Влияние тв на развитие ребенка

Влияние тв на развитие ребенка thumbnail

«Убедительно просим увести ваших детей от наших голубых экранов» – говорит диктор телевидения в знаменитом мультфильме про Карлсона. А между тем, жизнь современных детей почти невозможно представить без телевизора. Признаемся честно, нам, дорогие родители, так просто удобно – дети вроде бы чем-то заняты, они  не мешают нам делать домашние дела и вообще просто не мешают отдохнуть после тяжелого рабочего дня. Порою мы практически не разговариваем со своими детьми. При общении с ними используем односложные слова типа: «Поставь!», «Отойди!», «Молодец», «Быстрее!», «Не трогай!» и т.д. Но при этом от своих детей мы ждем, чтобы они были вежливыми, успешными в учебе, чтобы их было видно, но не слышно! Чтобы понять, стоит ли «ящик» делать собеседником и воспитателем наших детей, важно посмотреть, как же влияет телевизор на наших любимых чад. Оставляя  в стороне вопрос о качестве современной кинопродукции и ее  влиянии на ценности и модели поведения детей (это тема отдельного разговора), посмотрим, как регулярный просмотр телевизора, в том числе в режиме видео, влияет на физическое состояние, умственное и психическое развитие детей.

Воздействие ТВ на здоровье ребенка

Мозговые способности ребенка наиболее активно формируются в период от рождения до трех лет. В первые 6 месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала, а к трем годам – 80%. Таким образом, видно, что у малышей огромный объем памяти, и только от взрослых, которые их окружают, зависит, чем заполнится этот объем. Посиделки перед телевизором – это первый шаг к нарушению функции зрения вашего малыша. Причем, угнетаются не только глазки ребенка, но и его нервная система. Врачи давно бьют тревогу и пытаются донести до родителей чреватость длительного пребывания у телевизора. Малоподвижный образ жизни – это прямой путь к гиподинамии, а, следовательно, и к развитию многочисленных сердечно-сосудистых, нервных, эндокринных, а также костно-мышечных заболеваний.

Влияние телевизора на речь и психическое развитие

Западные ученые установили, что дети, которых в раннем детстве «воспитывал » телевизор страдают недоразвитием  речи, эмоций и заторможенностью психического развития в целом. Одна моя знакомая жаловалась на то, что ее ребенку уже четвертый год, а речь все еще отсутствует. Выяснилось, что телевизор дома был включен, как правило,  в течение всего времени бодрствования ребенка. Эксперт по речи доктор Салли Ворд (Британия) говорит о том, что за последние 20 лет резко увеличилось количество детей, которые умеют воспринимать только зрительную информацию. Слова проходят мимо них. «Телевоспитанники» не могут в школе усваивать на слух информацию и испытывают большие затруднения со сменой привычного визуального восприятия на вербальное, ведь обучает их не телевизор, а живой учитель, которого они не способны услышать. Общение с другими детьми также может вызвать у них сложности. Примеров, подтверждающих справедливость этого утверждения, масса. Подруга недавно поделилась своими наблюдениями за своими двумя детьми 5 и 8 лет. Свободное от занятий и соответственно учебы время они, как правило, проводили перед телевизором. По причине ремонта телевизор  в течение 2 дней не включался. И каково же было ее удивление, когда ее дети, которые не всегда могли находить общий язык друг с другом, начали больше общаться, вместе играть, рисовать. Телевизор просто крал это время общения, поэтому и общение складывалось не всегда продуктивно и правильно.

Известно также, что экран телевизора производит на ребенка гипнотический эффект. Ведь экран светится. Его мерцание, которое человек воспринимает помимо своей воли, имеет определенный ритм. А мерцающий свет, ритм и определенным образом подобранные шумы гипнотически воздействуют на психику. В результате маленький человечек впадает в транс и уже совершенно некритично воспринимает все, что льется с экрана, притягивается к нему. Жизнь маленького ребенка, от природы любознательного и непоседливого, проходит в постоянном исследовании окружающего мира. Он стремится все потрогать, повертеть, попробовать, изучить. Большинство детей быстро учатся включать и выключать телевизор или видеомагнитофон, тем более, что пульт дистанционного управления со множеством разноцветных кнопок обладает для них сверхпритягательной силой. Постоянно меняющиеся картинки на экране телевизора настолько притягивают малыша, что ему становится неинтересным и скучным то, что происходит вокруг него в реальной жизни.  Даже не углубляясь в медицинские аспекты раннего приобщения ребенка к телевидению (неподвижность, вялость мышц, угроза нарушения зрения), нельзя не сказать о перегрузке органов чувств, в результате чего у ребенка могут появляться различные страхи, неоправданные агрессии, проблемы со сном. Поток информации, идущий с экрана, во много раз превышает возможность ребенка воспринимать его и самостоятельно переработать. Он выхватывает то одно, то другое и не может установить связь между изображением и услышанным текстом, из-за чего его мозг начинает мыслить отрывочно. Именно поэтому можно с уверенностью сказать, что раннее приобщение малыша к просмотру телевизионных передач отрицательно влияет на развитие ребенка, значительно понижает его любознательность и делает его пассивным. Тем более, что в фильмах, мультфильмах и особенно в рекламе так много агрессивных цветов, резких, пугающих звуков! Все это действует на психику ребенка крайне негативно.

Воздействие СМИ на мышление

Изучая характер воздействия на маленьких зрителей различных средств массовой информации, руководитель Центра коммуникативных исследований Института социально-экономических проблем народонаселения  РАН Н.Е Маркова пришла к следующим выводам.

§  У детей, рано начавших смотреть телевизор и проводящих у него более часа в день, снижается уровень наглядно-образного мышления и уменьшается объем памяти. Интерес детей к предметам, фактам и событиям неглубок, речь примитивна, читать они начинают позже, неохотно и плохо пересказывают.

§ Развитие воли, стремление добиться поставленной задачи нарушено, потому что, сидя перед экраном, ребенок не совершает активных действий. Любые творческие позывы не стимулируются, а подавляются. 

Есть ли безопасный минимум?

По рекомендациям специалистов, ребенок в возрасте до семи лет должен проводить у телевизора не более 30-40 минут в день! В старшем возрасте это время можно увеличить до 1,5-3 часов, разбив его на интервалы по 30-40 минут. В возрасте до двух лет ребенку вообще нельзя сидеть перед телевизором!Фредерик Циммерманиз Университета Вашингтона в Сиэтле, говоря о том, сколько времени маленький ребенок в возрасте одного-трех лет может проводить перед телевизором, отметил:  «Каждый час – дополнительный риск, можно сказать, что нет безопасного минимума».

Пути решения проблемы

Вариантов масса, просто надо их пытаться найти, приложив немного фантазии и желания.

§  Поставьте простую и реалистичную цель, например, ограничьте время просмотра двумя мультфильмами в день.

§  Приучите детей обходиться без телевизора. Возможно, вначале вы встретите некоторое сопротивление, однако в таком раннем возрасте дети легко примут новые правила игры.

§  Предлагайте ему регулярно те интересные занятия, которые оказывают наибольшее влияние на развитие структур головного мозга, а именно: 1) разнообразные виды речи (устная, письменная), например, читайте с ребенком книги, рассказывайте сказки, учите скороговорки; 2)  упражнения по координации движения кисти (лепка, рисование, конструкторы и т.д.). Европейская академия педиатрии считает эти занятия наиболее важными.

§  Попросите ребенка помочь вам по дому: маленькие дети любят помогать маме в мытье посуды, уборке комнаты и других домашних делах. Ваше доверие им только польстит.

