Влияние театрализованной игры на развитие ребенка

Марина Петровская
Влияние театрализованной игры на развитие личностных компетенций ребёнка-дошкольника

Влияние театрализованной игры на развитие

личностных компетенций ребёнка-дошкольника

Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности и, прежде всего, в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимодействия с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.

В современном понимании игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, предметах науки и культуры. В дошкольный период она является основным видом деятельности ребёнка и оказывает большое влияние на его психическое развитие (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, Д. Б. Эльконин и др.). В понятие «игра» объединены самые разнообразные проявления активности ребёнка, которые различаются прежде всего характером и направленностью, — это игры дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные, музыкальные и др.

Сюжетно-ролевая игра имеет большое значение для возникновения у детей игры особого рода, театрализованной. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику). Такие игры являются переходными, в них присутствуют элементы драматизации, но текст используется здесь более свободно, чем в театрализованной игре. Детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей.

Именно сюжетно-ролевая игра является своеобразным плацдармом, на котором получает своё развитие театрализованная игра.

Оба вида игры развиваются параллельно, но сюжетно-ролевая игра достигает своего пика у детей 5-6 лет, а театрализованная – у детей 6-7 лет.

Таким образом, театрализованная игра, как один из видов игровой деятельности, оказывает существенное влияние на ход развития личности ребёнка. Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального, коммуникативного, художественно-эстетического воспитания, развития музыкальных и творческих способностей.

В условиях современного мира многие утверждают, что сейчас в детском саду дети стали меньше играть, особенно в театрализованные игры. Игры сворачиваются и не достигают развитой формы, что отрицательно отражается на психологическом и личностном развитии детей. Необходимо влияние взрослых на развитие театрализованных игр, но для этого надо адекватно, педагогически грамотно воздействовать, понимать её специфику, иметь представление о её развивающем значении.

Готовность к театрализованной деятельности ребёнка определяется как система знаний и умений, обеспечивающих возможность совместной деятельности по созданию условий для проведения действия и комфортность. Педагогическое сопровождение направлено на сохранение самостоятельности игры и пробуждение игрового творчества, желания совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги и элементы предметно-игровой среды. Педагоги должны пробудить у детей способность к импровизации, насыщению сюжетов оригинальными событиями, сочетающими реальные и фантастические элементы.

В современном мире дети страдают от неустойчивого внимания, испытывают трудности при ориентировке в пространстве. У них недостаточно развита познавательная деятельность, наблюдается нарушение грамматического строя речи, незрелость эмоционально-волевой сферы. Поэтому особую роль в повышении умственной активности, совершенствовании речевых навыков, развитии психических процессов, повышении эмоциональной активности принадлежит театрализованным играм.

Театрализованная деятельность выполняет познавательную, развивающую, воспитательную функцию. Дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни героев, животных, растений. Тематика игр должна быть разнообразной.

«Театрализованная игра» — «театральность» — «театр» — этот ряд однокоренных слов указывает на родство театрализованных игр с театром. Значение и специфика театрального искусства и его произведений заключается в одномоментности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, живого воздействия художественного образа на личность. Эстетическое восприятие, в том числе восприятие театра, не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности. Ребёнку-дошкольнику доступна внутренняя активность содействия, сопереживания, способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах.

Это позволяет использовать театрализованную игру в нравственном воспитании детей.

Несмотря на большое сходство театрализованной игры со сценическим представлением, она существенно от него отличается: не требует обязательного присутствия зрителя, участия профессиональных актёров и профессиональной игры. В игре бывает иногда достаточно внешнего подражания, тогда как в театральном представлении и обряде необходимо профессиональное преображение, вхождение в образ, исключение собственной индивидуальности.

Театрализованная игра – деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает её привлекательной для детей. Она приносит ребёнку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Этот говорит о широком развивающем потенциале. В педагогической литературе нет однозначного её определения. Имеются определения сходные, приближенные или синонимичные по значению театрализованным играм, например, игры-драматизации и режиссёрские игры.

