Индивидуальная программа развития на ребенка с дизартрией

Индивидуальная программа развития на ребенка с дизартрией thumbnail

Индивидуальная логопедическая программа по коррекции дизартрии.

Пояснительная записка.

Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Ребёнок с речевыми нарушениями нуждается в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям ребёнка. Для устранения стертой дизартрии необходимо комплексное воздействие, включающее медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое направления. Медицинское воздействие, определяемое неврологом, должно включать медикаментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, массаж, физиотерапию и др. Психолого-педагогическое воздействие, осуществляемое дефектологами, психологами, логопедами,учителями, родителями, направлено на:

развитие сенсорных функций; уточнение пространственных представлений; формирование конструктивного праксиса; развитие высших корковых функций;  формирование тонких дифференцированных движений рук;      формирование познавательной деятельности;   психологическую подготовку ребенка к обучению в школе. В основе создания этой программы использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями, инструктивными письмами, представленными в библиографии. Программа основана на пособии Архиповой Е.Ф. «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии у детей».- М.:АСТ: Астрель, 2008

Цель программы: сформировать полноценную фонетико-фонематическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развить связную речь. В процессе коррекционного обучения решаются следующие задачи:

Подготовка артикуляци​онного аппарата к формированию артикуляционных ук​ладов. Выработка новых произносительных уме​ний и навыков. Выработка коммуникативных умений и навыков. Предупреждение или преодоление вто​ричных нарушений. Подготовка к обучению в школе. Программа ориентирована на дошкольников подготовительных групп, групп кратковременного пребывания. Может быть использована для работы с учащимися начальных классов общеобразовательной школы, обучающихся по Vвиду. Форма занятий: индивидуальная. У ребенка имеется индивидуальная тетрадь, где подробно записываются все указания логопеда, дидактический материал, дозировка упражнений, домашнее задание. Программа планируется параллельно с коррекцией общего недоразвития. Расчасовка приблизительная, может корректироваться. Методы обучения: словесные, наглядные, практичные. К концу обучения дети должны освоить правильное произношение звуков, обогатить словарный запас, улучшить связную речь, преодолеть трудности формирования мышления, внимания, восприятия, памяти, пространственных представлений, общей и мелкой моторики, сформировать навыки звуко-буквенного анализа, фонематическое восприятие. Содержание программы коррекционно-развивающей работы определяют следующие принципы: 1. Принцип системности. Процесс коррекции предполагает воздействие на все компоненты речевой функциональной системы. 2. Этиопатогенетический принцип предполагает учет механизмов нарушения, выделение ведущих расстройств, соотношение речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта. Нарушения звукопроизношения при стертой дизартрии возникают при поражении различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи. Затруднения в произношении нарушают артикуляционную опору восприятия речи. Нечеткость в восприятии звуков может быть причиной отставания в овладении звуковым составом слова, что, в свою очередь, вызывает трудности в усвоении письма. 3. Принцип опоры на закономерности онтогенетического развития предполагает учет той последовательности формирования психических функций, которая имеет место в онтогенезе. Так, последовательность в работе над звуками определяется последовательностью их появления в онтогенезе. 4. Принцип развития (учет «зоны ближайшего развития», по Выготскому) предполагает постепенное усложнение заданий и лексического материала в процессе логопедической работы.

5. Принцип поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин). Становление умственных действий — длительный процесс, который начинается с развернутых внешних операций с использованием вспомогательных материализованных средств опоры, а затем постепенно сокращается, автоматизируется, переводится в умственный план. 6. Принцип учета ведущей деятельности возраста. 7. Принцип дифференцированного подхода предполагает учет этиологии, механизмов, симптоматики нарушений, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка и находит свое отражение в организации индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий.

Ресурсное обеспечение:

Архиповой Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии у детей. – М.: АСТ: Астрель, 2008

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» № 273 от 29.12.2012г. (вступил в силу 01.09.2013 г.)

  •        «Конвенция о правах ребенка», принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей от 20 ноября 1989 г.

  •       Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, от 28 апреля 2009 г. N 71-ФЗ

  • «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утверждены Приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, Регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010 г. Министерства юстиции РФ);

  • «Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утверждены приказом Минобрнауки России от 20 июля 2011 № 215);

Календарно-тематическое планирование

Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие.— СПб.: КОРОНА принт, 2004

  1. Нормализация моторики артикуляционного аппарата (пассивная и активная гимнастика: от простых упражнений к сложным)

Пассивная гимнастика применяется, когда у ребёнка нет возможности выполнения заданных движений. Каждое пассивное упражнение выполняется в 3 стадии: вход в артикуляционную позу, фиксация артикуляционного уклада, выход из артикуляционного уклада. Артикуляционная гимнастика начинается со знакомства с органами артикуляции и их названиями.

