Возрастная периодизация характеристика возрастных периодов развития ребенка
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 января 2020;
проверки требует 1 правка.
Возрастная периодизация — это периодизация развития человека от момента зачатия (либо от момента рождения) и до момента смерти и соответствующие этому определения возрастных границ этапов в жизни человека, принятая в обществе система возрастной стратификации. В ряде случаев границы возрастных периодов в жизни человека имеют юридическое значение (например, максимальный гестационный возраст, при котором законом разрешён аборт по социальным показаниям [по желанию женщины] в отсутствие медицинских показаний, или возраст совершеннолетия, возраст наступления уголовной ответственности, пенсионный возраст и другое).
Проблема периодизации[править | править код]
Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное понятие (календарный возраст, время жизни от рождения или от момента зачатия) и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст).
Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.
Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо, и определяется подходом к установлению возрастных рамок.
Как указывал И. С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.
Первой системой отсчета является индивидуальное развитие (онтогенез, «жизненный цикл»). Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «стадии развития», «возрасты жизни», и концентрируется на возрастных свойствах.
Вторая система отсчета — это связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «возрастные страты», «возрастные группы», «поколения», одним из задаваемых ей направлений исследования являются когортные различия.
Третья система отсчета — это представления о возрасте в культуре, то, как возрастные изменения и свойства воспринимаются представителями социально-экономических и этнических групп, одним из задаваемых ей направлений исследования являются возрастные стереотипы и т. н. «возрастные обряды».
Принципы периодизации[править | править код]
«Ступени человеческого века», 1-я половина XIX века
Выготский различал три группы периодизаций (относительно периодизации детства и юности): по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.
Первая группа периодизаций основывается на внешнем критерии, без связи с физическим и психическим развитием человека. Например, из принципа «онтогенез повторяет филогенез» выводилась периодизация, ставящая каждый этап жизни в соответствии со стадиями биологической эволюции и исторического развития человечества. До сих пор сохраняется периодизация по ступеням системы воспитания и обучения, оперирующая такими понятиями, как «дошкольный возраст», «младший школьный возраст» и т. д. Так как структура образования развивалась с учетом психологии развития, такая периодизация косвенно связана с переломными моментами в детском развитии.
Вторая группа периодизаций основывается на одном внутреннем критерии. Выбор критерия, который ложится в основу классификации, субъективен и происходит по самым разным причинам. Так, в рамках психоанализа Фрейдом была разработана периодизация развития детской сексуальности (оральный, анальный, фаллический, латентный, генитальный этапы). В основу периодизации П. П. Блонского лег такой объективный и простой для учета физиологический признак, как появление и смена зубов. В получившейся классификации детство делится на три периода: беззубое детство, детство молочных зубов и детство постоянных зубов; с появлением зубов мудрости начинается взрослость.
Третья группа периодизаций основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем. Примером таких периодизаций являются системы, разработанные Выготским и Эльконином.
Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена.
В рамках психологии развития, догматические периодизации, основанные на умозрительных принципах, были заменены периодизациями, основанными на предварительном изучении развития детей, в том числе и на лонгитюдных (многолетних) исследованиях одних и тех же детей, разработанных Арнольдом Гезеллом[1].
Периодизации[править | править код]
Некоторые исторические и ныне используемые системы периодизации возрастных периодов в жизни человека:
Периодизация Выготского[править | править код]
Л. С. Выготский представлял процесс развития ребенка как переход между возрастными ступенями, на которых происходит плавное развитие, через периоды кризисов. Периоды стабильного и кризисного развития по Выготскому[2]:
- кризис новорожденности (до 2 мес.)