§  Почаще пойте вместе с ребенком – это развивает его речевые навыки и слух.

§  Играйте с ребенком в подвижные игры.

Выводы

Итак, дорогие читатели, подведем некоторые итоги. Оставляя своих детей у телевизора, мы не только доверяем их воспитание чужим дядям и тетям, не только наносим урон их здоровью, провоцируя задержку моторного развития, гиподинамию и ухудшение зрения; у голубого экрана мы рискуем навсегда похоронить их яркую уникальную личность с ее способностью познавать мир через собственный опыт, с ее умением полноценно общаться и строить взаимоотношения со сверстниками, с ее творческим потенциалом и умением ставить жизненные цели и достигать их. Телевизор «помогает» нам сформировать у детей пассивность и инертность характера, посредственность мышления. День за днем, незаметно методом накопительного эффекта  наш уникальный ребенок становится частью толпы, серой и посредственной. Не случайно ведущие научные коллективы университетов мира бьют тревогу: умственная деградация целого поколения неизбежна при таком объеме воздействия кинопродукции на детей. И при этом главная ответственность лежит на нас, родителях. Кто-то однажды сказал: «Родился оригиналом, не стань копией». Пусть наши дети будут завтра среди тех, кто будет проектировать оригинальные здания, делать уникальные операции, делать яркие репортажи и ставить новые мировые рекорды. Но сегодня для начала нужно просто выключить телевизор и помочь своим детям сохранить свою неповторимую уникальность.

Что важно знать о телевизоре и телепередачах!

10 часов телесеансов в неделю снижают творческий потенциал человека на 25%.

Воздействие сказки (часто одной и той же любимой), рассказанной мамой или папой ребенку перед сном значительно сильнее, чем сказки, просмотренной по телевизору.

Результаты исследований английской ученой Салли Ворд показали:

—  Если родители надеялись на электронные средства (телевизор, компьютер), как на нянь, то в 20% случаев уже 9-месячные дети отставали в развитии!

Читайте также:  Психическое развитие ребенка по месяцам таблица

– Если дети продолжали смотреть телевизор, слушать приемники и пластинки, то в трехлетнем возрасте наблюдались задержки в развитии на целый год!!!

– Если родители отставших в своем развитии 9-месячных детей изымали из их поля зрения электронную технику и начинали непосредственно общаться с ребенком, то через 4 месяца ребенок догонял детей с нормальным развитием.

Источник

Многие родители считают телевизор непременным атрибутом современной жизни и приобщают к его просмотру детей с раннего возраста. Нередко телевизор заменяет им няню на время, пока нужно заняться делами по дому, в то время как дети заняты просмотром мультфильмов или передач. Не многие из родителей реально оценивают негативное влияние телевизора на психику малышей, они считают, что современные устройства не могут вызвать болезни глаз или иные патологии, но так ли это на самом деле?

Дети и телевизор

Дети и телевизор

Этот предмет бытовой техники рассматривается как практически обязательный элемент интерьера, ну у кого из нас дома нет телевизора, а то и двух-трех сразу? Детей этот чудо-ящичек завораживает — ведь картинки, особенно рекламные, там яркие, динамично меняются и насаждают малышам и взрослым особое мнение. Ребенку нравятся яркие мультики, смена звука и цвета, это привлекает внимание крошки, хотя событий на экране он может не понимать совсем. Для детей до трех лет этот коробочек представляет собой просто объект интереса, так как в нем происходит нечто особенное, чего не встретишь в окружающей жизни. В нем можно посмотреть мультик, увидеть животных и многое другое, но не вредно ли это для психики и здоровья? Как смотреть телевизор так, чтобы не навредить здоровью детей? Врачи утверждают, что чем позже дети начнут смотреть телевизор, и чем меньше времени они проведут перед экраном, тем здоровее и спокойнее они будут.

Болезни глаз: влияние телевизора

Глаза — это сложный механизм, особый орган чувств, который у детей только развивается и для его развития нужны тренировки. Но вот просмотр телевизора не очень подходящий тренинг для глаз. Скорее наоборот, это вредное для зрения изобретение, которое в раннем возрасте из-за частого использования способно провоцировать болезни глаз. Мышцы глаза отдыхают, а вот оптическая и воспринимающая система при этом перегружены. Поэтому детям для профилактики болезней глаз просмотр телевизора надо строго дозировать.

До полутора лет в принципе телевизор вообще не должен появляться в жизни ребенка — информацию, передаваемую с экрана, малыш не воспринимает, а яркие картинки перегрузят его мозг и нервную систему, будут провоцировать болезни глаз и нарушения зрения. Примерно с полутора до 2-3 лет необходимо дозировать телевизор по 15-20 минут дважды в день, после трех лет до 30 минут дважды в сутки, а с 6-7 лет можно посмотреть и полуторачасовой фильм.

При этом расстояние от самого даже супер-плоского экрана до глаз ребенка должно быть не менее 2 метров, а лучше выдерживать расстояние в 4-5 метров. Нельзя смотреть телевизор в лежачем положении и с выключенным светом. Проекция экрана должна быть расположена на уровне лица смотрящего, так нагрузка на мышцы будет ниже и вероятность формирования болезней глаз будет снижена.

Телевизор — не няня!

Телевизор — не няня!

Еще одним неверным способом использования телевизора у родителей является применение его в качестве няни, то есть вместо себя — дабы дитятко было занято и освободилось время для домашних дел. Такая «няня» совершенно не пойдет на пользу детям, хотя и задержит их внимание надолго. Смотреть телевизор необходимо вместе с малышом, объясняя происходящие на экране действия и подбирая мультики или программы, чтоб малыш их понял. Если же необходимо время для того, чтобы заниматься делами, лучше, при наличии возможности, пусть у ребенка будет настоящая няня, которая будет с ним полноценно заниматься. Если же такой возможности нет, можно попросить посидеть с малышом родных (бабушку, сестру).

Влияние телевизора на психику ребенка

Психологи говорят о том, что телевизор сильно нагружает органы чувств и чрезмерно эмоционально возбуждает ребенка, от него страдает хрупкая детская психика. Он может играть как развивающую, так и тормозящую роль в развитии, все будет зависеть от объема просмотра и того, что смотрит ребенок. Сегодня по кабельному телевидению транслируют много детских каналов, но только качество их оставляет желать лучшего — не все передачи и мультфильмы можно показывать малышам.

Если же говорить о «взрослых» передачах, они однозначно негативно влияют на психику ребенка, особенно, если это малыш раннего возраста. Сцены насилия и убийств, которыми пресыщены современные каналы, могут привести к агрессии, вспыльчивости или нервозности ребенка. Обилие ненужной и навязчивой информации нагружает нервную систему, страдает психика, замедляются реакции, может ухудшаться сон и общее состояние.

Если для родителей лежание перед телевизором с пультом в руках — это своеобразный отдых, то для детей поток информации, льющийся с экрана, сильный раздражитель, утомляющий и раздражающий нервную систему. Нередко яркие и «тяжелые» сцены из кино могут стать причиной ночных кошмаров и навязчивых страхов малыша.

Родители должны помнить!

Родители должны помнить!

Нередко родители тех малышей, что проводят много времени у экранов телевизора, жалуются на задержки речи и проблемы с произношением звуков, им зачастую нужна помощь логопеда и психолога. Важно, чтобы родители понимали, такое явление формируется по причине дефицита общения, персонажи многих мультфильмов разговаривают мало и детям просто недостаточно речевых элементов для запоминания и обучения речи. Просмотр телевизора вызывают перегрузку визуальной информацией, при дефиците устного восприятия, и тактильных, иных раздражителей.

