Возрастные нормативы психомоторного развития ребенка

Возрастные нормативы психомоторного развития ребенка thumbnail

ПЕРВЫЙ год жизни

..От одноrо до трех месяцев

С е н с о р н ы е р е а к ц и и. На первом месяuе жизни у детей

формируется первоначальное слуховое и зрительное сосредоточение.

Ребенок поворачивает rолову в ответ на сильные звуковые и зритель.

ные раздражения. На втором месяце хорошо фиксирует взор на He.

подвижном предмете. К трем месяцам фиксирует взор на движу.

щемся в rоризонтальной плоскости предмете. Поворачивает rолову и

rлаза к источнику звука. В этот период развивается зрительно-

моторная координаuия. Ребенок следит за иrрой собственных рук.

Хорошо различает сладкое, [орькое и нейтральное. Появляются диф.

[ВО

ференцированные реакции на различные болевые раздражители. Воз.

никает восприятие контура (лицо матери).

Д в и r а т е л ь н ы е Ф у н к Ц и и. Постепенно уменьшается xa.

рактерная для детей первоrо месяuа жизни сrибательная мышечная

rипертония. Нарастает объем движений, увеличивается тонус мышц.

разrибателей. Ребенок все чаще разrибает руки, отводит их в

стороны, поднимает до rоризонтальноrо уровня и выше. Удерживает

вложенную в руку иrрушку, тянет ее в рот.

Яркая иrрушка вызывает у ребенка зрительное сосредоточение.

Ребенок протяrивает к ней руки, задевает ее, толкает, но еще

не захватывает. Таким образом, появляется компонент будущеrо

акта хватания . движение руки к объекту и зрительно.моторная

координаuия. В положении на спине ребенок crибает rо.лову и тянется

вперед. В первые полтора.два месяца у ребенка выражены реф.

лексы опоры и автоматической ходьбы, которые затем исчезают,

развиваются физиолоrические астазия и абазия. т. е. невозможность

ходить и стоять.

Ре ч ь. Ребенок начинает rулить. Произносит единичные rласные

звуки. В момент rуления общие движения притормаживаются.

П с и х и к а. Появляются положительные эмоuиональные peaK.

ции. Ребенок начинает улыбаться и смеяться во время общения со

взрослыми,

..От трех ДО шести месяцев

С е н с о р н ы е р е а к Ц и и. Ребенок длительно удерживает

предмет в поле зрения. Прослеживает взrлядом за движущимся

в разных направлениях предметом. К концу этоrо периода хорошо

определяет направление звука в пространстве. Развивается зри.

тельная и слуховая дифференuировка. Различает близких и незна.

комых людей. Хорошо дифференцирует некоторые rолосовые инто.

нации. Совершенствуется зрительно.моторная координация и появ.

ляется первоначальное манипулирование предметами. Быстро и

точно захватывает видимую иrрушку. Появляется более тонкая

вкусовая дифференuировка (отличает слеrка подслащенную воду

от простой). Локализует тактильный раздражитель (поворачивает

rолову в сторону прикосновения).

Д в и r а т е л ь н ы е Ф у н к Ц и и. Нормализуется мышечный

тонус. Развиваются активные движения рук. Повертывается со

спины на бок. К концу этоrо периода повертывается на живот.

Хорошо держит rолову. Сидит с поддержкой.

В три месяuа в положении на животе опирается на предплечье

и поднимает верхнюю часть туловища. В вертикальном положении

выпрямляет туловище, иноrда опираетсн на пальцы стоп. В четыре

месяца начинает ощупывать пеленку, подолrу удерживает руки

у края одеяла и перебирает ero пальчиками. Иначе rоворя.

происходит становление механизма ощупывания. На третьем месяце

появляется реакция рассматривания рук. Эта реакция удерживает.

ся в течение четырех.пяти месяцев, а затем исчезает. В четыре

181

месяца yracaeT реакция непроизвольноrо захватывания. Постепенно

развивается произвольное захватывание. Вначале при захватывании

производится MHoro лишних движений: двиrаются руки, ноrи, OTKpЫ.

вается рот. В дальнейшем реакция захватывания совершенствуется.

В пять.шесть месяцев она леrко возникает, коrда предмет оказы.

вается на расстоянии вытянутых рук (и ближе). Позднее ребенок

начинает захватывать предмет одной рукой, при этом противопостав.

ляет большой палеи остальным. Совершенствуется и закрепляется

зрительно.моторная координация. В развитии движений рук пре.

