Психофизические особенности развития ребенка презентация

Психофизические особенности развития ребенка презентация thumbnail

Слайд 1

Тема: «Особенности психофизического развития ребенка» ГКОУ школа-интернат №1

Слайд 2

Выготский Лев Семенович Даниил Борисович Эльконин

Слайд 3

Социальная ситуация развития [лат. socialis — общественный] — сущностная характеристика возрастного периода развития, введенная Л.С. Выготским . Это единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой, определяет весь образ жизни ребенка, его социальное бытие, особенности его сознания.

Слайд 4

Новообразования — достижения в развитии, характеризующиеся особым типом строения личности и деятельности, а также отношением ребенка к самому себе и другим людям.

Слайд 5

Ведущая деятельность — это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.

Слайд 6

Кризис новорожденности 0 — 2 месяца Переход от внутриутробного к внеутробному образу жизни, полная зависимость от взрослого. Социальная улыбка как начало индивидуальной психической жизни

Слайд 7

Психологическое новообразование Комплекс оживления — это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. Он знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития — стадии младенчества. Поэтому появление комплекса оживления представляет собой психологический критерий конца кризиса новорожденности .

Слайд 8

Младенчество 2 месяца — 1 год Социальная ситуация развития Ситуация эмоционального единства ребенка и взрослого («мы») Ведущая деятельность Непосредственно –эмоциональное общение Общение С родным взрослым — ситуативно-личностное

Слайд 9

Психологические новообразования: Потребность в общении Базовое доверие к миру Дифференциация ощущений и эмоциональных состояний Различение близких и посторонних людей Преднамеренные действия (хватание, доставание предмета) «Истинное» подражание Предметное восприятие Автономная речь Ходьба Превращение ребенка в субъекта желания и действия

Слайд 10

Кризис 1 года Физическое отделение от матери. Расширение пространства, доступного для ребенка. Рост самостоятельности. Гипобулические реакции: первые акты протеста, противопоставления себя другим, так называемые гипобулические реакции, в которых не дифференцируется воля и аффект ( Л.С.Выготский ), которые особенно выявляются, когда ребенку в чем — то отказано (кричит, падает на пол, отталкивает взрослых и т.п.)

Слайд 11

Раннее детство 1—3 года Социальная ситуация развития Ребенок и взрослый (конкретный, из близкого окружения), или « Я и другой», и ли Ребенок – Предмет- Взрослый. Познание мира человеческих предметов. Ведущая деятельность Орудийно-предметная ( предметно-манипулятивная ) Общение со взрослым – ситуативно-деловое, со сверстниками — начальные формы, взаимное подражание.

Слайд 12

Психологические новообразования Овладение предметными действиями Символическое , замещающее действие Предметная игра Начальные этапы изобразительной и других — видов продуктивной деятельности Активная речь Наглядно-действенное мышление Личное действие Сознание «Я сам» Отделение себя от окружающих и сравнение себя с ними

Слайд 13

Кризис 3 лет « Семизвездие симптомов кризиса»: упрямство, негативизм, строптивость, протест-бунт, своеволие, обесценивание взрослых, деспотизм, психологическое отделение от близкого взрослого. « Гордость за достижение»

Слайд 14

Дошкольное детство 3 — 7 лет Социальная ситуация развития Ребенок и взрослый (общественный, обобщенный). Познание мира человеческих отношений Ведущая деятельность Игра ( сюжетно-ролевая игра) Общение Общение со взрослыми: 3-5 лет — внеситуативно-познавательное ; 5-7 лет — внеситуативно-личностное . Общение со сверстниками — игровое сотрудничество,сопереживание

Слайд 15

Психологические новообразования Воображение Наглядно-образное мышление Начала понятийного мышления Картина мира Новые мотивы поведения Соподчинение , иерархия мотивов Произвольность поведения Первичные этические инстанции Самосознание Самооценка Практическое овладение речью, развитие функций речи

Слайд 16

Кризис 7 лет Потеря детской непосредственности (манерничанье, кривляние). Обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни, занятии. Способность и потребность в социальном функционировании, в занятии значимой социальной позиции

