Влияние устного народного творчества на развитие ребенка

Влияние устного народного творчества на развитие ребенка thumbnail

Светлана Насибуллина
Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников

«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Слово объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель; оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет. С его историей и стремлениями, как ни мог, познакомить, ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».

К. Д. Ушинский

Роль устного народного творчества в развитии речи дошкольников

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей очевидно. Устное народное творчество помогает ребёнку погрузиться в истоки культуры той страны, где он живёт. В старшем дошкольном возрасте дети способны выражать свое отношение к героям, к происходящему, делать соответствующие выводы. Поэтому на этом этапе развития ребёнка важно помочь ему правильно воспринимать услышанное, чтобы это стало базой для формирования нравственных качеств. Художественное слово является помощником в понимании красоты родной речи, в обучении эстетическому восприятию всего, что нас окружает, а также в формировании нравственных представлений. Произведения фольклора, как ничто лучше, отвечают задачам воспитания и развития ребенка. Они позволяют ввести его в мир народного слова, раскрыть богатство и красоту родного языка.

К сожалению, во время всеобщей компьютеризации, технического прогресса, внедрения в родной язык иностранных слов, потери образности и эмоциональности в речи взрослым всё сложнее найти время для живого общения с ребёнком, для приобщения его к народным праздникам, к произведениям устного народного творчества, всё чаще ребёнок предоставлен компьютеру, мобильному телефону или планшету. Отсутствие времени на общение с детьми зачастую приводит проблемам развития речи. В наше время именно педагог, находящийся рядом с ребёнком большую часть времени, может повлиять на развитие речи, используя фольклор в качестве украшения и одухотворения жизни (Новицкая М., Соловьева Е. Добро пожаловать в фольклорную школу // Дошкольное воспитание. – 1993. — №9. – С. 11 – 18, стр. 12). Отсюда очевидной становится цель нашей работы, которая заключается в раскрытии роли устного народного творчества в развитии речи дошкольников, в изучении средств ознакомления детей с фольклором.

Проблеме развития речи всегда уделялось внимание учёными, педагогами, исследователями в разных областях. Так О. С. Ушакова, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, М. М. Алексеева, О. Л. Князева, Ф. А. Сохин, А. М. Бородич. посвятили свои труды исследованиям в области теории развития детской речи. Д. Б. Эльконин, А. Н. Гвоздев, Л. С. Выготский провели психолого- педагогические исследования особенностей речи. В трудах А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д Л. В. Щербы, А. А. Пешковского, В. В. Виноградова, Е. А. Флериной отражены подходы в решении задач речевого развития детей.

В чём заключается ценность фольклорных произведений?

Очевидно, что усвоение ребёнком родного языка происходит благодаря подражанию разговорной речи окружающих, героев сказок, ребёнок не только слышит пословицы, загадки, сказки, но и повторяет их. Они начинают входить в его речь. И разговорный язык и произведения устного народного творчества тесно переплетаются между собой в своём влиянии на ребёнка. Особую роль в развитии речи выполняют народные частушки, потешки, прибаутки, песенки и сказки, которые представляют мир ярко, интересно и понятно, что является очень важным для детей. в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко, художественно и, что очень важно -понятно даже для самых маленьких. Ценность фольклорных произведений состоит в том, что благодаря им взрослый может без труда установить с ребёнком эмоциональный контакт, побудить его к речевой активности.

Какие требования предъявляются к фольклорным произведениям?

В ходе педагогического процесса знакомства с фольклором русского и других народов мы не должны забывать, что фольклорный материал должен быть доступным для детского восприятия, быть социально значимым для детей, оживлять образовательный процесс, служить средством формирования гуманного отношения с окружающим миром, обладать потенциалом развития речи. Органичному внедрению фольклорного материала в образовательный процесс должны способствовать продуктивные методы работы с детьми, нетрадиционные формы организации работы с родителями, совместные развлечения (Викулина А. М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. – 138 с., стр. 12-14).

