Цель развитие творческих способностей ребенка

Наталья Мишукова
Развитие творческих способностей детей в ДОУ в соответствии ФГОС

Развитие творческих способностей детей в ДОУ в соответствии ФГОС ДО.

Именно творческая деятельность человека делает его существом,

обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.

Л. С. Выготский

В современном мире одной из главных ценностей является формирование творческого, свободно мыслящего, обладающего высокой культурой человека. И это развитие должно начинаться уже в первые дни жизни ребенка. Для того чтобы у детей сформировалась целостная картина мира, необходимо эту картину создавать постепенно, начиная с детского сада. «Кругозор его ограничен, и в расширении этого кругозора и состоит развитие ребенка», — писал П. П. Блонский.

Именно в дошкольный период детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Творческие особенности личности начинают проявлять себя уже в раннем возрасте. Необходимо не упустить этот период времени и как можно раньше способствовать их развитию, а также создать необходимые условия. На сегодняшний день все дошкольные учебные заведения переходят на новый стандарт дошкольного образования (ФГОС ДОУ). Стандарт для ДОУ — это требование нового закона об образовании, в котором дошкольное образование признано уровнем общего образования. Одной из главных задач ФГОС является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала. Это достигается использованием индивидуального подхода к детям, который должен пронизывать всю образовательную и воспитательную среду дошкольного образовательного учреждения. В общении, на занятиях, в играх – ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность.

В психолого-педагогической и научно-методической литературе достаточно подробно рассматриваются вопросы, связанные с определение, структурой, условиями и методами развития творческого потенциала детей в различные возрастные периоды. Понятие творческих способностей, включает в себя несколько составляющих, на развитие которых педагогу необходимо обращать свое пристальное внимание уже в дошкольном возрасте. Среди них: необходимость в открытиях; активность; умение изобретать и открывать; инициативность; фантазия; креативность; свобода воображения; интуиция; применение на практике своих знаний и умений; творческое мышление.

Творческие способности ребёнка в дошкольном детстве проявляются прежде всего в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. В дошкольном детстве ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Каждый период, относящийся к дошкольному детству, характеризуется своими особенностями в развитии творческого потенциала малышей.

1–2 года. Считается, что в это время происходит становление характера и самостоятельности ребенка, выражающееся в желании действовать по собственной воле («я сам», впервые отмечается инициативность в общении и играх. На практике, в этом возрасте чаще всего проявляются музыкальные способности. Дети реагируют на музыку и начинают ритмично двигаться, другие любят находиться в центре внимания. Задача воспитателя — увидеть это и развивать способности детей по их интересам и природным задаткам.

3–4 года. Психологи отмечают, что возраст трех лет является самым важным для становления ребенка как личности, половина всех качеств, присущих взрослому, формируются у ребенка к этому возрасту. Отмечается пик творческой активности малышей, поэтому необходимо уделять как можно больше времени индивидуальным занятиям, особое внимание обращая на выбор упражнений и игр, направленных на развитие творческих способностей в той деятельности, в которой они проявляются у данного конкретного ребенка.

5–6 лет. К этому возрасту ребенок обладает уже достаточно большим словарным запасом, интенсивно развивается логическое мышление (умение анализировать и обобщать, воображение, память, фантазия. Это определяет необходимость включения в занятия и игры заданий творческого характера, что способствует подготовке дошкольника к обучению в школе.

7–8 лет. Младший школьный возраст является сенситивным периодом развития не только логического мышления, но и всех психических процессов. Это является одним из необходимых условий для развития интеллекта и творческой деятельности — изобразительной, театральной, музыкальной. И хотя доминировать будет какая-то одна, к которой у ребёнка имеются природные задатки, в каждой области он должен уметь себя проявлять.

Поскольку большую часть времени ребенок проводит в детском саду, образовательная среда дошкольного учреждения должна быть организована таким образом, чтобы создавать благоприятные условия для формирования творческих способностей дошкольников. Детей включают во все многообразие художественной деятельности: они поют, лепят, танцуют, рисуют.

Перечислим методы развития творческих способностей, используемых на занятиях в детском саду или дома родителями.

1. Окружающий мир (обсуждение с ребенком того, что происходит вокруг нас, что он видел по дороге в детский сад, дома, куда ходили на выходных). Необходимо поговорить с ребенком о животных и растениях, предметах окружающих нас, а также об элементарных процессах, происходящих вокруг нас в природе. Такие задания дают возможность проявлению необходимости в открытиях. активности, фантазии.

2. Развивающие игры (настольные игры, мозаика, конструкторы). Способствуют развитию воображения (в том числе пространственного) и творческого мышления, умения применять на практике своих знания.

