Влияние семейной микросреды на развитие личности ребенка

Влияние семейной микросреды на формирование личности ребенка

Ближайшим социальным окружением, в которое попадает ребенок, является, как правило, семья. Огромно влияние ее на формирование личности растущего человека. Особая значимость семейной микросреды объясняется в большой степени тем, что самостоятельность ребенка относительна, благополучие и сама жизнь его зависят от заботы и помощи воспитывающих его взрослых людей.

Воздействия такого рода, как одобрение и неодобрение, в особенности со стороны родителей, приобретают в данный период детства такую побудительную силу, что служат регулятором поведения и стимулом психического развития.
Каково же влияние семейной атмосферы на формирование отдельных свойств личности детей, некоторых особенностей их поведения? Изучением этого вопроса занимались как психологи, так и психотерапевты.
Детские психиатры и психотерапевты утверждают, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов — предрасполагающий фактор для невроза навязчивых состояний (обсессивно-компульсивного расстройства) и ряда других форм нарушений развития личности.
Большой и ценный для науки и практики материал о влиянии семьи на состояние ребенка, формирование его личностных качеств представлен в работах отечественных педагогов и психологов А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского (1973), Э. Г. Эйдемиллера (1990, 1999) и др. Интересные данные содержатся и в ряде психологических исследований. Так, например, белорусский психолог Г. М. Красневская изучала проблему неуверенности в своих силах у учащихся 1-го класса. Для таких детей были характерны прежде всего замкнутость, робость, пассивность, беспомощность, низкая самооценка и уровень притязаний. Как правило, неуверенные дети не проявляют инициативы в общении, речь их робкая и крайне неразвернутая, круг товарищей очень узок, а то и совсем отсутствует.
Исследователь обратила внимание, что родители неуверенных в себе детей стремились изолировать своего ребенка от детского окружения при домашнем воспитании, лишали его элементарной самостоятельности. Для них характерно было постоянное навязчивое назидание и морализирование с целью приучения к хорошему, положительному, за промахи и неудачи — оскорбление, унижение, высмеивание и физические наказания, внушение ребенку его слабости и неполноценности. Действуя в разнообразных сочетаниях и комбинациях, эти особенности отношений отрицательно влияли на самооценку и притязание ребенка, спо-собствовали формированию неуверенности в своих силах.
В каждой семье между ребенком и родителями складываются особые индиви-дуальные отношения, и в то же время в них можно найти что-то общее. В зависимости от того, какие пути руководства, отношения с ребенком преобладают у родителей, их условно подразделяют на несколько групп, но наиболее часто на «Демократическую» и «авторитарную» («контролируемую»).
Для «демократической» формы семейного воздействия на детей характерна тенденция многое разрешать, большой контакт с ребенком, доверие к нему, уважение, стремление родителей избегать решений по произволу, разъяснение принятых в семье правил, содержательные ответы на детские вопросы, удовлетво- ряющие их любознательность. «Авторитарная» атмосфера в семье характеризуется большим числом ограничений в отношении детей. Преобладающим стилем руководства родителей-«диктаторов» является стиль с опорой на незыблемость собственного авторитета и беспрекословное подчинение, общение с целью разъяснения правил поведения сведено до минимума.
Отмечено различие в личностных качествах в поведении детей детского возраста «авторитарных» и «демократических» родителей. Дети из «демократических» семей чаще проявляли стремление к творчеству, инициативность, тенденцию к лидерству, нонконформизму (отрицание конформизма), обнаруживали больше эмоциональности в своих социальных взаимоотношениях.
В ряде исследований, проведенных в русле социометрии, установлено влияние особенностей семьи на статус ребенка в коллективе сверстников. Общая тенденция полученных при этом результатов заключается в том, что более благоприятные условия семейного воспитания (культурный уровень родителей, полная семья, положительные взаимоотношения между родителями, демократический стиль руководства, теплота отношений к детям и т.