обладающее значение начинает приобретать зрительный анализатор.

В возрасте шести месяиев .lIежащий на спине ребенок быстро и

точно протяrивает руки к попавшей в поле зрения иrрушке.

Р е ч ь. rуление становится активным и протяжным. Появляет.

ся лепет, повторение раз воспроизведенных (ребенком) звуков.

Ребенок варьирует тон rолоса. Появляется звук [м]. Увеличивается

число произносимых r.lIасных звуков.

П с и х и к а. Интенсивно развивается комплекс оживления. В че.

тыре.пять месяцев во время общения со взрослыми почти OДHOB.

ременно начинает улыбаться, оживленно двиrаться и издавать зву.

ки. Мощным стимулом психическоrо развития является развитие

зрите.IIЬНО.МОТОРНОЙ координации.

Э м о ц и о н а л ь н ы е р е а к и и и приобретают дифференци.

рованный характер. Появляется избирательная улыбка, развивается

общение с помощью жестов. Иrры становятся более длительными

и постоянными (ребенок манипулирует иrрушками, ищет упавшую

иrрушку и т. д.).

..От шести до девяти месяцев

..С е н с о р н ы е р е а к Ц и и. Зрите.IIьные и звуковые реакиии

Читайте также:  Суть онтогенетического развития ребенка геккеля

имеют дифференцированный характер. Ребенок узнает лииа и rолоса

знакомых. Более четко локализует слуховые и тактильные раздра-

жители.

Д в и r а т е л ь н ы е Ф у н к Ц и и. Появляетсн реакиия paBHO.

весия. Развивается способность полностью выпрямлять туловище.

Ребенок повертывается со спины на живот и с живота на спину.

Движения рук контролируются зрением.

В положении на животе хорошо опирается на вытянутые ру-

ки и ПО.IIНОстью разrибает бедра и rолени. Характерно развитие

функи ии сидения. В положении на спине приподнимает и пово-

рачивает rолову в стороны. Садится из положения лежа на боку. При

этом опирается на руку. Вначале сидит неустойчиво. По мере

развития реакции равновесия начинает сидеть все более устойчиво. С

семи месяцев начинает сидеть прямо с соrнутыми в бедрах ноrами.

Садится тем раньше, чем быстрее овладевает умением повертываться

со спины на живот.

Умение повертываться со спины на живот, опираться на пред-

плечье, удерживать rолову в нужном положении, смотреть вперед .

предпосылки для выполнения ползающих движений. Вначале в пол.

..182

зании принимают участие только руки. С их помощью ребенок ПОk

тяrивается вперед. Ноrи остаются вытянутыми и в движении учас.

тия не принимают. Ползание на животе появляется в возрасте

семи.восьми месяцев. Позднее возникает ползание на четвереньках.

Более выраженной становится реакuия стояния. Предваритель.

но возникает реакция опоры на ноrи. В восемь месяцев стоит

при поддержке за обе руки на выпрямленных Horax. В семь.девять

месяцев уже может стоять у барьера. Совершенствуются движе.

ния кисти и пальцев. Ребенок овладевает умением разжимать кисть

и класть предмет. Кроме Toro, GH оказывается в состоянии захва.

тывать двумя пальцами мелкие предметы.

Р е ч ь. В это время происходит активное развитие лепета.

Ребенок начинает ясно произносить звуки ба, ма, да и др. В лепете

появдяются интонации удовольствия и неудовольствия. Начинает

повторять произносимые окружающими звуки, при этом копирует их

интонаuию. Лепет и жесты становятся средством общения. Ha.

чинает понимать жесты окружающих.

.П с и х и к а. Развиваются подражание и начальное ситуаuионное

восприятие обращенной речи (подражание жестам, взмахивание py.

кой, качание rоловой). Находит rлазами называемых членов семьи.

Требует к себе внимания. Отчетливо реаrирует на чужих людей.

Развивается активное манипулирование предметами.

..От девяти до двенадцати месяцев

..С е н с о р н ы е р е а к u и и. У ребенка развито бинокулярное

зрение. Различает пищу по внешнему виду. Начинает распознавать

все большее число предметов и rеометрических фиrур. Различает

отдельные шумы, звуки, интонацию, слушает музыку, тиканье часов,

начинает понимать обращенную речь. Хорошо дифференцирует лица.

Отрицательно реаrирует на неприятные запахи. Проявляет неприязнь

к тому или иному виду пищи.

