Роль социума в развитии личности ребенка

Марина Черных
Родительское собрание на тему «Влияние социума на развитие личности ребенка»

Тема родительского собрания:

«Влияние социума на развитие личности ребенка».

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в формировании личности ребёнка.

Социальное развитие дошкольников – это усвоение ценностей, традиций и культуры общества, в котором детям предстоит жить. В процессе общения с взрослыми или сверстниками ребенок учится учитывать интересы окружающих людей и жить по определенным правилам и нормам поведения.

Наибольшее влияние на социальное становление маленького гражданина оказывает его семья. Основная цель семьи – помочь детям войти в современный мир, такой сложный и динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений, помочь детям в формировании отношения к себе и окружающему.

Одна из важнейших задач -формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру.

Каждый человек стремится к одобрению со стороны других людей. В раннем и дошкольном возрасте такой значимой группой выступают члены семьи.

Если ребенок не имеет успеха и позитивного навыка в общении, в решении социальных конфликтов или в преодолении неудач, то он не может быть сильным как психически, так и физически.

Древние философы высказывали мысль, что нельзя жить в обществе и быть независимым от него. Для удовлетворения своих многочисленных и разнообразных потребностей человек вынужден вступать во взаимодействие с другими людьми и социальными сообществами, которые являются носителями определенных знаний и ценностей, вынужден участвовать в совместной деятельности. Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.

Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которым он принадлежит.

С первых же часов жизни человека начинается процесс его социализации, в основе которого лежат связи между индивидуумами и освоение социальных навыков. Отчасти этот процесс зависит от врожденных механизмов и созревания нервной системы, однако, прежде всего он определяется тем опытом, который человек получает на протяжении жизни.

Таким образом, в результате воспитания и влияния социальных факторов происходит естественный процесс интеграции ребенка в общество, «врастания в человеческую культуру», т. е. его социализация.

В разные возрастные периоды личностного развития количество социальные институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности, их воспитательное значение различны.

В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья. Положительное воздействие на личность ребенка в семье состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры — не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.

В дошкольном детстве к воздействиям семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой информации. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, школьные учебные предметы и дела. Начиная с подросткового возраста, большую роль в формировании личности играет общение со сверстниками, с друзьями. Все большее значение с этого возраста приобретает самовоспитание и самосовершенствование личности, которые в юности становятся главными средствами ее развития.

По мере взросления роль семьи в развитии ребенка постепенно уменьшается,особенно сильной она является в первые годы жизни ребенка. В младенчестве преимущественное влияние на ребенка оказывает мать или тот человек, который ее заменяет, кто непосредственно ухаживает за ребенком и постоянно общается с ним. В целом семья начинает активно воздействовать на ребенка с раннего возраста, когда он овладевает речью, прямохождением и получает возможность вступать в разнообразные контакты с разными членами семьи. В ранние годы семейное воспитательное воздействие в основном сводится к разнообразным влияниям на эмоциональную сферу ребенка, а также на его внешнее поведение. В детском возрасте к описанным семейным воздействиям добавляются те, которые направлены на воспитание у ребенка любознательности, настойчивости, адекватной самооценки, стремления к отзывчивости, общительности, доброты, а также нравственного становления личности, которые, прежде всего,проявляются в отношениях к людям: порядочность, честность и др. Здесь участие в воспитании ребенка начинают принимать не только взрослые люди, но и сверстники, с которыми он много и разнообразно играет, и это происходит в сюжетно-ролевых играх с правилами, характерных для детей старшего дошкольного возраста.

С поступлением в школу воспитательное влияние семьи несколько ослабевает за счет того, что с ней успешно начинает конкурировать школа. Именно здесь ребенок получает первые представления о гражданской жизни, учится соблюдению формальных требований дисциплины и порядка, учится взаимодействовать и общаться со своими сверстниками, со старшими по статусу — учителями.

Значительную часть времени ребенок теперь проводит вне семьи. Воздействие семьи на личностное развитие ребенка становится не только относительно меньшим, меняется качественно. Взрослые члены семьи сознательно сосредотачивают свое внимание на воспитании у ребенка таких качеств личности, которые необходимы для успешного учения и общения с различными людьми в школе и вне дома. За время обучения в младших классах влияние школы и семьи, тем не менее, остается еще одинаковым.

В подростковом возрасте ситуация радикальным образом меняется. Личностно-развивающее влияние школы и внешкольного общения по сравнению с воздействием внутрисемейного общения усиливается. Часть детей подросткового возраста по-прежнему остается под сильным и доминирующим влиянием семьи, часть уходит из-под него уже в начале подросткового возраста. Поэтому и в плане индивидуальных особенностей как раз этот возраст также представляется переходным и одним из наиболее сложных. Если близкие для ребенка члены семьи относятся с должным пониманием, если между подростком и его родителями установятся добрые, доверительные отношения, то семья еще на протяжении длительного периода взросления может оставаться доминирующим институтом положительных социально-психологических взаимоотношений.

С переходом в ранний юношеский возраст воздействие внешних институтов воспитания начинает преобладать над семьей для абсолютного большинства детей. Дальнейший процесс формирования личности ребенка, начиная с этого времени, приобретает сугубо индивидуальные черты и прямо зависит от круга людей, с которыми общаются юноша или девушка, а также от ситуаций, в которые поворачивается общение, и от его характера.

В целом влияние школы на развитие ребенка как личности, эпизодично, хотя хронологически оно занимает период времени до 10 лет (от 6-7 до 16-17 лет). Непосредственно в школе дети проводят не так уж много времени, и, кроме того, значительная часть уходит на учение, а не на воспитание, т. е. связана в основном с развитием познавательной сферы, а не личности. И, тем не менее, есть определенный период в жизни ребенка, связанный со школой, когда она играет существенную роль в его личностном формировании. Это — младший школьный и начало подросткового возраста, когда дети психологически еще находятся в сфере значительного влияния со стороны авторитетных для них взрослых людей, в данном случае учителей. Именно к этому времени должны быть приурочены главные воспитательные воздействия со стороны школы.

Ранний юношеский возраст — это время относительной стабилизации личности, ее практической подготовки к самостоятельной жизни в социуме. Однако, учитывая совокупность всех факторов, влияющих на формирование личности, необходимо отметить решающую роль активности самой личности.Именно она трансформирует в себе все факторы: что-то принимает в них, а что-то нет.

К возрасту около 16-17 лет, личность можно считать в основном уже сформированной. Те изменения, которые с человеком происходят в процессе его дальнейшей жизни, обычно не затрагивают многие личностные черты и далее остаются уже практически неизменными.

