Развитие ребенка в процессе деятельности контрольная
День недели
Содержание поручений в младшей группе
понедельник
1 половина дня
Выполнение поручений воспитателя (принеси такую же игрушку, большой (маленький) мяч, куклу в синем платье
Прогулка
Предложить расчищать дорожки от свежевыпавшего снега.
Цель: приучать детей помогать взрослым, учить правильным навыкам работы лопатками.
Воспитатель на прогулке замечает, что взрослые не успели расчистить небольшую часть дорожки до конца. Следует предложение: «Поможем…» Группа вместе с педагогом идет за лопатками.
Педагог расставляет детей вдоль дорожки, чтобы они не мешали друг другу, показывает (если надо, поправляет движение каждого, обучая и словом, и непосредственным действием), как расчищают дорожку, как отбрасывают снег в сторону, на снежный вал.
Поручение выполняется не более 5-7 минут.
По окончании дети вместе с воспитателем относят лопатки на место, аккуратно расставляют их. Теперь можно похвалить детей, отметив дружную работу.
2 половина дня
Предложить детям научиться приемам ухода за игрушками, последовательности и содержанию работ по уборке кукольного уголка.
Цель: учить детей убирать свои игрушки по местам. Выполнять инструкцию воспитателя.
Привлечь игрой. Игра : «Поручение»
Ход игры: В группу приезжает грузовик и привозит игрушки. (выгружает)
Вос-ль говорит: Наши игрушки вернулись домой. Давайте с вами их уберем на свои места. А какие они у нас не опрятные приведите их в порядок (причесывают, обувают туфельки, застегивают пуговицы на платье и.т. д) Вероника, возьми маленькую куклу и посади ее на маленький стульчик. Игра продолжается пока не разложат все игрушки по местам. Молодцы ребята, все убрали игрушки по местам, навели порядок в нашей группе. Полюбуйтесь, как стало просторно, светло, уютно и красиво.
вторник
1 половина дня
Предложить поливать растения под руководством воспитателя.
Цель: Дать детям понятия о том, что растениям необходимы вода и свет, что за ними нужно ухаживать, поливать, протирать листья, опрыскивать. Учить выполнять эти действия.
Закреплять названия растений (фикус, герань). Воспитывать желание ухаживать за растениями, заботиться о них, проявлять бережное отношение к ним. Развивать любознательность, инициативность.
Прогулка
Предложить расчистить площадку от свежевыпавшего снега.
Цель: приучать детей помогать взрослым; учить правильным навыкам работы лопатками; закреплять умение расставлять инвентарь после работы по местам.
На прогулку в этот день взять зайку или мишку.
Ведь для них, напоминает воспитатель, построен домик на участке. Однако к домику не пройти, так как ночью выпал снег. И тут, имея уже некоторый навык, дети откликаются на предложение педагога расчистить площадку.
Задача педагога – обучать детей правильным навыкам работы маленькими лопатами. Он подбадривает ребят, хвалит отличившихся, напоминает, что зайка (или мишка) наблюдает за ними и радуется: площадка перед домиком скоро будет расчищена.
Работа окончена; все дружно собирают лопатки на место.
2 половина дня
Цель: Воспитывать у детей правильное отношение к хозяйственно-бытовому труду, интерес к нему, обеспечивает овладение необходимыми действиями.
Привлечь: Игрой-занятием: «Как игрушки убежали от Милаши»
Ход игры: Содержание игры заключается в том, что девочка любила играть в игрушки, но ленилась их убирать. Однажды все ее игрушки убежали. Ей стало скучно и она заплакала: Почему я игрушки не берегла, не убирала на место?» Вот если они ко мне вернулись, я стала бы их всегда убирать. Игрушки услышали эти слова и вернулись обратно к Милаше. Она обрадовалась кукле, кубикам, мячу, машине, и все разложила на полочку аккуратно.
среда
1 половина дня
Предложить дидактическую игру «Помоги кукле Кате одеться на прогулку»
Цель: Учить детей выворачивать вещь налицо. Воспитывать умение замечать непорядок в одежде и устранять его с небольшой помощью взрослого.
