Волосова е развитие ребенка дошкольного возраста

Содержание:

  • Познавательное развитие
  • Социально-эмоциональное развитие
  • Речевое развитие
  • Бытовые навыки
  • Физическое развитие

Предлагаем вам познакомиться с основными показателями развития ребенка. Они помогут заинтересованным лицам (родителям, воспитателям, педагогам) определить степень развития конкретного малыша и в случае необходимости принять соответствующие меры коррекции.

При составлении этих показателей использованы собственные научно-методические исследования автора книги Елены Волосовой, многолетние наблюдения за детьми раннего возраста, а также материалы из работы «Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни» (ЦОЛИУ врачей, М., 1979) и Базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки» (Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, М., 1997).

Познавательное развитие

Отличие предметов по форме, величине, цвету:

Соотносит конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением; накладывает на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске).

Ориентируется в трех и более контрастных величинах (собирает трехместную матрешку и другие вкладыши после показа).

Собирает пирамидку по убыванию размера из четырех (пяти) колец контрастных величин (после показа).

Ориентируется в трех-четырех цветах; некоторые называет; подбирает к образцу.

Начинает распознавать вес, фактуру, температуру предметов (тяжелый, легкий, мягкий, твердый, холодный, теплый).

В рамках листа проводит вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии. Называет то, что рисует.

Игровые действия (сюжетно-отобразительные):

Проявляет сообразительность: достает (вылавливает) сачком из воды понравившуюся игрушку.

Производит несколько последовательных игровых действий или решает сам игровую ситуацию после предъявления игрового материала, находясь в проблемной ситуации (кормит куклу, если рядом посудка; строит гараж, если рядом кубики и машинка). Использует предметы-заместители.

Выполняет два последовательных сюжетных действия с игрушкой (баюкает, кормит куклу; возит, нагружает машину):

  • по просьбе взрослого, без показа,
  • по подражанию.

Подражает действию близкого взрослого (бытовому). «Роль» не берет.

Сооружает из кубиков знакомые постройки для мелких игрушек (забор, дом, дорожку, стул, диван, стол и др.)

  • по просьбе взрослого,
  • по образцу,
  • самостоятельно.

Играет рядом со сверстниками одинаковыми игрушками.

Социально-эмоциональное развитие

Эмоциональное, активное, деятельное состояние.

Хорошо настроен при самостоятельных умелых действиях, при положительной оценке взрослого.

Упрямится, требуя недозволенного, настаивая на своем.

Недоволен, отказывается от действия при неудавшейся попытке.

Кричит, жестикулирует, капризничает:

  • при нежелании выполнить просьбу взрослого,
  • подражая близкому человеку, другому ребенку,
  • для привлечения внимания.

Непослушен, злится при ограничении движений, в ответ на грубый тон взрослого.

Отказывается от общения (прячется) с незнакомым взрослым.

Долго плачет при уходе мамы, при испуге, при обиде.

Улыбается, жестикулирует, заглядывает в глаза, чтобы удержать внимание взрослого или другого ребенка, ожидает похвалы.

Проявляет яркие эмоции при общении с близкими (мимика, возгласы, движения).

Улыбается, пользуется эмоционально окрашенной речью при совместных играх с детьми.

Получает удовольствие от самостоятельно произносимых слогов, слов.

Эмоционально заинтересован музыкой, пением, малыми фольклорными формами, подвижными играми, отношение к ним дифференцированное (активные движения, раскованность, зачарованность, заторможенность).

Восторженно относится к развлечениям, в том числе и к играм.

Проявляет эмоциональную память в знакомых ситуациях.

С интересом смотрит мультфильмы, детские телевизионные передачи.

Эмоционально предвосхищает результаты:

  • собственного действия,
  • действия взрослого.

Сопереживает, сочувствует плачущему ребенку, пожилому человеку, бережно относится к животным, растениям:

  • по примеру взрослого,
  • по собственной инициативе (редко).

Эмоционально сдержан, способен подождать немного (после объяснения взрослого). Спокойно относится к указаниям: «Собери игрушки», «это можно», «этого нельзя». Понимает слова: «хорошо», «плохо».

