Развитие индивидуальных особенностей ребенка в доу

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида
№16 «Медвежонок»

            Консультация для педагогов

Индивидуальные особенности развития ребенка

Выполнила: Евланова З.И., старший воспитатель

Возрастные и индивидуальные особенности ребенка

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать вперед в воздействии на физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, без учета его возрастных возможностей.

Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей учитывать в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Л.А. Коменский, Д.Ж. Локк, Ж.Ж. Руссо, а позже К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и другие. Более того, некоторые из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, то есть учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими по-разному. Коменский, например, в понятие природосообразности вкладывал мысль об учете в процессе воспитания тех закономерностей развития ребенка, которые присущи природе человека, а именно: врожденного человеку стремления к знанию, к труду, способности к многостороннему развитию и т.д. Ж.Ж. Руссо, а затем Л.Н. Толстой трактовали этот вопрос иначе. Они исходили из того, что ребенок от природы является существом совершенным и что воспитание не должно нарушать это природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей. Однако все они сходились в одном, что нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них подхода в процессе воспитания.

Индивидуальный подход в воспитании ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей.

Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека. Физическое воспитание тесно связано с совершенствованием органов чувств, зрения, слуха, что в свою очередь оказывает глубокое влияние на умственное развитие и формирование характера человека.

Физическое воспитание тесно связано с трудовым и нравственным воспитанием ребенка. Активность в трудовой деятельности во многом зависти от состояния его здоровья, и наоборот. Игры также содействуют развитию и укреплению таких его нравственных качеств, как воля, дисциплинированность, организованность и т.д. Нельзя не отменить также связи физического воспитания с эстетическим. Все, что является здоровым в широком смысле слова, является и прекрасным. Красивое тело, ловкие движения, правильная осанка, походка — все это признаки здоровья и следствие правильного физического воспитания.

Осуществление индивидуального подхода к детям во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему.

Первым звеном этой системы является изучение особенностей каждого ребенка и индивидуальный подход в физическом воспитании.

Знание физического состояния и развития детей имеет очень большое значение при проведении процедур закаливания, которые должны осуществляться систематически, на строго индивидуальной основе.

В процессе правильного физического воспитания при условии индивидуального подхода к каждому ребенку у всех детей пробуждается интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, к прогулкам на свежем воздухе, занятиям физкультурой.

Решая задачи физического воспитания дошкольников, воспитатель должен осуществлять повседневный контроль, своевременно применять профилактические игры, соблюдать необходимые гигиенические требования при организации жизни детей и проведения занятий.

Особенности организма дошкольника требуют внимательного отношения к его физическому развитию. Ребенок растет — прорезываются все молочные зубы и происходит первое «округление», т.е. увеличение массы тела опережает рост тела в длину. Быстро прогрессирует психическое развитие ребенка, речь, память. Ребенок начинает ориентироваться в пространстве. В течении первых лет жизни быстро растут и развиваются опорно-двигательный аппарат, пищеварительная и дыхательная системы. В течении 2-3-го годов жизни рост в длину преобладает над увеличением массы тела. В конце периода начинается прорезывание постоянных зубов. В связи с быстрым развитием мозга быстро развиваются умственные способности.

Таким образом, физическое воспитание обеспечивает охрану и укрепление здоровья, развития двигательных умений, культурно-гигиенических навыков, закаливание организма, любовь к чистоте, опрятности, приучает ребенка к режиму, повышает работоспособность, снижает утомленность.

Дошкольный возраст — это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность.

Читайте также:  Развития ребенка в животе смотреть

Умственное воспитание формирует систему представлений об окружающем мире, интеллектуальные умения и навыки, развивает интерес и способности.

В нравственном воспитании у ребенка формируются моральные нормы, свой опыт поведения, отношение к людям. Интенсивно формируются нравственные чувства. Нравственное воспитание оказывает существенное влияние на формирование воли и характера ребенка.

Трудовое воспитание знакомит детей с трудом взрослых, с профессиями. Детей обучают доступным трудовым умениям и навыкам, воспитывают в них любовь и интерес к труду. Трудовая деятельность дошкольника формирует у него упорство, настойчивость, сообразительность.

Важнейшей составной частью развития дошкольника является эстетическое воспитание. Свойственный дошкольнику этап чувственного познания окружающего мира способствует формированию эстетических представлений о мире, природе людях. Эстетическое воспитание способствует развитию творческих способностей детей, формирует эстетический вкус и потребности.