3. Рисование. Зачастую именно в изобразительной деятельности раскрываются творческие способности, поэтому необходимо, чтобы у ребенка всегда в свободном доступе были карандаши, краски, кисточки, фломастеры и бумага для рисования. Рисование способствует развитию воображения, инициативности, фантазии.

4. Лепка. Лепка развивает мелкую моторику пальцев рук, творческие способности детей, фантазию, пространственное воображение. Занятия по лепке начинаются с самого простого, со временем дети начинают лепить более сложные фигуры. Для занятий необходимо иметь яркий, мягкий пластилин, тесто для лепки, глину.

5. Чтение. Некоторые считают, что книга утратила свой статус, на смену ей пришли телевидение, компьютеры, телефоны и интернет технологии. Однако это ошибочно. Читать книги нужно как можно больше и чаще, причём не менее получаса в сутки, как утверждают специалисты. Книги должны подбираться соответственно возрасту ребенка и его интересам. После прочтения книги необходимо проанализировать текст, обсудить содержание книги с ребенком. Это способствует развитию логического мышления, фантазии. Включение дошкольников в театрализованные игры по содержанию прочитанного развивает их творческие способности.

Читайте также:  Жирафенок все для развития ребенка математика

6. Музыка. С самого младенческого возраста, мама, укачивая своего кроху, поет колыбельную, в более старшем возрасте дает слушать детские песни и классическую музыку — это развивает не только музыкальный слух, но и память, и образное мышление.

Для развития способностей ребенка, взрослым необходимо помнить, что для него значимо мнение взрослых, поэтому стимулируйте его на действие, не забывайте хвалить, давайте волю детской фантазии.

Таким образом, развитие творческих способностей дошкольников возможно при организации различных видов деятельности. Основная задача детского сада — создать такую развивающую среду в которой каждый ребенок мог проявить свои способности, раскрыть творческий потенциал.

Источник

Развитие творческих способностей у детей.

Что такое творческие способности?

Все культурные ценности, накопленные человечеством — результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле? Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность».

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит так: творческие способности — это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания, из компонентов творческого потенциала человека, составляют следующие способности.

1. Способность рисковать.

2. Дивергентное мышление.

3. Гибкость в мышлении и действиях.

4. Скорость мышления.

 5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

 6. Богатое воображение.

7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

8. Высокие эстетические ценности.

 9. Развитая интуиция.

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

1. Развитие воображения.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

Как и с какого возраста развивать творческий потенциал ребенка?

Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии. Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и «дозревает» впервые годы жизни.

Именно с накопления опыта начинается всякое воображение. Но как передать ребенку этот опыт заранее? Часто бывает так, что родители беседуют с ребенком, что-то рассказывают ему, а потом жалуются, что у него, как говорится, в одно ухо влетело, а из другого вылетело. Это происходит в том случае, если у малыша нет интереса к тому, о чём ему рассказывают, нет интереса к знаниям вообще, то есть когда отсутствуют познавательные интересы. Вообще познавательные интересы ребенка дошкольника очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда, зависит от взрослых, окружающих ребенка, прежде всего от его родителей. Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях. В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:

1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.

2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности. Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов

Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность. Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-нибудь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним любимую книгу, кассету. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности.

Взрослые должны помочь ребенку научиться, не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения. С этой целью родители могут организовать ролевую игру и в ходе этой игры влиять на выполнение ребенком всей цепочки игровых действий. Можно, так же, устроить коллективное сочинение сказки: каждый из играющих говорит по несколько предложений, а участвующий в игре взрослый может направить развитие сюжета, помочь детям завершить задуманное. Хорошо завести специальную папку или альбом, куда помещались бы наиболее удачные рисунки, сказки, сочиненные ребенком. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных произведений.

Огромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее, включать в игру творческие элементы.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

Читайте также:  Доклад коррекция познавательного развития ребенка

1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.

3.Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до «потолка » своих возможностей.

 4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.

5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Говоря о проблеме творческих способностей детей, хотелось бы подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях, как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи.

Игровые задания

        Данные задания представляют собой отдельные упражнения, этюды, способствующие развитию фантазии, воображения и художественного творчества.

1.Расскажи о своей игрушке. Покажи, как она двигается, говорит.

2.Представь, что ты стал домиком, диваном и прочим предметом. Расскажи о нем от его имени.

3.Представь, что ты на машине времени попал в будущее (прошлое). Что ты видишь?

4.С помощью любимого музыкального инструмента изобрази, как двигаются мишка, зайчик, птичка.

5.Изобрази медведя (лису, зайца и пр.) геометрической фигурой какого-либо цвета. (Например, медведь – коричневый квадрат, прямоугольник, овал).

6.Отгадай звуки (льется вода, рвется бумага, хрустит откусываемое яблоко и пр.).