- младенческий возраст (до 1 года)
- кризис 1 года
- раннее детство (1—3 года)
- кризис 3 лет
- дошкольный возраст (3—7 лет)
- кризис 7 лет
- школьный возраст (7—13 лет)
- кризис 13 лет
- пубертатный возраст (13—17 лет)
- кризис 17 лет
Периодизация Эльконина[править | править код]
Периодизация Д. Б. Эльконина, являющаяся интеграцией концепций Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, выделяет следующие периоды:[3]
- Раннее детство
- Младенчество (0—1 год)
- Ранний возраст (1—3 года)
- Детство
- Дошкольный возраст (3—7 лет)
- Младший школьный возраст (7—11/12 лет)
- Отрочество
- Подростковый возраст (11/12—15 лет)
- Ранняя юность (от 15 лет)
Периодизация Эльконина является наиболее общепринятой в российской возрастной психологии[4][5].
Теория психосоциального развития Эрика Эриксона[править | править код]
Э. Эриксон выделяет восемь фаз в психосоциальном развитии человека. Каждая из этих фаз, как и фазы в психосексуальном развитии по Фрейду, имеет свои задачи и может разрешиться благоприятно или же неблагоприятно для будущего развития индивида. Примерное соответствие этих фаз возрасту:[6][7][8]
- Младенчество (от рождения до 1 года)
- Раннее детство (1—3 лет)
- Игровой возраст, дошкольный (4—6 — 7 лет)
- Школьный возраст (7—8 — 12 лет)
- Юность (13—19 лет)
- Молодость (от 19 до 35[8]-39[9] лет) — начало зрелости, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, годы до начала среднего возраста
- Зрелость (от 35-39 до 60 лет) — период, когда человек прочно связывает себя с определенным родом занятий, а его дети становятся подростками
- Старость (от 60 лет) — период, когда основная работа жизни закончилась
Классификация АПН СССР (1965)[править | править код]
В 1965 году на симпозиуме Академии педагогических наук СССР была принята следующая возрастная периодизация[10]:
- Новорождённые — от 1 до 10 дней
- Грудной ребёнок — от 10 дней до 1 года
- Раннее детство — от 1 до 2 лет
- Первый период детства — от 3 до 7 лет
- Второй период детства — от 8 до 12 лет (муж.); от 8 до 11 лет (жен.)
- Подростковый возраст — от 13 до 16 лет (муж.); от 12 до 15 лет (жен.)
- Юношеский возраст — от 17 до 21 года (муж.); от 16 до 20 лет (жен.)
- Средний возраст
- первый период — от 22 до 35 года (муж.); от 21 до 35 лет (жен.)
- второй период — от 36 до 60 года (муж.); от 36 до 55 лет (жен.)
- Пожилые люди — от 61 до 75 года (муж.); от 56 до 75 лет (жен.)
- Старческий возраст — от 76 до 90 лет
- Долгожители — старше 90 лет
Биологический возраст[править | править код]
Возрастная периодизация в медицине опирается на соответствующие возрасту анатомические и физиологические особенности организма. Для периодизации детского возраста учитывается степень приспособленности к условиям окружающей среды, с которыми связана специфика ухода и воспитания ребенка. Условные периоды биологического возраста[11]:
Возрастные периоды у детей
- Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели
- Грудной период: от 4-х недель до 1 года
- Раннее детство: 1—3 года
- Дошкольный возраст: 3 года — 6—7 лет
- Младший школьный возраст: 6—7 — 10/12 лет
- Подростковый период:
- девочки: 10 — 17—18 лет
- мальчики: 12 — 17—18 лет
Возрастные периоды взрослого человека
- Юношеский период
- юноши: 17 — 21 год
- девушки: 16 — 20 лет
- Зрелый возраст (1 период)
- мужчины: 21—35 лет
- женщины: 20—35 лет
- Зрелый возраст (2 период)
- мужчины: 35—60 лет
- женщины: 35—55 лет
- Пожилой возраст: 55/60—75 лет
- Старческий возраст: 75—90 лет
- Долгожители — 90 лет и более
См. также[править | править код]
- Возраст
- Психология развития
- Якудоси — несчастливые годы жизни в традиционных японских представлениях.
- Нормативные кризисы развития
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Арьес Ф. Ребёнок и семейная жизнь при Старом порядке. Гл. Возрасты жизни. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999
- Сапогова Е. Е. Психология развития человека. — М.: Аспект пресс, 2001. — 460 с.
