Воспитание и развитие личности ребенка в семье

Воспитание и развитие личности ребенка в семье thumbnail

Важность
влияния семьи на становление и развитие
личности ребенка стала очевидной.
Семейное и общественное воспитание
взаимосвязаны, дополняют и могут, в
определенных границах, даже заменять
друг друга, но в целом они неравнозначны
и ни при каких условиях не могут стать
таковыми.

Рассмотрим
влияние семьи на ребенка.

1.
Семья выступает как основа чувства
безопасности. Отношения привязанности
важны не только для будущего развития
взаимоотношений – их непосредственное
влияние способствует снижению чувства
тревоги, возникающего у ребенка в новых
или в стрессогенных ситуациях. Так,
семья обеспечивает базисное чувство
безопасности, гарантируя безопасность
ребенка при взаимодействии с внешним
миром, освоении новых способов его
исследования и реагирования. Кроме
того, близкие являются для ребенка
источником утешения в минуты отчаяния
и волнений.

2.
Важными для ребенка становятся модели
родительского поведения. Дети обычно
стремятся копировать поведение других
людей и наиболее часто тех, с которыми
они находятся в самом близком контакте.
Отчасти это сознательная попытка вести
себя так же, как ведут себя другие,
отчасти это неосознанная имитация,
являющаяся одним из аспектов идентификации
с другим.

Похоже,
что аналогичные влияния испытывают и
межличностные отношения. В этой связи
важно отметить, что дети учатся у
родителей определенным способам
поведения, не только усваивая
непосредственно сообщаемые им правила
(готовые рецепты), но и благодаря
наблюдению существующих во взаимоотношениях
родителей моделей (примера). Наиболее
вероятно, что в тех случаях, когда рецепт
и пример совпадают, ребенок будет вести
себя так же, как и родители.

3.
Семья играет большое значение в
приобретении ребенком жизненного опыта.
Влияние родителей особенно велико
потому, что они являются для ребенка
источником необходимого жизненного
опыта. Запас детских знаний во многом
зависит от того, насколько родители
обеспечивают ребенку возможность
заниматься в библиотеках, посещать
музеи, отдыхать на природе. Кроме того,
с детьми важно много беседовать.

Дети,
жизненный опыт которых включал широкий
набор различных ситуаций и которые
умеют справляться с проблемами общения,
радоваться разносторонним социальным
взаимодействиям, будут лучше других
детей адаптироваться в новой обстановке
и положительно реагировать на происходящие
вокруг перемены.

4.
Семья выступает важным фактором в
формировании дисциплины и поведения у
ребенка. Родители влияют на поведение
ребенка, поощряя или осуждая определенные
типы поведения, а также применяя наказания
или допуская приемлемую для себя степень
свободы в поведении. 
У
родителей ребенок учится тому, что ему
следует делать, как вести себя.

5.
Общение в семье становится образцом
для ребенка. Общение в семье позволяет
ребенку вырабатывать собственные
взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие
ребенка будет зависеть от того, насколько
хорошие условия для общения предоставлены
ему в семье; развитие также зависит от
четкости и ясности общения в семье.

Семья
для ребенка
 –
это место рождения и основная среда
обитания. В семье у него близкие люди,
которые понимают его и принимают таким,
каков он есть, – здоровый или больной,
добрый или не очень, покладистый или
колючий и дерзкий – там он свой

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

формирование личности ребенка фотоФормирование личности ребенка — это процесс и результат воспитания, социализации и саморазвития. Ключевая роль в личностном формировании, безусловно, принадлежит семье. Ведь непосредственно в семье малыш видит первые вариации поведения для дальнейшего подражания, знакомится с первой реакцией окружения на его действия. Так как вследствие отсутствия социального и личного опыта, кроха не сможет подвергнуть оценке собственное поведение и личностные черты других индивидов.

Сегодня абсолютное большинство психологов и педагогов едино в том, что все качества характера, неважно, плохие или положительные, малыш приобретает в детстве. В раннем детстве совершается закладка трех ключевых групп личностных качеств у маленьких индивидов, а именно мотивационные качества, стилевые и инструментальные. А последовательность их возникновения имеет тесную связь с главными периодами развития.

