Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения thumbnail

Память — это форма психического отражения, которая заключается в запоминании, сохранении и последующем узнавании и воспроизведении прошлого опыта и делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания

 Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения

Память: общее понятие, значение и существенные признаки

Изучение человеческой памяти началось много веков назад, когда человек только начинал догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию, полученную из окружающей среды. При этом память всегда связывалась с процессом обучения, а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации. Так, древние греки в соответствии с принятым в то время способом записи считали, что информация в виде каких-то материальных частиц попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга. Платон первый среди ученых заговорил о памяти как о самостоятельном психическом процессе. Он дал следующее  определение: Память – это отпечаток перстня на воске. Именно он считал память хранилищем всех знаний.

Память — это форма психического отражения, которая заключается в запоминании, сохранении и последующем узнавании и воспроизведении прошлого опыта и делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, которая лежит в основе развития и обучения.

В греческой мифологии есть богиня памяти Мнемозина (или Мнемосина, от греческого слова «воспоминание»). Она знает «всё, что было, всё, что есть, и всё, что будет». Она открыла способ рассуждать и определила для всего сущего порядок названий. По имени этой богини память в психологии часто называют мнемической деятельностью.

 Стоит ли доказывать универсальность и значение такого, всем известного феномена, как память? Каждый человек получает впечатления об окружающем его мире. Эти впечатления  оставляют у него определенный след, сохраняются и закрепляются, а при необходимости и возможности – впоследствии воспроизводятся. Все эти процессы называются памятью. «Без памяти, — писал С.Л. Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».
Память лежит в основе способностей человека и является условием приобретения знаний, научения,  формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря памяти, ее совершенствованию человек выделился из царства животных и достиг тех высот, на которых сейчас находится. Кроме этого, дальнейший прогресс человечества невозможен без постоянного совершенствования этой функции.

Без постоянного обновления опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось.

У всех живых существ есть память, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает человек, не располагает никакое другое существо в мире. У организмов существует только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая (генетическая) проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая (механическая) выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни. У животных возможности для запоминания ограничены: они могут помнить и воспроизводить лишь то, что непосредственно может быть приобретено методом условно–рефлекторного, оперативного или викарного научения, без использования каких бы то ни было мнемических средств.

У человека есть речь, которая является мощным средством запоминания, является способом хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Человеку нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы. У человека существует три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания; вторая – с употреблением логики; третья – с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.

Запоминание, сохранение и воспроизведение информации — являются основными функциями памяти. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам. Функции памяти имеют разную степень развития  у каждого человека. Например, есть люди, которые  с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти усвоенный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Существуют такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти.

Наша память может годами сохранять какой-нибудь незначительный момент, увиденный в детстве, но в то же время способна нас подвести, отказавшись вспомнить, как выглядел человек, с которым беседовал несколько минут назад. Память — это основа, на которой творит мозг, это мы сами: наша личность, наше отношение к людям, наши возможности и наше мышление.

Память — это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения, узнавания и воспроизведения.

Как видно из определения, в памяти выделяют четыре основных процесса. Достаточно часто память сравнивают с элементарной техникой, например с магнитофоном. Наши органы принимают информацию,  мозг производит ее запись в виде биохимических изменений в составе клетки, в виде электрических импульсов и т.д. Это процесс запоминания — процесс, который направлен на сохранение в памяти полученных впечатлений.

Все наши образы, слова, а так же впечатления должны удержаться, остаться: в психологии памяти этот процесс так и называют — сохранение. Процесс сохранения — это процесс активной переработки, систематизации, обобщения полученного материала и овладение им. Следует помнить, что память изменяется с возрастом и поддается тренировке.

В магнитофон мы закладываем диск, нажимаем на нужные клавиши, и записанная ранее  музыка снова звучит. Процессы узнавания и воспроизведения — это процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними состоит в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, а воспроизведение — в отсутствие объекта.

Будем ли мы считать магнитофон исправным, если он не будет стирать с диска записи, которые уже отслужили? В нашей памяти так же есть такой очистительный, а может быть и разрушительный процесс — процесс забывания.

Многие люди о качестве памяти судят только по процессу воспроизведения. Мы стремимся, чтобы оно было точным и своевременным. При этом, чтобы информация выдавалась именно тогда, когда в ней появилась нужда. За это ответственна готовность памяти.