Игра является важнейшей деятельностью дошкольника, т.к. игра — лучшее средство удовлетворения его интересов и потребностей, реализация его замыслов и желаний. В своей игре ребенок как бы отражает то, что будет в его жизни, когда он станет взрослым. Содержание игр формирует добрые чувства, смелость, решительность, уверенность в себе.

К концу дошкольного периода ребенок владеет необходимыми качествами и свойствами личности для того, чтобы приступить к систематическому овладению общественно-историческим опытом человека. Для этого необходима специальная учебная деятельность.

Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условий в жизни (связь биологического и социального) существенно отличается друг от друга. Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе воспитания и обучения.

В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношении с другими людьми. Ведущей деятельностью становиться учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.

Таким образом, развитие и формирование человека проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и закономерностями. Педагог успешно выполняет задачи воспитания, образования, обучения, если его деятельность основана на глубоком понимании возрастных этапов развития человека; на видении его внутреннего мира.

Критериями возрастного развития являются анатомические, физиологические, психологические, педагогические и физические показатели состояния организма.

Педагогический критерий возрастного развития характеризуют возможности воспитания и образования, обучения в разные периоды жизни ребенка.

Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного времени и систематических наблюдений. С этой целью педагогу необходимо вести дневник, записывая в нем особенности поведения воспитанников, делая периодически краткие обобщения результатов наблюдения.

Индивидуальные особенности ребенка также связаны с типом его нервной деятельности, являющимся наследственным.

И.П. Павлов в своем учении о высшей нервной деятельности выявил основные свойства нервных процессов:

Силу возбуждения и неуравновешенность;

Уравновешенность и неуравновешенность этих процессов;

Их подвижность.

На основе изучения протекания этих процессов он определил 4 типа высшей нервной деятельности:

Сильный, неуравновешенный, характеризующийся сильным возбуждением и менее сильным торможением, соответствует холерическому темпераменту. Для ребенка холерического темперамента характерным является повышенная возбудимость, активность, отвлекаемость. За все дела он принимается с увлечением. Не соизмеряя свои силы, он часто теряет интерес к начатому делу, не доводит его до конца. Это может привести к легкомыслию, неуживчивости. Поэтому у такого ребенка необходимо укреплять процессы торможения, а выходящую из пределов активность переключать на полезную и посильную деятельность.

Нужно контролировать выполнение заданий, требовать доводить начатое дело до конца. На занятиях нужно направлять таких детей на осмысление материала, ставить перед ними более сложные задания, умело опираться на их интересы.

Сильный уравновешенный (процесс возбуждения уравновешивается процессом торможения), подвижный, соответствует сангвиническому темпераменту. Дети сангвинического темперамента деятельны, общительны, легко приспосабливаются к изменениям условий. Особенности детей этого типа высшей нервной деятельности отчетливо проявляются при поступлении в детский сад: они жизнерадостны, сразу же находят себе товарищей, вникают во все стороны жизни группы, с большим интересом и активно участвуют в занятиях, в играх.

Сильный, уравновешенный, инертный, (соответствует флегматическому темпераменту). Дети — флегматики спокойны, терпеливы, прочное дело доводят до конца, ровно относятся к окружающим. Недостатком флегматика является его инертность, его малоподвижность, он не может сразу сосредоточиться, направить внимание. В целом такие дети не причиняют хлопот.

Читайте также:  Диагностика психического развития ребенка от года до трех лет

Конечно, такие черты, как сдержанность, рассудительность, являются положительными, но их можно спутать с равнодушием, апатией, безынициативностью, ленью. Нужно очень внимательно изучать эти особенности ребенка в различных ситуациях, в различных видах деятельности, не проявлять поспешности в своих выводах, проверять и сопоставлять результаты своих наблюдений с наблюдениями коллег и членами семьи ребенка.

Слабый, характеризующийся слабостью как возбуждения, так и торможения при повышенной тормозимости или малой подвижности, (соответствует меланхолическому темпераменту). Дети меланхолического темперамента необщительны, замкнуты, очень впечатлительны и обидчивы. При поступлении в детский сад, школу долго не могут привыкнуть к новой обстановки, коллективу детей тоскуют, грустят. В некоторых случаях переживания отзываются даже на физическом состоянии ребенка: он теряет вес, у него нарушается аппетит и сон. Не только педагоги, но и медицинский персонал и семья должны уделять таким детям особое внимание, заботиться о создании условий, вызывающих у них возможно больше положительных эмоций.