Формирование и развитие личности ребенка

Социальное понятие, которое объединяет в себе все, что имеется в индивидууме надприродного и исторического, называется личностью. Данное понятие не является врожденной характеристикой субъектов. Личность возникает как следствие культурного развития и социального воздействия. Личностное развитие имеет присущие только ему этапы формирования личности ребенка.

Единая структура личности обусловливается целенаправленностью и активностью при этом, характеризуя устройство мотивационной сферы субъектов.

Формирование личности ребенка содержит два аспекта. Один из них представляет собой постепенное осознание малышом собственного места в реальном мире. Другой – состоит в развитии чувств и волевой сферы. Они координируют мотивы и устойчивость поведения.

Большинство взрослых лиц подменяет понятие «личность» и термин «индивидуальность». Они считают, что если у малыша появились индивидуальные предпочтения в определенной области (например, крохе нравится лишь конкретные музыкальные композиции), то значит он уже полноценно-сформированная личность. Однако такое суждение неверно, так как предпочтения в отдельных областях характеризуют индивидуальность детей, а не свидетельствуют об особенностях личности. В свой черед и коммуникативные способности, черты характера и др. проявления не являются свойствами личности. Индивидуальные черты индивидов, такие как одаренность, темперамент, особенности когнитивной сферы, несомненно, влияют на личностное формирование, но они не являются факторами, всецело определяющими ее структуру.

Как понять, что кроха уже осознает себя личностью? Можно выделить несколько ключевых критериев:

  • малыш полноценно применяет личные местоимения;
  • имеет основополагающие представления о вещах, которые можно назвать «хорошими» или «плохими», вследствие чего он способен отказаться во имя «хорошего» от «плохого» и пожертвовать собственными сиюминутными «хочу» ради общего блага;
  • ребенок владеет навыками самоконтроля;
  • он уже умеет на простейшем уровне поведать о собственной внешности или характере, в состоянии рассказать о собственных переживаниях, мотивах и проблемах.

Беря за основу вышеперечисленные критерии, становится очевидным, что маленький индивид начинает ощущать себя личностью не ранее двухлетнего возраста. Обычно психологи выделяют возраст три года, так как он связан с возникновением у детей самосознания. А к пятилетнему возрасту, они уже полностью осознают себя личностью, обладающей специфическими особенностями и «встроенной» в систему взаимоотношений с реальным миром.

Формирование личности ребенка дошкольного возраста проходит через определенные возрастные кризисы, самым ярким из них считается кризис трехлетнего возраста. Кризис на этом возрастном этапе возникает вследствие определенных личностных достижений и невозможности действовать адекватно ранее освоенным моделям общения с окружением.

Формирование личности ребенка в семье

Школа, социум, товарищеская среда, безусловно, накладывают на формирование гармоничной личности ребенка отпечаток, но фундамент, поведенческая модель, манера коммуникативного взаимодействия закладывается семьей. Именно то, что кроха в детстве слышит и замечает, будет для него эталоном поведения. Так как нормы поведения в социуме для него пока не доступны, поэтому эталоном будут для него родители и прочие участники семейных отношений. Собственно их поведенческую модель он и скопирует. Таким манером и проявляется формирование личности ребенка в семье. И чем взрослее становятся малыши, тем больше у них обнаруживается черт характера и особенностей поведения схожих с родительскими.

Семья играет роль посредника между социумом и крохой. Она необходима для передачи социального опыта ему. Через коммуникативное взаимодействие внутри семьи малыш осваивает нравственные ценности, нормы поведения, господствующие в данном социуме. Семья является самым действенным наставником и ведущим фактором, определяющим формирование гармоничной личности ребенка особенно в его первые годы жизни.

Читайте также:  Развитие ребенка при низком гемоглобина

В каждых отдельно взятых внутрисемейных отношениях вырабатывается своя индивидуально-специфическая система воспитания, фундаментов которой являются те или иные нравственно-ценностные ориентиры, вследствие чего формируется так называемое «семейное кредо».