К запоминанию можно предъявить следующие требования: запоминать можно быстро и медленно, много и мало, — и лучшей будет считаться память того, кто запоминает быстро и много.

К сохранению же предъявляются следующие требования — хранить надежно, долго и без потерь.

Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти мысли, образы, движения, пережитые чувства. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего не мыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность и работа.

Если бы человек не обладал памятью, его мышление было бы весьма ограниченным. Всё  проводилось бы лишь на материале, получаемом в процессе непосредственного восприятия.

И.М. Сеченов считал память «основным условием психической жизни», «краеугольным камнем психического развития». Память — это сила, «которая лежит в основе всего психического развития. Без памяти наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного». Наши действия были такими же: мы ограничивались бы в них лишь врожденными реакциями на непосредственные раздражения и были бы лишены возможности планировать на основе предшествующего опыта нашу будущую работу.

Представим себе человека, который утратил память. Его утром разбудили и сказали, чтобы он завтракал и шел на занятия в школу. Скорее всего, он не пришел бы на учебу, а если бы и пришел, то не знал бы, что там делать, забыл бы, кто он, как его зовут, где живет и пр., забыл бы родной язык и не мог сказать ничего вразумительного, ни одного слова. Прошлого для него больше не существовало бы, настоящее было бесперспективно, так как он ничего не может запомнить, ничему не может научиться.

В учебной работе память играет особо важную роль. В её процессе учащиеся должны усваивать и прочно запоминать большое количество разнообразного учебного материала. Именно поэтому педагогически важно развивать у учащихся хорошую память.

Так что же такое «хорошая» память? Это память, которая может быстро и много запоминать, долго и качественно хранить, точно и вовремя воспроизводить.

Наиболее прочно человек запоминает те события, факты и явления, которые имеют для него и для его деятельности особенно важное значение. И наоборот, запоминается человеком значительно хуже и быстрее забывается все то, что для него малозначимо. Большое значение при запоминании имеют устойчивые интересы, характеризующие личность. Все, что в окружающей жизни связано с этими устойчивыми интересами, запоминается лучше, чем то, что с ними не связано.

Источник

Развитие внимания и памяти как одно из обязательных условий успешного обучения в школе”.

«Верная и деятельная память удваивает жизнь».

Мирабо О.

В сентябре 2011 все школы России в начальном звене  перешли на новые стандарты. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Одним из обязательных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного внимания и памяти. Т.к. дети, начинающие обучение в начальной школе, невнимательны и часто отвлекаются, необходимо навыки внимания развивать.

«Внимание, вот материал, из которого сделана память, а память – аккумулятор человеческого гения». Рассел Д.

При достаточном развитии внимания все мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее. Но, чтоб работа была планомерной, систематичной, учитель сначала должен прийти к тому, что этим нужно заниматься (дети на уроках часто отвлекаются, плохо запоминают). В принципе, для таких заданий не нужно на уроке специального времени, а можно сразу «убить нескольких зайцев» — развивать внимание и память, связать задания с темой.

Допустим, когда-то многие из нас работали с диктантами по Федоренко, а потом, к сожалению, отошли от них. Но ведь их можно придумывать самим, писать предложения, с которыми можно работать в дальнейшем на уроке. Написали, проверили и выполняем различные грамматические задания (найти гласные и согласные, поставить ударение, разобрать по членам предложения, определить части речи, падеж и т.д.). Параллельно со зрительными диктантами, провожу диктанты слуховые. Каждый раз для них придумываю задания, которые понадобятся на уроке. Например, на уроке русского языка диктую сразу несколько словарных слов, а дети записывают их по памяти. В первом классе дети могут записывать только первую букву слов. А потом можно выполнить массу заданий — распределить буквы на две группы (гласные-согласные, парные-непарные, звонкие-глухие и т.д.). Можно написанные по памяти слова объединить в группы (например, посуда, одежда), продолжить самим ряд слов (для этого можно брать слова на какое-то изученное правило), найти лишнее слово, распределить на группы (например, существительные, глаголы ) и т.д.

