Возрастные уровни музыкального развития ребенка дошкольного возраста

Возрастные уровни музыкального развития ребенка дошкольного возраста thumbnail

Анастасия Малютина
Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста

Возрастные особенности музыкального развития ребёнка.

Дети 3-4 лет

Дети четвёртого года жизни непосредственны и эмоциональны, любят музыку и с большой радостью откликаются на весёлые и подвижные музыкальные произведения. В этом возрасте у детей наблюдаются индивидуальные различия в темпе психофизиологического развития, что проявляется в овладении ими речью, движениями, а также в поведении.

Педагогу важно на занятиях с детьми этого возраста начинать использовать интегративный подход, поскольку у детей четвёртого года жизни начинают формироваться необходимые предпосылки для активного творческого музицирования. Если в раннем детстве малыши еще не могли самостоятельно петь и только подпевали взрослому, а движения их носили подражательный и спонтанный характер, то в период с 3х до 4х лет дети постепенно начинают осваивать самостоятельное пение и уже более осознанно исполнять несложные пляски и игровые упражнения.

Педагогу необходимо учитывать следующие возрастные особенности детей 3-4 лет для правильной организации интегративного подхода на музыкальных занятиях:

— преобладание непроизвольности в восприятии, внимании, памяти и поведении (необходимо поддерживать внимание игровыми предметами, подбирать музыку непродолжительного звучания) ;

— чаще всего у современных детей преобладают процессы возбуждения над торможением (важно правильно чередовать виды и формы активности, их продолжительность) ;

— наглядно-действенное, наглядно-образное мышление (необходимо использовать яркий иллюстративный материал, небольшие музыкальные произведения изобразительного характера) ;

— ограниченный словарный запас, возрастное косноязычие, ограниченный жизненный опыт (уделять внимание развитию дикции и расширению словаря в процессе пения, подбирать музыку, понятную детям по настроению и содержанию) ;

— ярко выраженная способность к подражанию (педагог должен быть артистичным, эмоциональным, способным точно и выразительно показать детям способ исполнения движения или песни, должен уметь вовлекать детей в совместную музыкально-творческую деятельность) ;

Перечисленные выше и другие возрастные особенности детей четвёртого года жизни необходимо учитывать как в организации работы по музыкальному развитию, так и при отборе музыкальных произведений для слушания, исполнения и других видов музыкальной деятельности.

Дети 4-5 лет

Дети пятого года жизни уже приобрели некоторый опыт в различных видах музыкальной деятельности.У них уже есть свои индивидуальные предпочтения: кто-то любит больше петь, кто-то – танцевать, играть на инструментах. Именно поэтому педагогу необходимо шире использовать интегративный подход на занятиях.

В этом возрасте дети очень подвижны, энергичны, эмоциональны. Однако внимание, память ещё отличаются непроизвольностью. Детям ещё крайне важен показ, поддержка взрослых.

Диапазон голоса у четырёхлеток также невелик – в основном от «ре» до «ля» («си») первой октавы. У большинства детей этого возраста всё ещё есть проблемы в звукопроизношении.

На пятом году жизни продолжают развиваться двигательные навыки и качества. С одной стороны, дети обладают гибкостью, пластичностью, они легко могут выполнять некоторые акробатические упражнения. С другой стороны, у них ещё не сформирована координация движений, что проявляется в ходьбе, а также при исполнении многих видов движений.

Преобладание непроизвольности в восприятии, внимании, памяти и поведении требует от педагога необходимости поддерживать интерес детей игровыми приёмами, подбирать музыку непродолжительного звучания.

Дети 5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте у детей происходит созревание такого важного качества, как произвольность психических процессов (внимания, памяти, мышления, что является важной предпосылкой для более углубленного и расширенного использования интегративного подхода.

