Восприятие музыки и творческое развитие ребенка

Смирнова Ирина Юрьевна
Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей дошкольного возраста

«Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей дошкольного возраста»

их общественной деятельности, влиять на формирование личности.

Развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать и анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Такое направление в области музыкального воспитания является приоритетным, так как размышления и анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формируют навыки самостоятельной работы. При формировании мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать.

Создание условий для восприятия детьми музыкальной образовательной литературы

В соответствии с ФГОС ДО можно выделить такие условия:

• Обеспечение полноценного развития личности детей во всех образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия;

• Обеспечение психолого-педагогических условий (соответствие возрасту, формирование и поддержка положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях);

• Создание развивающей предметно-пространственной среды.

Восприятие детьми музыкальной образовательной литературы – деятельностный подход, которой предполагает совместную и самостоятельную деятельность детей.

• Совместная деятельность подразделяется на образовательную и режимные моменты.

В основе любой системы работы лежит диагностика. Полученные данные помогают правильно спланировать работу по формированию творческих способностей детей, подобрать репертуар, соответствующий уровню развития группы.

Выделяются несколько условий успешного развития творческих способностей дошкольников.

Первое условие — раннее начало.

Второе важное условие эффективного развития способностей состоит в том, чтобы ребенка заранее окружить такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали разнообразную творческую деятельность.

Третье условие успешного развития творческих способностей детей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Максимальное проявление сил осуществляется тогда, когда ребенок уже ползает, но еще не начал говорить. В этом возрасте малыш вынужден заниматься творчеством, решать многие новые задачи, самостоятельно и без предварительного обучения. Интенсивная умственная деятельность позволяет ребенку превратиться в почемучку.

Четвертое условие предполагает свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий каким-либо одним делом, в выборе способов работы и т. д. Эмоциональный подъем, интерес спасет ребенка от переутомления и перенапряжения.

Пятое условие успешного развития творческих способностей — умная, доброжелательная помощь взрослого. Не следует, однако, превращать свободу в безнаказанность, а помощь в подсказку. Попустительство и подсказка только вредит ребенку.

В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, ребята приобретают необходимые умения, навыки, знания, для того чтобы иметь возможность выразить свои собственные музыкальные впечатления.

Чтобы ребенок смог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, т. е. основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуются воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых условиях.

Творческие проявления детей в ритмике, так же как в пении и игре на детских музыкальных инструментах, являются важным показателем музыкального развития. Ребенок начинает импровизировать, создавать «свой» музыкально-игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, ее характера, выразительных средств и если он владеет необходимыми двигательными навыками.

Основными направлениями развития творческого потенциала у дошкольников в процессе восприятия музыки является песенное творчество, музыкально-игровое, танцевальное творчество, творчество детей в игре на музыкальных инструментах. Педагогическое руководство процессом музыкального творчества детей позволяет активизировать творческий потенциал дошкольников.

Для активизации творческих проявлений детей в программе использованы методы поисково-творческого характера и творческие задания:

• метод драматизации — способствует раскрытию личных качеств ребенка, дает возможность активизировать его деятельность, развивать навыки ролевого поведения;

• метод интонационного постижения искусства — применяется как способ постижения художественного образа в процессе эмоционально-образного мышления;

• метод ассоциативного сравнения — позволяет на основе образующихся ассоциаций сравнивать различные интонации произведений, чтобы в результате ощутить их контрастность, либо тождество;

• метод творческого диалога – выражается в стремлении педагога путем постановки вопросов (наводящих, ставящих перед выбором, неожиданных) создавать поисково-творческую ситуацию, в которой ребенок приходит к совместному решению проблемы в процессе диалога;

• метод эмпатийного познания – выражается в интенсивном проживании ребенком самого процесса обучения в роли его активного участника.

Возрастные особенности развития музыкального восприятия дошкольников по ФГОС

Понятие восприятия. Характеристика музыкального восприятия.

Музыка есть совершенно особый, ничем другим не заменимый путь познания разнообразных оттенков эмоционально-чувственных состояний человека, его переживаний, настроений.

Определение музыкального восприятия включает в себя способность переживать настроение и чувства, выражаемые композитором в музыкальном произведении, и получать от этого эстетическое удовольствие. Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок еще мал и не может включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он еще не в состоянии воспринимать другие виды искусства. Важно формировать у дошкольников именно музыкальное восприятие.

Качество восприятия во многом зависит от вкусов, интересов. Если человек рос в «немузыкальной» среде, у него зачастую формируется негативное отношение к «серьезной» музыке.

В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. Поэтому необходимо развивать музыкальное восприятие дошкольников, тренировать его.

