Моторное развитие ребенка консультация для родителей

Консультация для родителей.

«СЕНСОРНО- МОТОРНОЕ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»

                                                                                                        Воспитатель: Казакова А.О.

Ребенок начинает познавать мир с самого раннего возраста. Сначала это происходит с помощью сенсорики (разнообразие звуков, красок, форм). Чем больше будет развито сенсорное восприятие у ребенка, тем развитие его происходит более эффективно.

Сенсомоторика — это умение управлять движением и эмоциями, это согласованность глаз и движения, слуха и движения.

Чтобы познакомиться с каким-то предметом, его нужно изучить: трогать руками, сжимать, гладить, то есть совершать какие-то действия, которые называются моторными. Если мы научим руки ребенка быть ловкими и умелыми, то он сможет многое познать с их помощью. И чем раньше мы дадим в его руки новое, неизученное, тем быстрее они станут умелыми. Это облегчает развитие и обучение детей.

Если ребенок плохо разговаривает, движения его плохо координированы, удержание ложки и карандаша в руке затруднено, то это моторная неловкость, часто вызванная нарушением мышечного тонуса. Если ребенку сложно запомнить цвета и он путает форму предметов, то тогда необходимо позаботиться о его сенсорном развитии.

Дети младшего дошкольного возраста должны уметь застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать и расшнуровывать обувь, завязывать шарф. Кроме того, они должны уметь завязывать и развязывать узелки, подбирать крышки по величине и по цвету, уметь пользоваться прищепкой, выполнять задания на развитие мускулатуры пальцев рук, подбирать колпачки к фломастеру по цвету, нанизывать колечки на нитку по цвету и величине, выкладывать изображения из пуговиц, мозаики.

Мелкие детали, перебираемые детскими пальчиками дадут не только возможность развития моторики пальцев рук, но и стимулируют развитие речи детей. Также это обеспечит малышу сенсорное развитие, столь необходимое в дошкольном детстве. Это значит, что ребенка надо:

1.знакомить со свойствами предметов, цветами спектра, с геометрическими формами;

2.развивать познавательные и речевые умения- определять цвет, форму, размер предметов путем зрительного, осязательного, двигательного обследования и сравнения;

3.понимать и использовать в речи слова-названия величин и форм.

Игра: «Найди шарик».

Малышу предлагают поиграть с крупой, которая находится в банке. В крупе ребенок находит шарик, с которым ему также предлагают поиграть.

Игра: «Веселые крышки».

Ребенок должен откручивать и закручивать крышки разного диаметра, зрительно определять по схеме их заданное местоположение и цвет.

Игра: «Цветные шарики».

Необходимо научить детей нанизывать шарики с отверстием на стержень, зрительно определять по схеме местоположение и цвет шариков.

Игра: «Забавные прищепки».

Игры с прищепками- прекрасная форма работы для закрепления знаний о цвете, форме, величине, умения ориентироваться в пространстве, развития мышления, внимания, воображения.

Игры с прищепками можно сопровождать чтением стихов или беседой.

«Солнышко».

Смотрит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнату.

Мы похлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку.

Ребенку дается круг желтого цвета и прищепки двух цветов. Предлагается по образцу выбирать только желтые прищепки и прикреплять их к кругу.

«Ежик и елка».

Ель на ежика похожа:

Еж в иголках, елка тоже.

Ребенку предлагаются плоскостные изображения ежика и елки из картона. Дети прикрепляют прищепки к елке зеленого цвета, а к ежику- другого цвета.

Игра: «Большой, средний, маленький».

Попросите ребенка разложить его любимые мелочи (пуговицы, бусинки и др.) по трем стаканам или тарелкам.

Игра: «Найди по описанию».

Взрослый называет только свойства предмета (маленький, синий, мягкий), не называя сам предмет, а ребенок ищет его среди других.

Организуйте дома уголок или полку, где будут храниться материалы для сенсомоторного развития. Помимо всего перечисленного там могут находиться пазлы, мозаика, шнуровки, вкладыши разных цветов и размеров.

Источник

                      Консультация для родителей

           Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста

    Ваш ребенок плохо разговаривает? Замечаете, что движения плохо координированы, удержание карандаша, ложки в руке затруднено? Все это тесно связано между собой и называется  моторная неловкость, часто вызванная нарушением мышечного тонуса. Ребенок никак не может запомнить цвета, путает форму предметов? В этом случае нужно позаботиться о его сенсорном развитии.