п.) сочетаются с высоким, а неблагоприятные — с низким социометрическим статусом ребенка среди сверстников.
Установлено, что чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медленнее он созревает как личность, тем более склонен он к пассивности и апатичности, и очень вероятно, что в дальнейшем у него сформируется слабый ха-рактер. Психологический климат в семье, т. е. характер общения с детьми, уровень интереса к ним, к их проблемам, равно как и проявление (или непроявле-ние) заботы и внимания к ним, имеет большое значение для формирования морального облика растущего человека. Необходимо, чтобы в семьях складывались благоприятные отношения, чтобы семейная атмосфера, в которой растет ребенок, рождала чувство «полной защищенности» (А. С. Макаренко).
Влияет ли размер, состав семьи на формирование личности ребенка? Сказывается ли различие (единство) в подходе к ребенку? В исследованиях, проведенных под руководством Т. А. Репиной (1979), была обнаружена прямая связь между числом взрослых, воспитывающих ребенка, и такими его качествами, как умение проявить сочувствие к другому, отсутствие агрессивности и общая зависимость, организаторские умения, самостоятельность, настойчивость. Если в воспитании ребенка наряду с родителями принимают участие бабушки и дедушки, он в большей степени проявляет сочувствие к окружающим, более доброжелателен к лю-дям, но одновременно менее самостоятелен, менее настойчив, в меньшей мере владеет организаторскими качествами.
Роль, влияние каждого члена семьи на развитие определяется в значительной степени тем, как ребенок воспринимает и оценивает каждого из них, какое у него сложилось представление и отношение к каждому члену семьи. Детская привязанность, чувства к родным выражаются многими путями — они и в желании поиграть, повозиться с ними, и в требовании общества матери, когда он болен или испуган, в подаренном отцу кораблике, вылепленном собственными руками, и в букетике цветов, собранном для бабушки, в ласках, нежностях ребенка, его сопереживаниях радостям и печалям родителей. Эти чувства и в рисунках, высказываниях детей.

Источник: Коломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С. А.. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. — СПб.: Питер,2004. —480 с.. 2004

Источник

Ближайшим социальным окружением, в которое по­падает ребенок, является, как правило, семья. Огромно влияние ее на формирование личности растущего челове­ка. Особая значимость семейной микросреды объясняется в большой степени тем, что самостоятельность ребенка относительна, благополучие и сама жизнь его зависят от заботы и помощи воспитывающих его взрослых людей. Воздействия такого рода, как одобрение и неодобрение, в особенности со стороны родителей, приобретают в дан­ный период детства такую побудительную силу, что слу­жат регулятором поведения и стимулом психического развития.

Каково же влияние семейной атмосферы на формиро­вание отдельных свойств личности детей, некоторых осо­бенностей их поведения? Изучением этого вопроса зани­мались как психологи, так и психиатры.

Психиатры утверждают, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов — предрасполагающий фактор для невроза навязчивых со­стояний и психастении. Большой и ценный для науки и практики материал о влиянии семьи на состояние ребенка, формирование его личностных качеств представлен в рабо­тах советских педагогов Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др. Интересные данные содержатся и в ряде психологических исследований. Так, например, белорусский психолог Г. М. Красневская изучала пробле­му неуверенности в своих силах у учащихся I класса. Для таких детей были характерны прежде всего замкнутость, робость, пассивность, беспомощность, низкая самооценка и уровень притязаний. Как правило, неуверенные дети не проявляют инициативы в общении, речь их робкая и край­не неразвернутая, круг товарищей очень узок, а то и сов­сем отсутствует.

Исследователь обратила внимание, что родители неуве­ренных в себе детей стремились изолировать своего ребен­ка от детского окружения при домашнем воспитании, ли­шали его элементарной самостоятельности. Для них ха­рактерно было постоянное навязчивое назидание и мора­лизирование с целью приучения к хорошему, положитель­ному, за промахи и неудачи — оскорбление, унижение, высмеивание и физические наказания, внушение ребенку его слабости и неполноценности. Действуя в разнообраз­ных сочетаниях и комбинациях, эти особенности отноше­ний отрицательно влияли на самооценку и притязание ребенка, способствовали формированию неуверенности в своих силах.

