Выготский о развитии личности ребенка дошкольного возраста

Выготский о развитии личности ребенка дошкольного возраста thumbnail

Тихолиз  Вероника  Михайловна

студент  6  курса  специальность  «Практическая  психология»  Гуманитарно-педагогическая  академия  филиал  ФГАОУВО,  РФ,  г.  Ялта

Е-mail:  veronika.tiholiz@gmail.com

Султанова  Ирина  Викторовна

научный  руководитель,  канд.  психол.  Наук,  Гуманитарно-педагогическая  академия  филиал  ФГАОУВО,  РФ,  г.  Ялта

Дошкольный  возраст  —  важный  этапов  в  жизни  ребенка,  это  небольшой,  но  самый  насыщенный  период  жизни  человека.  Развитие  ребенка  происходит  очень  стремительно.  Наблюдается  высокий  рост  психического,  личностного,  физиологического  и  эмоционального  развития.  Возрастает  интерес  к  окружающему  миру,  социуму,  появляются  первые  и  довольно  уверенные  признаки  самостоятельности.  В  этот  период  ребенок  начинает  осознавать  свою  индивидуальность,  связь  своих  поступков  с  результатами.  У  него  формируются  представления  о  морали  и  поведении  в  обществе,  возникает  чувство  стыда  и  гордости,  сопереживания  и  сочувствия,  возникает  потребность  в  контактах  со  сверстниками  и  взрослыми. 

Каждый  ребенок  уникален  в  своем  развитии.  Его  способности  и  умения  зависят  от  многих  факторов.  В  период  дошкольного  возраста  ребенок  проходит  несколько  стадий  развития  и  становления  своей  личности.  В  таком  возрасте  ведущей  деятельностью  является  игра.  В  игре,  ребенок-дошкольник,  впервые  осознает  правила  и  нормы  поведения  в  коллективе.  В  связи,  с  чем  формируются  такие  личностные  качества,  как  общительность,  организованность,  инициативность,  активность,  ответственность  и  др. 

В  своих  исследованиях  А.Н.  Леонтьев  о  детстве  пишет:  «Это  период  первоначального  фактического  склада  личности,  период  развития  личностных  «механизмов»  поведения.  В  дошкольные  годы  развития  ребенка  завязываются  первые  узлы,  устанавливаются  первые  связи  и  отношения,  которые  образуют  новое,  высшее  единство  деятельности  и  вместе  с  тем  новое,  высшее  единство  субъекта  —  единство  личности.  Именно  поэтому,  что  период  дошкольного  детства  есть  период  такого  фактического  складывания  психологических  механизмов  личности,  он  так  важен»  [5,  с.  4]. 

Дошкольный  возраст  также  является  периодом  интенсивного  развития  познавательной  сферы,  развития  творческой  активности.  Дети  дошкольного  возраст  еще  не  умеют  различать  свой  субъективный  мир  и  сопоставлять  его  внешнему  миру.  Познавая  окружающий  мир  дошкольник  учится  совершенствовать  свое  восприятие.  Жан  Пиаже  называл  это  явление  «реализм». 

Важнейшим  аспектом  дошкольного  возраста  является  готовность  к  обучению.

По  словам,  Л.С.  Выготского,  можно  сказать,  что  движущая  сила  психического  развития  —  обучение  [3].  Так  же  Л.С.  Выготский  утверждал,  что  развитие  и  обучение  являются  разными  процессами.  Л.С.  Выготский  писал,  «что  есть  процесс  формирования  человека  или  личности,  совершающийся  путем  возникновения  на  каждой  ступени  новых  качеств,  специфических  для  человека,  подготовленных  всем  предшествующим  ходом  развития,  но  не  содержащихся  в  готовом  виде  на  более  ранних  ступенях».  Обучение,  «есть  внутренне  необходимый  и  всеобщий  момент  в  процессе  развития  у  ребенка  не  природных,  но  исторических  особенностей  человека»  [3].

По  мнению  Л.И.  Божович  обучение  и  развитие  это  две  разные  вещи.  Обучение  создает  почву  для  развития  и  призывает  ребенка  к  жизни,  пробуждает  и  приводит  внутренние  процессы  к  движению  [2].