    Опытный воспитатель, логопед, психолог всегда обратит внимание родителей на недостаточное развитие общей и мелкой моторики у ребенка. Важно знать, что не всегда возможно только педагогическими воздействиями это устранить. Часто просто необходима консультация невролога. Но сейчас хотелось бы подробнее остановиться на том, как помочь своему ребенку сможете вы сами.

    Пуговицы, бусины, колесики…Как много таких важных мелочей собирают дети! «Это моя колецкая, мои билианты», — говорит маленький ребёнок, с трудом удерживая в ладонях горсть разноцветных пластмассовых камешков.

    Коллекцию из мелких, на первый взгляд, ненужных предметов, которые и игрушками-то не назовешь можно найти в каждом доме, где есть дети. Взрослые лишь вздыхают, потихоньку втягивая пылесосом весь этот «мусор», с которым нашим детям так нелегко расстаться. Не стоит выяснять зачем ребенку нужны все эти «богатства», разумнее использовать их в развивающих целях.

Читайте также:  Активности ребенка в психическом развитии

    Такого рода материал принято называть «бросовым»: кусочки фольги, веревочек, тесьмы, замочки, пуговки, бантики, обертки конфет и многое другое. Преимуществ у подобной коллекции много: предметы можно группировать, считать, сравнивать, использовать их в изготовлении аппликаций и в других видах совместного с ребенком творчества.

                                                         Каковы же цели?

         Во-первых, мелкие детали, перебираемые детским пальчиками, дадут не только возможность  развития моторики пальцев рук, а стимулируют развитие речи детей.  Цитирую популярный информационный ресурс: «учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны.  Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики».

    Во-вторых, вы сможете обеспечить малышу сенсорное развитие, столь необходимое в дошкольном детстве. Это значит, что ребенка надо:

— знакомить со свойствами предметов, цветами спектра, с геометрическими формами;

— развивать познавательные умения и речевые- определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения.

— понимать и использовать в речи слова — названия величин и форм.

     В  дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные эталоны — устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследование предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий.

 В домашних условиях можно начать ознакомление ребенка с различными свойствами предметов. Группировка (по цвету, размеру, величине, материалу) – это отличное, интересное занятие. Варианты заданий:

1. «Большой – средний — маленький». Попросите ребенка разложить его любимые мелочи по 3-м стаканчикам  или тарелочкам.

2. «Мягкий — твердый».  Расскажите ребенку о свойствах предметов сохранять форму, об их мягкости и твердости и проверьте насколько хорошо эти знания усвоены им.

 Развитие тактильных ощущений, тактильной памяти, моторики (в этих заданиях глаза ребенок может закрыть или завязать)

 1. «Найди на ощупь». Взрослый называет предмет (или несколько предметов), а ребенок ищет его сред остальных или в миске с крупой (песком)

 2. «Найди по описанию». Взрослый называет только свойства предмета (маленький, синий, мягкий), не называя сам предмет, а ребенок ищет его среди прочих.

    А еще можно заняться творчеством: сделать аппликацию, панно, поделку с использованием пластилина, теста, глины и других материалов. Аппликация может быть как из одноименных материалов (например, из пуговиц), так и из разноименных. Удивительно, но можно наклеивать яичную скорлупу и макароны различных видов, крупы и семена, дополняя работу «бросовым» материалом.

 Клей лучше использовать нетоксичный и прозрачный (любой синтетический клей будет удерживать мелкие детали). Клей ПВА — идеальное решение!

 Помните и о безопасности вашего ребенка: при работе с мелкими деталями и материалами необходимо находиться вместе с ребенком, быть на чеку, чтобы предотвратить случайные или намеренные проглатывание, раскусывание или попадание в носовые ходы!

Организуйте дома уголок (полку), где будут храниться материалы для сенсомоторного развития. Кроме всего вышеперечисленного там могут находиться пазлы, мозаика, шнуровка, вкладыши разных цветов и размеров в соответствии возрасту вашего ребенка.