7.Отгадай запах (духи, лекарство, растительное масло, лимон, кефир и пр.). Изобрази запах цветом.

8.Определи на ощупь вид материала (ткань, дерево, металл, стекло).

9. Придумай конец сказки или рассказа.

10. Расскажи о чуде, невероятном происшествии, случившимся с тобой.

11.Сочини стихотворение о  своем любимом существе, растении, игрушке, придумай к нему мелодию, спой,

12.Убеди нас, что это вовсе не чайник (не стул, не шкаф, не веник и пр.).

ПОМНИТЕ!

·        Любите ребенка

·        Радуйтесь его присутствию

·        Принимайте его таким, каков он есть

·        Не подрывайте его уверенность в себе 

·        Не отказывайте ему в своем доверии

·        Дайте ему повод любить вас

·        Помогите ребенку накопить собственный жизненный опыт

·        Идите с ним по жизни, при этом не тащите его за руку за собой, а подталкивайте вперед, готовясь вовремя отпустить от себя.

Источник

Любовь Томинова
Развитие творческих способностей ребёнка

Цель: способствовать формированию представлений у родителей о развитии творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи: проанализировать возрастные особенности детей 4-5 летнего дошкольного возраста, обуславливающие развитие творческих способностей, повысить педагогическую компетентность родителей по вопросу развития у детей творческих способностей.

Ход мероприятия

I. Организационный этап

1. Оповещение родителей о теме и цели родительского собрания, о ходе проведения и регламенте.

2. Ознакомление родителей с присутствующими на собрании гостями: психолог дошкольного учреждения, преподаватель изобразительного искусства.

II. Вступительное слово

Сегодняшняя действительность предъявляет высокие требования к темпу и уровню жизни. Естественно, что родители, кому небезразлична судьба своих детей, стараются уже в раннем возрасте обеспечить детей необходимыми условиями для того, чтобы выросшие дети смогли достичь желаемого. Однако кто может сказать, какие именно качества потребуются ребенку в будущем? И что окажется важнее: успешное освоение школьной программы или возможность самореализации в каком-либо виде творчества? Мало кто из родителей задумывается над этим, большинство родителей считает, что именно они лучше всех других могут знать, каким должен вырасти их ребенок. То, что при этом не только не учитываются интересы самого ребенка, но зачастую и просто игнорируются, родители в лучшем случае не замечают.

Родители, являясь самыми главными людьми в жизни своих детей, напрямую способствуют формированию черт характера, качеств личности, способностей. Дети, реагируя на прямые и требования и ожидания родителей, стараются быть как можно лучше, удовлетворяя эти требования.

III. Ознакомление родителей с терминологией.

«Воображение — это свойство человеческого разума, позволяющее нам как воспроизводить образы предметов и явлений, которые мы прежде ощущали, так и конструировать для себя отрезки реальности, которые мы никогда и никак не воспринимали».

Воображение — это важнейшая высшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека, в том числе и взрослого. Нельзя не согласиться с Альбертом Эйнштейном, считавшим, что воображение важнее, чем знание. Самый благоприятный период для развития воображения — это именно дошкольный возраст. Вместе с тем долгое время обучение детей строилось на основе действия ребенка по образцу, воспроизведения модели, предлагаемой взрослым. При таком подходе творческая сила воображения уже к 8 годам угасает, и развитие творческого потенциала ребенка бывает очень затруднено. Поэтому взрослые должны научиться ценить в дошкольнике не способность делать по указанию или образцу то, что предлагает взрослый, а придумывать свои собственные планы.

• действия опредмечивания, когда ребенок на основе детали может создать целостный образ предмета действительности;

• действия «детализации», когда созданный в воображении образ они могут заполнить различными деталями;

• действия «включения», когда видимый предмет станов лишь частью созданного их воображением образа.

Ребенок четвертого и пятого года жизни не только самозабвенно рисует, но и играет. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.

Доминирует в эти годы сюжетно-ролевая игра. Она же, по нашему мнению, в этом возрасте и есть воображение в действии. Возрастные особенности воображения детей 4—5 лет состоят в том, что основой его, тем самым пусковым механизмом, является прошлый опыт ребенка. Накопление опыта, его осмысление и расширение опять таки связаны с развитием сюжетно-ролевой игры. Поэтому основное внимание взрослых должно быть уделено сюжетно-ролевой игре.

Читайте также:  Развитие концентрации у ребенка 9 лет

Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка уже в дошкольном возрасте. Учеными замечено, что отцы оказывают большее влияние на творческие способности девочек, и матери — на творчество мальчиков. Исследователи считают, что Iкогда отцы проявляют больше «женских» свойств, а матери — большинство «мужского», то их дети противоположного пола более развиты и творческом плане. Но родители, стремящиеся развить в ребенке творческие способности, должны дать место творчеству и в собственной жизни.

