Влияние русские народные сказки на развитие ребенка дошкольного возраста

Влияние русские народные сказки на развитие ребенка дошкольного возраста thumbnail

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №3 «Ромашка»

МО, г. Реутов, ул. Комсомольская, д.17 тел. факс 8(495)528-15-06

Сайт: www.ромашкаРФреутов e-mail: snv3103@mail.ru

Влияние русской народной сказки на социально-нравственное воспитание дошкольников

составитель:

музыкальный руководитель

Шиянова Юлия Владимировна

г.Реутов 2018

Содержание

  1. Введение

    1. Актуальность

    2. Цели и задачи

    3. Классификация сказок и их специфика

    4. Противоречие

  2. Основная часть

2.1 Воспитание социально-нравственных качеств у дошкольников

2.2 «Сказка-ложь, да в ней намек…»

2.3 Выводы и итоги

3 .Заключение

4. Список литературы

1.Введение

1.1 Актуальность

Прекрасен сказок мир воздушный-

к нему с младенчества привык,

мне мил и дорог простодушный,

животворящий их язык.

К. М. Фофанов

Сказки любят все дети, а также и взрослые. Значительно влияние этого сказочного жанра и его невозможно переоценить. Именно сказка дает представление детям об окружающем мире, учит нравственным нормам и жизненным закономерностям. С помощью художественных образов и яркому сказочному языку с самого младенчества прививается чувство прекрасного. Дети дошкольного возраста обучаются и развиваются в рамках своих народных традициях, приобщаются к народному творчеству. Поэтому народные сказки являются лучшим воспитателем каждого ребенка. Огромное значение сыграли русские народные сказки в воспитании нравственного и духовного мира воспитанника.

Русская народная сказка, несущая в себе долголетний опыт людей, постоянно оказывала благотворное воздействие на формирование детей дошкольного возраста: именно сказка помогает разрешить собственные трудности, учит различать где добро, а где зло, справляться с любыми жизненными преградами, учит настойчиво идти к собственной цели и всегда оставаться оптимистом. И все это вместе является развитием психологического состояния здоровья ребенка, что способствует моральному процветанию и жизненному успеху в дальнейшем.
Желательно, уже с самого раннего возраста закладывать основные ведущие принципы нравственности, а также способствовать развитию у детей нравственных значений, взаимоотношений к обществу.

Используемым материалом для создания русских народных сказок послужила жизнедеятельность людей: их борьба за благополучие, верования, нравы, и находящаяся вокруг них сущность. В верованиях людей существовало много предубеждённого и смутного. Данное беспроглядное и консервативное — результат нелегкого многознаменательного прошедшего рабочих. В основной массе  сказок отображены наилучшие особенности русского народа: усердность, способность, преданность в сражениях и труде, безмерная верность народу и отечеству. Олицетворение в русских народных сказках самых лучших качеств людей и сделало сказки результативным орудием передачи данных качеств с поколения в поколение. Непосредственно вследствие того, то что такие сказки показывают и отображают жизнедеятельность народа, его наилучшие особенности, воспитывают в растущем поколении данные особенности, народность как оказалось одной из отличительных черт данных сказок.

1.2 Цели и задачи

Объектом постоянного изучения и применения русской народной сказки в дошкольном образовательном учреждении является обогащение и развитие внутреннего мира каждого ребенка; формирование языковой культуры; приобщение к народным традициям;

Важные задачи сказок – это формирование и развитие добродушных чувств, доброты. Доброта нынче стала наиболее редким явлением в нашей повседневной жизни. Знаменитый учитель Ш.А.Аманашвили писал, что «именно чувство доброты соединяет основу высоконравственной целостности личности человека. Сопереживать и жалеть умеет лишь добродушны человек. Такому человеку не свойственно не ценить людей. Он не может быть  завистливым, наглым, грубым и невоспитанным. Он не может не являться честным и заботливым. В этом случае чувство доброты считается основанием для развития всех положительных качеств человека».

1.3 Классификация сказки

Существуют несколько видов сказок: сказки о животных, волшебные сказки, социально-бытовые и сказки смешанного типа.

Самыми любимыми детьми сказками стали сказки о животных. В них все животные персонажи не похожи на реальные. Они разговаривают, танцуют, поют, играют на музыкальных инструментах, зачастую становятся лучшими друзьями человека в сказке.

