Влияние семьи и школы в развитии ребенка

Севрюкова Инна
Влияние семьи на развитие ребенка
Статья на тему:«Влияние семьи на развитие ребенка».
Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Семья – важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит взросление маленького человека: как физическое, так и духовное. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений, общение ребенка со взрослыми является основополагающим фактором психического развития и психического здоровья детей.
Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие. Лучше многих слов – личный пример. Приучая к ответственности, контролируйте свои действия, поведение и слова, ведь малыш обязательно все скопирует. Вы не сможете всегда рядом быть со своим ребенком, а вот объяснить, как действовать в той или иной ситуации, вполне возможно.
Любовь родителей — величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.
Так что же узнает ребенок в первые годы жизни?
Первое, что он узнает от родителей, кто он и какой он. Если его любят – значит, он хороший, желанный. Если нет — плохой. Если родители восхищаются красотой свой дочери, она будет знать, что красива, это будет даже не знание, а глубокая внутренняя убежденность, если они уверены, что их сын умный и добрый мальчик, то таким он и будет расти. Есть, правда, один нюанс, уверенность родителей должна быть искренней. И, конечно, нельзя не отметить, что верно и обратное, если родители считают ребенка недостаточно умным или расторопным, он и сам научится так к себе относиться.
Второе знание, которое идет из семьи — это базовое представление о мире. Мир может быть для ребенка враждебным, если таковым его видят родители, или наоборот доброжелательным и веселым. Если родители считают себя умнее всех, ребенок вырастет с той же верой. Если мама с папой боятся внешней среды и замкнуты только в своем небольшом мирке, ребенок будет уверен, что мир враждебен и опасен. И что самое удивительное: он раз за разом будет находить тому подтверждения, интерпретируя события и поведение людей, исходя именно из заложенной в детстве модели мира.
И третье, чему учит семья — это роли и отношениям. Что значит быть мужчиной – главой семьи? Как ведет себя настоящая женщина – хранительница очага в доме? Как ссориться и как мириться? На все эти вопрос вольно или невольно своим примером отвечают родители. Ведь первое время они и есть весь мир для ребенка.
Может показаться, что ответственность слишком велика, но тут важно отметить, что именно за счет этого передается и опыт поколений.
Любовь родителей- величайший и незаменимый источник духовного развития ребенка, эмоций, нравственных качеств, уверенности в себе и мажорного мироощущения. Она является источником отзывчивости, чуткости, заботливости, любви к людям.
Семья для ребенка— это место рождения и основная среда обитания. И только в семье познает ребенок тот образ жизни, который физически и духовно разовьет его.
Влияние семьи осуществляется и проявляется следующим образом:
Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенку при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования.
Дети учатся у родителей определенным способам поведения, усваивая определенные готовые модели поведения.
Родители являются источником необходимого жизненного опыта.
Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка.
Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье, развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.
Семья — это определенный морально- психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складывается представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. Ребенок в семье получает азы об окружающем мире. С близкими людьми он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…
Ребенку нужны оба родителя — любящие отец и мать. Отношения между супругами имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. Конфликтная, напряженная обстановка делают ребенка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Трения между родителями травмирующим образом влияют на малыша.
Патология супружеских отношений продуцирует широкий спектр аномалий, и притом весьма серьезных, как в психике, так и в поведении личности.
От того, кто окружает малыша, какие взаимоотношения царят в семье, зависит дальнейшая жизнь ребенка, то, каким он вырастет: жестким, эгоистичным или любящим, добрым человеком.
Семья, в которой вырос ребенок, дает образец для той семьи, которую он образует в будущем!
Гармония отцовства и материнства вводит ребенка во взрослый мир подготовленным. Авторитет и пример отца и матери являются главными факторами взросления, воспитания психически и духовно здоровой личности.
Часто молодые родители в своем стремлении как можно лучше и правильнее воспитать ребенка, забывают быть собой, и это моментально чувствует и ребенок, в его картине мира появляется еще один пункт: надо все время стараться быть не тем, кто ты есть. Поэтому я еще раз хочется отметить, что при воспитании ребенка очень важно быть собой, быть честным и искренним, ведь ребенок прекрасно отличает фальшь от истины. И тут нельзя не вспомнить прекрасную английскую пословицу, которая, на мой взгляд, наилучшим образом иллюстрирует именно этот период воспитания ребенка «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Ведь именно, глядя на вас, ребенок учится, каким ему быть. Именно вы, ваше поведение и ваше отношение к миру и людям станет для него образцом.
