Общая характеристика развития ребенка в семье

Татьяна Овчинникова
Педагогическая характеристика

Педагогическая характеристика на ___

Дата рождения:

Домашний адрес:

___ поступил в детский сад в сентябре 2012 года из дома. Адаптация прошла легко. Детский сад посещает охотно. Воспитывается в семье с отчимом, который принимает участие в воспитании ребенка.

По характеру ___ импульсивен, не умеет планировать что-то заранее, взвешивать альтернативы, возможные последствия или отсрочивать немедленное исполнение своих намерений и желаний. На вопрос «Почему ты так поступил?» отвечает «Сам не знаю». Неусидчив.

___ способен работать довольно непродолжительное время, затем наступает утомление;

Программный материал усваивает на уровне, ниже среднего. Не всегда доводит начатое дело до конца, старается выполнить задание точно по указанию воспитателя, но делает это быстро, не заботясь о результате и аккуратности.

Речь невнятная, говорит односложно, не использует сложные предложения. Допускает ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи. Высказывания интонационно маловыразительны. Пассивный и активный словари характеризуются бедностью. Низкий уровень понимания словесных инструкций.

Знания и представления об окружающем мире занижены: не сформированы в полной мере представления о животном и растительном мире; представления о себе, семье; общественных явлениях и праздниках, профессиях и многие другие. Причинно-следственные связи выстраивает с помощью взрослого.

Игорь затрудняется в ориентировке в пространстве и времени, в решении простых логических заданий и упражнений. Освоил счет, соотносит количество предметов с цифрой и числом; знает геометрические фигуры, цвета. Сравнивает предметы по величине, но неправильно пользуется терминами сравнения.

Недостаточно развита мелкая моторика рук; ведущая правая рука;

Так же нарушена общая моторика, с трудом удерживает равновесие.

Игровая деятельность сформирована слабо. Играя с детьми, часто вступает в конфликты. Очень любит играть в игры с конструктором и строительными наборами.

Родители уделяют достаточно внимания воспитанию сына. Заинтересованы в занятиях сына с логопедом.

Педагогическая характеристика на ___

Дата рождения:

Домашний адрес:

___ поступила в детский сад в августе 2012 года из дома. Воспитывается в многодетной семье, являясь младшим ребенком. Адаптация проходила долго, но без слез.

Детский сад посещает охотно. Воспитывается в полной семье.

По характеру девочка тихая, спокойная, стеснительная. Очень хочет общаться со сверстниками, но сама редко является инициатором игр, предпочитает второстепенные роли, спокойные игры.

Ребенок охотно принимает участие в организованной деятельности, но стесняется отвечать на вопросы (молчит). Ситуация успеха вызывает у ребенка положительные эмоции. Реакция на одобрение и замечания адекватная. Взаимоотношения со взрослыми сдержанные, устойчивые.

У ___ сформированы представления об окружающей действительности, но не в полном объеме. Она устанавливает простые причинно-следственные связи, обобщающие понятия освоила не все. Внимание устойчивое.

Соня говорит односложно, не использует сложные предложения. Допускает ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи. Высказывания интонационно маловыразительны. Голос слабо-модулированный, тихий. Пасивный и активный словари характеризуются бедностью.

Имеются недостатки в звукопроизношении. Наблюдается недостаточное развитие связной речи. Девочка не может пересказать текст, составить описательный рассказ.

Недостаточно развита моторика мелких мышц рук.

Отмечается задержанная переключаемость движений, медлительна, моторно неловка.

Соня любит занятия по изодеятельности, работы выполняет аккуратно, старательно.

С интересом относится к физкультурным и музыкальным занятиям.

При общении с малознакомыми и незнакомыми людьми стеснительна, малообщительна. При возникновении доверительных отношений с взрослыми становится более общительной.

Навыки самообслуживания сформированы в соответствии с возрастными требованиями.

Родители уделяют внимания воспитанию и развитию ребенка, заинтересованы в занятиях с логопедом.

Нуждается в занятиях с логопедом.

Педагогическая характеристика на ___

Дата рождения:

Домашний адрес:

В детский сад поступил в марте 2013 года переводом из другого детского сада, который посещал с июля 2010 года. Воспитывается в неполной семье. Адаптация прошла хорошо.

Ребенок вспыльчив, непокорен, по характеру, самоуверен, проявляет негативизм. Часто вступает в конфликты с детьми.

Первичная диагностика знаний, умений и навыков ребенка показала несформированность знаний по всем разделам программы данной возрастной группы.

Мальчик не может назвать основные геометрические фигуры, не считает и не отсчитывает необходимое количество предметов, не сформированы временные и пространственные отношения.

Знания и представления об окружающем мире неполные, неточные, бедные. Артем не называет времена года, не может назвать их отличительные признаки; не устанавливает простые причинно-следственные связи; называет некоторых диких и домашних животных, фрукты и овощи, но обобщающими понятиями не владеет.