К волшебным сказкам мы относим те сказки, которые наполнены волшебством, приключениями, героизмом. Чудеса в таких сказках происходят постоянно. Здесь допустимы всякие «превращения» и «колдовство». На примере сказки «Снегурочка» можно увидеть процесс превращения из снежной девочки в настоящую, живую. В другой сказке один персонаж превращается сначала в муху, затем в комара, ну и наконец в шмеля. Волшебство, да и только!

Бытовые сказки, в основном построены на взаимоотношениях главных героев, и как правило, эти герои имею прямо противоположные характеры. Если брать примеры таких героев, то ими станут хитрая лиса и глупый козел из сказки «Лиса и козел»; глупый заяц и умный еж из сказки «Заяц и еж»; работящая и добрая падчерица и ленивая, злая родная дочь мачехи в сказке «Морозко». Дети в ходе разговора с легкостью отвечают на нравственный вопрос «что хорошо и что плохо».

Сказка сама по себе уже является противоречием реальной жизни. В жизни животные не действуют как люди, не разговаривают человеческим голосом, не пытаются построить общий дом-теремок и не обладают творческими способностями. Противоречит природе и то, как в иных сказках чудесным образом появляются дети или другие члены семьи героев например, Снегурочка или Колобок. Известный богатырь русских сказок-былин Илья Муромец легко расправляется с войском врагов, Змеем-Горынычем, один захватывает в плен Соловья-разбойника. Обычный человек, конечно, не смог бы в одиночку победить своих врагов, но это же сказочный герой. И мы верим в его силу, восхищаемся и гордимся им. Однако любимым персонажем русских народных сказок является почему-то Иванушка-дурачок. Он сметливый, сообразительный, не лишен юмора и целеустремленный борец за добро и справедливость. И оружия-то ни какого у него нет….Яркий пример противоречия-сказка «Курочка-Ряба». Дед с бабой били-били яйцо, но у них ничего не получалось, а когда мышка случайно его разбила, они стали плакать. Да и утешения курочки-Рябы сомнительны: она пообещала снести им вместо простого золотое яйцо. Уж его-то дед с бабой точно не разобьют! Таким образом, мы можем видеть противоречия почти в каждой сказке. Дети с легкостью отмечают такие неправдоподобные моменты и с радостью их принимают. Их завлекает то, что они необычные и непохожие на то, что уже известно о настоящих животных, птицах. Здесь и зарождаются самые основные представления о добре и зле, героизме и трусости, доброте и жадности, хитрости и прямодушии- все это оставляет свой отпечаток в сознании детей и дают возможность детям об элементарных нормах поведения.

Читайте также:  Развитие ребенка в процессе деятельности контрольная

2 Основная часть

2.1 Воспитание социально-нравственных качеств у дошкольников с помощью сказки

Устное народное творчество являлось и является до сих пор наиболее значимым средством в воспитательным процессе, отработанным и проверенным народом в течении многих лет. За многовековой опыт жизнь и народная практика воспитания доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка сформированы друг для друга, они неразделимы и по этой причине ознакомление со сказками русского народа обязано безусловно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Такие высоконравственные категории, как плохо и хорошо, добро и зло, что можно, а что нет, разумно формировать своим принадлежащим образцом, а также с поддержкой русских народных сказок. 

В отличие от других сказок в русской народной сказке отсутствует какое-либо прямое наставление детям, где обязательно дети слушаются своих родителей, почитают старших, а также им запрещено выходить из дома без разрешения своих родителей. Именно эти сказки в своем содержании постоянно имеют такой урок, который дошкольники постепенно воспринимают, не раз возвращаясь к главному замыслу произведения.

Русские народные сказки утверждают детей дошкольного возраста в верных взаимоотношениях к обществу. Тянет репку сначала дед, потом баба, к ним присоединяется их внучка, собака Жучка, кошка тянут-потянут, а вытащить никак не получается. И только с помощью мышки они вытянули репку. Безусловно, высокохудожественное значение данной сказки будет понятным ребенку, как только он немного подрастет. Только в более старшем возрасте ребенку раскроется весь смысл и задумка этой иронической сказки и он посмотрит на нее с разных сторон.