В каждой семье между ребенком и родителями склады­ваются особые индивидуальные отношения, и в то же вре­мя в них можно найти что-то общее. В зависимости от того, какие пути руководства, отношения с ребенком преобла­дают у родителей, их условно подразделяют на несколько групп, но наиболее часто на «демократическую» и «авто­ритарную» («контролируемую»).

Для «демократической» формы семейного воздействия на детей характерна тенденция многое разрешать, боль­шой контакт с ребенком, доверие к нему, уважение, стрем­ление родителей избегать решений по произволу, разъясне­ние принятых в семье правил, содержательные ответы на детские вопросы, удовлетворяющие их. любознательность.

«Авторитарная» атмосфера в семье характеризуется большим числом ограничений в отношении детей. Преоб­ладающим стилем руководства родителей-«диктаторов» является стиль с опорой на незыблемость собственного авторитета и беспрекословное подчинение, общение с целью разъяснения правил поведения сведено до минимума.

Отмечено различие в личностных качествах в поведе­нии детей дошкольного возраста «авторитарных» и «де­мократических» родителей. Дети из «демократических» се­мей чаще проявляли стремление к творчеству, инициатив­ность, тенденцию к лидерству, нонконформизму (отрица­ние конформизма), обнаруживали больше эмоционально­сти в своих социальных взаимоотношениях.

В ряде исследований, проведенных в русле социомет­рии, установлено влияние особенностей семьи на статус ре­бенка в коллективе сверстников. Общая тенденция полу­ченных при этом результатов заключается в том, что более благоприятные условия семейного воспитания (культур­ный уровень родителей, полная семья, положительные взаимоотношения между родителями, демократический стиль руководства, теплота отношений к детям и т. п.) сочетаются с высоким, а неблагоприятные — с низким социометрическим статусом дошкольника среди свер­стников.

Установлено, что чем меньше ласки, заботы и тепла по­лучает ребенок, тем медленнее он созревает как личность, тем более склонен он к пассивности и апатичности, и очень вероятно, что в дальнейшем у него сформируется слабый характер. Психологический климат в семье, т.е. характер общения с детьми, уровень интереса к ним, к их пробле­мам, равно как и проявление (или непроявление) заботы и внимания к ним, имеет большое значение для формиро­вания морального облика растущего человека. Необходи­мо, чтобы в семьях складывались благоприятные отноше­ния, чтобы семейная атмосфера, в которой растет ребенок, рождала чувство «полной защищенности» (А. С. Ма­каренко).

Влияет ли размер, состав семьи на формирование лич­ности дошкольника? Сказывается ли различие (единство) в подходе к ребенку? В исследованиях, проведенных под руководством Т. А. Репиной[138], была обнаружена прямая связь между числом взрослых, воспитывающих ребенка, и такими его качествами, как умение проявить сочувствие к другому, отсутствие агрессивности и общая зависимость, организаторские умения, самостоятельность, настойчи­вость. Если в воспитании ребенка наряду с родителями принимают участие бабушки и дедушки, он в большей сте­пени проявляет сочувствие к окружающим, более доброже­лателен к людям, но одновременно менее самостоятелен, менее настойчив, в меньшей мере владеет организатор­скими качествами.

Роль, влияние каждого члена семьи на развитие опре­деляется в значительной степени тем, как ребенок воспри­нимает и оценивает каждого из них, какое у него сложи­лось представление и отношение к каждому члену семьи. Детская привязанность, чувства к родным выражаются многими путями — они и в желании поиграть, повозиться с ними, и в требовании общества матери, когда он болен или испуган, в подаренном отцу кораблике, вылепленном собственными руками, и в букетике цветов, собранном для бабушки, в ласках, нежностях ребенка, его сопереживани­ях радостям и печалям родителей. Эти чувства и в рисун­ках, высказываниях детей.

Широк круг людей, входящих в семейную микросреду ребенка. Особо значимое место в ней занимает мать. Ей как «самому любимому человеку» отдают предпочтение де­ти всех возрастных групп детского сада. Так называли ее в беседах — 57 %, изобразили в рисунках — 49,6 % де­тей[139].

