Влияние субкультуры на развитие ребенка

Влияние субкультуры на развитие ребенка thumbnail

Краткое описание документа:

Немаловажное значение в процессе социализации личности подростка играют субкультуры. В современном обществе очень велико их разнообразие, актуальность и мода.

Родители не всегда способны контролировать своих детей и, чаще всего, даже не знают об их интересах, проблемах и возможностях. Поэтому большую часть своего свободного времени современные подростки проводят на улице, где свои законы и предпочтения. Там же они могут попасть в какую-либо субкультуру, не все они безопасны, но и не все так плохо влияют на человека, как принято считать.

Большинство людей судят о субкультуре по внешнему виду и поведению некоторых представителей, не учитывая при этом возможность влияния каких-либо факторов и личностных качеств данного представителя. Проявление яркой индивидуальности, особенно во внешнем виде, редко оценивают положительно, чаще таких людей осуждают за то, что они «не такие как все».

Хотелось бы сказать об актуальности исследований, связанных с проблемами молодежи, а конкретно подростков. Исследования в этой области социологии и психологии необходимы для разрешения того кризиса, который переживает сегодня Россия. Только тщательные и систематические исследования в области развития социальной работы с молодежью могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе конфликта поколений. Необходимо понять суть молодежных исканий, отрешиться от безусловного осуждения того, что несет с собой молодежная культура, дифференцированно подходить к явлениям жизни современной молодежи.

Также необходимо понять, что молодому человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, узнать, на что он способен, утвердиться в обществе.

Подтверждением этому может служить следующая цитата Эриксона: «Молодой человек должен, как акробат на трапеции, одним мощным движением опустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен сделать это за очень короткий промежуток времени, полагаясь на надежность тех, кого он должен опустить, и тех, кто его примет на противоположной стороне».

Изучение субкультур — относительно новое, но активно развивающееся направление в отечественных гуманитарных науках. За последние два десятка лет по этой тематике наиболее многочисленными являются исследования молодежной субкультуры, раскрывающие социально-философские (С.И. Левикова), эстетические (Э.А. Раманаускайте), социологические (Д.В. Петров), лингвокультурологические (М.А. Солодова), социально-управленческие (Г.М. Иващенко), социально-психологические (Л.В. Шабанов) аспекты данного феномена. Изучены также отдельные разновидности молодежных субкультур (И.И. Клявина, Б.В. Куприянов, А.Е. Подобин, С.В. Родионов, Т.Б. Щепанская), процессы их становления (И.Э. Петрова), взаимодействие молодежных субкультур с социальными институтами (А.А. Артюх, С.А. Воронина) и формами общественного сознания (Ю.А. Сошин), региональные характеристики субкультурной дифференциации молодежи (М.В. Блохина).

Оригинальную концепцию индивидуальной педагогической помощи создал А.В. Мудрик. В ней определены сущность, типы задач, условия эффективности помощи. Сторонники данного подхода (Б.В. Куприянов, О.В. Миновская, М.В. Шакурова) разработали соответствующую методику. Взаимодействие субъектов социального воспитания с представителями юношеской субкультуры раскрывается в научной литературе на основе положений о психолого-педагогической помощи детям с девиантным поведением (М.А. Ковальчук, И.В. Кузнецова, М.И. Рожков).

Источник

Автор: admin

16.03.2017 13:34

Молодежная субкультура рождается и существует в связи с определенными потребностями молодых людей социализироваться и при этом активно заявить о себе. Принято считать, что молодые по сути своей во многом слывут нигилистами, оппозиционерами по отношению к традиционно-консервативным ценностям и процессам. Им тесно в рамках тех жизненных норм и правил, которые исповедовали их отцы и деды. Часто молодежи свойственна категоричность суждений, максимализм, неприятие советов, их тяготит подчинение существующим моделям общественного развития, они негативно относятся ко всему нормативно-регламентированному, для них характерны динамичность, открытость миру, ранимость, повышенная эмоциональная реакция, оптимизм, романтические устремления, идеализация новизны.

Существует ряд функций, которые выполняет молодежная субкультура в обществе. С одной стороны она выступает своего рода социальным двигателем и инструментом социализации молодежи, выполняя при этом образовательную и воспитательную функции. С другой – выполняет функции, среди которых основными, на наш взгляд, являются:

  • творческая (помощь молодому человеку в самореализации);

  • инструментальная (улучшение своего имиджа среди сверстников),

  • компенсаторная (компенсация отсутствия личной независимости).