Читайте также:  Влияние факторов среды на развитие нервной системы ребенка

К режиссёрским играм относятся настольный театр игрушек и картинок., стендовые игры (стенд-книжка, теневой театр, театр на фланелеграфе). При показе театра картинок, театра игрушек воспитатель не только произносит авторский текст и реплики всех действующих лиц, но и является прямым посредником между детьми и персонажами. Когда воспитатель выберет сюжет, эпизод из детской книги или сам сочинит сценку, ему надо подобрать игрушки или картинки. Одновременно с подбором игрушек или картинок проходит работа над текстом. Перед показом воспитатель кладёт игрушки или картинки возле себя так, чтобы они не были видны детям. При появлении новых игрушек или картинок надо дать детям возможность их рассмотреть. В театре петрушек всё мастерство воспитателя направляется на управление куклами; через куклу, её поведение, действие, разговор осуществляется и контакт с детьми. Куклы-петрушки отличаются от обыкновенных кукол, которыми играют дети, тем, что у них нет туловища. Его заменяет рубашка-перчатка, которая одевается на руку. Голова у петрушки полая, шея кончается отверстием, в которое вставлена патронка для пальца. Чтобы кукла-петрушка ожила, начала действовать, надо надеть её на руку. Театр на фланелеграфе рассматривает возможности показа кукольных спектаклей дошкольниками старших групп. Эта форма работы очень интересна, полезна и заслуживает всяческой поддержки со стороны взрослых. Такие показы глубже развивают у детей художественные способности, учат их понимать и переживать содержание литературных произведений.

Под понятием «режиссёрские игры» подразумеваются самостоятельные игры с различными мелкими предметами (не обязательно куклами, которыми ребёнок манипулирует как режиссёр: сам создаёт сюжет, сценарий. Именно эта самостоятельность в придумывании сюжета считается особенно важной для дальнейшего формирования игровых действий и воображения.

Игры-драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковые куклы и куклы би-ба-бо, и соответствует определению: «Драматизировать — значит разыгрывать в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нём эпизодов, и передавая характеры персонажей».

Игра-драматизация и режиссёрская игра многими исследователями рассматриваются как игры, входящие в структуру сюжетно-ролевой игры. Для театрализованной игры важным является разграничение понятий «роль» и «игровой образ». Понятие «роль» подразумевает изображение человека или животного, для которых характерны типичные проявления, а для человека – ещё и вид деятельности. Исполнение роли не исключает творчества. Так, в режиссёрской игре ребёнок одновременно «актёр» и «режиссёр».

Театрализованная игра – один из самых эффективных способов воздействия на ребёнка. В процессе театрализованной игры:

— расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;- -развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;

— стимулируются мыслительные операции, происходит развитие различных анализаторов;

— активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, выразительность;

— совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;

— развивается чувство коллективизма, уважительное отношение, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;

— стимулируется творческой, поисковой активности, самостоятельности;

— участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Они радуют, смешат, пользуются любовью. Дети видят окружающий мир через образы, звуки, краски, радуются и огорчаются вместе с персонажами, плачут над бедой любимых героев, готовы помочь им в преодолении трудностей.

Тематика и содержание игр имеет нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении. Это развивает чувство дружбы, отзывчивости, доброты, честности, смелости. Непроизвольно дети подражают, отождествляют себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы оказывать влияние на формирование личности ребёнка. Самостоятельно разыгрывая какие-либо роли, дети приобретают опыт нравственного поведения.

Особенно важны нравственные уроки сказок-игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры. Полезно использовать любые моменты в жизни группы для упражнений в различном интонировании слов (радостно, удивлённо, грустно, тихо, громко, быстро и т. д.). Так у детей развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи.

В театрализованной игре дети имитируют движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения, в свою очередь, повышают активность рече-двигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения. От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются, входят в образ, овладевают средствами выразительности

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть ребёнку робость, связанную с трудностями общения, неуверенность в себе.

