Влияние родительского отношения на психическое развитие ребенка

Чепурова Вероника Александровна
Влияние семейных отношений на психическое развитие детей

Влияние семейных отношений на

психическое развитие детей.

Самым ценным и важным институтом воспитания ребенка является семья. Все ценности, стереотипы, установки, которые ребенок приобретает в ней, он сохраняет в течение своей последующей жизни. Значимость семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в период, когда закладываются фундаментальные основы развития его личности.

Семья может выступать в качестве как созидательного, так и разрушительного фактора влияния и воспитания. Благотворное влияние состоит в том, что самые близкие люди поддерживают его, любят и, признавая его уникальность, способствуют нравственному, духовному и физическому развитию. А разрушительный фактор – холодное, равнодушное отношение к детям и их базовым потребностям.

Именно семья может нанести как вред, так принести пользу для развития ребенка. В этом противоречии заложена психология семейных отношений и их влияние на психическое развитие детей.

Можно выделить несколько типов деструктивного воспитания, влияющих на особенности психического развития детей.

• Авторитарный.

Родители считают, что ребенку не стоит позволять слишком много свободы и прав, что он должен во всем беспрекословно подчиняться их воле, авторитету. В своей воспитательной практике они не оставляют ему возможности для выбора вариантов поведения, организуют его самостоятельность, не позволяют возражать старшим. Авторитарные родители исключают душевную близость с детьми, они скупы на похвалу, поэтому между ними и детьми редко возникает чувство привязанности.

У детей при таком стиле воспитания формируется чувство вины или страха, перед наказаниями, и, как правило, наблюдается слишком слабый самоконтроль. Они с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим. Дети, воспитывающиеся в такой семье, подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого несчастны.

• Гиперопека.

Этот стиль воспитания характеризуется мелочной опекой со стороны родителей, жестким контролем над поведением детей, чрезмерным навязыванием собственной воли и заботы, что лишает ребенка самостоятельности, инициативы, чувства ответственности и долга.

Ощущение неудачи, неспособности справиться самому с данной проблемой приводит к появлению комплекса неполноценности, т. е. к формированию заниженной самооценки, неверию в свои силы и способности, появлению страха перед любыми трудностями в жизни. В результате формируется сценарий «избегания» всего, что может вызвать беспокойство. Формируются завышенные претензии к обществу и, как следствие, неудовлетворенность своим положением в социальной группе.

• Гипоопека.

Этот стиль воспитания проявляется в тотальном равнодушии к ребенку, отсутствие внимания и интереса родителей к его увлечениям и переживаниям. Запреты и поощрения формально существуют, но не контролируются родителями. Ребенок чувствует отверженность.

У ребенка, растущего в условиях гипоопеки и не получающего обратную связь от родителей, наблюдается заторможенное развитие личностных и интеллектуальных способностей. Свою «обесцененность» дети компенсируют в отношениях и приобретают поведение либо агрессора, либо жертвы.

• Эмоциональное отвержение (эмоционально холодные семьи).

В таких семьях, как правило, родители образованные люди. Вся их жизнь и сознание подвергаются интеллектуальной обработке.Любой поступок ребенка сопровождается нейтральной реакцией со стороны родителей: «Как будет, так и должно быть».

Родители в таких семьях рано начинают требовать от ребенка определенных результатов, лишая его родительской теплоты. Как следствие, дети отрываются от окружающего мира и не воспринимают его всеми сенсорными каналами. В социуме им сложно выстроить эмоциональные теплые отношения со сверстниками. У таких детей есть риск развития неврозов. э

• Непрогнозируемые эмоциональные реакции членов семьи.

Такие семьи характеризуются неустойчивым поведением и неожиданной сменой настроения родителей по отношению к ребенку. Эти изменения не связаны с поведением детей, а зависят только от внутреннего состояния родителей. Это очень опасный тип семейного воспитания,поскольку ребенок может прогнозировать реакцию близких: за один и тот же поступок он может быть наказан и обласкан. Отсутствие постоянства приводит к тому, что дети не чувствуют себя безопасно в пространстве семьи. Постоянная неуверенность перерастает в черту характеру и в дальнейшем проецируется на все отношения.

Воспитывающиеся в таких семьях дети нестабильны, они постоянно ожидают опасности и конфликта. Чувство угрозы и непредсказуемости часто приводит к серьезным психическим нарушениям, в том числе к шизофрении.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что деструктивные и неосознаваемые отношения в семье могут служить очагами возникновения невротических реакций у детей.