Какие виды устного народного творчества, способствующие развитию речи детей, существуют?

Фольклор богат и разнообразен. Он представлен многими жанрами.

1. Колыбельные песни — спокойные, нежные песни, успокаивающие ребёнка перед сном, народное название «байки» от глагола «баять», что означает «шептать», «заговаривать» В народе их называют байками. Это название произошло от глагола «баять, баить» — говорить. Изначально носили обрядовый характер, выполняя роль заговорной песни.

2. Пестушки — простые мелодичные песенки для поддержания игры ребёнка с пальцами, ручками, ножками (распространённый пример «Идёт коза рогатая»).

3. Потешки — произведения устного народного творчества, связанные с движениями, пляской, отличаются весёлым ритмом. Имеют незамысловатый сюжет. Служат обучению восприятия в последствие таких произведений, как сказка, а также нехитрым приёмам словообразования.

4. Прибаутки — шуточные выражения, имеющие рифму. Используются для улучшения настроения в качестве средства для того, чтобы развеселить себя и собеседника. Сюжет яркий, действие происходит стремительно, что соответствует природной сути восприятия реального мира ребёнком.

5. Небылицы – песни-шутки, основанные на вымысле, где намеренно изображается действительность искажённо.

6. Дразнилки — стишки, высмеивающие то или иное качество, а иногда и просто привязанные к имени.

7. Скороговорки — сочетание однокоренных или созвучных слов, объединённых смыслом, средство для обучения четкому и правильному произношению.

Читайте также:  Что такое развитие психических структур ребенка

8. Загадки — стишки или прозаические выражения, описывающие предмет, живое существо или явление, не называя его самого. Полезное упражнение для ума, которое вводит ребенка в размышления о связях между явлениями и предметами.

9. Пословицы и поговорки — выразительные народные толкования, итог долгих наблюдений, воплощение житейской мудрости. Пословица –суждение, выраженное в форме законченного предложения, которое содержит мораль. Поговорка – образное изречение или сравнение, характеризующееся незавершенностью высказывания.

10. Народные подвижные игры характеризуются наличием элемента соревновательности, задора, демонстрируют обладание силой, ловкость, выносливость, быстроту действий, а также выдержку и находчивость.

11. Считалка – рифмованный стишок, средство для организации игры, распределения ролей, установления очерёдности очередь для начала игры.

12. Хороводы — танцы, содержащие в себе игровое действо, пение и/или игру на инструментах.

13. Народная песня — жанр фольклора, наиболее распространённый вид народной музыки, продукт коллективного устного творчества. Народная песня отражает характер каждого народа, обычаи, исторические события, предлагает ребенку обширный круг поэтических ассоциаций.

14. Сказки – это особая фольклорная форма, основанная на парадоксальном соединении реального и фантастического. Она издавна составляет элемент народной педагогики. В каждой сказке содержится мораль. Сюжет сказок разворачивается стремительно, а счастливый конец сказки соответствует жизнерадостному мироощущению ребенка.

15. Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто к птицам.

16. Приговорки — обращение к животным, птицам, насекомым. Бытовое название «приворожилки». Дети пользуются этими стишками, чтобы животные или растения выполнили определенную просьбу.

17. Игровые припевы и игровые приговоры. Ими или начинают игру, или связывают части игрового действия. Они могут выполнять и роль концовок в игре. Игровые приговоры могут также содержать «условия» игры, определять последствия при нарушении этих условий.

Использование различных видов устного народного творчества в соответствии с возрастными группами

В младших группах целесообразно использовать в работе малые фольклорные формы, такие, как потешка, загадка, считалка, которые создают положительный настрой во взаимоотношениях с детьми, влияют на развитие интереса к культурно-гигиеническим навыкам. В этот период педагог знакомит детей с народными играми «Каравай», «Гуси-лебеди», «Сорока-белобока» и т. п., с первыми сказками, такими, как «Курочка-Ряба», «Репка», «Колобок».