Молодежь, организованная в общность в результате единения вокруг какой-либо идеи, достаточно часто проявляется склонность к созданию новой эстетической реальности. Она естественным образом, по-своему осмысливает и эстетические качества мира, наполняя новым смыслом старые понятия, такие, как красота, художественный вкус, эстетический идеал. В молодежной субкультуре нередко происходит слияние границ между игрой и деятельностью.

Читайте также:  Диагностика развития ребенка трех лет

Под влиянием включенности в субкультуру происходит развития творческих способностей. Подросток, вдохновленный песней, сам начинает писать музыку, стихи, заниматься спортом или задумываться о своем месте на земле, искать смысл жизни. И даже если ребенок творит на любительском уровне, все равно умение мыслить креативно и добиваться хоть небольших, но успехов, пригодится в будущем. Такой творческий процесс положительно влияет на самооценку подростков, помогает развитию коммуникативных навыков. Подросток учится не просто создавать рисунки или рассказы, но начинает относиться к жизни, как к творчеству, находить в каждом дне что-то интересное.

Результатами реализации инструментальной функции являются: улучшение своего имиджа среди сверстников, общение с единомышленниками, какие-либо совместные проекты или же банальное времяпровождение. Многим подросткам новые увлечения добавляют друзей ‒ и вместе они совершают новые открытия. В классе их начинают уважать, и даже появляется стимул учиться. Сначала, просто чтобы доказать окружающим: и мы, неформалы, кое на что способны. А потом желание учиться и совершенствоваться может закрепиться и остаться на всю жизнь.

Компенсаторная функция заключается в том, что в семье, школе или в вузе личность ощутила себя замкнутой, ограниченной рамками обязательств и социальных ожиданий от родителей и педагогов. Участие в неформальных группах компенсирует отсутствие личной независимости. У поклонников музыки, спорта появляется желание общаться друг с другом, вести переписку, встречаться и дружить. Возможно, такие знакомства продлятся не очень долго, но это будет хорошим опытом общения, пусть даже временами поверхностным и конфликтным. Субкультура учит ответственности ‒ за себя и за младших друзей-неформалов. Подобные беседы старших с младшими неформалы ведут в интернете: на форумах и дневниках.

Взрослеющий ребенок иногда выбирает себе в кумиры человека с качествами, которых нет у него самого: сильного, уверенного, общительного, тем самым компенсируя свои «слабые места». И постепенно сам становится смелее, активнее, увереннее в себе. Однако, не все субкультуры одинаково позитивно влияют на развитие и социализацию молодежи. Влияние субкультуры связано с трансляцией определенного привлекательного для молодежи субкультурного образа, присвоение только внешней формы подменяет зачастую ценностное самоопределение подростка.

Вовлеченность в определенную субкультуру может приводить к ряду конфликтов, таких как: конфликт в семье, конфликт с учебным заведением и конфликт с обществом в целом. Эмоциональная привлекательность иного, отличного от насаждаемого взрослыми стиля жизни нередко снижает значимость целенаправленной деятельности (учеба, хобби), способствует размыванию жизненных перспектив. Предпосылками к таким обстоятельствам является академическая неуспешность в школе. Данная проблема возникает также в связи с отсутствием у подростка опыта самопонимания и самоопределения.

Субкультуры помогают подросткам реализовать свои желания и потребности. Например, на фоне их агрессии существует потребность в общении, которую можно удовлетворить только среди так называемых «своих». Тех, кто не принадлежит этой группе, молодежь воспринимает настороженно. Этим свойством субкультуры поддерживают подростковую отчужденность.

Когда подросток принимает систему ценностей, существующую а данной субкультуре, измененяется и его взгляд на мир в целом. Таким образом, определив себя как члена какой–либо социальной группы, подросток закладывает данную идентификацию в схему самосознания, с одной стороны, а с другой стороны, начинает приводить себя в «соответствие с группой». Ведь принадлежность к группе требует от человека соблюдения ее норм и правил, т. е. стереотипного группового поведения. Глубокая и длительная включенность в неформальное движение подразумевает интериоризацию системы ценностей, изменение мировосприятия, что определяет трудности в последующем возвращении в социум.

Конкретный набор ценностных ориентаций различен в каждой из неформальных групп.

Эмо-культура пропагандирует самодеструктивное и суицидальное поведение. И хотя суицидальные признаки и разговоры являются демонстративными, однако импульсивных, склонных к спонтанным поступкам тинейджеров такие игры могут травмировать и даже подтолкнуть к суициду.

В настоящее время большинство скинхедов придерживаются жестких расистских взглядов, часто зацикливаясь на фашизме и национализме.

Сатанисты являются опасными для общества, так как их религия поддерживает жертвоприношения и насилие над другими людьми.

Футбольные фанаты нередко несут огромную беду – массовые беспорядки, погромы, зачастую влекущие за собой смерти и даже убийства.

