Вопросы учителям о развитии речи ребенка

Григорьева Наталья
Семинар-практикум для педагогов «Речевое развитие»

Цель: Создание определенного психологического настроя для расположения участников к восприятию информации, активизации познавательной деятельности педагогов через проблемную мотивацию.

Задачи

— преодолевать пассивность педагогов через применение новых эффективных методов обучения

— игровой форме систематизировать знания педагогов по проблеме формирование связной речи детей.

Ход семинара

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.

Проблема развития речи является одной из актуальных.

Причины низкого уровня речевого развития:

Половина детей дошкольного возраста, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:

короткие связные высказывания;

непоследовательность при передачи содержание знакомого текста;

уровень информативности высказывания очень низкий и т. д.

Мне хотелось бы отметить, что очень важную роль в развитии речи детей дошкольного возраста играет и культура речи педагога, задавая детям образцы правильной литературной речи.

(Предложить педагогам разделиться на 2 команды)

Задание 1.

«Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей

Объяснить понятие речь.

Ответы педагогов

(Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, который представляет собой систему фонематических и семантических средств и правил общения.

Речь – это сложная функциональная система, опирающаяся на совместную деятельность особых зон коры головного мозга.)

Задание 2.

Вопросы к педагогам (по выбранным билетам)

1. Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)

2. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)

3. Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)

4. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

5. Назовите структуру повествования. (завязка, кульминации, развязка)

6. Рассказ сюжет, которого развертывается во времени. (рассказ повествование)

7. Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)

8. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)

9. Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи — педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)

10. Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине. (образец воспитателя)

11. Ведущий прием для активизации речи и мышления. (вопросы педагога)

12. Какой должна быть речь педагога? (грамотной, эмоционально насыщенной, образной, и т. д.)

Подведение итогов

Задание 3.

Вопрос к педагогам

Переведите пословицы на русский язык

Сын леопарда — тоже леопард.

/яблоко от яблони недалеко падает/

Верблюда под мостом не спрячешь.

/шила в мешке не утаишь/

Бойся тихой реки, а не шумной.

/В тихом омуте черти водятся/

Молчаливый рот — золотой рот.

/Слова — серебро, а молчание — золото/

Тот не заблудится, кто спрашивает.

/Язык до Киева доведет/

Ошпаренный петух от дождя убегает.

/Обжегшись на молоке, дует на воду/

Подведение итогов

Задание 4.

Словесная карусель.

Командам дается карточка в которой на одной стороне написано три слова к которым надо подобрать по три синонима, а на другой стороне написаны пять слов к которым надо подобрать антонимы.

Синонимы:

Смелый – бесстрашный, храбрый, отважный.

Жадный – скупой, прижимистый, алчный.

Большой – огромный, колоссальный, громадный.

Дискуссия – спор, диспут, прения.

Грусть – тоска, печаль, кручина.

Отважный – смелый, бесстрашный, храбрый.

Антонимы:

Маленький – большой.

Сладкий – горький.

Легкий – тяжелый.

Узкий – широкий.

Высокий – низкий.

Темный – светлый.

Твердый – мягкий.

Теплый – холодный.

Быстрый – медленный.

Громкий – тихий.

Подведение итогов

Мы уже говорили с вами, что речь педагога должна быть грамотной, эмоционально насыщенной и сейчас я предлагаю вам проверить свою речь.

Юмористическая пауза. Упражнение «Шушаника Минична»

Упражнение выполняется в кругу. каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество.Затем один из участников спрашивает своего соседа слева: Скажите пожалуйста, как вас зовут? Тот читает имя на карточке, например «Шушаника Минична». В ответ на это первый участник дожжен ответить любой фразой. При этом обязательно повторить услышанное имя собеседника. Например, очень приятно Шушаника Минична с вами познакомиться или какое у вас необычное имя, красивое имя. После этого Шушаника Минична задает вопрос своему соседу слева «представьтесь, пожалуйста» и т. д. до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника.

Глориоза Провна Эннафа Варсонофьевна

Вивиана Ионична Маркелина Ермилинична

Феосения Патрикеивна Геновефа Иркнеевна

Беата Нифонтовна Домитилла Ювенальевна

Антигона Маевна Препидигна Аристидовна

Вестита Евменьевна Ермиония Питиримовна

Нунехия Амфиохъевна Вевея Вуколовна

Геласия Доримедонтовна Иовилла Иеронимовна

Агафоклия Наркисовна Кетевань Варнавична

Рипсимия Флегонтовна Фессалоникия Якубовна

Подведение итогов

Задание 5.

