Вопросы для истории развития ребенка

Вопросы для истории развития ребенка thumbnail

Воссоздание
особенностей хода и условий развития
ребенка на пройденных им этапах онтогенеза
с полным основанием относится к числу
обязательных методов, применяемых в
возрастно-психологическом консультировании.
Наряду с данными наблюдений и
экспериментально-психологического
обследования ребенка его история
развития, или психологический анамнез,
является важнейшим источником информации,
необходимой для оценки его развития и
характера возникших проблем. Как писал
Л. С. Выготский, на основе данных о
развитии и воспитании ребенка психолог
должен создать не просто «летопись»
различных событий, т.е. перечисление
отдельных обстоятельств, повлиявших
на развитие ребенка, а причинное
жизнеописание его развития и воспитания
[36]. Другими
словами, психолог должен выявить
источники, факторы и механизмы наиболее
существенных влияний на формирование
личности ребенка, проследить
причинно-следственные связи событий
детства с особенностями психического
развития ребенка, учесть специфику
содержания и реального состава необходимых
условий развития в каждом возрастном
периоде детства.

3.3.1.Понятие и значение психологического анамнеза

Особое значение
условий, в которых развивается ребенок,
вытекает из разрабатываемой в отечественной
психологии концепции онтогенеза как
процесса прижизненного формирования
психической деятельности и личности
ребенка. Кроме того, неоднозначность
многих особенностей поведения и
психической деятельности ребенка,
ограниченность возможностей исследования
их в ситуации однократных и довольно
кратковременных встреч с
консультантом-психологом также приводят
к необходимости придавать большое
значение анамнестическим данным при
интерпретации результатов обследования.
Дети с существенно разными по своему
происхождению психологическими
нарушениями и трудностями могут
обнаруживать не только сходную картину
поведения, но и давать близкие результаты
в диагностическом обследовании (например,
эмоциональные нарушения у детей в
результате так называемых «стертых
форм госпитализма» и в связи с некоторыми
формирующимися акцентуациями характера
или нарушения познавательной деятельности
у детей, страдающих легкой мозговой
дисфункцией, и у детей с педагогической
запущенностью и т.д.). Как правило,
наличное состояние психического развития
ребенка, его «психологический статус»
может быть правильно оценен и истолкован
только в свете всей предшествующей
истории его развития. Именно поэтому
психолог-консультант должен с особым
вниманием отнестись к анализу сложного
комплекса жизненных условий, в которых
рос ребенок.

В литературе,
посвященной исследованиям психологии
личности и вопросам консультирования,
история развития ребенка или взрослого
часто называется психологическим
анамнезом [183]. Как известно, анамнез
— понятие
медицинское, в узком смысле слова
обозначающее историю развития болезни.
В более широком значении анамнез включает
не только данные о начале и развитии
заболевания, сообщаемые больным (или
его близкими), но и сведения об условиях
его жизни, работы и т.д. Медики выделяют
личный и семейный анамнез, анамнез
пренатального периода, периода
новорожденное™ и т.д. в зависимости от
того, кто сообщает сведения и к какому
периоду развития они относятся. Таким
образом, если о собственно анамнезе
уместно говорить в связи с наличием
аномалий или заболеваний, то понятие
«психологический анамнез» свободно от
обязательной связи с болезненными
процессами и употребляется как синоним
понятия «история индивидуального
психического развития ребенка».

Значение
анамнестического метода в различных
областях медицины существенно различно.
Оно весьма велико, например, в детской
психиатрии. Считается, что при установлении
умственной недостаточности «точный и
детальный анамнез может оказаться
наиболее важной частью диагноза. В
результате искусного собирания нередко
можно поставить предположительный
диагноз до получения объективных данных»
[66, с.
67].
Закономерно, однако, что заимствование
термина «анамнез» из медицины не может
означать переноса в психологию принципов
сбора и анализа анамнестических данных.
Вполне естественно, что представителей
этих наук интересуют разные стороны
развития ребенка, даже если речь идет
об одних и тех же фактах. Так, для психолога
на первый план выдвигается процесс
усвоения ребенком социального опыта,

а значит, механизмы и условия формирования
его деятельности и общения.