Д в и r а т е л ь н ы е Ф у н к u и и. В этом возрастном периоде

происходит совершенствование ползания на четвереньках. При пол.

зании туловище удерживается в rоризонтальном положении, rолова

поднята высоко. Из TaKoro положения ребенок стремится достать тот

или иной предмет. К кониу первоrо [ода жизни ребенок овладевает

умением самостоятельно принимать вертикальную позу. Он повора.

чивается на живот, опираясь на руку, садится и, наконеи. сильно

оттолкнувшись руками от пола, встает.

Постепенно начинает ходить без посторонней поддержки. Вна-

чале широко расставляет ноrи. От первых попыток ходить без под.

держки до хорошей ходьбы проходит один.два месяuа.

р е ч ь. Повторяет произносимые окружающими слоrи, копирует

их интонацию, воспроизводит мелодическую схему знакомых фраз.

Воспроизводит различные тона. rолосом выражает свои потребности

и эмоuии (удовольствие или неудовольствие). Отвечает действиями

на словесные просьбы. rоворит Ma.Ma, дa.дa, 6а.ба. Произносит

пять.шесть лепетных слов.

Источник

Каждый родитель внимательно следит за тем, как развивается его малыш месяц за месяцем. Это не только повод похвастаться перед досужими соседями, но и желание понимать, что у ребенка нет серьезных отклонений: он вовремя приобретает двигательные, речевые, игровые и другие навыки. Речь идет о психомоторном развитии ребенка. Вовремя обнаружив некоторые признаки отставания в нем, можно успеть многое компенсировать к старшему возрасту.

Что такое психомоторное развитие?

Это понятие весьма сложное. Оно включает в себя большой комплекс самых разных показателей. Это совершенствование рефлексов, зрения, слуха, двигательных навыков, мелкой моторики, активной и пассивной речи, эмоций, сенсорного восприятия, навыков общения и социализации – в каждом возрасте ведущие линии развития ребенка меняются. Другими словами, психомоторное развитие иллюстрирует степень зрелости разных мозговых центров на разных этапах жизни маленького человека.

Так, в возрасте до года более важное значение имеют рефлексы крохи, в 2–3 года – речевые навыки и мелкая моторика, в 4–5 лет – навыки общения со сверстниками и социализации в коллективе малышей. Однако при этом предполагается, что на каждом последующем этапе развития ребенок планомерно углубляет и оттачивает приобретенные ранее умения.

Читайте также:  Физические упражнения для развития внимания ребенка

Первоначально все эти навыки малышу помогают развивать родные люди. Затем к ним подключаются воспитатели детских садов, позже – преподаватели в школах. При этом важно постоянно контролировать не только своевременность освоения тех или иных навыков ребенком, но и способность совмещать их с ранее полученными умениями. Так, научившись брать ложку, малыш должен приловчиться набирать в нее пищу и доносить до рта, не пролив. Только тогда можно считать, что он научился пользоваться ложкой.

Для полноценного развития крохе важно постоянное активное общение с родителями и остальными членами семьи, его участие во всем происходящем, а не простое «отслеживание процесса».

Основные периоды психомоторного развития

В современной педиатрии принято выделять 6 основных этапов психомоторного развития детей:

  1. с рождения до 1 месяца;
  2. с 1 до 3 месяцев;
  3. с 3 до 6 месяцев;
  4. с 6 до 9 месяцев;
  5. с 9 до 12 месяцев;
  6. с 1 года до 3 лет.

На правильное психомоторное развитие ребенка раннего возраста на каждом этапе влияет множество факторов:

  • генетические (малыш может немного отставать от сверстников, имея к этому генетическую предрасположенность, – его родители или бабушка с дедушкой тоже развивались с опозданием);
  • наследственные – наличие наследственных заболеваний может стать причиной отставания ребенка в развитии;
  • экологические (территория с плохой экологией – фактор риска рождения больных деток, которые будут отставать от общепринятых норм развития);
  • сложное течение беременности (заболевания матери, инфекции, угроза прерывания, гипоксия плода) также в дальнейшем могут привести к трудностям;
  • тяжелые роды, особенно с использованием стимуляции или щипцов, родовые травмы часто приводят к проблемам со здоровьем и развитием новорожденного;
  • социальное окружение (неблагоприятная обстановка, асоциальные родители, постоянные стрессы);
  • материально-бытовые условия – отсутствие самого необходимого для ребенка (полноценного питания, развивающих игрушек);
  • недостаточное внимание к малышу со стороны родителей, когда с крохой мало разговаривают, играют, ласкают его, часто провоцирует психомоторные задержки.