Прогулка:
Предложить соорудить снежную горку для кукол.
Цель: закрепить правильно навыки работы лопатами; познакомить с работой движка.
Привлечь Воспитатель предлагает детям взять на прогулку кукол и соорудить для них снежную горку. Кукол сажают на каком – либо возвышении, чтобы они видели, как ребята трудятся.
Дети берут лопатки. Задание: сгрести снег к обозначенному месту. Педагог заранее подготавливает посреди площадки снежный холмик. Дети должны лишь подгрести снег, подровнять края, скат. Пока младшие заняты этой работой, воспитатель знакомит ребят постарше (2 г. 10 мес.) с работой движком. Одновременно он следит за действиями остальных.
Горка готова. Инвентарь относится на место и аккуратно расставляется. Настал черед катать кукол.
2 половина дня
Предложить: Расставить игрушки на свои места.
Цель: Закреплять знания детей о том, в каком порядке хранятся игрушки. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, бережное отношение к игрушкам и предметам, желание трудиться
четверг
1 половина дня
Предложить разыграть игровую ситуацию «Поможем мишке собраться на прогулку».
Цель: Учить детей выворачивать вещь налицо. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его с небольшой помощью взрослого; самостоятельность.
Прогулка
расчистить дорожки от свежевыпавшего снега.
Цель: закреплять умения детей пользоваться движками, доводить начатое дело до конца, аккуратно обращаться с инвентарем, работать спокойно, не мешая товарищам.
Ход выполнения поручения.
На прогулке воспитатель предлагает: «Ребята, давайте вместе расчистим дорожку к веранде и украсим ее разноцветными шнурами» (показывает).
Приносятся движки, очерчивается, общи контур дорожки от веранды от беседки и опять к веранде (длина дорожки не должна превышать 8-10м). Создаются небольшие подгруппы по 5-6 детей в каждом.
Педагог лопатой отбрасывает снег, направляет действия каждого, подбадривает словом, улыбкой. Через 3-4 минуты приступает к работе другая подгруппа.
Дорожка расчищена, воспитатель предлагает: «Ребята, сначала пробежим по ней, а потом украсим края разноцветными крышками и лентами».
Вдоль дорожки с помощью воспитателя дети укрепляют на снежных валах разноцветные оформление.
2 половина дня
На личном примере учить детей раскладывать книжки.
Цель: Закреплять знания детей о том, где лежат книги.
Воспитывать аккуратность, самостоятельность, желание трудиться. Развивать волевое усилие, желание помогать взрослым, проявлять активность, старание, доводить порученное дело до конца.
3. Продолжать приучать детей поддерживать порядок в игровой комнате;
пятница
1 половина дня
Предложить понаблюдать за трудом няни (моет посуду, пол). Наблюдение.
Цель: Развивать интерес к трудовой деятельности взрослых. Воспитывать уважение к труду взрослых, результатам их труда. Развивать наблюдательность, любознательность; стремление подражать взрослым.
Прогулка
Предложить расчистить участок от свежевыпавшего снега.
Цель: закреплять у детей желание помогать взрослым, правильным навыкам работы лопатками.
Привлечь: Воспитатель на прогулке замечает, что выпало много снега и на участке нет места для игр. Следует предложение: «Давайте все вместе попробуем расчистить наш участок» Группа вместе с педагогом берёт лопатки.
Педагог предлагает детям выбрать места для начала работы, чтобы они не мешали друг другу, показывает (если надо, поправляет движение каждого, обучая и словом, и непосредственным действием), как расчищают участок, как отбрасывают снег в сторону, на снежный вал.
Поручение выполняется не более 5-7 минут.
По окончании дети вместе с воспитателем относят лопатки на место, аккуратно расставляют их. Теперь можно похвалить детей, отметив дружную работу.
2 половина дня
Предложить детям осмотреть группу и проверить всё ли находится на своих местах.