Слайд 17

Младший школьный возраст 6—7—10 лет Социальная ситуация развития Внутренняя позиция ученика как человека, совершенствующего самого себя Ведущая деятельность Учебная деятельность Общение Особенности учебного общения: роль учителя, роль сверстников . Совместное обсуждение учебных проблем

Слайд 18

Психологические новообразования «Умение учиться» Понятийное мышление Внутренний план действий Рефлексия — интеллектуальная и личностная Новый уровень произвольности поведения Самоконтроль и самооценка Ориентация на группу сверстников Зависимость уровня достижений от содержания и организации учебной деятельности

Читайте также:  Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста это

Слайд 19

Кризис подростковый Кризис самооценки. Ломка старой системы взаимоотношений, смена всей структуры переживаний. Рефлексивный оборот на себя

Слайд 20

Подростковый, отроческий возраст 10-11-14-15 лет Социальная ситуация развития Формирование сознательного отношения к себе как к члену общества . Благоприятные условия ( сензитивность ) для проявления индивидуальности Подростковая группа как психологическое пространство возникновения основных новообразований подростков. Ведущая деятельность Интимно — личностное общение сверстников (Д.Б. Эльконин .)Общение в общественно полезной деятельности (Д.И. Фельдштейн ) Общение Стремление занять удовлетворяющее положение в группе сверстников. Подросток и взрослые : амбивалентность отношений, стремление к независимости и потребность в защите и поддержке.

Слайд 21

Психологические новообразования Чувство взрослости — новый уровень самосознания Стремление к самоутверждению Возникновение внутренней жизни, большой интерес к чувствам и переживаниям других людей « Я-концепция »- развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств; б) самооценку, в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов. Формально-логическое (рассуждающее) мышление Рефлексия

Слайд 22

Кризис перехода к юности (15-18 лет) Становление человека как субъекта собственного развития

Слайд 23

Домашнее задание Эссе на тему: « Что я жду от первой встречи с приемным ребенком?»

Источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Психофизиологические особенности подростков «В подростковом возрасте многие ч

Описание слайда:

Психофизиологические особенности подростков «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках…..» Иоганн Вольфганг Гёте

2 слайд

Психофизиологические особенности подростков обусловлены спецификой взаимодейс

Описание слайда:

Психофизиологические особенности подростков обусловлены спецификой взаимодействия центральной и эндокринной систем. С этой точки зрения в половом созревании можно выделить два этапа. 1 этап — происходит повышение активности нервных центров, приводящее к началу полового созревания, которое стимулируется повышением активности гипоталамуса и гипофиза. 2 этап -происходит рост активности половых желез.

3 слайд

Перестройка гормональной системы в первой фазе полового созревания (от 10-14

Описание слайда:

Перестройка гормональной системы в первой фазе полового созревания (от 10-14 лет) может повлечь за собой ослабление процессов центрального торможения, нервность, быструю утомляемость, ухудшение восприятия и внимания, эмоциональную неустойчивость и агрессивность.

4 слайд

Для младшего подростка (особенно мальчика) характерны дополнительные движения

Описание слайда:

Для младшего подростка (особенно мальчика) характерны дополнительные движения рук, ног, туловища, например, размахивание руками во время речи, постоянные попытки на что-нибудь облокотиться, опереться. Подростку тяжело сохранять стабильную прямую позу во время стояния, сидения.

5 слайд

В подростковый период подростки исключительно эгоистичны считают себя центром

Описание слайда:

В подростковый период подростки исключительно эгоистичны считают себя центром Вселенной единственным предметом, достойным интереса Но в то же время, ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование.

6 слайд

У девочек, несмотря на повышенную впечатлительность, наблюдается преимуществе

Описание слайда:

У девочек, несмотря на повышенную впечатлительность, наблюдается преимущественно сонливое, апатичное состояние. В этот период происходит бурный рост многих систем организма: например, растут кости, но отстаёт в развитии мышечная система. Ребёнок не успевает координировать свои движения, поэтому появляется неуклюжесть. Мышцы, не могут держать позвоночник, возникает сколиоз. Сердце растёт быстрее, чем сосуды, которые снабжают его кровью. Возможны нарушения деятельности сердечно — сосудистой системы.