Выдающимся  отечественным  ученым,  Л.С.  Выготским,  были  проведены  экспериментальные  исследования  отношения  между  обучением  и  развитием.  Это  изучение  житейских  и  научных  понятий,  исследование  усвоения  родного  и  иностранного  языков,  устной  и  письменной  речи,  зоны  ближайшего  развития.  Последнее  —  подлинное  открытие  Л.С.  Выготского,  которое  известно  теперь  психологам  всего  мира.

А.Н.  Леонтьев  предпринял  серьезную  попутку  для  создания  теории  развития  личности  дошкольника.  При  этом  он  опирался  на  отечественных  и  зарубежных  авторов.  Сама  теория  представляет  собой  изменения  места  которое  занимает  ребенок  в  общественных  отношениях  о  движущих  силах  которые  помогают  развивать  его  психику.  Однако  само  по  себе  это  место  не  определяет,  конечно,  развития;  оно  только  характеризует  наличную,  уже  достигнутую  ступень.  То,  что  непосредственно  определяет  развитие  психики  ребенка,  —  это  сама  его  жизнь,  развитие  реальных  процессов  этой  жизни,  иначе  говоря,  развитие  деятельности  ребенка,  как  внешней,  так  и  внутренней  [6].  По  мнению  А.Н.  Леонтьева,  каждая  стадия  психического  развития  ребенка  должна  характеризоваться  отношением  ребенка  к  действительности.  Признак  перехода  от  одной  стадии  к  другой  это  изменение  типа  деятельности  ребенка,  его  отношения  к  действительности. 

В  дошкольном  возрасте,  взрослый  является  центральным  звеном  в  деятельности  ребенка.  В  таком  возрасте  дети  подражают  во  всем  своим  родителям,  совершенно  не  выделяя  себя  и  свое  поведение.  И  только  к  концу  раннего  детства  такая  связь  со  взрослыми  начинает  видоизменяться.

Читайте также:  Содержание индивидуальной программы развития ребенка

Для  раннего  возраста  характерны  яркие  эмоциональные  реакции  связанные  с  желаниями  ребенка.  К  концу  этого  периода  ребенок  сталкивается  с  кризисом  3-х  лет.  В  этот  период  он  пытается  сделать  что-то  самостоятельно,  но  у  него  ничего  не  получается  или  не  оказывается  рядом  взрослых  чтоб  вовремя  помочь.  Такой  случай  может  повлечь  за  собой  эмоциональную  вспышку. 

Алексеева  Е.Е.,  говорит  о  том,  что  аффективные  вспышки  у  детей  гасятся  лучше  всего  тогда,  когда  взрослые  не  обращают  на  них  внимания  или  реагируют  спокойно.  В  случае  внимания  взрослого  на  бурное  поведение,  ребенок  замечает,  что  родители  потакают  его  слезам  и  капризам.  Такое  поведение  взрослых  будет  являться  положительным  подкреплением  для  ребенка  и  капризы  будут  первым  способом  добиться  своей  цели.  Ребенка  дошкольного  возраста  легко  отвлечь.  Если  такой  ребенок  действительно  чем-то  расстроен,  ему  следует  предложить  заняться  чем-то  интересным  или  показать  игрушку  и  внимание  малыша  мгновенно  переключится  на  новое  дело  [1].

Одним  из  главных  периодов  развития  личности  является  дошкольный  возраст.  Именно  в  этом  возрасте  ребенок  получает  всю  основную  информацию  об  окружающем  мире.  Также  в  этот  период  он  получает  навыки  которые  влияют  на  становление  его  личности. 

Как  По  мнению  Л.С.  Выготского,  младшие  дошкольники  имитируют  предметную  деятельность  —  режут  хлеб,  трут  морковку,  моют  посуду.  Они  поглощены  самим  процессом  выполнения  действий  и  подчас  забывают  о  результате  —  для  чего  и  для  кого  они  это  сделали.