Цель: учить детей замечать беспорядок и по собственной инициативе устранять его.
Привлечь в игровой форме детей к уборке игрушек на свои места
Источник
Ирина Бахоцкая
Контрольная работа по Теоретическим и методическим основам организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Ростовской области «ДОНСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ».
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО
«Теоретическим и методическим основам организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста».
Дошкольное образование.
44.02.01.
Выполнила студентка ОЗО 5 курса 5 группы
Бахоцкая Ирина Викторовна.
Преподаватель: Сагалаева О. С.
Ростов-на-Дону
2016год.
Тема №6: Методика организации дидактических игр в разных возрастных группах ДОУ.
ПЛАН:
1. Функции дидактических игр.
2. Виды дидактических игр.
3. Структурные компоненты дидактических игр, их характеристика.
4. Методика организации дидактических игр в разных возрастных группах ДОУ.
5. Список литературы.
Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Дидактическая игра приобретает всё большее значение. Игра в целом, и познавательная дидактическая игра в особенности, обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учётом возможностей детей дошкольного возраста. В работе с детьми раннего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обогащения чувственного опыта малышей.
Дидактические игры – это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных ими знаний. В процессе дидактических игр дети учатся на практике самостоятельно применять полученные на занятиях знания об окружающем в новых, игровых условиях, что весьма благоприятно влияет на их умственное развитие, осознанное усвоение окружающего. Помимо закрепления и расширения имеющихся у ребенка знаний, в игре у него воспитываются такие качества, как находчивость, сообразительность, инициатива, усидчивость, умение преодолевать трудности, считаться с товарищами, т. е. умение жить в коллективе сверстников.
Функции дидактической игры –это:
1. Игровой метод обучения дидактическая игра используется при решении задач образовательных областей «Познание», «Труд», «Безопасность», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка» в развитии сенсорной культуры воспитанников.
2. Форма обучения детей содержит два начала: непосредственно образовательная деятельность (познавательное) и игровое (занимательное).
3. Самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям, если эти правила ими усвоены.
4.Средство всестороннего воспитания личности:
— Умственное воспитание: (формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, Армии, людях разных профессий)
— Формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам,
— Эстетическое воспитание: (дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям)
— Физическое воспитание: (двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребёнка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей)
Виды дидактических игр.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
Настольные игры, разнообразные игры-пособия, картинки, предметного лото, домино; тематические игры («Где что растет», «Когда это бывает», «Кому это нужно» и др.); игры, требующие двигательной активности, сноровки и т. д. («Летающие колпачки», «Попади в цель», «Гусёк» и др.)
Настольно-печатные игры содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода.
Особую группу составляют игры-забавы. В них ярко выражен элемент необычного, неожиданного, смешного, содержится шутка, безобидный юмор. Основное их предназначение — повеселить, позабавить детей, порадовать их. К играм-забавам относятся такие известные, как «Поймай зайчика», «Жмурки с колокольчиком» (определение направления по звуку, «Кто скорее соберёт картинку» (на координацию движений) и др.
Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей.
Основные структурные компоненты дидактической игры
Рассмотрим, в чем состоит специфика дидактической игры, ее существенный признак. Во-первых, дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличает ее от всякой другой деятельности.
Основнымиструктурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.
В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком — наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуется учебно-познавательной направленностью.
Игровое действие, состоящее из нескольких игровых элементов, сосредоточивает внимание детей на содержании и правилах игры на более длительное время и создает благоприятные условия для выполнения дидактической задачи.
Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.
Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.
Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию — совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.
В процессе дидактических игр многие сложные явления расчленяются на простые и, наоборот, единичные обобщаются, следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность.
Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежда, обувь, продукты).
Если ребенок взял парные картинки или кубики с нари-сованными на них частями животного и строит из них домик, вместо того чтобы подбирать пары или складывать из частей целое животное, как указывают правила игры, то такие игры, хотя в них ребенок и использует дидактические пособия, не могут считаться дидактическими и не принесут пользы в обучении и воспитании.
