Влияние занятий плаванием на физическое развитие ребенка

Влияние занятий плаванием на физическое развитие ребенка thumbnail

Марина Росланова
Влияние плавания на физическое развитие детей 3–7 лет

Плавание — одно из важнейших звеньев в воспитании ребёнка. Оно содействует разностороннему физическому развитию и стимулирует деятельность нервной, сердечно — сосудистой и дыхательной систем, расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Систематические занятия ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц и необходимости преодолевать сопротивление воды. Каждый должен уметь плавать. И чем раньше он научится тем лучше. Купание игры на воде и плавание благоприятны для всестороннего физического развития ребёнка. Это особенно актуально в наше время,так как очень высок процент детей с медицинскими отклонениями. Работоспособность мышц у детей 3-7 лет невелика. Они довольно быстро утомляются при статических нагрузках. Им более свойственна динамика. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу. В воде уменьшается статическое напряжение тела и снижается нагрузка на ещё не окрепший детский позвоночник, который в этом случае правильно формируется и вырабатывается хорошая осанка. В то же время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы ребёнка и предупреждает развитие плоскостопия.

Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки и увеличивается жизненная ёмкость лёгких. Занятия плаванием – лучшая тренировка дыхательной системы. При выполнении упражнения на дыхание – вдох и выдох в воду происходит усиленная работа дыхательных мышц, которая приводит к укреплению дыхательной мускулатуры. Это очень важно для детей с заболеваниями органов дыхания.

Сердечно – сосудистая система детей 3-7 лет хорошо приспособлена к потребностям растущего организма. Сосуды относительно широкие и ток крови по ним от сердца не затруднён. Ток крови по направлению к сердцу облегчается большой подвижностью ребёнка – мышцы во время движения проталкивают венозную кровь по сосудам. Но надо знать, что сердце ребёнка быстро утомляется при напряжении. Отсюда необходимость частого отдыха.

При плавании органы кровообращения ребёнка находятся в облегчённых условиях деятельности благодаря положению тела ребёнка — работе крупных мышечных групп и механическому воздействию давления воды на поверхность тела, помогающему оттоку крови к сердцу.

Так как физическую нагрузку на сердце во время плавания возможно произвольно дозировать, то плавание является одним из эффективных видов лечебной физкультуры, способствуя развитию и укреплению здоровья тех,у кого ослаблена сердечная деятельность.

Занятия плаванием повышают функциональную устойчивость вестибулярного аппарата, улучшают чувство равновесия. Давление воды стимулирует работу нервных окончаний, тем самым укрепляя нервную систему ребёнка. Кроме того, благодаря разнице температур и большому расходу энергии в процессе плавания регулируется обмен веществ и поддерживается соотношение мышечной и жировой массы тела.

Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма – совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды.

Закаливание – ведущий метод повышения устойчивости организма постоянно меняющимся условиям внешней среды.

В природе постоянно меняются уровень солнечной радиации, температура воздуха и воды, влажность воздуха. Следовательно, основными средствами закаливания организма являются свежий воздух, солнечный свет и вода.

По характеру воздействия закаливающие процедуры можно разделить на местные и общие. Рефлекторный механизм действия закаливающих процедур обеспечивает общий оздоровительный эффект даже при местном воздействии. Но местные процедуры влияют на организм слабее, чем общие, поэтому при местном воздействии нужно пользоваться более сильными раздражителями. Чем сильнее действие температурного раздражителя, тем короче должна быть процедура.

Применение какой-либо одной закаливающей процедуры, даже сильнодействующей, не оказывает должного эффекта.

Закаливание-это система мероприятий, неоднократно повторяющихся в течение дня, месяца года. На занятиях по плаванию применяются такие процедуры, как гимнастика, обтирание и обливание.

Сухие обтирания проводятся рукавичками из фланели или мягким сухим полотенцем до появления лёгкой красноты кожи. Длительность процедуры 1-2 минуты. Курс 7 дней, после чего можно переходить к влажным обтираниям. Рекомендуемая температура воды для влажных обтираний для детей 3-4 лет- 32-34градуса начальная температура воды, а конечная температура воды 25 градусов. Для детей старше 4 лет- начальная 28-32 градуса, конечная- 18-20- градусов. Температура воды каждые 5-7 дней понижают на 1 градус. Обтирают рукавицей или полотенцем, смоченными в тёплой воде и отжатыми, последовательно руки, грудь, живот, спину, ноги, а затем растирают махровым полотенцем. Через 1-2 месяца можно перейти к обливаниям. Начинают с местных обливаний стоп ног, затем постепенно переходят к общим, обливаясь сверху с головы до ног.