Игра в жизни детей – наиболее доступный и интересный способ переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций. Это импровизация, оживление героев, предметов и звуков. Дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, создаётся атмосфера творчества, развиваются музыкальные способности.

Читайте также:  Развитие института по правам ребенка

Т. о., театрализованные игры оказывают большое влияние на формирование личности ребёнка: углубляется интерес к окружающему миру, образам, приобретается опыт самовыражения.

Педагог должен создавать условия для развития творческой активности в театрализованной деятельности, приобщать детей к театральной культуре, обеспечивать взаимосвязь с другими видами деятельности.

Занимаясь с детьми театрализованными играми, вы сделаете жизнь ваших воспитанников интересной и содержательной, наполните её яркими впечатлениями и творчеством. А самое главное – навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.

Источник

Надежда Варламова
Влияние театрализованной игры на развитие детей дошкольного возраста

Театр – это волшебный мир, который учит ребенка видеть прекрасное в жизни, в людях. Театрализованные игры воспитывают художественный вкус, развивают творческий потенциал, формируют интерес к театральному искусству.

Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику).

Известно, что многие дети страдают от неустойчивого внимания, испытывают трудности при ориентировке в пространстве, у них недостаточно развита познавательная деятельность, наблюдается нарушение грамматического строя речи, недостаточность фонетико-фонематического восприятия, незрелость эмоционально-волевой сферы.

Дети проявляют в игре робость, скованность, быструю утомляемость. Детям с повышенной возбудимостью не хватает сосредоточенности, внимания.

Опыт работы показывает, особая роль в повышении умственной активности, совершенствовании речевых навыков, развитии психических процессов, повышении эмоциональной активности принадлежит театрализованным играм.

Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности соблюдаю ряд условий:

1. Приобщаю детей к театральному искусству, начиная с просмотров спектаклей в исполнении взрослых. Чередование просмотров спектаклей кукольного и драматического театров позволяют детям осваивать законы жанра. Накопленные впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей, постижении азов перевоплощения. Осваивая способы действий, ребенок начинает все более свободно чувствовать себя в творческой игре.

2. Осознанно выбираю художественное произведение. Вначале выразительно читаю произведение, затем провожу беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Чем меньше ребенок, тем определеннее, акцентированнее чтение, направленное на артистичность, искренность и неподдельность чувств, являющихся для детей образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям.

3. Использую иллюстрации сказочных персонажей, которые играют огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала, характеризующие эмоциональное состояние персонажей. Например, в сказке «Заячья избушка» задаю вопросы «Что с ним? Почему он плачет?» и т. д.

4. Предоставляю детям возможность самовыражаться в своем творчестве (в сочинениях, разыгрывании, оформлении своих авторских сюжетов). Например, сказки сочиненные детьми «33 лампочки», «Фарфоровый цветок», «Волшебная бабочка».

5. Организую совместную работу с родителями, предлагая разные формы: досуги «В гостях у сказки», тематические вечера «Любимые сказки», «Театральные встречи», беседы «Правила поведения в театре», консультации «Как смотреть спектакль», «Сказка в жизни ребенка», сочинения сказок, историй и их разыгрывание, совместное изготовление атрибутов, костюмов.

Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста включают стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а так же время от времени возникающую потребность в уединении. Поэтому в группе оборудован уголок сказки, «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один и «прорепетировать» какую-либо роль перед зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрации и т. д.

Театрализованная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию.

Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной, например, «Один день из жизни волшебников», «Если бы я был бабочкой, то…».

Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма.

В данных играх развивается творческая активность детей. Им становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют, как сказочные герои, например, «Смелый, как Буратино», «Отважный, как Чиполлино».

В театрализованной деятельности дети имитируют движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность речедвигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения.