В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Для того чтобы игра действительно служила воспитательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно им следовать. Научить их этому должен воспитатель. Особенно это важно делать с самого раннего возраста. Тогда постепенно дети приучаются действовать в соответствии с. правилами и у них формируются умения и навыки поведения в дидактических играх
Таким образом, дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.
Результативность дидактической игры зависит от методики организации и проведения. Положительных результатов в обучении и воспитании детей можно достичь при условии направленности каждой игры на выполнение программных задач.
Дидактическую игру делят на три этапа:
1. Педагог заинтересовывает детей игрой, создаёт радостное ожидание новой игры, вызывает желание играть.
2. педагог выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнёр, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре.
3. Педагог оценивает детское творчество при решении игровой задачи.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
– выбор игры в соответствии с дидактическими задачами;
– определение места и роли игры в системе обучения и воспитания;
– установление взаимосвязи и взаимодействия с другими формами воспитательно – образовательной работы;
– подготовка игрового оборудования;
– определение времени игры в режиме дня.
Воспитатель руководит дидактической игрой по-разному: на занятиях он учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, а в самостоятельных играх участвует в качестве партнёра или арбитра, следит за взаимоотношениями между детьми, оценивает их поведение. Игры должны вызывать у детей интерес, эмоционально захватывать их, а это возможно при наличии элементов новизны и занимательности, когда новая информация основывается на знакомых фактах, событиях.
В работе воспитатель должен активно руководить дидактической игрой на всех её этапах: организовывать игру и следить за её ходом; принимать непосредственное участие в игре; наблюдать за ходом игры, при необходимости оказывать помощь играющим.
Таким образом,проведение дидактической игры предполагает соблюдение следующих этапов: 1) подготовка к проведению дидактической игры; 2) проведение игры; 3) анализ проведенной игры. При проведении дидактической игры в работе с детьми дошкольного возраста воспитателю необходимо соблюдать условия и требования, предъявляемые к дидактическим играм.
Список литературы:
1) Губанова Н. Ф «Игровая деятельность в детском саду»— М.: Мозаика – Синтез, 2009г.
2) Губанова Н. Ф Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. – М.: Мозаика _ Синтез.: 2009г.
3) Жолнерович Н.Игрушка: её место и роль в воспитании ребенка. Дидактическая игрушка // Пролесна – 2008 №1
4) https://www. volgasadik.ru/ Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста.
5) https://dohcolonoc.ru/conspect/1212-konspekt-neposredstvennoj-obrazovatelnoj-deyatelnosti-v-forme-didakticheskoj-igry-s-elementami-femp-matreshki-rroshki.html.
6) Краснощёкова Н. В Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Изд. 3-е Ростов н/Д.: Феникс, 2008г.
—
Источник
1. Цель обучения детей дошкольного возраста
В истории человечества обучения (как и в воспитании) возникло в связи с потребностью сохранить и передать имеющийся опыт подрастающему поколению, подготовив его, таким образом к самостоятельной жизни.
В последние годы в педагогическую лексику всё активнее входят понятие «обучающее воспитание»; «воспитывающее обучение», подчёркивающее единство воспитания и обучения формирования личности. Воспитание направлено на формирования системы ценностей, способов общественного поведения. Для обучения приоритетным является формирование системы знаний, умений, способов познавательной и практической деятельности.
Поскольку обучение затрагивает всю жизнедеятельность обучаемого: обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-оценочное отношение к миру, к самому себе, то выполняет роль системообразующего фактора.
Обучение –
профессиональная деятельность учителя, направленная на передачу учащимся знаний, умений и навыков. Как мы видим главной целью обучения является передача знаний, умений и навыков. Но в зависимости от образовательной работы могут быть цели общего развития ребёнка без притязаний на программный характер (выполнена в условиях игры, труда, индивидуального общения и т.д.).