- Хухлаева О. В. Психология развития. Молодость, зрелость, старость. — М.: — Академия, 2006. — 208 с. ISBN 5-7695-2635-1;
Ссылки[править | править код]
- Проблема возраста и возрастной периодизации
Источник
Краткое описание:
Ссылка для цитирования: Возрастная периодизация [Электронный ресурс] // Кинезиолог, 2009-2019: [сайт]. Дата обновления: 02.10.2019. URL: https://kineziolog.su/content/vozrastnaya-periodizaciya (дата обращения: __.__.2019).
При изучении развития человека, его индивидуальных и возрастных особенностей в анатомии и других дисциплинах руководствуются научно обоснованными данными о возрастной периодизации.
Древнейшие периодизации развития человека принадлежат античным ученым. Философ Пифагор (VI в. до н.э.) выделил четыре периода жизни человека: весну (до 20 лет), лето (20-40 лет), осень (40-60 лет) и зиму (60-80 лет), соответствующие становлению, молодости, расцвету сил и угасанию. Гиппократ (V-IV вв. до н.э.) разделил индивидуальную жизнь на 10 семилетних циклов. В многочисленных современных схемах выделяют от 3 до 20 и более периодов в жизни человека.
Русский статистик и демограф первой половины XIX в. А.П. Рославский-Петровский выделил:
подрастающее поколение – малолетние (от рождения до 5 лет) и дети (6-15 лет);
цветущее поколение – молодые (16-30 лет), возмужалые (30-45 лет) и пожилые (45-60 лет);
увядающее поколение – старые (61-75 лет) и долговечные (75-100 лет и старше).
Близкая схема была предложена немецким физиологом М. Рубнером (1854-1932 гг.).
Постнатальный онтогенез подразделен им также на семь этапов: младенчество (от рождения до 9 месяцев);
раннее детство (от 10 месяцев до 7 летнего возраста);
позднее детство (от 8 до 13-14 лет);
юношеский возраст (от 14-15 до 19-21 лет);
зрелость (до 41-50 лет);
старость (50-70 лет);
почетная старость (старше 70 лет).
В педагогике нередко используется подразделение детского и подросткового периода на:
младенчество (до 1 года),
преддошкольный возраст (1-3 года),
дошкольный возраст (3-7 лет),
младший школьный возраст (от 7 до 11-12 лет),
средний школьный возраст (до 15 лет)
старший школьный возраст (до 17-18 лет).
Широкое практическое применение находят схемы возрастной периодизации, предложенные А.В. Нагорным, И.А. Аршавским, В.В. Бунаком и другие. В них выделяется от 3 до 15 стадий и периодов.
Конечно, большинство схем имеют сходство в общих чертах. Часто в них используются одинаковые названия периодов, возрастные пределы которых также часто совпадают. Отличия же связаны с тем, какому аспекту развития человека автор уделяет большее внимание и насколько удачно удается отразить в дробной схеме комплексность проблемы.
В 60-х гг. XX в. в работах А.В. Нагорного и учеников его школы была предложена общая фундаментальная схема, по которой полный цикл индивидуального развития млекопитающих и человека разделяется на два этапа:
пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (внеутробный), а последний подразделен на следующие периоды:
период роста – формирование морфологических, физиологических и биохимических особенностей организма;
период зрелости – все особенности организма достигают своего полноценного (дифинитивного) развития и остаются в основном неизменными;
период старости – уменьшение размеров тела и ослабление физиологических функций.
Подробная схема возрастной периодизации человека была представлена В.В. Бунаком в 1965 г. По ней всё развитие человека разделено на три крупные стадии:
прогрессивная – включает в себя внутриутробный период, детство и юность, в течение прогрессивной стадии идет собственно продольный рост тела и функциональных параметров;
стабильная – идет увеличение жирового слоя, продолжается нарастание веса тела, уровень функциональных показателей стабилен;
регрессивная – происходит падение веса тела, снижение функциональных показателей, изменение покровов тела, осанки, скорости движений.