Свойство нервной системы каждого человека не укладываются в какой-то один «чистый» тип высшей нервной деятельности. Как правило, индивидуальная психика отражает смешение типов или проявляется как промежуточный тип (например, между сангвиником и флегматиком, между меланхоликом и флегматиком, между холериком и меланхоликом).

При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии. Что же касается индивидуальных различий и особенностей воспитания отдельных детей, то здесь ему приходиться полагаться лишь на этот материал, который он получает в процессе личного изучения воспитанников.

Литература:

1. Чиркова Т. Учет индивидуально – психологических особенностей детей. М., 1986.

Источник

Таганова Наталья
Консультация «Учет индивидуальных особенностей детей в планировании образовательного процесса»

ФГОС ДО предполагает ориентиры, по которым можно проектировать индивидуализацию образовательного процесса. В психолого- педагогических условиях ФГОС ДО определены линии индивидуализации, обеспечивающие «уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формированию и поддержке их позитивной самоценности, уверенности в собственных возможностях и способностях».

Понимание термина индивидуализация не должно сводится к термину «индивидуальная работа». Данные понятия тесно связаны, но не идентичны. В современных источниках термин «индивидуализация образования» трактуется как создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей детей; совместная деятельность воспитателя и ребенка на всех этапах образовательного процесса, при котором учитываются индивидуальные особенности детей, уровень их возможностей.

Индивидуализация предполагает не только учет проблем и трудностей ребенка, но и особые достижения и успехи.

Основанием для содержания индивидуализации и реализации индивидуально-дифференцированного подхода могут стать разные аспекты:

Основание для проектирования индивидуально- ориентированного подхода Проявления

Темпы освоения содержания

Группа детей с проблемами развития

Группа детей с опережающим развитием Различия в уровнях усвоения, темпе освоения

Пол ребенка

Мальчики, девочки Различия в темпе работы, предпочтениях

Полушарная асимметрия

Левши, правши, смешанный тип Левши (правополушарные) более интуитивное, целостное восприятие, эмоционально- образное мышление, пространственное мышление

Правши (левополушарные): аналитичное рациональное, знаковое мышление

Тип темперамента

Сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики Скоростные характеристики понимания и усвоения материала, особенности эмоционального проявления процессе деятельности, оценке результата и пр.)

Состояние здоровья

Норма

ЧБД

Дети с хроническими заболеваниями Группа здоровья, родовые травмы, заболевания, предрасположенность к заболеваниям

Данные социометрии

Звезды

Предпочитаемые

отверженные Группы детей, особенности самооценки, особенности контактов со сверстниками и взрослыми

Особенности восприятия информации

Аудиалы — восприятие звука

Восприятие звука аудиалом — первично. К этому типу относятся те, кто лучше всего воспринимает информацию на слух. Такие люди плохо запоминают лица, предметы, но очень легко — звуки, голоса людей. Для аудиала достаточно услышать звук, и он надолго запомнит его. Очень часто аудиалы характеризуются яркой, эмоциональной речью, их разговор «живой», в их речи много звуков в виде восклицаний и даже криков, часто встречаются такие слова, как «тихий», «звучать», «громкий», «кричать», «послушай» и т. д. Аудиалы любят слушать музыку, напевать что-нибудь вслух. При разговоре с собеседником они стараются находиться ближе к оппоненту, чтобы лучше услышать интонацию.

Визуалы: восприятие зрения

Для визуала восприятие зрения является первостепенным. Эти люди лучше всего воспринимают информацию, полученную с помощью зрения, т. е. визуально. Их восприятие мира опирается на зрительные образы. Зрительная память у визуалов развита очень хорошо. При разговоре они стараются держать дистанцию с собеседником, чтобы иметь возможность разглядеть его внешний вид, черты лица, одежду. В своих речевых оборотах визуалы очень часто используют слова «взгляни», «яркий», «отчетливо», «видеть», «посмотри», «я вижу». Будучи в помещении, где много людей, визуал старается выбрать такое место, с которого он смог бы видеть как можно больше. Ему очень важно, как выглядит он сам и окружающие его люди.