В средней группе продолжается знакомство детей прежде всего со сказками (например, «Лисичка со скалочкой», «Жихарка», «Гуси-лебеди» «Рукавичка», объясняется, почему сказка называется народной. Дети этого возраста с удовольствием читают потешки, водят хороводы, пеют песни.

В старшей группе происходит знакомство с фольклором через рассказывание сказок, загадывание загадок, пение и драматизацию народных песен. Именно в этом возрасте происходит знакомство с пословицами и поговорками, педагогом рассказывается об их особенностях и уместном использовании. В старшей группе дети начинают знакомиться с устным народным творчеством не только русского, но и других народов.

В подготовительной группе особое внимание придаётся ознакомлению с поговорками и пословицами. Кроме того, что объясняется их скрытый смысл и возможные варианты использования, воспитатель обучает воспитанников правильно и к месту их использовать. Дети данной возрастной группы продолжают знакомиться с народной песней, с произведениями национального эпоса, такими, как легенды, былины, сказы. Особую роль играет беседа педагога, предваряющая чтение или рассказывание, — она подводит дошкольников к пониманию идейного смысла произведения (Родной край: Пособие для воспитателей дет. сада / Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова; Под ред. С. А. Козловой. – М. : Просвещение, 1985. – 238, стр. 115-124).

В заключении нужно отметить, что различные виды устного народного творчества способствует развитию речи в плане увеличения словарного запаса, развития речевой активности дошкольников. Кроме этого благодаря использованию педагогом в работе фольклорных произведений происходит формирование духовности, моральной чистоты личности ребёнка, что является базой для нравственного развития сознания и проявления его в дальнейшей деятельности.

Источник

Консультация на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, сказки).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народныесказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, козлятушки — ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Для чтения младшим дошкольникам нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.

Благодаря загадкам, дети узнают о предметах домашнего обихода (печь, веник, кадка, ведро, об орудиях труда (топор, пила, коса, небесных светилах (солнце, луна, звезды, явлениях природы (радуга, дождь, гром, град). Дети пополняют этими словами активный словарь. При этом не только слова запоминаются, но и усваивается смысл каждого слова. Дети учатся правильно подбирать нужные слова при высказывании. В сказках, закличках используются такие средства выразительности как сравнения, эпитеты, образные слова. Дети легко запоминают их и используют в своей речи, например: «золотое солнышко»«земелюшка добра»«курочка – рябушечка»«светлые березы». Это закладывает основы дальнейшего развития поэтического слова.

Читайте также:  Нарушения в пренатальном развитии ребенка

Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, юмор, образность языка – особенности этих фольклорных произведений.

Ни в каких других произведениях, кроме народных, не найти такого идеального сочетания труднопроизносимых звуков, такого продуманного по звучанию расположения слов (скороговорки, потешки)Народные сказки дают образцы ритмичной речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка.

Устное народное творчество — неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

При ознакомлении с устным народным творчеством ребенок чувствует многообразие значений слова, многообразие оттенков значений. В дальнейшем ребенок будет выбирать наиболее удачное слово или словосочетание для точного и яркого выражения своей мысли.

Устное народное творчество служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оно оказывает огромное влияние на развитие и обогащения речи ребенка.

Дети учатся самостоятельно придумывать сказки, стихотворения, используя различные виды предложений, последовательно излагать свои мысли при рассказывании, в беседе со взрослыми и сверстниками.

Песенки, считалки, дразнилки оказывают влияние на грамматический строй речи: правильное упоминание детьми падежных форм, использование в речи различных форм: глаголов, предлогов, местоимений.

Таким образом, устное народное творчество влияет на все стороны развития речи и оказывает влияние на развитие ребенка в целом.