Для  средних  дошкольников  главное  —  отношения  между  людьми,  игровые  действия  производятся  ими  не  ради  самих  действий,  а  ради  стоящих  за  ними  отношений.  Поэтому  5-летний  ребенок  никогда  не  забудет  «нарезанный»  хлеб  поставить  перед  куклами  и  никогда  не  перепутает  последовательность  действий  —  сначала  обед,  потом  мытье  посуды,  а  не  наоборот.

Для  старших  дошкольников  важно  подчинение  правилам,  вытекающим  из  роли,  причем  правильность  выполнения  этих  правил  ими  жестко  контролируется.  Игровые  действия  постепенно  теряют  свое  первоначальное  значение.  Собственно  предметные  действия  сокращаются  и  обобщаются,  а  иногда  вообще  замещаются  речью  («Ну,  я  помыла  им  руки.  Садимся  за  стол!»)  [4]. 

Следует  отметить,  что  каждый  возрастной  период  охарактеризован  своими  возрастными  особенностями.  В  дошкольном  возрасте  развитие  происходит  интенсивно  и  формируются  важнейшие  системы  и  функций  организма.  Воспитание  ребенка  закладывает  основы  восприятия  ребенком  окружающего  мира  и  его  отношение  между  чужими  и  близкими  людьми.

Развитию  эмоциональной  сферы  уделяли  особое  внимание  такие  ученые:  С.Л.  Рубинштейн,  А.Н.  Леонтьев  еще  и  другие.  Эмоциональная  сфера  является  важной  составляющей  в  развитии  ребенка.  Огромное  значение  в  личности  растущего  человека  имеет  понимание  своих  эмоций  и  чувств.  В  дошкольном  возрасте  формируется  глубина  и  устойчивость  эмоций.  Одна  из  главных  причин  развития  эмоций  в  дошкольном  возрасте  связано  с  умственным  развитием  человека.  Ребенок  продолжает  познавать  окружающий  мир,  расширяет  границы  своего  сознания.  Также  он  знакомится  с  тем,  что  его  поступки  имеют  как  положительный  так  и  отрицательный  окрас.  Дети  начинают  осознавать,  как  можно  поступать,  а  как  нет  по  отношению  к  людям.  Все  эти  знания  отражаются  в  чувствах  и  эмоциях  детей.

Когнитивной  сферой  дошкольника  занимались  такие  ученые  как  Выготский  Л.С.,  Пиаже  Ж.  еще  и  другие.  Когнитивная  сфера  это  познавательные  психические  процессы.  С  помощью  познавательных  процессов  человек  получает  необходимую  информацию,  отображает  объективный  мир.  Познавательные  процессы  выступают  как  важнейшие  компоненты  любой  человеческой  деятельности.  Для  удовлетворения  своих  потребностей  ребенок  должен  постоянно  развиваться,  обдумывать,  размышлять,  запоминать,  высказывать.  Из  этого  следует,  что  без  познавательных  процессов  человеческая  деятельность  невозможна.

  Одной  из  важнейших  познавательных  сфер  остается  интеллектуальная.  Особое  внимание  интеллектуальной  сфере  уделяли  такие  психологи  как  М.А.  Холодная,  В.В.  Зеньковский,  Д.Б.  Эльконин  и  другие.  Психические  процессы  у  младших  школьников  развиваются  интенсивно,  но  неравномерно.  В  таком  возрасте  дети  не  умеют  еще  целенаправленно  анализировать,  выделять  главное.  Данную  сферу  дошкольникам  могут  помогать  целенаправленно  развивать  взрослые,  воспитатели  в  детских  садах.  Это  может  быть  объяснение  окружающего  мира,  что  и  как  построено,  явления  природы  и  другое.  К  главной  задачи  в  развитии  интеллекта  следует  отнести:  формирование  правильных  представлений  о  строении  мира;  развитие  познавательных  процессов:  восприятие,  ощущение,  речь,  мышление  и  так  далее.

Читайте также:  Значение грамматического строя речи на развитие ребенка

Таким  образом  можно  сказать,  что  каждый  возрастной  период  ребенка  это  важная  часть  в  развитии  его  личности.  Для  ее  плодотворного  прохождения  необходимо  уделять  внимание  всем  сферам  в  развитии  дошкольника.  Помогать  преодолевать  ему  трудности.  Необходимо  развивать  и  максимально  обогащать  игровую,  практическую  и  изобразительную  деятельность,  а  также  общение  друг  с  другом  и  взрослыми.

