Воспитательная деятельность это развитие ребенка

Воспитательная деятельность это развитие ребенка thumbnail

Инна Вэнго
Эффективность воспитателя-путь к личностному развитию ребенка

Педагогическая деятельность – это тот вид деятельности, на результат которой оказывает влияние характер отношений между ее участниками. Успешное решение сложных и ответственных задач обучения и воспитания детей в решающей степени зависит от личности воспитателя, его нравственной позиции, профессионального мастерства, эрудиции и культуры.

Важными критериями эффективности воспитательной деятельности является личностный рост каждого ребенка, позитивная система его отношений к миру, которая строится на основе его положительной самооценки, которую можно считать главным критерием эффективности воспитательной деятельности.

Проблема развития воспитания, несомненно, заслуживает самого пристального рассмотрения, так как, по сути, речь идет о завтрашнем дне России, ценностных ориентирах нашего общества, а по большому счету — о национальной безопасности страны, корни которой кроются в воспитании, творческом развитии, гражданском становлении подрастающего поколения.

Важнейшим приоритетом воспитательной деятельности педагога в современной школе является личностный характер общения педагога с ребенком. Основными функциями воспитательной деятельности являются: понимание ребенка, помощь ребенку и его поддержка в процессе развития, защита интересов ребенка, мягкое не директивное управление процессом развития личности ребенка, культурное влияние, облегчение процесса личностного роста, организация разнообразной деятельности детей.

Воспитатель и воспитанник — две основные фигуры. Личности, чьи взаимоотношения непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества. И чем выше авторитет воспитателя, чем важнее для воспитанников справедливее кажутся его требования, замечания, тем весомее каждое его слово.

Что отличает воспитательную деятельность от других видов педагогической деятельности? Прежде всего, это деятельность духовно-практическая. Ее специфика в том, что она одновременно обращена к миру предметному, внешнему и к внутренней, духовной сфере человеческой жизни.

Воспитательная деятельность — это деятельность, направленная на создание условий успешного развития личности ребенка. Многогранные перемены, происходящие в нашей жизни, в том числе и в жизни школы, на одно из первых мест выдвигают проблемы формирования личности, ее воспитанности, следовательно, первостепенное значение приобретает вопрос личностного развития ребёнка как результат эффективности воспитательной деятельности. В нашей школе обучаются дети коренных народов Севера, имеет особенность следующие специфические моменты:

— процесс обучения и воспитания наших детей происходит в условиях иноязычной языковой деятельности. Мы имеем три категории детей — дети из тундры, где общение идёт на родном языке; — дети из посёлка, где в семье общаются на русском языке, в сочетании с родным языком; дети из семей со смешанным браком.

Приезжая из тундры, дети находятся под нашим воспитательным и образовательным воздействием короткий период — один учебный год (в большинстве своём, причём, первая четверть – это период адаптации, с последующим созданием группового и школьного коллектива.

В процессе работы мы встречаем сложности:

-отсутствие влияния семьи, как фактора совместной воспитательной работы — школа, семья, социум;

-влияние состояния здоровья наших воспитанников на психофизическое состояние личности и поведение данной личности, как фактор отрицательного примера для других детей (есть дети, подающие плохой пример остальным).

-наследственный фактор, отрицательно влияющий на развитие личности ребёнка;

различный уровень требовательности учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования к нашим воспитанникам.

Процессы обучения и воспитания направлены на формирование личности каждого ребенка, коррекцию недостатков его развития, создающие предпосылки для социальной адаптации. В виде активного приспособления к условиям социальной среды при помощи усвоения и принятия определенных целей, ценностей, а также норм, правил и общепринятых способов поведения, является основой для личного и социального благополучия.

Но так как человек — существо социальное, то и воспитывать его нужно в социуме класса, школы, посёлка и т. д. Проблемные дети, по моему опыту, быстрее расстаются со своими проблемами, легче справляются с ними, если у них есть позитивные примеры в исполнении их сверстников. Именно поэтому педагогика сотрудничества, коллективные творческие дела безотказно помогают в решении многих вопросов в воспитании проблемных детей.