Особенно важен и труден период после окончания школы,когда человеку приходится постоянно делать ответственный выбор: профессии, партнера по браку, систем ценностей и т. д. Это период наиболее интенсивного принятия жизненно важных решений. Все большую и большую роль для формирования личности начинают играть различные организации и учреждения, вузы, средства массовой информации и т. д.

Когда рождается ребенок, то говорят, что родился человек как биологическое существо, но отнюдь нельзя сказать, что родилась личность. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития: обретает речь, сознание, навыки и привычки в обращении с вещами и людьми, становится носителем социальных отношений.

В процессе развития человек раскрывает свои внутренние свойства,заложенные в нем природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием: биологическое и социальное. Итак, формирование личности — это сложный, долгий процесс и означает превращение его из биологического индивида в социальное существо — личность. Это превращение происходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество (социум, в различные типы социальных групп и структур посредством усвоения ценностей, установок, социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности, т. е. усвоение индивидом требований социума.

При рождении ребенок развивается в семье, в дальнейшем он осваивает все новые и новые социальные среды — дошкольные учреждения, школы, вузы, различные организации, компании друзей, дискотеки и т. д., в которых он формируется как личность.

Наиболее интенсивно этот процесс протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ориентации.

Таким образом, в процессе формирования личности социум играет одну из основополагающих ролей.

Источник

Ñóùíîñòü ëè÷íîñòè, îñîáåííîñòè ïåðâè÷íîãî è âòîðè÷íîãî óðîâíåé åå ñîöèàëèçàöèè è èíäèâèäóàëèçàöèè. Ðîëü ñîöèóìà â ïðîöåññå ðàçâèòèÿ ÷åëîâåêà. Ôàêòîðû, âëèÿþùèå íà ôîðìèðîâàíèå ëè÷íîñòè â ðàçíûå âîçðàñòíûå ïåðèîäû. Ìåñòî ñåìüè è ó÷åáíûõ çàâåäåíèé.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

13

Ñîäåðæàíèå

Ââåäåíèå

1. Ñîöèàëèçàöèÿ ëè÷íîñòè

2. Ðîëü ñîöèóìà â ôîðìèðîâàíèè ëè÷íîñòè

Çàêëþ÷åíèå

Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû

Ââåäåíèå

×åëîâåê íå ðîæäàåòñÿ ëè÷íîñòüþ, íå ïîëó÷àåò áèîëîãè÷åñêèõ ãàðàíòèé ëè÷íîñòíîãî ðàçâèòèÿ, à ñòàíîâèòñÿ åþ â ïðîöåññå ðàçâèòèÿ: îáðåòàåò ðå÷ü, ñîçíàíèå, íàâûêè è ïðèâû÷êè â îáðàùåíèè ñ âåùàìè è ëþäüìè, êîòîðûå äåëàþò åãî îáùåñòâåííûì ñóùåñòâîì. Ëè÷íîñòü — ýòî ñîöèàëüíàÿ õàðàêòåðèñòèêà ÷åëîâåêà. Ëè÷íîñòü — ýòî îñîçíàíèå ñåáÿ, âíåøíåãî ìèðà è ìåñòà â íåì — òàêîå îïðåäåëåíèå ëè÷íîñòè äàë â ñâîå âðåìÿ Ãåãåëü.

Àíàëèç ôàêòîðîâ ðàçâèòèÿíà÷àò åùå àíòè÷íûìè ó÷åíûìè. Âñåì áûëî èíòåðåñíî óçíàòü îòâåò íà âîïðîñ: ïî÷åìó ðàçíûå ëþäè äîñòèãàþò ðàçíîãî óðîâíÿ ðàçâèòèÿ? ×òî îêàçûâàåò âëèÿíèå íà ðàçâèòèå ëè÷íîñòè?

Äðåâíèå ôèëîñîôû âûñêàçûâàëè ìûñëü, ÷òî íåëüçÿ æèòü â îáùåñòâå è áûòü íåçàâèñèìûì îò íåãî. Äëÿ óäîâëåòâîðåíèÿ ñâîèõ ìíîãî÷èñëåííûõ è ðàçíîîáðàçíûõ ïîòðåáíîñòåé ÷åëîâåê âûíóæäåí âñòóïàòü âî âçàèìîäåéñòâèå ñ äðóãèìè ëþäüìè è ñîöèàëüíûìè ñîîáùåñòâàìè, êîòîðûå ÿâëÿþòñÿ íîñèòåëÿìè îïðåäåëåííûõ çíàíèé è öåííîñòåé, âûíóæäåí ó÷àñòâîâàòü â ñîâìåñòíîé äåÿòåëüíîñòè.  òå÷åíèå âñåé æèçíè îí ñâÿçàí ñ äðóãèìè ëþäüìè íåïîñðåäñòâåííî èëè îïîñðåäîâàííî, âîçäåéñòâóÿ íà íèõ è ÿâëÿÿñü îáúåêòîì ñîöèàëüíûõ âîçäåéñòâèé.

Ôîðìèðîâàíèå ëè÷íîñòè — ñëîæíûé ïðîöåññ, íàõîäÿùèéñÿ ïîä âëèÿíèåì äâóõ ãðóïï ôàêòîðîâ: áèîëîãè÷åñêèõ è ñîöèàëüíûõ. Ó÷åíûå óòâåðæäàþò, ÷òî â êà÷åñòâå îñíîâíîãî ôàêòîðà â ïðîöåññå ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè âûñòóïàåò ñîöèàëüíîå âëèÿíèå â âèäå âñåãî êîìïëåêñà ÷èñòî ÷åëîâå÷åñêèõ âîçäåéñòâèé (ñþäà îòíîñèòñÿ îáðàçîâàíèå, âîñïèòàíèå, ñîöèàëüíûå óñëîâèÿ æèçíè, êóëüòóðà, òðàäèöèè, îáû÷àè è ò.ä.)

Âñå âûøåñêàçàííîå îáîñíîâûâàåò àêòóàëüíîñòü âûáðàííîé òåìû.

Öåëü äàííîé ðàáîòû: ïðîàíàëèçèðîâàòü âëèÿíèå ñîöèóìà íà ôîðìèðîâàíèå ëè÷íîñòè.

Ðàáîòà ñîñòîèò èç âåäåíèÿ, 2 ãëàâ, çàêëþ÷åíèÿ è ñïèñêà èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû.

