Влияние сенсорного развития на развитие ребенка

Влияние сенсорного развития на развитие ребенка thumbnail

Как влияет сенсорное развитие на детей дошкольного возраста

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли),а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева,А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Л. А.Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Вен-гер и др.)справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение —строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета(образца), его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точное дифференцирование речевых звуков — и зрительное восприятие начертания букв. Эти примеры легко можно было бы возвести в n-ную степень.

Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет.

  • На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
  • На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
  • Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.
  • Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
  • Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Источник

Полина Петрова
Консультация для родителей «Влияние сенсорного развития на речь дошкольников»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положений в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте детей трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплений представлений об окружающем мире.

Консультация для родителей «Влияние сенсорного развития на речь дошкольников»

Сенсорное развитие с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой стороны имеет самостоятельное значение. Так как полноценное восприятие необходимо и для умственного обучения ребенка в детском саду, школе и для многих видов труда.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия. Являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Опыт работы показывает, что важное значение для повышения качества воспитательно–образовательной работы в детских дошкольных учреждениях, подготовки детей к успешному обучению в школе имеет формирование у них познавательно — речевой деятельности, осуществление сенсорного воспитания как основы всестороннего развития ребёнка.

Влияние сенсорного развития на развитие ребенка

Сенсорное воспитание — целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) и пополнение новыми словами пассивного и активного словарного запаса детей. Сенсорные процессы непрерывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который ребёнок рассматривает, воздействует на его глаз; с помощью рук он ощущает его твердость или мягкость, шероховатость; с помощью языка и умения произносить звуки он может его называть и т. д; звуки, издаваемые каким-либо предметом, воспринимает ухо.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца, его структуры и строения.

Влияние сенсорного развития на развитие ребенка

Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точное дифференцирование речевых звуков — и зрительное восприятие начертания букв.

Читайте также:  Мбдоу центр развития ребенка муромцево

Для развития сенсорики мы с детьми играем, занимаемся по пособиям, которые изготовили самостоятельно. Такие пособия можно сделать и в домашних условиях.

Влияние сенсорного развития на развитие ребенка

Шнуровки

Влияние сенсорного развития на развитие ребенка

С какого дерева лист

Влияние сенсорного развития на развитие ребенка

д/и «Собери собачку»

Влияние сенсорного развития на развитие ребенкаВлияние сенсорного развития на развитие ребенкаВлияние сенсорного развития на развитие ребенка

Источник

Инна Березина
Тема: «Роль сенсорного развития на обогащение словарного запаса детей раннего возраста»

Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного развития ребенка в дошкольном учреждении, в школе и для многих видов труда

Опыт работы показывает, что важное значение для повышения качества воспитательно–образовательной работы в детских дошкольных учреждениях, подготовки детей к успешному обучению в школе имеет формирование у них познавательно — речевой деятельности, осуществление сенсорного воспитания как основы всестороннего развития ребёнка.

Сенсорное воспитание — целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) и пополнение новыми словами пассивного и активного словарного запаса детей. Сенсорные процессы непрерывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который ребёнок рассматривает, воздействует на его глаз; с помощью рук он ощущает его твердость или мягкость, шероховатость; с помощью языка и умения произносить звуки он может его называть и т. д; звуки, издаваемые каким-либо предметом, воспринимает ухо.

В настоящее время, с переходом на качественный уровень воспитания и развития детей, возникает необходимость разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов, а также целенаправленного развития речи, в обогащении пассивного и активного словарного запаса детей, что является актуальным в сенсорном развитии и обогащении словарного запаса.

Значение сенсорного развития состоит в том, что оно:

— является основой для интеллектуального развития;

— упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

развивает наблюдательность;

— готовит к реальной жизни;

— позитивно влияет на эстетическое чувство;

— является основой для развития воображения;

развивает внимание;

— даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

— обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

— обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

— влияет на расширение словарного запаса ребёнка;

— влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Сенсорное развитие служит основой для познания мира и является одной из важных сторон дошкольного развития.

Поэтому видными представителями дошкольной педагогики Я. Коменским, — Формирование представлений о внешних свойствах предметов и способность к подражанию действиям, словам и фразам (простым и более сложным) развивать восприятие ребёнка.

— Проявлять потребность к исследованию окружающего мира (хочу всё знать).

Именно поэтому, я решила построить содержание своей работы через – создание условий для сенсорного развития в обогащении словарного запаса детей раннего возраста с учетом возрастных особенностей и современных требований в воспитании и развитии детей.

Освоение образовательной области «Познание» происходит в форме совместной образовательной деятельности.