К примеру всем известная сказка «Курочка-ряба» несет в себе немаловажную идею для воспитания ребенка. Снесла курочка яичко, рядом пробегала мышка, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Стали дед и баба плакать, заскрипели ворота, взлетели курицы, двери покосились. Столько шума из ничего! Из-за разбитого яйца. Сказка смеётся над пустяшной причиной стольких нелепых последствий.

Сказка «Рукавичка» расскажет детям о сочувствии друг к другу и научит ребенка доброте; в сказке «Зимовье зверей» показано как нужно правильно дружить; что такое жадность расскажет сказка «Два жадных медвежонка»; как любить труд и быть терпеливее показано в сказках «Морозко» и «Крошечка-Хаврошечка»; выходить из трудной жизненной ситуации дошкольникам поможет сказка «Маша и медведь»; трогательная забота о близких раскрыта в сказке «Бобовое зернышко».

Между сказкой и пословицей, или поговоркой можно уловить связь, которая носит нравственный урок.

Пословица поговорка

«Гуси-Лебеди»

«Слезами горю не поможешь»

«Рукавичка»

«В тесноте, да не в обиде»

«Морозко»

«Мир не без добрых людей»

«Крошечка-Хаврошечка»

«При солнышке тепло, а при матери добро»

«Зимовье»

«Там где дружат-живут, не тужат»

«Лисичка со скалочкой»

«Как аукнется, так и откликнется»

На занятиях полезно давать детям такие творческие задания, которые изменяют ход повествования, а также полезно дошкольникам выдумывать различные концовки на свой лад, но с положительным итогом. Главный герой меняется в лучшую сторону, добро побеждает зло и зло наказано, но в пределах разумного. Занятия такого плана дают детям возможность понять, что все можно изменить к лучшему и договориться по-доброму. К примеру, если изменить концовку в сказке «Лиса и кувшин», ребята понимают, что брать чужое это не только не красиво, но и нельзя этого делать вообще без разрешения хозяина. Полезно также проводить некоторые упражнения, которые помогают детям приобретать определенные умения и навыки, носящие социально-воспитательный характер: умение договариваться друг с другом и чем-то делиться, а также помогать ближнему-все эти умения возникают на основе содержания русских народных сказок. Благодаря этому, сказка стала мощным инструментом социально-нравственного воспитания дошкольников. Дети взаимодействуют с окружающим миром; развиваются творческие способности каждого ребенка; развивается характер воспитанников; улучшается социально-эмоциональная сфера.

2.2. «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок…»так сказал когда-то великий русский поэт и сказочник А.С.Пушкин. Эти слова имеют свою актуальность и по сей день. Она является незаменимой помощницей родителей в воспитании своих детей. Чем раньше мы приучаем своих детей слушать сказки, тем раньше у них развивается такое понятие как человечность. Ребенок учится сострадать, радоваться, понимать и слушать других, а также мечтать. Где же сбываются все загаданные желания и мечты наших детей? Конечно же, в той самой волшебной стране, под названием сказка. Сказка помогает детям, а иногда и взрослым пофантазировать. Как бы я поступил, попадись мне в руки золотая рыбка? Кем бы я стал, на месте того или иного сказочного героя? Но и много других вопросов, на которые мы находим ответы в сказках.

С помощью сказки дети могут осознать свои проблемы и придумать несколько вариантов их решения. Таким образом, благодаря широкому применению народного творчества в педагогике у детей формируется здоровая психика, сказка дает надежду, успокаивает, обещает хороший конец. Малыши учатся с помощью сказки различным формам поведения. Вот, к примеру, «Колобок» дает ответ на вопрос, весьма важный для детей: как далеко можно уходить от мамы: на один шаг – недалеко; на два шага – интересно; на три шага — не страшно; на четыре – могут потерять. Сказка «Репка» учит взаимопомощи: не справляешься один – зови друзей и родственников.
Для дошкольника сказка – это история о повзрослении. Старшему дошкольнику разрешается гораздо больше, чем маленькому, и у него просыпается желание стать взрослым еще быстрее. Невольно сопоставляя себя с героями сказок, малыш и взрослеет-то вместе с ними. Так, если в начале сказки Иванушка-дурачок – инфантильный и наивный, как ребенок, ничего не умеет, то в конце ее Иван-Царевич – герой, победивший Кащея Бессмертного. И этот Иван, справившийся с врагами, уже возмужавший, поумневший, и, самое главное, — повзрослевший.