Еще один из приемов развития внимания и памяти – словарный диктант с комментированием (С. С. Левитина, 1980). Этот хорошо известный педагогам методический прием становится спо­собом измерения внимания, если: 1) учитель читает каж­дое слово только один раз; 2) учащиеся могут взять ручки только после прослушивания комментариев; 3) учитель внимательно следит за тем, чтобы учащиеся не загляды­вали в тетради друг к другу. Если учащийся не может записать слово после ком­ментариев, ему разрешается сделать прочерк.

Методический прием, предложенный психологом С.Л. Кабыльницкой, позволяет измерить индивидуальное внимание учащихся. Его суть состоит в выявлении недо­статков внимания при обнаружении ошибок в тексте. А для этого можно использовать различные контрольные тетради на печатной основе, которые мы всегда покупаем. В них бывает много заданий – отыщи ошибки в тексте.

Аналогично и на уроках математики, для слуховых и зрительных диктантов подбираю задания, перекликающиеся с темой урока. Допустим, для различных рядов чисел можно дать задания — определить, чем похожи числа, чем отличаются, найти лишнее число, распределить на группы (однозначные-двузначные, четные-нечетные, круглые и некруглые), можно давать числа из таблицы умножения. Геометрические фигуры можно группировать по цвету, форме, размеру, замкнутые – незамкнутые. Можно давать и примеры. Т.е. все то, что мы пишем на доске для урока (для устного счета) можно использовать для слуховых и зрительных диктантов. Тогда и орг. момент как-бы отпадает, потому что дети сразу включаются в работу, каждая секунда важна.

Но сначала детям необходимо очень хорошо объяснить методику проведения диктантов. При слуховых учитель говорит – дети внимательно слушают, при зрительных – смотрят на доску. Затем, закрывают глазки и повторяют про себя, только после этого записывают. Потому что, если ты увидел или услышал и тут же повторил, ты запомнишь лучше, а если сразу начнешь писать, то можешь что-то забыть. Кроме того, детям нужно объяснить цель этих заданий – развиваем свою память, поэтому, если ты не запомнил что-то, пропусти, не нужно смотреть у соседа, т.к. пользы от этого не будет.

Оценки за такую работу мы не ставим. Но когда все проверили, и у кого-то получилось правильно, я говорю, чтоб дети похлопали себе и порадовались, что у них хорошая память. А если что-то не получилось, значит, это говорит о том, что память нужно тренировать.

Перед тем, как приступить к данной работе, привожу детям примеры людей с феноменальной памятью и знакомлю с различными приемами тренировки памяти.

Еще несколько видов заданий по тренировке внимания и памяти:

«Найди слова»

На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово. Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

Игра, распространенная у охотничьих племен индейцев

Детям предлагается короткое время посидеть тихо и постараться услышать все возможные шумы, угадать, от чего они произошли (учитель может специально «орга­низовать» некоторые шумы.

УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЪЕМА ВНИМАНИЯ И КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ

Упражнения основаны на запоминании числа и поряд­ка расположения ряда предметов, предъявляемых на не­сколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.

Игра «Ищи безостановочно»

 В течение 10-15 с увидеть вокруг себя как можно боль­ше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу учителя один ребе­нок начинает перечисление, другие его дополняют.

«Что может быть важнее для мудреца, чем хорошая память?» Галифакс Д.

Примеры феноменальной памяти существовали во все времена. Как известно из истории, Юлий Цезарь и Александр Македонский знали в лицо и по имени всех своих солдат — до 30000 человек. Этими же способностями обладал и персидский царь Кир. Каждого из 20000 жителей Афин знали знаменитые Фемистокл и Сократ.

Гениальный математик Леонард Эйлер поражал всех необыкновенной памятью на числа. Он помнил, например, шесть первых степеней всех чисел до ста. Академик А. Ф. Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. Академик С. А. Чаплыгин мог безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет пять назад случайно всего один раз. А великий русский шахматист Алехин мог играть по памяти «вслепую» с 30-40 партнерами

Физиологи советуют для лучшего запоминания использовать несколько проверенных способов.Способ 1 — проговаривание. Известный метод “заучек” и зубрилок, которые сами себе не раз рассказывают выученное, пока не начнет отскакивать от зубов.Способ 2 — записывание. То, что называют кратким конспектом или даже шпаргалкой, является надежным способом систематизировать информацию и сохранить ее в визуальной (дающей нам максимум информации) памяти.