Чтобы сохранить ребенку стабильную психику и здоровье, родители должны ограничивать просмотр телевизора, а лучше хотя бы на первые несколько лет жизни отказаться от его использования совсем. Детям важно общение со сверстниками и родителями, полноценное развитие всех органов чувств, движение. Статичное просиживание за экраном телевизора ведет к гиподинамии, снижению иммунитета и частым простудам, перевозбуждение нервной системы делает беспокойным сон, нарушает нормальное эмоциональное развитие. Поэтому для сохранения здоровья малышей стоит выбрать другие способы развлечения и развития, нежели просмотр телепрограмм и мультиков.

Источник

Âî äâîðå äîìà, ìåæäó äâóìÿ ñòàðûìè ïÿòèýòàæêàìè ðåçâî áåãàëè ìàëü÷èøêè ëåò äâåíàäöàòè-ïÿòíàäöàòè, ïèíàÿ ìÿ÷. Áèëè íå ñèëüíî, àêêóðàòíî – âîçëå ïëîùàäêè ñòîÿëè ïðèïàðêîâàííûå ìàøèíû, ñòàðàëèñü èõ íå çàöåïèòü.

Èç îäíîãî ïîäúåçäà âûøåë ïàðåíü â ñïîðòèâíûõ øòàíàõ, êðîññîâêàõ è ôóòáîëêå. Îñòàíîâèëñÿ ïîñìîòðåòü çà õîäîì èãðû. Íåêîòîðîå âðåìÿ ïîäóìàë, áóäòî ðåøàÿñü, ïîñëå ÷åãî, äîæäàâøèñü, êîãäà ìÿ÷ âûéäåò èç èãðû è óêàòèòñÿ ïîä îäíó èç ìàøèí, ïîäîøåë è ñïðîñèë, ìîæíî ëè åìó çàéòè çà îäíó èç êîìàíä?

— Èãðàåøü õîðîøî? – ñïðîñèë ñàìûé ñòàðøèé èç êîìïàíèè

— Ñðåäíå, — òèõî îòâåòèë ìàëü÷èê

— Ìîæåøü çà òå âîðîòà çàéòè

— Òîëüêî íà âîðîòà, — êðèêíóë îäèí èç òåõ, íà ÷üåé ñòîðîíå ïðåäñòîÿëî èãðàòü.

Áèëè äåéñòâèòåëüíî íå ñèëüíî. Ìîæåò, áîÿëèñü çàöåïèòü ìÿ÷îì ìàøèíû, ìîæåò, ïðîñòî íå óìåëè, íî ñî âñåìè óäàðàìè íîâûé âðàòàðü ñïðàâëÿëñÿ ëåãêî.  îäíó èç ïàóç, îí ñïðîñèë ó èãðîêà ñâîåé êîìàíäû:

— Êàêîé ñ÷åò?

— Ìû ïðîèãðûâàåì, 7-3. Òåáÿ êàê çîâóò-òî?

— Êèðèëë.

— À ÿ Âîâà.

— Ïðèÿòíî ïîçíàêîìèòüñÿ.

— Àãà. – è Âîâà ïîáåæàë ïîäàâàòü àóò.

Ñïóñòÿ åùå íåñêîëüêî ìèíóò, îäèí èç ðåáÿò ñòàðøåãî âîçðàñòà, ïûòàÿñü äîñòàòü ìÿ÷, ïîòÿíóë íîãó. Ïðèõðàìûâàÿ, ïîøåë ê âîðîòàì.

— Ìàëîé, äàâàé âûõîäè, õîòü â çàùèòå ïîèãðàåøü, ÿ ïîêà ïåðåäîõíó.

Êèðèëë âûøåë íà ïîëå. Ìÿ÷ åìó ïî÷òè íå ïàñîâàëè. Íåñêîëüêî ðàç óäà÷íî âñòóïèë â îòáîð, îòäàë, íî îáðàòíî íå ïîëó÷èë, õîòÿ îòêðûâàëñÿ õîðîøî. Âî âðåìÿ ïîäà÷è óãëîâîãî, ìÿ÷ ïðèëåòåë ê Êèðèëëó, îí áûë â õîðîøåé ïîçèöèè, íî áèòü íå ñòàë, à ñáðîñèë ìÿ÷ Âîâå, êîòîðûé ñòîÿë ïåðåä ïóñòûìè âîðîòàìè. Òîò íå îæèäàë òàêîãî ïîäàðêà è ïðîáèë íàìíîãî âûøå âîðîò, áóêâàëüíî, ñ ìåòðà. Âñå ñòàëè øóòèòü íàä Âîâîé:

— Ìàçèëà!

— Âñåõ âîðîáüåâ ïîñøèáàë!

— Ðåáÿò, ñêîëüêî âû åìó çàïëàòèëè, ÷òîá îí òàê ìàçàë?

Ñïóñòÿ íåñêîëüêî ìèíóò Êèðèëë ïåðåõâàòèë ìÿ÷, ïðîáåæàë ïî êðàþ ïîëÿ, îáûãðàë îäíîãî èç èãðîêîâ è âûøåë íà âðàòàðÿ. Ïî öåíòðó áåæàë Âîâà. Âìåñòî òîãî, ÷òîá óäàðèòü â ïóñòîé óãîë, Êèðèëë ïîêàòèë ìÿ÷ ïàðòíåðó è òîò óæå íå ïðîìàçàë.

-Ñïàñèáî!

— Äà íå çà ÷òî, îáðàùàéñÿ, — óëûáíóëñÿ Êèðèëë.

Ðåáÿòà óâèäåëè, ÷òî íîâåíüêèé óìååò îáðàùàòüñÿ ñ ìÿ÷îì è ïàñîâàëè åìó âñå ÷àùå.  îäèí èç ìîìåíòîâ, îí ñíîâà îáûãðàë çàùèòíèêà, íàøåë ãëàçàìè Âîâó è ñíîâà îòäàë ìÿ÷ åìó ïîä óäàð.

Ìàò÷ çàêîí÷èëñÿ ñî ñ÷åòîì 12-10. Ïîáåäèëà êîìàíäà, â êîòîðîé èãðàë Êèðèëë. Âîâà çàáèë ïÿòü ìÿ÷åé, ïîñëå òîãî ïðîìàõà, è âñå ñ ïåðåäà÷è íîâîãî ïàðòíåðà.

— Ìàëîé, õîðîøî èãðàåøü, — ñêàçàë, ïðèõðàìûâàÿ âðàòàðü, — ÷òî-òî ÿ òåáÿ ó íàñ âî äâîðå íå âèäåë. Â ãîñòè ïðèåõàë?

— Íåò, ïåðååõàëè ñ ìàìîé. Ðàíüøå â äðóãîì ãîðîäå æèëè. Âû ÷àñòî èãðàåòå?

— Êîãäà êàê. Ñåé÷àñ ìàëî êòî âûõîäèò. Êòî ê ÅÃÝ ãîòîâèòñÿ, êòî â èãðàõ çàâèñàåò. Òû, åñëè ÷òî, ïðèõîäè.

Читайте также:  Возрастные особенности развития ребенка в раннем возрасте

— Ñïàñèáî, ïîñòàðàþñü.

Ïîäîøåë Âîâà.

— Ñïàñèáî, Êèðþõ, ÷òî ïàñîâàë. Õîðîøî èãðàåøü.

— Ïðîñòî òû â ëó÷øåé ïîçèöèè áûë.

— Ñëûøàë, ÷òî âû íåäàâíî ïåðååõàëè?

— Äà, áóêâàëüíî, íåäåëþ íàçàä.

