Основные этапы развития ребенка возрастные анатомо физиологические особенности органов и систем

К
дошкольному возрасту относится период
жизни ребёнка от 3 до 7 лет. Дети этого
возраста заметно отличаются по развитию
от детей раннего возраста. У них происходит
дальнейшее развитие и совершенствование
организма. Физическое развитие детей
в этот период отличается неравномерностью.
В возрасте 4-5 лет темпы роста несколько
замедляются, ребёнок за год вырастает
в среднем на 4-6 см, а на протяжении
шестого-седьмого года жизни прибавка
в росте достигает 8-10 см в год. Бурное
увеличение роста детей в возрасте 6-7
лет получило название первого периода
вытягивания. Оно связано с функциональными
изменениями в эндокринной системе
(усилении функции гипофиза). К 7 годам у
ребёнка заметно удлиняются верхние и
нижние конечности, увеличивается
окружность грудной клетки. Прибавка
массы тела у детей к 4 годам несколько
замедляется и составляет в среднем за
год 1,2-1,3 кг, а затем она вновь увеличивается:
за пятый год жизни ребёнок прибавляет
в среднем 2 кг, за шестой — 2,5 кг, за седьмой
— около 3,5 кг. К 6-7 годам у ребёнка отмечается
удвоение массы тела по сравнению с
массой в годовалом возрасте. У детей
дошкольного возраста отмечается
дальнейшее развитие костно мышечной
системы. Костная ткань становится более
плотной, увеличивается масса мышц. К 5
годам значительно увеличивается
мускулатура нижних конечностей,
увеличивается ее сила и работоспособность.
Совершенствуется сократительная
способность мышц, увеличивается их
сила. Развитие и дифференцировка
центральной нервной системы выражаются
в совершенствовании статических и
двигательных функций, развитии координации
движений. Дети дошкольного возраста по
сравнению с детьми раннего возраста
более выносливы к физическим нагрузкам.
У них хорошо развита речь, дети этого
возраста имеют уже определённые навыки
в самообслуживании, труде, подготовлены
к обучению в школе. Сопротивляемость
заболеваниям у детей дошкольного
возраста значительно выше. Деятельность
пищеварительного тракта у детей к концу
дошкольного возраста достигает уровня
взрослого человека. К 7 годам у ребёнка
прорезываются коренные постоянные
зубы. С 6-7 лет начинается смена всех
молочных зубов. Объем желудка к 5-7 годам
достигает 400-500 мл, увеличивается его
мышечный слой. Активно функционируют
слюнные железы, значительно увеличивается
количество пищеварительных соков и
повышается их ферментная активность.
У детей этого возраста значительно реже
возникают расстройства желудочно-кишечного
тракта.

16. Возрастные анатомо-физиологические особенности систем и органов в младшем школьном возрасте (7-10лет). Возможные заболевания, их профилактика.

После
периода первого физиологического
вытяжения (6-7 лет) скорость роста
относительно стабилизируется. У 8-летнего
ребенка он 130 см, 11-летнего — в среднем
145 см.

Масса
тела также возрастает более упорядоченно.
Вес 7-летнего-около 25 кг, 11-летнего — 37
кг. Кожа и подкожная клетчатка. К 7 годам
появляются большие скопления жировых
клеток в области груди и живота, что при
неправильном питании усугубляется
общим ожирением. Окончательно формируются
потовые железы, теперь ребенок менее
подвержен переохлаждениям и перегреваниям.

Мышечная
система. Сила мышц увеличивается,
работоспособность восстанавливается
очень быстро. Пальцам подвластна более
тонкая работа — письмо, лепка.

Костная
система. Процесс роста и образования
костей не прекращается. Протяженность
работы, сидя на уроках в школе, при
выполнении домашних заданий делает
первостепенной опасность искривления
позвоночника. Грудная клетка все более
активно участвует в дыхании, увеличивается
ее объем. К 11 годам появляются различия
в форме таза — у девочек он более широкий,
имеется тенденция к расширению бедер.

Органы
дыхания. К 7 годам окончательно формируется
структура легочной ткани, увеличивается
диаметр воздухоносных путей (трахеи,
бронхов), и набухание слизистой при
заболеваниях дыхательной системы уже
не создает серьезной опасности. Частота
дыханий уменьшается в 10 лет до 20 в минуту.

Сердечнососудистая
система. Средняя частота пульса с 5 до
11 лет уменьшается со 100 до 80 ударов в
минуту. Артериальное давление 11-летнего
ребенка в среднем — 110/70 мм рт. ст.