1. Ñîöèàëèçàöèÿ ëè÷íîñòè

Ëè÷íîñòü ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç òåõ ôåíîìåíîâ, êîòîðûå ðåäêî èñòîëêîâûâàþòñÿ îäèíàêîâî äâóìÿ ðàçíûìè àâòîðàìè. Ñ òî÷êè çðåíèÿ îäíèõ, êàæäàÿ ëè÷íîñòü ôîðìèðóåòñÿ è ðàçâèâàåòñÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ åå âðîæäåííûìè êà÷åñòâàìè è ñïîñîáíîñòÿìè, à ñîöèàëüíîå îêðóæåíèå ïðè ýòîì èãðàåò âåñüìà íåçíà÷èòåëüíóþ ðîëü. Ïðåäñòàâèòåëè äðóãîé òî÷êè çðåíèÿ ïîëíîñòüþ îòâåðãàþò âðîæäåííûå âíóòðåííèå ÷åðòû è ñïîñîáíîñòè ëè÷íîñòè, ñ÷èòàÿ, ÷òî ëè÷íîñòü — ýòî íåêîòîðûé ïðîäóêò, ïîëíîñòüþ ôîðìèðóåìûé â õîäå ñîöèàëüíîãî îïûòà. Îäíàêî ïðàêòèêà ïîêàçûâàåò, ÷òî ñîöèàëüíûå ôàêòîðû ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè áîëåå âåñîìû.

Èçâåñòíî, ÷òî ìëàäåíåö âñòóïàåò â áîëüøîé ìèð êàê áèîëîãè÷åñêèé îðãàíèçì è åãî îñíîâíîé çàáîòîé â ýòîò ìîìåíò ÿâëÿåòñÿ ñîáñòâåííûé ôèçè÷åñêèé êîìôîðò. ×åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ ðåáåíîê ñòàíîâèòñÿ ÷åëîâå÷åñêèì ñóùåñòâîì ñ êîìïëåêñîì óñòàíîâîê è öåííîñòåé, ñ ñèìïàòèÿìè è àíòèïàòèÿìè, öåëÿìè è íàìåðåíèÿìè, øàáëîíàìè ïîâåäåíèÿ è îòâåòñòâåííîñòüþ, à òàêæå ñ íåïîâòîðèìî èíäèâèäóàëüíûì âèäåíèåì ìèðà. ×åëîâåê äîñòèãàåò ýòîãî ñîñòîÿíèÿ ñ ïîìîùüþ ïðîöåññà, êîòîðûé ìû íàçûâàåì ñîöèàëèçàöèåé. õîäå ýòîãî ïðîöåññà èíäèâèä ïðåâðàùàåòñÿ â ÷åëîâå÷åñêóþ ëè÷íîñòü.

Ñîöèàëèçàöèÿ — ýòî ïðîöåññ, ïîñðåäñòâîì êîòîðîãî èíäèâèäîì óñâàèâàþòñÿ íîðìû åãî ãðóïïû òàêèì îáðàçîì, ÷òî ÷åðåç ôîðìèðîâàíèå ñîáñòâåííîãî «ß» ïðîÿâëÿåòñÿ óíèêàëüíîñòü äàííîãî èíäèâèäà êàê ëè÷íîñòè.

Ôîðìèðîâàíèå ëè÷íîñòè õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîñëåäîâàòåëüíîñòüþ è ïîñòóïàòåëüíîñòüþ èçìåíåíèé, ïðîèñõîäÿùèõ â ñîçíàíèè è ïîâåäåíèè ëè÷íîñòè.

Ðàçâèòèå ÷åëîâåêà íåëüçÿ ïîíÿòü â îòðûâå îò ñåìüè, ñîöèàëüíîé ãðóïïû è êóëüòóðû, ê êîòîðûì îí ïðèíàäëåæèò.

Ñ ïåðâûõ æå ÷àñîâ æèçíè ÷åëîâåêà íà÷èíàåòñÿ ïðîöåññ åãî ñîöèàëèçàöèè, â îñíîâå êîòîðîãî ëåæàò ñâÿçè ìåæäó èíäèâèäóóìàìè è îñâîåíèå ñîöèàëüíûõ íàâûêîâ. Îò÷àñòè ýòîò ïðîöåññ çàâèñèò îò âðîæäåííûõ ìåõàíèçìîâ è ñîçðåâàíèÿ íåðâíîé ñèñòåìû, îäíàêî, ïðåæäå âñåãî îí îïðåäåëÿåòñÿ òåì îïûòîì, êîòîðûé ÷åëîâåê ïîëó÷àåò íà ïðîòÿæåíèè æèçíè.

Ïî ñâîåìó ñîäåðæàíèþ ñîöèàëèçàöèÿ — ýòî äâóõñòîðîííèé ïðîöåññ. Ñ îäíîé ñòîðîíû, îí ñîñòîèò â ïåðåäà÷å îáùåñòâîì ñîöèàëüíîãî èñòîðè÷åñêîãî îïûòà, ñèìâîëîâ, öåííîñòåé è íîðì, à ñ äðóãîé — èõ ïîñòåïåííîå óñâîåíèå èíäèâèäîì.

Èñêëþ÷èòåëüíî áîëüøîå çíà÷åíèå ðàííåé ñîöèàëèçàöèè äëÿ âñåãî ïðîöåññà ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè îòìå÷àëè Ç. Ôðåéä, ×. Êóëè, Äæ. Ìèä, Æ. Ïèàæå è ìíîãèå äðóãèå ó÷åíûå. Èìåííî íà ýòîì ýòàïå äåòè ïîëó÷àþò ïåðâûå ýëåìåíòàðíûå çíàíèÿ, îâëàäåâàþò íàâûêàìè ìûøëåíèÿ, ïîçíàíèÿ, äåéñòâèÿ, îáùåíèÿ, îñâàèâàþò ïðàâèëà äîâåäåíèÿ, çíàêîìÿòñÿ ñ ïðîñòåéøèìè êóëüòóðíûìè öåííîñòÿìè è íîðìàìè è ó÷àòñÿ ñëåäîâàòü èì. Ãëàâíûé ñìûñë ïðîöåññà ñîöèàëèçàöèè äëÿ ëè÷íîñòè íà åå ðàííèõ ñòàäèÿõ — ïîèñê ñâîåãî ñîöèàëüíîãî ìåñòà. Îñíîâíûìè îïîðíûìè òî÷êàìè â ýòîì ïðîöåññå ÿâëÿþòñÿ: îñîçíàíèå ñâîåãî «ß» è îñìûñëåíèå ñâîåãî «ß».

Îâëàäåíèå ïðÿìîõîæäåíèåì è ðå÷üþ, ðàçâèòèå ìûøëåíèÿ è ñîçíàíèÿ â ðàííåì äåòñòâå (îò 2 äî 5 ëåò), ïðèîáðåòåíèå íàâûêîâ ñëîæíîé äåÿòåëüíîñòè (ðèñîâàíèå, ïîçíàíèå, òðóä), íàêîíåö, îáó÷åíèå â øêîëå â ñðåäíåì è ïîçäíåì äåòñòâå — òàêîâû îñíîâíûå ñòàäèè â îñîçíàíèè ñâîåãî «ß».