Соседние файлы в папке консультирование литература

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    09.06.20157.62 Mб515Глэддинг С.Т. — Психологическое консультирование.doc

  • #
  • #

Источник

Выяснение
условий индивидуального развития имеет
большое значение для понимания
особенностей личности ребенка и выработки
рекомендаций по коррекции отклонений.
Собрать информацию о развитии ребенка
(«психологический анамнез») можно в
доверительной беседе с родителями.
Характер вопросов зависит от запроса
воспитателей и родителей и от тех
психологических проблем ребенка, которые
были выявлены психо­логом в ходе
предварительного обследования.

Структура
«психологического анамнеза».

1.
Анкетные
данные о ребенке и сведения о семье:
дата рождения и точный возраст ребенка;
полный состав семьи с указанием возраста;
образование и характер работы всех
членов семьи и родственников, принимающих
участие в воспитании ребен­ка; изменения
состава семьи и реакция ребенка на них;
бытовые условия жизни.

2.
Данные о
здоровье ребенка: особенности протекания
бере­менности и родов:
наличие факторов риска в состоянии
здоровья матери и ребенка; сведения о
травмах и операциях, хронических или
частых заболеваниях; случаи госпитализации,
реакция ребенка на них; учет у психоневролога
или других специалистов; поставлен­ный
диагноз.

3.
Особенности
воспитания ребенка, начиная с рождения:
где и кем воспитывался; в каком возрасте
был отдан в дошкольное учреждение; как
привыкал к нему, как складывались
отношения с детьми и педагогами; резкие
перемены в обстановке (переезд, разлука
с близкими людьми и т.п.) и реакция ребенка
на них.

4.
Характеристика
развития начиная с рождения:
когда начал сидеть, стоять, ходить и
пр.; как развивалась речь; общий
эмоциональный фон; трудности в поведении;
любимые занятий и игры в разных возрастах;
домашние обязанности; требования со
стороны взрослых; уровень самостоятельности;
степень активнос­ти, проявления
инициативы; отношения с членами семьи
и со сверстниками; типичные конфликты,
их частота; способ наказания и поощрения
со стороны взрослых, реакция ребенка
на них; прово­дятся ли вне детского
сада развивающие занятия и какие,
отноше­ние к ним ребенка. Знакомясь
с историей развития ребенка, надо иметь
в виду, что вопрос о реакции ребенка на
каждое жизненное обстоятельство не
менее важен, чем выяснение самого
обстоятельства.

Следует
учитывать, что родители часто не очень
хорошо пони­мают смысл задаваемых им
вопросов, не всегда точно помнят
существенные для ребенка особенности
жизненных ситуаций, а нередко не хотят
быть откровенными и осознанно утаивают
часть информации. Сообщая психологу
определенные факты, отец или мать
одновременно дают и собственную оценку
этих фактов, часто совершенно неадекватную.
Задача психолога — суметь отделить факты
от их интерпретации.

Знакомство
с родителями и сбор информации о ребенке
должны помочь психологу сделать выводы,
касающиеся не только самого ребенка,
но также личностных особенностей
родителей и стиля воспитания в семье.

Анализ результатов обследований

Основная
цель обследования — создать психологический
портрет нормально развивающегося
ребенка, который включает в себя
характеристику поведения, особенности
познавательного и личнос­тного
развития ребенка, и на этой основе
организовать целенаправ­ленную
коррекционную работу.

Анализ
познавательного развития ребенка
подразумевает выяв­ление общего
уровня развития восприятия, образного
мышления, памяти, речи и воображения.
Следует определить равномерно или
неравномерно друг относительно друга
развиты перечисленные процессы. Случаи
равномерного развития являются достаточно
простыми, трудности при анализе
представляют варианты неравно­мерного
познавательного развития, что выражается
не толь­ко в различиях уровней
восприятия, мышления, воображения и
т.п., но и в симптоматических различиях
внутри каждого отдельного познавательного
процесса.

Анализ
результатов необходимо проводить
комплексно, интер­претировать отдельные
проявления следует только в связи с
другими: сам по себе отдельный симптом
всегда неоднозначен, его истинное
значение вытекает из сопоставления с
другими симптомами. В еще большей степени
комплексный анализ важен для понимания
личности ребенка, проявляющейся в
особенностях поведения, выполнения
проективных, познавательных и так
называемых «личностных» заданий.

Специальное
значение при анализе результатов
обследования приобретает правильное
понимание особенностей взаимодействия
ребенка с другими людьми. Значительную
роль здесь играет характер воспитания
в семье, уровень требований, предъявляемых
к ребенку, степень конфликтности семьи
и т.п. Не менее важны и качества самого
ребенка, определяющие его поведение за
пределами семьи (с детьми, воспитателями,
другими взрослыми), в частности,
инициативность, конфликтность,
организованность ребенка.