Ребёнок 5-6 лет отличается большей самостоятельностью, стремлением к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности, у него ярко выражена потребность в общении со сверстниками, что требует от педагога обязательного введения в учебный процесс музыкально-коммуникативных игр и упражнений. К этому возрасту у детей развиваются ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их исполнительские возможности. Эти особенности педагогу необходимо учитывать при инсценировках, театрализации песенок, при обучении детей игре на музыкальных инструментах детского оркестра.

У детей данного возрастаболее совершенна речь: расширяется активный и пассивный словарь, значительно улучшается звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным. Эти особенности дают возможность дальнейшего развития певческой деятельности, использования более разнообразного и сложного музыкального репертуара.

Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально, и в целом дети 5-6 лет ещётребует очень бережного и внимательного отношения: они быстро утомляются, устают от монотонности. Эти возрастные особенности необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций.

Дети шестого года жизни:

— начинают контролировать слухом исполнение музыки в различных видах музыкальной деятельности;

— могут участвовать в музыкальных играх с пением, движением, следить за развитием сюжета;

— могут вспомнить знакомые песенки по вступлении или мелодии;

— могут сочетать пение с игрой на детских музыкальных инструментах, группами исполняя при этом разные партии;

— начинают осваивать элементарные вокально-хоровые навыки: поют естественным голосом, чётко артикулируя все слова, удерживают на дыхании небольшую фразу (до 5-6 секунд), передают интонации несложных мелодий, поют слаженно, одновременно начиная и заканчивая исполнение произведения;

— выполняют движения с различными атрибутами (цветами, платочками, игрушками, лентами, зонтами, обручами) ;

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте главными показателями по всем формам деятельности являются желание детей музицировать, петь, танцевать, общаться с музыкой, радость и удовольствие, которое они получают от совместной исполнительской деятельности. Именно поэтому интегративность должна быть основным принципом организации музыкальных занятий с детьми данного возраста.

Читайте также:  Отсталое умственное развитие у ребенка

Дети 6-7 лет

Возраст 6-7 лет – это середина детства. Подвижные, энергичные дети активны во всех видах музыкально-художественной деятельности. Интегративный подход становится ведущим способом организации музыкального занятия.

В этот период у детейкачественно меняются психофизиологические возможности: голос становится звонким, движения – ещё более координированными, увеличивается объём памяти и внимания, совершенствуется речь. У детей возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к музыке, значительно расширяется музыкальный кругозор.

Новые качества позволяют реализовывать более сложные задачи музыкального развития детей. При этом детям свойственна эмоциональная неустойчивость и психологическая утомляемость, что необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций.

Использование интегративного подхода на музыкальных занятиях с детьми данного возраста позволяют достигнуть следующих результатов.Дети 6-7 лет:

— могут принимать участие в музицировании экспромтом, подстроиться к звучащей музыке, найти свой способ игры на инструменте;

— могут самостоятельно организовать музицирование пьес в двухчастной форме, распределить роли и партии инструментов;

— у детейсформированы вокально-хоровые навыки: дети поют естественным голосом, чётко артикулируя все слова, удерживают на дыхании фразу 6-8 секунд, чисто интонируют несложные мелодии в пределах «до» первой – «ре» («ми») второй октавы, поют слаженно и выразительно, передавая смысл исполняемых произведений;

— могут использовать шумовые и звуковысотные инструменты для озвучивания стихов и сказок, интерпретировать и варьировать исполнение;

способны согласовывать движения с метроритмом и формой музыкального произведения, исполнять более сложные по координации (ассиметричные, разнонаправленные) музыкально-ритмические движения. Педагогу необходимо использовать данную способность для включения двигательных движений в исполнение музыкального произведения, при инсценировке песенок;

В предшкольный период актуальность идеи целостного развития личности ребёнка средствами музыки возрастает, поскольку приоритетными становятся задачи достижения школьной зрелости, овладения им предпосылками учебной деятельности, успешной социализации ребёнка, формирования нравственно-коммуникативных навыков.