Семейное воспитание играет важную роль в развитии интеллектуальных способностей ребенка раннего дошкольного возраста. По мнению многих психологов, основы всех необходимых жизненных навыков закладываются именно в семье.
Несмотря на свою занятость и нехватку времени родители должны с очень большой ответственностью, заинтересованностью и желанием активно принимать участие в жизни ребёнка, начиная с раннего возраста.
Время, которое мы можем подарить детям, для них полезнее и дороже любой игрушки.
Севрюкова Инна Олеговна. Воспитатель.
Источник
Роль семьи и школы в формировании личности ребёнка.
Цель: сблизить родителей и детей, помочь им в понимании друг друга и познакомить родителей с тем, какую роль играют они и школа в формировании их личности.
Темой моего выступления является одна из важных проблем на сегодняшний день:
Как правильно воспитать ребенка? Какое влияние оказывают родители и школа на развитие ребенка? Какую роль в формировании их личности играет семья и школа?
Что нужно сделать для того, чтобы ребенку было хорошо дома и в школе? И начать я хочу с роли семьи.
Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот как правило, нарушение детско- родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.
Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет. Действует, делает открытия, учиться любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи ее членом ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребенок растет либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
Казалось бы, никто не вправе посягать на традиционную роль родителей в воспитании своих детей, в выборе форм и методов родительских воспитательных воздействий. Однако многочисленные факты того, что дети стали жертвами или оказались перед угрозой смерти от рук собственных родителей становятся последнее время обычными и не могут не вселять тревогу.
Важнейшая социальная функция семьи – воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка.
Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка – потребности в социальном контакте, базового доверия к миру и привязанности в младенчестве. Формирование предметно- орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном , сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте; создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте.
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.
Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения.
Однако, те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом , вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, и многие другие качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся,- всё это гарантия серьезных неудач формирования его личности.
Опека в семье — это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких- либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей.
Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.
Можно выделить три стиля семейного воспитания: демократический, авторитарный, попустительский.
При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка, стиль «согласия».
При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления».
При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.
Ребенок видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка , его представление о себе кажутся искаженными.
Остановимся на наиболее распространенных стилях семейного воспитания , определяющие особенности отношений ребенка с родителями и его личностное развитие. Демократичные родители ценят в поведении ребенка и самостоятельность и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-либо областях своей жизни: не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает: он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит делать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.
Авторитарные родители требуют от ребенка подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это сделать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются в себе, их общение с родителями нарушается. Часть детей идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.
Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку, здесь неизбежна полная потеря контакта.
Еще более тяжелый случай – равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.
Излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей жизнью, приводит к пассивности, несамостоятельности , трудностям в общении со сверстниками. Очень часто дети видят и оценивают окружающую среду через призму родительских мнений и взглядов. Поэтому содружество, тесное творческое взаимодействие школы и семьи очень важно.
Школа призвана учить, воспитывать детей и создавать необходимую среду для самосовершенствования учащихся. Но процесс воспитания – это очень сложный путь не только для ребенка, но и для воспитателя. Это многогранный процесс взаимодействия всех факторов, имеющих влияние на становление личности ребенка. Это, прежде всего родители, родственники, школа, друзья ребенка, среда, в которой он проводит свободное время. Без их тесного взаимодействия рассчитывать на успех в воспитании не приходится.
И школьное, и семейное воспитание направлено на то, чтобы добиться успеха. Но главное воспитательное воздействие на детей оказывает семья. Ведь в семье с раннего детства ребенок получает всевозможные виды информации, навыки жизненного поведения, приобщается к труду, познает мир прекрасного. Здесь у него появляются первые друзья, здесь он терпит свои первые поражения!