Источник

Понятийный аппарат детско-родительских отношений достаточно широк и многозначен: родительские установки и соответствующие им типы поведения; родительские позиции; типы родительского отношения; типы отношений «мать – ребенок»; типы позитивного и ложного родительского авторитета; типы (стили) воспитания детей; черты патогенных типов воспитания; параметры воспитательного процесса; семейные роли ребенка; стили общения, предлагаемые взрослыми в семье и школе.

Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Понятия родительская позиция и родительская установка используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка – менее однозначна.

Описаны различные варианты родительских позиций, установок, родительского (чаще материнского) отношения.

Читайте также:  Центр гармоничного развития ребенка личность

Симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость), авторитарность, эмоциональное отвержение («маленький неудачник») (А.Я. Варга, 1987).

Поддержка, разрешение; приспособление к потребностям ребенка; формальное чувство долга при отсутствии подлинного интереса к ребенку; непоследовательное поведение (В.Н. Дружинин, 1996).

Сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудничество.

Авторитет любви, доброты, уважения. Авторитет подавления, расстояния, педантизма, резонерства, подкупа (А.С. Макаренко).

Позиции-шаблоны, калечащие семейные, в том числе и детско-родительские отношения: заискивающий «миротворец»; «обвинитель»; расчетливый «компьютер»; сбитый с толку, «отвлекающийся».

Позитивная модель поведения – гибкая, или уравновешенная, где различные приемы используются не автоматически, а сознательно, с учетом последствий своих действий (В. Сатир, 2000).

Характер и степень влияния на ребенка определяет множество отдельных факторов и прежде всего личность самого родителя как субъекта взаимодействия:

  • его пол (тот же, что и у ребенка, или противоположный);
  • возраст (юная, несовершеннолетняя мать, пожилой родитель, родитель позднего ребенка);
  • темперамент и особенности характера родителя (активный, нетерпеливый, вспыльчивый, властный, снисходительный, небрежный, сдержанный и др.);
  • религиозность;
  • национально-культурная принадлежность (европейская, английская, немецкая, японская, американская и другие модели воспитания);
  • социальное положение;
  • профессиональная принадлежность;
  • уровень общей и педагогической культуры.

Учитывая взаимозависимость отношений в семье, их описывают через те роли, которые выполняет ребенок. По мнению А.С. Спиваковской, роль ребенка можно четко выделить в дисгармоничной семье, где относятся друг к другу шаблонно, стереотипно, годами сохраняя застывшие, ригидные, уже не соответствующие реалиям отношения. Роль – это набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку взрослыми.

Наиболее типичны четыре роли: «козел отпущения», «любимчик», «примиритель», «беби». «Козел отпущения» – это объект для проявления взаимного недовольства супругов-родителей. «Любимчик» заполняет эмоциональный вакуум в супружеских отношениях, забота и любовь к нему чрезмерно преувеличены. Напротив, при сильной близости супругов друг к другу ребенок раз и навсегда остается в семье только ребенком, «беби» с очень ограниченными правами. «Примиритель» вынужден играть роль взрослого, регулировать и устранять супружеские конфликты, и таким образом занимает важнейшее место в структуре семьи.

Выделяются и другие роли: «ребенок-обуза»; «ребенок-раб», «ребенок-любовник» (одинокая, как правило, мать настаивает на «отношениях для двоих», закрепощает ребенка в узах своей любви); «ребенок как оружие» в борьбе с супругом; ребенок – «заместитель мужа» (от него требуют постоянного внимания, заботы, чтобы он был рядом и делился своей личной жизнью) (В.Н. Дружинин).

Нарушения семейной среды, семейной атмосферы можно классифицировать с точки зрения удовлетворения важнейших, по мнению 3. Матейчека, человеческих потребностей – в активном контакте со средой и в активном контроле внешней действительности. Окружение в крайних вариантах может быть излишне устойчивым либо предельно изменчивым; при этом параметры контроля варьируют от обособленности до зависимости.

  1. Ультраустойчивая, эмоционально безучастная среда формирует социальную гипоактивность: пассивность, незаинтересованность, аутизацию, задержку речевого и психического развития.
  2. Изменчивая эмоционально безучастная среда провоцирует гиперактивность: беспокойство, несосредоточенность, неравномерность, запаздывание психического развития.
  3. Ультраустойчивая среда в сочетании с эмоциональной зависимостью влечет за собой избирательную гиперактивность, направленную на одного человека, часто в виде поведенческих провокаций.
  4. Изменчивая среда, эмоциональная зависимость развивают общую социальную гиперактивность, поверхностность контактов и чувств ребенка.