На
основе анализа конкретной ситуации
развития ребенка составляются
рекомендации, которые могут касаться
коррекции позна­вательного развития,
особенностей его эмоциональной сферы,
детско-родительских отношений,
взаимоотношений ребенка со взрослыми
и детьми.

Рекомендации
становятся действенными только в случае
принятия их роди­телями (воспитателями).
Чем более связаны советы психолога с
проблемами, сформулированными в запросе,
чем большее участие в их разработке
принимает тот, кто обратился к психологу
за консультацией, тем продуктивнее
окажутся рекомендации.

Этика
психолога в работе с родителями и
воспитателями пред­полагает
неразглашение полученных сведений,
заключения и рекомендации, даваемые
родителями или воспитателю по их запросу,
никому больше не передаются.

Источник

Важнейшим источником информации, необходимой для оценки хода психического развития ребенка, является история развития ребенка. Необходимость установления отношений между ребенком и значимыми сторонами его среды подчеркивалась многими психологами. Примерная схема составления истории развития ребенка рассматривалась еще в работах Л.С. Выготского и Л.И. Божович. Данная схема включала в себя основные вехи процесса онтогенеза, особенности развития и воспитания ребенка в разные возрастные периоды, условия жизни ребенка и другие признаки, имеющие важное диагностическое значение. Л.С.Выготский подчеркивал, что на основе данных о развитии и воспитании ребенка психолог должен создать не просто летопись различных событий и достижений, не просто перечисление отдельных обстоятельств, а причинное жизнеописание его развития и воспитания.

Психолог должен выявить источники, факторы и механизмы наиболее существенных влияний на формирование личности ребенка, проследить причинно-следственные связи событий детства с особенностями психического развития ребенка, учесть специфику содержания и реального состава необходимых условий в каждом возрастном периоде детства. Неоднозначность многих особенностей поведения и психической деятельности ребенка, ограниченность возможностей исследования их в ситуации однократных и достаточно кратковременных встреч с психологом ставят в необходимость придавать большое значение анамнестическим данным при интерпретации результатов обследования. Дети с существенно разными по своему происхождению психологическими нарушениями и трудностями могут обнаруживать не только сходную картину поведения, но и давать близкие результаты в диагностическом обследовании.

Состояние психического развития ребенка, его психологический статус может быть правильно оценен и истолкован только в свете всей предшествующей истории его развития. Именно поэтому психолог должен с особым вниманием отнестись к анализу сложного комплекса жизненных условий, в которых растет ребенок. Важно не просто установить систему объективных условий и обстоятельств жизни ребенка, но определить характер и степень их влияния на него. Переживание одних и тех же обстоятельств разными детьми, но в разном возрасте нередко может быть совершенно разным в зависимости от возрастных возможностей и индивидуальных особенностей ребенка.

Как правило, многие особенности поведения, характера ребенка, обстоятельства семейной жизни, отдельные яркие эпизоды, обнаруживающие характерные реакции ребенка, родители помнят достаточно хорошо. Однако воссоздание в ретроспективном плане специфических для каждого возрастного этапа характеристик психического развития ребенка, хотя бы косвенно свидетельствующих о тех или иных новообразованиях, обычно оказывается крайне ограниченным. Далеко не всегда удается установить реальную динамику определенных сторон развития ребенка. Все вопросы консультанта к родителям по поводу событий и изменений в жизни ребенка должны включать попытку выяснить реакцию ребенка, характер его переживаний, особенности эмоционального отношения к ним, а далее — характер и средства приспособления к тем или иным трудностям. В качестве примера здесь можно привести огромный диапазон возможных индивидуальных реакций детей на такие существенные из­менения в ситуации развития, как поступление в детский сад, смена места жительства, появление в семье еще одного ребенка, отчима и т. д. Все эти факторы одними детьми могут переживаться сравнительно легко или даже восприниматься сугубо положительно как несущие, например, новое интересное содержание и более широкие возможности общения и действия, тогда как у других детей могут возникать тяжелые реакции дезадаптации, переживания утраты, чувства отверженности и т.д. Выяснение такого рода реакций имеет большое диагностическое значение.