Читайте также:  Развитие ребенка о профессиях детям

Для привлечения внимания дошкольников в различных сказках используются присказки или концовки. Присказка обычно имеет мало отношения к содержанию. Вот, скажем, образец присказки: «Из-за леса, из-за гор едет дядюшка Егор. Сам на кобыле, жена на корове, детки на телятах, внучки на козлятах». Самобытность, юмор этого вступления заинтересовывает слушателей-детей, и впоследствии поддерживается уже сюжетом повествования.  Концовки, завершающие народные сказки, вроде «и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало», то же имеют значение: они оповещают слушателей, что сказка окончена. Присказки и концовки хоть и не являются обязательным атрибутом всех сказок, но все же свидетельствуют о мудрости и таланте народных сказителей.

2.3 Выводы и итоги

В сказке предстают перед ребенком образцы добра и зла, честности и коварства, храбрости и трусости; закладывается верное отношение к старшим, к ровесникам и себе, к своим действиям, работе, окружающему миру и т.д. Лучшие образцы народного творчества формируют у детей нравственное отношение к реальной жизни, представляют собой правила позитивных норм поведения и в настоящем, и в будущем.

3 Заключение

Дошкольников привлекают народные сказки тем, что в них воображаемая жизнь очень похожа на реальную, каждый персонаж имеет своеобразный характер, в них действуют отважные и трусливые, скромные и кичливые, милосердные и равнодушные… Слушая или читая сказки, дети приобретают представления и знания о мире, взаимодействии людей, их характерах, поступках, традициях, быте, песнях, танцах, нарядах, кушаньях, а также сложных жизненных ситуациях.

Нравственный вывод — это основная польза сказки. Она учит уважать мнение старших, впитывать их житейский опыт, знание жизни. Кроме того, дошкольники узнают из содержания текстов много чего полезного, например: на масле не варят, а жарят, из одного топора невозможно сварить кашу, добро, как правило, аукнется добром. Устное народное творчество издавна призвано воспитывать подрастающее поколение, из уст в уста, от сердца к сердцу передавать многовековой опыт наших предков. Практика народной жизни убедительно продемонстрировала непреходящую сущность сказок.

В область задач воспитателей и педагогов дошкольного образования входит обучение детей осознанно относиться к собственным чувствам, к миропониманию, другими словами, помогать развитию собственного самосознания ребенка, а также прививать навыки владения чувствами посредством русской народной сказки.  Основы морали и нравственности преподанные ребенку в детстве являются залогом того, что в будущем наше подрастающее поколение станет еще справедливей, добрее, отзывчивее и научится с достоинством преодолевать все жизненные преграды, а также научится быть способным отстаивать собственные интересы и интересы своих родных, т.е. быть значимым человеком в социальном обществе.

Список использованной литературы

Литература.

1. Учебное пособие для педагогических училищ «Детская литература» Москва «Просвещение» 1989г.

2. Журнал «Дошкольное воспитание» №   5. 2005г. №   8. 2005г.

3. Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой» Изд-во АСТ 2000г.

4. Гриценко З.А. «Ты детям сказку расскажи» Линка-Пресс 2003г.

5. Зимина И. «Народная сказка в системе воспитания дошкольников» Дошкольное воспитание № 1 2005г.

6. Ершова О.А. «Программа развития и обучения дошкольника» Изд.Дом «Нева» 2003г.

Источник

Наталия Грачева
Влияние русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников

Тема моего диплома:»Влияние русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников«.

Актуальность данной темы очень важна на сегодняшнем этапе жизни современного общества. Согласно ФГТ к структуре ОПДО содержания образовательной области «Коммуникация» направлено на развитие речевого творчества. области «коммуникация»направлено на развитие речевого творчества. Накопленный опыт познавательной, речевой, игровой деятельности, богатый запас представлений, развитие творческого воображения и фантазии позволяет детям творчески использовать богатство родного языка.

Цель исследования: выявление влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников.

Объект исследования: развитие связной речи старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться эффективнее,если:

— планомерно, целенаправленно использовать разнообразные виды русских народных сказок в образовательном процессе детского сада.