Воспитательная работа в нашей группе (семье) начинается с ознакомления и изучения личных дел вновь прибывших детей, состояния здоровья, характеристики и семейно-бытовых условий. При изучении личности ребенка также помогает наблюдение за ребенком в различных видах его деятельности, беседы в доверительной обстановке с четко определенной целью и анализ результатов деятельности ребенка. Знание диагноза, изучение семейно-бытовых условий помогает воспитателю лучше понять психическое состояние и особенности поведения воспитанника, выбрать наиболее целесообразные методы индивидуального подхода при воспитании.

Читайте также:  Развитие и воспитание ребенка от года до полутора лет

Используем национальные традиции в работе. Данная система воспитания является одним из важнейших факторов реализации концепции развития национальной школы и решения проблем социализации детей коренной национальности.

Актуализация традиций этнопедагогики, активное их использование в воспитательном процессе – это необходимое условие для сохранения и выживания коренных народов Севера, подъёме национального самосознания, возрождение национальной культуры, воспитания у молодёжи чувства гармонии с природой и любви к своей родной земле.

Зная прошлое, только в сравнении с ним можно глубоко и полно понять нынешнее состояние детей. Человек должен иметь неразрывную связь с прошлым, должен ощущать себя чьим-то потомком. С воспитанниками проводились такие мероприятия, как: «Экологический календарь ненцев», «Узорная письменность», «Конкурс краеведов», «Этнопедагогическая роль игр и игрушек народов Севера в организации досуга воспитанников интерната», «Природа и человек» и многое другое. В своей педагогической деятельности мы часто обращаемся к фольклору народов крайнего Севера при проведении различных мероприятий: пословицы, песни, сказки. Под их воздействием вырабатываются навыки, привычки.

Проводимые занятия расширяют кругозор воспитанников, здесь они узнают о своих национальных традициях, совершенствуют речь, закрепляют практические навыки. Жизнедеятельность в интернате организована так, чтобы воспитанники овладели навыками в различных видах деятельности: от самообслуживания до творческой деятельности. Особое место в овладении трудовыми навыками занимает профессиональная ориентация и профессиональная подготовка воспитанников, покидающих интернат.

В основе воспитательной работы лежит совместная творческая деятельность детей и взрослых по различным направлениям. Целостное представление об окружающем мире воспитанников получают через переживание особых традиционных моментов школьной жизни, позволяющее формировать развитую личность.

Воспитатели группы уделяют большое внимание индивидуальной работе с воспитанниками, организуют для своих детей экскурсии, походы и т. п. Вся эта работа способствует улучшению микроклимата в группе — семье, решению многих повседневных проблем.

Занятия в мероприятиях по внеурочной воспитательной деятельности позволяют удовлетворить потребности детей в познании своей национальной культуры. Были подготовлены и проведены интересные тематические вечера, концерты, спортивные соревнования, акции, операции. Воспитанники наши принимали участие в районных мероприятиях, становились победителями различных конкурсов и соревнований.

Источник

Ирина Куриленко
Воспитание ребёнка в различных видах деятельности.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

тема: Воспитание ребёнка в различных видах деятельности.

Формирование нравственных качеств у детей требует от родителей повседневного труда, такта, выдержки, единства требований. Воспитание ребёнка, в частности воспитание послушания, формируется в деятельности путём упражнения в хороших поступках.

Как показывают психолого-педагогические исследования, сильные эмоциональные побуждения рождаются у детей в практической деятельности, в различных жизненных ситуациях. В деятельности накапливается нравственный опыт ребёнка.

Игра, труд, общение ребёнка имеют большую роль в его психическом развитии. Воспитывать ребёнка – значит руководить его деятельностью, общением, подкреплять активность, успех.

Игра – ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. она является самостоятельной деятельностью, средством воспитания и формой организации жизни детей. Известно, что ребёнок большую часть времени играет.

Совместные игры родителей с детьми помогают:

— установить контакт,

— взаимопонимание,

-добиваться выполнение требований без особого нажима.

Родители, которые относятся к игре безучастно, равнодушно, лишают себя возможности:

— сблизится с ребёнком,

— узнать его внутренний мир.

