Выявление и преодоление недостатков в развитии личности ребенка

Выявление и преодоление недостатков в развитии личности ребенка thumbnail

55

    1.1. Становление коррекционной педагогики как науки: предмет, объект, задачи.

    Коррекционная педагогика как научное
    понятие в современ­ной педагогической
    науке является преемницей дефектологии
    (лат. defectus- недостаток и
    греч.logos- учение), которая
    исследовала психофизиологи­ческие
    особенности развития аномальных детей
    (греч. anomalos -неправильный), закономерности
    их обучения и воспитания, опре­деляла
    условия, способствовавшие преодолению
    имеющихся у них дефектов в умственном
    и физическом развитии.

    Изменение терминологии связано с
    необходимостью уже в самом понятии
    перенести акцент с выявления отклонений
    на их устранение, с недостатков (дефектов)
    личности на ее позитивные стороны.
    Понятие «коррекционная педагогика»
    имеет куда большее педагогическое
    значение, чем «дефектология».

    В состав дефектологической науки входят
    различные отрасли специальной педагогики
    и психологии:

    • сурдопедагогика и сурдопсихология;

    • тифлопедагогика и тифлопсихология;

    • олигофренопедагогика и олигофренопсихология;

    • логопедия и психология речевых нарушений;

    • отрасли
      специальной педагогики и психоло­гии,
      изучающей сложные дефекты: слепоглухонемота,
      умственная отсталость, нарушения
      моторно-двигательной сферы и др.

    Объектом
    дискуссии остается и термин «аномальные
    дети». Так, вместо него используется
    ряд альтернативных понятий (Варенова
    Т.В., 2003): дети с особыми образовательными
    потребностями, с особенностями
    психофизического развития (наиболее
    распространен в Беларуси), с отклонениями
    в развитии, с патологией развития, с
    дизонтогенезом (нарушение индивидуального
    хода развития), с трудностями в обучении,
    с недостатками в умственном и физическом
    развитии, лица с ограниченными
    возможностями здоровья (российский
    вариант) и др.

    По мнению А.Д.Гонеева (1999), коррекционная
    педа­гогика охватывает не только
    область специальных научных зна­ний,
    но и основы психолого-педагогических
    знаний о сущности и закономерностях
    образования и воспитания детей и
    подростков, имеющих нерезко выраженные
    недостатки в развитии психики и отклонения
    в поведении.

    Основной цельюкоррекционной
    педаго­гики являетсявыявление и
    преодоление (исправление) недостат­ков
    в развитии личности ребенка, помощь ему
    в успешном освое­нии картины мира и
    адекватной интеграции в социум
    (Гонеев
    А.Д. и др., 1999).

    Объектом коррекционной педагогики
    принято считать собственно психические
    и физические нарушения, а не их носители
    (дети, имеющие те или иные дефекты
    развития).

    А.Д.Гонеев (1999) объектом коррекционной
    педагогики называет личность ребен­ка,
    имеющего незначительные отклонения в
    психофизиологическом развитии
    (сенсорно-двигательной, соматической,
    интеллектуально-речевой сферах) или
    отклонения в поведении, затрудняющие
    его адекватную социализацию и школьную
    адаптацию (дети, имеющие четыре «Д»,
    т.е. дети, имеющие не ярко выраженныйдефект,перенесшие в раннем возрастедепривацию(лишение), в силу этого
    испы­тывающие школьнуюдезадаптацию(нарушение приспособления) и проявляющиедевиацию(отклонение) в поведении.

    Г.В.Кумарина (2001), объектом коррекционной
    педагогики называет ситуации и состояния
    риска в развитии растущего человека,
    адаптационные нарушения, которые
    проявляются во взаимодействии индивида
    со средой и не обусловлены факторами
    органической этиологии, а также явления
    социально-психологической, школьной
    деадаптации.

    Предмет коррекционной педагогики
    представлен такими позициями (Гонеев
    А.Д., 1999):

    • диффе­ренциация обучения, воспитания
      и развития детей с недостатками в
      развитии и отклонениями в поведении;

    • определение наиболее результативных
      путей, способов и средств, направленных
      на свое­временное выявление,
      предупреждение и преодоление отклонений
      в развитии и поведении у данных детей
      и подростков.