У школьного воспитания есть ряд преимуществ. Оно обладает большой информацией, большими знаниями. Но у семейного воспитания большие возможности в том плане, что семья воспитывает одного, двух, редко трех и более детей, а учитель- 30.
К сожалению роль семьи как воспитателя снижается. Причин тому много: постоянная занятость родителей, стремящихся как можно больше заработать, низкий нравственный потенциал, конфликтные отношения между родителями. В итоге мы теряем своих детей, получаем попрание нравственных принципов, отсутствие самоконтроля, циничное отношение к семье, добрым традициям. А это все ведет к кризису семьи и даже общества. Где же выход? Для этого надо, прежде всего, объединить опыт педагогической работы школы и желание семьи, направленные на воспитание и совершенствование личности ребенка.
Проблема взаимоотношений педагогов и родителей, школы и семьи, является одной из актуальнейших в современных условиях, так как именно от ее решения во многом зависит успех воспитания и развития подрастающего поколения, формирования личности каждого ребенка.
Школа как никогда нуждается в поддержке семьи, и речь должна идти о партнерстве, построенном на глубоком взаимопонимании и взаимоуважении. Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, акт. И строится они по следующим принципам:
— взаимное доверие и уважение;
— взаимная поддержка и помощь;
— терпение и терпимость по отношению друг к другу.
Это помогает педагогу и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации.
Источник
На развитие ребенка влияют три важных сферы: школа, семья и социум. Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи, школы и социума. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои претензии. С одной стороны, учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, пассивность. С другой стороны, родители недовольны чрезмерными нагрузками и равнодушием педагога. Однако, сотрудничество этих сфер необходимо для формирования всесторонне развитой личности. Влияние социума играет немало важную роль в формировании личности ребенка, оно социализирует его. Позиции общества влияют на формирование целого поколения.
Взаимодействие семьи и школы.
Каждый ребенок вступает в многообразные отношения со множеством людей: в своей семье он сын или дочь, брат или сестра; в школе — учащийся; в спорте — спортсмен; в автобусе — пассажир и т. д. Во всех этих отношениях ребенок проявляет свои личные качества: самоуверенность, скромность, доброжелательность, ответственность, дисциплинированность, равнодушие, эгоизм и другое.
Исследователи глубоко изучили, как формируется детское поведение, какую роль играет в этом семья, школа и общество. И от того, какое влияние оказывают на ребёнка эти три компонента, зависит его формирование как личности.
Семья — первичная ячейка общества, члены которой связаны родственными и хозяйственными связями. «Семья содействует выработке многих навыков и привычек — трудовых, гигиенических, культурных и моральных. В семье воспитывается характер, формируются убеждения. Эти убеждения, сформированные в детстве, наиболее прочные, действенные. В семье дети знакомятся с отношением взрослых к своим обязанностям, труду, к происходящим событиям, их мнение всегда оказывает большое влияние на детей, на их поступки». [12, с. 632].
Ф. М. Достоевский писал: «Знайте же, что нет ничего сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома… прекрасное, свежее воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспоминание и есть. Если много набрали таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь». [3, с. 174]
Школа — это второй дом. Во-первых, учащиеся большинство своего времени проводят именно в школе, а дома они продолжают то, что задали на уроках: выполняют учебные задания. Во-вторых, школа дает необходимый уровень образования. В-третьих, именно школа обладает квалифицированными специалистами с определенной педагогической подготовкой, которые всегда помогут ребенку в трудной ситуации. В школе ребенок получает жизненный опыт и знания, она дает возможность работать в коллективе и реализовать себя в группе. С. Т. Шацкий был убежден, что культуру быта, которую ребенок приобретает в школе, он обязательно внесет в быт своей семьи. [14, с. 56–57] «Если спросить школьника, для чего (или ради чего) он учится, ребенок дает обычно совершенно случайные ответы. Он никогда об этом не думает. … И ребенок отвечает: «Чтобы научиться всему», «Чтобы быть ученым» и т. п». [9, с. 205]. А некоторые видят школу более функционально, как «учебное заведение, где дают знания и воспитывают из нас культурных людей» [1, с. 375]. Но с возрастом эти цели меняются и здесь, школа должна поддерживать эти цели, а родители помогать.