Занятия плаванием способствуют также развитию физических качеств ребёнка – выносливости, гибкости, ловкости, силы и скоростных способностей.

Выносливость – это способность ребёнка противостоять утомлению.

Для развития выносливости используются физические упражнения, включающие в работу большие мышечные группы, которые работают относительно длительное время.

Выносливость бывает общая и специальная.

Общая — это способность ребёнка продолжительное время выполнять различные по характеру виды физических упражнений сравнительно невысокой интенсивности.

Специальная – это способность эффективно выполнять специфическую нагрузку на время.

Средства выносливости:

Проплывание длинных отрезков с разным заданием, с поддерживающими предметами и без и в полной координации.

Дозировка – 4 отрезка по 8-10 метров.

Игры и эстафеты на воде.

Сила в плавании развивается, уже как минимум, за счёт усилий, прилагаемых для преодоления сопротивления воды.

Способы передвижения могут быть различными – шагом, бегом, прыжками, с применением изученных способов плавания и с помощью игр.

Гибкость – одно из важных физических качеств в плавании.

Хорошая гибкость обеспечивает при плавании свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий во время гребка.

Средства развития гибкости:

Сухое плавание (на суше, упражнения с элементами вращения в суставах, с поворотами, разворотами.)

ОРУ на суше и в воде, с элементами вращения в суставах, с поворотами, разворотами.

Ловкость – это целесообразность движений в данной конкретной ситуации, она является сложным двигательным качеством.

Плавание предъявляет специфические требования к координационным способностям.

На занятиях плаванием в основном способствуем развитию координации: координация – реакция на изменения условий окружения, координация, ка согласованное движение рук и ног.

Средства:

Подвижная игра «Ловишка «с обручем, с определёнными правилами (под водой не ловить) и усложнениями, как например двое или трое водящих.

Игра на быстрое принятие решений –«Караси и щуки «, «Кто быстрее добежит до мяча. «, «Найди свой дом. «

Упражнения с изменением направления движения : ныряния, выныривание, подныривание, проныривание и их комбинации с обручами.

Упражнения с разучиванием техники стиля плавания – у бортика (работа ног и попеременная работа рук на разный темп ног, в движении – в основном в подготовительной группе.

Скоростные способности:

Скоростные способности в плавании характеризуются умением проплывать короткие отрезки дистанции с максимально высокой скоростью.

Средства:

Подвижная игра «Кто быстрее «на перемещение в воде на коротких отрезках.

Специальные упражнения на скорость в соревновательном виде.

Эстафеты.

При систематических занятиях у дошкольников увеличивается сила, гибкость, ловкость, выносливость и скоростные способности. Дети не боятся воды, не паникуют при изменении условий игры или двигательной деятельности, активно и с интересом посещают занятия по плаванию.

Плавание так же благотворно влияет на формирование волевых качеств личности ребёнка. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые бояться входить в воду, боятся глубины. Психологами установлено, что главная опасность на воде – не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Именно поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то, чтобы помочь ребёнку преодолеть это неприятное чувство. Занятия плаванием развивают такие черты личности, как целеустремлённость, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность.

Таким образом можно сделать вывод, что плавание благотворно влияет на развитие детей дошкольного возраста.

Источник

Консультация родителей ДОУ: «Влияние занятий плаванием на организм ребенка». (плавание)

Как плавание влияет на организм ребенка

Плавание – способ передвижения в воде, циклическое движение, оказывающее всестороннее воздействие на организм ребенка.
При плавании развиваются все группы мышц. Совершенствуются физические качества: выносливость, сила, быстрота, подвижность в суставах, координация движений.
Позвоночник у ребенка отличается мягкостью, эластичностью. Он очень податлив, легко образуются неправильные изгибы, которые могут закрепиться и образовать деформацию.
При плавании происходит разгрузка позвоночника, значительно уменьшается вес тела, снижается ассиметричная работа паравертебральных мышц за счет их расслабления в теплой воде, что создает благоприятные условия для выполнения движений, снижает давление на эпифизарные зоны роста тела позвонков, улучшает кровоснабжение костных структур и мягких тканей. Поэтому плавание является эффективным укрепляющим и корректирующим средством для опорно-двигательного аппарата.