Источник

РАЗВИТИЕ ГРАФО-МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ

         Вопрос подготовки  к овладению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе. Следует отметить, что на сегодняшний день задача обучения детей дошкольного возраста письму не имеет однозначного решения. Одни учёные и методисты выступают категорически против включения письма в программу дошкольного образования даже в подготовительных группах, мотивируя своё мнение недостаточной готовностью организма ребёнка к данному виду деятельности, большой вероятностью ухудшения его здоровья, незнанием воспитателями методики обучения письму. Другие, напротив, считают, что многих сложностей при обучении детей письму в начальной школе можно избежать при проведении целенаправленной подготовительной работы на дошкольном этапе.

        Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

        Довольно большая часть учащихся первых классов испытывает серьёзные трудности в овладении навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

        Для овладения навыком письма необходима определённая функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка  в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости.

Читайте также:  Олеся жукова энциклопедия развития и обучения ребенка раннего возраста купить

       Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 – 7 годам в основном  заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

       Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во – первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во – вторых, готовят к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

        Родителей должно насторожить, если ребёнок активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании. В этом случае ребёнок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки. Если ребёнок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток можно выявить, предложив ребёнку нарисовать одним движением окружность, диаметром примерно 3 – 4 см (по образцу). Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует вам вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать её в несколько приёмов, передвигая руку.

        Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение навыком письма является одним из важнейших. От степени его сформированности во многом зависит успех ребёнка в обучении.

         По скорости письма оценивается, как правило, степень сформированности этого навыка. Ускорение письма – одно из основных требований программы уже в 1 классе. При увеличении скорости не должна изменяться графическая картина письма.

Рекомендации по развитию графо-моторных навыков

у детей, поступающих в школу

        Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребёнку радость, не допускайте скуки и переутомления.

        Чем же можно позаниматься с ребёнком, чтобы развить ручную умелость?

  •  Запускать пальцами мелкие волчки
  •  Разминать пальцами пластилин, глину
  •  Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики
  •  Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался)
  •  Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмёшь
  •  Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадётся, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой.
  •  Показать отдельно только один палец – указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять.
  •  Показать отдельно только один палец – большой
  •  Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу
  •  Махать в воздухе только пальцами
  •  Кистями рук делать «фонарики»
  •  Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе
  •  Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались)
  •  Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку
  •  Завязывать узлы на толстой верёвке, на шнуре
  •  Застёгивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками
  •  Закручивать шурупы, гайки
  •  Игры с конструктором, мозаикой, кубиками
  •  Складывание матрёшек
  •  Игра с вкладышами
  •  Рисование в воздухе
  •  Игры с песком, водой
  •  Мять руками поролоновые шарики, губку
  •  Шить, вязать на спицах
  •  Рисовать, раскрашивать, штриховать
  •  Резать ножницами
  •  Рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, углём и т.д.)

Пальчиковая гимнастика

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Моя семья

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Графические упражнения

 Кроме пальчиковой гимнастики, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом. Это такие упражнения, как «Графический диктант» (ребёнок по инструкции влево-вправо, вверх-вниз на листе бумаги в клеточку вычерчивает узор или фигуру); различные «дорожки» (нарисуй дорогу по которой поедет машина; обведи пальцем дорогу, по которой двигалась птица, пчела, заяц; раскрась беговую дорожку; обведи путь по которому летел самолётик); «Дорисуй недостающую фигуру»; «Найди кто спрятался»; Нарисуй такой же контур, кружочки, рисунок.     

Читайте также:  Созвездие орск центр развития ребенка

        Комплекс мер, способствующих развитию тонких движений рук

Исправление неверно сформированного навыка письма включает целый комплекс мер, направленных как на изменение конкретных видов неправильного навыка, так и на укрепление здоровья ребёнка и развитие его ручной умелости. Фактически речь идёт об организации всей жизни ребёнка таким образом, чтобы в его повседневной деятельности развивались точность движений руки, ловкость пальцев, сила кисти, т.е. качества, которые позже будут необходимы для успешного обучения письму.

         Развитию тонких движений руки способствуют физические упражнения, основанные на хватательных движениях и развивающие силу кисти. Замечено, что дети, занимающиеся на домашнем министадионе, увереннее владеют карандашом и ручкой, чем их сверстники, не увлекающиеся такими упражнениями. Лазанье, переходы со снаряда на снаряд, раскачивание на лиане и т.д. способствуют развитию точности движений рук, учат дозировать усилия. Конечно, далеко не у каждого ребёнка есть возможность поиграть на министадионе, но для той же цели можно успешно использовать спортивные снаряды детских площадок по месту жительства. Систематические занятия физическими упражнениями повышают сбалансированность нервных процессов, благотворно влияют на эмоциональное состояние. Особенно полезны эти занятия неуравновешенным, возбудимым детям. Можно ребёнка записать в кружок (это может быть оздоровительный бег, плавание, детский теннис и бадминтон, хореография и др.)