Второй год жизни.

К двум годам у ребенка активно развивается эмоциональный отклик на музыку. В этом возрасте дети способны эмоционально реагировать на восприятие контрастной по настроению музыки, поэтому можно наблюдать веселое оживление при восприятии ребенком веселой плясовой музыки или спокойную реакцию при восприятии музыки спокойного характера.

Ребёнок различает высокий и низкие звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску. Рождаются первые певческие интонации; подпевая взрослому, ребёнок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песни.Он овладевает простейшими движениями: хлопает, притопывает, кружится под звуки музыки.

Третий и четвёртый год жизни.

К третьему году жизни накапливается определенный запас музыкальных впечатлений, ребенок может узнавать хорошо знакомые музыкальные произведения и эмоционально реагировать на них, проявляет интерес к новым произведениям.

Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Речь становится связной, укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребёнка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать.

К 4 годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку. Они владеют многими движениями, которые позволяют самостоятельно плясать и играть.

Пятый год жизни.

Дети пятого года жизни проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку, различают контрастное настроение музыки, учатся понимать содержание музыкального произведения. У них накапливается, хотя и небольшой, слушательский опыт, наблюдаются музыкальные предпочтения, закладываются основы музыкально-слушательской культуры.

Пятый год жизни характеризуется активной любознательностью детей.Это период вопросов: «почему?», «отчего?». Ребёнок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить: музыка весёлая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе части (одна быстрая, а другая медленная, на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян). Ребёнку понятны требования: как надо петь песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске.

Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержки взрослого. Налаживается вокально-слуховая координация.

Освоение основных видов движения – ходьбы, бега, прыжков – даёт возможность детям шире использовать их в играх и танцах. Одни стремятся, не подражая друг другу, по-своему исполнить роль (например в сюжетной игре). Другие проявляют интерес только к одному виду деятельности в зависимости от индивидуальных склонностей и способностей каждого.

Шестой и седьмой год жизни.

Это период подготовки ребят к школе. На основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в выразительных его средствах. Почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой.

Ребёнок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему. Но означает ли это, что аналитическая деятельность может нанести вред целостному восприятию? Исследования, проведённые в области сенсорных способностей и музыкального восприятия детей, показали интересную закономерность. Целостное восприятие музыки не снижается, если ставится задача вслушиваться, выделять. Различать наиболее яркие средства «музыкального языка». Ребёнок может выделить эти средства и, учитывая их, действовать в соответствии с определённым образом при слушании музыки, исполнении песен и танцевальных движений. Это способствует музыкально-слуховому развитию, усвоению необходимых навыков для подготовки к пению по нотам.

У детей 6-7 лет ещё более укрепляется голосовой аппарат, расширяется и выравнивается диапазон, появляется большая напевность, звонкость. Песни, пляски, игры исполняются самостоятельно, выразительно и в какой-то мере творчески. Индивидуальные музыкальные интересы и способности проявляются ярче.

Таким образом,мы можем сделать следующий вывод: развитие музыкального восприятия дошкольников идет на всех этапах физического и психического развития ребенка. Но музыкальное восприятие ребенка не будет развиваться и совершенствоваться в полной мере, если оно основано только на слушании музыкальных произведений. Важно для развития музыкального восприятия использовать все виды музыкального исполнительства.

Характеристика музыкального репертуара и его роль в решении задач развития музыкального восприятия

Используя музыку на занятиях в детском саду, педагоги должны стремиться сделать процесс общения детей с музыкой радостным и увлекательным. Учитывая разный уровень музыкального и общего развития детей, их природные возможности педагоги дошкольных учреждений особое внимание должны уделять отбору музыкального материала для работы с детьми – музыки для слушания, песен, танцевальных мелодий и т. п. Эта музыка должна быть привлекательной для детей и вызывать у них эмоциональный отклик. Индивидуальная работа через игру в дошкольных учреждениях, сказочный игровой образ должны постоянно нести дошкольнику заряд радостных, добрых эмоций и энергии для его нормального развития и активной творческой деятельности. Только при таком условии может достигаться максимальный педагогический эффект в развитии музыкального восприятия детей.