Îñìûñëåíèå ñâîåãî «ß» — ýòî ïðîöåññ ñòàíîâëåíèÿ öåííîñòíîãî ÿäðà ëè÷íîñòè. Ýòîò ïðîöåññ íà÷èíàåòñÿ â ñðåäíåì äåòñòâå è ïðîèñõîäèò íà îñíîâå ïîñòîÿííîé îöåíêè ñåáÿ â ñðàâíåíèè ñ «äðóãèìè ëþäüìè», òàêèìè æå, êàê «ß».  õîäå ýòîãî ïðîöåññà ôîðìèðóþòñÿ ïðåäñòàâëåíèÿ î äîáðå è çëå, öåëè è ñìûñëå æèçíè è äðóãèå äóõîâíî-íðàâñòâåííûå è ìèðîâîççðåí÷åñêèå óñòàíîâêè.

Ïðîöåññ ñîöèàëèçàöèè ðåáåíêà, åãî ôîðìèðîâàíèÿ è ðàçâèòèÿ, ñòàíîâëåíèÿ êàê ëè÷íîñòè ïðîèñõîäèò âî âçàèìîäåéñòâèè ñ îêðóæàþùåé ñðåäîé, êîòîðàÿ îêàçûâàåò íà ýòîò ïðîöåññ ðåøàþùåå âëèÿíèå ïîñðåäñòâîì ñàìûõ ðàçíûõ ñîöèàëüíûõ ôàêòîðîâ.

Íàèáîëåå âàæíîå çíà÷åíèå äëÿ ñîöèàëèçàöèè ðåáåíêà èìååò ñîöèóì. Ýòó áëèæàéøóþ ñîöèàëüíóþ ñðåäó ðåáåíîê îñâàèâàåò ïîñòåïåííî. Åñëè ïðè ðîæäåíèè ðåáåíîê ðàçâèâàåòñÿ â îñíîâíîì â ñåìüå, â äàëüíåéøåì îí îñâàèâàåò âñå íîâûå è íîâûå ñðåäû — äîøêîëüíûå ó÷ðåæäåíèÿ, êîìïàíèè äðóçåé, äèñêîòåêè è ò.ä. Ñ âîçðàñòîì îñâîåííàÿ ðåáåíêîì «òåððèòîðèÿ» ñîöèàëüíîé ñðåäû âñå áîëüøå è áîëüøå ðàñøèðÿåòñÿ. Ïðè ýòîì ðåáåíîê êàê áû ïîñòîÿííî èùåò è íàõîäèò òó ñðåäó, êîòîðàÿ äëÿ íåãî â íàèáîëüøåé ñòåïåíè êîìôîðòíà, ãäå ðåáåíêà ëó÷øå ïîíèìàþò, îòíîñÿòñÿ ê íåìó ñ óâàæåíèåì è ò.ä.

Âûäåëÿþòñÿ äâà óðîâíÿ ñîöèàëèçàöèè: óðîâåíü ïåðâè÷íîé ñîöèàëèçàöèè è óðîâåíü âòîðè÷íîé ñîöèàëèçàöèè.

Ïåðâè÷íàÿ ñîöèàëèçàöèÿ ïðîèñõîäèò â ñôåðå ìåæëè÷íîñòíûõ îòíîøåíèé â ìàëûõ ãðóïïàõ.  êà÷åñòâå ïåðâè÷íûõ àãåíòîâ ñîöèàëèçàöèè âûñòóïàåò áëèæàéøåå îêðóæåíèå èíäèâèäà: ðîäèòåëè, áëèçêèå è äàëüíèå ðîäñòâåííèêè, äðóçüÿ ñåìüè, ñâåðñòíèêè, ó÷èòåëÿ, âðà÷è è ò. ä.

Âòîðè÷íàÿ ñîöèàëèçàöèÿ ïðîèñõîäèò íà óðîâíå áîëüøèõ ñîöèàëüíûõ ãðóïï è èíñòèòóòîâ. Âòîðè÷íûå àãåíòû — ýòî ôîðìàëüíûå îðãàíèçàöèè, îôèöèàëüíûå ó÷ðåæäåíèÿ: ïðåäñòàâèòåëè àäìèíèñòðàöèè øêîëû, àðìèè, ãîñóäàðñòâà è ò. ä.

Ñîöèàëüíîå ðàçâèòèå ðåáåíêà ïðîèñõîäèò ïî äâóì âçàèìîñâÿçàííûì íàïðàâëåíèÿì: ñîöèàëèçàöèè è èíäèâèäóàëèçàöèè.

Åñëè ïðè âõîæäåíèè ðåáåíêà â ñîöèóì óñòàíàâëèâàåòñÿ ðàâíîâåñèå ìåæäó ïðîöåññàìè ñîöèàëèçàöèè è èíäèâèäóàëèçàöèè, êîãäà, ñ îäíîé ñòîðîíû, îí óñâàèâàåò íîðìû è ïðàâèëà ïîâåäåíèÿ, ïðèíÿòûå â äàííîì ñîöèóìå, à ñ äðóãîé — âíîñèò ñâîé çíà÷èìûé «âêëàä» â íåãî, ñâîþ èíäèâèäóàëüíîñòü, ïðîèñõîäèò èíòåãðàöèÿ ðåáåíêà â ñîöèóì. Ïðè ýòîì ïðîèñõîäèò âçàèìíàÿ òðàíñôîðìàöèÿ è ëè÷íîñòè, è ñðåäû. Ýòè ïðîöåññû ïðîÿâëÿþòñÿ íà âñåõ óðîâíÿõ ñîöèóìà, â òîì ÷èñëå è ïðè âõîæäåíèè ðåáåíêà â êàêóþ-ëèáî êîíêðåòíóþ ãðóïïó, îáùíîñòü ëþäåé, è îêàçûâàþò âëèÿíèå íà ôîðìèðîâàíèå åãî îïðåäåëåííûõ ëè÷íîñòíûõ êà÷åñòâ.

Âñå ýòè ïðîöåññû ìîãóò ïðîèñõîäèòü ñïîíòàííî, ñòèõèéíî â õîäå æèçíåäåÿòåëüíîñòè ðåáåíêà, à ìîãóò ðåãóëèðîâàòüñÿ, õîòÿ áû îò÷àñòè, öåëåíàïðàâëåííûì âëèÿíèåì íà ðàçâèòèå ðåáåíêà — âîñïèòàíèåì.