«Она очень красивая и добрая такая» (Виталик); «Моя мама мед­сестра. Она всех лечит, чтоб никто не болел. Я люблю ее» (Сережа); «Я люблю с мамой играть в шахматы» (Слава); «Мама готовит обед вкусный и купает нас с Юриком. Она все умеет делать» (Жанна).

В числе «самых любимых» у дошкольников и отец (в бе­седах — 23 %, в рисунках — 18 %).

«Папа водит меня в детский сад, а вечером читает нам сказки, катает на санках» (Лена); «Люблю папу. Он меня брал с собой на рыбалку и на лодке катает» (Игорь); «Папу люблю. Он мне всегда показывает, как рисовать или строить. И на лыжах с нами ходит, и на каток. Маме все не­когда» (Коля).

Обращает на себя внимание частое указание дошколь­никами на брата и сестру как на самых любимых членов семьи (в рисунках их образы встречаются даже чаще, не­жели образ отца,— 22 %). Среди самых любимых до­школьники называют и рисуют также бабушку и дедуш­ку (6,1 %), более дальних родственников (тетя, дядя), знакомых.

«Бабушка вкусные пироги с капустой печет и шапочку мне связала» (Ира), «Люблю бабушку, она ласковая такая и меня тоже любит» (Ла­риса) ; «Бабушка не ругает никогда и сказки мне всегда рассказывает» (Коля); «Это соседка наша тетя Лена: когда мамы нет, она со мной иг­рает» (Тома).

Проявляются некоторые половые различия в отноше­нии дошкольников к членам семьи: например, мальчики значительно чаще девочек предпочитают представителей своего пола — отца, брата, дедушку.

Взрослым членам семьи следует способствовать созда­нию наиболее благоприятной семейной атмосферы в целом для психического развития ребенка. Воспитателю — быть главным помощником в этом нелёгком процессе.

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

Содержание семейного 
воспитания очень разнообразно и 
не столь «стерильно», как, например,
воспитание в детском саду, где 
программа образовательной работы
концентрирует внимание ребенка 
в основном на положительном, что 
есть в окружающем мире. При таком 
подходе снижается способность 
ребенка адаптироваться к реальной
жизни во всем многообразии ее проявлений,
тормозится формирование иммунитета к
отрицательным образцам. В семье ребенок
бывает свидетелем и участником самых
разных жизненных ситуаций, причем не
всегда позитивного содержания и смысла.
В этом отношении социальный опыт, приобретаемый
в семье, отличается большим реализмом.
Через призму наблюдаемого поведения
близких для ребенка взрослых у него выстраивается
собственное отношение к миру, формируются
представления о ценности тех или иных
явлений, объектов.

Отношение ребенка к окружающим
предметам, нормам поведения, жизнедеятельности 
в родном доме возникает опосредованно,
благодаря его общению со всеми 
членами семьи. Эмоции, сопровождающие
это общение, помогают ребенку понять
смысл, который придается окружающему 
миру близкими людьми. Он остро реагирует 
на тон и интонацию взрослых, чутко 
улавливает общий стиль, атмосферу 
отношений. Семья предоставляет 
ребенку разнообразные поведенческие 
модели, на которые он будет ориентироваться,
приобретая свой собственный социальный
опыт. На конкретных поступках, способах
общения, которые ребенок видит 
в ближайшем окружении и в 
которые бывает сам втянут взрослыми,
он учится сравнивать, оценивать, выбирать
те или иные формы поведения, приемы
взаимодействия с окружающей действительностью.

Значение семейной
воспитательной среды — определение первых контуров
складывающегося у ребенка образа мира,
формирование соответствующего образа
жизни. С другой стороны, семья представляет
собой достаточно замкнутую общность
близких людей, которые воспитывают друг
друга, ориентируясь на общественные интересы,
потребности, используя при этом апробированные
временем средства, методы и приемы воспитания,
которые передаются от поколения к поколению.
Наблюдается заимствование новых способов
воздействия, которые взрослые члены семьи
видят в окружающей жизни, узнают из специальной
литературы. В меру своих сил и педагогических
возможностей семья руководит становлением
личности ребенка. Это характеризует семью
как фактор воспитания.