В чем заключается взаимодействие семьи и школы?
«Работа школы с семьей включает в себя педагогическое просвещение родителей, привлечение их к непосредственному участию в деятельности школьного коллектива, организацию единой системы воздействия на ребенка в школе и семье». [12, с. 642]
«С чего же школе следует начинать организацию педагогического взаимодействия с семьей?» [4, с. 94]
Формы работы с семьей.
Родительский комитет — объединение родителей, с целью помогать педагогам в работе с учащимися. Родительский комитет делится на сектора: всеобуча, культурно-массовый, санитарно-хозяйственный и т. д. Так, например, «сектор всеобуча контролирует охват обучением детей, выявляет причины непосещения детьми школы, оказывает материальную помощь нуждающимся детям, занимается трудоустройством выпускников». «Таким образом, привлечение родителей к различным видам деятельности школьного коллектива является главным средством объединения усилий школы и семьи». [12, с. 643]
Родительские собрания, где участники обмениваются мнениями по вопросам воспитания детей дома и в школе. «Родительские собрания бывают общешкольные и классные. Они проходят в определенные дни, установленные школой». Родители обсуждают и решают общие вопросы, делятся опытом воспитания детей. «Под воспитанием в широком смысле имеется в виду вся сумма воздействий, весь процесс формирования личности, который совершается под влиянием всего уклада жизни общества, окружающей среды, трудовой и производственной деятельности, господствующих идей, права, искусства, литературы». [7; с. 83, с. 363]. «Положительным можно считать попытку некоторых школ найти систему в планировании тематики родительских собраний (общешкольных и классных) на весь учебный год. Это способствует сосредоточению сил школы и семьи на решении основных задач, постепенному овладению родителями всеми основными вопросами семейной педагогики». [12, с. 643]
Посещение педагога семьи учащегося. «Основная задача — знакомство с бытом семьи, конкретными условиями жизни школьника, изучение людей и личный контакте со всеми, кто выступает в роли воспитателей детей в данной семье. В общении учителей с родителями главное — совместное решение воспитательных задач, поиски наилучших средств воздействия на данного ребенка. Поэтому так важна и нужна здесь атмосфера взаимного доверия, общей заботы об общем деле» так, например, организация школьных мероприятий: походы, тематические вечера и т. д. «Чтобы вовлечь родителей в самостоятельную работу по изучению педагогической теории, в школах организуют педагогические семинары. Участники семинара слушают лекции, знакомятся с лучшим опытом семейного воспитания, получают ответы на сложные вопросы воспитания, самостоятельно изучают педагогическую литературу». [12, с. 644]
Консультации для родителей, где родители могут индивидуально поговорить с учителем на любую интересующую их тему. «Часто родители, придя на консультацию, не только ждут ответа на возникший вопрос, но и стремятся проверить свое мнение, убедиться в правильности своих воспитательных приемов». [12, с. 645]
Конференции родителей по вопросам семейного воспитания, где на всеобщее обсуждение выдвигаются общие вопросы семейного воспитания.
Родительские университеты. «В учебный план университета, кроме тем по семейному воспитанию и педагогике вообще, расположенных в определенной системе, включаются еще и лекции по психологии, медицине, литературе и искусству. Практикуется и организации экскурсий на производство, где работают школьники, во внешкольные учреждения и т. д. Удачным следует считать привлечение к работе в университете психологов, врачей, библиотекарей, артистов, работников суда и прокуратуры и др. Различные типы школ имеют свои особенности и в работе с семьей. Так, очевидно, что школы-интернаты, где дети и учатся, и готовят уроки, и отдыхают, и живут большую часть года, должны обо всем этом систематически информировать родителей, широко использовать все формы привлечения их к участию в делах школьного коллектива». [12, с. 645]
Педагогические принципы взаимодействия семьи и школы.
Главной задачей родителей и педагога является помощь ребенку. Именно их взаимодействие разрабатывают в ребенке следующие качества: нравственные ценности, социальную активность, уверенность в себе и многое другое.
«Школа и семья сегодня являются основными социальными институтами, от согласованных действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Одним из начальных этапов построения образовательного взаимодействия является определение педагогических принципов сотрудничества между семьей и школой. Принцип (от лат. cлова principium — начало, основа) — это основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, теоретической программы; внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения в деятельности» [8, с. 110].