Подобная модель социальной среды используется для интерпретации нарушений воспитания в детских домах и в семьях.

Выделяют также три спектра отношений, составляющих любовь родителей к своему ребенку: симпатия – антипатия, уважение – пренебрежение, близость – дальность (А.С. Спиваковская). Сочетание этих аспектов отношений позволяет описать некоторые типы родительской любви.

Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула родительского семейного воспитания такова: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом».

Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком). «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним».

Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). «Мой ребенок не такой, как все. Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю».

Любовь по типу снисходительного отстранения (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция). «Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически развит».

Отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция). «Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело».

Презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция). «Я мучаюсь, беспредельно страдаю оттого, что мой ребенок так неразвит, неумен, упрям, труслив, неприятен другим людям».

Преследование (антипатия, неуважение, близость). «Мой ребенок негодяй, и я докажу ему это!»

Отказ (антипатия, большая межличностная дистанция). «Я не хочу иметь дела с этим негодяем».

Оптимальная родительская позиция должна отвечать трем главным требованиям: адекватности, гибкости и прогностичности.

Адекватность позиции взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребенка, на умении увидеть, понять и уважать его индивидуальность. Родитель не должен концентрироваться только на том, чего он хочет в принципе добиться от своего ребенка; знание и учет его возможностей и склонностей – важнейшее условие успешности развития.

Гибкость родительской позиции рассматривается как готовность и способность изменения стиля общения, способов воздействия на ребенка по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. «Закостенелая», инфантилизирующая позиция ведет к барьерам общения, вспышкам непослушания, бунта и протеста в ответ на любые требования.

Читайте также:  Общение и развитие ребенка это

Прогностичность позиции выражается в ее ориентации на «зону ближайшего развития» ребенка и на задачи завтрашнего дня; это опережающая инициатива взрослого, направленная на изменение общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития.

Одним из основных психолого-педагогических понятий для Наделения различных типов семейного воспитания является стиль родительского отношения, или стиль воспитания. Как социально-психологическое понятие, стиль обозначает совокупность способов и приемов общения по отношению к партнеру. Различают общий, характерный и конкретный стили общения. В качестве детерминант стиля общения выступают направленность личности как обобщенная, относительно устойчивая мотивационная тенденция; позиция, занятая по отношению к партнеру общения, и параметры ситуации общения. Родительский стиль – это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий по отношению к ребенку.

Чаще всего в психолого-педагогических исследованиях для определения, анализа родительского отношения используются два критерия: степень эмоциональной близости, теплоты родителей к ребенку (любовь, принятие, тепло или эмоциональное отвержение, холодность) и степень контроля за его поведением (высокая – с большим количеством ограничений, запрещений; низкая – с минимальными запретительными тенденциями).

Более точно охарактеризовать родительское отношение и соответствующее поведение позволяет учет сочетания крайних вариантов проявления этих факторов (критериев). Выделяются четыре типа воспитания (Г. Крайг, 2000).

  • Авторитетный (теплые отношения, высокий уровень контроля).
  • Авторитарный (холодные отношения, высокий уровень контроля).
  • Либеральный (теплые отношения, низкий уровень контроля).
  • Индифферентный (холодные отношения, низкий уровень контроля).

Наиболее активно проблема связи стилей воспитания, нарушений родительского отношения и отклонений в психическом развитии и даже здоровье детей исследуется с клинико-психологических позиций; определен ряд параметров воспитательного процесса (А.И. Захаров, 1982).

  1. Интенсивность эмоционального контакта родителей по отношению к детям: гиперопека, опека, принятие, непринятие.
  2. Параметр контроля: разрешительный, допускающий, ситуативный, ограничительный.
  3. Последовательность – непоследовательность.
  4. Аффективная устойчивость – неустойчивость.
  5. Тревожность – нетревожность.

Различные сочетания этих параметров воспитания соотносятся г различными видами неврозов у детей. Например, ограничительство, аффективная неустойчивость со стороны родителей приводят к развитию у ребенка невроза страха. Сверхпринятие, «разрешительство», непоследовательность – к развитию истерического невроза. Выраженное ограничительство – к неврозу навязчивых состояний.