1. Воробьева, Т. А. Артикуляционная гимнастика / Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. — М.: Литера, 2016

2. Н.Г. Синичкина Артикуляционная гимнастика. – Саратов, 2013

  1. Нормализация голоса (голосовые упражнения, направленные на вызывание более сильного голоса и на модуляцию голоса по высоте и силе)

Умение изменять силу голоса – одно из важных его выразительных средств – удлинение произнесения звуков (при средней громкости голоса), усиление голоса: артикуляция-шёпот-тихо-громко; (и наоборот) усиление голоса с увеличением длительности звучания и наоборот; счёт десятками с постепенным усилением и последующим ослаблением голоса; произнесение алфавитного ряда с постепенным усилением и последующим ослаблением звучания; чтение стихотворений с постепенной сменой силы голоса. Развитие высоты — расширение объёма, развитие гибкости, тембра голоса.

  1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М.: Просвещение, 1973

  2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998

  1. Нормализация речевого дыхания (упражнения по выработке более длительного, плавного, экономного выдоха)

Проводить в течение 3-5 минут. Тренировка внеречевого и речевого длительного выдоха.

Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии у детей. – М.: АСТ: Астрель, 2008

  1. Нормализация просодики.

Пение, инсценировки с использованием басен, прибауток, сказок.

Лопухина И.С. Логопедия.-речь, ритм, движение: — СПб.:Дельта, 1997

  1. Нормализация мелкой моторики рук.

Игры с сыпучими материалами, с бусинами, пуговицами, макаронами, фасолинами, шнурками, рисование и лепка. Пальчиковая гимнастика.

Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2005. Журнал «Дошкольное воспитание. №1,2,3,8 2000г «Готовим руку к письму».

II этап Выработка новых произносительных навыков.

5-8

  1. Выработка основных артикуляционных укладов (дорсального, какуминального, альвеолярного, нёбного)

Правильный дорсальный уклад необходим для артикуляции свистящих звуков, какуминальный уклад — шипящих, альвеолярный — сонорных, а нёбный уклад — нёбных звуков. 

Набор логопедических тетрадей на разные звуки.

  1. Уточнение или развитие фонематического слуха.

  1. Узнавание неречевых звуков.

  2. Различие одинаковых звуко-комплексов по высоте, силе, тембру.

  3. Различие слов, близких по звуковому составу.

  4. Дифференциация слогов.

  5. Дифференциация фонем.

  6. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

  1. Вызывание звука.

От артикуляционной гимнастики, от опорного звука, с механической помощью.

Новотворцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки (Логопедическая тетрадь) – 3-е изд., Ярославль, Академия развития: Академия Холдинг, — 2003

  1. Автоматизация звука: слоги разной структуры (10 модулей), где все звуки произносят утрировано; слова разной слоговой структуры (13 классов), где закрепляемый звук находится в разных позициях (в начале, середине, конце); в предложении.

Повторение за логопедом, называние картинок, раскрашивание картинок, работа по сюжетным картинкам, игры.

  1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии у детей. – М.: АСТ: Астрель, 2008

  1. Дифференциация (аналогично последовательности при автоматизации, только предлагаются, например, по 2 слога, пары слов, разных по слоговой структуре).

Аналогично автоматизации.

  1. ПарамоноваЛ.Г Лёгкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия, Дисграфия. – М.:АСТ; СПб.. Сова, 2009

  2. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. Книга для учащихся. В 2 ч. – М.: Просвещение, 1991

III этап Выработка коммуникативных умений и навыков.

10-15

  1. Заучивание стихов, составление предложений, рассказов, пересказы.

  2. Включение в лексический материал просодических средств.

Использование различного наглядного и дидактического материала.

Малярчук А.Я.Исправление дефектов речи. Дидактический материал. -Издательство: Литера, ЛТД. 2008. 

IV Предупреждение или преодоление вторичных нарушений при дизартрии.

20

V этап Подготовка к обучению грамоте

12

  1. Формирование графомоторных навыков.

Упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия.

Шевлякова И.Н. Посмотри внимательно на мир. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста. —— М.: Генезис, 2003

  1. Профилактика дисграфических ошибок.

Проведение занятий для улучшения памяти; увеличение словарного запаса; запоминание норм правописания; письменные задания различного характера; реабилитация в виде массажа, приёма успокоительных препаратов при необходимости.

Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи: методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 1999

Источник

Заключение: ОНР (III уровень) у ребенка с дизартрией. Задержанный вариант развития ВПФ.