Òàêèì îáðàçîì, â ðåçóëüòàòå âîñïèòàíèÿ è âëèÿíèÿ ñîöèàëüíûõ ôàêòîðîâ (êóëüòóðíî-èñòîðè÷åñêèõ è ðåëèãèîçíûõ òðàäèöèé, ñðåäñòâ ìàññîâîé èíôîðìàöèè, äåòñêèõ îáùåñòâåííûõ îáúåäèíåíèé, øêîëüíîãî êîëëåêòèâà, äðóçåé è äð.) ïðîèñõîäèò åñòåñòâåííûé ïðîöåññ èíòåãðàöèè ðåáåíêà â îáùåñòâî, «âðàñòàíèÿ â ÷åëîâå÷åñêóþ êóëüòóðó», ò.å. åãî ñîöèàëèçàöèÿ.

Ïðè ýòîì ÷åì çíà÷èòåëüíåå è ìíîãîîáðàçíåå âëèÿíèå ñîöèóìà íà ðåáåíêà, òåì ñâîáîäíåå è íåçàâèñèìåå îò íåå ñòàíîâèòñÿ ðåáåíîê.

2. Ðîëü ñîöèóìà â ôîðìèðîâàíèè ëè÷íîñòè

Ñîöèóì (îò ëàò. Socium — îáùåå) — áîëüøàÿ óñòîé÷èâàÿ ñîöèàëüíàÿ îáùíîñòü, õàðàêòåðèçóåìàÿ åäèíñòâîì óñëîâèé æèçíåäåÿòåëüíîñòè ëþäåé è îáùíîñòüþ êóëüòóðû, êóëüòóðíîãî íàñëåäèÿ è òðàäèöèé. Ìû ðàññìàòðèâàåì ñîöèóì, ïðåæäå âñåãî, ñ òî÷êè çðåíèÿ ïðîöåññà âêëþ÷åíèÿ ÷åëîâåêà â íåå ÷åðåç áëèæàéøóþ ñîöèàëüíóþ ñðåäó, â îáùåñòâî â öåëîì. Ñ ýòîé òî÷êè çðåíèÿ âàæíûì ñòàíîâèòñÿ òî, ÷òî îòíîøåíèÿ ÷åëîâåêà è âíåøíèõ ñîöèàëüíûõ óñëîâèé åãî æèçíè, åãî æèçíè â ñîöèóìå èìåþò õàðàêòåð âçàèìîäåéñòâèÿ.

Ñðåäà — ýòî íå ïðîñòî óëèöà, äîìà è âåùè, ðàñïîëîæåíèå êîòîðûõ äîñòàòî÷íî çíàòü ÷åëîâåêó, ÷òîáû, âîéäÿ â íåå, ÷óâñòâîâàòü ñåáÿ òàì êîìôîðòíî. Ñðåäà — ýòî åùå è ñàìûå ðàçíûå îáùíîñòè ëþäåé, êîòîðûå õàðàêòåðèçóþòñÿ îñîáîé ñèñòåìîé îòíîøåíèé è ïðàâèë, ðàñïðîñòðàíÿþùèõñÿ íà âñåõ ÷ëåíîâ äàííîé îáùíîñòè. Ïîýòîìó, ñ îäíîé ñòîðîíû, ÷åëîâåê âíîñèò â íåå ÷òî-òî ñâîå, â îïðåäåëåííîé ñòåïåíè âëèÿåò íà íåå, èçìåíÿåò åå, íî â òî æå âðåìÿ, è ñðåäà âëèÿåò íà ÷åëîâåêà, ïðåäúÿâëÿåò åìó ñâîè òðåáîâàíèÿ. Îíà ìîæåò ïðèíèìàòü ÷åëîâåêà, êàêèå-òî åãî ïîñòóïêè, ïðîÿâëåíèÿ, à ìîæåò è îòâåðãàòü; ìîæåò îòíîñèòüñÿ ê íåìó äîáðîæåëàòåëüíî, à ìîæåò è íåïðèÿçíåííî.

Ôîðìèðîâàíèå ëè÷íîñòè î÷åíü ñëîæíûé ïðîöåññ, êîòîðûé ïðîèñõîäèò:

— ïîä âëèÿíèåì ñåìüè, øêîëû, âíåøêîëüíûõ ó÷ðåæäåíèé;

— ïîä âîçäåéñòâèåì ñðåäñòâ ìàññîâîé èíôîðìàöèè (ïå÷àòü, ðàäèî, òåëåâèäåíèå, â ïîñëåäíåå âðåìÿ Èíòåðíåòà);

— â ðåçóëüòàòå æèâîãî, íåïîñðåäñòâåííîãî îáùåíèÿ ñ îêðóæàþùèìè ëþäüìè.

 ðàçíûå âîçðàñòíûå ïåðèîäû ëè÷íîñòíîãî ðàçâèòèÿ êîëè÷åñòâî ñîöèàëüíûå èíñòèòóòîâ, ïðèíèìàþùèõ ó÷àñòèå â ôîðìèðîâàíèè ðåáåíêà êàê ëè÷íîñòè, èõ âîñïèòàòåëüíîå çíà÷åíèå ðàçëè÷íû.

 ïðîöåññå ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè ðåáåíêà îò ðîæäåíèÿ äî òðåõ ëåò äîìèíèðóåò ñåìüÿ, è åãî îñíîâíûå ëè÷íîñòíûå íîâîîáðàçîâàíèÿ ñâÿçàíû â ïåðâóþ î÷åðåäü ñ íåé. Ïîëîæèòåëüíîå âîçäåéñòâèå íà ëè÷íîñòü ðåáåíêà â ñåìüå ñîñòîèò â òîì, ÷òî íèêòî, êðîìå ñàìûõ áëèçêèõ äëÿ íåãî â ñåìüå ëþäåé — ìàòåðè, îòöà, áàáóøêè, äåäóøêè, áðàòà, ñåñòðû — íå îòíîñèòñÿ ê ðåáåíêó ëó÷øå, íå ëþáèò åãî òàê è íå çàáîòèòñÿ ñòîëüêî î íåì.

 äîøêîëüíîì äåòñòâå ê âîçäåéñòâèÿì ñåìüè äîáàâëÿåòñÿ âëèÿíèå îáùåíèÿ ñî ñâåðñòíèêàìè, äðóãèìè âçðîñëûìè ëþäüìè, îáðàùåíèå ê äîñòóïíûì ñðåäñòâàì ìàññîâîé èíôîðìàöèè. Ñ ïîñòóïëåíèåì â øêîëó îòêðûâàåòñÿ íîâûé ìîùíûé êàíàë âîñïèòàòåëüíîãî âîçäåéñòâèÿ íà ëè÷íîñòü ðåáåíêà ÷åðåç ñâåðñòíèêîâ, ó÷èòåëåé, øêîëüíûå ó÷åáíûå ïðåäìåòû è äåëà. Ðàñøèðÿåòñÿ ñôåðà êîíòàêòîâ ñî ñðåäñòâàìè ìàññîâîé èíôîðìàöèè çà ñ÷åò ÷òåíèÿ, ðåçêî âîçðàñòàåò ïîòîê èíôîðìàöèè âîñïèòàòåëüíîãî ïëàíà, äîñòèãàþùèé ðåáåíêà è îêàçûâàþùèé íà íåãî îïðåäåëåííîå âîçäåéñòâèå.