Непрерывная работа ног с постоянным преодолением сопротивления воды, тренирует мышцы и связки голеностопного сустава, помогает формированию и укреплению детской стопы.
Плавание – аэробный вид физических упражнений, вызывающий увеличение в крови детей и подростков гормона роста – соматотропина – в 10-20 раз. Это способствует росту тела в длину, увеличению мышечной массы.
Не менее благоприятно плавание влияет на сердечно-сосудистую систему организма. Горизонтальное положение тела при плавании создает облегченные условия для работы сердца, повышается эластичность сосудов, увеличивается ударный объем сердца.
При плавании вдох и выдох затруднены, так как при вдохе приходиться преодолевать давление воды на тело, а при выдохе – сопротивление воды. Поэтому дыхательные мышцы со временем укрепляются и развиваются. В результате увеличивается жизненная емкость легких и объем грудной клетки.
Плавание на задержке дыхания, погружения под воду, ныряние на дальность с доставанием тонущих предметов со дна бассейна, тренирует устойчивость к гипоксии, умение переносить недостаток кислорода.
Плавание является прекрасным средством закаливания и повышения стойкости организма к воздействию низких температур, и другим изменениям внешней среды. Повышаются защитные свойства иммунной системы крови – увеличивается сопротивляемость к инфекционным и простудным заболеваниям.
Водная среда оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему ребенка, повышая эмоциональную устойчивость.
Надо заметить, что плавание полностью исключает травмы всего опорно-двигательного аппарата.

Заключение:
В результате систематических занятий плаванием совершенствуется сердечнососудистая и дыхательная системы, осуществляется коррекция нарушений осанки, лучше развиваются физические качества, осуществляется общее укрепление организма. Ребенок становиться более здоровым и положительно эмоциональным.

Рекомендуем посмотреть:

Влияние занятий плаванием на физическое развитие ребенка
О роли плавания для детей

Влияние занятий плаванием на физическое развитие ребенка
Оздоровительное плавание

Влияние занятий плаванием на физическое развитие ребенка
Психологическая подготовка в спорте

Влияние занятий плаванием на физическое развитие ребенка
Консультация для родителей детского сада по ПДД. Безопасность детей

Источник

Положительное ли влияние оказывает плаванье на организм ребенка?Начать стоит, пожалуй, с того, что мы называем плаванием. Плаванье – по сути, является одни из способов передвижения в воде. Во время плавания, зачастую, выполняется зацикленный ряд действий: гребковые движения руками и различные движения ногами. Во время плавания задействованными оказываются абсолютно все группы мышц, что ведет ко всестороннему и гармоничному развитию организма, ведь в повседневной жизни мы практически не используем те или иные группы мышц, что приводится к их неразвитости, плавание же выравнивает эту ошибку.

Одновременно с развитием мышц и мускулатуры у ребенка развиваются такие навыки, как: силы, выносливость, ловкость, подвижность и быстрота. Так же всесторонне развивается сердечно — сосудистая и дыхательная система. А так же значительно улучшается работа опорно-двигательного аппарата. Плаванье всегда было и до сих остается одним из наилучших способов закаливания для детей, ведь вода ниже температуры тела, из-за чего телу постоянно нужно выделять энергию на его обогрев, а так же становится более стойким к резким сменам температур. Так и происходит закаливание.

Но как же именно влияет плавание на системы, находящиеся в детском организме и играющие важную роль?

Важно помнить, что у маленьких детей дошкольного возраста еще не завершилось формирование организма. В частности, в межчерепных костях сохраняются так называемые хрящевые зоны, которые являются крайне чувствительными и подверженными различного рода травмам. Конечно, опытный детский тренер разбирается в детской физиологией, и будет учитывать тот факт, что малейшие ушибы этих частей могут привести к серьезным травмам.