В анализе истории развития ребенка определенное место должно быть отведено также установлению стрессовых факторов и факторов риска нервно-психических заболеваний. К числу неблагоприятных воздействий на психику ребенка относят разлуку с матерью или семьей в целом, утрату (смерть) или болезнь члена семьи, ситуацию развода, появление новых членов семьи, неправильное воспитание, отвержение в семье или детском коллективе, низкую успеваемость в школе, хронические болезни, травмы, госпитализации и многие другие. Особого внимания требуют хронические, постоянно действующие факторы, среди которых в первую очередь необходимо выделить различные виды неправильного воспитания.

Психологу-консультанту важно выявить не само по себе наличие перечисленных факторов в психологическом анамнезе, а индивидуальную реакцию и механизм их влияния на формирование личности ребенка. Иначе возникает опасность переоценки значения тех или иных факторов в возникновении психологических проблем ребенка, осложнении его развития. Эта опасность связана с тем, что анамнез большинства детей содержит, как правило, указания на многие неблагоприятные факторы, но далеко не все из них реализуют свое влияние. В случае переоцен­ки их значения и недостаточного исследования всей совокупно­сти условий развития истинные источники нарушений или проб­лем ребенка могут остаться нераскрытыми.

Психолог, устанавливая объективные обстоятельства жизни ребенка и его субъективные переживания, должен стремиться не менее четко дифференцировать фактические сведения о жизни ребенка, сообщаемые взрослым, от той интерпретации или оценки этих сведений, которая всегда (вольно или невольно) присутствует в сообщениях родителей. На этот важнейший в психологическом обследовании момент указывал Л.С. Выготский, говоря о том, что «обычно мы имеем дело с тем, что собираются жалобы в обобщенном виде и вместо фактов нам сообщают мнения, готовые выводы, часто тенденци­озно окрашенные». Исследователя интересуют факты, которые должны ему указать родители ребенка. Сам по себе факт должен быть учтен исследователем, но как мнение, которое должно быть проверено в течение исследования, а для этого должны быть вскрыты факты, на основе которых получено дан­ное мнение.

Рассмотрим примерную схему составления истории развития ребенка, включающую основные этапы этого процесса и признаки, имеющие важное диагностическое значение.

1. Анкетные данные ребенка и основные сведения о семье:

— дата рождения и точный возраст на момент обследования ребенка;

— полный состав семьи (возраст, образование и характер работы всех членов семьи);

— изменения в составе семьи с момента рождения ребенка;

— общие сведения о жилищных, материальных и бытовых условиях жизни семьи (при наличии неблагоприятных обстоятельств необходима подробная характеристика).

2. Особенности перинатального периода развития ребенка:

— общие сведения о развитии ребенка до и после рождения;

— наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка (сведения относительно медицинского анамнеза собираются врачом, но при подозрении на наличие органических или иных нарушений, психолог должен получить медицинское заключение).

3. Состояние здоровья ребенка:

— наличие травм и операций, хронических или частых заболеваний;

— случаи госпитализации;

— постановка ребенка на учет у других специалистов;

— особенности сна и питания ребенка с момента рождения.

4. Особенности развития и воспитания ребенка:

— где и кем воспитывался ребенок, начиная с рождения?

— кто ухаживал за ребенком на протяжении первых двух лет жизни?

— помещение ребенка в ясли, детский сад или другие детские учреждения (указать дату и тип учреждения — кругло­суточные, дневные, специальные, логопедические и др.);

— особенности адаптации (как ребенок привыкал, как складывались отношения с детьми, были ли жалобы воспитателей?);

— были ли резкие перемены в обстановке, в которой рос ребенок (переезды, частые или длительные разлуки с родителями) и какова реакция на них ребенка;

5. Развитие в младенчестве и раннем возрасте (до трех лет):

-Особенности развития моторики.

— Сроки появле­ния основных сенсомоторных реакций (когда начал ползать, сидеть, стоять, ходить).

— общий эмоциональный тон;

— развитие речи (сроки появления первых слов, фраз, речевая активность);

— активность в освоении окружающего, любопытство;

— отношение к близким и незнакомым взрослым;

— овладение предметными действиями;

— сроки формирования навыков самообслуживания (когда ребенок научился самостоятельно есть, одеваться, как приучался к опрятности);

— проявления самостоятельности, настойчивости;

— какие трудности наблюдались в поведении ребенка?

— любимые занятия и игры ребенка.