Семья выступает фактором
воспитания еще и потому, что является
организатором разнообразных видов 
деятельности детей. От рождения ребенок,
в отличие от многих представителей
животного мира, не обладает умениями,
которые обеспечат его самостоятельную 
жизнь. Его взаимодействие с миром 
организуют родители и другие члены 
семьи. В этом заложен большой 
педагогический смысл, ибо даже ребенок,
которому посчастливилось родиться
в благоприятной среде, не сможет
полноценно развиваться, если он ограничен
или лишен возможности активного взаимодействия
с ней. Дело в том, что сам по себе он не
овладевает средствами освоения, усвоения
и присвоения тех достижений культуры,
которыми он окружен. В семье начинается
приобщение ребенка к различным видам
деятельности: познавательной, предметной,
игровой, трудовой, учебной, а также деятельности
общения. Первоначально взрослые действуют
с ребенком совместно, стимулируя и подкрепляя
его активность. Но по мере того, как ребенок
овладевает отдельными действиями, представляется
возможность организовать его деятельность
как совместно-разделенную со взрослым.
По мере овладения ребенком теми или иными
действиями он превращается в субъекта
собственной деятельности, но и на этом
этапе ему необходимо внимание взрослого,
эмоциональная поддержка, одобрение, оценка,
иногда — подсказка, дополнительная информация
о том, как лучше сделать, поступить в той
или иной ситуации и т.д. Родителям важно
соблюдать меру, разумное соотношение
детской и своей собственной активности,
не выполнять за ребенка то, чему он уже
научился.

Темп современной жизни 
настолько напряжен, что взрослым
иногда легче сделать что-то за ребенка,
чем ждать, когда он справится 
с этим сам. И родители продолжают
кормить ребенка с ложки, убирать 
за ним игрушки, одежду, вытирать ему 
нос… Гораздо труднее и хлопотнее 
придумать и осуществить способ,
который поможет включить в дело
самого ребенка. С точки зрения воспитания
первый путь неэкономичен, недальновиден,
поскольку приводит к инфантилизму,
к синдрому беспомощности в поведении 
ребенка и впоследствии — взрослого 
человека. Бесконечные опасения, излишняя
осторожность взрослых, недостаток у 
них терпения и вечный дефицит 
времени приводят к тому, что в 
дошкольные годы, когда ребенку свойственна 
активность, стремление к самостоятельности
(«Я сам!»), его постоянно останавливают:
«Ты не умеешь, дай я сделаю», «Не 
лезь!», «Не трогай!». Это сдерживает
развитие самостоятельности, решительности,
а, следовательно, осложнит жизнь ребенка
на следующих этапах, когда он будет посещать
дошкольное учреждение, пойдет в школу.

Родителям следует поддерживать
каждую попытку, каждый признак самостоятельности 
ребенка, постепенно увеличивая нагрузку,
вооружившись терпением. Если корректная
помощь взрослых ребенку осуществляется
без акцента на его беспомощность,
без унижения его достоинства, если
она своевременна и незаметна, то
в структуре личности ребенка 
закрепляется первый элемент подлинной 
самостоятельности — потребность в 
целесообразных действиях, завершающихся 
практическим результатом, обладающим
общественной значимостью, культурным
смыслом. А это предпосылка развития
настойчивости, усидчивости, способности
к самоконтролю и самооценке результатов
своей деятельности и себя как деятеля.
Следует помнить, что мера усилий ребенка
должна соответствовать мере его возможностей.

Условие благоприятности 
деятельности — переживание ребенком радости
от ее процесса, результата, полученного
продукта, поэтому одинаково пагубно скажется
недооценка возможностей ребенка и его
перегрузка. Так, слишком трудное задание,
превышающее границы возможностей ребенка,
может остаться невыполненным, что принесет
ему огорчение, повлечет снижение волевых
усилий. Практика показывает, что ребенок
с меньшей охотой и прилежанием выполняет
то, что уже освоено, «пройдено», если не
внести новые элементы в его деятельность
(расширить круг действий, предложить
новые материалы).