Читайте также:  Занятие с умственно отсталым ребенком по развитию речи

Таким образом, можно сказать, что у каждой субкультуры есть своя идеология, но не всегда она бывает положительной. Включенность в молодежные субкультуры может приводить к ряду конфликтов, а также являться причинами саморазрушающего поведения и аддиктивного образа жизни. Отношение подростков к молодежной субкультуре обуславливается как самой субкультурой, так и социальной атмосферой вокруг подростка, его личностными характеристиками.

Источник

Мария Назарова
Доклад «Особенности проявления субкультуры детей дошкольного возраста»

Слайд 2.

Детская субкультура представляет собой автономную социокультурную реальность, которая обладает своим собственным языком, структурой, функциями и проявляется в детском фольклоре, играх, художественном творчестве, традициях, коллекционировании.

Благодаря детской субкультуре ребенок обретает свою сущность, конструирует свой собственный мир. Дразнилки и обзывалки, высмеивающие ябедничество, плаксивость, жадность, т. е. выполняющие воспитательную функцию, помогают ребенку отстаивать себя при нападках сверстников в форме словесной самозащиты, тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание.

Тексты детского фольклора передаются от старших детей к младшим для регуляции взаимоотношений в их референтных группах.

Мы все с детства помним слова:

Дождик, дождик, пуще дадим тебе гущи…

Или Божья коровка, Полетай на небко Там твои детки…

Как отмечают В. В. Абраменкова, М. В. Осорина этот неповторимый мир исчезает и уходит в прошлое, и его изучение и сохранение определило актуальность выбранной темы.

В качестве одной из основных причин потери этого мира учеными отмечается доступность детям разнообразных гаджетов, загруженность детей. Родители, стремясь дать ребёнку как можно лучшее образование, занимают его день настолько, что у него не остаётся свободного времени. Учёные и обеспокоены и проблемой с пространством, в котором существует детская субкультура. Проведенные исследования показывают, что, несмотря на то что в городах имеются детские площадки, но той дворовой культуры, которая формировала детскую субкультуру, нет. Телевизионный или компьютерный мир находится на первом месте, он всё больше подменяет для ребёнка игру, активную продуктивную деятельность, общение с близкими взрослыми.

Цель исследования: изучить особенности субкультуры детей дошкольного возраста.

Теоретические основы исследования: В. В. Абраменкова о понятии детской субкультуры в социальной психологии детства, В. Т. Кудрявцев о природе детской субкультуры, М. В. Осорина о стратагемах детской субкультуры, Н. Иванова об особенностях и значении детской субкультуры и др.

Теоретическая значимость исследования заключается в изучении теоретических основ субкультуры детей дошкольного возраста.

Объект исследования, предмет исследования, задачи и методы исследования представлены на слайде.

Слайд 3.

В первом параграфе на основе исследований И. С. Кона, М. Мида, Е. В. Гончаровой, А. В. Мудрика, А. А. Скороходова мы изучили понятие субкультуры, её признаки и компоненты.

Развиваясь как личность, человек формирует и раскрывает свою собственную природу, присваивает и созидает предметы и культуры, обретает круг значимых других существ, проявляет себя перед самим собой. Однако процесс вхождения в культуру обусловлен и возрастными особенностями, и позицией личности в социуме, и т. д. Эти особенности в педагогических и психологических исследованиях И. С. Кон и М. Мид объединяются в понятие «субкультура». Понятие вы видите на слайде.

Мы сравнили подходы Гончаровой и Абраменковой к компонентам субкультуры.

Слайд 4.

Е. В. Гончарова считает, что наиболее важным компонентом является наличие духовной и социальной свободы. Только при этом условии может сформироваться свободная личность со своими взглядами, мнениями и ценностями.

Следующий компонент – это самопознание и саморазвитие. Это помогает ребенку и взрослому чувствовать себя личностью, быть уверенным, постоянно расширять границы своей духовной культуры, стремясь к общению с миром людей, миром культуры, миром природы, но при этом ощущать свою индивидуальность, неповторимость, свою ценность и необходимость. Только через общение человек приобретает социальный опыт, который так важен для субкультуры. Поэтому следующим компонентом является коммуникативная культура.

Наиболее сложным компонентом субкультуры является гармония человека с самим собой, с окружающим миром. Благодаря познанию других, человек познает себя, сопоставляя себя с другими, развивает в себе новые, необходимые ему качества личности.

Слайд 5.