Реализация темы предполагает решение определённых задач:

— создать условия для интенсивного развития понимания речи на основе расширения круга предметов и явлений ближайшего окружения,

обогащение словарного, слухового, обонятельного, осязательного, тактильно-двигательного чувственного опыта детей на основе интеграции различных игр (речевых, настольных, подвижных и т. д.)

— формировать у родителей интерес к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ через посещение занятий, клуба общения для родителей «Ладушки», развлечений.

Занятия разрабатывала с учётом принципов:

• Принцип взаимосвязи, обучения и развития.

• Принцип индивидуального подхода.

• Принцип интеграции, основанный на разнообразных видах детской деятельности.

Средства выполнения основных задач:

Развитие памяти и внимания через дидактические, сенсорные игры.

Развитие речи через пальчиковые игры, сказки, «оживлялочки» стихи с движениями.

Развитие коммуникативных качеств через игры-забавы и театральные постановки.

Развитие координации мелкой моторики через создание простейших картинок, сувениров и т. д.

Вначале ознакомилась со специальной литературой, составила план работы, разработала серию занятий, дидактических и сенсорных игр. Учитывая положение народной педагогики о том, что путь сказки – это ближайший путь к уму и сердцу каждого ребенка, я составила рубрику «Мудрые советы». В рубрику вошли сказки, потешки, стихи для самых маленьких.

Особое внимание при организации образовательного процесса уделяю комфортному состоянию ребенка в разнообразных играх, занятиях, упражнениях.

Через игру развиваются память, внимание и образное представление. Обогащается чувствительный опыт и умение фиксировать его в речи.

Значительное место в сенсорно-интегрированной деятельности раннего возраста занимает дидактическая игра.

В своей работе я уделяю большое внимание обогащению и накоплению сенсорного опыта детей через познавательно – речевые игры с дидактическим и нетрадиционным материалом. В подборке и оформлении дидактического материала опираюсь на литературу Марии Монтессори.

В познавательно – развивающей среде группы есть игрушки и игры сделанные руками воспитателей и родителей из нетрадиционного, бросового, природного материала. Для изготовлении использовали разные технологии. Оформлены игры для развития тактильных, двигательных ощущений «Просей крупу», игры с прищепками: «Ёжик», «Солнышко»; шнуровки «Узнай фигуру и её цвет», «Ягодка»; игра «Крупы ножками узнаем», игра «Определи на ощупь», «Узнай цвет геометрической фигуры».

Чтобы заинтересовать детей новизной предметов, я разрабатываю и провожу непосредственно образовательную деятельность в нетрадиционной форме:

• игра — путешествие

• экспериментальная — исследовательская

• познавательно – развивающая образовательная деятельность

Таким образом, правильно организованная непосредственно образовательная деятельность и подбор иллюстрированного демонстрационного материала, разнообразных игрушек, дидактических игр помогает ребёнку воспринимать качества и свойства предметов, отражать их в речевом сопровождении.

В результате моей работы словарь детей обогащается, такими частями речи, как:

• существительными,

• глаголами

• прилагательными

• наречиями

Работа по сенсорному воспитанию не имела бы таких положительных результатов без активного взаимодействия с родителями. Взаимодействие организую через различные формы:

• родительские собрания «Сенсорное воспитание: средства, формы, методы»; «Развитие сенсорных способностей детей посредством движений и речи»;

• встречи клуба «Ладушки» для родителей детей раннего возраста

• выставки литературы, игр, пособий по познавательно-практической деятельности;

• практические рекомендации «Игры с песком», «Игровые комплексы для детей раннего возраста», «Пальчиковые игры», «Формирование зрительно-двигательной координации», «Развитие творчества ребенка»;

Читайте также:  Физическое развитие ребенка в тюмени

• консультация «Влияние движений, речи на развитие сенсорного восприятия малышей».

Родители стали активными участниками педагогического процесса. Много пособий, дидактических игр мы изготовили только благодаря помощи наших родителей. Смастерив какую – либо игру, мамы сами проводили презентацию для детей, участвовали в игровой деятельности совместно с детьми. Брали дидактический материал домой.

Таким образом, внедряя разнообразные формы работы с родителями, установлен тесный контакт, вместе с ними мы добиваемся положительных результатов по развитию у детей умений, навыков, знаний по сенсорному и речевому развитию и воспитанию.

Развитие сенсорного восприятия в дошкольном возрасте влияет на мышление, речь, эстетические способности ребёнка. Ведь только тонко чувствующий, замечающий малейшие оттенки цветов ил звуков ребёнок способен по-настоящему насладиться красотой музыкального или художественного произведения, а в последствии и создать его самостоятельно.