— Ýòî õîðîøî, à òî ó íàñ âî äâîðå ãóëÿòü îñîáî íå ñ êåì. Íàïðîòèâ ïåðâîãî ïîäúåçäà åñòü ñòîë ñ ëàâêàìè, îáû÷íî, êîãäà ãóëÿòü âûõîäèì, ñîáèðàåìñÿ òàì. Ïîòîì óæå ðåøàåì, ÷òî äàëüøå äåëàòü. Ïîøëè, ïîêàæó.

Âîâà áûë íåâûñîêèì ïàðíåì ëåò òðèíàäöàòè, ðîâåñíèê Êèðèëëà, íî íàìíîãî íèæå åãî.  ìàéêå-òåëüíÿøêå è øîðòàõ, îí âûãëÿäåë, áóäòî èç äàâíî çàáûòîãî ïðîøëîãî. Îíè ïðîøëè ìèìî ñëîìàííûõ êà÷åëåé, ðàçáèòûõ ëàâîê è ïîãíóòîãî òóðíèêà ê íåáîëüøîìó ïîäãíèâøåìó ñòîëó, âîêðóã êîòîðîãî ñòîÿëè äâå ëàâêè. Åñëè áûòü òî÷íåå, äâà ïíÿ, ïðèêîïàííûõ â çåìëþ, ñâåðõó êîòîðûõ áûëà ïðèáèòà äîñêà. Âîâà òåì âðåìåíåì, ïðîäîëæàë çíàêîìèòü ñ òåððèòîðèåé:

— Âîò çäåñü ó íàñ ìåñòî ñáîðà. ×àñîâ â âîñåìü âå÷åðà ïîäòÿãèâàþòñÿ ñòàðøàêè, — ÷èëÿò.

— ×òî äåëàþò?

— Ïüþò ïèâî, áðåí÷àò íà ãèòàðå, — óëûáíóëñÿ Âîâà, — à äî ýòîãî ìû ñîáèðàåìñÿ.

— Ñëóøàé, Âîâ, à ÷òî ó âàñ ñ ïëîùàäêîé? Âñå ïåðåëîìàíî.

— Äà âîîáùå-òî âåçäå òàê, — óëûáíóëñÿ Âîâà, — òû åùå â ñîñåäíåì äâîðå íå áûë, òàì ñîâñåì íè÷åãî íåò. Ýòî âîçëå íîâîñòðîåê ïëîùàäêè íîâûå.

— À ìóñîð?

— Êàêîé ìóñîð?

Âîêðóã ñòîëà áûëè ðàçáðîñàíû ïóñòûå ïèâíûå áóòûëêè, ïà÷êè îò ñèãàðåò, îêóðêè, â áëèæàéøèõ êóñòàõ ñòîÿë ïàêåò èç èçâåñòíîãî ñóïåðìàðêåòà, íàïîëíåííûé îòõîäàìè – êòî-òî íå äîíåñ äî ìóñîðêè. Êèðèëë ìîë÷à ïîêàçàë âîêðóã.

— Íó, äëÿ ýòîãî åñòü äâîðíèêè. À îíè íå óáèðàþò.

— Âàì ñàìèì-òî ïðèÿòíî ñèäåòü íà ýòîé ñâàëêå?

— Êòî ìóñîðèë, òîò ïóñòü è óáèðàåò. Ó ìåíÿ ðîäèòåëè êàæäûé ìåñÿö äåíüãè ïëàòÿò çà óáîðêó òåððèòîðèè. Íèêîìó ýòî íå íàäî.

— Íó, âîò òåáå ïðèÿòíî íà ýòîé ñâàëêå êàæäûé äåíü ñèäåòü?

— Ñëóøàé, Êèðþõ, ÷òî òû òàêîé íóäíûé. Õî÷åøü – óáåðè ñàì. ß íè çà êåì óáèðàòüñÿ íå áóäó. Ìíå äîìà õâàòàåò.

Êèðèëë ïðåäïî÷åë ïåðåâåñòè ðàçãîâîð â äðóãóþ ñòîðîíó è ðàññïðàøèâàë î ñîñåäÿõ, î òîì, êàê æèâóò, âî ÷òî èãðàþò, â êàêîé øêîëå ó÷àòñÿ, êàêèå ó÷èòåëÿ è òàê äàëåå. Ãóëÿòü íèêòî òàê è íå âûøåë. Ñïóñòÿ ïîëòîðà ÷àñà ïîñëå îêîí÷àíèÿ ìàò÷à, ìàëü÷èøêè ïîæàëè äðóã äðóãó ðóêè è ðàçîøëèñü ïî äîìàì.

Óòðîì ñëåäóþùåãî äíÿ Âîâó ðàçáóäèëà ìàìà äîñòàòî÷íî ðàíî, îòïðàâèëà â ìàãàçèí çà áàòîíîì. Îí íàñêîðî óìûëñÿ, íàöåïèë øîðòû (íà óëèöå ÿðêî ñâåòèëî ñîëíöå, î÷åðåäíîé ëåòíèé äåíåê îáåùàë ïðîäîëæåíèå æàðû) è âûñêî÷èë èç äîìà. Ïîäõîäÿ ê ïåðâîìó ïîäúåçäó, çàìåòèë, ÷òî âîçëå ñòîëèêà êòî-òî êîïàåòñÿ. Ïîäîéäÿ áëèæå, çàìåòèë óáèðàþùåãîñÿ Êèðèëëà. Òîò â ïåð÷àòêàõ ñîáèðàë ìóñîð â ïàêåò.

— Çäàðîâà, Êèðþõ! Òû óæå äâîðíèêîì óñïåë óñòðîèòüñÿ? Òîãäà ÷èùå óáèðàé! – çàñìåÿëñÿ Âîâà

— Ïðèâåò! Äà íåò. Ïðîñòî ðåøèë óáðàòüñÿ. Ìíå íå ñëîæíî, çàòî ÷èñòî áóäåò. Æäàòü êîãî-òî ìîæíî äîëãî, òåáå ñàìîìó íå ïðîòèâíî íà ìóñîðêå ãóëÿòü?

— Ñòðàííûé òû, Êèðþõ. Ëàäíî, ÿ â ìàãàçèí, ïîòîì âûéäó ãóëÿòü.

Ñïóñòÿ ïîëòîðà ÷àñà, ïëîòíî ïåðåêóñèâ, Âîâà âûáåæàë èç äîìà è íàïðàâèëñÿ â ñòîðîíó ñòîëèêà. Êèðèëë áûë òàì ñ áëîêíîòîì è ðóëåòêîé.

— À ñåé÷àñ-òî òû ÷òî äåëàåøü?

— Çàìåðÿþ ðàçìåðû ñòîëèêà è ëàâêè.

— Íà êîé òåáå ýòî?

— Èç òðåõ ëàâîê äâå ñëîìàíû. Ñòîë âåñü ïåðåëîìàí. Òóò ðàáîòû íà ïîë äíÿ. Õî÷ó äåðåâÿííûå áðóñêè ïîìåíÿòü è áóäóò êàê íîâûå.

— Êèðþõ, òåáå ýòî çà÷åì? Ñòàðøàêè âñå ðàâíî âñå ïåðåëîìàþò.

— Íå ïåðåëîìàþò.

— Ïëîõî òû èõ çíàåøü. Åùå è ëþëåé âëîìÿò.

— Çà ÷òî?

— Îíè ñ÷èòàþò, ÷òî ýòî èõ ìåñòî, à íàì çäåñü äåëàòü íå÷åãî.