Речевое развитие

Понимание речи:

Понимает короткий рассказ (без показа действий) о знакомых событиях (о том, что делал на прогулке).

Отвечает на вопросы об этих событиях. Выполняет до трех поручений (возьми, отнеси, положи). «Жалеет», «помогает» по просьбе взрослого. Знает (показывает) названия деталей лица (губы, зубки, язык, лоб, уши, щеки и др.) и тела (руки, ноги, спина).

Активная речь (до 200-300 разнопроизносимых слов):

Использует предложения из двух-трех слов при общении со взрослыми и детьми, при констатации, в просьбах.

Фразы не оформлены. Начинает употреблять прилагательные и местоимения, предлоги, наречия. Может называть себя в третьем лице.

Договаривает четверостишия в знакомых стихах, подпевает. В двух-трех предложениях рассказывает, что видит в данный момент. Задает вопросы. Называет предметы на картинке:

  • по просьбе взрослого,
  • самостоятельно (комментирует).

Облегченные слова заменяет правильными. Дает оценку себе: «хороший», «большой», «красивый». Говорит: «до свидания», «пока», «спасибо», «здравствуйте» в индивидуальном произношении.

Бытовые навыки

Ест аккуратно, не обливаясь.

При умывании трет ладони, часть лица.

Вытирается с помощью взрослого.

Самостоятельно одевается (натягивает носочки, шапку, обувь (с небольшой помощью взрослого)). Частично раздевается.

Знает место одежды, обуви, посуды, игрушек. Пользуется носовым платком (при напоминании). Контролирует физиологические потребности.

Физическое развитие

Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:

Перешагивает через несколько препятствий чередующимся шагом. Удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу.

Поднимается и спускается по лестнице детской горки. Меняет темп: ходьбу на бег. Бегает семенящим шагом. Подпрыгивает.

Удерживает мяч одной или двумя руками. Бросает мяч в горизонтальную цель. Ловит мяч с близкого расстояния. Скатывает мяч с горки.

Читайте также:  Курсовая работа роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста

Из книги Е. Волосовой «Развитие ребенка раннего возраста»
(основные показатели), М.: «Линка-Пресс», 1999 г.

Источник

Спожакина Наталия Геннадиевна
Разработка рекомендаций по развитию речи детей третьего года жизни для родителей и воспитателей

Спожакина Наталия Геннадиевна

МБДОУ детский сад №46 «Вишенка»

Рекомендации для воспитателей:

1. Обеспечить дальнейшее понимание речи окружающих – умение понимать будущее, прошедшее, понимать смысл речи не только при наглядной ситуации, но и вне ее.

2. Совершенствовать активную речь детей – обогащать словарь, учить говорить предложения, пользуясь всеми частями речи, совершенствовать грамматический строй речи, улучшать ее произношение и эмоциональную выразительность.

3. Расширять пользование речью – уметь передать словами свои впечатления, задавать вопросы и отвечать на них, расширять поводы речевого общения со взрослыми и детьми.

4. Расширять ориентировку в окружающем.

5. Развивать способность к обобщению, формировать у детей элементарные представления и понятия о явлениях природы, жизни животных, некоторых доступных пониманию детей явлениях общественной жизни, труде взрослых, времени, числе, пространственных отношениях, назначении предметов.

6. Улучшать восприятие речи и слуховое внимание – умение хорошо слушать, что говорит взрослый, прослушать небольшой рассказ, стихотворение, различать звуки.

7. Воспитывать навыки культурной речи – говорить

негромко, не спеша, совершенствовать произношение.

8. Развивать тонкую моторику с помощью проведения пальчиковой гимнастики. При её выполнении главное – это согласование ритма движений со стихотворным ритмом, а также нужно стараться вовлекать все пальчики, для выполнения упражнения как правой, так и левой рукой.