«Принципы общения семьи и детских образовательных учреждений — сотрудничество, взаимодействие, доверие, взаимоуважение; взаимопомощь и взаимоподдержка; терпение и терпимость» [5, с. 543].
«Л. В. Байбородова, считает, что формирование сотруднических отношений между педагогами и семьей — длительный процесс, успешность которого зависит от того, как будут реализованы следующие принципы:
- Обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса.
- Организация совместного творчества учителя, учащихся и их родителей.
- Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей.
- Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей.
- Управление взаимодействием детей и родителей [1, с. 156–158].
Анализ работ, посвящённых проблемам взаимодействия семьи и школы, (Ш. А. Амонашвили, В. А. Караковский, А. В. Мудрик, Н. Д. Никандров, Л. И. Новикова, А. Б. Орлова, В. Ю. Питюков, В. Д. Шадрикова, Н. Е. Щуркова и др.) и многолетняя экспериментальная работа, по осуществлению сотрудничества педагогов и родителей, позволили выделить основные принципы, на которых базируется процесс формирования сотруднических отношений между педагогами и семьей. К ним относятся:
принцип обеспечения эмоциональной безопасности родителей;
принцип социального партнерства;
принцип полилога;
принцип гуманизации.
Дадим характеристику каждому из предложенных нами принципов.
Первый принцип — обеспечение эмоциональной безопасности родителей. Особенности взаимодействия родителей и школы таковы, что, как правило, школа ассоциируется у родителей с опасностью, тревогой и чувством вины. Важно понимать, что, находясь в этих состояниях, родитель закрыт для конструктивного сотрудничества, все его душевные силы уходят на обеспечение психологических защит. Для родителей важно осознавать, что образовательная среда для них комфортна и не способна причинить им вред». [8, с.110] «Реализация этого принципа требует:
создание спокойной, доброжелательной атмосферы, располагающей к диалогу;
взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;
возможность обменяться мнениями, переключиться, пошутить;
учет личных проблем и затруднений родителей в воспитании детей;
внимание к просьбам и предложениям со стороны родителей;
способность к оказанию психологической поддержки.
Второй принцип — принцип социального партнерства. Этот принцип означает:
формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность действий родителей и педагогов;
взаимную договоренность между родителями и педагогами об основах воспитания школьника;
эмоциональный отклик на события, происходящие как со школьником, так и с семьями отдельных учеников;
единство требований и стиля отношения к ребенку;
взаимное оповещение о значимых событиях в жизни ребенка;
исполнение просьбы педагогов со стороны семьи и исполнение просьбы родителей в адрес учителей, оказание взаимных услуг;
совместную деятельность педагога, детей и родителей.
Третий принцип — принцип полилога. Одним из базовых принципов взаимодействия семьи и школы является принцип субъект-субъктного, полилогического, партнерского общения. Данный принцип предусматривает взаимное доверие и уважение, поддержку и помощь, ответственность по отношению друг к другу, восприятие родителей как субъектов со своими интересами, потребностями, своей позицией». [8, с. 111] «К сожалению, на практике, принцип полилога реализуется далеко не всегда. Довольно часто педагог по отношению к родителю занимает позицию «сверху», поучая, угрожая, приказывая, навязывая свою точку зрения. Очень важно, чтобы учитель в процессе общения с родителями поддерживал трансакции «Взрослый-Взрослый», и, в частности, избегал фраз типа «Вы должны», «Вам необходимо», «на Вашем месте я бы…», «если Вы не примите меры, то…». Важно помнить, что у каждого родителя есть собственный жизненный опыт, к которому он может апеллировать, есть право на собственное мнение и задача педагога, придерживаясь принципа безоценочности, понять и принять услышанное.