Таким образом, согласно современным представлениям, формирование личности ребенка дошкольника и его воспитание до одного года надлежит базировать исключительно на создании идеальных условий для развития физически здорового организма, интеллектуально и эмоционально сформированной личности. На данном этапе какие-либо воздействия ограничительного характера и попытки морализаторства будут неэффективны.

Только после достижения малышом возраста одного года следует начинать его знакомить с некоторыми социальными установками и морально-этическими представлениями. Однако при этом все же не стоит требовать от них немедленного соблюдения, так как это бесполезно. После двухлетнего возраста можно апеллировать к нормам этики более настойчиво, а в трехлетнем можно настоятельно требовать их соблюдения.

Особенности формирования личности ребенка в отношениях, где люди связаны семейными узами, заключаются в большом реализме приобретаемого детьми в семье социального опыта. Поскольку ребенок сквозь призму наблюдаемых действий близких родственников выстраивает собственное мировосприятие, у него формируются суждения о ценности явлений и вещей.

Воспитание и формирование личности ребенка

Первой культурной средой для детей, включающей их предметно-пространственное, событийное, социальное, информационное окружение является семья.

Близкие лица в разной степени выраженности создают индивидуальную воспитательную среду (например, обеспечивают полноценное питание, покупают одежду, приобретают раскраски, игрушки, и др.). От того, каким образом организована воспитательная среда, зависят способы воздействия на малыша, их действенность для личностного развития и насколько безболезненно для него будут протекать кризисы и этапы формирования личности ребенка.

Вопреки распространенному суждению специфические воспитательные меры в семье, устремленные на развитие или коррекционное воздействие некоторых личностных качеств детей, занимают незначительное место. Естественно, в домашнем воспитании существуют определенные требования, запреты, система наказания и поощрительного воздействия. Однако при этом ежедневно случаются различные ситуации с участием родителей, через которые вплетаются меры воспитательного или обучающего характера. Поэтому, чем в более младшем возрастном периоде находится кроха, тем органичнее сочетается обучение и воспитание, присмотр и забота. Домашнее воспитание характеризуется сугубо индивидуальным и персонализированным воздействием, конкретностью, вследствие чего оно благоприятно воздействует на инициирование активности, посредством которой происходит формирование личности ребенка дошкольного возраста.

Детская активность, реализуясь в видах деятельности, является базисом для выработки социальных и психологических новообразований в его личностной структуре, ведь специфические индивидуальные особенности и качества образуются только в процессах взаимодействия малышей со средой, в их инициативной деятельности.

Семья выступает основополагающим фактором воспитательного воздействия вследствие того, что является организатором для детей всевозможных видов деятельности. Ведь кроха от рождения не обладает навыками, обеспечивающими его самостоятельную жизнь. Взаимодействие с миром для него организовывают родители и прочие участники семейных отношений. Именно в этом и состоит огромный педагогический смысл. Так как даже малыш, которому повезло появиться на свет в благоприятствующей среде, не в состоянии полноценно развиваться при ограничении или лишении его возможностей активно взаимодействовать с ней.

Семейным воспитанием называют целенаправленное взаимодействие взрослых участников семейных отношений с младшими, которое основывается на любви, уважении достоинства крохи, а также предполагает психологическую и педагогическую поддержку, защиту малыша и формирование личности ребенка дошкольника с учетом его потенциала и соответственно семейным ценностям и моралью общества.

Специфичность семейного воздействия воспитательного характера состоит в его возможности выступать одновременно положительным фактором и отрицательным феноменом становления личности. Благоприятное влияние на личность выражается в любви. Так как никто не будет больше любить кроху, чем его близкое окружение. Наряду с этим и большего вреда в воспитании и личностном формировании не может причинить никакой иной социальный институт.

Ключевыми условиями, обеспечивающими оптимальное семейное воспитания, являются: неподдельная любовь к крохе, последовательность в воспитательном воздействии, единство принципов и требований, адекватность воспитательных воздействий. Соблюдение этих перечисленных требований является залогом внутреннего спокойствия малыша и стабильности его психики.