Восприятие новых идей и радость собственных достижений дает ребенку прямой и убедительный пример. Родителям стоит учитывать результаты медицинских и психологических исследований, позволяющих выявить в ребенке наибольшую развитость левого полушария мозга, отвечающую за рационально-логические процессы, и правого, отвечающего за интуицию. Ученые доказали, что необходимо понимать творчество комплексно, то есть понимать, что процесс творчества зависит от знаний и навыков, которыми «руководит» левое полушарие мозга.

Воспитатель предлагает родителям воспользоваться рекомендациями, разработанными психологом Дэвидом Льюисом.

На основании изучения опыта семей, где имеются одаренные дети, Дэвид Льюис составил список утверждений, которые показывают удачный подход к стимулированию позитивного умственного развития детей.

Родителям обычных детей, желающим видеть своего ребенка личностью, желающим воспитать в ребенке любовь к творчеству, к созданию новых идей и решений, нужно ознакомиться с этим списком и выбрать для себя основные, отражающие собственное отношение к процессу творчества ребенка рекомендации.

IV. Рекомендации:

1. Я отвечаю на все вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно.

2. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.

3. Я поставил стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.

4. Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате, если это связано с творческим занятием и работа не закончена.

5. Я предоставил ребенку комнату или часть комнаты для занятий.

6. Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он а не за его достижения.

7. Я поручаю ребенку посильные заботы.

8. Я помогаю ребенку строить его собственные планы, принимать решения.

9. Я беру ребенка в поездки по интересным местам.

10. Я помогаю ребенку улучшить результат его работы.

11. Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми из разных социальных и культурных слоев.

12. Я устанавливаю разумный поведенческий стандарт и слежу чтобы ребенок ему следовал.

13. Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других.

14. Я никогда не наказываю ребенка унижением.

15. Я снабжаю ребенка книгами и материалами для его любимых занятий.

16. Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.

17. Я регулярно читаю ребенку.

18. Я приучаю ребенка к чтению с малых лет.

19. Я побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать.

20. Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям ребенка.

21. Я нахожу время каждый день, чтобы побыть с ребенком наедине.

22. Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейных дел и путешествий.

23. Я никогда не дразню ребенка за ошибки.

24. Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы и песни,

25. Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.

26. Я разрабатываю практические эксперименты, чтобы помочь ребенку больше узнать.

27. Я позволяю ребенку играть со всяким хламом.

28. Я побуждаю ребенка находить проблемы и затем решать их.

29. В занятиях ребенка я нахожу что-то достойное похвалы.

30. Я не-хвалю его беспрестанно и неискренне.

31. Я честен в оценке своих чувств к ребенку.

32. Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.

33. Я даю ребенку возможность действительно принимать решения.

34. Я помогаю ребенку быть личностью.

35. Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы.

36. Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря: «Я этого тоже не умею».

37. Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.

38. Я верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему.

39. Я предпочитаю, чтобы основную часть работы, за которую взялся ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если я не уверен в позитивном конечном итоге.

Воспитатель (отвечает на вопросы родителей по рекомендациям).

Дэвид Льюис считает, что родителям полезно познакомиться с этими утверждениями и предполагает, что если родители согласны с 20% из предложенных утверждений, то над остальными стоит еще подумать. Но если родителей устраивают полностью или хотя бы на 90% эти утверждения, то им следует несколько охладить воспитательный пыл и предоставить большую свободу как себе, так и ребенку.

Последние десятилетия привнесли ряд существенных изменений как в жизнь людей в целом, так и в развитие детей в частности.

Увеличился поток информации, появилась необходимость постоянно обновлять знания, жизненный опыт. Опыт же старших поколений перестает быть определяющим фактором в социализации формирующейся личности. Успешность адаптации личности к постоянно изменяющейся окружающей среде будет зависеть от того, как личность может адекватно оценивать свои возможности и как может само изменяться в соответствии с возникающими обстоятельствами.

Поэтому очень важно, чтобы у ребенка вырабатывался внутренний стимул к движению вперед.

Родителям дается домашнее задание: предлагается проверить свой творческий потенциал, используя тест «Каков Ваш творческий потенциал

V. Принятие решения собрания.

Примерное решение родительского собрания

1. Помочь детям определить направления своего развития и записаться в учреждения дополнительного образования.

2. Организовать в группе мероприятия, способствующие развитию творческого потенциала детей и родителей. Это могут быть творческие проекты, тематические недели, организация конкурсов (чтецов, художников и т. п.).

3. Поддерживать инициативу детей к творчеству в детском саду и дома.

Источник