От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются, входят в образ, овладевают средствами выразительности. Дети начинают чувствовать ответственность за успех игры.

Читайте также:  Олеся жукова уникальная методика развития ребенка

Таким образом, театрализованная игра — один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!

Источник

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи; интеллектуального, коммуникативного, художественно-эстетического воспитания, развития музыкальных и творческих способностей.

В условиях современного мира многие утверждают, что сейчас в детском саду дети стали меньше играть, особенно в театрализованные игры. Игры сворачиваются и не достигают развитой формы, что отрицательно отражается на психологическом и личностном развитии детей. Для избегания этого необходимо влияние взрослых на развитие театрализованных игр, но для этого надо адекватно, педагогически грамотно воздействовать, понимать ее специфику, иметь представление о ее развивающем значении.

Готовность к театрализованной деятельности ребенка определяется как система знаний и умений, обеспечивающих возможность совместной деятельности по созданию условий для проведения действия и комфортность. Педагогическое сопровождение направлено на сохранение самостоятельности игры и пробуждение игрового творчества, желания совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги и элементы предметно-игровой среды. Педагоги должны пробудить у детей способность к импровизации, насыщению сюжетов оригинальными событиями, сочетающими реальные и фантастические элементы.

Почвой для развития театрализованной игры является сюжетно-ролевая. Особенность сюжетно-ролевой игры в том, что дети со временем не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями. Детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей.

В современном мире дети страдают от неустойчивого внимания, испытывают трудности при ориентировке в пространстве, у них недостаточно развита познавательная деятельность, наблюдается нарушение грамматического строя речи, незрелость эмоционально-волевой сферы. Поэтому особую роль в повышении умственной активности, совершенствовании речевых навыков, развитии психических процессов, повышении эмоциональной активности принадлежит театрализованным играм.

Театрализованная деятельность выполняет познавательную, развивающую и воспитательную функцию. Дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни героев, животных, растений. Тематика игр должна быть разнообразной.

Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии общительности и дружелюбия. Также развивается творческая активность, так как в играх не только говорят, но и действуют сказочные герои.

В театрализованной игре имитируются движения персонажей, совершенствуется координация детей, вырабатывается чувство ритма, повышается активность рече-двигательного анализатора. Дети начинают чувствовать ответственность за успех игры.

Театрализованная игра – один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя! Расширяются и углубляются знания об окружающем мире, развиваются память, мышление, восприятие и воображение; активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи и выразительность. Также совершенствуется моторика, координация, развиваются поведенческие навыки, стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности. А самое главное – игры доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.

Они радуют, смешат, пользуются любовью. Дети видят окружающий мир через образы, звуки, краски, радуются и огорчаются вместе с персонажами, плачут над бедой любимых героев, готовы помочь им в преодолении трудностей.

Тематика и содержание игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении. Это развивает чувство дружбы, отзывчивости, доброты, честности, смелости. Непроизвольно дети подражают, отождествляют себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы оказывать влияние на формирование личности ребенка. Самостоятельно разыгрывая какие-либо роли дети приобретают опыт нравственного поведения.

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи – от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных представлений до физического совершенствования. Умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Эстетическое влияние игр может быть более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному, что создает в свою очередь настроение, эмоциональный подъем, повышает жизненный тонус детей.

Игра в жизни детей – наиболее доступный и интересный способ переработки и выражение впечатлений, знаний и эмоций. Это импровизация, оживление героев, предметов и звуков. Дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, создают атмосферу творчества, развиваются музыкальные способности.

Театрализованные игры как нельзя лучше влияют на формирование личности ребенка: углубляется интерес к окружающему миру, образам, приобретается опыт самовыражения.

Используемая литература:

  1. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду» — М., 2003 г.
  2. Акулова О. «Театрализованная игра» // Дошкольное воспитание – 2005 – №4.
  3. Маханова М. «Театральная деятельность дошкольников» // Дошкольное воспитание – 1999 – №4.

Источник