Применение устного народного творчества возможно лишь при широком включении в жизнь детей младшего дошкольного возраста произведений словесного фольклорного творчества русского народа различных жанров и разностороннем использовании их в педагогическом процессе.

Знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса. Перед педагогом стоит одна из сложных задач – заложить в душе ребёнка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказки, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.

Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народноймудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчествоосновано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, развивается грамматический строй речи, способность к овладению родной речи.

Автор: Тарчуткина Елена Геннадьевна

Источник

Валентина Емельянова
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет

Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Актуальность выбранной темы

Возраст от 3 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество — неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Система работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи на материале устного народного творчества

Заложенные в фольклор языковые формы обеспечивают баланс традиционности и индивидуальности в речевом творчестве, и их включение в педагогический процесс совершенно необходимо.

Интерес к потешкам, загадкам, сказкам я заметила у детей своей группы в начале учебного года и решила, что именно устное народное творчество поможет повысить у детей уровень речевого развития, сделать их речь более выразительной, красивой грамматически правильной.

Работу начала сначала в совместной деятельности детей в свободное от занятий время, после того, как материал был систематизирован, со второй половины года я начала использовать его на занятиях во время наблюдений, в игровой деятельности.

Знакомство с народным творчеством для детей началось с потешек, колыбельных песенной, прибауток. Детям нравилось, когда я брала в руки куклу и начинала припевать, покачивая ее, они стали повторять.

Перед детьми ставила задачу не только слушать, запоминать, эмоционально прочитать потешку, но и самим обыгрывать. Мы вместе с детьми учились двигаться, говорить, как лисичка-сестричка, зайчик, медведь, в зависимости о ком говорится в потешке.

Далеко не все дети могли передать характер персонажа, его особенности, и я стала использовать театр. К нашему маленькому театру дети относились с большим интересом, и вскоре в нем появились незаменимые артисты. Главное к концу года дети могли заменить друг друга, и никто не оставался в стороне, они могли сыграть любую роль и показать любой характер.

Читайте также:  Влияние игрушки на развитие ребенка родительское собрание

Для мотивации детей многие занятия и совместные мероприятия мы проводили в музее «Русского быта», который находится в соседней группе. Дети с большим удовольствием ходили в музей на экскурсии, мы проводили в нем занятия.

Для отслеживания динамики развития речи детей в рамках поставленной цели, я провела обследование в начале учебного года, которое позволило выявить:

1. Уровень развития речи детей.

2. Знание детьми малых фольклорных форм.

3. Понимание детьми жанра устного народного творчества.

4. Использование фольклора в повседневной разговорной речи.

Для обследования я использовала следующие методики:

1. Критерии программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой.

2. О. Л. Князева, М. Д. Маханева Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Во время проведения обследования детей я использовала следующие методы:

— Наблюдение за общением детей в самостоятельной деятельности.

— Беседа с детьми.

— Словесные игры.

Полученные результаты показали, что только 18% детей имеют достаточно высокий уровень развития речи. Дети воспринимают, понимают и используют в повседневной жизни разные жанры фольклора. 17% детей показали низкий уровень.

Я поставила перед собой цель знакомить детей с материалами устного народного творчества и способствовать этим развитию речевой активности детей.

Я считаю, что правильно и четко организованная работа по приобщению детей в детском саду к устному народному творчеству способствует не только развитию речи, но и развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений.

Изучив и проанализировав методическую литературу и возрастные особенности детей своей группы я определила следующие задачи:

1. Воспитывать интерес детей к устному народному творчеству.

2. Посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.

3. Раскрыть перед детьми смысл пословиц и поговорок, которые открывают правила поведения, моральные нормы.

4. Расширять знания об окружающем мире посредством русского фольклора.

5. Развивать умение разыгрывать сказки по ролям.

6. Развивать интерес к народным играм. Учить использовать фольклор в самостоятельной игровой и театрализованной деятельности.