Для реализации этих рекомендаций воспитателям, прежде всего, необходимо использовать естественные условия жизни и взаимоотношения с детьми во время игры, прогулки, кормления, укладывания спать. Необходимо обогащать чувственный опыт детей доступными впечатлениями и правильной организацией их самостоятельной деятельности. Наблюдая совместно с детьми за какими-либо явлениями или действиями взрослых на прогулке, рассматривая картинки, показывая им что-то, разговаривая по поводу их игры, необходимо не только называть отдельные предметы и действия, но объяснять их, устанавливать связь между отдельными фактами, определять свойства и назначение предметов.

Для развития обобщенного значения слов, формирования на основе речи понятий необходимо, одни и те же слова употреблять в различных сочетаниях и ситуациях. Например, вместо шаблонного ежедневно повторяемого предложения «Сейчас будем заниматься» можно сказать: «Сегодня мы будем лепить» или «Несите стулья, надо заниматься», «Сегодня будем заниматься рисованием». Вместо «Ешьте аккуратно» можно сказать: «Надо аккуратно кушать, чтобы фартучек был чистым». Необходимо говорить о том, что они могут чувственно воспринять, то есть что они видят, что можно показать в натуре, на картинке или на игрушках. В то же время можно и даже нужно говорить с детьми, рассказывать им о таких событиях, которые никогда ранее в таком сочетании не воспринимались, по отдельные элементы которых знакомы детям. Эффективность, использования упражнений пальчиковой гимнастики необходимо проводить во время чтения детям стишков, сказок, рассказов, работы с ними над потешками, прибаутками, любым речевым материалом.

Рекомендации для родителей:

1. Обращаясь к ребёнку следует говорить чётко и ясно, добиваться от него внятного произношения.

2. Необходимо больше разговаривать в быту, включать активную речь в предметные действия, сопровождать показ предметов и игрушек эмоционально насыщенным, увлекательным для ребёнка рассказом.

3. Рассказывать сказки, читать стихи, совместно рассматривать яркие, красивые картинки, книжки.

4. Стимулировать стремление ребёнка заговорить, для чего давать поручения.

5. Развивать тонкую моторику.

Для реализации этих рекомендаций родителям необходимо поощрять инициативные высказывания ребёнка (вопрос, просьбу показать, назвать, объяснить, дать любую понравившуюся игрушку, внимательно его выслушать, отвечать, выполнять просьбу. В разговоре с ребенком родители должны точно и правильно называет предметы и игрушки, находящиеся в доме. Родители должны внимательно следить за речью и произношением звуков, исправлять ошибки. Очень важно поддерживать инициативное речевое обращение и по возможности превратить в разговор. Надо давать ребёнку постепенно усложняющиеся словесные поручения, например: «Попроси папу, чтобы он тебе помог достать книжку с полки, скажи: папа, достань, пожалуйста, книжку».

Для развития тонкой моторики необходимо использовать пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры и упражнения, которые оказывают благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. Например: фольклорные пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания.

Таким образом, предложенные нами рекомендации, позволяют сделать процесс речевого развития детей третьего года жизни более эффективным.

Список используемой литературы.

1. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста / Развитие и воспитание детей третьего года жизни [Текст] / Н. М. Аксарина // Дошкольное воспитание. – 1985. — №8. – С. 15-19.

2. Волосова, Е. Б. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели) [Текст] / Е. Б. Волосова. – М.: Изд. «Линка-Пресс», 1999. – 72с.

3. Воспитание и развитие детей раннего возраста [Текст] / Под ред. В. Н. Аванесовой. – М.: Просвещение, 1982.

4. Галигузова, Л. Н. Как общаться с ребёнком? [Текст] / Л. Н. Галигузова, С. Теплюк, Ю. Разенкова // Дошкольное воспитание. – 2006. — №1. – С. 16-19.

Читайте также:  Индивидуальная карта социального развития ребенка

5. Голубева, Л. Г. Развитие и адаптация детей раннего возраста [Текст] / Л. Г. Голубева. – М., 2002.

6. Детская психология: Учеб пособие [Текст] /Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др. ; Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Мн.: Университетское, 1988. – 399с.