— Âîâ, äîãîâîðèìñÿ êàê-íèáóäü ñ íèìè. Ïî óòðàì âñå ðàâíî âñå ïî äîìàì ñèäÿò, ìàìà íà ðàáîòå. ×åì ëåæàòü â ïîòîëîê ïëåâàòü, ëó÷øå çäåñü ïîêðó÷óñü. Ó òåáÿ, êñòàòè, íîæîâêè èëè ëîáçèêà íåò äîìà?

— Åñòü ó îòöà, ñïðîøó. Êîãäà íàäî?

— ß ñêàæó êîãäà. Ñíà÷àëà íàäî äåðåâÿííûå áðóñêè êóïèòü íà çàìåíó è ãâîçäè.

— Òû åùå è çà äåíüãè ïîêóïàòü ñîáèðàåøüñÿ? ß äóìàë, ó òåáÿ äîìà åñòü, íåíóæíûå.

— Íåò. Âîâ, ìû òîëüêî ïåðååõàëè. Íè÷åãî íåò. ß ÷òî-íèáóäü ïðèäóìàþ. Ìåíÿ ìàòü âñåãäà ó÷èëà – ñòàâèøü öåëü, ïîòîì ïðèäóìûâàåøü ïóòè ê ýòîé öåëè. È íà÷èíàåøü èäòè ïî íàìå÷åííîìó. Êàê ìàòåìàòè÷åñêàÿ çàäà÷à.

— Òî åñòü äåíåã ó òåáÿ òîæå íåò? – çàñìåÿëñÿ Âîâà

— Íåò, — óëûáíóëñÿ Êèðèëë, — íî ýòî ïðîáëåìà ðåøàåìàÿ. Íàäî òîëüêî íàéòè ðåøåíèå. Åñòü ó ìåíÿ îäíà èäåÿ, ìîæåò è ñðàáîòàåò. Çà íåñêîëüêî äíåé è íàêîïëþ íà âñå íåîáõîäèìîå.

Ñïóñòÿ íåñêîëüêî ÷àñîâ, âî äâîð çàåõàë ãðÿçíûé ÷åðíûé Ëýíä Êðóçåð, ñ íîìåðàìè «òðè øàõè» è íàêëåéêîé «Òðîôè-ðåéä» íà äâåðè. Çàñêî÷èë íà áîðäþð è ïðèïàðêîâàëñÿ íà ãàçîíå. Èç ìàøèíû âûøåë ïëîòíûé øèðîêîïëå÷èé ìóæ÷èíà.

— Äÿäü, âàì ìàøèíó íå ïîìûòü? Åñëè ïîíðàâèòñÿ êà÷åñòâî, ñêîëüêî íå æàëêî çàïëàòèòå…

— Êõì, íó, äàâàé, ïàöàí, ÷åðåç ÷àñ âåðíóñü, ïðîâåðþ.

Êèðèëë, à ýòî áûë îí, áûñòðî ñáåãàë äîìîé, âûíåñ âåäðî ñ âîäîé, ãóáêó è ïðèíÿëñÿ íàìûâàòü ÷óäî ÿïîíñêîé òåõíèêè. Îí áûë äîñòàòî÷íî âûñîêèé äëÿ ñâîèõ òðèíàäöàòè ëåò, íî, ÷òîá ïîìûòü êðûøó, âñå ðàâíî ðîñòà íå õâàòàëî, äàæå âñòàâ íà ïîðîã. Çà åãî ñïèíîé âñòàëà äåâî÷êà è äîëãî ñìîòðåëà, êàê îí ïûõòèò, ïûòàÿñü äîñòàòü, ïîñëå ÷åãî ïîäîøëà, äåðíóëà åãî çà ôóòáîëêó:

– Òàì ïåíü ëåæèò, âûñîêèé, ïîïðîáóé ñ íåãî äîòÿíóòüñÿ.

Êèðèëë íà ñåêóíäó çàäóìàëñÿ, ïîñìîòðåë êóäà îíà ïîêàçûâàëà, áóðêíóë «Ñïàñèáî!» è ïîáåæàë çà ïíåì. Äåâî÷êà òàê è ïðîäîëæàëà ñìîòðåòü íà åãî ðàáîòó. ×åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ ñïðîñèëà:

— À òû ïëåìÿííèê äÿäè Ñàøè?

— Êàêîãî?

— Íó, õîçÿèíà ìàøèíû.

— Íåò, õî÷ó äåíåã ïîäçàðàáîòàòü. Âîò è ïðåäëîæèë åìó ìàøèíó ïîìî÷ü.

— À ðåáÿòà îá ýòîì çíàþò?

— Êàêèå?

— Àóåøíèêè ñàïëåâñêèå.

— Íåò, à äîëæíû? – íà ñåêóíäó çàìåøêàâøèñü ñïðîñèë Êèðèëë

— Òû ÷òî, íå ìåñòíûé? – óëûáíóëàñü äåâî÷êà

— Íåò. Íåäàâíî ñ ìàìîé ïåðååõàëè.

— Îòêóäà?

— Èçäàëåêà. Áîëüøå òûñÿ÷è êèëîìåòðîâ îòñþäà.

— Òîãäà ëó÷øå ñíà÷àëà ñ íèìè ïåðåãîâîðè, èíà÷å áûñòðî îòõâàòèøü.

— Çà ÷òî?

— Çà òî, ÷òî íà èõ òåððèòîðèè ðàáîòàåøü?

— Òû ñåé÷àñ øóòèøü? – óäèâëåííî ñïðîñèë Êèðèëë.

— Òåáÿ êàê çîâóò-òî, ìîéùèê? – óëûáíóëàñü äåâî÷êà

— Êèðèëë.

— À ÿ Þëÿ. Áóäåì çíàêîìû. Íà ïåðâûé ðàç, ìîæåò, ïðîíåñåò, íî ïîòîì ñ íèìè ïåðåãîâîðè, åñëè è äàëüøå áóäåøü çäåñü ìîéêîé çàíèìàòüñÿ.

— Íåäîëãî áóäó. Ìíå ñóììó îïðåäåëåííóþ ñîáðàòü íàäî.

— Íà ïëåéñòåéøåí? – óëûáíóëàñü Þëÿ

— Íåò. Õî÷ó âîí òîò ñòîë ñäåëàòü è ëàâêè. Íà ìàòåðèàëû è ãâîçäè íàäî ïîäðàáîòàòü.

— Òû áîëüíîé ÷òî ëè? – óäèâëåííî ñïðîñèëà Þëÿ è ïîñìîòðåëà â ñòîðîíó ñòîëà.

— Äà, âðîäå íåò, — óëûáíóëñÿ Êèðèëë.

— Òî åñòü òû ñåé÷àñ ñåðüåçíî?

— Âïîëíå, — ïðîäîëæàë óëûáàòüñÿ Êèðèëë, ñïóñòèâøèñü ñ ïíÿ è íà÷èíàÿ îòìûâàòü ñòåêëà.

— À òåáå ýòî çà÷åì?

— Þëü, òàì ðàáîòû íà ïîë äíÿ. Çàòðàòû – îêîëî ïÿòèñîò ðóáëåé. ß ñáåãàë â ìàãàçèí, ïîñ÷èòàë. Íåóæåëè òåáå ñàìîé íðàâèòñÿ òî, âî ÷òî äâîð ïðåâðàùåí? Âñå ïåðåëîìàíî, ìóñîð ïî âñåé ïëîùàäêå, òóðíèêè ïîãíóòû, êà÷åëè ñëîìàíû. Ëè÷íî ìíå íå íðàâèòñÿ. Ïðèâåñòè ïëîùàäêó õîòü â êàêîé-òî ïðèëè÷íûé âèä ïðîáëåìû íå ñîñòàâëÿåò. Çàòî ñàìèì æå ïðèÿòíåé áóäåò.