Источник

Калинина Оксана
Консультация «Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста»

Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста (из опыта работы)

Воспитатель первой квалификационной категории Калинина Оксана Валерьевна МБДОУ «Детский сад «Ромашка», с. Еланцы

Период раннего возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Не случайно в истории психологии и педагогики проблема развития восприятия и сенсорных способностей привлекала внимание многих ученых, исследователей. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии Е. И. Тихеева, А. В. Запарожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и другие справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, являются одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод и т. п. Сенсорная культура обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. После проведения ряда наблюдений было выявлено, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Сенсорное развитие направлено на обучение более точно воспринимать предметы и их разнообразные свойства. С восприятия предметов и явлений начинается познание. Сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. Каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у малышей.

На этой основе выделяются следующие задачи:

Формирование у детей систем перцептивных действий

Формирование у детей систем сенсорных эталонов

Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности

Ориентировка в многообразном конкретном опыте требует обобщений, сведения многообразия к общим типичным явлениям, т. е. усвоения меры качеств – эталонов, выработанных человечеством.

Эталонная система для детей дошкольного возраста включает в себя:

Основные цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный, белый;

Пять форм; круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;

Три величины; большая, средняя, маленькая.

В сенсорном развитии, как и в умственном, физическом развитии определены требования программы.

Требования программы по сенсорному воспитанию с 1,6 до 2 лет:

ориентироваться в 3-4 цветах, некоторые называть, подбирать по образцу;

ориентироваться в трех и более контрастных величинах (собирать трехместную матрешку и другие вкладыши после показа);

собирать пирамидку по убыванию размера из четырех (пяти) колец контрастных величин;

соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске);

в рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии, называть то, что рисует.

Требования программы по сенсорному воспитанию детей с 2до 3 лет:

ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу

ориентироваться в трех и более контрастных величинах

собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины

соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске)

составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков

различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма)

ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник)

сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине

выделять формы предметов, обводя их по контуру то одной, то другой рукой

в рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии

В 2016-2017 году возраст детей в нашей группе был с полутора до двух лет. Наблюдая и играя с детьми, я изучила сенсорные способности малышей. Я выяснила, что лишь небольшая часть из них различает основные цвета и размеры, а форму пытались различать и различали единицы.

В работе я наметила следующие условия для выполнения задач:

использование дидактических игр,

создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной.

Читайте также:  Влияние билингвизма на психическое развитие ребенка

Работа проводилась поэтапно. Сначала учила детей различать величины и цвета, подбирая тождественные. Представления о цвете не связывала со словом. Развивала у ребят память, внимание, логическое мышление. Для этого предлагались дидактические игры: «Грибочки по местам», «Не ошибись», «Подбери по цвету», «Разноцветные поляны», «Собери бусы», «Цветная посуда», «Нарядим солнышко» и др. Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали умозаключения: «Такой же шарик. Такая же полочка. Грибочки одинаковые. Варежки разные» Конечно же, не все дети справлялись с поставленной задачей. Часть из них не могла правильно подобрать грибки, шарики, палочки по признаку цвета, величины. Я постоянно разнообразила дидактический материал. Использовала и игрысамоделки: «Воздушные шары», «Спрячь мышку», «Подбери чашки к блюдцам», лото «Цвет и форма» и др., которые вызывали у ребят интерес. Они увлеченно рассматривали материал, сопоставляли его, подбирали к эталону. Учитывая особенности восприятия детьми цвета, я использовала сначала красный и синий цвета, затем желтый и зеленый. Когда большая часть детей научилась различать четыре основных цвета, были введены для ознакомления белый и черный цвета. Я старалась также подобрать игрушки и предметы интенсивной окраски. Ребята научились простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета. Но все же часть детей оставалась равнодушной к абстрактному материалу, поэтому на следующий год пришлось использовать игры сюжетного содержания «Спрячь мышку» и «Нарядим матрёшку», цель которых – научить ребят обобщать предметы по сюжету и цвету. В игре «Наряди матрёшку, детям предлагались матрёшки белого цвета в разноцветных платочках, но без платьица к празднику. И ребятам предлагалось подарить матрёшкам платье того же цвета, что и платочек. В этой игре использовались и оттенки цветов. Но от детей не требовались названия цветов. Игры малышам понравились, они правильно подбирали тождественные цвета.