На первом году жизни

На каждом этапе малыш планомерно осваивает все новые навыки. Особенно это заметно в первый год жизни, когда прогресс очевиден даже с интервалом в несколько недель.

  1. 1 месяц. Малыш ненадолго фиксирует взгляд на ярком предмете, может проследить за ним, если тот медленно движется. При резких звуках вздрагивает. Может какое-то время удерживать головку, лежа на животике. В этом возрасте кроха начинает улыбаться.
  2. 2 месяца. Ребенок более уверенно следит за движущимся перед глазами предметом. Поворачивает головку в сторону звука. Несколько минут может удерживать голову в вертикальном положении. Обращение взрослого встречает улыбкой.
  3. 3 месяца. Фокусирует взгляд на предмете, находясь в любом положении. Сосредоточенно прислушивается к разным звукам. Лежа на животике, опирается на предплечья и полусогнутые ножки. Тянется к игрушке.
  4. 4 месяца. Угасает большинство рефлексов новорожденного, проходит гипертонус рук. Малыш реагирует на появление мамы, может перевернуться на животик. Умеет громко смеяться, поворачивает голову в сторону звука. Изучает свои ручки, может захватить ими игрушку и ощупать ее. При кормлении поддерживает грудь или бутылочку ручками.
  5. 5 месяцев. Кроха отличает родных и чужих людей, понимает, строго или ласково с ним говорят. Может стоять при поддержке, брать игрушку из рук взрослых, тянет ее в ротик. Долго и активно гулит.
  6. 6 месяцев. Малыш может перевернуться с животика на спину, подползти к игрушке. Сидит при поддержке, начинает лепетать, может кушать с ложечки. Игрушку перекладывает в руках.
  7. 7 месяцев. Ребенок уже увереннее сидит и ползает. Показывает предмет в ответ на вопрос «где?», может стучать игрушками друг о друга, пить из чашки из рук взрослого. Долго лепечет с разными интонациями.
  8. 8 месяцев. Карапуз может сидеть и садиться самостоятельно, вставать, держась за опору, и ходить у нее. Подолгу возится с игрушками, активно произносит простые слоги. По просьбе может помахать ручкой, сделать «ладушки». Узнает родных по фото.
  9. 9 месяцев. Малыш может ходить, если его держать за обе руки, повторяет услышанные слоги, выполняет простые просьбы: покажи, дай. Отзывается на свое имя, использует жесты в общении.
  10. 10 месяцев. Ребенок может влезть на стул или диван, слезть обратно. Складывает матрешку, игрушку-вкладыш. Знает и показывает разные части тела на себе и других людях. Произносит первые простые слова (мама, баба, папа).
  11. 11 месяцев. Кроха может стоять без опоры, пробует сделать несколько «свободных» шагов. Понимает простые обобщения предметов (машины, куклы, мячики). Реагирует на слово «нельзя».
  12. 12 месяцев. Малыш произносит около 8–10 слов, понимает около 100. Самостоятельно ходит. Может пользоваться расческой, выполнять простые просьбы (принеси, подними). Может взять чашку и пить из нее, подбирать предметы по форме (например, в сортерах).

Нет ли отклонений?

В дальнейшем малыш продолжает совершенствовать свои навыки. Однако иногда детки могут развиваться не по «общему сценарию», а слегка опережая ровесников или отставая от них. Как же родителям понять, все ли в порядке? В конце прошлого века педиатры и неврологи стали пользоваться специальными оценочными таблицами, в которых собрана среднестатистическая информация по большинству психомоторных показателей. Таблицы составляют для детей раннего, дошкольного и школьного возраста в хронологическом порядке, они информативны и просты в использовании. Поэтому опираться на них могут и родители.

Читайте также:  Роль народного искусства в развитии ребенка

Для примера приведем таблицу психомоторного развития детей от года до 2 лет.