Формирование личности ребенка в общении

Общение можно представить в качестве определенного вида деятельности, направленного на взаимообмен информацией между взаимодействующими индивидами. Оно обладает огромным значением в развитии психики субъектов и становлении рационального, культурного поведения. Посредством коммуникаций с развитыми индивидами в психологическом плане, благодаря широкому диапазону возможностей к научению, ребенок приобретает высшие когнитивные способности. Поэтому непосредственно через деятельное общение с сформированными личностями малыш сам становится личностью.

Коммуникативное взаимодействие малышей со взрослыми лицами ведет к возможности формирования у них эмоций, отвечающим шаблонным, общепринятым сегодня в конкретном социуме.

Особенности формирования личности ребенка состоят в том, что приобретенные новообразования его эмоциональной сферы, выработанные вследствие вербального взаимодействия, не остаются в границах исключительно коммуникативной деятельности, но и обогащают в целом личность.

Общение в онтогенезе представляет собой первичную, преобладающую форму отношения крохи к среде, прежде всего, предполагающей со стороны второго индивида понимание. Первоначально при благоприятных условиях мать выступает второй общающейся стороной. По мере взросления эта форма у детей заменяется формой, которая предполагает наличие взаимопонимания. Другими словами при данной вариации общения малыш уже не просто формулирует собственные желания, но и считается с желаниями окружения, от которого зависит воплощение в реальность его собственных «хочу». Становление личности ребенка школьного возраста проистекает вследствие воздействия:

  • новых отношений с ровесниками (одноклассниками) и взрослыми (педагогическим составом школы);
  • новых форм деятельности (научения) и общения, через которые происходит его включение в систему коллективов (классного и общешкольного).

Результатом данного этапа формирования становятся формирование элементов социальных чувств и выработка навыков социального поведения (взаимопомощь, ответственность за поступки, товарищество и т.п.).

Поэтому младший школьный возрастной этап предоставляет значительный потенциал для выработки нравственных личностных качеств. Этому содействуют уступчивость и некоторая доля внушаемости индивидов, их доверчивость, стремление к подражанию, а самое главное – используемый авторитет педагога.

Общение с детьми становится ведущей деятельностью в пубертатном периоде. В межличностном взаимодействии подростки воссоздают отношения, существующие во «взрослом» мире или противопоставляются им. Через личностное общение у детей–подростков формируются их воззрения на смыслы жизни, взаимоотношения между людьми, собственное будущее.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник

Светлана Гнилицкая
Консультация «Роль семьи в развитии гармоничной личности ребенка»

Никто не станет оспаривать постулат о том, что семья является основой развитии личности ребенка, именно здесь закладываются все основные представления о социуме, в котором малышу предстоит жить. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка настолько высоко, что было бы крайне неосмотрительно полностью передоверять эту функцию воспитателям и педагогам.

Семья – это основа в развитии личности ребенка, именно в семье закладываются основные представления о социальном мире, в котором предстоит жить ребёнку. Влияние отношений внутри семьи на формирование личности ребенка столь высоко, что было бы опрометчиво полностью возлагать эту функцию педагогам и воспитателям [1, с. 7].

Важность влияния семьи и семейных связей на становление и развитие личности ребенка очевидна. «Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут в определенных границах даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и, ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям», — писала С. А. Блохина [2, с. 11].

Читайте также:  Физическое развитие ребенка раннего детства

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Одной из важнейших функций семьи является воспитание детей — нового поколения. Это влияет на существующие в семье правила, распределение ролей между родителями и их поведение. Родителям приходится ухаживать за детьми, воспитывать их, нести за них ответственность, способствовать их развитию. Роль семьи в развитии личности ребенка и основная задача взрослых на первых порах заключается в том, чтобы заложить у малыша доверие к миру, чувство привязанности и потребность в общении.