Источник

Сенсомоторное развитие. Консультация для родителей.

Ребенок начинает познавать мир с самого раннего возраста. Сначала это происходит с помощью сенсорики (разнообразие звуков, красок, форм). Чем больше будет развито сенсорное восприятие у ребенка, тем развитие его происходит более эффективно.

Сенсомоторика — это умение управлять движением и эмоциями, это согласованность глаз и движения, слуха и движения.

Чтобы познакомиться с каким-то предметом, его нужно изучить: трогать руками, сжимать, гладить, то есть совершать какие-то действия, которые называются моторными. Если мы научим руки ребенка быть ловкими и умелыми, то он сможет многое познать с их помощью. И чем раньше мы дадим в его руки новое, неизученное, тем быстрее они станут умелыми. Это облегчает развитие и обучение детей.

Если ребенок плохо разговаривает, движения его плохо координированы, удержание ложки и карандаша в руке затруднено, то это моторная неловкость, часто вызванная нарушением мышечного тонуса. Если ребенку сложно запомнить цвета и он путает форму предметов, то тогда необходимо позаботиться о его сенсорном развитии.

Дети младшего дошкольного возраста должны уметь застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать и расшнуровывать обувь, завязывать шарф. Кроме того, они должны уметь завязывать и развязывать узелки, подбирать крышки по величине и по цвету, уметь пользоваться прищепкой, выполнять задания на развитие мускулатуры пальцев рук, подбирать колпачки к фломастеру по цвету, нанизывать колечки на нитку по цвету и величине, выкладывать изображения из пуговиц, мозаики.

Мелкие детали, перебираемые детскими пальчиками дадут не только возможность развития моторики пальцев рук, но и стимулируют развитие речи детей. Также это обеспечит малышу сенсорное развитие, столь необходимое в дошкольном детстве. Это значит, что ребенка надо:

1.знакомить со свойствами предметов, цветами спектра, с геометрическими формами;

2.развивать познавательные и речевые умения- определять цвет, форму, размер предметов путем зрительного, осязательного, двигательного обследования и сравнения;

3.понимать и использовать в речи слова-названия величин и форм.

Игра: «Найди шарик».

Малышу предлагают поиграть с крупой, которая находится в банке. В крупе ребенок находит шарик, с которым ему также предлагают поиграть.

Игра: «Веселые крышки».

Ребенок должен откручивать и закручивать крышки разного диаметра, зрительно определять по схеме их заданное местоположение и цвет.

Игра: «Цветные шарики».

Необходимо научить детей нанизывать шарики с отверстием на стержень, зрительно определять по схеме местоположение и цвет шариков.

Игра: «Забавные прищепки».

Игры с прищепками- прекрасная форма работы для закрепления знаний о цвете, форме, величине, умения ориентироваться в пространстве, развития мышления, внимания, воображения.

Игры с прищепками можно сопровождать чтением стихов или беседой.

«Солнышко».

Смотрит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнату.

Мы похлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку.

Ребенку дается круг желтого цвета и прищепки двух цветов. Предлагается по образцу выбирать только желтые прищепки и прикреплять их к кругу.

«Ежик и елка».

Ель на ежика похожа:

Еж в иголках, елка тоже.

Ребенку предлагаются плоскостные изображения ежика и елки из картона. Дети прикрепляют прищепки к елке зеленого цвета, а к ежику- другого цвета.

Игра: «Большой, средний, маленький».

Попросите ребенка разложить его любимые мелочи (пуговицы, бусинки и др.) по трем стаканам или тарелкам.

Игра: «Найди по описанию».

Взрослый называет только свойства предмета (маленький, синий, мягкий), не называя сам предмет, а ребенок ищет его среди других.

Помните! При работе с мелкими деталями и материалами необходимо находиться вместе с ребенком, чтобы предотвратить случайное или намеренное проглатывание, раскусывание или попадание в носовые ходы!

Организуйте дома уголок или полку, где будут храниться материалы для сенсомоторного развития. Помимо всего перечисленного там могут находиться пазлы, мозаика, шнуровки, вкладыши разных цветов и размеров.

Источник