В развитии речи наблюдается отставание от возрастных норм. У мальчика проявляется нарушение звукопроизношения. Словарный запас скудный, в речи мало прилагательных, наречий. Фразы строит с обилием грамматических и синтаксических ошибок.Связная речь не развита: текст не пересказывает.

Недостаточно развита мелкая моторика рук; ведущая правая рука;

Читайте также:  Методики развития ребенка при беременности

Общая моторика также сформирована недостаточно: отстает в темпе, ритме, переключаемости движений.

Игровая деятельности сформирована на уровне предметной деятельности.

В общении со взрослыми требователен, обращается за помощью только тогда, когда сам не может решить конфликтную ситуацию.

Мама уделяет достаточно внимания воспитанию сына. Прислушивается к советам педагогов.

___ нуждается в занятиях с логопедом.

Педагогическая характеристика на Коротких Алису

Дата рождения:

Домашний адрес:

В детский сад поступила в марте 2013 года переводом из другого детского сада, который посещала с октября 2010 года. Воспитывается в неполной семье. Адаптация проходила болезненно. Из-за частых пропусков, в связи с болезнями, девочка чувствует себя в группе некомфортно, скучает по маме.

Взаимоотношения со взрослыми сдержанные.

В контакт со сверстниками вступает сложно. Предпочитает спокойные игры, устает от шумных детских игр.

Двигательная активность в игре низкая, малословна.

Познавательные интересы сформированы на среднем уровне. К образовательной деятельности относится с интересом, но материал усваивает не в полном объеме.

Развитие речи не соответствует возрастным нормам. Имеются недостатки звукопроизношения. Речь неразборчива, невнятна.Грамматический строй недостаточно сформирован: допускает аграмматизмы. Наблюдается недостаточное развитие связной речи. Составляет описательный рассказ по наводящим вопросам воспитателя. Ребенок знает такие обобщенные понятия как «овощи», «фрукты», «игрушки», «посуда», «мебель», «животные». С помощью называет времена года. Наиболее страдает употребление глаголов, прилагательных, наречий. В речи преимущественно использует простые распространенные предложения (2-3 слова).

Испытывает трудности при решении простых логических задач и игровых заданий. Алиса соотносит количество предметов с числом и цифрой, знает геометрические фигуры, цвета, соотносит предметы по величине.

Внимание устойчивое. Начатое дело доводит до конца.

Мелкая моторика развита недостаточно, что проявляется в трудностях с работой ножницами, пластилином, кистью, карандашами.

Мама уделяет достаточно внимания воспитанию дочери, но делают акцент на заботу о здоровье и опеку. Заинтересована в занятиях дочери с логопедом.

Педагогическая характеристика на Нагайцеву Екатерину

Дата рождения:

Домашний адрес:

Катя посещает детский сад с августа 2010 года. Адаптация к детскому саду прошла нормально. Детский сад посещает охотно.

По характеру девочка бойкая, активная.

Настроение легко меняется от незначительных причин, эмоции, особенно отрицательные, выражаются с большим шумом и экспрессией.

Игровая деятельность развита на низком уровне. Предпочитает играть в основном с мальчиками в игры с роботами, машинами, сюжет соответствует тематике мультфильмов. Во время игр часто бывают ссоры, конфликты, которые разрешает консервативно или с помощью воспитателя. Так же любит подвижные игры.

Познавательные интересы в учебной сфере сформированы недостаточно.

Уровень развития речи – средний. Испытывает трудности при подборе синонимов, антонимов, однокоренных слов; в образовании прилагательных от существительных, в образовании притяжательных прилагательных. Не пересказывает текст. Предложения строит в основном простые. В речи мало прилагательных, наречий. Катя хорошо запоминает стихи, выразительно и громко рассказывает.

Катя знает сведения о себе, понимает родственные связи. Навыки пространственной ориентировки сформированы неполно, слабо ориентируется в основных понятиях времени.

Освоила счет, соотносит количество предметов с цифрой и числом; знает геометрические фигуры, цвета. Сравнивает предметы по величине, но неправильно пользуется терминами сравнения.

Мелкая моторика развита недостаточно. Не справляется с пуговицами, завязками, шнурками. Есть трудности во владении ножницами, при работе с пластилином.

Родители уделяют недостаточно внимания воспитанию ребенка (т. к. живут в другом районе и девочка часто живет у бабушек) заинтересованы в занятиях с логопедом, всегда выполняют указания педагогов.

Педагогическая характеристика на Красноперова Никиту

Дата рождения:

Домашний адрес:

Мальчик посещает детский сад с октября 2011 года. Адаптация к детскому саду прошла нормально. Детский сад посещает охотно. Воспитывается в неполной семье.