— Êõì, ìóñîð-òî óáðàë äâîðíèê, à ÿ è íå çàìåòèëà, ÷òî ãîðàçäî ÷èùå ñòàëî, — çàäóì÷èâî ïðîèçíåñëà Þëÿ.

— Íó äà, óáðàë îí. Âñå ñ ìàëîãî íà÷èíàåòñÿ. – ïðîäîëæàë Êèðèëë, — íàì çäåñü ãóëÿòü. ß íå õî÷ó ãóëÿòü ïî ñâàëêå è â ðàçðóõå. À æäàòü, ÷òî êòî-òî ñäåëàåò – ìîæíî áåñêîíå÷íî.

— À ÷åãî ó ìàìû íå ïîïðîñèøü äåíåã?

— ß ñàì õî÷ó çàðàáîòàòü. Ñòàðàþñü ëèøíèé ðàç ó ìàìû íè÷åãî íå ïðîñèòü.

Þëÿ ïîñòîÿëî åùå êàêîå-òî âðåìÿ çàäóì÷èâî, ïîïðîùàëàñü è óáåæàëà ïî ñâîèì äåëàì. Êèðèëë íåñêîëüêî ðàç ñáåãàë, ïîìåíÿë âîäó, äîìûë ìàøèíó, äàæå êîëåñà ïðîòåð. Õîçÿèí àâòî, âåðîÿòíî, ñìîòðåë èç îêíà, ïîòîìó ÷òî âûøåë äîñòàòî÷íî áûñòðî.

Íà ìàøèíå îñòàâàëèñü ðàçâîäû, ÷åðíûé öâåò îòìûòü ÷èñòî äîñòàòî÷íî ñëîæíî. Ñòîèò âîäå âûñîõíóòü è íåáîëüøèå ïÿòíà – ðàçâîäû, ñðàçó ñòàíîâÿòñÿ çàìåòíû. Íî äÿäÿ Ñàøà íè÷åãî íå ñêàçàë. Ïðîòÿíóë ìàëü÷èøêå äâå ñîòíè, òîëüêî ñïðîñèë:

— Õâàòèò?

— ß æ ñêàçàë, ñêîëüêî äàäèòå, ñòîëüêî è õâàòèò, — óëûáíóëñÿ Êèðèëë.

— Òåáÿ êàê çîâóò-òî ìàëîé?

— Êèðèëë.

— ß ñ óòðà óåçæàë, ýòî òû ìóñîð ñîáèðàë â ïàêåòû?

— Äà

— Íàøåë êòî çà ýòî çàïëàòèò?

— Íåò, ïðîñòî ãðÿçíî áûëî.

— À äåíåã ïîäðàáàòûâàåøü íà îáùåå?

— Â êàêîì ñìûñëå?

— Íó, ïîòîì ñ ïàöàíàìè ïîäåëèòå?

— Äà íåò… — ïîìîë÷àë íåìíîãî è, áóäòî ðåøèâøèñü, ïðîäîëæèë, — õî÷ó ñòîë è ëàâêó îòðåìîíòèðîâàòü, êîòîðûå âîçëå ïåðâîãî ïîäúåçäà. Ïîäðàáîòàþ, áðóñêè êóïëþ, ãâîçäè, äà ñäåëàþ.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка с нарушениями интеллекта

Äÿäÿ Ñàøà íåìíîãî îïåøèë îò òàêîãî îòâåòà è ïåðåñïðîñèë:

— ×åãî ñäåëàåøü?

— Îòðåìîíòèðóþ. Ïîäêîïëþ äåíåã è ñäåëàþ.

— Òû âîîáùå, îòêóäà âçÿëñÿ?

— Ìû ñ ìàìîé íåäàâíî ïåðååõàëè.

— À áàòÿ?

— À áàòÿ íåò.

— Ïîíÿòíî. È ìíîãî äåíåã íàäî? Äà è ÷òî çà ìàòåðèàëû êóïèòü õî÷åøü?

— Áðóñû äåðåâÿííûå è ãâîçäè. ß ïîñ÷èòàë, ðóáëåé ïÿòüñîò íàäî.

— Òàê ìàëîé, ïðûãàé â ìàøèíó, ñêàòàåìñÿ êóïèì, ÷òî òàì òåáå íàäî

— Âàñ âåäü äÿäÿ Ñàøà çîâóò?

— Íó, äîïóñòèì

— Ìàìà çàïðåùàåò ñàäèòüñÿ ê íåèçâåñòíûì â ìàøèíó

Äÿäÿ Ñàøà ãðîìêî ðàññìåÿëñÿ, ïîòîì ïðîäîëæèë:

— Ïðàâèëüíî çàïðåùàåò. Ìîëîäåö òâîÿ ìàìà. Äàâàé ñïèñîê ÷òî íóæíî, îðãàíèçóåì ÷òî-íèáóäü.

— Äà ÿ ñàì, äÿäü Ñàø

— Äàâàé, èëè ìàìà íå ó÷èëà, ÷òî ñî ñòàðøèìè ñïîðèòü íåëüçÿ? – óëûáàëñÿ Äÿäÿ Ñàøà, — ÷åðåç ïîë ÷àñà ïðèåäó.

Ìèíóò ÷åðåç ñîðîê âî äâîð ñíîâà âúåõàë òîò æå «Ëýíä Êðóçåð», çàñêî÷èë íà áîðäþð. Âûøåë äÿäÿ Ñàøà è ïðèíÿëñÿ âûãðóæàòü ÷åðåç áàãàæíèê êàêèå-òî äîñêè. Êèðèëë, óâèäåâ ýòî â îêíî, âûñêî÷èë èç äîìà è ïîäáåæàë ê íåìó.

— Ñïàñèáî áîëüøîå!

— Ïèëèòü-òî óìååøü? Åñòü ÷åì?

— Âîâà îáåùàë äàòü íîæîâêó, ó åãî îòöà åñòü.

— Ýõ, ïàöàí, âñå ïëàíû ìíå ñðûâàåøü, íî ÷åãî íå ñäåëàåøü äëÿ äîáðîãî äåëà, — óëûáíóëñÿ äÿäÿ Ñàøà, — æäè, ñåé÷àñ óäëèíèòåëü ñêèíó, ïîìîãó.

Ñïóñòÿ äâàäöàòü ìèíóò ðàáîòà ïîøëà. Äÿäÿ Ñàøà íàïèëèâàë ëîáçèêîì äîñêè íóæíîãî ðàçìåðà, à Êèðèëë ïðèáèâàë èõ. Ãâîçäè ïëîõî çàáèâàëèñü, èíîãäà ãíóëèñü, ïðèõîäèëîñü äîñòàâàòü èõ è íà÷èíàòü âñå çàíîâî. Äÿäÿ Ñàøà òîëüêî âîð÷àë:

— Äðåâåñèíó ñûðóþ ïîäñóíóëè… Íó, ÿ èì óñòðîþ…

 ïðîöåññå ñîâìåñòíîé ðàáîòû, ðàçãîâîðèëèñü. Äÿäÿ Ñàøà ìíîãî ðàññïðàøèâàë î òîì, ãäå ðàíüøå æèëè, êàê ó÷èòñÿ, ÷åì óâëåêàåòñÿ Êèðèëë. Ïðî ñåáÿ ïðàêòè÷åñêè íè÷åãî íå ðàññêàçûâàë. Åñëè óòðîì îí êàçàëñÿ ãðîçíûì äÿäüêîé, ê êîòîðîìó Êèðèëë ïîíà÷àëó áîÿëñÿ ïîäõîäèòü, òî òåïåðü ìíîãî óëûáàëñÿ, øóòèë è íèêàêîé ãðîçíîñòè íå áûëî è â ïîìèíå. Íàîáîðîò, ýäàêèé äîáðûé áîãàòûðü èç ðóññêèõ ñêàçîê. Ðåäêèå ïðîõîæèå óäèâëåííî ñìîòðåëè íà ñòðàííóþ êîìïàíèþ è øëè äàëüøå. Íèêòî ê íèì íå ïîäõîäèë, íè÷åãî íå ñïðàøèâàë.