6. Развитие ребенка в дошкольном возрасте:

— любимые занятия ребенка (в какие игры и с кем любит играть ребенок, любит ли рисовать, слушать сказки, заучивать стихи, смотреть телевизор);

— умеет ли читать (в каком возрасте, когда и как научился);

— как развит физически?

— какая рука является ведущей?

— имеются ли домашние обязанности;

— отношения со сверстниками, отношения с членами семьи;

— типичные конфликты, их частота, наказания и поощрения, актуальные запреты;

— особенности характера ребенка;

— посещает ли ребенок какие-либо кружки, студии, секции?

— ранние проявления способностей к музыке, рисованию и т.д.;

— проявляет ли ребенок инициативу и в чем?

— отмечаются ли страхи или другие нежелательные проявления?

7. Развитие ребенка в младшем школьном возрасте:

— поступление в школу (дата, тип учебного заведения);

— особенности адаптации (посещал ли группу продленного дня, была ли смена школы, класса по какой-то причине?);

— успеваемость, любимые и нелюбимые предметы (выполнение домашних заданий);

— отношения с одноклассниками, наиболее типичные конфликты;

— отношения с учителями, участие в общественной жизни школы;

— наличие внешкольных занятий и увлечений (кружки, секции и т. д.);

— степень самостоятельности, обязанности по дому;

— организация досуга ребенка (место игр, телевидения и чтения в досуге);

— что еще важно отметить в истории жизни ребенка, по мнению родителей?

Приведенный перечень вопросов для составления истории развития ребенка является общей схемой, отдельные пункты которой подлежат существенной конкретизации в зави­симости от многих условий: характера жалоб родителей, индивидуальных особенностей обстановки (наличие в семье нескольких детей разного возра­ста или близнецов, например). Очерчивая круг существенных условий и показателей развития ребенка, данная схема не содержит указаний на их диагностическое и прогностическое значение, которое раскрывается лишь в соответствующих психологических исследованиях.

Часто родители первоначально скрывают или сами до конца не осознают истинные причины своего обращения, свои подлинные тревоги и опасения по поводу ребенка (например, опасения в связи с неблагоприятной наследственностью, сложности супружеских отношений, личные проблемы, ситуация развода, заключения нового брака и т.д.), но затем раскрываются действительные мотивы обращения. Это доказывает особую важность подробной, заинтересованной беседы психолога с родителями по поводу истории развития ребенка, как специфической процедуры консультативной работы.

Беседа не может быть заменена самостоятельным заполнением родителями анкеты. Анкета, предлагаемая психологом на первичном приеме родителям, предназначена для того чтобы, готовясь к следующей встрече с консультантом, они могли припомнить основные моменты и в развитии ребенка, особенности его поведения в разные возрастные периоды. В процессе беседы психолог может остановиться на каких-то значимых моментах подробнее, установить причинно-следственные связи, и с помощью родителей сделать определенные выводы.

Таким образом, совместно с родителями (или другими близкими ребенку взрослыми) составляется объемная, по возможности полная и разносторонняя характеристика истории развития ребенка. Полнота психологического анамнеза ребенка имеет принципиальное значение в нескольких отношениях. Во-первых, вместе с результатами обследования она необходима для построения достаточно широкого круга гипотез относительно сущности и причин трудностей или проблем ребенка (здесь особенно важно избежать предвзятого, «зауженного» видения проблемы под влиянием конкретных жалоб родителей). Во-вторых, без данных анамнеза, позволяющих судить о степени благоприятно­сти условий развития ребенка, часто нельзя однозначно оценить результаты психологического обследования ребенка, потенциал его развития в целом.

Составление анамнеза, полнота и достоверность его данных существенно зависят от родителей. Завершая беседу с родителями по поводу истории развития ребенка, целесообразно вновь вернуться к беспокоящим их осо­бенностям его поведения. Психолог должен попытаться более кон­кретно выяснить: в чем они видят проблему, с чем связано нежелательное поведение ребенка, что они уже предпринимали и что предпринимают в данное время для устранения проблемы, какова их собственная роль в возникновении и сохранении трудностей ребенка? При достаточно хорошем контакте психолога с родителями изложение жалоб становится, как правило, не только более точным и подробным, но и более откровенным. Необходимо учитывать особенности личности родителей, внутрисемейных отношений и стремиться установить их подлинное влияние на формирование личности ребенка.

Источник