    Т.В.Варенова (2003) под предметом
    коррекционной педагогики
    понимает
    виды, средства и способы коррекционного
    воздействия на отклонение в развитии
    (на дефект).

    Решение проблемы обучения, воспитания
    и развития детей с отклонениями в
    психо­физиологическом развитии и
    поведении лежит в основе подготовки
    их к активной общественно полезной
    деятель­ности (в соответствии с их
    возможностями), к равноценному участию
    со своими сверстниками в различных
    видах деятельности, к результативной
    интеграции в социальную среду.

    Это положение определяет ряд задач,
    стоящих перед коррекционной педагогикой
    (Гонеев А.Д., 1999):

    1. Определить природу и сущность
    недостатков в развитии и отклонений в
    поведении детей и подростков, выявить
    причины и условия их появления.

    2. Изучить историю становления и развития
    коррекционно-педагогической деятельности
    с детьми с недостатками в психофи­зиологическом
    развитии и девиациями в поведении.

    3. Выявить ведущие тенденции в предупреждении
    и преодоле­нии отклонений в развитии
    и поведении детей и подростков, этиологию
    (причинно-следственную обусловленность)
    психофи­зиологического развития и
    социально-педагогических условий
    жизнедеятельности ребенка.

    4. Разработать технологии
    коррекционно-педагогического воздействия
    на личность ребенка с недостатками в
    развитии и отклонениями в поведении.

    5. Провести анализ общего и специального
    образования детей с недостатками в
    развитии и поведении в условиях массовой
    школы.

    6. Определить цели, задачи и основные
    направления деятель­ности специальных,
    коррекционно-развивающих учреждений
    и центров социальной защиты и реабилитации
    детей и подростков.

    7. Создать необходимую учебно-методическую
    базу в подго­товке учителя к
    коррекционно-педагогической работе с
    детьми и подростками с недостатками в
    психофизиологическом развитии и
    девиациями в поведении.

    Читайте также:  Результаты исследования личностного развития ребенка

    Ведущими общепедагогическимикатегориями коррекционной педагогики
    являютсяобучение, воспитание, развитие.

    Воспитание детей с отклонениями в
    развитии и поведении осуществляется в
    рамках единого педагогического процесса
    и направлено на формирование в ребенке
    гуманистических, обще­человеческих
    ценностей, активной гражданской позиции,
    нравст­венно положительных черт и
    качеств. В воспитании используются как
    общепедагогические методы и приемы,
    так и специальные меры воздействия на
    личность ребенка с недостатками в
    развитии и отклонениями в поведении в
    зависимости от степени и структу­ры
    дефекта, сущности и характера аномалии,
    с учетом его инди­видуальных и
    возрастных особенностей (Гонеев А.Д.,
    1999).

    Особенностями воспитания ребенка с
    отклонениями в развитии и поведении
    являются
    оптимизм, уверенность в
    преодо­лении трудностей, надежда на
    достижение положительного ре­зультата,
    исключение из воспитательного процесса
    фиксации внимания на дефекте, опора на
    положительное в личности ребен­ка,
    стимулирование его компенсаторных
    возможностей, формирование умения
    объективно оценивать свои возмож­ности,
    свои действия и поступки.

    Обучение в коррекционной педагогике
    носит специфический характер, определяемый
    глубиной и характером дефекта ребен­ка.
    Общедидактические методы и приемы,
    организация учебного процесса
    дифференцируются в зависимости от
    отрас­лей специальной педагогики
    (сурдо-, тифло- или олигофренопе-дагогики).

    Разви­вающий характер обучения детей
    с отклонениями в развитии и поведении
    предполагает учет зоны ближайшего
    развития воспи­танника (Л.С.Выготскому),
    тот запас потенциальных возмож­ностей,
    формирующихся функций, которые ребенок
    не в состоя­нии реализовать самостоятельно
    в настоящий момент, но успеш­но их
    использует при непосредственной помощи
    учителя. Обуче­ние активизирует
    переход зоны ближайшего развития в ее
    акту­альное состояние (Гонеев А.Д.,
    1999). Обучение ведет за собой развитие.

    К специальным понятиям коррекционной
    педагогикиотносятся «коррекция»,
    «компенсация», «реабилитация»,
    «адаптация».