Родители часто недооценивают роль игры, относят её к забавам и шалостям ребёнка. Они стремятся с ранних лет готовить детей к школе, много читают им без учёта возраста, увлекаются ранним обучением. Подчиняя игру лишь задаче познавательного развития ребёнка, они покупают игрушки для более старшего возраста. в результате маленький ребёнок, обладая фантазией, большим количеством игрушек, не умеют играть.

Обучать ребёнка игре должны взрослые.

Сюжетно-ролевая игра очень популярна и любима детьми, готовит их к будущей жизни. Для ребёнка очень важны одобрение родителей, их участие в игре.

Родители не играют с детьми по разным причинам:

«прячутся» за свой возраст,

— ссылаются на занятость: считают, что на совместную игру уходит много времени.

Часто у взрослых бытует мнение, что для ребёнка полезнее посидеть у телевизора, у компьютера, послушать сказки в записи, поиграть в компьютерные развивающие игры и т. д. А в игре ребёнок может:

— что-то сломать, порвать, испачкать,

— раскидать игрушки, «потом убирай за ним, а знания он и так получит в детском саду».

Важно найти силы, время, желание научить ребёнка играть:

— можно наблюдать за его игрой, задавать вопросы, подбирать игрушки;

Читайте также:  Развитие и воспитание ребенка до года с картинками

— следует обучать детей способами игрового воспроизведения действительности;

— ненавязчиво вмешиваться в игру, побуждать ребёнка действовать по определённому сюжету, обращать внимание на то, кто что делает. Например, произносить диалоги с воображаемым собеседником, проводить с детьми игры имитационного характера, обращаться к ребёнку через роль, поощрять самостоятельную выдумку, инициативу.

Для 3 – 4 летних детей надо создавать разнообразные игровые ситуации: «Мишка заболел», «Поедим на дачу» и др. Родителям следует:

— обращать внимание на разговор персонажей;

— сводить к минимуму число сюжетных игрушек;

— использовать предметы-заменители;

— действовать с воображаемыми предметами.

Ребёнок 5 лет также нуждается в игре со взрослым. Когда дети находятся в данном возрасте, то родителям рекомендуется:

— направлять игру детей, не разрушаю её;

— сохранять самодеятельный и творческий характер;

— сохранять непосредственность переживаний, веру в правду игры.

С детьми 5 – 6 лет можно использовать косвенные методы:

— наводящие вопросы,

— совет,

— подсказки,

— введение дополнительных персонажей, ролей.

По мнению специалистов, достаточно играть с ребёнком всего 15 – 20 минут в день. С детьми 4 – 5 лет необходимо играть не реже 1 – 2 раза в неделю.

Не упускайте возможность формировать у детей игровые навыки:

— во время прогулок,

— семейных праздников,

— повседневных домашних дел.

Насколько богатой и разнообразной будет сюжетно-ролевая игра ребёнка, в значительной мере зависит от взрослых.

Помимо игровой деятельности развитие и воспитание ребёнка осуществляется в труде. Посильный труд неоценим для формирования личности ребёнка.

Игра и труд – важнейшие средства нравственного воспитания, формирования положительных взаимоотношений между детьми, первых общественных качеств. Это практическая деятельность, оставляющая ребёнку удовлетворение, радость.

Положительное отношение к деятельности (в том числе и трудовой) формируется у ребёнка в семье двумя путями:

— во-первых, это сознательное, целенаправленное воспитание, когда родители формируют у ребёнка любовь труду, полезные навыки и привычки;

— во-вторых, это происходит путём подражания ребёнка трудовым занятиям родителей, его воспитывают сами условия жизни семьи: быт, традиции, интересы и потребности, стили взаимоотношений родителей.

Воспитание, в том числе и трудовое, должно строиться прежде всего на положительных примерах и фактах, ярких и убеждающих. Необходимо вовлекать детей в понятные для них воспитательно-ценные семейные проблемы, приучать к самостоятельной трудовой деятельности. Следует давать ребёнку знания о том, кто кем работает, сформировать уважение к труду, его результатам.