Читайте также:  Центры развития ребенка в севастополе

— учитывать специфику влияния русских народных сказок на развитие связной речи дошкольников.

Для достижения цели определены задачи:

1. Проанализировать психолого- педагогическую литературу по данной проблеме.

2. Разработать систему мероприятий для детей старшего дошкольного возраста на основе использования русских народных сказок.

3. Проанализировать результаты практической работы по развитию связной речи через влияние русских сказок.

Исследование проводилось на базе МБДОУ № 21 г. Томска в подготовительной группе Теремок» в количестве 14 человек.

Нами была изучена литература по данной теме, мы осветили особенности и задачи связной речи. Был изучен опыт отечественных и зарубежных педагогов по проблеме развития связной речи дошкольников.

Были рассмотрены средства связной речи, выбор которых зависит от формирования у детей речевых навыков и умений. Одним из средств связной речи является устное народное творчество. Это прежде всего сказки.

Была раскрыта методика использования русских народных для развития связной речи. Для определения влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников были проведены исследования связной речи в процессе рассказывания сказок.

На основании этого исследования (4 чел — низкий 29%, 10 чел — средний 71 %) мы пришли к выводу, что необходимо с детьми, находящимся на низком и среднем уровнях развития связной речи проводить глубокую целенаправленную и систематическую работу по развитию связных высказываний посредством использования русских народных сказок.

Для этого мы разработали и предложили систему мероприятий для детей подготовительной группы на основе использования русских народных сказок в образовательном процессе ДОУ,в котором мы преследовали цель: повышение уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Был проведен формирующий эксперимент, который включал в себя следующие мероприятия.

Проведены несколько НОД:

«Мир сказок и приключений«

Цель: расширить представления детей о сказках (вспомнить названия, содержание, героев знакомых сказок).

» В стране доброты»

Цель:формирование у детей нравственных качеств через организацию различных видов деятельности: игровой, познавательной, музыкально — эстетической, продуктивной и выявление готовности детей к школьному обучению.

Проведен праздник «Путешествие в сказочную страну«.

Цель: систематизировать знания детей о литературном жанре — сказке.

Был разработан проект «В гостях у сказки«.

Цель: приобщать детей к высокохудожественной литературе, формировать у них запас литературных художественных впечатлений, прививать интерес к театральной деятельности, раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей.

Пути реализации проекта:

1. Викторина по сказкам. Помогает вспомнить детям сказки.

2. Лепка сказочных героев. Организация выставки.

3. Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят».

4. Работа с родителями»Рисуем сказку«. Организация выставки рисунков детей.

5. Постановка спектакля «Теремок.Дети научились: ставить себя на место положительного или отрицательного героев; выражать свои чувства через движения, жесты, речь; строить диалоги, расширять свой словарный запас.

6. Оформление и пополнение книжного уголка сказками разных жанров.

7.Размещение консультаций для родителей:» Сказкотерапия«, «Сказка как воспитание нравственных и волевых качеств детей».

8. Проведение сюжетно — ролевых, подвижных, дидактических игр с элементами волшебства.

9. Организация выставки книг «Сказки моего детства«.

10. Изготовление вместе с родителями атрибутов, декораций, костюмов сказочных персонажей.

В ходе проекта мы добились результатов.

Результат:

Мы представляли свой проект на педсовете, обменивались опытом с другими педагогами.

Проведя формирующий эксперимент, целенаправленно и систематически развивая связную речь при помощи системы мероприятий на основе использования русских народных сказок в образовательном процессе ДОУ, проведенная нами работа помогла повысить уровень речевого развития детей в целом в связной речи и в частности.

Мы получили высокие результаты по сравнению с результатами, которые были получены в начале года (7 чел — средний 50%, 7 чел — высокий 50%).

Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что проведенная нами работа над связной речью с использованием русских народных сказок помогла детям повысить уровень развития связной речи старшего дошкольного возраста.

Работая над проблемой связной речи на занятиях по русским народным сказкам, мы пришли к выводу, что планомерное, систематическое использование русских народных сказок является эффективным средством развития связной речи. Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей. Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Для воспитателей ДОУ мы рекомендовали использовать в своей работе составленные мероприятия.

Данная работа будет полезна для педагогов — практиков, которые хотят оптимально и эффективно развивать связную речь детей.

Источник