Важным условием для формирования сенсорных способностей, является организация предметной развивающей среды. Предметная среда – это система условий, обеспечивающих полноту развития детской деятельности. При отсутствии ПРС реализация любой деятельности не принесет успеха. Нужно подбирать предметы, которые дети могли бы обследовать и активно действовать с ними. Известно, что создать интерьер и предоставить детям материалы недостаточно. Среда должна способствовать развитию ребенка, ведь она раскрывает свои возможности благодаря игре. Таким образом, организовав необходимую среду, умело используя материалы в играх, мы сможем развивать сенсорные способности детей. Именно воспринимая предметы и действуя с ними, через свои ощущения и впечатления ребенок познает мир. Начинает все более точно оценивать их качества и свойства.

Для этой цели создан в группе сенсомоторный уголок «Развивайка». В этом уголке есть дидактический стол с дидактическими играми и игрушками (пирамидки, кубики, рамки, вкладыши). Это дидактические игры: «Подбери цвет», «Посади цветок», «Найди пуговкам домик», игры с прищепками, бусинками, игры-шнуровки. Этот уголок способствовал развитию всех психических процессов в соответствии с возрастными особенностями детей, развитию мелкой моторики, стимуляции двигательной и речевой активности, снятию психоэмоционального напряжения и комфортного самочувствия, создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка, повышения мотивации к самостоятельной деятельности. Сенсорные игры чрезвычайно важны в раннем возрасте, они фундамент умственного развития и речи

Наблюдая за сюжетно-ролевыми играми детей, я заметила особый интерес к уголку ряжения. Родители принесли платочки разного цвета, в которые с удовольствием наряжались девочки. Работу по цветовосприятию продолжила в сюжетно-ролевой игре «Дом». Кукле в зеленом платье нужно было налить чай в зеленую кружку и поставить кружку на тарелку такого же цвета, кукле в синем платье соответственно поставить синюю кружку и синюю тарелку и т. д. Я учила ребят узнавать цвет и по словесному объяснению. Используя тот же дидактический материал, предлагала детям найти предметы заданного цвета: «Подари желтый бантик. Возьми красный шарик. Надень синюю юбочку и т. д.»

Работа по восприятию цвета, величины и формы проводилась с учетом индивидуальных особенностей малышей. Ребятам, хорошо усваивающим программу, задания в дидактических играх усложнялись. Малышам, трудно усваивающим материал, предлагались задания в облегченном варианте.

Проводилась работа и с родителями с использованием различных форм и методов. Были проведены и оформлены консультации. Подробно рассказала родителям на родительском собрании о содержании работы по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков. Совместно с психологом провели мастер-класс «Пока мама на кухне», где в практической деятельности родители познакомились с играми по развитию мелкой моторики. Были предложены варианты игр, оборудования для развития моторики и речи малышей. Родители приняли активное участие в пополнении среды группы: приобрели новые игры, сшили красивое постельное белье, принесли аттрибуты для уголка ряжения, папы сделали бизиборд. Объясняла взрослым, как играть с детьми в эти игры, какие игрушки и дидактические игры можно приобрести для малышей, как оформить игровой уголок дома. Совместная и систематическая работа оказала положительное влияние на развитие сенсорных способностей малышей нашей группы.

В конце учебного года (2017-2018) вновь была проведена диагностика, которая проводилась по основным показателям, предложенным Е. Б. Волосовой в книге «Развитие ребенка раннего возраста». Проведенная диагностика показала большой скачок знаний и умений к концу учебного года по всем разделам программы сенсорного воспитания. Средний балл повысился по сравнению с прошлым годом и составил: 80% детей знают основные цвета, 75% детей знают оттенки (три цвета, 50% детей различают форму предметов, могут определить величину и назвать её(большой-средний-маленький, у 55% детей развиты простейшие конструкторские умения. Низкий показатель по знаниям геометрических фигур, зато дети хорошо различают объёмные фигуры — шар, куб и кирпичик (58%).

Организуя игры с детьми, следует учитывать следующую особенность: чем больше анализаторов (зрительный, тактильный, слуховой, двигательный, обонятельный) участвуют в восприятии, чем активнее ребенок, тем глубже впечатление и прочнее запоминание, следовательно, выше качественный аспект сенсорного воспитания, развития обучения.

На примере своей работы показала, что сплоченная работа педагога, родителей и детей дала возможность сформировать представления о сенсорных эталонах. Результаты её деятельности наглядно подтверждают целесообразность и результативность комплекса разработанных и применяемых дидактических игр, направлен на сенсорное воспитание и позволяют утверждать о наличии тесной взаимосвязи между игровой деятельностью дошкольников и развитием представлений о сенсорных эталонах цвета, форма и величины.

Источник