Определить тип воспитательного процесса помогают характерные особенности каждого из них (Э. Г. Эйдемиллер, 1996):

  • уровень протекции – мера занятости родителей воспитанием, оценка того, сколько сил, времени, внимания уделяют родители ребенку;
  • полнота удовлетворения потребностей (материально-бытовых и духовных);
  • степень предъявления требований – количество и качество обязанностей ребенка;
  • степень запретов – мера самостоятельности ребенка, возможность самому выбирать способ поведения;
  • строгость санкций – приверженность родителей к наказаниям как приему воспитания;
  • устойчивость стиля воспитания – выраженность колебаний, резкости смены приемов воспитания.

При помощи разработанного Э.Г. Эйдемиллером опросника «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) можно установить тип воспитания и причины, закрепившие его в семье.

Типы негармоничного семейного воспитания: потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, эмоциональное отвержение ребенка, жестокое обращение, гипопротекция.

«В реальной жизни, – замечает В.С. Мухина, – все еще более сложно, чем в любой классификации. В семье могут быть представлены одновременно несколько стилей отношения к ребенку: отец, мать, бабушки и дедушки могут конфликтовать друг с другом, отстаивая каждый свой стиль, и т.д. Кроме стилей отношений, обращенных непосредственно к ребенку, на его воспитание оказывает безусловное влияние стиль взаимоотношений взрослых членов семьи» (Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997. – С. 259.).

Современные родители должны обладать важнейшей способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребенка, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективного стиля его индивидуального воспитания. Именно в наше время так много возможностей обучаться и продвинуться в выработке собственного неповторимого стиля, культуры семейного воспитания.

Похожие материалы в разделе Психология семьи и семейных отношений:

  • Планирование брачных дел
  • Функции семьи
  • Факторы, способствующие разводу
  • «Бихевиористская» модель семейного воспитания
  • Развитие науки о семье и исторические изменения семьи и брака
  • Принципы совместной супружеской жизни
  • Рождение первенца
  • Нарушения в семейной коммуникации
  • Супружеские измены или адюльтер
  • Диагностика состояний в дисфункциональной семье

Источник

Библиографическое описание:

Авдеева Т. Г. Детско-родительские отношения как фактор влияния на психическое развитие ребенка [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 97-99. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3435/ (дата обращения: 23.03.2020).

Дошкольное
детство — период интенсивного психического развития,
появления психических новообразований, становления важных черт
личности ребенка. Согласно современным представлениям о движущих
силах, источниках и условиях развития психики и личности
человека, психическое развитие ребенка опосредовано общением
и взаимодействием со взрослым, в первую очередь,
с родителем [2]. Родители, передавая ребёнку определённые
знания, организуя его жизнь и деятельность, развивают его
психику, формируют его способности. Глубокие изменения психики
ребёнка-дошкольника происходят не сами по себе, а под
определённым влиянием воспитания и обучения. Родители
и воспитатели, знакомя ребёнка с окружающим, сообщая ему
новые знания и умения, организуя и направляя его
деятельность, обогащая опыт ребёнка, вместе с тем развивают его
психику, формируют его личность, развивают определённые
психологические черты. Исследование проводилось на базе дошкольного
образовательного учреждения № 246 г. Красноярска.
В экспериментальном исследовании приняли участие 20 детей
дошкольного возраста от 5 до 7 лет.

Читайте также:  Особенности психического развития ребенка с ринолалией

Для исследования
детско-родительских отношений был использован тест —
опросник родительского отношения (А. Я. Варга,
В. В. Столина). По итогам проведения данной методики мы
получили следующие результаты (см рис.1).

Рис. 1. Показатели (в %)
родительского отношения к ребенку-дошкольнику.

Большинство
родителей требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины.
Они не в состоянии разделить точку зрения ребенка, стараются во
всем навязать ему свою волю. За проявления своеволия сурово
наказывают. Пристально следят за социальными достижениями ребенка,
требуют от него постоянного успеха в этой сфере (авторитарная
гиперсоциализация) — 25 % родителей. К симбиотическим
отношениям с ребенком (ощущение себя с ребенком единым
целым, стремление удовлетворить все его потребности, оградить от
трудностей и неприятностей жизни) стремятся 15 % родителей.
Тип взаимоотношений «маленький неудачник» выбирают 20 %
родителей. К кооперации (заинтересованности делами и планами
ребенка, стремлению помогать ему, проявлению сочувствия) склонны 30 %
родителей. Тип взаимоотношения как «принятие-отвержение»
выбирают 10 %.