7. Диагностика психического развития детей от рождения до трёх лет: Методическое пособие для практических психологов [Текст] / Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб: «Детство-ПРЕСС», 2005. – 144с.

8. Корнев, А. Развитие речи у детей 1,5-3 лет [Текст] / А. Корнев. – М., 2003.

9. Печора, К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях [Текст] / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. – М.: Просвещение, 1986.

Источник

Татьяна Муратова
Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста

Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей.

Ряд выдающихся зарубежных ученых в области дошкольной педагогики таких, как Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известных представителей отечественной педагогики и психологии Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной, Л. А. Венгер справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного развития сенсорных способностей, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Признано т. ж. приоритетное значение сенсорного развития на этапе первых трех лет жизни.

В настоящее время возросла потребность в увеличении в дошкольных учреждениях числа групп для детей раннего возраста. Возникает необходимость обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания, систематизации рекомендаций по совершенствованию воспитания детей раннего возраста с целью определения эффективных методов и внедрения их в практику.

Для повышения эффективности образовательной работы, сенсорного воспитания и обучения большое значение имеет использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения: дидактические игры, дидактические упражнения. Дидактические игры, как и раньше, остаются эффективным средством сенсорного воспитания.

Целью исследования явилось изучение особенности развития сенсорных способностей у детей раннего возраста, обосновать особенности использования дидактических игр как средства развития сенсорных способностей детей раннего возраста.

Мы предположили, что развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста будет успешным, если: будет подобран эффективный комплекс дидактических игр; будут созданы условия для эффективного использования дидактических игр по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста.

На наш взгляд наиболее полным и четким является определение, предложенное Л. А. Венгер: сенсорные способности – это функциональные возможности организма, обеспечивающие ощущение и восприятие человеком окружающего мира и самого себя. В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов.

Этапы целенаправленного развития сенсорных способностей включают в себя: формирование сенсорных эталонов; обучение способам обследования предмета, а так же различать форму, цвет и величину, выполнять все более сложные глазомерные действия; развитие аналитического восприятия: умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Развитие сенсорных способностей осуществляется в ходе формирования основных видов детской деятельности, которые свойственны детям – предметной, игровой, изобразительной (О. П. Гаврилушкина, А. А. Катаева, Е. А. Стребелева и др.).

В нашем исследовании дидактическая игра является наиболее эффективным средством развития сенсорных способностей у детей раннего возраста: дидактическая игра – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов).

В констатирующем этапе исследования принимали участие 20 детей раннего возраста. Для данной работы были использованы такие методы исследования, как:

Диагностика сенсорного развития О. Л. Канонко;

Методика оценки сенсорного развития Т. В. Николаевой;

Диагностический материал для определения уровня сенсорного восприятия детей на основе показателей познавательного развития методик Е. Б. Власовой «Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели)» и Е. А. Стребелевой «Ранняя диагностика умственного развития».

Основными критериями определения уровней сенсорных способностей у детей стали:

степень ориентировки ребенка в основных цветах спектра;

умение ребенка подбирать плоские геометрические фигуры по образцу;

умение ребенка находить и называть предметы разной величины;

степень использования слов, характеризующие пространство и время;

степень идентификации и ориентации в запахах и звуках;

знания свойств предметов и слов их обозначающих;

способ выполнения заданий;

эмоциональное отношение к предложенной деятельности;

результат.

По результатам констатирующего эксперимента, целью которого было выявить уровень развития сенсорных способностей детей раннего возраста, были сделаны следующие выводы: в экспериментальной группе (ЭГ) определен достаточно низкий процент высокого уровня развития сенсорных способностей (10%, что может говорить о не правильном подходе к детям со стороны педагогов, т. е. детям, находящимся на среднем уровне необходимы наиболее стимулирующие методы и условия формирования сенсорных эталонов. В контрольной группе (КГ) данный уровень отмечен у 30% детей, в этой группе преобладает средний уровень сенсорного развития (50%, в ЭГ данный уровень выявлен у 30% детей, преобладает низкий уровень развития сенсорных способностей – 50%.