Таким образом, организуя 
деятельность ребенка, родителям целесообразно 
учитывать, каким образом создать 
для него ситуацию успеха, благодаря 
которой происходит субъективное переживание 
приобретенных достижений, сколь 
бы малы они ни были. Эффективным 
окажется положительное подкрепление
намерений ребенка, авансирование 
успеха, акцентирование внимания на положительных 
чертах ребенка, усиление мотива деятельности.
Ощущение успеха создает у ребенка 
атмосферу эмоционального подъема,
а это, в свою очередь, инициирует
активность, стимулирует желание 
трудиться (учиться, играть).

Таким образом, семья — это 
главный фактор развития ребенка 
как личности. Успех воспитания в 
семье может быть обеспечен только
в том случае, когда созданы 
благоприятные условия для роста 
и всестороннего развития ребенка.
Определяющая роль семьи обусловлена 
ее глубоким влиянием на весь комплекс
физической и духовной жизни растущего 
в ней человека. Основными условиями 
успеха в воспитании детей в семье 
должно считать наличие нормальной
семейной атмосферы, авторитета родителей,
правильного режима дня, своевременного
приобщения ребенка к книге и 
чтению, к труду.

3. Типы и методы семейного
воспитания и их влияние на формирование
личности ребенка

Всеобъемлющее влияние родителей 
на детей, а также содержание и 
характер этого влияния объясняются 
теми механизмами социализации ребенка,
которые с наибольшей эффективностью
активизируются в семейном воспитании.
Воспитание подрастающего поколения —
одна из главных функций семьи. Семейное воспитание
— целенаправленное взаимодействие
старших членов семьи с младшими, основанное
на любви и уважении личного достоинства
и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую
поддержку, защиту и формирование личности
детей с учетом их возможностей и в соответствии
с ценностями семьи и общества. По мнению
Т.А. Куликовой, каждая семья обладает
бóльшими или меньшими воспитательными
возможностями, или воспитательным потенциалом.
Под воспитательным потенциалом
семьи современные ученые понимают
характеристики, отражающие разные условия
и факторы жизнедеятельности семьи, определяющие
ее воспитательные предпосылки: ее тип,
структуру, материальную обеспеченность,
место проживания, психологический микроклимат,
традиции и обычаи, уровень культуры и
образования родителей и др. При этом все
факторы необходимо рассматривать в совокупности,
а не изолированно друг от друга.

Семья может выступать 
в качестве как положительного, так 
и отрицательного фактора становления 
личности подростка. Положительное 
воздействие на личность проявляется 
в том, что никто кроме близких 
родственников не относится к 
ребенку лучше, не любит его и 
не заботится о нем, так как 
они. Одновременно с этим никакой 
другой социальный институт не может 
потенциально нанести столько вреда 
в воспитании. В связи с особой
воспитательной ролью семьи возникает 
вопрос о том, как максимизировать 
положительные и минимизировать
отрицательные влияния семьи 
на поведение развивающейся личности.
Для этого необходимо четко определить
внутри семейные социально-психологические 
факторы, имеющие воспитательное значение.

В качестве основных условий,
обеспечивающих оптимальный тип 
семейного воспитания, выступают: искренняя 
любовь к ребенку, последовательность
в поведении, единство требований со
стороны окружающих взрослых, адекватность
воспитательных мер, наказаний, невключение
в конфликтные отношения взрослых. Все
перечисленные требования направлены
на то, чтобы обеспечить ребенку теплоту
и надежность атмосферы, что является
залогом его внутреннего спокойствия
и стабильности психики.

Неблагоприятными чертами 
личности матери, способствующими происхождению 
семейных конфликтов, по определению 
А.И. Захарова, являются:

сензитивность — повышенная
эмоциональная чувствительность, склонность
все близко принимать к сердцу, легко расстраиваться
и волноваться;

аффективность — эмоциональная
возбудимость или неустойчивость настроения,
главным образом в сторону его снижения;

тревожность — склонность к 
беспокойству;

недостаточная внутренняя согласованность 
чувств и желаний, или противоречивость
личности, в целом обусловленная 
трудно совместимым сочетанием трех
предшествующих и трех последующих 
характеристик;

доминантность или стремление
играть значимую, ведущую роль в отношениях
с окружающими;

эгоцентричность — фиксация
на своей точке зрения, отсутствие гибкости
суждений;

гиперсоциальность — повышенная
принципиальность, утрированное чувство
долга, трудность компромиссов.