Никита активный, общительный, мальчик. В общении со взрослыми проявляет уважение, послушание, охотно выполняет просьбы. С детьми быстро находит общий язык, в целом не конфликтный. В игровом плане легко подчиняется установленным ролевым правилам.

У Никиты недостаточно сформированны знания по всем разделам программы данной возрастной группы т. к. ребенок часто отсутствовал по причине болезни и семейным обстоятельствам.

Мальчик отвечает только по вызову педагога. Внимание легко привлекается, но неустойчивое, не всегда легко переключается с одного вида на деятельности на другой.

На занятиях усидчив. Познавательный интерес присутствует.

У Никиты не развит фонематический слух, допускает ошибки в согласовании в роде, числе, падеже. Словарный запас недостаточный. Свободно пользуется короткими простыми предложениями. Речь невнятная из-за неправильного звукопроизношения.

Представления ребенка о себе в ближайшем окружении сформированы: знания о себе, своей семье, о родственниках. Временные представления не сформированы.

Недостаточно развита мелкая моторика рук; ведущая правая рука; испытывает трудности в работе с ножницами, пластилином.

Читайте также:  Основные этапы развития речи ребенка в норме

Мальчик хорошо взаимодействует в подгруппе детей, но не выступает инициатором новых игр, идей. Всегда подчиняется игровым правилам.

На замечания, одобрение реагирует адекватно. В процессе общения со сверстниками, взрослыми добрый, ласковый, аккуратный. Навыки трудолюбия и самообслуживания сформированы.

Источник

ирина щеглова
Влияние семьи на развитие личности ребенка. Понятие, типы, функции семьи

Понятие, типы, функции семьи

Семья — уникальная подсистема государства, способна успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений. Семья — это жизненный центр, взращивающий в душе человека вечны ценности добра, красоты, разумности и любви.

Семья формирует базовое чувство безопасности по отношению к миру и к людям, если развитие и воспитание ребенка происходит благоприятно или же, наоборот, — базовое недоверия, которое служит основной для возникновения различных сложностей в более взрослом возрасте, — той призмой, через которую ребенок воспринимает окружающий мир как тревожный, враждебный, несущий угрозу.

Семья помогает ребенку приобрести необходимый жизненный опыт. Дети, чей жизненный опыт включал широкий набор различных ситуаций и которые научились справляться с проблемами общения, научились находить компромиссы, прощать, радоваться, будут лучшие других детей адаптироваться к новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущение места, где его ждут, любят, ценят, понимают и защищают. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего «Я»

В процессе близких отношений с матерью, отцом, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности. В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей.

Семья — это такое образование, которое «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях.

Семья формирует ребенка базовые смысловые понятия.В первую очередь:

• отношение к себе;

• стиль отношений с другими людьми;

• представления о себе как о мужчине или женщине;

• нравственные ценности, ощущение о том,»что такое хорошо и что такое плохо»;

• чувство связи поколений, ощущение сопричастности к своему народу, Родине.

Семья формирует эмоциональные качества личности ребенка. Эмоциональные стили семьи влияют на формирование эмоциональной сферы ребенка. Свободная экспрессия или эмоциональная сдержанность, запрет на выражение определенных эмоций формируют базовые эмоциональные стереотипы личности ребенка.

Таким образом, семья — основа жизни ребенка, и ничем ее заменить нельзя. Базовым моментом, формирующим личность ребенка, вступает безусловная родительская любовь. Только такой тип любви может обеспечить развитие всех потенциальных возможностей ребенка и раскрыть его духовное, уникальное Я. Безусловная любовь к ребенку — та «почва», на которой вырастает как прекрасный цветок целостная личность.

Таким образом, семья — это та среда, которая влияет на развитие личности ребенка, его будущее духовное и душевное благополучие.

Семья для ребенка — это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, здоровый или больной, добрый или очень покладистый или колючий и дерзкий там он свой.

Источниками моральных представлений детей являются взрослые, которые занимаются их обучением и воспитанием, а также сверстники. Нравственный опыт от взрослых к детям передается и усваивается в процессе общения, наблюдения и подражания, через систему поощрений и наказаний.

Общению принадлежит особая роль в развитии личности дошкольника. Зная историю и содержание межличностных контактов ребенка в дошкольном возрасте, мы можем многое понять в его становлении как личности. Общение связано с удовлетворением одноименной потребности, которая проявляется довольно рано. Ее выражением является стремление ребенка к познанию себя и других людей, к оценке и самооценке.

Содержание понятия «семья» раскрывается через ряд положений.

Семья — это группа, удовлетворяющая потребности своих членов. Эти потребности успешно удовлетворяются в уникальном взаимодействии конкретных людей. Главная особенность семейного взаимодействия объединить удовлетворение различных потребностей:

• Для удовлетворения связанных с семьей потребностей создается структура семейных ролей.