Ñïóñòÿ äâà ÷àñà ðàáîòà áûëà ñäåëàíà. Äÿäÿ Ñàøà ïðîñèë îáîæäàòü íåìíîãî è, ñîáðàâ èíñòðóìåíò, óøåë äîìîé. Ñïóñòÿ äåñÿòü ìèíóò ïîÿâèëñÿ ñ áàíêîé ëàêà è ïàðîé êèñòî÷åê.

— Çàïîìèíàé, Êèðþõ, åñëè äåðåâî ëàêîì íå ïîêðîåøü – óæå îñåíüþ ñãíèåò. – Ïðîäîëæàÿ óëûáàòüñÿ ðàññêàçûâàë äÿäÿ Ñàøà, — ìíå íà äà÷å ñàóíó ëà÷èëè, âîò è ïðèãîäèòñÿ îñòàòîê.

— ß çíàþ, ÷òî ëà÷èòü íàäî. Îòåö ðàññêàçûâàë.

— Íó, âîò è äàâàé ïîêðûâàòü, äàáû òðóäû íàñìàðêó íå ïîøëè. Òû ëåâóþ ëàâêó íà÷èíàé, à ÿ ñòîë. Òîëüêî àêêóðàòíåé, íå âëÿïàéñÿ. Ïîòîì îäåæäó íå îòìîåì.

— Íàäî áóäåò çàïèñêó íàïèñàòü, ÷òîá ïîòîì íå ñåë êòî íåíàðîêîì.

Èç ïîäúåçäà âûøåë Âîâà. Ïîñìîòðåë èçäàëåêà íà íèõ óäèâëåííûì âçãëÿäîì è óøåë â äðóãóþ ñòîðîíó. Ñïóñòÿ íåñêîëüêî ìèíóò, ñòàëè ñëûøíû ãîëîñà ìàëü÷èøåê, èãðàþùèõ â ôóòáîë.

Çàêîí÷èëè. Äîâîëüíî îñìîòðåëè ôðîíò ïðîäåëàííîé ðàáîòû, ïîñëå ÷åãî äÿäÿ Ñàøà ñêàçàë:

— Íó, ÷òî, Êèðþõ, òåïåðü äîâîëåí?

— Êîíå÷íî. Ñïàñèáî áîëüøîå, äÿäü Ñàø. – è ïðîòÿíóë äâåñòè ðóáëåé.

— Ýòî ÷òî?

— Äåíüãè, êîòîðûå âû ìíå çà ìîéêó ìàøèíû äàëè. Âû è òàê ïîòðàòèëèñü.

— Îñòàâü ñåáå, — â ãîëîñ ðàññìåÿëñÿ äÿäÿ Ñàøà, — çàñëóæèë, øîêîëàäêó êóïèøü èëè åùå ÷åãî.

Ïîòîì áóäòî çàäóìàëñÿ íà ñåêóíäó, ïîñåðüåçíåë è ñêàçàë:

— Ýòî òåáå, Êèðþõ, ñïàñèáî. Áîëüøîå ñïàñèáî.

— ß òàê íå ìîãó, äÿäü Ñàø, çàáåðèòå äåíüãè.

— Ñïîðèòü ñî ñòàðøèìè îïÿòü íàäóìàë? – ñíîâà óëûáíóëñÿ äÿäÿ Ñàøà, — ëàäíî, áûâàé, ïîáåãó ÿ ïåðåîäåâàòüñÿ è ïî äåëàì äàëüøå ïîåäó, çàäåðæàëñÿ òóò ñ òîáîé.

Êèðèëë ïîäíÿëñÿ äîìîé, âûðâàë èç áëîêíîòà íåñêîëüêî ëèñòêîâ, âçÿë ìàðêåð è ñïóñòèëñÿ âíèç. Âîçëå ñòîëèêà ñòîÿëà Þëÿ.

— Ýòî òû âñå ñäåëàë?

— Íåò, Þëü, ìíå äÿäÿ Ñàøà ïîìîã.

— Êòî? – óäèâëåííî ñïðîñèëà Þëÿ.

— Äÿäÿ Ñàøà. Âëàäåëåö òîãî ÷åðíîãî äæèïà.

— À ÿ òóò òåáå äåíåã ïðèíåñëà, ñêèíóòüñÿ. Õîðîøåå äåëî òû âñå-òàêè ïðèäóìàë.

— Þëü, ÿ ó äåâî÷êè äåíåã íå âçÿë áû. Äà è óæå íå íàäî, äÿäÿ Ñàøà ñàì âñå êóïèë.

— Íå âçÿë áû îí… Íó, è äóðàê. ß îò ÷èñòîãî ñåðäöà. – íàäóëà ãóáû Þëÿ.

Êèðèëë óëûáíóëñÿ. Íà÷àë ïèñàòü çàïèñêó, Þëÿ ïîñìîòðåëà èç-çà ïëå÷à è ñêàçàëà:

— Òåáå ñ òàêèì ïî÷åðêîì òîëüêî íà âðà÷à èäòè ó÷èòüñÿ, äàâàé ñàìà íàïèøó, ÷òî òû òàì õîòåë?

Ñîñòàâèëè çàïèñêè è ïîâåñèëè àêêóðàòíî ñî âñåõ ñòîðîí, ÷òîá íèêòî ñëó÷àéíî íå âëÿïàëñÿ.

— Ýé, ùåãëû, ÷òî ýòî âû òàì äåëàåòå? – ðàçäàëñÿ ãîëîñ çà ñïèíîé.

Ê íèì ïîäîøåë âûñîêèé ïàðåíü ëåò âîñåìíàäöàòè, â ÷åðíîì ñïîðòèâíîì êîñòþìå ñ êîðîòêîé ñòðèæêîé. Þëÿ íåïðîèçâîëüíî ñäåëàëà íåñêîëüêî øàãîâ íàçàä è, áóäòî, ñæàëàñü.

— Ñòîëèê ñ ëàâêàìè îòðåìîíòèðîâàëè è ïðîëà÷èëè. Ñåé÷àñ çàïèñêè êëååì, ÷òîá íèêòî íå âëÿïàëñÿ, – Êèðèëë ñäåëàë øàã âïåðåä, êàê-áû ïðèêðûâàÿ Þëþ

— Òû ÷òî ëè îòðåìîíòèðîâàë?

— Íó, ÿ.

— Íå íó, ÿ, à ïðîñòî ÿ! – ïàðåíü îñìîòðåë ðåçóëüòàòû òðóäîâ è ïðîäîëæèë, — Ìîëîäåö, ïàöàí. Ìíå íðàâèòñÿ. Êîãäà òåñò-äðàéâ ìîæíî áóäåò ïðîâåñòè?

— Ê çàâòðàøíåìó äíþ âûñîõíåò.

— Íó, îê.

Ïàðåíü ñïëþíóë è ïîøåë âäîëü äîìà êóäà-òî äàëüøå.