Органы
пищеварения. Пищеварительные железы
хорошо развиты, активно функционируют,
пищеварение практически не отличается
от того, что у взрослых. Частота опорожнения
кишечника 1-2 раза в день.

Органы
мочевыделения. Строение почек как у
взрослых. Постепенно нарастает суточное
количество мочи. В 5-8 лет оно составляет
700 мл, а в 8-11 лет — 850 мл.

Иммунная
система. Защитные силы организма развиты
хорошо. Лабораторные показатели
практически соответствуют взрослым.

Эндокринная
система. Заканчивается ее развитие, под
действием гормонов происходит постепенное
появление признаков полового созревания.
У девочек в 9-10 лет округляются ягодицы,
незначительно приподнимаются соски
молочных желез, в 10-11 лет — набухают
грудная железа, появляются волосы на
лобке. У мальчиков в 10-11 лет начинается
рост яичек и полового члена.

Нервная
система. Расширяются аналитические
возможности. Ребенок размышляет над
своими поступками и окружающих. Все же
в поведении ребят младшего школьного
возраста еще много игровых элементов,
они еще не способны к длительной
сосредоточенности. Некоторые, особенно
дети, которые воспитывались без
сверстников, замкнуты, с трудом приживаются
в коллективе, что впоследствии может
сказаться на их психическом типе
характера.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

В отраслях наук о человеке существуют разнообразные возрастные периодизации. Периодизация строится на выделении возрастных особенностей. Возрастные особенности — специфические для определенной стадии жизни человека анатомо-физиологические и психические качества. Периодом принято считать промежуток времени, охватывающий какой-либо законченный процесс.

Каждому возрастному периоду характерны ярко выраженные, специфические особенности, характеризующие совокупность специфических закономерностей развития. Смена периодов происходит скачкообразно. Периоды ускоренного развития сменяются периодами замедления. Особенности развития ребенка в последующий период имеют количественные и качественные отличия от предыдущего. Знание особенностей возрастной периодизации необходимо для правильного построения индивидуальной программы физической реабилитации ребенка, имеющего отклонения в состоянии здоровья.

В практике лечебной физической культуры используется классификация детского возраста принятая в 1965 г на Международном симпозиуме в Москве, в которой выделены семь периодов взросления и созревания, длительность которых колеблется от нескольких дней до нескольких лет.

I Период новорожденности — с рождения до 10 дней.

II Грудной возраст — 10 дней — 1 год.

III Раннее детство — 1-3 года.

IV Первое детство — 4-7 лет.

V Второе детство: мальчики от 8 до 12 лет, девочки от 8 до 11 лет.

VI Подростковый возраст: мальчики 13-16 лет, девочки 12-15 лет.

VII Юношеский возраст: юноши 17-21 год, девушки 16-20 лет.

Период новорожденности и грудной возраст (1-й и 2-й периоды). Период новорожденности протекает без осложнений у большинства детей, родившихся у здоровых матерей. Такие дети легче адаптируются в постнатальном периоде к новым условиям внешней среды. К внешним признакам адаптации относятся:

· неустойчивость температуры тела новорожденного, которая выражается в наличии транзиторной лихорадки (на 3-4 дня). Температура повышается до 38-400 и удерживается несколько часов.

· физиологическая желтуха присутствует у 50% новорожденных.

· физиологическое снижение веса на 5-7% в первые 3-4 дня жизни ребенка, которое возвращается к исходному уровню к 10-11 дню.

В этом периоде все системы организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия. Наличие пассивного иммунитета предохраняет новорожденного от острых вирусных инфекций (корь, скарлатина, краснуха и т.д.). Вместе с тем, дети восприимчивы к стафилококкам, сальмонеллам.

Длительность периода грудного возраста — 11 месяцев (до конца первого года жизни). Данный период характеризуется повышенной интенсивностью обменных процессов, которые протекают на фоне функциональной незрелости основных систем организма. Ослабевает пассивный иммунитет, а приобретенный иммунитет достаточно слаб, поэтому во второй половине года возрастает вероятность заболеваний вирусными инфекциями, острыми желудочно-кишечными болезнями, пневмонией, кожными заболеваниями, рахитом.

Ведущей деятельностью этого периода (Эльконин Д.Б.) является – непосредственно эмоциональное общение, личностное общение со взрослыми, внутри которого ребенок учится предметным действиям.