Но на ряду с общими целями существуют и цели более конкретные направляющие образовательную работу в определенное русло. Нужно улучшить, например, речевое развитие ребёнка расширить ориентировку в окружающем, развить ребёнка в музыкальном отношении. Для того чтобы эти конкретные требования были осуществлены, детей необходимо обучать, через постановление цели на решение конкретной проблемы.
2. Общая характеристика учебной деятельности дошкольника
Из различных взаимоотношений ребёнка со взрослыми может быть уже на этой ступени выделена и сформирована деятельность, которую мы назовём учением или учебной деятельностью. Характерным для этой деятельности является усвоение ребёнком знаний и умений.
Учебная деятельность –
первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями. Учебная деятельность не вытекает непосредственно из разнообразных детских игр и не является игрой, а формируется под непосредственным педагогическим воздействием.
Практика показывает, что детей в дошкольном возрасте необходимо обучать для того, чтобы они могли овладеть сведениями и навыками, важными для их правильного развития на данной ступени и подготовиться к школе.
Обучение –
представляет собой специально организованную взаимосвязанную деятельность тех, кто обучает (преподавание), и тех, кого обучают (учение). Помимо этих двух компонентов процесса обучения есть третий – научение
.
Научение –
это тот результат процесса обучения, который выражается в позитивных изменениях в развитие ребёнка.
Учебная деятельность требует особой психологической установки ребёнка. Больше, чем все другие виды деятельности, она основана на развитие у ребёнка дошкольного возраста познавательного отношения к действительности.
Говоря об обучении как особом средстве влияние на детей, мы связываем результаты его воспитательного влияния не только с определёнными знаниями и умениями, которые могут приобрести дети, но и с усвоением способа их приобретения; не только с тем, что у ребёнка при этом лучше будет развито внимание, восприятие, память, но и с тем, что все эти отдельные психические качества дадут более обобщенное выражение определённого типа деятельности (учебной).
3. Структура учебной деятельности
А
нализ учебной деятельности, проведённый Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру специфическое строение, а именно:
учебную задачу.
учебные действия.
контроль.
оценку.
Центральное место в структуре деятельности принадлежит учебной задаче. Учебную задачу не следует понимать как задание, которое ребёнок должен выполнять на занятии.
Учебная задача – это цель.
Сущность цели заключается в овладении обобщённым способом действий, которым поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида. Так, педагог ставит цель – научить детей рисовать лиственное дерево. Основное внимание уделяется выработке умения передавать существенные признаки предмета: ствол, ветки, их расположение. Овладев обобщённым способом рисования дерева как такового, ребёнок сможет использовать его при выполнении любого конкретного задания аналогичного содержания. Обучив детей обобщённому способу составления загадки, воспитатель варьирует задания, предлагая разный материал, необходимых для труда людей, о животных, о садовых цветах и т.д.
Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, состоят из многих различных операций. Для того чтобы дети овладели учебными действиями, необходимо вначале выполнять их при полной развёрнутости всех операций. На первых порах операции совершаются либо материально – с помощью каких либо предметов, либо материализовано – с использованием изображений, их знаковых заменителей.
4. Становление элементов учебной деятельности; условия, необходимые для развития учебной деятельности дошкольника
Формирование учебной деятельности, даже при грамотно построенном обучении – длительный процесс. В дошкольном возрасте закладывается предпосылки учебной деятельности, формируется отдельные её элементы.
В младшем дошкольном возрасте на занятиях необходимо формировать у детей способность к постановке цели собственной деятельности (на этапе от 2–3 лет), учить освоению различных способов деятельности (на этапе от 3–4 лет). После 4 лет деятельность ребёнка приобретает чёткую направленность на конечный результат. Педагог приучает детей слушать объяснения, выполнять задание, не мешая друг другу; поддерживает интерес к содержанию занятий, поощряет старание, активность. Всё это весьма существенно для дальнейшего развития учебной деятельности.
В старшем дошкольном возрасте у ребёнка формируется такие элементы учебной деятельности:
– умение определять цель предстоящей деятельности и способы её достижения, добиваться результата;
– самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;
– умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;
– умение планировать деятельность, ориентируясь на её результат.