Вопрос к педагогам

Что такое «моделирование»? Как ещё можно назвать? (мнемотехника)

(Моделирование дает возможность изменить сам подход к вопросу обучения и воспитания дошкольников.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:

Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами,

Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями,

Глухов В. П. – блоками-квадратами,

Большева Т. В. – коллажем,

Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа)

Для чего нужны мнемотаблицы-схемы?

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.Их используют для:

• обогащения словарного запаса,

• при обучении составлению рассказов,

• при пересказах художественной литературы,

• при отгадывании и загадывании загадок,

• при заучивании стихов

• в последовательности одевания и раздевания

• При дежурстве

• При работе в центре познавательно-исследовательской деятельности

• По нравственному воспитанию

• По трудовому воспитанию

• На физ. воспитании

• На прогулке

Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми,необходимо только придерживаться следующих требований:

Задание 6.

Изобразите любую пословицу или любое стихотворение с помощью схемы.

Подведение итогов

Задание 7.

Установлено, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряжённости, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшает и ускоряет запоминание стихов. Попробуем рассказать стихотворение А. Барто «Звериная зарядка» при помощи движений.

Раз – присядка (показать 1 указательный палец левой руки, присесть, руки на пояс,

Два – прыжок (2 пальца показать на левой руке и выпрыгнуть вверх)

Это заячья зарядка (руки развести перед собой в стороны, потом ладони прижать к голове, изобразить уши зайца).

А лисята как проснутся (рукой показываем пышный лисий хвост, потом трём руками глаза – просыпаемся,

Любят долго потянуться (потягиваемся,

Обязательно зевнуть (зеваем и прикрываем ладонью рот,

Ну и хвостиком вильнуть (покачиваем бедрами из стороны в сторону).

А волчата – спинку выгнуть (оскал зубов и прогибание спины)

И легонечко подпрыгнуть (прыжки).

Ну, а мишка косолапый (руки согнуты в локтях, ноги расставить и слегка присесть,

Широко расставив лапы (переступание с ноги на ногу,

То одну, то обе вместе (поднимаем ногу и приставляем к другой,

Долго топчется на месте (переступаем с одной ноги на другую).

А кому зарядки мало (разводим руки в стороны перед собой)

Начинаем всё сначала (руки на пояс!

Подведение итогов

Задание 8.

Какую роль играет семья в формировании речи ребёнка?

(Варианты ответов.)

С помощью речи взрослые определяют и направляют поведение ребёнка, передают ему просьбы, приказы, объясняют, как он должен вести себя. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения. Речь взрослого является эталоном для ребёнка.

— Что бы вы порекомендовали родителям по формированию речи ребёнка-дошкольника?

(Составление памятки для родителей)

Факторы успешного речевого развития

(памятка для родителей)

*Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения.

*Создавать условия для общения с другими детьми.

*Речь взрослого – пример для подражания.

*Развивать мелкую моторику руки, это ведёт к развитию речи.

*Совместные игры взрослого и ребёнка.

*Чтение художественной литературы, разучивание стихов.

*Удовлетворение любознательности ребёнка, ответы на все его «почему».

*Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.

*Рассказывание стихов руками.

Источник

Игра – практикум

« Грамотная речь педагога – важное условие формирования речи дошкольников»                                                           

Цели:  Повышение общей культуры педагогов.  Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах профессиональной речевой культуры. Расширение знаний о важности  соблюдения педагогами норм литературного языка.  Повышение компетентности в области культуры речевого общения в целом.

Задачи: Расширить представление о речевой культуре педагога, как основного инструмента культуры в целом. Осветить содержание деятельности педагога, компоненты и требования к его профессиональной речи. Раскрыть значение культуры речи воспитателя на формирование речи детей дошкольного возраста. Помочь совершенствовать владение нормами литературного языка. Убедить в необходимости регулировать свое речевое поведение в общении с дошкольниками и другими людьми. Вызвать чувственный отклик и активное участие педагогов в обсуждении вопросов по рассматриваемой теме.

План проведения:

  1. Культура речи педагога.
  2. Требования к речи воспитателя ДОУ.
  3. Практикум.

Оборудование:

  1. Презентация
  2. Раздаточный материал для проведения практикума
  3. Буклеты

    Сегодня мы хотим поговорить  о влиянии речи педагога на формирование речи дошкольников, поэтому тема нашего выступления так и звучит: «Грамотная речь педагога — важное условие формирования речи дошкольников»

    Прежде чем начать наше выступление, нам хотелось бы показать вам мультипликационный фильм, ему уже много лет, возможно, кто-то его уже видел, но он как нельзя кстати подходит к теме нашего выступления.

(Просмотр мультфильма) (Слайд № 2)

    Нельзя не согласиться со словами К. Чуковского о том, что ребенок, действительно является величайшим тружеником, какое огромное количество информации должен усвоить малыш, насколько сложным для него является процесс усвоения и познания нашего родного языка. Но в тоже время дошкольный возраст является сензитивным периодом, то есть наиболее благоприятным для  речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

(Слайд №3) Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.  Подражая взрослым, ребенок перенимает  не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи.

Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

(Слайд №4) Слово, как  известно, является визитной карточкой каждого человека. И от оттого, насколько грамотно человек общается с окружающими людьми, зависит его успех не только в повседневном общении, но и прежде всего в профессиональной деятельности. И кто как не педагог,  речь которого должна быть примером для ребенка, обязан владеть культурой речи.

(Слайд № 5) Для воспитателя детского сада владение образцовой речью — это показатель его профессиональной подготовленности. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям.

Типичные ошибки, встречающиеся в речи педагогов

В устной речи можно выделить следующие группы часто встречающихся ошибок:

—  орфоэпические;

—  грамматические;

— семантические (лексические).

(Слайд № 6)Орфоэпические ошибки – это нарушение произносительных норм устной речи (произносительные нормы устной речи изучает специальный раздел языкознания – орфоэпия). Орфоэпические ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи: внимание слушающего отвлекается неправильностью произношения, и высказывание во всей полноте и с достаточным вниманием не воспринимается. Данные ошибки проявляются:

— в неправильном произношении звуков в словах («тэрмин» вместо «термин»; «кофэ» вместо «кофе»);

— в неправильной постановке ударения в слове («звОнит» вместо «звонИт»; «красивЕе» вместо «красИвее»; «кухОнный» вместо «кУхонный»; «тортЫ» вместо «тОрты» и т.п.).

( Слайд №7) Грамматические ошибки – это нарушение правил использования грамматических форм разных частей речи и синтаксических конструкций. Ошибки проявляются:

— в употреблении рода имён существительных («французская шампунь» вместо «французский шампунь»; «красивая тюль» вместо «красивый тюль»; «большой мозоль» вместо «большая мозоль»);

— в неправильном согласовании местоимений с существительными в роде («моё день рождения» вместо «мой день рождения», т.к. притяжательное местоимение «мой» относится к существительному «день», а не к слову «рождение»)

— в неправильном употреблении рода числительных («в присутствии обоих девочек» вместо «обеих», но «обоих мальчиков»);

— в неправильном употреблении окончаний имён существительных во множественном числе («сапогов» вместо «сапог»; «носок» вместо «носков»; «чулков» вместо «чулок»);

— в ошибочном употреблении различных форм глаголов («ложить» вместо «класть»; «ложи на стол» вместо «клади на стол»; «поклади» вместо «положи» — в данном случае глагол с корнем «лож» всегда должен употребляться только с приставкой: «положи, наложи, сложи», но «клади»!);

— в некорректном использовании форм глагола («сели за столы» вместо «сядьте за столы», «подошли ко мне» вместо «подойдите ко мне» — здесь, выражая просьбу, следует употреблять глагол в повелительном наклонении, а не в прошедшем времени).

( Слайд № 8)Семантические (лексические) ошибки – это нарушение правил использования лексического значения слов в речи. Слово должно употребляться в том значении (в прямом или переносном), которое оно имеет. Нарушение лексических норм приводит к искажению смысла высказывания. Эти ошибки проявляются:

— нарушение лексической сочетаемости («играет важное значение» вместо «играет важную роль» или «имеет важное значение»; «слушайте сюда» вместо «слушайте» (что-то или кого-то);

— тавтология, т.е. повторение того же самого другими словами, не уточняющее смысла («в мае месяце» вместо «в мае»; «строительство замерло на мёртвой точке» вместо «встало на мёртвой точке»; «информационное сообщение» вместо «сообщение» или «информация»).

(Слайд №9) Слова – паразиты.

лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов таких как «типа», «как бы», «это самое», «короче», «таки», «на самом деле», «собственно», «ну..», «так сказать», «вот», «как сказать», «в общем-то», «а именно», «на этом», «действительно» и других.

Требования к речи педагога.   (Слайд №10)

Исходя из всего вышеперечисленного, к устной речи педагогов предъявляются следующие требования:

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка.  К выразительным средствам относятся интонация, темп речи, сила, высота голоса.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

Игра-практикум. (Слайд №11)

— А сейчас мы предлагаем Вам поиграть и в тоже время проверить свою грамотность.

Все участники делятся на команды, в зависимости  от того, за каким столом сидят (на столах стоят номерки).