Íà÷èíàÿ ñ ïîäðîñòêîâîãî âîçðàñòà, áîëüøóþ ðîëü â ôîðìèðîâàíèè ëè÷íîñòè èãðàåò îáùåíèå ñî ñâåðñòíèêàìè, ñ äðóçüÿìè, ñðåäè êîòîðûõ ðåáåíîê ïðîâîäèò áîëüøóþ ÷àñòü ñâîåãî âðåìåíè. Ýòî ïîçâîëÿåò ñäåëàòü ñóùåñòâåííûé øàã îò çàâèñèìîñòè ê íåçàâèñèìîñòè è ïåðåéòè íà àâòîíîìíûé, ñàìîñòîÿòåëüíûé ïóòü äàëüíåéøåãî ëè÷íîñòíîãî ðàçâèòèÿ. Âñå áîëüøåå çíà÷åíèå ñ ýòîãî âîçðàñòà ïðèîáðåòàåò ñàìîâîñïèòàíèå è ñàìîñîâåðøåíñòâîâàíèå ëè÷íîñòè, êîòîðûå â þíîñòè ñòàíîâÿòñÿ ãëàâíûìè ñðåäñòâàìè åå ðàçâèòèÿ.

Ïî ìåðå âçðîñëåíèÿ ðîëü ñåìüè â ðàçâèòèè ðåáåíêà ïîñòåïåííî óìåíüøàåòñÿ, îñîáåííî ñèëüíîé îíà ÿâëÿåòñÿ â ïåðâûå ãîäû æèçíè ðåáåíêà.  ìëàäåí÷åñòâå ïðåèìóùåñòâåííîå âëèÿíèå íà ðåáåíêà îêàçûâàåò ìàòü èëè òîò ÷åëîâåê, êîòîðûé åå çàìåíÿåò, êòî íåïîñðåäñòâåííî óõàæèâàåò çà ðåáåíêîì è ïîñòîÿííî îáùàåòñÿ ñ íèì.  öåëîì ñåìüÿ íà÷èíàåò àêòèâíî âîçäåéñòâîâàòü íà ðåáåíêà ñ ðàííåãî âîçðàñòà, êîãäà îí îâëàäåâàåò ðå÷üþ, ïðÿìîõîæäåíèåì è ïîëó÷àåò âîçìîæíîñòü âñòóïàòü â ðàçíîîáðàçíûå êîíòàêòû ñ ðàçíûìè ÷ëåíàìè ñåìüè.  ðàííèå ãîäû ñåìåéíîå âîñïèòàòåëüíîå âîçäåéñòâèå â îñíîâíîì ñâîäèòñÿ ê ðàçíîîáðàçíûì âëèÿíèÿì íà ýìîöèîíàëüíóþ ñôåðó ðåáåíêà, à òàêæå íà åãî âíåøíåå ïîâåäåíèå: ïîä÷èíåíèå ýëåìåíòàðíûì äèñöèïëèíàðíî-ãèãèåíè÷åñêèì íîðìàì è ïðàâèëàì.

 äåòñêîì âîçðàñòå ê îïèñàííûì ñåìåéíûì âîçäåéñòâèÿì äîáàâëÿþòñÿ òå, êîòîðûå íàïðàâëåíû íà âîñïèòàíèå ó ðåáåíêà ëþáîçíàòåëüíîñòè, íàñòîé÷èâîñòè, àäåêâàòíîé ñàìîîöåíêè, ñòðåìëåíèÿ ê îòçûâ÷èâîñòè, îáùèòåëüíîñòè, äîáðîòû, à òàêæå íðàâñòâåííîãî ñòàíîâëåíèÿ ëè÷íîñòè, êîòîðûå, ïðåæäå âñåãî, ïðîÿâëÿþòñÿ â îòíîøåíèÿõ ê ëþäÿì: ïîðÿäî÷íîñòü, ÷åñòíîñòü è äð. Çäåñü ó÷àñòèå â âîñïèòàíèè ðåáåíêà íà÷èíàþò ïðèíèìàòü íå òîëüêî âçðîñëûå ëþäè, íî è ñâåðñòíèêè, ñ êîòîðûìè îí ìíîãî è ðàçíîîáðàçíî èãðàåò, è ýòî ïðîèñõîäèò â ñþæåòíî-ðîëåâûõ èãðàõ ñ ïðàâèëàìè, õàðàêòåðíûõ äëÿ äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà.

Ñ ïîñòóïëåíèåì â øêîëó âîñïèòàòåëüíîå âëèÿíèå ñåìüè íåñêîëüêî îñëàáåâàåò çà ñ÷åò òîãî, ÷òî ñ íåé óñïåøíî íà÷èíàåò êîíêóðèðîâàòü øêîëà. Èìåííî çäåñü ðåáåíîê ïîëó÷àåò ïåðâûå ïðåäñòàâëåíèÿ î ãðàæäàíñêîé æèçíè, ó÷èòñÿ ñîáëþäåíèþ ôîðìàëüíûõ òðåáîâàíèé äèñöèïëèíû è ïîðÿäêà, ó÷èòñÿ âçàèìîäåéñòâîâàòü è îáùàòüñÿ ñî ñâîèìè ñâåðñòíèêàìè, ñî ñòàðøèìè ïî ñòàòóñó — ó÷èòåëÿìè.

Çíà÷èòåëüíóþ ÷àñòü âðåìåíè ðåáåíîê òåïåðü ïðîâîäèò âíå ñåìüè, ñðåäè ó÷èòåëåé è ñâåðñòíèêîâ, îáùàÿñü ñ íèìè â ðàçëè÷íûõ ñèòóàöèÿõ è ïî ðàçíûì ïîâîäàì. Âîçäåéñòâèå ñåìüè íà ëè÷íîñòíîå ðàçâèòèå ðåáåíêà ñòàíîâèòñÿ íå òîëüêî îòíîñèòåëüíî ìåíüøèì, ìåíÿåòñÿ êà÷åñòâåííî. Âçðîñëûå ÷ëåíû ñåìüè ñîçíàòåëüíî ñîñðåäîòà÷èâàþò ñâîå âíèìàíèå íà âîñïèòàíèè ó ðåáåíêà òàêèõ êà÷åñòâ ëè÷íîñòè, êîòîðûå íåîáõîäèìû äëÿ óñïåøíîãî ó÷åíèÿ è îáùåíèÿ ñ ðàçëè÷íûìè ëþäüìè â øêîëå è âíå äîìà. Çà âðåìÿ îáó÷åíèÿ â ìëàäøèõ êëàññàõ âëèÿíèå øêîëû è ñåìüè, òåì íå ìåíåå, îñòàåòñÿ åùå îäèíàêîâûì.

 ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå ñèòóàöèÿ ðàäèêàëüíûì îáðàçîì ìåíÿåòñÿ. Ëè÷íîñòíî-ðàçâèâàþùåå âëèÿíèå øêîëû è âíåøêîëüíîãî îáùåíèÿ ïî ñðàâíåíèþ ñ âîçäåéñòâèåì âíóòðèñåìåéíîãî îáùåíèÿ óñèëèâàåòñÿ, è ïîäðîñòíè÷åñòâî â ýòîì ïëàíå ÿâëÿåòñÿ ïåðåõîäíûì ïåðèîäîì îò äåòñòâà ê âçðîñëîñòè. ×àñòü äåòåé ïîäðîñòêîâîãî âîçðàñòà ïî-ïðåæíåìó îñòàåòñÿ ïîä ñèëüíûì è äîìèíèðóþùèì âëèÿíèåì ñåìüè, ÷àñòü óõîäèò èç-ïîä íåãî óæå â íà÷àëå ïîäðîñòêîâîãî âîçðàñòà. Ïîýòîìó è â ïëàíå èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòåé êàê ðàç ýòîò âîçðàñò òàêæå ïðåäñòàâëÿåòñÿ ïåðåõîäíûì è îäíèì èç íàèáîëåå ñëîæíûõ. Åñëè áëèçêèå äëÿ ðåáåíêà ÷ëåíû ñåìüè îòíîñÿòñÿ ñ äîëæíûì ïîíèìàíèåì, åñëè ìåæäó ïîäðîñòêîì è åãî ðîäèòåëÿìè (äåäóøêàìè, áàáóøêàìè, áðàòüÿìè, ñåñòðàìè è äð.) óñòàíîâÿòñÿ äîáðûå, äîâåðèòåëüíûå îòíîøåíèÿ, òî ñåìüÿ åùå íà ïðîòÿæåíèè äëèòåëüíîãî ïåðèîäà âçðîñëåíèÿ ìîæåò îñòàâàòüñÿ äîìèíèðóþùèì èíñòèòóòîì ïîëîæèòåëüíûõ ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèõ âçàèìîîòíîøåíèé.

Ñ ïåðåõîäîì â ðàííèé þíîøåñêèé âîçðàñò âîçäåéñòâèå âíåøíèõ èíñòèòóòîâ âîñïèòàíèÿ íà÷èíàåò ïðåîáëàäàòü íàä ñåìüåé äëÿ àáñîëþòíîãî áîëüøèíñòâà äåòåé. Äàëüíåéøèé ïðîöåññ ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè ðåáåíêà, íà÷èíàÿ ñ ýòîãî âðåìåíè, ïðèîáðåòàåò ñóãóáî èíäèâèäóàëüíûå ÷åðòû è ïðÿìî çàâèñèò îò êðóãà ëþäåé, ñ êîòîðûìè îáùàþòñÿ þíîøà èëè äåâóøêà, à òàêæå îò ñèòóàöèé, â êîòîðûå ïîâîðà÷èâàåòñÿ îáùåíèå, è îò åãî õàðàêòåðà.

 öåëîì âëèÿíèå øêîëû íà ðàçâèòèå ðåáåíêà êàê ëè÷íîñòè, ýïèçîäè÷íî, õîòÿ õðîíîëîãè÷åñêè îíî çàíèìàåò ïåðèîä âðåìåíè äî 10 ëåò (îò 6-7 äî 16-17 ëåò). Íåïîñðåäñòâåííî â øêîëå äåòè ïðîâîäÿò íå òàê óæ ìíîãî âðåìåíè, è, êðîìå òîãî, çíà÷èòåëüíàÿ ÷àñòü óõîäèò íà ó÷åíèå, à íå íà âîñïèòàíèå, ò.å. ñâÿçàíà â îñíîâíîì ñ ðàçâèòèåì ïîçíàâàòåëüíîé ñôåðû, à íå ëè÷íîñòè. È, òåì íå ìåíåå, åñòü îïðåäåëåííûé ïåðèîä â æèçíè ðåáåíêà, ñâÿçàííûé ñî øêîëîé, êîãäà îíà èãðàåò ñóùåñòâåííóþ ðîëü â åãî ëè÷íîñòíîì ôîðìèðîâàíèè. Ýòî — ìëàäøèé øêîëüíûé è íà÷àëî ïîäðîñòêîâîãî âîçðàñòà, êîãäà äåòè ïñèõîëîãè÷åñêè åùå íàõîäÿòñÿ â ñôåðå çíà÷èòåëüíîãî âëèÿíèÿ ñî ñòîðîíû àâòîðèòåòíûõ äëÿ íèõ âçðîñëûõ ëþäåé, â äàííîì ñëó÷àå ó÷èòåëåé. Èìåííî ê ýòîìó âðåìåíè äîëæíû áûòü ïðèóðî÷åíû ãëàâíûå âîñïèòàòåëüíûå âîçäåéñòâèÿ ñî ñòîðîíû øêîëû.

Ðàííèé þíîøåñêèé âîçðàñò — ýòî âðåìÿ îòíîñèòåëüíîé ñòàáèëèçàöèè ëè÷íîñòè, åå ïðàêòè÷åñêîé ïîäãîòîâêè ê ñàìîñòîÿòåëüíîé æèçíè â ñîöèóìå. Îäíàêî, ó÷èòûâàÿ ñîâîêóïíîñòü âñåõ ôàêòîðîâ, âëèÿþùèõ íà ôîðìèðîâàíèå ëè÷íîñòè, íåîáõîäèìî îòìåòèòü ðåøàþùóþ ðîëü àêòèâíîñòè ñàìîé ëè÷íîñòè. Èìåííî îíà òðàíñôîðìèðóåò â ñåáå âñå ôàêòîðû: ÷òî-òî ïðèíèìàåò â íèõ, à ÷òî-òî íåò.