Âå÷åðîì ìàìà ïîïðîñèëà Êèðèëëà êóïèòü õëåáà. Îí âûøåë íà óëèöó, âîçëå ïîäúåçäà âñòðåòèë Âîâó.

— Ïðèâåò! Ñìîòðþ, ïëàí ñðàáîòàë, òàì óæå ñòàðøàêè ÷èëÿò.

— Íó, è ïóñòü.

— Òû ãóëÿòü?

— Íåò, â ìàãàçèí.

— Ïîéäåì, ñ òîáîé ïðîãóëÿþñü, âñå ðàâíî äåëàòü íå÷åãî.

Îíè ïîøëè â ñòîðîíó ìàãàçèíà. Âîêðóã ñòîëèêîâ ñèäåëè ðåáÿòà è äåâ÷îíêè, ëåò âîñåìíàäöàòè-äâàäöàòè. Îäèí ñ ãèòàðîé, ÷òî-òî áðåí÷àë, ïûòàÿñü åå íàñòðîèòü, îñòàëüíûå íà ëàâêàõ è íà êîðòî÷êàõ, êîìó ìåñòà íå õâàòèëî.

Âîâà ïî äîðîãå ðàññêàçûâàë, êàê ïîèãðàëè äíåì â ôóòáîë. Áîëåå ñòàðøèå ðåáÿòà ïîâåðèëè â íåãî, ñòàëè ÷àùå äàâàòü ïàñû. Îí çàáèë íåñêîëüêî ãîëîâ, à âñå áëàãîäàðÿ Êèðèëëó, âåäü ðàíüøå åìó ìÿ÷ ïàñîâàëè ðåäêî. Ïîäõîäÿ ê âçðîñëîé êîìïàíèè, Âîâà ñìîëê è íåìíîãî óñêîðèë øàã, ïûòàÿñü ïðîéòè ìèìî íèõ ïîáûñòðåå.

— Ýé, øïàíà, íó-êà, ïîäü ñþäû! – ïîçâàë ãîëîñ èç ýòîé êîìïàíèè.

Âîâà ïðèòîðìîçèë, íå çíàÿ, êàê ïîñòóïèòü, à Êèðèëë, êàê íè â ÷åì íå áûâàëî, ïîøåë ê íèì.

— Ýòî âû ñåãîäíÿ òóò øêîëó ðåìîíòà óñòðîèëè?

— ß! – ñïîêîéíî îòâåòèë Êèðèëë.

— Äà îí, îí, — ðàçäàëñÿ ãîëîñ ñ äðóãîãî êðàÿ ñòîëà, — ñ íèì åùå Þëüêà áûëà èç âòîðîãî ïîäúåçäà.

Êèðèëë ïðèñìîòðåëñÿ, — òàì ñèäåë ïàðåíü, ÷òî ïðîõîäèë ìèìî íèõ äíåì.

Âîâà ñäåëàë íåñêîëüêî øàãîâ â ñòîðîíó êîìïàíèè. Ñ îäíîé ñòîðîíû, îí èõ, îòêðîâåííî, áîÿëñÿ, ñ äðóãîé, îñòàâëÿòü ñ íèìè Êèðèëëà îäíîãî è óéòè, òîæå ñ÷èòàë íåïðàâèëüíûì.

— Ïàðíè, ïîäâèíüòåñü, ïóñòü ïðîðàá ïðèñÿäåò, çàñëóæèë. – ïðåäëîæèë òîò æå ïàðåíü. Âèäÿ îïàñëèâîñòü ïàðåíüêà, ïðîäîëæèë – äà íå ññû, íå îáèäèì.

— Äà ÿ è íå áîþñü, ïðîñòî â ìàãàçèí ñïåøó.

— Íèêóäà íå äåíåòñÿ îò òåáÿ òâîé ìàãàçèí çà ïÿòü ìèíóò.

— Ðåáÿò, ìîæíî âàñ ïîïðîñèòü? – îáðàòèëñÿ ê íèì Êèðèëë

— Ôèãà — ñå, ñìåëûé êàêîé, íó, ïîïðîáóé. – ðàññìåÿëèñü ðåáÿòà.

Âîâà ñòîÿë íè æèâ, íè ìåðòâ. Çà÷åì Êèðèëë ñåë ê íèì? Îò íèõ íè÷åãî õîðîøåãî æäàòü íå ñòîèò. È ê íåìó ïîäîéòè áîÿëñÿ, è ïðîñòî óéòè íå ñ÷èòàë ïðàâèëüíûì. À Êèðèëë ïðîäîëæèë:

— ß ïîä ñòîëîì ïëàñòèêîâîå âåäðî îñòàâèë, êàê äîìîé ðàñõîäèòüñÿ áóäåòå, ñêèíüòå, ïîæàëóéñòà ìóñîð òóäà.

Êîìïàíèÿ ñìîëêëà. Âîâà, óñëûøàâ òàêîå, áóêâàëüíî, îáìåð. Âíåçàïíî âñå äðóæíî íà÷àëè õîõîòàòü. Êòî-òî îò õîõîòà óðîíèë ãîëîâó íà ñòîë. Èñòåðèÿ äëèëàñü íåñêîëüêî ìèíóò. Ïîòîì îäèí ïàðåíü, íàêîíåö ñìîã ïðîèçíåñòè, ñêâîçü ñìåõ:

— Òî åñòü ìû, ïî-òâîåìó, ñâèíüè?

— Íåò. – ×óòü äðîæàùèì ãîëîñîì ñêàçàë Êèðèëë.

— Òîãäà ÷òî çà íàìåêè?

— Ìîëîäíÿê ñîâñåì ñòðàõ ïîòåðÿë? – ðàçäàëñÿ åùå îäèí ãîëîñ, ïðîäîëæàÿ ñìåÿòüñÿ.

Êèðèëë ìîë÷àë. Ó íåãî çà ñïèíîé âîçíèêëà òåíü Âîâû. Êèðèëë, ïîíà÷àëó, èñïóãàëñÿ, íî îáåðíóâøèñü è óâèäåâ äðóãà, ÷óòü óñïîêîèëñÿ. Êàçàëîñü, ÷òî äàæå â íàñòóïàþùèõ ñóìåðêàõ, áûëî âèäíî, êàê áëåäåí Âîâà. Åãî óæå ïðàêòè÷åñêè êîëîòèëî. Íî ãäå-òî âíóòðè, îí ïîíèìàë, ÷òî íàäî ïîääåðæàòü Êèðèëëà.

— Ëàäíî òåáå, ìàëîé, íå äðåéôü. Ìîëîäåö. Ñàì ðåøèë íàì ðåìîíò ñäåëàòü, èëè íàïðÿã êòî?

— Ñàì.

— Íó, ïèâîì íå óãîùàþ, ìàë åùå, åñòü àðàõèñ è ñåìêè, áóäåøü?

— Íåò, ñïàñèáî.

— Äà ÷òî òû ñêóêîæèëñÿ âåñü? Êîðî÷å, âåäðî âèäåëè. Óæå óãîðàëè íà ýòó òåìó. Çà ñîáîé óáåðåìñÿ, ìû íå ñâèíüè. Õî÷åøü, ìîæåøü ñ íàìè ïîñèäåòü.

— Ñïàñèáî, íî ìíå èäòè íàäî.

— Íó, òîãäà îò÷àëèâàé, íå çàäåðæèâàåì. Åñëè íàäóìàåøü – ïðèõîäè.

— Ñïàñèáî.

Êèðèëë ñîñêî÷èë ñ ëàâêè è ïîøåë â ñòîðîíó ìàãàçèíà âìåñòå ñ Âîâîé. Ñòàðøàêè