Читайте также:  Роль обучения в психологическом развитии ребенка

Период раннего детства или преддошкольный (3-й период). Период характеризуется заметным снижением энергии роста, но более быстрым созреванием центральной и периферической нервной системы, расширяются условно-рефлекторные связи, происходит становление второй сигнальной системы. Дети подвижны, любознательны, активно контактируют с внешним миром. Совершенствуется речь. Быстро развивается психика. Расширяются границы эмоциональных проявлений: радости, обиды, удивления, страха, застенчивости, которым свойственна лабильность. Продолжает созревать двигательный анализатор. Центральное звено двигательного анализатора расположено рядом с центром речи и письма. Под действием сигналов из двигательных центров стимулируется развитие близлежащих областей. Поэтому, давая ребенку задания на развитие мелкой моторики (мозаика, игры с конструкторами и др.) можно совершенствовать его речь, учить счету, формировать обобщающие функции мозга. Задержка созревания движений, повлечет задержку речи и общее отставание в психомоторном развитии. Не следует ограничивать двигательную активность ребенка и различные игры, в которых закладываются бытовые и трудовые навыки.

Ведущая деятельность – предметно-манипулятивная, внутри которой ребенок сотрудничает со взрослым в освоении новых видов деятельности.

Период первого детство или дошкольный (4-й период). Период характеризуется качественным и функциональным совершенствованием головного мозга, органов и систем.

Большинство детей начинают посещать детские дошкольные учреждения. В контактах со сверстниками расширяется кругозор ребенка, его взаимодействие с окружающим миром. Продолжает укрепляться опорно-двигательный аппарат. Увеличивается объем активных движений. К концу периода начинается смена молочных зубов.

До 4 лет дети не могут сочетать четкие движения с ходьбой. Бег похож на семенящий шаг. Дети легко играют с мячом, но им еще трудно ловить его и посылать его. Внимание неустойчиво, ребенок быстро утомляется от однообразных движений.

К 5 годам улучшается координация движений, осваиваются прыжки.

К 6 годам дети бегают легко, исчезают боковые раскачивания. В этом возрасте часто развиваются инфекционные болезни, связанные с низким иммунитетом и возрастными контактами детей. К концу пребывания в детских садах увеличивается количество детей, часто болеющих или имеющих слабое физическое развитие.

Завершается период первым физиологическим вытяжением — значительным увеличением длины конечностей, отставание в развитии сердечно-сосудистой системы приводит к появлению в это время функционального изменения сердца.

Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра, внутри которой ребенок ориентируется в самых общих смыслах человеческой деятельности, например, семейной и профессиональной.

Период второго детства или младший школьный возраст (5-й период). Период длится до 11-12 лет и характеризуется равномерным процессом роста и развития. Ежегодная прибавка в росте составляет 5 см, в весе 2-3 кг. С позиции физиологов это один из наиболее скоростных периодов в развитии высшей нервной деятельности. Продолжает улучшаться память, повышается интеллект, концентрация внимания.

К этому возрасту закончил свое формирование позвоночник, но он остается подвижным и легко поддается негативным воздействиям. Требуется постоянный контроль за осанкой. Впервые проявляется половой диморфизм физического развития. У мальчиков формируется характерное мышечное сложение.

Совершенствуются кистевые и пальцевые движения, отмечается их легкость и естественность.

Период подросткового возраста или старший школьный возраст (6-й период).

Подростковый (переходный) возраст охватывает период у девочек с 12 до 15 лет, у мальчиков с 13 до 16 лет. Это один из самых трудных и ответственных периодов в жизненном цикле человека. Его основная особенность — половое созревание, связанное со сложными физическими и психическими состояниями ребенка. Дети еще не становятся взрослыми, но уже перестают быть детьми.

На этот период приходится второй «пик» скелетного вытяжения, называемой пубертатным скачком роста: у мальчиков до 9,5 см/год, у девочек до 8 см. Затем скорость роста резко снижается и доходит до нуля.

Продолжают совершенствоваться функции основных систем организма.

У девочек в этот период наблюдается так называемые вегетативные вспышки и взрывы: возникают неожиданные сердцебиения, одышка, сосудистые расстройства; они часто жалуются на болевые ощущения в области сердца. Отмеченные явления — результат временного расстройства регуляции работы внутренних органов. По этой же причине у девочек отмечается и повышенная возбудимость: резкая смена настроения, склонность к слезам… Все отмеченные изменения в высшей нервной деятельности у мальчиков выражены меньше, чем у девочек. Это объясняется тем, что у мальчиков значительно больше объем двигательной активности, что частично и смягчает отмеченные изменения.

В период наибольших «трудностей» для ребенка необходимо создать оптимальные условия для дальнейшего роста и развития, уменьшить по возможности патогенные воздействия.

Ведущая деятельность – общение со сверстниками. Воспроизводя межличностные отношения, которые существуют в мире взрослых людей, подростки принимают или отвергают их. В этом общении оформляются смысловые ориентации подростка на его будущее, на взаимоотношения с людьми, появляются задачи и мотивы дальнейшей деятельности.

Период юношеского возраста 17-21 год для юношей, 16-20 лет — для девушек (7-й период). Организм начинает переходить на взрослый уровень функционирования. Увеличиваются размеры тела в ширину; за исключением крупных трубчатых костей, завершается окостенение. По уровню суточных энерготрат юноши и девушки приближаются к мужчинам и женщинам. В этот период возрастает уровень этических, эстетических и интеллектуальных эмоций, самосознания. Особенности психики в юношеском возрасте во многом связаны с появляющимся чувством полового влечения. Дети по прежнему очень ранимы.

Ведущая деятельность – учебно-профессиональная. В этот период происходит освоение профессиональных навыков и умений.

Рациональный режим дня, оптимальная двигательная активность станут основой нормального функционирования разных систем организма, а своевременная коррекция (средства ЛФК) развивающихся отклонений в состоянии здоровья ребенку позволит переходить в каждый новый период жизни с определенным запасом прочности.

Главной особенностью физической реабилитации больных и ослабленных детей является то, что после болезни они страдают от гипокинезии, на фоне которой к страданиям патологическим добавляются нарушения физического, психического и моторного развития.

Средства физической реабилитации, используемые в детском возрасте, выглядят так: лечение положением, массаж, физические упражнения, естественные факторы природы, физиотерапия. ЛФК показана при абсолютном большинстве заболеваний, как общеразвивающая, общеукрепляющая и патогенетическая терапия. Противопоказания такие же, как у взрослых, но добавляются временные противопоказания по применению отдельных видов двигательных заданий.

Дата добавления: 2015-02-04; просмотров: 9408; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10106 — | 7847 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Цель:

Познакомить
с анатомо-физиологическими особенностями
детей грудного возраста

План
изложения материала:

АФО
кожи и слизистых оболочек ребенка

АФО
костно-мышечной системы

АФО
дыхательной и сердечно-сосудистой
систем

АФО
ЖКТ и мочевыделительной систем

АФО
органов кроветворения и эндокринной
системы у детей

АФО
нервной системы и органов чувств

Основные
показатели физического и нервно-психического
развития детей первого года жизни

После
изучения темы студент должен:

Представлять
и понимать:

Взаимосвязь
между некоторыми АФО детей и особенностями
течения патологических процессов у
ребенка

Роль
медсестры в стимуляции физического и
нервно-психического развития детей
грудного возраста

Знать:

Особенности
ухода за кожей и слизистыми оболочками
ребенка грудного возраста

Сроки
прорезывания молочных зубов, особенности
роста костей

Сроки
исчезновения физиологического гипертонуса
мышц-сгибателей

АФО
дыхательной и сердечно-сосудистой
систем

Причину
частых диспептических расстройств у
детей грудного возраста

Частоту
мочеиспусканий и дефекаций на первом
году жизни

Особенности
гемограммы ребенка первого года жизни

АФО
эндокринной системы у детей

АФО
нервной системы и органов чувств

Основные
показатели физического и нервно-психического
развития детей первого года жизни

Кожа и слизистые
оболочки.

Кожа ребенка
раннего возраста хорошо кровоснабжается.
Очень высока способность кожи ребенка
к регенерации. Роговой слой тонкий и
состоит из 2-3 слоев слабо связанных
между собой клеток. Базальная мембрана
(между эпидермисом и дермой) не обеспечивает
прочную связь основных слоев кожи, что
может привести (при заболевании,
травматизации) к легкому отделению
эпидермиса. Ввиду морфологической
незрелости кожи плохо развита защитная
ее функция. Кожа чрезвычайно ранима и
склонна к мацерации, легко инфицируется,
доступна вредному воздействию химических
раздражителей. Именно поэтому при уходе
за ребенком необходимо строго соблюдать
чистоту и асептику. Несовершенна
терморегуляторная функция кожи, это
связано как с недостаточно развитой
функцией терморегуляции ЦНС, так и с
недоразвитием протоков потовых желез
(потоотделение начинается с 3-4 месяцев
жизни). Ребенок раннего возраста легко
перегревается или переохлаждается.
Достаточно хорошо развиты и выделительная
функция и функция всасывания. А дыхательная
функция кожи ребенка развита даже лучше,
чем у взрослого. Кожа – вторые легкие
ребенка, поэтому так важно поддерживать
ее в чистоте. Необходимо помнить, что
кожа играет и витаминообразующую роль.
Витамин Д незаменим в фосфорно-кальциевом
обмене и крайне важен для растущего
организма ребенка.

Читайте также:  Развития ребенка 5 лет в старшей группе детского сада

Кожа новорожденного
покрыта первородной смазкой, которая
защищает ее от вредных воздействий
окружающей среды. Значительная секреция
сальных желез может привести к образованию
на коже (чаще носа) беловато-желтых точек
(милиа).

Длинных волосы
новорожденного не имеют сердцевины и
через 6-8 недель выпадают и заменяются
новыми.

Слизистые оболочки
ребенка богаты кровеносными сосудами,
хорошо регенерируют. Но при развитии
воспалительных процессов у детей
значительноболее выражен
отечный компонент воспаления.

Костно-мышечная
система.

Основу скелета
новорожденного составляет хрящевая
ткань, которая по мере роста ребенка
заменяется костной. По точкам окостенения
можно наиболее точно определить возраст
ребенка (костный возраст ближе всего
соотносится с биологическим возрастом).
Ростковой зоной кости является
метаэпифизарная. Костная ткань ребенка
содержит много воды, хорошо кровоснабжается
(выше чем у взрослых риск инфекционных
заболеваний костей – остеомиелита и
пр.) и бедна минеральными солями. Кости
содержат много эластических волокон,
надкостница толстая, хорошо развита.
Из-за этой особенности у детей раннего
возраста распространены поднадкостничные
переломы (по типу «ивовой ветки»).

Череп новорожденного
относительно больших размеров, мозговой
отдел преобладает над лицевым. Швы
черепа закрываются к 2-3 месяцам, полное
сращение происходит к 3-4 годам. У
доношенного новорожденного открыт
большой родничок (между теменными и
лобной костями), он закрывается к 12-15
месяцам.

Молочные зубы
прорезываются у здоровых детей, начиная
с 6-7 месяцев. Сначала медиальные нижние
резцы, потом верхние, боковые. К году у
ребенка обычно 8 зубов. К 2 годам 20 (по
формуле N
– 4, где N
– число месяцев). Смена молочных зубов
на постоянные начинается с 5-6 лет. Сначала
появляются большие коренные зубы, и
только затем идет смена молочных на
постоянные в той же последовательности,
в какой они прорезывались. В 11-12 лет
появляются вторые большие коренные
зубы. 17-25 лет – третьи (зубы мудрости).

Грудная клетка
детей 1-го года жизни имеет форму цилиндра,
ребра расположены горизонтально, под
прямым углом к позвоночнику, что
ограничивает ее подвижность и затрудняет
расправление легких. Глубина вдоха
обеспечивается в основном экскурсией
диафрагмы (нет резерва для дыхания).

Позвоночник
новорожденного не имеет физиологических
изгибов. Они формируются в связи с
возникновением статических функций:
шейный лордоз появляется с 2 месяцев,
когда ребенок начинает держать головку;
грудной кифоз – с 6 месяцев, когда ребенок
сидит; и поясничный лордоз – с 10-12
месяцев, когда ребенок подолгу стоит.

У новорожденного
отмечается гипертонус мышц-сгибателей,
что обеспечивает флексорную позу. Он
сохраняется до 3-4 месяцев (до 4 месяцев
наблюдается ограничение подвижности
суставов). Мускулатура ребенка развивается
с возрастом. Сначала идет рост крупных
мышц, обеспечивающий приобретение
моторных умений. Мелкие мышцы до 4-5 лет
остаются плохо развитыми (мелкая
моторика). Отмечается низкая сократительная
способность мышц ребенка по сравнению
с взрослым (3-4 сокращения в минуту против
60-80 у взрослого). Что повышает риск
травматизации ребенка при неожиданных
событиях (ожог утюгом). Максимальная
скорость восстановления мышц после
нагрузки отмечается в возрасте 7-9 лет,
а выносливость достигается к 17 годам.
Наибольший прирост мышечной массы
отмечается в период полового развития.
Для развития ребенка и его мышечной
системы очень важно регулярная
двигательная активность (дошкольник
должен не менее 4-6 часов в день быть в
движении, чтобы развиваться гармонично).
Необходимо помнить об особенностях
строения и функционирования скелетных
мышц при проведении массажа, гимнастики,
выборе вида спорта для занятий физкультурой
ребенка.

Отмечается гипотония
гладкой мускулатуры ребенка (зияние
сфинктеров), что является одной из причин
развития срыгиваний (недостаточность
кардии), других функциональных расстройств
со стороны внутренних органов.

Дыхательная
система
.

Органы дыхания к
моменту рождения ребенка морфологически
несовершенны. В течение первых лет жизни
они интенсивно растут и дифференцируются.
К 7 годам их формирование заканчивается.

Слизистая оболочка
дыхательных путей (полость носа, глотка,
гортань, трахея, бронхи) тонкая и легко
ранимая, богата капиллярами, рыхлой
клетчаткой. Все эти особенности
способствуют развитию выраженного
отечно-воспалительного процесса при
заболевании дыхательных путей. Риск
инфекционных процессов органов дыхания
у детей выше не только благодаря хорошо
развитому кровоснабжению, но и сниженной
продукции иммуноглобулина А. В дыхательных
путях и легких детей недостаточное
количество эластической ткани, мало
вырабатывается сурфактанта (вещество,
препятствующее спадению альвеол на
выдохе), что увеличивает вероятность
спадения легкого и нарушения проходимости
дыхательных путей при их заболевании.
Одно из распространенных осложнений
пневмонии у детей раннего возраста –
ателектаз. Хрящевой каркас нижних
отделов дыхательных путей мягкий и
податливый, что тоже может способствовать
нарушению их проходимости.

Носовые ходы
ребенка узкие и при отеке слизистой
вследствие воспаления (насморк) носовое
дыхание становится невозможным. Для
ребенка раннего возраста эта проблема
не только засыпания (сна), но и кормления,
т.к. сосание в этом случае вызывает
значительные затруднения. Дети до года
не умеют дышать ртом, и при заложенности
носа может развиться одышка. Придаточные
пазухи носа к рождению ребенка не
сформированы и синуиты редко встречаются
у детей до 2-3 лет. Пещеристая ткань
подслизистой оболочки носа так же
развита недостаточно, чем и объясняются
редкие носовые кровотечения у детей до
7 лет. Слезно-носовой проток широкий,
что способствует проникновению инфекции
из носа в коньюктивальный мешок.

К моменту рождения
небные миндалины у детей недостаточно
развиты и до 1 года исключительно редко
развиваются ангины. Зато в возрасте 3-4
лет у детей наблюдается физиологическая
гипертрофия носоглоточных миндалин,
что при развитии воспалительных процессов
носоглотки всегда приводит к стойкому
нарушению носового дыхания.

Евстахиева труба
у детей раннего возраста короткая,
широкая и расположена более горизонтально,
что объясняет частое развитие отитов,
как осложнений ринофарингитов.
Надгортанник у новорожденного мягкий,
легко сгибается, что может быть причиной
появления шумного (стридорозного)
дыхания.

Гортань у детей
дошкольного возраста имеет воронкообразную
форму и значительно уже по диаметру,
чем у взрослого. Узость просвета гортани,
легко возникающий и ярко выраженный
отек подслизистого пространства при
воспалительных процессах гортани, спазм
гладкой мускулатуры из-за обилия нервных
окончаний могут привести к осложнению
ларингита, встречающемуся только у
дошкольников – стенозу гортани (острый
стенозирующий ларинготрахеит).

Трахея очень
подвижна, хрящи мягкие, что очень
затрудняет ее интубацию.

Бронхи узкие, их
хрящи так же мягкие и податливые. У
новорожденного угол отхождения бронхов
одинаков, но с возрастом правый угол
становится больше и инородные тела
дыхательных путей чаще попадают в правый
бронх. У новорожденного и детей раннего
возраста плохо развит кашлевой рефлекс,
механизмы самоочищения бронхов (движения
мерцательного эпителия), что способствует
развитию воспалительных процессов. В
мелких бронхах легко развивается спазм
в ответ на различного рода раздражения,
что увеличивает риск развития обструкции
бронхов и бронхиальной астмы, как
осложнения бронхита и пневмонии.

Читайте также:  Центры развития ребенка в магнитогорске

Ткань легкого
полнокровна (богата сосудами и водой),
содержит мало эластических волокон
(маловоздушна). Эта особенность
способствует возникновению эмфиземы,
отека легкого, ателектаза. Ателектазы
чаще возникают в задненижних отделах
легких из-за их слабой вентиляции.

Диафрагма расположена
высоко, что при развитии условий,
затрудняющих ее движение (метеоризм)
приводит к ухудшению вентиляции легких.

Потребность
растущего организма ребенка в кислороде
огромна, а легочный объем очень мал (у
новорожденного объем легких составляет
всего 0,5 л). Приходиться компенсировать
учащением дыхания. У новорожденного
частота дыхательных движений составляет
40-60 в минуту, в 1 год – 35, в 4 лет – около
25, в 8 лет 20. а после 10 лет – как у взрослого
– 16-18. Дыхание новорожденного имеет
поверхностный характер, продолжительность
вдоха почти равна выдоху (пуэрильное
дыхание), часто встречается дыхательная
аритмия (неправильное чередование пауз
между вдохом и выдохом), иногда развивается
дыхательное апноэ. Это связано с
несовершенством функции дыхательного
центра продолговатого мозга. Новорожденный
дышит животом, в раннем возрасте
преобладает смешанный тип дыхания
(грудо-брюшной), в периоде полового
созревания у мальчиков устанавливается
брюшной, а у девочек грудной тип дыхания.

Сердечно-сосудистая
система.

Cердце
новорожденного относительно велико и
располагается горизонтально. Границы
сердца у детей раннего возраста шире,
чем у взрослого. Только к 2-3 годам оно
принимает косое положение. Толщина
стенок левого и правого желудочка
одинакова, поэтому электрическая ось
сердца на ЭКГ не имеет отклонения. Стенки
желудочков сердца тонкие, легко
растяжимые. У детей первых месяцев жизни
сохраняются сообщения между правыми и
левыми отделами сердца: овальное
отверстие, артериальный проток, что
приводит к смешиванию артериальной
крови с венозной и проявляет себя в
частом развитии дыхательной и
сердечно-сосудистой недостаточности,
наличии сердечных шумов.

Повышенные
потребности тканей ребенка в кислороде
и питательных веществах удовлетворяются
не за счет большего систолического
объема, а за счет увеличения числа
сердечных сокращений. Частота сердечных
сокращений новорожденного составляет
140-160 ударов в минуту, к 1 году – 120, к 3
годам – 110, к 5 годам – 100, к 10 годам – 90,
а затем как у взрослого – 60-80.Пульс у
детей отличается большой лабильностью:
плач, физическое напряжение вызывают
тахикардию. Для него так же характерна
дыхательная аритмия: на вдохе он
учащается, а на выдохе урежается.
Работоспособность детского сердца
более высокая, чем у взрослого.

Сосуды у детей
раннего возраста относительно широкие,
диаметр вен приблизительно равен
просвету артерий. Стенки сосудов мягкие,
их проницаемость выше, чем у взрослых.
Эта особенность наряду с обилием
капилляров предрасполагают к застою
крови, что может приводить к развитию
заболеваний (пневмония, остеомиелит).
У детей большая скорость кровотока (12
секунд против 22 у взрослых), что связано
как с высокой частотой сердечных
сокращений, так и небольшой длиной
сосудистого русла.

Артериальное
давление у детей более низкое, чем у
взрослых. Примерный уровень максимального
(систолического) давления у детей до 1
года можно рассчитать по формуле 70+n,
где n
– число месяцев, у детей старше года по
формуле: 80+2n,
где n
– число лет. Диастолическое (нижнее)
давление обычно составляет 2/3 – 1/2 от
систолического.

Пищеварительная
система.

Органы пищеварения
новорожденного недостаточно развиты
и приспособлены переваривать только
материнское молоко.

Слизистая оболочка
полости рта нежная, богата кровеносными
сосудами. В первые месяцы жизни ребенка
слюнные железы продуцируют мало слюны,
что приводит к сухости слизистой полости
рта и легкой ее ранимости. Усиление
саливации наступает к 4-5 месяцам, что
связано с прорезыванием зубов. Акту
сосания ребенка содействуют жировые
комочки Биша, расположенные в толще
щек, широкий язык, хорошо развитые мышцы
губ, языка. В полости рта у детей первых
месяцев жизни практически не происходит
расщепление питательных веществ, поэтому
выделяется очень мало ферментов (вместо
амилазы продуцируется птиалин).

Пищевод у детей
относительно длиннее и уже (специальные
зонды), плохо развит кардиальный сфинктер.

Объем желудка
относительно мал: у новорожденного
составляет 30-35 мл, в 3 месяца – 100 мл, к
году 200-250 мл. В горизонтальном положении
ребенка пилорический отдел желудка
располагается выше дна. Мускулатура
развита плохо. До 3 месяцев срыгивания
являются физиологичными из-за анатомической
и функциональной недостаточности
кардиального сфинктера. Кислотность
желудочного сока и активность его
ферментов у детей раннего возраста
низкая, что часто приводит к развитию
нарушений переваривания пищи при
малейших погрешностях в питании и даже
спонтанно (функциональные диспептические
расстройства).

Печень новорожденного
относительно больших размеров, но
функционально незрелая. Особенно плохо
развиты антитоксическая и внешнесекреторная
функции, что может приводить к частому
развитию токсикозу при различных
заболеваниях. А малое количество желчи
способствует ограничению усвоения
жира.

Внешнесекреторная
функция поджелудочной железы достигает
уровня секреции взрослых только к 5
годам.

Кишечник ребенка
относительно более длинный, плохо
прикреплен к брыжейке, что приводит к
частому развитию заворотов и инвагинаций
у детей до 2 лет. Слизистая оболочка
кишечника более тонкая, проницаемая,
хорошо кровоснабжается (быстро всасываются
токсины). Ферментативная активность
кишечника низкая. Полостное пищеварение
развито хуже, чем пристеночное. Поэтому
любые заболевания кишечника ребенка
значимо отражаются на процессе
переваривания пищи. Кишечника
новорожденного стерилен, заселяется
микрофлорой в первые часы жизни. Характер
флоры во многом зависит от вида
вскармливания: при грудном преобладает
бифидумфлора, при искусственном –
ацидофильные палочки и энтерококки.

Характер стула
ребенка так же зависит от вида питания
и микрофлоры, заселяющий кишечник. У
детей, находящихся на естественном
вскармливании стул 3-4 раза в стуки,
кашицеобразный, желтый, с кисловатым
запахом; на искусственном – 2-3 раза в
сутки пастообразный желто-оранжево-зеленоватой
окраски (цвет зависит от вида молочной
смеси) с неприятным гнилостным запахом.

Мочевыделительная
система.

Почки новорожденного
относительно крупные, расположены
немного ниже, чем у взрослого, что дает
возможность пальпировать здоровые
почки у детей раннего возраста. Почечные
лоханки и мочеточники относительно
широкие, гипотоничные, что облегчает
заброс инфекции восходящим путем.

Мочевой пузырь
расположен выше, чем у взрослых. Его
слизистая оболочка тонкая и нежная,
эластические волокна развиты слабо.
Вместимость мочевого пузыря составляет
у новорожденного около 50 мл, в 1 год –
до 200 мл, в 8-9 лет – 800-900 мл. У детей раннего
возраста процессы реабсорбции и секреции
и диффузии несовершенны, поэтому
возможность почек концентрировать
мочу, и выводить токсины ограничена.
Число мочеиспусканий у новорожденных
20-25, у грудных детей не менее 15 раз в
сутки. Суточный диурез составляет 60-65%
от выпитой жидкости. Мочеиспускание
является у новорожденного безусловным
рефлексом. Условный рефлекс начинает
вырабатываться с 5-6 месяцев, но диагноз
«энурез» правомочен только после 3 лет.

Органы кроветворения.

В эмбриональный
период жизни кроветворными органами
являются печень, селезенка, костный
мозг и лимфоидная ткань. После рождения
ребенка кроветворение сосредоточивается
главным образом в костном мозге и
происходит у детей раннего возраста во
всех костях. Надо отметить, что у детей
до 5 лет селезенка продолжает выполнять
кроветворную функцию. К периоду полового
созревания кроветворение происходит
в плоских костях, эпифизах трубчатых
костей и в лимфатических узлах.

У новорожденных
отмечается большое количество
лимфатических сосудов и лимфоидных
элементов, но их барьерная функция
недостаточно развита, в связи с чем,
инфекция легко проникает в кровяное
русло. У детей раннего возраста вилочковая
железа является центральным органом
иммунитета. Ее инволюция наблюдается
после 3 лет. Небные миндалины у детей до
1 года структурно и функционально
незрелы. За