Основные методы и приёмы, необходимые для руководства разными видами труда детей в семье:

— определить цель труда (если ребёнок сам решает, что он хочет сделать, каков должен быть результат, можно уточнить цель либо внести другое предложение);

— помочь ребёнку мотивировать свой труд, обсуждать с ним, для чего и для кого нужна данная работа, в чём её значение;

— учить элементам планирования работы (например, сначала приготовить таз с водой и тряпочку для мытья игрушек, потом выбрать место для чистых игрушек и т. д.);

— показывать и объяснять (или напоминать, как лучше сделать работу, советовать, как успешнее выполнить поручение, обязанность;

— пробудить интерес к предстоящему делу, поддерживать и развивать его в ходе работы;

— выяснить, что уже сделано и что ещё можно сделать, чтобы добиться лучшего результата;

— вспомнить вместе с ребёнком основные «трудовые правила» (каждый должен старательно работать, необходимо помогать старшим, младшим и др.);

— поощрять самостоятельность, интерес к делу, стремление преодолеть трудности, добиваясь намеченной цели;

— систематически проверять вместе с ребёнком ход и результаты работы, оценивая её, уделяя особое внимание проявлению терпения, самостоятельности, инициативы, настойчивости в достижении цели;

-привлекать ребёнка к труду взрослых, подавать пример добросовестного отношения к делу, помогая советом или делом в случае затруднения (но не делать работу за него);

— организовать совместную работу со старшими и младшими членами семьи, вместе обсудив мотив и предполагаемый результат намеченного дела, определить долю работы каждого, посоветовать, как помочь младшему брату или сестре, напомнить правила поведения и взаимоотношений во время общего труда (проявление личной старательности, добросовестности, дружелюбия);

— использовать поощрение, научить ребёнка выполнять требования, проверять, оценивать и обсуждать результаты труда и вклада каждого в общее дело;

— пробуждать инициативу и находчивость, задавая вопросы (что и как лучше сделать, наталкивать на самостоятельное принятие решения;

— поставить ребёнка перед необходимостью сделать выбор и помочь принять правильное решение (например, можно идти играть, но сначала нужно закончить работу, иначе не успеть приготовить подарок к завтрашнему дню);

Читайте также:  Музыкальное развитие ребенка вебинар м казиника

— читать художественные произведения, посвящённые людям труда, рассматривать иллюстрации, обращать внимание ребёнка на то, как трудятся люди (на прогулке, в магазине и т. д.).

При воспитании трудовых потребностей у ребёнка взрослым стоит помнить, что:

— удовольствие, достигнутое трудовым усилием, формирует потребность;

— у ребёнка должны быть постоянные трудовые поручения;

— особенно важно вовремя и правильно оценить труд ребёнка (перехваливание или предъявления необоснованно высоких требований к труду ребёнка имеет отрицательное действие);

— необходимо оценивать результат труда и отношение к делу, а не самого ребёнка;

— при оценки труда ребёнка важно помочь ребёнку понять, что он сделал хорошо и в чём ошибся;

— оценивая труд надо учитывать индивидуальные особенности ребёнка;

— важно соблюдать такт в общении с легко возбудимыми, ранимыми, застенчивыми детьми.

Дети испытывают потребность в совместной деятельности с родителями. Источник радости таится не в самом труде, но и в том общении, которое несёт труд или какая-либо деятельность.

Развитие и воспитание ребёнка вне деятельности невозможно.

Источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА «ПРОГИМНАЗИЯ»    Особенности организации воспитательной деятельности с детьми дошкольного возраста

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА «ПРОГИМНАЗИЯ»

Особенности организации

воспитательной деятельности с детьми дошкольного возраста

«Воспитание детей есть важная задача государства, законодатель не должен отводить ему вторичное место»  Платон   Целью учебно-воспитательного процесса является всестороннее развитие ребенка как личности,   что полностью соответствует Конвенции о правах ребенка: воспитание должно быть направлено на развитие ребенка, его умственных, духовных и физических способностей в их полном объеме (статья 29 ).

«Воспитание детей есть важная задача государства, законодатель не должен отводить ему вторичное место» Платон

Целью учебно-воспитательного процесса является

всестороннее развитие ребенка как личности,   что полностью соответствует Конвенции о правах ребенка: воспитание должно быть направлено на развитие ребенка, его умственных, духовных и физических способностей в их полном объеме (статья 29 ).

     Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие    Воспитательные задачи в образовательных областях Физическое развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Воспитательные задачи в образовательных областях

Физическое развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Содержание образовательных областей реализуется

в различных видах деятельности:

  • игровая , включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игр;
  • коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
  • познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
  • восприятие художественной литературы и фольклора;
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
  • конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
  • изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
  • музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
  • двигательная (овладение основными движениями), формы активности ребенка.

Реализация образовательных областей осуществляется через организацию различных видов деятельности детей, которые способствуют решению задач воспитания, направленных на умственное, физическое, нравственное, эстетическое, социальное развитие детей.

 Реализации и организации воспитательной деятельности с детьми дошкольного возраста в полной мере способствует системно-деятельностный подход. Цель системно-деятельностного подхода   к организации воспитательно-образовательного процесса – воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, т.е. активно участвующего в сознательной деятельности.  Системно-деятельностный подход к воспитательно-образовательному процессу   позволяет создать условия, в которых дети выступают активными участниками образовательной деятельности, учатся самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Именно знания и умения, которые ребенок получил не в готовом виде, а в ходе активного взаимодействия с окружающим миром, становятся для него бесценным опытом, определяющем его успешность на последующих этапах обучения.

Реализации и организации воспитательной деятельности с детьми дошкольного возраста в полной мере способствует системно-деятельностный подход.

Цель системно-деятельностного подхода   к организации воспитательно-образовательного процесса – воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, т.е. активно участвующего в сознательной деятельности. 

Системно-деятельностный подход к воспитательно-образовательному процессу   позволяет создать условия, в которых дети выступают активными участниками образовательной деятельности, учатся самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Именно знания и умения, которые ребенок получил не в готовом виде, а в ходе активного взаимодействия с окружающим миром, становятся для него бесценным опытом, определяющем его успешность на последующих этапах обучения.

Система воспитательной работы организуется по следующим принципам: • воспитание личности в процессе совместной деятельности;  • единство требований к воспитаннику и его уважение;  • сочетание педагогического руководства с развитием инициативы, творчества и самодеятельности детей;  • соответствие воспитательного процесса возрастным и индивидуальным особенностям детей.  Вся воспитательная система строится на трёх основных компонентах воспитательно-образовательного процесса:    1. Самостоятельная (экспериментальная) деятельность детей в условиях созданной взрослым развивающей среды.   2. Совместная (поисковая) с детьми деятельность взрослого (педагог, родители).  3. Обобщающие занятия, общение со сверстниками, «дети – информаторы» - «взрослый –слушатель».   Самостоятельная деятельность детей направлена на то, чтобы ребёнок приобрёл свой личный опыт, в совместной деятельности развил его, а на занятии–обобщил.

Система воспитательной работы организуется по следующим принципам:

• воспитание личности в процессе совместной деятельности; • единство требований к воспитаннику и его уважение; • сочетание педагогического руководства с развитием инициативы, творчества и самодеятельности детей; • соответствие воспитательного процесса возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Вся воспитательная система строится на трёх основных компонентах воспитательно-образовательного процесса:

1. Самостоятельная (экспериментальная) деятельность детей в условиях созданной взрослым развивающей среды. 

2. Совместная (поисковая) с детьми деятельность взрослого (педагог, родители).

3. Обобщающие занятия, общение со сверстниками, «дети – информаторы» — «взрослый –слушатель». Самостоятельная деятельность детей направлена на то, чтобы ребёнок приобрёл свой личный опыт, в совместной деятельности развил его, а на занятии–обобщил.

 «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей

«Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей».

В.А. Сухомлинский

Работа с родителями в дошкольном учреждении –

приоритетное направление воспитательной деятельности

Влияние детского сада на семью должно иметь четкую педагогическую направленность.

Реализуя ФГОС ДО, воспитатели обеспечивают психолого-педагогическую поддержку семьи, повышают компетентность родителей в вопросах развития, воспитания, образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Основной целью работы детского сада с семьей является вовлечение родителей непосредственно в воспитательно-образовательный процесс.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Источник