Направление работы

Содержание коррекционной работы

Артикуляционная моторика

  • Преодоление нарушений мышечного тонуса посредством артикуляционной гимнастики и самомассажа

  • Развитие объема и точности артикуляционных движений

  • Подготовка органов артикуляции к постановке звуков

Фонетическая сторона

  • Постановка и автоматизация [ш].

  • Постановка и автоматизация [ж].

  • Постановка и автоматизация [р].

Формирование и совершенствование фонематического слуха

  • Развитие фонематического восприятия на материале правильно произносимых звуков

  • Повторение сочетания гласных звуков, при их четкой артикуляции

  • Повторение цепочки слогов с легко произносимыми согласными звуками

  • Повторение цепочки слогов с оппозиционными по звонкости-глухости легко произносимыми согласными звуками

  • Повторение цепочки слогов со стечением легко произносимых согласных звуков

  • Рифмовки незаконченные, рифмовки-перепутанки, рифмовки-трудноговорки

  • Выбор из ряда слов одно, отличающееся по звучанию

  • Повторение 3-4 похожих по звучанию слова, четкое их произношение

Слоговая структура слов

  • Развитие чувства ритма: учить отхлопывать простые ритмические рисунки

  • Проговаривание многосложных слов с открытыми и закрытыми слогами, со стечением согласных и без них

  • Вводить в самостоятельные высказывания детей слова сложной слоговой структуры

Лексика

  • Уточнение и расширение словаря по тематическому плану

  • Расширение глагольного словаря

  • Расширение словаря признаков

  • Изучение антонимов

  • Закрепление употребления обобщенных понятий на основе их тонких дифференциаций

  • Учить объяснять и употреблять в речи слова с переносным значением

Грамматический строй речи

  • Активизировать словообразовательные процессы: словосложение, прилагательные с различными значениями соотнесенности

  • Совершенствовать навыки подбора и употребления антонимов-глаголов, прилагательных, существительных

  • Упражнять в подборе синонимов

  • Учить дифференцировать и использовать в речи простые и сложные предлоги

  • Учить образовывать сравнительную степень прилагательных

  • Развивать понимание и учить объяснять переносное значение выражений

  • Учить преобразовывать одну грамматическую категорию в другую

  • Образование притяжательных прилагательных

  • Работа по пониманию и употреблению простых предлогов

  • Работа над правильным согласованием существительных с числительными

  • Работа над образованием множественного числа существительных в именительном и родительном падежах

  • Образование относительных и притяжательных прилагательных

  • Образование единственного и множественного числа существительных в дательном и предложным падежах

  • Изучение слов-исключений при образовании множественного числа

  • Образование уменьшительно-ласкательной и увеличительной форм существительных

  • Образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных

Связная речь

  • Составление рассказа-описания по наглядному образцу

  • Составление рассказа по сюжетной картинке

  • Составление рассказа на материале собственного опыта

  • Составление рассказов по простой и сложной сериям сюжетных картинок

  • Пересказ сказок и простых текстов

  • Заучивание стихотворений, скороговорок, загадок

Грамота

  • Продолжить развивать оптико-пространственные ориентировки

  • Совершенствовать графо-моторные навыки

  • Закреплять понятия, характеризующие звуки

  • Знакомить с буквами

  • Формировать операции звуко-слогового анализа и синтеза

  • Обучать чтению слогов, слов аналитико-синтетическим способом

  • Учить выкладывать из букв разрезной азбуки и читать небольшие предложения

  • Формировать навык беглого, сознательного, послогового чтения коротких рассказов

Источник

Виктория Сергеевна Полякова
Перспективный план индивидуальной работы с ребёнком, страдающим дизартрией

1. Обследование речи ребёнка.

1. Сбор общего анамнеза.

2. Исследование импрессивной речи.

3. Исследование слухового внимания.

4. Исследование зрительного восприятия.

5. Исследование оптико-пространственного гнозиса и праксиса.

6. Исследование артикуляторной моторики.

7. Общее звучание речи.

8. Исследование произношения звуков.

9. Исследование фонематического слуха.

10. Звуковой анализ.

11. Воспроизведение слоговой структуры слова и звуконаполняемость слова.

12. Исследование грамматического строя речи.

13. Исследование словаря.

14. Исследование связной речи.

2. Подготовительный период.

Цели: подготовка артикуляторного аппарата к формированию артикуляторных укладов, коррекция дыхания и голоса, развитие сенсорных функций.

1. Медицинское воздействие (медикаментозное лечение; оздоровительная работа; физиотерапия; дифференцированный массаж; лечебная физкультура; логопедическая ритмика; психотерапия).