Для получения представления
об особенностях эмоционального благополучия или неблагополучия
дошкольника в семье использовалась проективная методика
«Кинетический рисунок семьи». Используя ее, мы
предполагали, что, рисуя, дети невольно выражают свое отношение
к нарисованному, проявляя даже те чувства, которые сознательно
не признают или не могут выразить другими средствами. По итогам
проведения данной методики мы получили следующие результаты (см.
рис.2).

Рис. 2. Показатели (%)
отношения старших дошкольников к семейной ситуации.

Таким
образом, эмоциональное благополучие в семьях ощущают 30 %
обследуемых детей, а эмоциональное неблагополучие —
70 % детей. Анализируя рисунки детей старшего дошкольного
возраста, мы выявили следующее: большинство детей (70 %)
использовали в основном более холодные тона, иногда в рисунках
преобладали темные цвета (коричневый, серый, черный), хотя им
предлагался весь набор цветных карандашей. Традиционно использование
таких цветов интерпретируется как признак присутствия чувства
отверженности, покинутости, внутреннего психологического дискомфорта
ребенка. В некоторых рисунках отсутствовал кто-либо из членов
семьи, что указывает на наличие у ребенка негативных чувств по
отношению к этому члену семьи. Линии рисунка резкие, угловатые,
что говорит об эмоциональном перенапряжении, внутреннем возбуждении,
чувстве тревоги. В других рисунках детей (30 %) мы выявили
следующие отличия: дети изображают полный состав семьи, используют
более теплые тона, в одежде людей много ярких цветов, много
индивидуальных деталей (у пап — очки, галстуки; у мам —
красивые прически, украшения). В целом можно сказать: когда
ребенок воспринимает семейные отношения как благоприятные, он
отражает это в виде веселых лиц держащихся за руки членов семьи.

Для исследования уровня
психического развития ребенка применялась методика Р.Сирса. По итогам
проведения данной методики мы получили следующие результаты (см.
рис.3).

Рис. 3. Показатели (в %)
уровня психического развития дошкольников по методике Р.Сирса

Результаты
показали, что 30 % детей
обладают устойчивой адаптацией к среде, активным и творческим
отношением к действительности (креативный уровень психического
развития), 25 %
детей адаптированы
к социуму, но проявляют признаки тревожности (адаптивный уровень
психического развития) и у
45 %
детей повышенная тревожность, стремление полностью соответствовать
желаниям окружающим, или, наоборот, подчинить окружающее своим
желаниям (дезадаптивный уровень психического развития). Анализ
полученных результатов по трем методикам позволил сделать вывод
о том, что характер детско-родительских отношений влияет на
уровень психического развития: в 30 % эффективный тип отношений
в семье — креативный уровень психического развития
ребенка; в 70 % нарушения в детско-родительских
отношениях — 45 % детей имеют дезадаптивный уровень
психического развития и 25 % детей имеют адаптивный уровень
психического развития.

По итогам констатирующего
эксперимента была сформирована экспериментальная группа детей
старшего дошкольного возраста, которую составили дети с адаптивным
и дезадаптивным уровнем развития психики, а также
с неэффективным типом родительского отношения к ребенку.
Состав экспериментальной группы составил 14 детей и их родители.
Целью формирующего эксперимента послужила реализация коррекционной
программы, направленная на коррекцию детско-родительских отношений.
Чтобы выяснить, какие изменения произошли в родительско-детских
отношениях в семье ребенка старшего дошкольного возраста после
реализации цикла занятий, был проведен контрольный эксперимент.
В качестве контрольных результатов, используемых для оценки
эффективности проведенного формирующего эксперимента, использовались
данные об эмоциональном неблагополучии ребенка в семье
и неэффективном (нарушенном) родительском отношении на
констатирующем эксперименте. Исходя из полученных данных, мы можем
утверждать, что программа, направленная на устранение нарушений
в детско-родительских отношений, возникающих в семьях,
воспитывающих старших дошкольников позволяет повысить уровень
психического развития дошкольников.

Безусловно, дошкольный
возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков
как важный и ответственный период в жизни человека, как
момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное
развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек
активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На
этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется
самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их
соподчинение. И именно в этот период наиболее важным
является влияние семьи на психическое развитие ребенка, влияние
существующей в ней системы внутрисемейных, а также
детско-родительских отношений [1].

Литература:

  1. Бернс, Р. Развитие
    Я-концепции и воспитание [Текст]: учебник / Р. Бернс. —
    М.: Прогресс — 1998. — 422с.

  2. Особенности психического
    развития детей 6–7-летнего возраста / Под ред.
    Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгера. — М.:
    Педагогика — 2006. — 470 с.

Источник