Источник

Младший возраст является периодом, когда закладываются первоначальные основы приобщения ребенка к различным видам деятельности. Правильно организовать и направить ее задача педагога.

Год жизни

Уже с первых дней жизни малыш получает разные музыкальные впечатления, которые базируются на зрительных и слуховых ощущениях. Психологи отмечают, что у детей рано появляется слуховая чувствительность, примерно на 10-12 день жизни возникают реакции на звуки. Это, прежде всего голос матери, звуки детских музыкальных игрушек. С первых месяцев жизни нормально развивающийся ребенок отвечает на характер музыки так называемым комплексом оживления, радуется или успокаивается.

На 2 месяце жизни ребенок прекращает двигаться и затихает, прислушиваясь к голосу. До 2 – 3 месяца, общаясь с ребенком, можно петь простейшие попевки спокойного, ласкового характера. Мелодическое звучание погремушки, колокольчика побуждает малыша прислушиваться.

В 4 — 5 месяцев отмечается склонность к дифференциации музыкальных звуков, ребенок начинает реагировать на источник, откуда раздаются звуки, прислушиваясь к интонациям певческого голоса.

В 5 – 7 месяцев дети слушают веселые и спокойные мелодии, который взрослый напевает или исполняет на музыкальных инструментах. Ребенок реагирует на музыку сосредоточенным вниманием, улыбкой, общим оживлением, находит взглядом источник звучания (видео 2).

В 9 – 10 месяцев дети продолжают эмоционально откликаться на веселые и спокойные мелодии. Высокое и низкое звучание игрушек, инструментов помогает развить слуховой опыт ребенка. Он находит источник звука, поворачиваясь к нему. Вокализации в ответ на пение взрослого являются показателем активного восприятия музыки. Появляются первые самостоятельные простейшие движения: ребенок делает движения руками, звенит погремушкой, хлопает в ладоши, слушая веселую музыку.

До 12 месяцев дети могут по-разному откликаться на музыку веселого и спокойного характера.

Т.о. появление эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуховых ощущений позволяют осуществлять музыкальное воспитание с самого раннего возраста. К концу первого года малыш, слушая пение взрослого, подстраивается к его интонациям гулением, лепетом.

Год жизни

Ребенок второго года жизни, имея небольшой опыт, заинтересованно относится к музыке, эмоционально на нее откликается, активно действует. Музыкальное развитие в этот период также связано с общим. Малыш начинает понимать речь взрослого и овладевает собственной речью. Он уже может стоять, осваивает ходьбу, следовательно, координацию движений, необходимую для формирования ритмичности.

В этом возрасте дети уже понимают, что звучание музыки связано с музыкальными инструментами. При восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение.

Слуховые ощущения более дифференцированы: ребенок различает высокие и низкие звуки, громкое и тихое звучание, тембровую окраску знакомых инструментов.

Рождаются первые сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребенок повторяет за ним концы музыкальных фраз.

Формирование музыкально-ритмических движений связано с развитием двигательной сферы. Ребенок овладевает одним из основных движений под музыку – ходьбой, а также некоторыми простейшими танцевальными движениями: хлопками, притопами, кружениями, полуприсядом (видео 5).

Год жизни

Первая младшая группа является переходной от раннего детства к дошкольному. Поэтому детям этой группы свойственны черты присущие тому и другому возрасту. Обогащаются двигательная и эмоциональная сферы, разнообразнее становятся эмоциональные переживания. Увеличивается объем внимания, формируется наглядно-действенное и образное мышление, воображение, развивается речь.

В сфере музыкального развития дети приобретают минимальный объем навыков, который, однако, позволяет им себя активно проявлять.

Восприятие музыки занимает по-прежнему ведущее место в музыкальном воспитании. Дети по-разному реагируют на музыку разного характера. На третьем году жизни ребенок начинает активнее подражать взрослому в пении. Это связано с формированием голосового аппарата и развитием речи. В этот период осваивается небольшой объем ритмических и двигательных навыков, дети учатся реагировать на начало и конец произведения.