Детско-родительские отношения занимают важную роль в целостности семьи. Влияние на развитие личности ребенка семьи очень длительно, ведь отношения родителей и детей непрерывны и в зависимости от возраста и отношения к семейным ценностям они меняются. На контакт с ребёнком влияет эмоциональное отношение родителей — наличие любви, а ответное отношение ребенка — привязанность и иные возникающие эмоции и чувства. Детско-родительские отношения обычно ставятся выше других межличностных отношений и всегда имеют огромное значение для двух сторон. Особенности этих отношений зависят от того, насколько вовлечены в них родители, насколько удовлетворяют потребности ребёнка, уделяют ему внимание ребенку, от методов воспитания, способов общения, разрешения конфликтов, от степени предоставления самостоятельности ребёнку и контроля, а также системности в воспитании [3, с. 24].

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная её членами система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленно применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. На тип воспитания значительное влияние оказывают взаимоотношения и авторитет родителей, их уровень образования и культуры.

Внутрисемейные отношения играют особую роль в формировании личности. Значение внутрисемейных отношений в становлении и развитии ребенка обусловлено как тем, что они являются первым специфическим образцом общественных отношений, с которыми сталкивается человек с момента рождения, так и тем, что в них как бы фокусируется и находит своеобразное выражение все богатство общественных отношений, а стало быть, создается возможность раннего включения ребенка в их систему.

Выделяются следующие типы семейных взаимоотношений:

-диктат – доминирующая позиция одного из родителей, выражающаяся в жестких требованиях, правилах, приказах, насилии, угрозах и иных мерах воздействия на других членов семьи. Родители сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью;

-опека – чрезмерное внимание ребенку, освобождающее его от трудностей, избавление от «лишних» требований, забот и волнений, она сдерживает его развитие, формирует иждивенца, неприспособленного к трудностям в жизни, самостоятельным действиям, поступкам. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома;

-мирное сосуществование – позиция родителей, придерживающихся принципа: дети должны расти самостоятельными, независимыми, раскованными, свободными; в таких семьях родители живут своей жизнью, а дети – своей. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей, а порой и их эмоциональная холодность, безразличие, неумение и нежелание учиться быть родителями;

-сотрудничество – взаимодействие родителей и детей на личностном уровне, при этом имеет место баланс любви, уважения и требовательности к ребенку (впрочем, и к другим членам семьи). Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, где родители общаются с детьми на равных, где каждый может обратиться к другому с вопросом или просьбой и получить помощь обретает особое качество [6, с. 29].

Согласно другой, более традиционной классификации, существуют два стиля семейных взаимоотношений: авторитарный и демократический.

Авторитарный стиль в отношениях характеризуется властностью родителей, желанием выработать у ребенка привычку беспрекословного подчинения. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, с его интересами и желаниями. Уже в дошкольном возрасте у таких детей, как правило, не проявляются, или проявляются слабо самостоятельность, инициативность, творчество.

При демократическом стиле взаимоотношения между членами семьи характеризуются взаимной любовью, уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. В семьях с демократическим стилем общении участниками жизни семьи очень рано становятся и дети. Взрослые обсуждают с детьми вопросы, доступные детскому пониманию. Родители стараются лучше познать своих детей, выяснить причины их хороших и дурных поступков. Демократический стиль воспитания дает наибольший эффект в формировании у детей сознательной дисциплины, осознаваемой заинтересованности в делах семьи, в событиях окружающей жизни. При этом родители пользуются авторитетом у детей. Наказания в таких семьях обычно не применяются – достаточно порицания или огорчения родителей. Дети из семей с демократическим стилем взаимоотношений, как правило, более раскованны и непосредственны в общении, чем их сверстники из семей с авторитарным стилем [2, с. 17].