• Семейная структура и функции семьи закономерно развиваются.

• Психологическое консультирование семьи помогает согласовывать и удовлетворять потребности, связанные с семьей, оптимизировать семейную структуру и способствует развитию семьи.

Читайте также:  Центр развития ребенка колосок сайт

• Потребность в консультировании семьи возрастает в моменты перехода семьи с одного этапа развития на другой.

• Периодизации развития семьи может определять по совокупности отношений, связанных с семьей, и их значимости.

• На каждом этапе развития семьи существуют специфические задачи, без решения которых невозможно перейти на новый этап.

Известный отечественный психолог В. Дружинин предлагает простую систему своеобразных координат, относительно которых происходит самоопределение психолога в выборе семьи как объекта психологического исследования. Он говорит о том, что исследовательские подходы к семьеможно расположить на двух условных шкалах:

«нормальная — аномальная семья»;

«идеальная — реальная семья»;

Рассматривая первую шкалу, Дружинин определяет понятие «нормальная семья» как семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членами и создает потребные условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости. Таковой является семья, где ответственность за семью как целое несет отец. Все остальные типы семей, где это правило не выполняется, Дружинин считает аномальными.

В рамках второй шкалы понятие,«идеальная семья» определяется как нормативная модель семьи, которая принимается как принимается обществом и отражается в коллективных представлениях и культуре, главным образом религиозной, Это, в частности, обозначает, что психологическая структура нормативной православной семьи (в структуру входят особенности распределения власти, ответственности и эмоциональной близости между отцом, матерью и детьми) значительно отличается от структуры католической, протестантской и мусульманской семей. Типы идеальных семей исследуются, главным образом, культурологами.

Под реальной семьей понимается конкретная семья как реальная группа и объект исследования. Дружинин подчеркивает, что при упоминании семьи как предмета исследования необходимо ясно осознать, о каком типе семьи идет речь. Таким образом, психологи исследуют реальные семьи с точки зрения их отклонения от нормы.

Типы семей:

Семья и брак — культурно- исторические явления, претерпевшие значительное изменения в процессе развития человечества. Эти изменения нашли свое выражение в различных типах брачно-семейных отношений.

Представления типологии семей можно разделить на две группы. К первой группе относятся типологии, учитывающие различия семейных структур. Назовем часто используемые основания для выделения типов семьи и брака и соответствующие им категории семей,

•Принадлежность супругов к определенной социальной общности:

1. Эндогамия;

2. Экзогамия.

•Количество брачных партнеров:

1. Моногамия;

2. Полигамия;

• Юридическое оформление брачных отношений;

1. Официально зарегистрированный брак;

2. Фактический («гражданский») брак.

• Структура власти в семье:

1. Традиционная патриархальная;

2. Традиционная матриархальная;

3. Неопатриархальная;

4. Неоматриархальная;

5. Эгалитарная.

• Количество поколений в семье:

1. Однопоколенная;

2. Нуклеарная;

3. Многопоколенная (расширенная, большая, сложная).

•Наличие родителей:

1. Полная;

2. Неполная (материнская и отцовская);

3. Функционально неполная(«квазинеполная»);

4. Особая (сложноорганизованная, смешанна, в том числе бинуклеарная.

• Количество детей в семье:

1. Малодетная;

2. Среднедетная;

3. Многодетная.

Вторая группа типологий охватывает особенности функционирования семей, и прежде всего качество семейной жизни. В этом случае основаниями для типологий выступают следующие признаки.

• Качество выполнения семейных функций:

1. Нормально функционирующая;

2. Дисфункциональная.

•Состояние психологического комфорта:

1. Благополучная;

2. Неблагополучная.

•Способность продуктивно разрешать семейные проблемы:

1. Зрелая;

2. Проблемная.

•Удовлетворенность супругов своим браком:

1. Оба удовлетворены браком;

2. Один из супругов удовлетворен браком, другой нет;

3. Оба не удовлетворены браком.

Представления о структуре семьи лежат в основе большинства типологий, позволяющих выяснить происхождение и доминирование той или иной формы брака, понять своеобразие брачно-семейных отношений [20; 233].

Функции семьи:

Психологи чаще всего приписывают семьи следующие функцию

• Порождение и воспитание детей.

• Сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества, аккумулирование и реализация социально – воспитательного потенциала.

• Удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего Я, эмоциональном тепле и любви

• Создание условий для развития личности всех членов семьи.

• Удовлетворение сексуально – эротических потребностей.

• Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга.

• Организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь.

• Удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникаций с ними.

• Удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.

• Организация деятельности по финансовому обеспечению семьи.

• Рекреативная функция – охрана здоровья членов семьи, организациях отдых, снятие с людей стрессовых ситуаций.

Источник