Читайте также:  Программа развития ребенка раннего возраста

Год жизни

Во второй младшей группе дети уже имеют небольшой музыкальный опыт. Эмоциональная сфера ребенка обогащается новыми впечатлениями. Он начинает более осознанно относится к окружающему, пытается сравнивать, сопоставлять. Развивается связная речь, увеличивается словарный запас, появляется желание высказать свое суждение. Мышление становится наглядно-образным (было наглядно-действенное).

Дети способны различать регистры, тембровую окраску инструментов, тихое и громкое звучание, узнавать знакомые произведения.

В этом возрасте появляется певческое звучание, голоса звучат сильнее, активнее становится артикуляция, начинается формирование вокально-хоровых навыков.

В процессе освоения музыкально-ритмических движений появляется новая задача – воспитание согласованности движений и музыки, развитие ритмичности.

В этом возрасте отмечается обогащение музыкальными впечатлениями, развитие желания слушать музыку. В этом возрасте дети могут самостоятельно спеть маленькую песенку.

Год жизни

Пятый год жизни во многом определяет последующее развитие ребенка. Это период «вопросов»; ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Возрастает интерес к музыкальной деятельности на занятиях: ребенок понимает, чем надо заниматься, какие требования выполнять.

В этом возрасте у детей постепенно складываются определенные отношения, возникают симпатии, привязанности к сверстникам. Это наблюдается в музыкальных играх, танцах, при распределении ролей. Наличие некоторого музыкального опыта позволяет детям достаточно активно представлять себя в активной практической деятельности. Певческий голос приобретает звонкость и подвижность, певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют поддержки взрослого. Налаживается вокально-слуховая координация. Дети используют в танцах и играх основные движения – ходьбу, бег, прыжки. Появляется индивидуальность исполнения т.е. не стремятся подражать друг другу. В зависимости от индивидуальных склонностей и способностей появляются любимые виды деятельности.

Годы жизни

Это период подготовки к школе. Ребенок психологически готов к предстоящему в его жизни событию – поступлению в школу. Меняется отношение к занятиям, появляется стремление к хорошему исполнению, активизируется интерес к новым музыкальным произведениям, формируется умение оценить прослушанное исполнение или произведение. Исполнение песен, танцев, игр становится достаточно выразительным. На общем фоне у детей проявляются черты индивидуальности.

Голосовой аппарат к этому периоду достаточно окреп. В голосе появляется напевность и звонкость. В хоровом исполнении появляется слитность звучания.

Движения в этом возрасте более устойчивы, дети хорошо ориентируются в пространстве, в различном темпе, беге. Музыкальный репертуар исполняется детьми самостоятельно, без помощи педагогов.

Источник

Возрастные уровни  музыкального развития детей

Знание возрастных особенностей детей даёт возможность находить более эффективные способы управления психическими процессами ребёнка, в том числе и музыкальным развитием.

     В дошкольном детстве (3-7 лет) ребёнок проявляет большое стрем­ление к самостоятельности, к разнообразным действиям, в том числе и к музыкальной деятельности (если для этого созданы необходимые педагогические условия). У детей появляются музы­кальные интересы, иногда к какому-то из видов музыкальной деятельности или даже к отдельному музыкальному произведению. В это время происходит становление всех основных видов музыкальной деятельности: восприятие музыки, пение, движение, а в старших группах — игра на детских музыкальных инструмен­тах, музыкальное творчество. В дошкольном периоде дети раз­личных возрастов значительно отличаются по своему развитию.