Читайте также:  Развитие личности ребенка от года до двух

На констатирующем этапе т. ж. был проведен анализ эффективности руководства дидактическими играми в группе раннего возраста базового ДОУ.

Изучение документации свидетельствует о недостаточных условиях для сенсорного развития ребенка раннего возраста через дидактическую игру. При планировании работы по руководству дидактической игрой педагоги иногда испытывают затруднения, а т. ж. отмечено, что времени для дидактических игр недостаточно, планирование дидактической игры в данной группе ведется бессмысленно. Анализ календарных планов помог выявить типичные ошибки, допускаемые практиками.

Анализ материальной базы для дидактических игр показал, что в группе достаточно разнообразный и соответствующий возрасту детей набор дидактических игр, но вместе с тем в большинство игр дети не играют, т. к. просто не имеют опыта их использования, и как следствие слабо выраженный интерес к данному виду игр.

Результаты констатирующего этапа обозначили необходимость в проведении формирующего эксперимента, в котором приняли участие 10 детей экспериментальной группы, и целью которого явилось повышения уровня развития сенсорных способностей детей раннего возраста с помощью дидактических игр.

Для решения поставленной цели был составлен тематический план дидактических игр-занятий по развитию сенсорных способностей, в который вошли игры, рекомендованные Л. А. Венгером для детей второй младшей группы, а т. ж. игры, рекомендованные Э. Г. Пилюгиной, Е. А. Янушко, Г. А. Широковой, а т. ж. включены ряд разработанных авторами игр.

Игры, отраженные в тематическом плане определены по трем основаниям развития сенсорных способностей – блокам: развитие зрительного восприятия (свет, цвет, форма, величина, количество, расположение в пространстве, целостный образ предмета) – «Пляшущие тени», «Спрячь мышку», «Веселый поезд», «Тут и там», «Зайцы и лиса» и др. ; развитие слухового восприятия – «Тук-тук», «Узнай по звуку» и др. ; развитие осязания – «Узнай, что в ящике», «Прячем руки» и др.

Тематический план составлен в соответствии со следующими принципами:

отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: освоение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов;

установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей раннего возраста;

подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;

подготовка к игре детей: обогащение их представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Дидактические игры в предложенном плане представляют собой определенную систему, так как при его создании учитывались следующие признаки системности: постепенное усложнение задач и деятельностный подход.

Представленная работа не ограничилась лишь проведением заявленных дидактических игр, для получения более эффективных и прочных результатов, мы включали дидактические игры и в занятия по разным направлениям жизнедеятельности детей в ДОУ (занятия по ознакомлению с окружающим, развитие речи, изодеятельность, конструирование, игра, прогулка, режимные процессы, свободная деятельность детей).

По результатам контрольного эксперимента получены следующие выводы об эффективности, проведенной с детьми раннего возраста работы: в анализе методик было отмечено повышение уровня сенсорных способностей, дети с удовольствием выполняли задания и выполняли их быстро и правильно, при выполнении заданий дети использовали метод проб, примеривание, а так же зрительный способ ориентировки, интерес к результату деятельности сохраняется на протяжении всего обследования, если допускают отдельные ошибки, то тут же замечают их и самостоятельно исправляют.

Следовательно, своевременное развитие сенсорных способностей на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющимся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

Список литературы:

1. Вартан, В. П. Сенсорное развитие дошкольников [Текст] / В. П. Вартан. – Мн.: БрГУ, 2007. – 150с.

2. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]: Кн. для воспитателя детского сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М.: Просвещение, 1988. – 144с.

3. Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели) [Текст] / Е. Б. Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.

4. Галигузова, Л. Н., Мещерякова, Л. Н. Педагогика детей раннего возраста [Текст] / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. – М.:: Владос, 2007. – 304с.

5. Запорожец, А. В. Сенсорное воспитание дошкольников [Текст] / А. В. Запорожец. – М.: Просвещение, 1963. – 98с.

6. Поддъяков, Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя детского сада/ под ред. Н. Н. Поддъякова, В. И. Аванесовой. 2-е. изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – 192с.

Источник