Четвертый принцип — принцип гуманизации во взаимодействии с семьей, что предполагает:
опору на положительные качества родителей и детей;
осуществление действий, направленных на укрепление и повышение авторитета родителей;
учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;
доверие к воспитательным возможностям родителей;
недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи;
опору на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности». [8, с. 112]
Влияние социума на формирование личности ребенка
«Природные возможности ребенка очень велики, но развитие они получают лишь в процесс его социальной жизнедеятельности. Важнейшим фактором развития личности ребенка является среда. Под средой прежде всего следует понимать социальное окружение, в котором живет человек». [12,с. 39]
Без влияния социума ребенок не смог бы освоить культуру и ценности, «нормы, традиции, обычаи, которые передаются из поколения в поколение». [13, с. 81] В результате, происходит социализация ребенка. Социализацией Я. Щепаньский называет те влияния «среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей». [15, с. 51] «Под влиянием среды человек изменяется физически, умственно и нравственно. В этом процессе развития ребенок становится личностью. Происходит изменение его организма, психики под влиянием его окружения, семьи и сверстников. Личность развивается как результат общения и участия в разных видах деятельности сначала игровой, затем учебной и трудовой. В зависимости от окружения развиваются его мировоззрение, его общественная сущность». [2, с. 46]
А. С. Макаренко, утверждая, что в процессе воспитания «перед нами всегда стоит двойной объект — личность и общество. Выключить личность, изолировать ее, вынуть ее из отношения совершенно невозможно» [10, с. 508]
В начале процесса развития ребенка доминирует семья. Когда ребенок идет в школу, на него начинает воздействовать школа, педагоги, одноклассники и др. После школы, на уже почти зрелую личность действие семьи уменьшается, а роль социума увеличивается. «Следует говорить не об уменьшении влияния родителей, а о качественных сдвигах, обусловленных усложнением деятельности и дифференциацией отношений старшеклассников». [6, с. 82] Здесь личность находит свое место в обществе, приобретает определенный круг людей. Именно здесь формируются его индивидуальные черты характера. Ребенок, после окончания школы, берет на себя ответственность за свои мысли и поступки, самостоятельно решает возникающие проблемы. «В юношеском возрасте уже отчетливо видна направленность личности». [11, с.60]
Таким образом, в формировании и развитии ребенка участвует не только семья и школа, но и окружающая его социальная среда.
Изучив содержание процесса взаимодействия семьи, школы и социума, я выявила формы работы с семьей, педагогические принципы взаимодействия семьи и школы, рассмотрела влияние социума на развитие ребенка.
Проанализировав материал, можно сделать вывод, что в развитии ребенка огромное значение имеют правильно скоординированное взаимодействие семьи, школы и социума. Ведь от того, какое влияние на ребёнка окажут эти институты в определённое время и зависит его формирование как личности, формирование его гражданской позиции, и в целом: формирование нового поколения людей.
Литература:
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 440 с.
- Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. — Л., 1974. — Т. 28.
- Ковалев С. В. Психология современной семьи: Информ.-метод.материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1988. — 208 с.
- Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник / Г. М. Коджаспирова. М.: КНОРУС, 2010. — 744 с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1980.– 192 с.
- Крупская Н. К. Воспитание; Идеалы социалистического воспитания. Педагогические сочинения, т. 2, М. — АПН РСФСР, 1957–1963.
- Личность, семья и общество: вопросы педагогики ипсихологии/Сб. ст. по материалам XXXVI междунар. науч.-практ. конф. № 1 (36). Новосибирск: СибАК, 2014,- 224 с.
- Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1977. — 224 с.
- Макаренко А. С. Книга для родителей. Сочинения, т. IV, М.: АПН РСФСР, 1957–1958.
- Мудрик А. В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. М.: Знание, 1977.
- Педагогика: курс лекций / Под общ. ред.: Г. И. Щукиной, Е. Я. Голанта, К. Д. Радиной. — М.: Просвещение, 1966. — 648 с.
- Фрадкин Ф. А., Плохова М. Г., Осовский Е. Г. Лекции по истории отечественной педагогики. — М., 1995. — 81 с.
- Шацкий С. Т. Школа для детей или дети для школы// Избр. пед.соч.: В 2т. — М.: 1980 — Т. 2.
- Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, 1969.
Основные термины (генерируются автоматически): школа, ребенок, семья, родитель, принцип, семейное воспитание, влияние социума, развитие ребенка, взаимное доверие, школьный коллектив.
Источник