Негативное влияние внутрисемейных отношений на формирование гармоничной личности ребенка может возникнуть по различным причинам:

— нереализованные личные потребности, например, получения высшего образования или желаемой работы, вследствие рождения и воспитания ребенка, значительные ограничения общения, лишение сна и отдыха из-за необходимости ухода за младенцем;

-неадекватное восприятие родителями образа ребенка и преувеличение его недостатков или приписывание несуществующих. В этом случае, родители переносят свой негативный опыт и вырабатывают отвращение к родному ребенку;

-нарушение любви родителей может произойти в результате психической травмы, например, если рождение младенца или первые месяцы после рождения совпали с какими – либо трагическими событиями или утратой близкого. В этом случае все связанное с малышом, и он сам становятся напоминанием о неприятном событии;

-неадекватное отношение родителей к своему ребёнку может возникнуть у инфантильных, невротических, с эмоциональными расстройствами личностей ис патологическими чертами характера людей;

-родители могут поменять отношение к своему ребенку, если по мере роста и развития ребенок становится более активным, порывистым, недисциплинированным, хотя это иногда может быть следствием дефектов воспитания или особенностей темперамента. Родители начинают воспринимать противоположность качеств ребенка как признак слабости, задержки психического развития, незрелости, ведь ребенок не хочет становиться взрослым, т. е. таким, как сами родители. В данном случае следует понять причину разногласий в общении и расхождений в темпераменте, а также признать индивидуальность ребенка и его право быть самим собой;

-нарушение родительской любви часто может возникнуть при проблемах в супружеских отношениях и неудовлетворенности браком [9, с. 4].

Американская писательница Э. Галински, автор многих книг по воспитанию детей, выделяет в детско-родительских отношениях шесть стадий. Каждая, из которых оказывает большое влияние на ребенка, для которого семейные отношения являются залогом будущего психического здоровья.

1. Стадия формирования образа ребенка. Эта стадия начинается с момента зачатия и является основной для выработки родительской позиции. Она становится основой для влияния внутрисемейных отношений на личность ребенка, а также представлений об образце родителей, воспитании ребенка и способах взаимодействия с ним.

Читайте также:  Развитие ребенка 8 недель жизни развитие

2. Стадия выкармливания младенца. Данная стадия продолжается от рождения и до конца первого года жизни младенца. Члены семьи учатся взаимодействию, и хотя в этот период минимально развитие личности ребенка, между родителями вырабатывается привязанность, распределяются роли в семье и формируется структура семейных ценностей.

3. Стадия авторитета. Продолжается со 2-го по 5-й годы жизни малыша. Родители обучают своего ребенка общению, многим навыкам, правилам поведения в обществе и семье. В этом периоде родители дают первые оценки своей воспитательной деятельности.

4. Стадия интерпретации. Приходится на период младшего школьного возраста ребенка. В этой стадии пересматриваются подходы родителей к воспитанию, а также функции семьи в развитии личности ребенка.

5. Стадия взаимозависимости. Совпадает эта стадия с подростковым возрастом ребенка. В этот период максимально влияние семейных отношений на развитие личности ребенка. Родителям приходится считаться с самостоятельностью и независимостью ребенка, в связи с этим в семье происходит изменение структуры власти. В этот период родители становятся для подростка либо партнерами и старшими друзьями, либо между ними возникают конфликты и противоборство.

6. Стадия расставания. Родители понимают, что их дети выросли, стали независимыми, самостоятельными и отпускают их. Они переосмысливают свою жизнь, оценивают результаты своей воспитательной деятельности и определяют то, какими они были родителями [5, с. 64].

Родители с безусловной любовью проходят через все шесть стадий воспитания ребенка. Взрослые не могут пройти первые три стадии детско-родительских отношений в семьях с нарушенными отношениями, а значит, не смогут перейти к последующим. В этих семьях ребенок не получает истинной любви, находится в постоянном нервно-психическом напряжении, не может полноценно развиваться как личность, и вследствие этого часто заболевает.

В психологии разделяют понятия отцовской и материнской любви, потому как они различаются по содержанию, происхождению и особенностям проявления. Этому посвятили свои труды всемирно известные психологи прошлого века — Э. Фромм и А. Адлер. Отец в семье оказывает влияние на социализацию личности ребенка как источник норм и правил, он имеет право требовать и контролировать их исполнение. Именно по этой причине дети старшего и подросткового возраста более спокойно воспринимают наказание от своего отца, чем от матери. Также роль отца в воспитании включает поощрение активности ребенка, которая направлена на освоение нового, достижение успехов, получение знаний. Это помогает ребенку становиться самостоятельным, развиваться и преодолевать комплекс неполноценности. Отец должен для этого показывать своим примером, как ставить перед собой цели и достигать их, преодолевать трудности, находить способы выхода из сложных ситуаций.