Ê âîçðàñòó îêîëî 16-17 ëåò, ëè÷íîñòü ìîæíî ñ÷èòàòü â îñíîâíîì óæå ñôîðìèðîâàííîé. Òå èçìåíåíèÿ, êîòîðûå ñ ÷åëîâåêîì ïðîèñõîäÿò â ïðîöåññå åãî äàëüíåéøåé æèçíè, îáû÷íî íå çàòðàãèâàþò ìíîãèå ëè÷íîñòíûå ÷åðòû è äàëåå îñòàþòñÿ óæå ïðàêòè÷åñêè íåèçìåííûìè.

Îñîáåííî âàæåí è òðóäåí ïåðèîä ïîñëå îêîí÷àíèÿ øêîëû, êîãäà ÷åëîâåêó ïðèõîäèòñÿ ïîñòîÿííî äåëàòü îòâåòñòâåííûé âûáîð (â ñàìîì øèðîêîì ñìûñëå ýòîãî ñëîâà): ïðîôåññèè, ïàðòíåðà ïî áðàêó, ñèñòåì öåííîñòåé è ò.ä. Ýòî ïåðèîä íàèáîëåå èíòåíñèâíîãî ïðèíÿòèÿ æèçíåííî âàæíûõ ðåøåíèé. Âñå áîëüøóþ è áîëüøóþ ðîëü äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè íà÷èíàþò èãðàòü ðàçëè÷íûå îðãàíèçàöèè è ó÷ðåæäåíèÿ, âóçû, ñðåäñòâà ìàññîâîé èíôîðìàöèè è ò.ä.

Çàêëþ÷åíèå

Êîãäà ðîæäàåòñÿ ðåáåíîê, òî ãîâîðÿò, ÷òî ðîäèëñÿ ÷åëîâåê êàê áèîëîãè÷åñêîå ñóùåñòâî, íî îòíþäü íåëüçÿ ñêàçàòü, ÷òî ðîäèëàñü ëè÷íîñòü. ×åëîâåê íå ðîæäàåòñÿ ëè÷íîñòüþ, à ñòàíîâèòñÿ åþ â ïðîöåññå ðàçâèòèÿ: îáðåòàåò ðå÷ü, ñîçíàíèå, íàâûêè è ïðèâû÷êè â îáðàùåíèè ñ âåùàìè è ëþäüìè, ñòàíîâèòñÿ íîñèòåëåì ñîöèàëüíûõ îòíîøåíèé.

 ïðîöåññå ðàçâèòèÿ ÷åëîâåê ðàñêðûâàåò ñâîè âíóòðåííèå ñâîéñòâà, çàëîæåííûå â íåì ïðèðîäîé è ñôîðìèðîâàííûå â íåì æèçíüþ è âîñïèòàíèåì: áèîëîãè÷åñêîå è ñîöèàëüíîå. Ïî ìíåíèþ ðÿäà ó÷åíûõ, â êà÷åñòâå îñíîâíîãî ôàêòîðà â ïðîöåññå ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè âûñòóïàåò èìåííî âëèÿíèå ñîöèóìà.

Èòàê, ôîðìèðîâàíèå ëè÷íîñòè — ýòî ñëîæíûé, äîëãèé ïðîöåññ è îçíà÷àåò ïðåâðàùåíèå åãî èç áèîëîãè÷åñêîãî èíäèâèäà â ñîöèàëüíîå ñóùåñòâî — ëè÷íîñòü. Ýòî ïðåâðàùåíèå ïðîèñõîäèò â ïðîöåññå ñîöèàëèçàöèè ÷åëîâåêà, åãî èíòåãðàöèè â îáùåñòâî (ñîöèóì), â ðàçëè÷íûå òèïû ñîöèàëüíûõ ãðóïï è ñòðóêòóð ïîñðåäñòâîì óñâîåíèÿ öåííîñòåé, óñòàíîâîê, ñîöèàëüíûõ íîðì, îáðàçöîâ ïîâåäåíèÿ, íà îñíîâå êîòîðûõ ôîðìèðóþòñÿ ñîöèàëüíî çíà÷èìûå êà÷åñòâà ëè÷íîñòè, ò.å. óñâîåíèå èíäèâèäîì òðåáîâàíèé ñîöèóìà.

Ïðè ðîæäåíèè ðåáåíîê ðàçâèâàåòñÿ â ñåìüå, â äàëüíåéøåì îí îñâàèâàåò âñå íîâûå è íîâûå ñîöèàëüíûå ñðåäû — äîøêîëüíûå ó÷ðåæäåíèÿ, øêîëû, âóçû, ðàçëè÷íûå îðãàíèçàöèè, êîìïàíèè äðóçåé, äèñêîòåêè è ò.ä., â êîòîðûõ îí ôîðìèðóåòñÿ êàê ëè÷íîñòü.

Íàèáîëåå èíòåíñèâíî ýòîò ïðîöåññ ïðîòåêàåò â äåòñòâå è þíîñòè, êîãäà çàêëàäûâàþòñÿ âñå áàçîâûå îðèåíòàöèè.

Òàêèì îáðàçîì, â ïðîöåññå ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè ñîöèóì èãðàåò îäíó èç îñíîâîïîëàãàþùèõ ðîëåé.

Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû

1. Áîêà÷åâ È.À. Ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè â ïðîöåññå ñîöèàëèçàöèè. / Âåñòíèê ÑåâÊàâÃÒÓ. Ñåðèÿ Ãóìàíèòàðíûå íàóêè. — Ñòàâðîïîëü: ÑåâÊàâÃÒÓ, 2004. — ¹1 (11). — Ñ.42-47.

2. Íåìîâ Ð.Ñ. Ïñèõîëîãèÿ. Ó÷åáíèê äëÿ ñòóäåíòîâ âûñø. ïåä. ó÷åá. çàâåäåíèé.  3-õ êí-õ. — 4-å èçä. Êí.2. Ïñèõîëîãèÿ îáðàçîâàíèÿ. — Ì.: Ãóìàíèò. èçä. öåíòð ÂËÀÄÎÑ, 2003. — 496 ñ.

3. Îáùàÿ ïñèõîëîãèÿ: ó÷åá. äëÿ ñòóäåíòîâ ïåä.èíñòèòóòîâ./Ïîä ðåä. À.Â. Ïåòðîâñêîãî. — 3-å èçä. — Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 1986. — 464 ñ.

4. Ïåòðîâñêèé À.Â., ßðîøåâñêèé Ì.Ã. Ïñèõîëîãè÷åñêèé ñëîâàðü. — Ì.: Ïñèõîëîãè÷åñêèé öåíòð ÏËÀÍÅÉ, 2000.- 432 ñ.

5. Ôðîëîâ Ñ.Ñ. Ñîöèîëîãèÿ: Ó÷åáíèê. — 3-å èçä. — Ì.: Ãàðäàðèêè, 2002. — 344 ñ.

Источник