7 слайд

Старшие подростки менее раздражительны, чем младшие и средние, настроение у н

Описание слайда:

Старшие подростки менее раздражительны, чем младшие и средние, настроение у них чаще жизнерадостное, оптимистическое. На смену неуравновешенности и неуверенности в своих силах приходит повышенная, а нередко и завышенная их оценка. Эти особенности имеют под собой глубокую физиологическую основу. Старшие подростки больше нуждаются в том, чтобы их избыточная энергия находила правильный выход.

8 слайд

В период полового созревания многие подростки проявляют особую чувствительнос

Описание слайда:

В период полового созревания многие подростки проявляют особую чувствительность к критике, насмешкам, особенно по поводу своей внешности, поэтому необходимо формирование правильного отношения подростков к особенностям своего тела. В определенные моменты тревожная мнительность подростков (особенно девочек) в связи с любыми критическими замечаниями относительно их внешности может настолько усилиться, что на этой почве возникают нарушения настроения, неврозы или неврозоподобные состояния, подавленность. Хронически угнетенное состояние может обострить уже имеющиеся хронические заболевания.

Читайте также:  Развитие ребенка первый триместр беременности

9 слайд

ЭТО ВАЖНО! Следует очень тактично относиться к внешности подростка, избегать

Описание слайда:

ЭТО ВАЖНО! Следует очень тактично относиться к внешности подростка, избегать каких-либо конкретных оценок. Можно указать на реальные возможности исправления большинства недостатков: путем соблюдения гигиенических правил выполнения специальных физических упражнений При благоприятных условиях в семье, в школьной среде, кризисы в этом возрасте совсем не обязательны!

10 слайд

ПОДВОДИМ ИТОГ В подростковом возрасте происходит поиск и становление своего

Описание слайда:

ПОДВОДИМ ИТОГ В подростковом возрасте происходит поиск и становление своего «я». Подросток стремится освободиться от влияния взрослых и больше общаться со сверстниками. Родителям необходимо интересоваться, с кем общается ребёнок, знать имена и интересы друзей. Взрослые должны вести с подростком беседы о вредных последствиях дурных компаний, помогать ему разбираться в людях, в их поступках.

11 слайд

Не забывайте слова И.В. Гёте: «В подростковом возрасте многие человеческие д

Описание слайда:

Не забывайте слова И.В. Гёте: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках»… Поэтому не спешите осуждать ребёнка! «Пока развивается тело ребёнка, болит и ждёт помощи его душа»

12 слайд

Спасибо за внимание!

Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Тьютор

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-322895

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Инфоурок

Школьному психологу
›Презентации›Презентация на тему «Психологические особенности детей дошкольного возраста»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

 Психологические особенности детей дошкольного возраста

Описание слайда:

Психологические особенности детей дошкольного возраста

2 слайд

Качественно новые черты: Формирование личности ребенка; Формирование деятельн

Описание слайда:

Качественно новые черты: Формирование личности ребенка; Формирование деятельности ребенка

3 слайд

Ведущий вид деятельности - игра Начинают формироваться игры с правилами Совме

Описание слайда:

Ведущий вид деятельности — игра Начинают формироваться игры с правилами Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, Ребенок охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. В игре, продуктивных видах деятельности происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.

4 слайд

Восприятие и воображение Ребёнок воспринимает предмет без попытки его обследо

Описание слайда:

Восприятие и воображение Ребёнок воспринимает предмет без попытки его обследования. Восприятие отражает окружающую действительность. Усваивает сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. предметов. Преобладает воссоздающее воображение; Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребёнка, его кругозор. Характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.

5 слайд

Мышление Преобладающая форма мышления – наглядно-образное. Ребенок способен н

Описание слайда:

Мышление Преобладающая форма мышления – наглядно-образное. Ребенок способен не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.

6 слайд

Память и внимание Память непроизвольная, характеризуется образностью. Преобла

Описание слайда:

Память и внимание Память непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго. Внимание ребенок не способен длительное время удерживать на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

7 слайд

Читайте также:  3 месяца ребенку развитие уход

Эмоции Резкие перепады настроения; Эмоциональное состояние зависит от физичес

Описание слайда:

Эмоции Резкие перепады настроения; Эмоциональное состояние зависит от физического комфорта; Оказывают влияние взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; Эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.