      Дети 3-4 лет   находятся в переходном периоде — от раннего к дошкольному. Еще сохраняются 

черты, характерные предыдущему возрасту. Но уже происходит переход от ситуатив­ной речи ксвязной, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, укрепляется организм, улучшаются функции мышечно-двигательного аппарата. У детей появляется желание заниматься музыкой и активно действовать. Они овладевают простейшими навыками пения и к четырем годам могут спеть маленькую песню самостоятельно или с помощью взрослого. Умение выполнять несложные движения под музыку дает ребенку возможность более самостоятельно двигаться в музыкальных играх, плясках.

      Дети 4-5 лет проявляют уже большую самостоятельность и активную любознательность. Это период вопросов. Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями, событиями, делатьпростейшие обобщения, в том числе и по отношению к музыке. Он понимает, что колыбельную надо петь тихо, не спеша. Ребенок этого возраста наблюдателен, он уже способен опреде­лить, какая исполняется музыка: веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; на каком инструменте играют (рояль, скрипка, баян). Ему понятны требования, как надо спеть песню, как двигаться в пляске.

       Голосовой аппарат ребенка укрепляется, поэтому голос при­обретает некоторую звонкость, подвижность. Певческий диапазон примерно в пределах ре-си первой октавы. Налаживается вокально-слуховая координация.

        Значительно укрепляется двигательный аппарат. Освоение основных видов движений (ходьба, бег, прыжки) в процессе занятий физкультурой дает возможность шире их использовать в музыкально-ритмических играх, танцах. Дети способны запомнить последовательность движений, прислушиваясь к музыке. В этом возрасте более отчетливо выявляются интересы к разным видам музыкальной деятельности.

        Дети  5-6  лет  на   фоне   их  общего   развития  достигают новых   по   качеству   результатов.   Они   способны   выделять   и сравнивать признаки отдельных явлений, в том числе и музы­кальных, устанавливать между  ними связи.  Восприятие  носит более целенаправленный характер: отчетливее проявляются ин­тересы, способность даже мотивировать свои музыкальные пред­почтения, свою оценку произведений.  В   этом   возрасте ребята не только предпочитают тот или иной вид музыкальной деятельности,   но   и   избирательно   относятся   к   различным   ее сторонам. Например, они больше любят танцевать, чем водить хороводы, у них появляются любимые песни, игры, хороводы, пляски. Могут объяснить, как исполняется (например, лиричес­кая) песня: «Нужно спеть красиво, протяжно, ласково, нежно». На основе опыта слушания музыки дети способны к некоторым обобщениям несложных музыкальных явлений. Так, о музыкальном вступлении ребенок говорит: «Это играется вначале, когда мы еще не начали петь».

Читайте также:  Ребенку 1 год питание развитие игры

         Значительно укрепляются голосовые связки ребенка, налажи­вается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения. Большинство детей способны различить высокий и низкий звук в интервалах квинты, кварты, терции. У некоторых детей пяти лет голос приобретает звонкое, высокое звучание, появляется более определенный тембр. Диапазон голосов звучит лучше в пределах ре-си первой октавы, хотя у некоторых детей звучат и более высокие звуки — до, ре —  второй октавы.

         Дети 5-6 лет проявляют в движении ловкость, быстроту, умение двигаться в пространстве, ориентироваться в коллективе. Ребята больше обращают внимание на звучание музыки, лучше согласовывают движения с ее характером, формой, динамикой. Благодаря возросшим возможностям дети лучше усваивают все виды музыкальной деятельности: слушание музы­ки, пение, ритмические движения. Постепенно они овладевают и навыками игры на инструментах. Усваивают простейшие сведения по музыкальной грамоте. Все это база для разно­стороннего музыкального развития детей.

         Дети 6-7 лет воспитываются в подготовительной к школе группе. Само название группы как бы определяет социальное назначение ее. Развиваются умственные способности детей, обогащается их музыкальное мышление. Вот некоторые ответы ребят 6—7 лет на вопрос о том, почему им нравится музыка: «Когда музыка играет, нам весело» (чувствуют эмоциональную природу музыки); «Музыка рассказывает что-то»; «Она подсказы­вает, как танцевать» (отмечают ее жизненно-практическую функ­цию); «Люблю музыку, когда ласково звучит», «Люблю вальс -плавная музыка» (чувствуют и оценивают характер музыки).

          Дети способны отметить не только общий характер музыки, но и ее настроение (веселая, грустная, ласковая и т. д.). Они уже относят произведения к определенному жанру: бодро, четко, грозно, радостно (о марше); ласково, тихо, немного грустно (о колыбельной).

         Разумеется, и здесь ярко выступают индивидуальные особен­ности. Если одни дети (в том числе и шестилетние) дают лишь краткие ответы (типа «громко-тихо», «весело-грустно»), то другие чувствуют, понимают более существенные признаки музыкаль­ного искусства: музыка может выражать разнообразные чувства, переживание человека. Следовательно, индивидуальные прояв­ления часто «обгоняют» возрастные возможности.

          Отчетливо проявляются различия в уровне музыкального развития тех детей, которые усваивали программу музыкального воспитания в детском саду, и тех, кто не имел такой подготовки (некоторые приходят в подготовительную группу из семьи).

         Голосовой аппарат у ребенка 6-7 лет укрепляется, однако певческое   звукообразование   происходит   за   счет   натяжения краев связок, поэтому охрана  певческого голоса должна быть наиболее активной. Надо следить, чтобы дети пели без напряжения, негромко, а диапазон должен постепенно расширяться (ре   первой   октавы—до   второй).   Этот   диапазон    наиболее удобен  для   многих  детей,   но   могут  быть   и индивидуальные особенности.   В   певческом  диапазоне  детей  данного   возраста отклонения   значительны.   В   голосах   проявляется   напевность,  звонкость,   хотя  сохраняется  специфически  детское,   несколько открытое звучание. В целом хор детей 6-7 лет звучит недоста­точно устойчиво и стройно.

           Физическое развитие совершенствуется в различных направ­лениях и прежде всего выражается в овладении основными вида­ми движений, в их координированности. Возникает еще большая возможность использовать движение как средство и способ раз­вития музыкального восприятия. Пользуясь движением, ребенок в состоянии творчески проявить себя, быстрее ориентироваться в поисковой деятельности. Исполнение песен, плясок, игр подчас становится достаточно выразительным и свидетельствует о попыт­ках передать свое отношение к музыке.

Помимо пения, слушания музыки, музыкально-ритмических движений, большое внимание уделяется игре на детских музы­кальных инструментах. Дети овладевают простейшими приемами игры на ударных (барабан, бубны, треугольники и др.); они запоминают их устройство, по тембру раз­личают звучания.

        Короткий обзор возрастных особенностей музыкального раз­вития детей можно закончить подчеркнув их характерные черты.

          Во-первых, уровень музыкального развития находится в за­висимости от общего развития ребенка, от формирования его организма на каждом возрастном этапе. При этом и выявить связи между уровнем эстетического отношения детей к музыке (к музыкальной деятельности) и уровнем развития музыкальных способностей.

            Во-вторых, уровень музыкального развития детей разных возрастов зависит от активного обучения музыкальной деятель­ности в соответствии с содержанием программы. (Однако музы­кальная информация, получаемая ребенком дома, шире наме­ченного в программе.)

           Не все дети одного возраста одинаковы по уровню музы­кального развития. Существуют значительные отклонения в силу их индивидуальных особенностей. Если сопоставить общую структуру музыкальности с проявлениями музыкальности у отдельных детей, то увидим, что одни из них музыкальны по всем показателям, другие же отличаются своеобразным сочетанием отдельных музыкальных способностей Так, при очень качественном музыкальном восприятии некоторые дети слабее проявляют себя в пении, в танцах или хорошее развитие музыкального слуха не всегда сопровождается склон­ностью к творчеству. Следовательно, необходимо учитывать как возрастные, так и индивидуальные особенности детей.

                                                       

Источник