Деятельность педагога
(преподавания) направлена на организацию процесса активного усвоения знаний, навыков, умений. Здесь важны предварительная подготовка занятия (планирование, обеспечение материально-предметного оснащения, создание благоприятной эмоциональной обстановки).
На занятии главное в деятельности педагога – организация учебно-познавательной деятельности детей. Он не злоупотребляет сообщением информации, а вовлекает детей в ход своих рассуждений, в самостоятельное добывание знаний, создаёт ситуацию открытия.
Педагог должен совершенствовать методику обучения, чтобы избегать стереотипов, штампов в объяснение, показе действий. Особое внимание следует обращать на средства обучения: их состояние, художественность оформления, безопасность для детей. Важен индивидуальный подход к детям, учитывающий их возможности, перспективы развития.
5. Уровни развития учебной деятельности и степень готовности ребёнка к обучению и учению
Переход детей от старого типа поведения к новому занимает известное время. Новые нервные связи возникают, развиваются и закрепляются только постепенно. Практика показывает, что дети только постепенно начинают пользоваться тем способам действия, который им указывает воспитатель.
Поэтому важно в первый период наглядно показать детям предлагаемый путь им, а также и удачное выполнения работы.
Условно их распределили по трём уровням, характеризующим различную степень развития.
К первому уровню относят детей: которые
1 слушают указания
2 руководствуются ими в работе
3 в случае непонимания задают вопросы
4 правильно оценивают работу других
5 правильно оценивают работу собственную
6 достигают нужных результатов
К второму уровню относят детей которые:
1 слушают указания, условно придерживаются их в работе
2 самоконтроль неустойчив, осуществляется через работу других детей
3 при выполнении работы склонны к подражанию другим детям
4 результаты условны
К третьему уровню относят детей:
1 слушают указания, но как бы не слышат
2 не руководствуются ими в работе
3 к оценки нечувствительны
4 результата не достигают.
Более младший возраст является восприимчивее к влиянию обучению, дети этого возраста быстрее осваивают требования обучения, более подвижны в выработке умений заниматься.
Обучение, начатое с трёхлетнего возраста, обеспечивает нужное направление развитие детей, укрепляет определённый тип поведения. При этих условиях обучение дети воспринимают сразу.
6. Принципы обучения дошкольников
дошкольный учебный обучение готовность
Под принципами обучения подразумевается объективные закономерности, исходные положения, которыми руководствуется педагог при отборе содержания, определении форм организации, методов и средств обучения. Принципы лежащее в основе современной теории дошкольного обучения:
Принцип воспитывающего обучения. В этом принципе проявляется одна из закономерностей процесса обучения, а именно: обучающая деятельность педагога преимущественно всегда носит воспитывающий характер. Чем младше дети, тем в более тесном единстве выступают обучение и воспитание. На протяжении всего дошкольного возраста обучение остаётся воспитывающим, а воспитание – обучающим.
Принцип развивающего обучения требует ориентаций учебного процесса на потенциальные возможности ребёнка. В основе принципа лежит закономерность, согласно которой обучение – движущая сила целостного развития личности ребёнка, становления у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а также формирование способностей, интересов, склонностей.
Сущность принципа научности состоит в том, чтобы ребёнок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность. Знания могут с разной глубиной отражать действительность, не теряя своей научности.
Принцип наглядности. Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребёнка, на его непосредственное наблюдения окружающей действительности. Принципы наглядности соответствует основным формам мышления дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание. Следует помнить, что переоценка наглядности в обучении может задержать развитие словесно – логического мышления.
Принцип систематичности и последовательности предлагает, что усвоение учебного материала идёт в определённом порядке, системе. Это требует логического построения как содержания, так и процесса обучения.