Положительное ли влияние оказывает плаванье на организм ребенка?У детей активно развивается весь организм, а в частности – позвоночник. Связочный аппарат и межпозвоночные диски еще на ранней стадии развития, что объясняет невероятную пластичность и подвижность. В этот период важно обратить внимание на крепление и развитие позвоночника, чтобы в дальнейшем избежать его искривления и прочих неприятных ситуаций. Так же плавание предотвращает возникновение таких неприятных заболеваний, как, например, остеохондроз или плоскостопие. Тут важно выполнять правильные упражнения.

Так же стоит помнить, что мышечная система у детей развивается крайне неравномерно. Особенно в дошкольном возрасте. Занятия плаванием помогут задействовать все группы мышц для их гармоничного и целостного развития. Во время занятий в воде позвоночник выпрямляется принудительно, под тяжестью воды. Руки и ноги активно двигаются, разминаются суставы и на руках, и на ногах. Вообще, в любом стиле плавания, руки – это основная часть тела, которая в любом случае будет задействована больше других. Нет таких стилей плавания, при которых не использовались бы руки. Поэтому, если у вашего ребенка есть какие-то проблемы с руками, то вам точно стоит попробовать любой вид оздоровительного плавания.

Кстати, не зря плавание есть в обязательном списке вещей, которые находится на территории оздоровительных центров. Плаванием в оздоровительных целях занимаются люди всех возрастов и телосложений.

А вот если говорить про телосложение, то стоит упомянуть, что плавание помогает детям с лишним весом избавиться от него. Это происходит из-за давления воды и интенсивности движений, ведь организмом выделяется огромное количество энергии не только на все эти активные телодвижения, но и на обогрев тела, что существенно способствует сбросу веса. Однако, это будет хорошо отражаться на ребенке только в том случае, если потеря веса будет так же проходить с правильным режим питания и правильным режимом сна. Без этих двух пунктов вашему малышу станет только хуже, хотя вес он, может, и сбросит.

Положительное ли влияние оказывает плаванье на организм ребенка?У ребенка дошкольного возраста происходит активное развитие и рост сердечно-сосудистой системы, отчего на данном этапе жизни стоит уделять серьезно внимание тому, чтобы развитие проходило равномерно и без сбоев. Детское сердце в таком возрасте крайне легко приспосабливается к различного рода нагрузка. Например, циклическими, из которых и состоит плавание.

Плавание является аэробным видом физической активности, который вызывает активное увеличение в крови гормона под названием соматотропин. Гормон этот отвечает за рост тела, а увеличивается его содержание в 15-20 раз. Это приводит к тому, что рост ребенка увеличивается вместе с мышечной массой тела.

Плавание – это прекрасный способ закалки организма. Регулярные занятия плаванием вырабатывают в организме повышенную стойкость не только к низким температурам, но и к резким сменам температуры. С чем это связано? Просто вода в бассейне по правилам на несколько градусов холоднее воздуха, из-за чего организму вынужденно приходится приспосабливаться к таким температурным режимам. Это ведет к повышению иммунитета, к более стойкому перенесению разных температур организмом. Дети, которые занимаются плаванием, обычно намного легче других переносят разного рода сезонные заболевания. Например, грипп. Так же, они меньше всех подвержены вирусным инфекционным заболеваниям. Вода оказывает положительное и успокаивающее воздействие не только на организм, но и на психику ребенка. Тренировки повышают эмоциональную устойчивость и даже тренируют черты характера.

Что мы можем сказать в заключении

Положительное ли влияние оказывает плаванье на организм ребенка?Систематические занятия плаванием, вкупе с общим спортивным образом жизни, правильным режимом сна, правильным питанием и грамотным тренером – являются гарантом грамотного и гармоничного развития организма вашего ребенка. Плавание отлично закаляется организм, развивает мышечную систему, дыхательную систему и сердечно-сосудистую систему. Плавание развивает и укрепляет, кости, суставы, иммунитет.

Если вы решили отдать своего ребенка на плаванье, то предварительно рекомендуем вам ознакомиться со статьями, посвященными правильному выбору тренера и секции, это поможет вашему ребенку быстро влиться и коллектив и получать максимальную пользу от занятий водными видами спорта.

Источник