    Коррекция (лат.correctio- исправление) определяется каксис­тема
    специальных и общепедагогических мер,
    направленных на ос­лабление или
    преодоление недостатков психофизического
    развития и отклонений в поведении у
    детей и подростков.

    Как указывает А.Д.Гонеев (1999), коррекция
    может выступать как самостоятельное
    педагогическое явление, как специ­фические
    действия, направленные на частичное
    исправление недос­татка или преодоление
    дефекта (коррекция речи, произношения
    отдельных звуков, исправление недостатков
    зрения), в то же время коррекция может
    быть составной частью учебно-воспитательного
    процесса и выступать как целостное
    педагогическое явление, на­правленное
    на изменение формирующейся личности
    ребенка.

    В рамках единого педагогического
    процесса коррекция высту­пает как
    совокупность коррекционно-воспитательной
    (направлена на изменение познавательных
    возможностей ребенка, его эмоционально-волевой
    сферы, улучшение индивидуальных
    лично­стных качеств) и коррекционно-развивающей
    деятельности (решает задачи свое­временной
    помощи детям, испытывающим трудности
    в обучении и школьной адаптации) .

    Компенсация (лат.compensatio- возмещение, уравновешива­ние) —это
    сложный, многоаспектный процесс
    перестройки или за­мещения нарушенных
    или недоразвитых психофизиологических
    функ­ций организма (
    Гонеев А.Д.,
    1999).

    Компенсаторный процесс опирается на
    резервные или недостаточно задействованные
    возможности организма человека.

    Адаптация школьная(лат. adaptio —
    приспособлять) —это про­цесс
    приспособления ребенка к условиям
    школьной жизни, к ее нор­мам и
    требованиям, к активной познавательной
    деятельности, ус­воению необходимых
    учебных знаний и навыков, полноценному
    ос­воению картины мира.

    Неготовность к школе детей с недостатками
    психофизического развития приводит к
    школьной дезадаптации,результатом
    которой являются хрониче­ская
    неуспеваемость, отставание по ряду
    предметов в освоении школьной программы,
    сопротивление педагогическому
    воздейст­вию, негативное отношение
    к учению, пропуски занятий, побеги из
    школы и дома, педагогическая запущенность,
    асоциальное по­ведение.

    Реабилитация социальная(лат.rehabilitatio- восстановление)
    это процесс включения ребенка с
    отклонениями в развитии и поведении в
    социальную среду, в нормальную общественно
    полезную деятель­ность и адекватные
    взаимоотношения со сверстниками.

    Процесс реабилитации включает в себя
    медицинскую реабилитацию(лечение
    недостатков, ликвидация последствий
    дефекта),психологическую реабилитацию(снятие пси­хологических комплексов,
    восстановление психических процес­сов)
    ипедагогическую реабилитацию(восстановление утраченных учебных
    умений, познавательных навыков,
    формирование инди­видуальных личностных
    качеств).

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Источник

    Коррекционная педагогика – это область специальных психолого-педагогических знаний о сущности и закономерностях образования и воспитания детей и подростков, имеющих нерезко-выраженные недостатки в развитии психики и отклонения в поведении.
    Основной целью коррекционной педагогики является выявление и преодоление (исправление) недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум.
    Объектом коррекционной педагогики является личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизиологическом развитии (сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуально-речевой сферах) или отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию.

    Предметом коррекционной педагогики – служит процесс дифференциации обучения, воспитания и развития детей с недостатками в развитии и отклонениями в поведении, определение наиболее результативных путей, способов и средств, направленных на своевременное выявление, предупреждение и преодоление отклонений в развитии и поведении у данных детей и подростков.

    Читайте также:  Нормы развития ребенка по месяцам

    Отношение общества к детям с отклонениями в развитии и поведении, характеристика, оценка их развития в ходе исторической эволюции человеческого общества были неоднозначны. В зависимости от экономического развития общества, уровня развития его производительных сил, состояния образования, культуры, науки и здравоохранения, общественного сознания по-разному строилось взаимодействие окружающих с теми, кто имел дефект в развитии и поведении. История отношений формировалась от нетерпимости, жестокости к людям с отклонениями в развитии к созданию системы социально-педагогической помощи.
    В эпоху античности и средневековья дети, рождающиеся с отклонениями в развитии, уничтожались. В эпоху Возрождения формировались гуманистические тенденции в области медицины, философии и педагогике.