Мать же учит ребенка любви и умению проявлять заботу к другим. Наказание от нее ребенок всегда воспринимают как враждебность, отторжение и проявление нелюбви. Мать играет значительную роль в формировании у ребенка чувства осознания себя в этом мире, принадлежности к социуму. Именно от матери ребенок ждет безусловной любви, заботы и нежности, от нее он усваивает модели определенного поведения в обществе и семье. Взаимоотношения с матерь влияют на формирование его дружеских и других связей. Между тем мама не должна сосредотачиваться на ребенке полностью, так как другая социальная деятельность и отношения с другими членами семьи имеют большое значение.

На взаимоотношения между родителями и детьми влияют разные факторы, такие как возраст, количество детей и порядок их рождения в семье. Особенности отношений между супругами тоже оказывают воздействие на отношение супругов как отца и матери к детям разного пола. Если супруги живут в мире и согласии, то отец в полной степени занимается воспитанием детей, он способствует развитию женских качеств и поведения у дочери, а сыну помогает вырабатывать ответственность, мужество, настойчивость, самостоятельность. Если между супругами нарушена гармония, то между всеми членами семьи могут появиться различные противодействующие группировки, например отец, настраивает сына против матери или мать и дочь объединяются против отца. Семейные конфликты влияют на ребенка настолько сильно, что дети часто страдают от неврозов и недостатка любви [7, с. 19].

Нарушение отношений между супругами может вызвать у одного из родителей к ребенку противоположного пола эмоциональную холодность. Случается, так, что в сыне/дочери один из родителей ищет недостающие качества своего супруга. Например, мать в сыне ищет опору и поддержку, в итоге начинает требовать от него слишком многого, возлагать на него огромную ответственность и при этом лишает ребенка детства.

В семье, где воспитываются несколько детей, отец обычно больше уделяет внимания старшему ребенку. Он ожидает от него значительных успехов и связывает с ним свои надежды. Мать же чаще более привязана к младшему ребенку, делает ему поблажки, относится более снисходительно, случается, что и потакает во всем. Влияние этих серьёзных ошибок воспитания, может оказать огромное воздействие на развитие личности ребёнка.

Для родителей в принятии ребенка особое значение имеет его послушание. Обычно при сформированной позиции отца в семье ребенок растет дисциплинированным. В проблемных семьях и чаще растут дети с трудным характером, часто отвергаемые матерями. Это становится причиной конфликтов и психосоматических болезней, а также вносит определенные коррективы в семейные отношения.

Для здоровья ребенка крайне важны авторитет родителей и сохранение в доме гармоничных отношений. В семье ребенок перенимает опыт родителей, наследует их особенности характера и модели поведения. Для срабатывания данных механизмов социализации имеет большое значение авторитет родителей[4, с. 9].

Авторитет может быть:

• формальным, который зависит только от роли;

• функциональным, связанным с опытом родителей и их компетентностью;

личным, который основан на личностных качествах [9, с. 12].

В семьях, где слишком часты конфликты, их влияние в итоге оказывает решающее значение на формирование личности ребенка, при этом родительский авторитет неизбежно падает.

В семье на авторитет родителей влияют особенности и частота общения с ребенком, умение понимать его и помогать решать проблемы, волнующие ребенка, проявление интереса к его делам, стремление к развитию отношений. Главной шибкой родителей является попытка завоевать авторитет ребенка с помощью подкупа, высокомерия и притеснения,

Таким образом, родители в жизни ребенка играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношение к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

В семье человек усваивает нормы и правила человеческого поведения. Здесь он приобщается к культуре. В семье человеческие ценности, убеждения, идеалы превращаются в личностные характеристики, формируют дальнейшие жизненные поступки и поведение. Семья является не только объектом, но и субъектом своего развития и самостоятельного решения своих проблем. У нас у всех е