По мнению В. В. Абраменковой содержание детской субкультурысоставляют такие компоненты как:

• традиционные народные игры (хороводы, подвижные игры);

• детский фольклор (считалки, дразнилки, заклички, сказки, страшилки, загадки);

Читайте также:  Речь и развитие ребенка художественная

• детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки);

• детское философствование (вопросы типа «почему», рассуждения о жизни и смерти и пр.);

• эстетические представления детей (составление веночков, букетов, рисунки и лепка, «секреты»);

• детский правовой кодекс (знаки собственности, взыскание долгов, мены, право старшинства и опекунское право в разновозрастных группах, право на использование грибного/ягодного места и пр.);

• детская магия и мифотворчество («колдовство» против везучего, призывание сил природы для исполнения желания, фантастические истории — небылицы);

• детское словотворчество (этимология, языковые перевертыши, неологизмы);

• наделение прозвищами сверстников и взрослых; религиозные представления (детские молитвы, обряды).

Таким образом, Гончарова основное внимание обращает на внутреннее содержание субкультуры, а Абраменкова на ее внешнее проявление.

Слайд 6.

А. В. Мудрик выделил следующие признаки субкультуры, которые вы видите на слайде.

Посредством детской субкультуры удовлетворяются важнейшие потребности ребенка в изоляции от взрослых, в близости с другими людьми за пределами семьи, в самостоятельности и участии в социальных изменениях. В детской субкультуре формируется целостный жизненный опыт ребенка, осуществляется его культурное развитие.

7 слайд.

Во втором параграфе мы рассмотрели детскую субкультуру как механизм социализации детей дошкольного возраста.

Многие авторы рассматривают детскую субкультуру как универсальный механизм социализации ребёнка, так как именно она максимально способствует естественному включению ребёнка в систему социальных связей и отношений, в ходе которого он познаёт мир сверстников, взрослых и имеет возможность транслировать окружающим свой собственный внутренний мир, а также удовлетворять потребность в самостоятельности и активности. Понятие социализации на слайде.

Абраменкова сформулировала функции детской субкультуры, как института социализации детей дошкольного возраста.

Слайд 8.

Смысл детской субкультуры для ребенка заключается в том, что она предоставляет ему особое психологическое пространство, благодаря которому ребенок приобретает «социальную компетентность в группе равных», это значит, что основная функция детской субкультуры — социализирующая, и основным агентом социализации выступает группа сверстников. Остальные функции вы видите на слайде.

Итак, благодаря детской субкультуре, из поколения в поколение передаются специфические способы организации деятельности детей, нормы и ценности мировосприятия, взаимоотношений со сверстниками. Ребёнок имеет возможность обрести свою сущность, констатировать свой собственный мир. Нами раскрыты особенности детской субкультуры, выявлены её основные компоненты. Все эти компоненты играют важную роль в процессе социализации детей.

Слайд 9.

В последнем параграфе мы изучили ППО по изучаемой проблеме. Оленева Елена обобщила опыт работы по теме «Использование коллекционирования как содержания детской субкультуры в развитии творческой инициативы дошкольников»

С коллекционирования начинается приобщение к миру маленьких тайн и открытий. Автор отмечает, что стремление к коллекционированию можно рассматривать как проявление поисковой активности. Коллекционирование — занятие долговременное, поэтому требует таких личностных черт как целеустремленность, обстоятельность в работе, строгость и четкость в отборе материала. Коллекционирование активизирует интеллект и креативность, заставляет постоянно думать классифицировать и систематизировать, приобретать новые знания. С детского интереса к коллекционированию начинался путь в большую науку многих выдающихся исследователей.

Итак, изучив опыт Оленевой Елены, мы пришли к выводу, что коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. Восприятие предметов коллекции тесно связано с чувствами и эмоциями детей. Предметы коллекции придают своеобразие игровому, речевому, художественному творчеству (персонажи дают идею, образы, сюжет активизируют имеющиеся знания, придает направленность творческим интересам).

В работах И. А. Бурлаковой, Е. Е. Клопотовой, Т. В. Коптевой описаны возможности использования дворовых игр для формирования разновозрастного сообщества детей. Цель проекта «Возрождение традиций дворовых игр» — повышение мотивации и интереса к общению через такую игру. Это предполагает участие в проекте людей разного возраста: дошкольники и младшие школьники, подростки и родители, педагоги и люди пожилого возраста, которые могут поделиться воспоминаниями, научить играть и с удовольствием посмотреть, как играют их дети и внуки. Следующие опыты, которые мы изучили, представлены на слайде.

Слайд 10.

В заключении хотелось бы вспомнить слова Антуана де Сент-Экзюпери «Все мы родом из детства», и от того каким будет детство у наших воспитанников, счастливым, полным впечатлений или разочарований,какие события сохранит их память: «секретики», игра в классики, «резиночку» зависит от взрослых.

Источник