    Педагогический подход в деле помощи детям с недостатками в развитии и поведении формируется в конце XVIII – начале XIX в. (М. Монтессори).

    Российская история коррекционной педагогики взаимосвязана с европейской дефектологической наукой, учитывает и использует ее обширный научный и практический опыт.

    Становление и развитие коррекционной педагогики как науки.

    История становления и развития коррекционной педагогики как самостоятельной отрасли научного знания чрезвычайно непродолжительна. Если история возникновения отечественной системы специального образования составляет чуть более полувека, то отдельные отрасли специального обучения, такие, например, как обучение детей с задержкой психического развития, насчитывает лишь 20-25 лет (Н.Н. Малофеев). Следовательно, появление собственно коррекционной педагогики можно отнести ко второй половине XX века. Термин «педагогическая коррекция» в российской педагогике утвердился на рубеже XIX-XX веков.

    Наивысший этап в истории российской педагогики и специального образования связан с периодом с конца XIX – начала XX в. Вопросами обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, проблемами педагогической коррекции отклонений в поведении занимались выдающиеся ученые-педагоги, психологи, медики (Е.К. Грачева, Л.С. Выготский, В.П. Кащенко, Г.И. Россолимо, Г.Я. Трошин, А.Ф. Лазурский, А.В. Владимирский, Н.В. Чехов и др.).
    В 60-70-е гг. XX в. в области коррекционной педагогики были сделаны существенные шаги по активизации специальных исследований, разработке новых подходов в современной коррекционно-педагогической деятельности с детьми и подростками с недостатками в развитии и отклонениями в поведении (Г.Е. Сухарева).
    В последние годы проблема коррекционной педагогики значительно расширилась, захватив сферу не только специальных школ, но и специальных классов, отдельных групп детей в общеобразовательной школе. Проблеме неуспевающих и недисциплинированных детей и индивидуальному подходу были посвящены исследования психолога Л.С. Славиной (нач. 60-х годов). Проблема дифференциации обучения аномальных детей и выделения среди них неуспевающих учащихся массовой школы с задержкой психического развития послужила предметом глубоких научных исследований Т.А. Власовой. Сегодня в связи с функционированием в общеобразовательных школах классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения встал вопрос о дифференциации содержания обучения и характере воспитания учащихся этих классов (Г.Ф. Кумарина, С.Г. Шевченко). Вопросами школьной дезадаптации детей и подростков, отклоняющегося поведения несовершеннолетних, диагностированием этих явлений, предупреждением и психолого-педагогической коррекцией недостатков в развитии и поведении детей и подростков занимались С.А. Беличева, С.А. Бадмаев.
    Таким образом, коррекционная педагогика наряду с сугубо дефектологическими проблемами, связанными с ярко выраженными аномалиями и дефектами, все чаще обращается к вопросам на стыке нормы и патологии к тем детям, которые входят в группу риска, которые уже как бы не являются объектом общей педагогики и психологии, но еще не стали и объектом специальной психологии и педагогики.

    В конце 80-х — начале 90-х гг. XX столетия в связи с кардинальными переменами в социально-политической жизни страны возникла острая необходимость переосмысления всей ситуации, сложившейся в социально-педагогической и образовательной сферах государства. Детальному анализу

    подверглась и область специального образования. На смену понятию «дефектология» вначале пришло понятие «коррекционная педагогика». Однако научно-теоретическое осмысление этой специфической области педагогического знания, глубокий историографический анализ накопленного опыта (Н.Н.Малофеев, Н.М.Назарова и др.) дали возможность четко обозначить предмет и объект деятельности специальной коррекционной педагогики.

    Термин «коррекционная педагогика» как учебный предмет и самостоя-

    тельная область педагогического знания стал использоваться в целях обо-

    значения сферы педагогической помощи обычным детям и подросткам, ис-

    пытывающим адаптационные трудности в образовательных учреждениях

    общего назначения. В данном случае понятие «коррекция» относится преж-

    Читайте также:  Штатные единицы в центре развития ребенка

    де всего к социальной и образовательной среде общеобразовательной шко-

    лы, которая дискомфортна для определенного круга детей, испытывающих

    школьную дезадаптацию, имеющих задержку в общем развитии и девиации

    в поведении (Н. М. Назарова).