8 слайд

Речь Высокая речевая активность Значительно увеличивается запас слов Словарь

Описание слайда:

Речь Высокая речевая активность Значительно увеличивается запас слов Словарь содержит все части речи Появляются элементарные виды суждений об окружающем

9 слайд

Поведение и общение Поведение ребенка еще ситуативно. Начинает развиваться са

Описание слайда:

Поведение и общение Поведение ребенка еще ситуативно. Начинает развиваться самооценка, с ориентацией на оценку родителей и других взрослых. Продолжает развиваться половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов. Ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. Могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек.

10 слайд

Задачи развития и воспитания: 1. Развитие потребности в активной двигательной

Описание слайда:

Задачи развития и воспитания: 1. Развитие потребности в активной двигательной деятельности, своевременное овладение основными видами движений, освоение элементарных навыков личной гигиены. 2. Обеспечение познавательного развития детей, обогащение представлений об окружающих предметах и явлениях, развитие любознательности. 3. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению. 4. Обогащение опыта самопознания дошкольников. 5. Обучение детей различным способам действий в условиях предметно-действенного сотрудничества.

11 слайд

Признаки кризиса 3-х лет: Негативизм Упрямство Строптивость Своеволие Протест

Описание слайда:

Признаки кризиса 3-х лет: Негативизм Упрямство Строптивость Своеволие Протест-бунт Симптом обесценивания Деспотизм

12 слайд

Как поддержать ребенка? Позвольте малышу быть самостоятельным Расширьте права

Описание слайда:

Как поддержать ребенка? Позвольте малышу быть самостоятельным Расширьте права и обязанности ребенка Придерживайтесь одной линии воспитания в семье Проявляйте твердость и постоянство в требованиях к ребенку Используйте игру и приемы отвлечения для сглаживания кризисных вспышек Любите ребенка Следите за своим поведением и словами в присутствии ребенка

13 слайд

Основные вехи развития ребенка от трех до семи лет жизни: Складывается новая

Описание слайда:

Основные вехи развития ребенка от трех до семи лет жизни: Складывается новая социальная ситуация развития; Ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра; Во время игры дошкольники овладевают другими видами деятельности; Возникают важные новообразования в психической и личностной сферах; Происходит интенсивное интеллектуальное развитие ребенка; — Формируется готовность к обучению в школе.

14 слайд

Движущие силы развития психики дошкольника: потребность в общении; потребност

Описание слайда:

Движущие силы развития психики дошкольника: потребность в общении; потребность во внешних впечатлениях; потребность в движениях.

15 слайд

Социальная ситуация развития ребёнка: 1. Меняются взаимоотношения со взрослым

Описание слайда:

Социальная ситуация развития ребёнка: 1. Меняются взаимоотношения со взрослыми; 2. Становится возможным достаточно систематическое обучение; 3. Отношения со сверстниками; 4. Осознание собственного «Я»; 5. Становление личности ребенка; 6. Ведущим средством общения является язык.

16 слайд

Формы общения: 1. Подражание; 2. Познавательное общение; 3. Сотрудничество ре

Описание слайда:

Формы общения: 1. Подражание; 2. Познавательное общение; 3. Сотрудничество ребёнка со взрослым; 4. Личностное общение;

17 слайд

Сюжетно-ролевая игра как основная деятельность дошкольника: Для первой стадии

Описание слайда:

Сюжетно-ролевая игра как основная деятельность дошкольника: Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми и содержанием игры становятся социальные отношения, общественная сущность деятельности взрослого человека.

18 слайд

Новообразования в психике дошкольника: Сенсорное развитие - совершенствование

Описание слайда:

Новообразования в психике дошкольника: Сенсорное развитие — совершенствование ощущений, восприятия, наглядных представлений. Мышление развивается от наглядно-действенного к образному. Память узнавания и воспроизведения. Растущая произвольность воображения.

19 слайд

Показатели психического развития ребёнка: Произвольность поведения; Рост субъ

Описание слайда:

Показатели психического развития ребёнка: Произвольность поведения; Рост субъектности; Развитие самосознания; Возникновение самовоспитания; Возникновение первичного детского мировоззрения;

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-психолог

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-137190

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник