Влияние семье на развитие диалогической речи ребенка

Влияние семье на развитие диалогической речи ребенка thumbnail

Любовь Иконникова
Влияние семьи на речевое развитие ребенка.

Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие. Любовь родителей — величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.

Влияние семьи.

Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, которое является одним из основных условий нормального развития ребенка. Она дает ребенку возможность без опасений и страха взаимодействовать с внешним миром, осваивать новые способы его исследования и реагирования.

Родители являются источником необходимого жизненного опыта. Дети учатся у них определенным способам и моделям поведения. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания и определяя приемлемую для себя степень свободы действий ребенка. Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка, позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи.

Отношение в семье оказывают решающее воздействие на развитие ребенка!

Общение — один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.

Лингвистическое и литературное воспитание человека начинается в раннем детстве. Навык правильной речи, как и все положительные навыки, приобретаются в семье. То, что делает семья по части упорядочивания и развития речи ребенка, развития в нем литературных и художественных вкусов, имеет колоссальное значение для всей его последующей жизни. Семья может и должна быть деятельной пособницей и союзницей детского сада в деле культуры родного языка и развития речи.

Речи ребенка следует учить прежде всего путем примера. Если ребенок слышит правильную, отчетливую, ясную речь, он невольно воспринимает ее, и постепенно положительный навык приобретает могущественную силу привычки. Если же ребенок воспринимает какой-либо извращенный диалект, то или иное местное наречие, бранные слова, так же незаметно последнее становится его второй натурой. С недостатками речи очень трудно бороться как самому ребенку, так и педагогам. Поэтому так важно, что и в каком виде воспринимает слух ребенка впервые, наиболее восприимчивые годы его жизни. В это время закладывается фундамент, на котором позднее воздвигается все здание го речи. Это должны помнить все родители и все люди, окружающие ребенка в детстве. Все внимание, неустанное старание родителей должны быть направлены на то, чтобы дети слышали правильную, ясную и логически последовательную речь. Говорить с детьми нужно обыкновенным правильным языком, медленно, ясно, громко. Особенно это касается детей, имеющих нарушения в речевом развитии. От простой и понятной песенки, рассказа, сказки, образно и увлекательно рассказанной где-то на диване или перед сном, выразительно прочитанного стихотворения или рассказа за столом, у которого собралась вся семья, душа ребенка расцветает и жадно впитывает впечатления добра и красоты, магическую силу слова, оставляя в ней неизгладимые следы. Семья является той средой, где беспрепятственно формируются и развиваются ум и воображение ребенка, его вкусы и интересы, а ведь все это и является преддверием, фундаментом правильной литературной устной и письменное речи. В семье создается то и иное отношение к литературе. Домашнее самостоятельное ежедневное чтение детям вслух, рассказу у семейного очага, оживленные беседы с родителями и близкими дают направление литературному развитию детей, а стало быть, и развитию их языка.

Ознакомление детей с окружающим и расширение их словаря происходит не только в процессе обучения. Большие возможности для обогащения и расширения словаря представляет бытовая деятельности (еда, одевание). Чрезвычайно важна для развития словаря трудовая деятельности ребенка, его посильное в жизни семьи. Детям становится понятно значение многих слов, характер трудового общения способствует использованию ребенком приобретенных слов и закреплению их в памяти.

Каждое новое событие в жизни семьи — поездка к бабушке, посещение театра, музея, переезд на новую квартиру, работа в саду, огород является предпосылкой для получения ребенком новых умений, навыков, накоплению и активизации словаря для детей, имеющих речевые нарушения. Помимо работы по закреплению полученных в детском саду знаний, родители детей, страдающих речевыми нарушениями, должны постоянно пополнять словарный запас своего ребенка в быту. Успешное усвоение и накопление словаря ребенка происходит чаще всего в процессе совместной трудовой деятельности (приготовление пищи, стирке, глажении, шитье, уборка квартиры и т. д.). Дети с той или иной степенью недоразвития речи с большим трудом овладевают синтаксисом языка. Это проявляется в неправильном согласовании слов, ошибках в падежных окончаниях всех грамматических категорий, неправильном построении фразы. В этом случае родителям необходимо тактично указать ребенку на ошибку, не повторяя ее, правильно проговорить вариант, предложив ребенку повторить его.

Очень эффективным средством словарной работы в семье является игра. В игре ребенок познает мир, использует правила поведения, усвоенные в жизни, в игре развивается интеллект, речь. Очень важным фактором для развития языка ребенка является участие в игре взрослого (родителей или старших членов семьи). Игра со смертниками лишь закрепляет полученные ранее умения, навыки, в то время, как игра со взрослым членом семьи уточняет и обогащает словарный запас ребенка, является мощным развивающим фактором.

Обогащение словаря детей происходит и в их творческой деятельности, в процессе ознакомления с искусством. Просмотр телевизионных передач, кинофильмов, соответствующих возрасту детей, чрезвычайно расширяет кругозор детей, делает понятными новые для них слова, благодаря сочетанию звуковых и зрительных восприятий. Большое значение для развития речи детей имеет беседа после просмотра кинофильма или спектакля, повторение новых, незнакомых ребенку слов и выражений.

Наша речь, наш язык является орудием социального общения людей. И мы, педагоги и родители, должны сделать все, чтобы дети овладели этим орудием. Но это возможно лишь в тех семьях, из повседневной жизни которых не выброшена родная литература, где горячо поддерживается и поощряется интерес ребенка, его вкусы и искания. Лишь в этой семье речь ребенка будет развиваться правильно и всесторонне.

Читайте также:  Центр развития ребенка надия запорожье

Работа учителя –логопеда с родителями дошкольника.

Какие бы значительные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с учителем-логопедом, они приобретут значение лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного воздействия не сможет привести к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, любимые люди не видят смысла этих изменений. Необходимо изначально информировать родителей о развитии речи ребенка, об особенностях формирования его речи, структуре и содержании коррекционно-речевой работы. Задача учителя-логопеда помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний. Работа учителя- логопеда с родителями детей определена как обязательная и является составной частью программы обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития.

Цель работы с родителями — активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье более последовательным и эффективным. Успех в воспитании и обучении детей в ДОУ во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно это важно в логопедических группах, так как родители должны уметь выполнять задания в домашних условиях.

Руководствуясь возможностями родителей, их интересами были выбраны наиболее оптимальные формы работы.Их можно разделить на 2 вида: просветительские и практические.

Просветительские формы работы с родителями:

1. Родительские собрания.

2. Информационные издания, стенды, папки.

3. Индивидуальные беседы.

4. Консультации – всеобучи.

5. Использование сайта детского сада. Страничка логопеда.

Практические формы работы:

1. Домашние задания (логопедическая тетрадь).

2. Семинары – практикумы с участием детей.

3. Открытые занятия для родителей (индивидуальные и фронтальные)

Для целенаправленной и систематической работы с родителями было составлено планирование с указанием формы, темы и цели работ. Планирование составлено на весь учебный год по месяцам (с сентября по май). Прежде чем планировать работу с семьями, помимо изучения уровня осведомленности родителей по проблемам речевого развития детей, я определила круг вопросов, которые дают возможность спланировать работу с учётом интересов и желания родителей.

С помощью нижеприведенных форм взаимодействия я не только устанавливаю партнерские отношения с родителями, но и создаю атмосферу общности интересов, повышаю педагогическую компетентность родителей, обучаю родителей конкретным приемам логопедической работы.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие “взаимодействия с семьёй” нельзя путать с понятием “работа с родителями”; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Источник

Влияние семьи на речевое развитие ребенка.

Обязательными условиями полноценного развития личности ребенка является его «включенность» в человеческие отношения и человеческое общение. И первой такой школой общения становится семья. Именно в ней формируется мировоззрение ребенка, закладываются основы физического и умственного развития. С самого раннего детства формируется либо исходное доверчивое отношение к миру и к людям, либо ожидание неприятных переживаний от окружающего мира и общения с людьми. Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных условиях и ситуациях, От того, на что и как направлено влияние семьи, во многом будет зависеть результат воспитания. Среди наиболее значимых условий воспитания педагоги отмечают, прежде всего, создание той семейной атмосферы любви и взаимопонимания между родителями и детьми, которая оказывает благотворное влияние на формирование личности ребенка.

В речи много составляющих, которые возникают в процессе индивидуального развития неодновременно и под прямым воздействием людей, окружающих ребенка.

Формирование речи можно разделить на несколько периодов:

1-й — до рождения: ребенок еще в утробе матери слышит ее и окружающих.Под влиянием эмоций матери он способен делить звуки на дружеские и враждебные. Способен реагировать на различную музыку: классическая, русские народные песни, колыбельные – оказывают самое благоприятное воздействие; эстрадная, рок — оказывают серьезное раздражающее воздействие. Существует мнение специалистов, что речь окружающих, другие звуки фиксируются, записываются мозгом ребенка (как на магнитофонной ленте). Замечено, что слова, песни, которые мать произносят малышу до рождения особенно успокаивают его уже в самостоятельной жизни. Поэтому взрослым необходимо как можно больше разговаривать с еще неродившимся ребенком.

2-ой – от рождения до 4 мес. С первой минуты, ребенок даже недоношенный начинает активно общаться с помощью плача. Л.С. Выготский подчеркивал, что крик ребенка – это целая мысль, он призван информировать взрослых о своих потребностях и управлять их поведением. Но если родители придерживаются мнения, не обращать внимания на крик, не приучать к рукам, развитие речи тормозится,начинаются сбои в ее развитии, т.к. нарушается связь: крик(речь младенца) – ответ(действия взрослых).

В это время мозг ребенка фиксирует слова, мелодику речи (национальный акцент), поэтому взрослые говорят четко, в нормальном темпе. Необходимо проверить физический слух ребенка (реагирует ли ребенок на шумовые раздражители, поворачивает ли головку на раздражитель), т.к. чем раньше обнаруживаются проблемы со слухом, тем эффективнее и лечение и профилактика серьезных речевых нарушений.

3-ий – от 4 до 10 месяцев:

Продолжается запись слов в банк памяти. Но еще, ребенок начинает соотносить отдельные слова с конкретными объектами, именно поэтому необходимо называть все окружающие объекты и свои действия. Главное условие, речь должна быть четкой без искажений. Необходимо развивать понимание речи: покажи кису, дай игрушку и т.д. В свою очередь ребенок учится информировать окружающих не только о своих потребностях (криком), но и сообщать о приятных моментах. Нарушение развития речи произойдет в том случае, если взрослые не будут исполнять просьбы ребенка. Тогда радостная информация – бесполезна, а плач, для привлечения внимания, приобретает новые оттенки (истеричность или безволие). В характере ребенка из-за недоверия к окружающему миру закладываются такие черты, как грубость, бессердечие, беспомощность. Не стоит долго злоупотреблять соской – пустышкой, т.к. может деформироваться строение артикуляционного аппарата.

Читайте также:  Программа раннее эстетическое развитие ребенка

4-ый- от 10 мес. до 3,5 лет:

К этому периоду заканчивается восприятие речи сплошным потоком. Слова и фразы начинают восприниматься в связи с конкретным предметом, действием, самостоятельно начинаются воспроизводиться слова , а позже фразы. Именно поэтому речь взрослых должна быть очень четкой и немного замедленной. Одни и те же фразы необходимо проговаривать много раз. Нельзя использовать в речи взрослых детские варианты слов (масинька, кукилька идр.), или варианты детского словотворчества (завдилка, гладильник), т.к. эти варианты запоминаются вместе с правильными и затрудняют формирование правильной речи. Необходимо, чтобы запрещающие и поощряющие слова взрослых подкреплялись конкретными событиями, иначе в восприятии ребенка нарушается связь слово – реальный образ, действие. В этот период ребенок активно осваивает язык. К году отдельные слова, к 3 годам фразовая речь. Чтобы облегчить ребенку освоение речи взрослым необходимо как можно больше общаться с ребенком, показывать своими эмоциями, поведением, словами как им приятно общение. Собеседники общаются не только словами, но и жестами, глазами, мимикой. Формирование речи нарушается, если мать (отец) слушают ребенка с каменным выражением лица, для прядка «мг», думая о своем, или отмахиваются от ребенка «хвать молоть», «помолчи, голова идет кругом». Кроме того, важен правильный вабор тем длч разговора. В этом возрасте ребенок может говорить только осебе и о самом ближайшем окружении (своих игрушках, вещах, близких) все это должно живо интересовать близких и в первую очередь мать, ведь не смотря на все окружение первые три года жизни ребенок связан очень крепко с матерью как физически, так и эмоционально.

Зачастую любовь детей к мультфильмам родители используют с огромным перебором, это и многочасовое просматривание мультиков, передач (ведь даже познавательные передачи не могут заменить живого общения). Очень часто в комнате, где находится ребенок родители смотрят и боевики, и «ужастики» (думая «не страшно, ребенок не смотрит, еще не понимает») но ведь для него эта жуткая кокофония звуков очень травматична как для психики, так и для речевого развития.

5-й – от 3,5 до 7 лет.

В этот период происходит становление разговорной речи. Необходимой предпосылкой для этого необходимо формирование к концу 4 периода понятия «Я» и чувства собственности. «Свое» — это территория, где ребенок под защитой, чувствует себя уверенно. Формирование речи на данном этапе очень тормозит несформированность понятий «Я» и «мое». Хорошее воспитание и ограничение свободы ребенка это все таки разные понятия. Как часто мы слышим, как родители говорят «железным» тоном малышу: «Дай … свою машинку, он тоже хочет. Какой ты жадный. Не бегай, ты мешаешь. Уйди, у нас гости.» и т.д. Но ведь психологи утверждают, что прямые запреты никогда не дают положительных результатов. Таким образом взрослые разрывают связи, которые ребенок пытается установить, отвоевать себе место, а речь следствие нашей жизни в социуме. Необходимо убедить ребенка самому захотеть сделать так (если не ущемляются его интересы, у него имеются собственные интересные дела и он уверен в своей значимости и любви взрослых).

Также необходимо знать о других факторах, тормозящих развитие речи. Взрослые много читают, рассказывают, но не побуждают ре« Под влиянием эмоций матери он Звуки ребенок воспринимает еще находясь в утробе матери. Под влиянием эмоций матери он способен делить голоса окружающих на дружеские и враждебные. Однако существует ряд музыкальных жанров, оказывающих на плод объективное воздействие, не зависящее от эмоций матери. Например, плод предпочитает слушать музыку классиков, народные песни, старинные романсы и оперные арии и не приемлет какофонии грохочущей эстрадной музыки, рок музыки . Внутриутробный опыт способствует адаптации ребенка к новой внешней среде после рождения. На новорожденного малыша звуки обрушиваются мощными волнами, ведь в мамином животике околоплодные воды приглушали всю эту кокофонию. Ребенок разражается мощным воплем, так начинается путь слухового восприятия человеком. Насколько успешным будет этот путь напрямую зависит от родителей.

Живя в семье, ребенок должен быть уверен, что его любят, так как именно любовь дает ему чувство защищенности и душевного комфорта. В таких условиях ребенок активнее постигает мир, легче овладевает знаниями, у него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Человечность, сердечность, чуткость, отзывчивость — этот моральный иммунитет против зла приобретается лишь тогда, когда человек в раннем детстве прошел школу доброты, школу подлинно человеческих отношений.
В настоящее время существует множество проблем, связанных с семьей и семейным воспитанием. Это и высокий процент разводов, и крайняя занятость родителей на работе, и эмоциональные перегрузки взрослых, которые негативно сказываются и на состоянии детей. Ведь важность семейного воспитания неоспорима. Пример близких — основа воспитания. Семья, в которой растет малыш, объективно является его коллективным воспитателем. А это имеет свои плюсы и минусы. Проблем в семейном воспитании немало, и многие из них связаны с наблюдающимся переходом от так называемой семьи «объединенной» к «нуклеарной». «Нуклеарная» семья — это родители и дети, а «объединенная» — это еще бабушки и дедушки. К чему в настоящее время сводится родительская забота о детях? Прежде всего к тому, чтоб были сыты и одеты. А потом? К тому же. И в итоге растут дети без тепла материнского сердца, требовательной и вместе с тем ласковой родительской строгости, без стимулов для духовного и нравственного роста. Состояние эмоций и психики малыша зависит от «климата» в семье. Известно, что уже с первых дней жизни дети по- разному реагируют на тон обращения. В тот период жизни, когда слова еще не имеют смысловой значимости, ведущую роль в восприятии речи выполняет интонационная и ритмическая сторона фразы. Эмоционально-психическое состояние ребенка грудного и раннего возраста значительно изменяется в зависимости от эмоциональной окраски, обращенной к нему речи: возбужденной, спокойной, ласковой и т. д. Интерес к детям, желание знать их духовный мир, их запросы, потребность помочь им, когда помощь действительно требуется, — не это ли единственно правильный путь семейной педагогики?
Конечно, внутрисемейные отношения влияют на речевое развитие детей, т.к. речь социальная, «культурная»-высшая психическая функция, которая формируется в общении с близкими родственниками. Ребенок рано начинает копировать родителей, перенимает их плохие и хорошие качества, и все это усваивается чрезвычайно прочно. Практически все недостатки, которые привились на 1-2 году жизни, остаются надолго, порой на всю жизнь. С самых первых дней ребенок усваивает манеру говорить. Молодые супруги часто щеголяют употреблением ласкательных, уменьшительных слов, причем особенно стараются показать это при посторонних. В педагогической системе В.А. Сухомлинского слово — одно из главнейших воспитательных средств: пользование им требует высочайшей культуры. « Педагогическое бескультурье зачастую выражается в том, что воспитатель знает 2-3 цели словесного обращения к питомцам — запрет, разрешение, порицание. У мастера — воспитателя обращение к воспитаннику имеет множество целей, и одна из самых частых — разъяснение нравственной истины, понятие «нормы». Слово должно дать ребенку эстетические знания, что есть добро или зло, что значит быть настоящим гражданином. Подается это в форме рассказа, сказки, притчи, содержание которых — яркие, героические, запоминающиеся образы, понятные, известные ребенку.
Через общение происходит педагогическое внушение. Для успешного взаимодействия с ребенком необходимо использовать форму яркой, эмоциональной, доверительной беседы. Внушение — это не эпизод в воспитательной работе. Внушение должно носить характер постоянного, тонкого, последовательного, разнообразного влияния на ребенка. Назидание всегда портит дело. Дети, как правило, с отвращением относятся к нему. Эффективность внушения зависит и от особенностей восприятия детей, и от личности воспитателя. В конечном итоге внушением достигается мобилизация нравственных и умственных сил детей и результаты в значительной мере зависят от интонации речи. Одни и те же слова, сказанные с разной интонацией, приобретают различный смысл и значение, и могут оказать неодинаковое влияние на собеседника. Если необходимо, речь может быть строгой, но она не должна быть грубой и резкой. С детьми нужно всегда придерживаться спокойного, доброжелательного тона. Только спокойный человек может донести свою мысль другому. Беседу необходимо строить так, чтобы ребенок чувствовал, прежде всего, искреннюю заботу о нем, тогда появится доверие, исчезнут нервозность и беспокойство. Дети, прежде всего, воспринимают интонацию речи и реагируют соответственно этому. С детьми, по возможности, надо избегать многословия, чтобы, прежде всего, не потерять нить беседы и смысл ее. В разговоре совершенно недопустимы злые насмешки, грубые унизительные сравнения, ехидные уколы, всевозможные «ярлыки», различные обидные слова. Необходимо постоянно следить за своей речью, исключить употребление грубых, бранных, обывательских выражений. Они всегда принижают достоинство человека, приземляют возвышенную душу ребенка. Нельзя пренебрегать народной мудростью: «Что у родителей слетит с языка, то ребенку скачет на язык», и «Рана, нанесенная мечем, заживает, а языком — нет».
В обращении с ребенком совершенно недопустим оскорбительно-повелительный тон. Еще у некоторых взрослых бытует представление, что при разговоре с детьми речь нужно переиначивать на «детский лад» — с изобилием уменьшительных, ласкательных и еще каких — то не всякому понятных слов. На самом деле не существует специального «детского» языка, языка маленьких детей. Язык отражает мысль человека, и никто не имеет право косноязычием уродовать психику ребенка. Дети не воспринимают и умильное сюсюканье, и грубые жаргонные слова. В раннем возрасте существует полная зависимость от условий воспитания. Культурный уровень ребенка обусловлен поведением членов семьи. Семья регулирует поведение ребенка, его взаимоотношения с окружающими. Так формируются интересы и потребности, культура общения и содержания, детские настроения, вкусы, взгляды на ценности жизни и способы их достижения. Все это обеспечивается средствами общения. Малыш ведет себя по — разному в зависимости от обстоятельств и людей, которые его окружают. В человеческом общении это одно из проявлений личности. Некоторые из членов семьи могут влиять на детей более сильно. В таких случаях дети воспринимают их речь, манеру поведения. Богатую практику человеческих взаимоотношений дети черпают в семье. Необходимо подчеркивать хорошие качества у каждого из знакомых и друзей. Делать это нужно очень тактично, ненавязчиво. У детей должна сформироваться привычка видеть, прежде всего, хорошие качества в каждом человеке, добрые побудительные мотивы в каждом поступке. В детях нужно воспитывать доброжелательность и отзывчивость. Ребенок должен видеть, что в общении с посторонними нас интересует, прежде всего, сам человек, его мысли, заботы, переживания.
Актуальность этой статьи продиктована современной ситуацией во внутрисемейных отношениях.Проблемы межличностного общения в семьях накладывают отпечаток на речевое развитие детей. Отсутствие или нехватка эмоционального и речевого взаимодействия матери с ребенком в раннем возрасте приводит к задержкам речевого и психического развития.
Речевая коммуникация, если учесть все виды речи ( говорение, слушание, письмо), является постоянным состоянием человека. Естественно, что нарушение речи приводит к перестройке личности. В некоторых случаях у детей с нарушением речевого развития возникает чувство неполноценности. На почве первоначального непременного чувства смущения, вызванного своей неправильной речью, может появиться состояние подавленности, ребенок стремится к уединению. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с самого раннего возраста слышал правильную, отчетливую речь, на примере которой формируется его собственная речь. 

Читайте также:  Развитие ребенка от 1 года до 3 лет психология

Источник