2. Нормализация мышечного тонуса лица (массаж лица, дифференцированный артикуляторный массаж.

3.Развитие артикуляторной моторики:

а) упражнения по формированию кинестетической основы артикуляторных движений (упражнения по определению положения губ; упражнения по определению положения кончика языка; упражнения по различению узкого и широкого кончика языка);

б) упражнения по развитию статики артикуляторных движений;

в) упражнения по развитию динамической координации артикуляторных движений в процессе выполнения последовательно организованных движений;

г) упражнения по развитию динамической координации артикуляторных движений в процессе выполнения одновременно организованных движений.

4. Коррекция и развитие речевого дыхания (формирование правильного типа дыхания; дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений, цель которых увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм, добиться быстрого и глубокого вдоха и медленного продолжительного выдоха; тренировка носового выдоха, развитие преимущественно ротового вдоха).

5. Развитие мелкой моторики.

Система упражнений по развитию моторной функции предусматривает одновременное воздействие на кинетическую и кинестетическую основу движения, на статическую и динамическую координацию движений,формирование различных уровней движений и постепенное их усложнение:

а) упражнения по развитию кинестетической основы движений рук;

б) упражнения по развитию динамической координации рук в процессе выполнения последовательно организованных движений;

в) упражнения по развитию динамической координации рук в процессе выполнения одновременно организованных движений.

6. Развитие голоса.

Различные ортофонические упражнения, направленные на развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции. Упражнения на активизацию движений мягкого нёба, упражнения в чередовании расслабления и напряжения мышц нёбной занавески. Упражнения на движение челюсти. Выработка произвольного контроля над объёмом и темпом выполнения движений. Упражнения по развитию силы, тембра и высоты голоса.

7. Развитие сенсорных функций.

а) развитие дифференцированного слухового восприятия;

б)развитие всех фонематических процессов:

— упражнения по формированию восприятия устной речи на фонетическом уровне;

— упражнения по формированию восприятия устной речи на фонологическом уровне (уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения; выделение звука на фоне слога; выделение звука на фоне слова; вычленение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения заданного звука; определение последовательности и количества звуков в слове; определение места звука в слове по отношению к другим звукам).

8.Развитие просодики:

а) упражнения по развитию восприятия ритма;

б) упражнения по развитию воспроизведения ритма;

9. Воспитание потребности в речевом общении. Развитие и уточнение пассивного словаря.

3. Формирование первичных коммуникативных произносительных навыков.

Цели: коррекция артикуляторных нарушений, развитие ощущений артикуляторных движений и артикуляторного праксиса, развитие голоса, коррекция речевого дыхания, развитие речевого общения и звукового анализа.

1. Постановка звуков.

2. Автоматизация поставленных звуков в связной речи.

3. Развитие просодики.Развитие голоса:

а) упражнения по развитию восприятия ритма;

б) упражнения по развитию воспроизведения ритма;

в) задания по формированию представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи;

г)задания по формированию представлений об интонационной выразительности в экспрессивной речи:

— подготовительные упражнения (упражнения по развитию силы голоса; упражнения по развитию высоты голоса; упражнения, направленные на постепенное расширение диапазона голоса, развитие его гибкости и модуляции);

— упражнения по развитию интонационной выразительности повествовательного предложения (упражнения по освоению ритмики слова; упражнения по отработке интонационной конструкции, выражающей завершённость в повествовательном предложении; упражнения по отработке интонации вопросительного предложения; упражнения по отработке интонации восклицательного предложения; дифференциация интонационной структуры предложений в экспрессивной речи).

4. Формирование коммуникативных умений и навыков.

1. Развитие самоконтроля ребёнка за своим произношением.

2. Тренировка новых произносительных навыков в учебных ситуациях.

3. Формирование произносительных умений в различных ситуациях общения.

5. Предупреждение вторичных нарушений речи.

1. Коррекция нарушений познавательной деятельности (развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза, зрительно-пространственных представлений, временных представлений, стереогноза, развитие всех видов памяти и внимания, мыслительных операций, аналитико-синтетической деятельности).

2. Коррекция нарушений лексического развития (формирование ориентировки на семантическую структуру слова; организация лексико-семантических полей; развитие синтаксических связей слова; актуализация словаря).

3. Формирование грамматического строя речи (особенно словообразования и словоизменения).

4. Развитие связного высказывания.

6. Предупреждение и преодоление нарушений чтения и письма.

1. Формирование сенсомоторных операций.

2. Формирование языковых операций (фонематический, морфологический, синтаксический уровень).

3. Формирование семантических операций (соотнесение со смыслом).

Источник