зафиксировать;
  • подросток учится использовать долговременную, но при этом необходимо постоянно тренировать и краткосрочную;
  • для расширения кругозора рекомендуется начать посещать кружки, секции, найти хобби;
  • основные причины нарушений и проблем — психологическая травма, гормональный сбой в результате полового созревания, перенесённые заболевания.

Основная задача: улучшить память, если какие-то моменты до этого были упущены, и развивать её в плане объёма и многообразия типов.

Ведущие типы:

  • кратковременная и долговременная;
  • произвольная;
  • образная, эмоциональная, двигательная, словесно-логическая.

Самые выигрышные методики:

  • упражнения;
  • нейробика;
  • компьютерные и настольные игры;
  • логические задачи.

Второй этап

Возраст: 14-17 лет.

Особенности процессов запоминания и воспроизведения в старшем подростковом возрасте:

  • для дальнейшего развития основных психических процессов школьной программы становится мало, необходимо постоянно давать подростку дополнительную нагрузку;
  • произвольная и непроизвольная по степени значимости и частоте использования выравниваются;
  • для запоминания информации при хорошо развитом мышлении достаточно её понимания и личной заинтересованности в ней;
  • по своему функционированию выравниваются долгосрочная и кратковременная;
  • развитие максимально приближается к состоянию памяти у взрослого человека;
  • основные причины нарушений и проблем — психологическая травма, образ жизни (неправильное питание, курение, алкоголь), половое созревание.

Основная задача: переходить на более сложные методики, максимально приближенные к упражнениям и заданиям для взрослых.

Ведущие типы:

  • кратковременная и долговременная;
  • произвольная;
  • образная, эмоциональная, двигательная, словесно-логическая.

Самые выигрышные методики:

  • упражнения;
  • компьютерные игры;
  • квесты;
  • мнемотехника;
  • нейробика;
  • логические задачи.

Учителя-предметники в старшей школе продолжают подбирать для учеников задания, чтобы развить память и другие психические функции. Роль родителей в этом вопросе постепенно сходит на нет, так как подростки сами начинают интересоваться упражнениями, тестами, задачами и мнемотехниками для индивидуальных тренировок.

Средства

Техника развитие ребенка на память

Если, несмотря на регулярные занятия, у ребёнка всё равно плохая память, родителям следует обратиться к специалистам — психологу или нейропсихологу. Если это связано с заболеваниями или другими физиологическими факторами, а не педагогической запущенностью, могут быть назначены специальные средства.

Медикаментозные препараты:

  • Аминалон;
  • Билобил;
  • Биотредин (для подростков);
  • Глицин;
  • Интеллан (для маленьких выпускается в форме сиропа);
  • Нобен;
  • Пантогам (есть в сиропе);
  • Пирацетам;
  • Тенотен;
  • Фезам;
  • Фенибут.

Медикаментозные препараты улучшают умственные способности, внимание, повышают работоспособность, активизируют мозговое кровообращение, нормализуют сон, успокаивают, корректируют процессы возбуждения и торможения в ЦНС. Их разрешается принимать только по назначению врача.

Витамины:

  • 4-6 лет: ВитаМишки, АлфаВит «Детский сад», Vitrum Kids;
  • 7-10 лет: Пиковит плюс, Doppelherz Kinder;
  • старше 11 лет: Юнивит Кидс, Супрадин Кидс, Мульти-табс Юниор, АлфаВит «Школьник».

Витамины, разработанные специально для детей, должны пропиваться дважды в год полноценным курсом в любом возрасте.

Народные средства:

  • девясил;
  • клевер;
  • яичные желтки (2 в день);
  • грецкие орехи;
  • морковь;
  • сосновые почки;
  • кора рябины;
  • бананы;
  • черника.

Тем, кто постарше (после 12 лет), можно давать народные средства на основе хрена и лукового сока при условии, что у них нет проблем с ЖКТ. Всё, что связано с фитотерапией, обязательно должно быть согласовано с врачом.

Родителям нужно также постоянно помнить о том, что без правильного питания, здорового образа жизни, умеренной физической нагрузки и благоприятной атмосферы в семье любые занятия могут оказаться провальными.

Методов и способов развить у ребёнка память много, начиная с игр и заканчивая серьёзными медикаментозными препаратами. Чтобы они были максимально эффективными, они должны носить регулярный характер с постепенным усложнением заданий и занятий. Кроме того, необходимо постоянно консультироваться со специалистами, чтобы не упустить важные моменты.

Читайте также: Развитие памяти у взрослых

Источник