В отечественной и зарубежной
науке предпринимаются попытки 
классифицировать типы воспитания, приводящие
к болезненным и асоциальным 
реакциям. Нарушения процесса воспитания
в семье оценивают по следующим параметрам:

  • Уровень протекции — чрезмерная и недостаточная.
  • Степень удовлетворенности потребностей ребенка — потворствование и игнорирование потребностей ребенка.
  • Количество и качество требований к ребенку — чрезмерность и недостаточность требований — обязанностей ребенка.
  • Неустойчивость стиля воспитания — резкая смена стиля.

Устойчивые сочетания 
выделенных параметров представляют собой 
различные типы негармоничного (неправильного)
воспитания. Э.Г. Эйдемиллером выделены
следующие отклонения в стилях воспитания:
потворствующая гиперпротекция, доминирующая
гиперпротекция, повышенная моральная
ответственность, эмоциональное отвержение,
жестокое обращение, гипопротекция. Наиболее
распространенными типами неправильного
воспитания являются гиперопека и гипоопека
(Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина).

Гиперопека, или гиперпротекция,
— многократно исследовавшийся тип воспитания,
чаще всего встречающийся среди матерей.
Характеризуется чрезмерной опекой родителей.
Ребенка жалеют, балуют, оберегают от трудностей,
стремятся все выполнить за него. Это делает
ребенка беспомощным и приводит к еще
большему отставанию в развитии. Основные
проявления гиперпротекции:

  • чрезмерная забота о ребенке;
  • неспособность матери отпускать ребенка от себя, в том числе и избыточный физический контакт, например, длительное кормление грудью;
  • так называемая инфантилизация, то есть стремление видеть в относительно большом ребенке маленького.

Гиперопека проявляется в двух
полярных формах: мягкой, потворствующей,
и жесткой, доминирующей. Первая форма
часто приводит к формированию демонстративных
черт личности, вторая — к развитию психастенического
типа личности, то есть человека, постоянно
сомневающегося, неуверенного в себе.

В результате длительной гиперопеки
ребенок теряет способность к мобилизации
своей энергии в трудных ситуациях, он
ждет помощи от взрослых и прежде всего
от родителей. Формируется, по терминологии
Э. Берна, «приспособившийся ребенок»,
который функционирует за счет снижения
своих способностей чувствовать, проявлять
любознательность, и в худшем случае —
за счет проживания не своей жизни. Такой
ребенок, столь удобный родителям и другим
взрослым, проявит отсутствие важнейшего
новообразования дошкольного возраста
— инициативности.

Второй тип — гипоопека, или гипопротекция,
— неправильная родительская позиция,
проявляющаяся в недостатке внимания
и заботы к ребенку. Родители не уделяют
должного внимания ребенку, предоставляют
его самому себе. Это приводит к еще большему
отставанию в развитии, появлению неадекватных
реакций у ребенка. Дети в таких семьях
чаще всего нежданные, нежеланные. На эту
ситуацию дети реагируют по-разному. Одни
замыкаются, отчуждаются от эмоционально
«холодных» родителей, пытаются найти
близкого человека среди других взрослых.
Другие погружаются в мир фантазий, придумывая
себе друзей, семью, пытаясь разрешить
свои проблемы хотя бы в сказочной форме.
Некоторые дети пытаются всячески понравиться
своим родителям, ведут себя льстиво и
угодливо, а при неудаче начинают обращать
на себя внимание другими доступными способами
— истериками, грубостью, агрессией.

Есть семьи, где детей 
вроде бы и любят, и внимательны 
к ним, но воспитывают очень строго,
ориентируясь не на свои чувства, а 
только на общепринятые нормы. При этом
не учитывают индивидуальных особенностей
своего ребенка, его темпа развития,
способностей, формируют необходимые 
для «взрослой» жизни качества и 
часто не обращают внимания на его 
детскую жизнь, его переживания 
и чувства. Фактически ребенок лишается
полноценного детства.

Источник