Список  литературы:

  1. Алексеева  Е.Е.  Психологические  проблемы  детей  дошкольного  возраста.  Учебно-методическое  пособие.  Речь  СПб  2008,  —  с.  283.
  2. Божович  Л.И  Личность  и  её  формирование  в  детском  возрасте  М  Просвещение,  1968  С.  436—446.  Алексеева  Е.Е.  Психологические  проблемы  детей  дошкольного  возраста.  Учебно-методическое  пособие.  Речь  СПб  2008,  —  с.  283.
  3. Выготский  Л.С.  Психология  развития  человека.  М.:  Изд-во  Смысл;  Изд-во  Эксмо,  2005,  —  с.  1136. 
  4. Кураев  Г.А.,  Пожарская  Е.Н.  Возрастная  психология:  Курс  лекций.  Ростов-на-Дону:  УНИИ  валеологии  РГУ,  2002.  —  146  с.
  5. Леонтьев  А.Н.  Психическое  развитие  ребенка  в  дошкольном  возрасте  //  Вопросы  психологии  ребенка  дошкольного  возраста.  М.,  1948.
  6. Леонтьев  А.Н.  К  теории  развития  психики  ребенка  //  Проблемы  развития  психики.  М.,  1959.

Источник

Теория Л.С. Выготского о развитии личности ребёнка. Культурно-историческая теория

Над вопросами развития личности ребёнка в разные времена трудились светлейшие умы психологической науки. Дело это чрезвычайно важное, и всякий хороший родитель должен неустанно пополнять свои знания об этом, ещё отнюдь не до конца описанном и разъяснённом, процессе, чтобы стать лучшим воспитателем и наставником для своих детей. Одна из теорий развития личности, интересная и, бесспорно, заслуживающая пристального внимания, является культурно-историческая теория Л. С. Выготского. Рассмотрим же её основные положения и обоснования.

Одним из значительнейших достижений Выготского считается его открытие факта, сегодня уже повсеместно признанного, влияния ребёнка на взрослого. До этого в психологии было распространено иное мнение, подразумевавшее что ребёнок является лишь объектом воздействия со стороны взрослого. Выготский же утверждал, что родитель оказывается под влиянием своего ребёнка с таким же успехом, а порой родитель не может даже понять, как сильно он оказался зависим от своего ребёнка, и в какой значительной степени он управляет его действиями и поступками. Подобный взгляд был инновационным во времена Л. С. Выготского.

Но не это главное. Наиболее интересны с практической точки зрения, мысли Выготского относительно влияния окружающей среды на развитие личности ребёнка. В то время как принято считать, будто социальная среда является лишь одним из образующих факторов в становлении личности человека, Выготский утверждал, что её роль — самая важная, главная. Именно социальная среда делает ребёнка тем, кем делает, был уверен он.

При этом, развитие определённых личностных характеристик происходит не само по себе, а неотрывно от социального взаимодействия, неотрывно от творческого процесса овладения новыми навыками. Развивается ребёнок обычно в «зоне ближайшего развития», как её назвал Выготский. В этой зоне расположены навыки и действия, которые ребёнок не может выполнить самостоятельно, но он уже достаточно умён и сообразителен для выполнения такой работы вместе со взрослым, с его помощью. Именно в процессе диалогичного взаимодействия со взрослым во время работы, слишком сложной для него одного, и происходит то самое развитие личных качеств и черт характера ребёнка.

теория выготского о развитии ребенка

Попробуем разобраться подробнее, что всё это значит. У каждого ребёнка есть навыки, которыми он уже овладел (например, умеет есть кашу, правильно держа ложку и не измазывая во время еды всё лицо), и навыки, которыми ему овладеть предстоит в ближайшем будущем (завязывание шнурков на ботинках). Именно в процессе объяснения взрослым принципов и сути правильного вязания узлов, его общения с малышом, и последующих попытках применить на практике полученные знания, завязав свой первый неумелый узелок — и случается то самое развитие, которого мы все так жаждем для своих детей. Другими словами, развитие ребёнка напрямую зависит от коммуникативного взаимодействия со взрослым в процессе передачи ещё не изученных, но уже доступных к изучению навыков.