Реализацию поставленных задач я начала:

— с систематизации фольклорного материала по устному народному творчеству

— с составления перспективного плана работы для детей младшего, дошкольного возраста

— с консультаций и бесед для родителей.

Прежде чем приступить начать работу с детьми я определила следующие формы работы.

1. Создание развивающей речевой среды в группе:

возрастной подход;

функциональность;

вариативность;

наглядность;

системность;

комфортность;

самостоятельность;

доступность;

применяемость;

соответствие требованиям программы.

2. Использование материалов устного народного творчества в специально организованной деятельности (на занятиях по развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой, ИЗО).

3. Совместная работа педагога с детьми в разных видах детской деятельности:

развивающие игры, игры — драматизации, сюжетно -ролевые игры, упражнения подражательно — исполнительского творческого характера, импровизации, наблюдения, прогулки, экскурсии, рассматривание рисунков, фото, свободное и тематическое рисование, лепка, чтение художественных произведений, рассказ педагога и рассказ детей, сочинение историй, беседы, мини — конкурсы, игры — соревнования. На прогулке для наблюдений за сезонными явлениями я так же использовала элементы устного народного творчества (загадки, старинные приметы).

4. Работа с родителями:

родительские собрания, консультации для родителей, индивидуальные беседы, совместное разучивание произведений устного народного творчества.

Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы, не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, завела папку «Учите вместе с нами». В неё записываю потешки, загадки, прибаутки. Это помогает родителям дома повторять всё это с детьми. Для привлечения родителей к совместной деятельности мною проводились совместные конкурсы на лучший рисунок, поделку по мотивам сказок. Совместно с родителями оформляли выставку детских работ. Проводили игру-драматизацию отдельных эпизодов по желанию детей. Часто использовала прослушивание сказок в аудиозаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогала детям вслушаться в музыку, вдуматься в характер ее героев.

И теперь я рассчитываю на помощь родителей, когда мы вплотную решили заняться драматизацией. Очень благодарна маме Полины Порошиной, за чудесно связанных персонажей для сказок. Ведь дети взрослеют и я ставлю задачу перед собой, используя устное народное творчество, помочь детям эмоционально читать стихи, умело вести беседу, применять свои знания произведений в различных ситуациях, с желанием принимать участие в праздниках, развлечениях, в играх – драматизациях.

Вывод: На основании вышеизложенного мною сделан вывод, что систематизированный комплекс разных жанров произведений устного народного творчества имеет огромное познавательное и воспитательное значение, способствует обогащению словаря, развитию их речевой активности детей старшего дошкольного возраста.

Влияние устного народного творчества на развитие ребенкаВлияние устного народного творчества на развитие ребенкаВлияние устного народного творчества на развитие ребенкаВлияние устного народного творчества на развитие ребенка

Заключение

Проведенная работа показала – ценность фольклорных произведений для дошкольного периода обусловлена, прежде всего, высокой интонационной выразительностью, что особенно значимо для детей – дошкольников, а так же другими жанровыми особенностями – речевыми, звуковыми, смысловыми.

Устное народное творчество оказывает активизирующее воздействие на:

-речевой звуковой поток. Ребенок выделяет речь из всех других сигналов, оказывает ей предпочтение, выделяя из шумов и музыкальных звуков.

— активизирующее звуковое воздействие с помощью повторяющихся фонем и звукосочетаний, звукоподражаний, как бы запрограммированных в самом тексте фольклорных форм.

Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человека с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты.

Образность народного фольклора позволяет донести до сознания дошкольников в лаконичной форме большое смысловое содержание. В этом заключается особая ценность художественного слова как средства познания окружающего мира, речевого развития детей.

Средствами устного народного творчества в детях воспитывается активное отношение к окружающему миру, желание применять разные жанры фольклора в повседневной жизни.

Перспективами дальнейшей работы считаю продолжение использования наработанного материала, как средство развития речи воспитанников.

Источник