«Привычка записывать-главный секрет хорошей памяти.»

«Записная книжка-протез памяти.»

Способ 3 — мнемонический, или ассоциативный. Способ, которым пользуются шпионы, чтобы быстро запомнить цифры, имена, слова, понятия. Нужно подобрать слова, образы или понятия (лучше всего забавные — они ярче), похожие на те, что необходимо запомнить.

Для сохранения памяти в рабочем состоянии физиологи советуют также заучивать наизусть стихи, отгадывать побольше кроссвордов и шарад, а также почаще читать словари и энциклопедии.

«Память слабеет, если ее не упражняешь.» Цицерон

Способы развития памяти:

  • Желая что-то запомнить, сосредоточься на процессе запоминания. Слушайте, обдумывайте, проводите параллели с собственной жизнью или с уже полученными знаниями

  • Если что-то забыли: цифру из отчета, значение слова, имя певицы, телефон родителей, – прежде чем тут же лезть в нужную папку, словарь, Интернет или телефонную книгу, в течение нескольких минут попытайся вспомнить забытое сами.

«Причиной плохой памяти, того, что люди так мало запоминают из того, что они читают, заключается в том, что они слишком мало думают сами». Лихтенберг Г.

  • Если вам нужно запомнить что-то важное, создайте в уме  некоторый образ, возможно смешной или забавный. Мозгу намного легче запомнить что-то необычное. Можно даже нарисовать возникший образ.

  • При запоминании чисел удобнее всего либо запоминать их, разбив на небольшие группы,

  • Хорошим способом лучше и быстрее запомнить что-либо, это попытаться объяснить другому человеку то, что нужно

  • Свободное время (например, если вы стоите в очереди) посвятите решению в уме простейших арифметических задач.

  • Ежедневно утром и вечером нужно прокручивать в уме все события минувшего дня, вспоминая их до самых подробностей и мельчайших деталей

  • Читайте книги. Читая, мозг концентрируется, непроизвольно запоминает детали.

  • Учите стихи.

  • Помните – заучивать, не понимая, не видя перед глазами образы, не пересказывая текст своими словами, невыгодно. Дальше оперативной памяти зубрежка не пройдет. Точно так же невыгодно учить “на завтра” или “до экзамена” и т.п. Если вы поставите при запоминании стрелку на “вечно”, то выиграете.

  • Повторение – мать учения. Лучше не скажешь. Только повторять лучше не пять раз подряд сразу после прочтения, а в течение пяти дней по одному разу. И лучше на ночь.

  • Предположим, кто-то называет вам свое имя. Попробуйте связать это имя с тем, что уже знакомо и обязательно добавь что-то от себя: “Ксения. Как Ксения Собчак, только брюнетка, замужем и “Дом-2” не ведет. А нос похож”. Поверьте, эта новая знакомая Ксения запомнится вам надолго.

  • Сделайте что-нибудь своими руками. Женщины: плетите фенечки, вышивайте крестиком. Мужчины: забейте гвоздь, смените сантехнику не прибегая к помощи профессионала – все эти действия активизируют работу головного мозга и память.

  • Психологами доказано, что изучение иностранных языков является лучшим средством для профилактики старческого маразма, а значит – и для улучшения памяти.

  • С тренировкой памяти связано и наше эмоциональное состояние. Счастье приводит к улучшению памяти и способствует более полному и глубокому восприятию информации. За каждую новую радость в жизни, ваша память отблагодарит вас.

«Если теряешь интерес ко всему, то теряешь и память ». Гете

  • Не ленитесь. Ленивому и в мыслях, и в действиях человеку хорошая память не светит.

  • Задумайтесь над тем, какие перспективы перед нами открывает хорошая память, чего вы сможете достичь благодаря ей. Это подстегнет вас на ее развитие.

СМЕШНЫЕ и ЗАБАВНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ И АФОРИЗМЫ О ПАМЯТИ

«К восьмидесяти годам вы уже знаете все. Вот только как это вспомнить?» Барнс Д.

«Моя память как полицейский: ее не дозовешься, когда тебе нужно». Харвуд Р.

«Память – женского рода и потому неудивительно, что она так часто нам изменяет».

Шпигель Е.

Источник