Взрослый как бы подтягивает ребёнка на новый уровень, на новый этап развития. Область ближайшего развития, разумеется, каждый год (а в маленьком возрасте даже каждый месяц) разная. И заботливый родитель должен постоянно оглядывать пространство ребёнка, в размышлениях о том, нет ли каких-нибудь способов научить ребёнка тому, что ему пока ещё самому не под силу.

Это, согласитесь, сильно отличается от нашего традиционного подхода к воспитанию ребёнка, ведь он предусматривает довольно-таки немалое время, уделяемое ребёнку практически ежедневно. Стоит только малышу попробовать помыть полы разлитым чаем, как мы тут же кричим на него, ругаем и за разлитый чай, и за липкий пол, и сами принимаемся оттирать эти результаты самодеятельности. Но умный родитель не станет слишком расстраиваться по этому поводу. Куда правильнее будет налить ребёнку воды в тазик, вооружить его шваброй, показать, как её нужно отжимать, как менять грязную воду, почему мыть нужно из дальнего угла комнаты по направлению к выходу — и так далее. А когда ребёнок справится — обязательно похвалить его за проявленную инициативу, возбудить в нём чувство гордости за «самостоятельно» выполненное «взрослое дело», поощрить его ответственное поведение.

И такое отношение нужно распространять на все, даже ещё более житейские, чем описанная, ситуации. При каждом удобном случае помогать ребёнку — не запрещать ему делать самому, не делать вместо него, а делать вместе с ним. Так и только так можно будет постепенно переводить его на следующие этапы его развития.

теория выготского о развитии ребенка

На этих самых этапах тоже следует остановиться чуть подробнее. Выготский был уверен, что развитие личности — это не постепенный и плавный процесс, а скачкообразный. Он напоминает карабканье на гору. Взбираться по отвесной скале приходится не постоянно, вместо этого вы переходите с одного плато на более высокое. Так и развивающаяся личность — какое-то время он на одном плато, долго пытается перепрыгнуть, взобраться на другое, и однажды это начинание оканчивается победой.

Но на новом плато всё новое — ценности, навыки, ориентиры, приоритеты. Эти переходы могут быть весьма болезненными и разочаровывающими для ребёнка. Как тут верить в себя, если ещё неделю назад ты мечтал быть военным лётчиком, а уже сегодня хочешь стать художником или музыкантом? Да и не только дезориентация в личных целях, но и многие другие меняющиеся факторы делают переходы и личностное развитие ребёнка порой весьма болезненным процессом.

Поэтому, всем нам нужно не только проводить больше времени с детьми, обучая их новому. Не только подбадривать их даже в начинаниях, совершенно точно обречённых на провал. Но также нужно быть готовым к тому, что сам ребёнок может и не справиться со своими победами. Вы должны быть чутким и понимающим родителем, знающим, что-то, что вам кажется пустяковой бедой, для ребёнка может быть серьёзной неприятностью. И тут тоже ему нужны вы — добрый и мудрый, взрослый родитель.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

Автор: Искандер Милевски

Оглавление темы «Проблемы современного человека»:

1. Негативные эмоции — тормоз на пути к успеху. Учимся контролировать эмоции

2. Как правильно реагировать на критику? — это знает каждый, но получается не у всех

3. Скромность не в моде. Можно ли избавиться от застенчивости?

4. Как и кому сказать нет? Стоит ли всегда отказывать?

5. Может ли женщина перевоспитать мужчину? Как изменить мужчину?

6. Сочувствие и сострадание — нужно ли воспринимать эти эмоции?

7. Болит душа? — обращаемся за помощью к психологу и к психотерапевту

8. Муж сравнивает вас с другими женщинами? — научим мужчин тому, что не стоит говорить женщине

9. Сплетни и слухи. Как на них реагировать?

10. Почему у нас не хватает времени для себя?

Источник

Читайте также:  Центр развития ребенка г ливны