В свою очередь эти крупные стадии подразделяются на 24 этапа
Таблица 3.1.
Периодизация индивидуального развития человека
Основная схема возрастной периодизации, предназначенная для студентов
Широкое применение в науке получила схема периодизации онтогенеза человека, принятая на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии АПН СССР в Москве (1965).
Данная периодизация в настоящее время признана наиболее удачной, считается, что она наилучшим образом описывают основные закономерности развития человека и именно она используется для решения вопросов возрастной антропологии, педиатрии и педагогики. Дадим более подробную характеристику ее периодам.
Краткая характеристика возрастных периодов постэмбрионального развития
1. Период новорожденности. Наступает сразу после рождения (8-10 дней) этот период вскармливание ребенка осуществляется молозивом. Новорожденные в начальном периоде приспособления к условиям внеутробной жизни разделяются по уровню зрелости на доношенных и недоношенных. Внутриутробное развитие доношенных детей длится 39 – 40 недель, недоношенных – 28 – 38 недель. При определении зрелости учитывают не только эти сроки, но и массу (вес) тела при рождении. Доношенными считаются новорожденные с массой тела не менее 2500 г (при длине тела не менее 45 см). Кроме массы и длины, учитывают и другие размеры. Например, обхват груди в соотношении с длиной тела и обхват головы в соотношении с обхватом груди. Считается, что обхват груди на уровне сосков должен быть больше 0,5 длины тела на 9 – 10 см, а обхват головы – больше обхвата груди не более чем на 1 – 2 см.
В течение периода новорожденности происходит приспособление структурно и функционально органов и систем плода к новым условиям существования: дыханию атмосферным воздухом, питанию, меняющейся температуре окружающей среды. В этом периоде выявляются последствия родовых процессов (родовые травмы), врожденные пороки развития.
Слабая сопротивляемость кожи и внутренних органов гнойной инфекции требует строгого соблюдения правил гигиены, тем более что новорожденный пока мало приспособлен к адаптации в окружающей среде в связи с незрелостью его нервной системы. В месте с тем у новорожденного отмечается высокая способность к регенерации – заживлению ран, переломов и т.д.
2. Следующий период – грудной – продолжается до года. Начало этого периода связано с переходом к питанию «зрелым» молоком. Во время грудного периода наблюдается наибольшая интенсивность роста, по сравнению со всеми остальными периодами внеутробной жизни. Длина тела увеличивается от рождения до года в 1,5 раза, а масса тела утраивается. С 6 месяцев начинают прорезываться молочные зубы.
В грудном возрасте отмечается максимальная интенсивность ростового процесса. По мере появления новых положений и первых движений (ползание, сидение, стояние, первые шаги), начинают формироваться изгибы позвоночника. Ярко выражена неравномерность в росте тела. В первом полугодии грудные дети растут быстрее, чем во втором.
В первый месяц ребенок начинает улыбаться в ответ на обращение к нему взрослых, позже начинают познавательное развитие (осматривание и узнавание), подражание, призывающие жесты. Появляется «детская» речь. К окончанию грудного периода жизни ребенка его организм достигает такой функциональной зрелости, при которой он может перейти на «общую диету».
3. Период раннего детства длится от 1 года до 3 лет. В конце второго года жизни заканчивается прорезывание зубов. Продолжается рост организма, хотя и несколько замедленно. После 2 лет абсолютные и относительные величины годичных приростов размеров тела быстро уменьшаются. Созревают желудочно-кишечный тракт, дыхательная система. Интенсивно развивается нервная система, обеспечивающая психическое развитие ребенка, формируется система условнорефлекторных связей, закрепляющихся и сохраняющихся на протяжении всей жизни. Ребенок узнает картинки, фантазирует, одушевляет предметы, выбирает объекты привязанности и выделяет «Я». Появляетя взрослая речь.