Читайте также:  Предметно манипулятивная игра и развитие ребенка раннего возраста

Кинестетики — основное получение информации происходит через ощущения. Для них важны прикосновения, телесные ощущения, движения. Мышечная память у кинестетиков очень хорошо развита. Это помогает им запоминать разные двигательные действия, что необходимо, например, при обучении плаванию, катанию на велосипеде. При общении кинестетик подходит ближе, для того чтобы у него была возможность прикоснуться к собеседнику. Кинестетику важно иметь вокруг себя много свободного пространства Особенности сенсорного канала информации, предпочтение в тематике, более легкое освоение содержания при использовании комплементарного (взаимодополняющего) канала его получения

Интересы, склонности детей

Хобби, увлечения познавательного, эстетического, игрового характера Группы детей по интересам

Так же стандарт предполагает «предоставление возможностей выбора материалов, видов активности и общения». С целью оптимизации социальных контактов ребенка со взрослыми и сверстниками целесообразно использовать ситуации позитивного общения, формирование и развитие групповых традиций (пр.: застенчивому ребенку предлагается ведущая роль в игре или спектакле; традиция групповых выставок, на которые ребенок сам выбирает поделки; в старшем дошкольном возрасте составление визиток- плакатов о себе; игры по типу «Минута славы» и пр.)

С целью преодоления ребенком трудностей в освоении образовательногосодержания важно использовать ситуации практикования: увеличенное число или разная степень сложности игр, заданий, поручений.

С целью поддержки детских интересов, способностей и творчества создаются условия для культурных практик в разных видах деятельности (коллекционирование, рукоделье и пр.) в разных центрах социальной активности.

Методическая линия в планировании отражает формы включения индивидуальной и дифференцированной работы в календарном планировании.

Для эффективности работы в ряде случаев возможно построение индивидуальной образовательной траектории (ИОТ, которая предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент, а также разработанный способ его реализации (технологии реализации образовательного процесса).

Индивидуальный образовательный маршрут определяется как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа и основывается на образовательных потребностях воспитанника.

ИОТ разрабатываются для детей с особыми образовательными потребностями:

-испытывающих затруднения в освоении содержания основной образовательной программы

— с ОВЗ, инвалидов

-проявляющих склонность к определенному виду деятельности

-проживающих в особой социальной ситуации (семьи эмигрантов, проблемные семьи, принадлежащих к разным религиозным обществам)

Однако, если планирование индивидуальной работы является обязательным, то формирование ИОТ является рекомендованной. Ее форма может быть разной в зависимости от решаемых задач.

Алгоритм разработки ИОТ:

1. Коллегиальное определение детей с особыми образовательными потребностями (на основании данных мониторинга).

2. В ходе обсуждения мониторинга определяются проблемные области в развитии ребенка, определяются области успеха на которые можно опереться в дальнейшей работе. Результаты заносятся в «Индивидуальную карту развития ребенка»,которая состоит из разделов:

-диагностический паспорт

-индивидуального образовательного маршрута

В разработке и реализации ИОТ обязательное участие принимают родители. Они сообщают педагогам динамику развития ребенка.

«Диагностический паспорт»

Проблемные зоны развития Достижения и успехи Данные для дополнительного диагностического уточнения Итоговые данные

Выводы: направления и задачи педагогического взаимодействия с ребенком

«Индивидуальный образовательный маршрут»

Задачи Содержание работы специалиста Условия сопровождения ребенка в деятельности Коррекция ИОТ, итоги реализации

Могут быть организованы по ОО, проблемам развития Система форм организации взаимодействия с ребенком (конкретные игры, упражнения с дальнейшим усложнением) Наиболее эффективные и результативные методы и приемы взаимодействия с конкретным ребенком Фиксируется успешность реализации поставленных задач, вносится необходимая коррекция.

Методические рекомендации, на которые необходимо опираться реализуя принцип индивидуализации и дифференциации при планировании образовательного процесса:

-признание и уважение права ребенка быть уникальным (единственным, не таким как все)

-гармоничное включения каждого ребенка по мере его опыта, способностей, интересов в общее дело

-проектирование индивидуализации на различных уровнях, с ориентировкой не только на трудности ребенка, но и на его достижения

-учет разных оснований для проектирования индивидуально- дифференцированного подхода

-учет своеобразия индивидуальных проявлений детей

-гибкость и постоянство в процессе осуществления индивидуализации

-единство взглядов на проблему

Литература:

1. «Планирование образовательного процессадошкольной организации: современные подходы и технология» А. М. Вербенец, О. Н. Сомкова, О. В. Солнцева

2. Голубева Э. А. Способности. Личность. Индивидуальность. — Дубна, 2005.

3. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.

4. Макаров С. П. Технология индивидуального обучения // Педагогический вестник. № 4, с. 18-19, 1994.Мир детства: Младший школьник. М., 1981

5. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М., 2001.

6. Чиркова Т. Учет индивидуально – психологических особенностей детей. М., 1986.

Источник