ВозрастОбласть развитияПоказатели
1 год и 3 месяцаПассивная речьБыстро растет число понимаемых слов
Активная речьРастет словарный запас
Сенсорное развитиеРебенок может отличить предметы по размеру с интервалом 3 см
ИгрыПовторяет знакомые действия
ДвижениеАктивно ходит, может приседать, пятиться назад
НавыкиСам ест ложкой жидкую еду
1 год и 6 месяцевПассивная речьМожет обобщить предметы по значимым признакам
Активная речьИспользует в общении сложные слова
Сенсорное развитиеЗнает простые формы: шар, мяч, кубик, кирпичик
ИгрыКопирует часто повторяемые действия взрослых
ДвиженияМожет перешагивать препятствия (ступеньки) приставными шагами
НавыкиМожет сам кушать ложкой жидкую пищу
1 год 9 месяцевПассивная речьВоспринимает рассказ по картинке
Активная речьУпотребляет глаголы, отвечает на простые вопросы
Сенсорное развитиеРазличает предметы по размеру с разницей в 3 см
ИгрыМожет строить башенки, домики из кубиков
ДвиженияМожет ходить по бруску шириной около 20 см, приподнятому от земли на 15–20 см
НавыкиЧастично может надеть на себя простые предметы одежды при помощи родителей
2 годаПассивная речьМожет понять простой рассказ взрослого о прошедших событиях
Активная речьИспользует в речи глаголы, местоимения, прилагательные
Сенсорное развитиеМожет подобрать предметы по образцу, найти похожие и отличные
ИгрыВоспроизводит цепочку простых последовательных игровых действий
ДвиженияПреодолевает чередующимися шагами ступени высотой около 15 см
НавыкиЧастично одевается сам, частично – с помощью родителей

Родители могут периодически проводить тесты, сверяя навыки ребенка на каждом этапе с приведенными в таблице. Если ребенок не справляется с большинством пунктов для своего возраста, но выполняет все из предыдущей ступени, волноваться не стоит: скорее всего, речь идет об индивидуальном темпе развития. Такое случается довольно часто. Насторожиться нужно, если малыш не выполнит и большинство заданий из предыдущей возрастной ступени либо от раза к разу родители замечают отклонения от нормы по одним и тем же показателям (отставание в речи, или эмоциях, или освоении двигательных навыков).

Если у вас есть старшие дети, не игнорируйте данные подобных таблиц, считая, что у вас уже достаточно опыта. Каждый ребенок развивается по своему неповторимому плану. То, что умели старшие, может не уметь в том же возрасте младший, и наоборот. Таблица поможет четко отслеживать динамику происходящих изменений от этапа к этапу. Зная особенности психомоторного развития детей на каждом этапе, легко выявить отклонения.

И если что-то настораживает, не медлите с визитом к врачу. На ранних сроках проблему исправить всегда намного легче.

Динамика развития с точки зрения врачей

Если родители своевременно показывают ребенка педиатру, возможные проблемы он обнаружит во время таких визитов. Важно знать, что плановое посещение педиатра до года происходит ежемесячно, от года до двух лет – раз в три месяца, до 3 лет – ежегодно. Во время таких осмотров доктор не только оценивает антропометрические изменения, но и обращает внимание на соответствие уровня психомоторного развития малыша его возрасту. Сравнивая навыки ребенка с таблицей, доктор может сделать вывод о своевременном, опережающем или отстающем развитии.

Например, на первом году жизни малыша педиатр может назначить консультации других специалистов или дополнительные обследования, если у ребенка обнаружатся:

  • слабая подвижность, вялость мышц;
  • вялое сосание либо вовсе отказ от груди;
  • пониженные реакции на звуковые и световые раздражители;
  • равнодушие к игрушкам, неумение играть;
  • скудость или полное отсутствие эмоций;
  • задержка речевых навыков (например, гуления в 5 – 6 месяцев);
  • невыраженная реакция на родителей или полное ее отсутствие;
  • отсутствие разделения людей на родных и посторонних;
  • проблемы с координацией, отсутствие манипуляций с предметами.

После обследований специалисты могут сделать заключение о той или иной степени задержки психомоторного развития малыша.

  • Легкая степень – малыш отстает от нормы не более чем на 3 месяца.
  • Средняя степень – отставание от 3 до 6 месяцев.
  • Тяжелая степень – задержка развития более чем на 6 месяцев.

В зависимости от тяжести отставания будет выбрана схема дальнейшего лечения, коррекции и реабилитации ребенка. Успех этих мер во многом зависит от того, как быстро отклонения были обнаружены. Именно поэтому так важно заметить начало проблемы своевременно.

Главный редактор проекта «Развивашка Онлайн» по раннему развитию детей

Об эксперте

Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.

@razvivaem_zanimaem

Поделитесь записью в социальных сетях!

Поделитесь опытом, приходилось ли вам сталкиваться с проблемами в сфере психомоторного развития ребенка?

Источник