4. С 4 лет начинается период первого детства, который заканчивается в 7 лет. Продолжается развитие аппарата движения, нервной системы, что ведет к обеспечению повышающейся двигательной и психической активности, формированию трудовых навыков. Вместе с тем недостаточная зрелость ряда систем может приводить к быстрой утомляемости, поэтому важное значение имеет режим дня. В связи с недостаточной зрелостью иммунной системы и уменьшающейся изоляцией детей важен гигиенический режим для предупреждения инфекционных и респираторных вирусных заболеваний.
Начиная с 6 лет, появляются первые постоянные зубы: первый моляр (большой коренной зуб) и медиальный резец на нижней челюсти.
Возраст от 1 года до 7 лет называют также периодом нейтрального детства, поскольку мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга размерами и формой тела. Только в самом конце периода отмечаются первые проявления полового диморфизма и начало половой идентификации (осознание пола).
Уровень интеллектуального и физического развития в этот период позволяет начать обучение большинства детей в школе с 6 лет.
5. Период второго детства длится у мальчиков с 8 до 12 лет, у девочек – с 8 до 11 лет. Этот период называется также препубертатным (от лат. «pubertas» – возмужалость). В этот период выявляются половые различия в размерах и форме тела, а также начинается усиленный рост тела в длину. Заметно усиливается развитие мышечной системы, продолжает возрастать масса органов и всего тела. Большинство органов достигает развития, позволяющего компенсировать увеличивающиеся физические и психические нагрузки.
Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, так как половое созревание у девочек начинается в среднем на два года раньше. Усиление секреции половых гормонов (особенно у девочек) обусловливает развитие вторичных половых признаков. Последовательность появления вторичных половых признаков довольно постоянна. У девочек вначале формируются молочные железы, затем появляются волосы на лобке, потом – в подмышечных впадинах. Внутренние половые органы развиваются одновременно с формированием молочных желез. В гораздо меньшей степени процесс полового созревания выражен у мальчиков. Лишь к концу этого периода у них начинается ускоренный рост внутренних и наружных половых органов. Начинает активизироваться и функция половых желез.
В этом периоде заканчивается прорезывание постоянных зубов (кроме третьих маляров – «зубов мудрости»).
К концу младшего школьного возраста заканчивается морфологическая дифференцировка коры головного мозга и проводящих путей. Следствием этого является переход от наглядно-образного к логически- оперативному мышлению, проявление истинных волевых актов и социальной адаптации. Идет развитие внимания и произвольной памяти.
6. Следующий период – подростковый – называется также периодом полового созревания, или пубертатным периодом. Он продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек – с 12 до 15 лет. В этот период отмечается усиленный рост тела в длину и половое созревание.
Увеличение скорости роста – пубертатный скачок касается всех размеров тела. Наибольшие прибавки в длине тела у девочек имеют место между 11 и 12 годами, по массе тела – между 12 и 13 годами. У мальчиков прибавка в длине наблюдается между 13 и 14 годами, а прибавка в массе тела – между 14 и 15 годами.
В связи с повышением активности гипоталамо-гипофизарной системы продолжают формироваться вторичные половые признаки. У девочек продолжается развитие молочных желез, наблюдается рост волос на лобке и в подмышечных впадинах. Наиболее четким показателем полового созревания женского организма является первая менструация.
Интенсивное половое созревание мальчиков проявляется в изменении (мутации) голоса к 13 годам и появлении волос на лобке, в 14 лет появляются волосы в подмышечных впадинах. В 14 – 15 лет у мальчиков отмечаются первые поллюции (непроизвольные извержения спермы). Развивающиеся вторичные половые признаки, связанные с гормональной перестройкой организма и его основных физиологических систем, к концу периода по своим характеристикам приближаются к таковым у взрослых.
У мальчиков, по сравнению с девочками, более продолжителен пубертатный период и сильнее выражен пубертатный скачок роста, в результате чего в 13,5 – 14 лет они обгоняют девочек по длине тела.
В связи с явлениями акселерации подростковый возраст может начинаться раньше указанных сроков – частично смещаться в младший школьный возраст. Вместе с тем окончание этого периода жизни не имеет резкой границы и с юношеским возрастом.