Рассмотрим более подробно одно из важнейших требований, предъявляемых к репертуару для развития музыкального восприятия детей – требование художественности. Можно выделить три основных направления в использовании репертуара для развития музыкального восприятия детей, которые должны отвечать указанному требованию. Первым направлением является приобщение их к миру классической музыки. Очень важно формировать музыкальное восприятие детей, опираясь на высокохудожественные образцы мировой музыкальной классики, расширяя их познания о музыкальных стилях разных эпох. Наблюдения показывают, что дети с удовольствием слушают старинную музыку И. С. Баха, произведения композиторов венской классической школы – И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, музыку представителей романтизма — Ф. Шуберта, Р. Шумана. Развивая музыкальное восприятие, формируя эталоны красоты важно слушать с детьми произведения русских композиторов-классиков 19 века – М. И. Глинки, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, крупнейших композиторов 20 столетия – С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, Д. Б. Кабалевского, и других.

Второе направление – использование музыкального фольклора, который должен составлять основу на ранних этапах музыкального развития ребенка и соответствовать высоким требованиям художественности. Фольклор (народные песни, танцы и инструментальная музыка) получил всеобщее признание, как одно из важнейших средств эстетического и нравственного воспитания детей. Освоение фольклора значительно расширяет представления детей о культуре, традициях и обычаях народов мира. Приобщение к музыкальному фольклору ценно в любом возрасте, но серьезное и полноценное его освоение должно начинаться с раннего возраста. Это период интенсивного развития и необычайной подвижности ребенка, когда наиболее эффективным методом работы с детьми является игра. Благодаря постоянной связи народного фольклора с игровыми методами дети с большим желанием усваивают песенный материал. Народные мелодии наиболее доступны и понятны детям и являются естественной художественной почвой, необходимой для полноценного музыкального развития ребенка.

Третье направление в использовании репертуара для развития музыкального восприятия детей – песни, написанные композиторами специально для детей. Но дети очень взыскательные слушатели и далеко не каждая песня находит свой путь к сердцу ребенка. Подбирая песни для слушания и разучивания детьми, педагоги должны опираться на яркие образцы высокохудожественных детских песен, которые проверены временем и представляют большую воспитательную ценность: песни о дружбе, бережном отношении к природе, любви к животным. Это песни из мультфильмов и радиопередач, написанные композиторами А. Островским, В. Шаинским, Ю. Чичковым, Г. Гладковым, Е. Крылатовым, А. Струве, А. Пахмутовой и другими.

Еще одно требование, которое предъявляется к музыкальному репертуару – требование доступности для детей. Важным критерием доступности являются знакомые детям музыкальные жанры. При осмыслении жанровых особенностей музыки следует опираться на так называемые “три кита” – песню, танец и марш, используя методику музыкального воспитания детей Д. Б. Кабалевского. Эти жанры дошкольники определяют без особого труда. Давая детям примеры различных музыкальных жанров, педагог должен стремиться, чтобы они не только почувствовали их характер, но и осознали особенности каждого жанра.

По мере взросления детей музыкальный репертуар для слушания постепенно усложняется. В старшем дошкольном возрасте (от 5-ти до 6-7 лет) в репертуар для слушания музыки можно включать яркие произведения классической музыки – фрагменты из опер и балетов, известные фортепианные и симфонические произведения.

Особенности организации образовательного процесса

Структура образовательного процесса включает следующие компоненты:

• непосредственно образовательная деятельность (использование термина «непосредственно образовательная деятельность» обусловлено формулировками СанПиН);

• образовательная деятельность в режимных моментах (индивидуальная работа с детьми до и после занятий);

• образовательная деятельность в семье. При организации партнерской деятельности взрослого с детьми мы опираемся на тезисы Н. А.Коротковой:

— включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.

— добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения).

— свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства).

— открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).

Непосредственно образовательная деятельность реализуется в совместной деятельности взрослого и ребенка в интеграции художественно-эстетической деятельности с другими (познавательно-исследовательской, игровой, двигательной, коммуникативной).

Формы и направления взаимодействия с семьями воспитанников

В соответствии с ФГОС дошкольного образования социальная среда дошкольного образовательного учреждения должна создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

К формам работы с родителями по реализации образовательной области художественно-эстетического развития относятся:

1. Тематические консультации

2. Родительские собрания

3. Дни открытых дверей

4. Мастер-классы

5. Проектная деятельность

6. Конференции

7. Семейные праздники

Список используемой литературы:

1. Волынкин В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников / В. И. Волынкин – Рн/Д.: Феникс, 2007.

2. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду»/под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006

3. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

4. Закон об образовании.

5. Концепция дошкольного воспитания.

6. Усатова У. «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»

7. Дрезнина М. Г., Куревина О. А. «Навстречу друг другу» Линка-Пресс, Москва, 2007

8. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. — М.: Просвещение, 1981

9. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. – М.: Музыка, 1972.

10. Радынова О. П. Музыкальное развитие детей: в 2 ч. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997 Ч. 1.

Источник