    В качестве понятия, обозначающего самостоятельную область педагогического знания, термин «коррекционная педагогика» появляется в работах Г. Ф. Кумариной (1988) и определяется как область педагогического знания, предметом которого является разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально-психологической адаптации индивидов, трудностей в освоении соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей.

    В середине 90-х гг. понятие «коррекционная педагогика» все чаще используется в области профилактики, психолого-коррекционной и коррек-

    ционно-педагогической работы с девиантными подростками, детьми груп-

    пы риска (А. Д. Гонеев, Р. В.Овчарова, И.А.Невский, Г.М.Потанин и др.).

    В качестве задач коррекционной педагогики в области предупреждения и

    преодоления отклонений в развитии и поведении подростков обозначаются

    задачи своевременного выявления основных дефектов и недостатков в раз-

    витии учащихся, в их знаниях, умениях и навыках, поведении, отношении к

    обществу; установление причин, их вызвавших; нейтрализация и устранение

    этих причин; адаптация и реабилитация отстающих учащихся.

    Однако еще в начале столетия отмечалось, что детская исключительность (не только склонность к правонарушениям, но и исключительность характера, исключительность интеллекта, даже физическая исключительность) в существе своем социальна. Бороться с нею, исцелять, лечить ее возможно прежде всего педагогическими мероприятиями, т.е. воздействием не на организм ребенка, а на его социальную сущность (В.П. Кащенко).

    Коррекционная педагогика строит свою работу на внимательном

    учете разных типов исключительности, стремится в своих требованиях к

    ребенку исходить из его индивидуальных интересов, учитывать его индиви-

    дуальные силы, в учебно-воспитательном процессе опирается на принцип

    педоцентризма. Уже в то время «Коррективная педагогика» задумывалась

    ученым как руководство, как учебное пособие для широкого круга учите-

    лей, воспитателей, специалистов-дефектологов, родителей детей с недос-

    татками характера и дефектами в поведении.

    Специфика воспитания в многодетной семье

    Воспитательный потенциал многодетной семьи имеет свои положительные и отрицательные характеристики, а процесс социализации детей — свои трудности, проблемы.
    С одной стороны, здесь, как правило, воспитываются разумные потребности и умение считаться с нуждами других; ни у кого из детей нет привилегированного положения, а значит, нет почвы для формирования эгоизма, асоциальных черт; больше возможностей для общения, заботы о младших, усвоения нравственных и социальных норм и правил общежития; успешнее могут формироваться такие нравственные качества, как чуткость, человечность, ответственность, уважение к людям, а также качества социального порядка — способность к общению, адаптации, толерантность. Дети из таких семей оказываются более подготовленными к супружеской жизни, они легче преодолевают ролевые конфликты, связанные с завышенными требованиями одного из супругов к другому и заниженными требованиями к себе.
    Однако процесс воспитания в многодетной семье не менее сложен и противоречив. Во — первых, в таких семьях взрослые довольно часто утрачивают чувство справедливости в отношении детей, проявляют к ним неодинаковую привязанность и внимание. Обиженный ребенок всегда остро ощущает дефицит тепла и внимания к нему, по — своему реагируя на это: в одних случаях сопутствующим психологическим состоянием для него становится тревожность, чувство ущербности и неуверенность в себе, в других — повышенная агрессивность, неадекватная реакция на жизненные ситуации. Для старших детей в многодетной семье характерна категоричность в суждениях, стремление к лидерству, руководству даже в тех случаях, когда для этого нет оснований. Все это естественно, затрудняет процесс социализации детей. Во — вторых, в многодетных семьях резко увеличивается физическая и психическая нагрузка на родителей, особенно на мать. Она имеет меньше свободного времени и возможностей для развития детей и общения с ними, для проявления внимания к их интересам. К сожалению, дети из многодетных семей чаще становятся на социально опасный путь поведения, почти в 3,5 раза чаще, чем дети из семей других типов.
    Многодетная семья имеет меньше возможностей для удовлетворения потребностей и интересов ребенка, которому и так уделяется значительно меньше времени, чем в однодетной, что, естественно, не может не сказаться на его развитии. В этом контексте уровень материальной обеспеченности многодетной семьи имеет весьма существенное значение. Мониторинг социально — экономического потенциала семей показал, что большинство многодетных семей живет ниже порога бедности.

    Источник