Воспитатели зачеркивают неправильные ответы, а затем проверяют  правильность выбора

Задание № 1. «Зачеркни неправильный ответ» . ( Слайд 12)

Образовать форму родительного падежа множественного числа существительных:

Одно яблоко – много яблок / яблоков;

одно полотенце – много полотенец / полотенцев;

один апельсин – много апельсин / апельсинов;

один помидор – много помидоров / помидор;

один баклажан – много баклажан / баклажанов;

одно блюдце – много блюдец / блюдцев;

одно кофе – много кофе / кофя;

одни оладьи – много оладьев / оладьяв;

одно пианино – много пианино / пианин;

одно пальто – много пальто / польт;

один рукав – много рукавов / рукав;

одни носки – много носков / носок;

одно окно – много окон / окнов;

одни сапоги – много сапог / сапогов;

одни рельсы – много рельсов / рельс.

Ответы проверяются самостоятельно ( Слайд  № 13)

Подводятся итоги. Необходимо подсчитать общее количество ошибок  у всех, сидящих за столом. Данные фиксируются членами жюри (руководство)

Задание № 2. «Поставь ударения» (Слайд №14)

Предлагается поставить ударение в словах:

ассиметрия                     меньшинства                                       баловаться
банты                              обеспечение                                         вручит
включит                          ободрить                                              грушевый
газопровод                      плесневеть                                          досуг
диспансер                        полиграфия                                         закупоривать
ломота                              понял                                                   исчерпать
дремота                            поняла                                                  кладовая
задать                               премировать                                        ломоть
занять                               принудить                                            начать
звонит                             сливовый                                          новорожденный
каталог                             туфля                                                    облегчить
красивее                           углубленное                                         приданное
кухонный                         жалюзи                                                 торты

Педагоги получают бланки со словами, в произношении которых наиболее часто встречаются ошибки в речи русскоязычного населения в целом и педагогов, в частности. Это ошибки, которые в своем большинстве признаются грубыми и в силу это недопустимы в речи педагогов, т.к. на его речь ориентируются воспитанники, их родители и просто окружающие.

Правильность ответов проверяется самостоятельно (Слайд № 15)

Количество ошибок фиксируется членами жюри.

Задание № 3 «Скажи правильно». ( Слайд № 16)

Воспитателям предлагается прочитать по одному слова и определить правильность их произношения. Ответ засчитывается у первых ответивших. Первым считается тот, кто быстрее остальных нажал на кнопку (резиновая игрушка с пищалкой).( Слайды № 17-22)

пишется

произносится

конеЧно

скуЧный

грусТный

возрасТной

власТный

проЕкт

конеШно

скуШный

грусный

возрасной

власный

проЭкт

Задание № 4 «Закончи предложение» (Слайд №23)

Воспитателям необходимо закончить предложения, правильно употребив существительные в Роде и падеже. ( Слайды №24-29)

Задание № 5 «Исправь предложения» ( Слайд №30)

Предлагаются предложения по одному, в которых нужно исправить ошибки. (Слайды № 31-35)

1.Он полный невежа в вопросах искусства

Он невежа в вопросах искусства.

2. Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.

Мальчик надел пальто и шапку и пошел гулять

3.Коля является ведущим лидером нашей группы.

   Коля является лидером нашей группы.

4.Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были рады.

Когда я вернулся  к своим друзьям, все были рады.

5.Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.

   Беседа с детьми подошла к концу.

— Пока жюри подводит итоги, мы хотим еще раз обратить ваше внимание на самые распространенные ошибки, встречающиеся в речи. ( Слайд № 36). А также ошибочные высказывания педагогов, найденные в сети интернет. ( Слайд № 37)

Соблюдение норм и правил русского языка и постоянное совершенствование своей речи – это залог успешности работы педагога по речевому развитию детей в ДОУ.

Используемая литература:

1. Бородич А.М. «Методика развития речи детей», — М., «Просвещение», 1974 г.

2. Введенская Л.А., «Русский язык и культура речи», — Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008 г.

3. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» /Федоренко Л.П. – М., 1984 г.

4. Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях», — М., 1991 г.

5. «Развитие речи детей» Тихеева. Е.И. — М., «Просвещение» , 1985 г.

6. «Развитие речи детей дошкольного возраста» /Сохин Ф.А. — М., «Просвещение», 1984 г.

7. «Развитие речи детей» /Селезнева Е.П. — М., «Просвещение»,

 «Высказывания и афоризмы классиков литературы и выдающихся мыслителей прошлого о культуре речи, силе слова, о родном языке».

«Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им».                                        

Г.Гегель

«Достоинство речи – быть ясной и не быть низкой».

Аристотель

«Речь – великая сила: она убеждает, обращает, принуждает».

Р.Эмирсон

«Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний».

К.Д.Ушинский

«Слово – важнейший педагогический инструмент, его ничем не заменишь. В слове аккумулируются отношения между людьми. Слово выражает идею, а идея – столбовой корень воспитания».

В.А.Сухомлинский

«Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому обращается».

Аристотель

Источник