Принцип доступности предлагает соотнесения содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Принцип осознания процесса обучения близок к принципу сознательности и активности в обучении. Он предполагает необходимость развития у ребёнка рефлектирующей позиции: как я узнал, что не знаю, как думал раньше, почему ошибался и т.п. Если ребёнок понимает, в чём и почему он ошибся, что ещё не получается, он делает первый шаг на пути к самовоспитанию. А следующие шаги ему поможет совершить педагог, подбадривая, авансируя успех, оказывая конкретную помощь.
7. Формы обучения, используемые в дошкольном образовательном учреждении
В процессе обучения совместная деятельность обучающего и обучаемых осуществляется в определённом порядке и установленном режиме, другими словами, облечена в конкретную форму. Исторически сложились 3 формы организации обучения: индивидуальная, групповая, (с подгруппой), фронтальная (со всей группой).
Каждая из форм отличается своей спецификой, которая выражается в дидактической цели, в степени самостоятельности детей, в соотношении коллективной и индивидуальной работы, в особенностях педагогического руководства.
Индивидуальная форма организации обучения заключает в себе много положительных факторов. Педагог имеет возможность определять задачу, содержание, методы и средства обучения соответственно уровню развития ребёнка, с учётом темпа усвоения им материала, особенностей психических процессов т.п.
С каждым ребёнком в группе педагог периодически проводит индивидуальное занятие контрольно – диагностического характера, чтобы выявить уровень его облученности, во время определить проблемы в усвоении знаний и умений. Это необходимо для корректировки дальнейшего обучения детей.
Групповые формы обучения предполагает, что занятия проводятся с подгруппой не более 6 человек. Основанием для комплектования могут быть личные симпатии, общность их интересов, но ни в коем случае не совпадение в уровнях развития. В каждой подгруппе должны быть дети с разными уровнями развития, тогда «сильные» станут «маячками» для тех, кого часто относят к отстающим. Обеспечить такое взаимодействие детей в учебном процессе – основная функция групповой формы обучения.
Фронтальные занятия также необходимы в условиях современного дошкольного учреждения. Их содержание может быть деятельностью художественного характера. На этих занятиях важен эффект «эмоционального воздействиями сопереживания», что приводит к повышению умственной активности, побуждает ребёнка к самовыражению.
Обучение детей не ограничивается занятиями. Более того значительной частью знаний и умений ребёнок овладевает без специального обучения, в повседневном общении со взрослыми, сверстниками, в ходе игр, наблюдений. Поэтому задача педагога – помочь ребёнку приобрести полноценные знания вне занятий.
Заключение
В современной жизни особую актуальность приобретает проблема осознания ответственности взрослых перед детьми. Обучение рассматривается как целостна форма педагогической деятельности, включающая систему взаимосвязанных задач, содержания, форм его организации, а также предполагаемых результатов, а форма его организации определяет устойчивость процесса обучения, ведущая роль в котором принадлежит взрослому. Гармония внутреннего и внешнего мира возможна в условиях единства мира взрослых и детей, общности их бытия. Основная задача педагога заключается в создании условий, обеспечивающих вхождение детей в новый для них мир взрослых и сверстников. Ему необходимо ориентироваться на тот внутренний мир ребёнка, который у него уже сложился. И только на основе этого опыта возможна гармонизация, а значит их нормальное развитие. Следует помнить, что существует не только культура взрослых, но и культура детей. Только изучая и понимая её, можно обеспечить детям нормальную жизнь и развитие.
Значение особенностей учебной деятельности дошкольника, основ теории обучения, принципов, методов и форм организации процесса обучения, поможет педагогу так строить свою работу, чтобы она стимулировала развитие каждого ребёнка в соответствии не только с возрастными, но и индивидуальными возможностями.
Список литературы
1. С.А. Козлова, Г.А. Куликова Дошкольная педагогика Москва «Академия» 2007 г.
2. А.Н. Давидчук. Обучение и игра методическое пособие Москва «Мозаика – Синтез» 2004 г.
3. А.П. Усова Обучение в детском саду Москва «Просвещение» 1981 г.
4. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие» под редакцией О.М. Дьяченко, В.В. Холмовской. Москва. «Новая школа» 1996 г.
Источник