В подростковом возрасте особенно важно соблюдение режима быта и гигиенического режима в связи с перестройкой кожных желез, чувствительностью созревающей нервной системы, половых желез к алкоголю, никотину, наркотическим и токсическим веществам.
С другой стороны, следует отметить в данном периоде интенсивное интеллектуальное развитие (самоанализ, самовоспитание), высокую половую идентификацию, личностную и эмоциональную нестабильность.
7. Юношеский возраст продолжается у юношей от 17 до 21 года, а у девушек – от 16 до 20 лет. В этот период в основном заканчиваются процессы роста, окостенения скелета и формирование организма. Завершаетсясозревание тканей всех органов и систем. Все основные размерные признаки тела достигают дефинитивной (окончательной) величины, хотя темпы формирования организма зависят от конституциональных особенностей человека.
В юношеском возрасте завершается формирование половой системы, созревание репродуктивной функции. Окончательно устанавливаются овуляторные циклы у женщины, ритмичность секреции тестостерона и выработка зрелой спермы у мужчины.
В юношеском возрасте происходит стабилизация личности, самоопределения и формирования мировоззрения.
8. Зрелый возраст I период (22-35 лет мужчины, 21-35 лет женщины). Отмечается относительная стабильность дифинитивных параметров организма, окончание формирования «типично женских» и «типично мужских» черт строения и психики. Ведущее значение приобретает циркадная, бициркадная, недельная, сезонная и др. ритмичность физиологических функций. Вариабельность темпов развития, а затем и старения в значительной степени определяется наследственными (генетическими) факторами, условиями окружающей среды (общеэкологическими, связанными с профессиональными и бытовыми вредностями), социальными условиями, вредными привычками (курение, алкоголизм, наркомания).
9. Зрелый возраст II период (36-60 лет мужчины, 36-55 лет женщины). Собственно зрелость. Форма и строение тела изменяются мало. Между 30 и 50 годами длина тела остается постоянной, а потом начинает постепенно уменьшаться. В конце периода – окончание женского репродуктивного цикла – менопауза и комплекс психо-физиологических изменений (климакс). В данном возрастном периоде отмечается продолжение оптимальной социальной активности.
10. Пожилой (61-74 лет мужчины, 56-74 лет женщины) возраст
11. Старческий (75-90 лет) возраст. В данные периоды происходят постепенные инволюционные изменения организма. Дезинтеграция функций организма на всех уровнях организации. Обычно, окончание мужского репродуктивного периода. Структурные и функциональные изменения центральной нервной системы, а в конце этапа, обычны яркие признаки «психического старения».
Вопросы для самоконтроля
1. Кем были предложены самые первые периодизация этапов роста и развития человека?
2. В чем заключается периодизация А.П. Рославского-Петровского?
3. Каковы этапы возрастной периодизации М Рубнера?
4. Какая периодизация используется в педагогической практике?
5. Какие периоды выделил А.В.Нагорный в своей периодизации?
6. Сколько крупных стадий и какие выделял В.В.Бунак в схеме возрастной периодизации?
7. Какие периоды включает прогрессивная стадия возрастной периодизации по В.В.Бунаку?
8. Какие периоды включает стабильная стадия по В.В.Бунаку?
9. Что относится к регрессивной стадии по В.В.Бунаку?
10. Какая классификация наиболее широко используется в современное время?
11. Сколько периодов в этой возрастной периодизации?
12. Дайте характеристику этапа новорожденности.
13. Охарактеризуйте грудной период.
14. Возрастные границы и особенности периодизации раннего детства.
15. Особенности этапа I детства.
16. Дайте характеристику этапа II детства.
17. Каковы особенности подросткового периода.
18. Дайте характеристику юношеского возраста.
19. Основные отличия периодов I и II зрелости.
20. Особенности периодов пожилого и старческого возраста.
Источник: https://fictionbook.ru/author/r_p_samusev/vozrastnaya_morfologiya_chast_…
Источник