Влияние привязанности на психическом развитии ребенка

Привязанность
как первое социальное отношение
оказывает решающее воздействие на
то, как человек в дальнейшем будет
относиться к окружающим людям и
вообще к миру, будет ли он испытывать
доверие к миру, воспринимать его как
безопасное, подходящее для жизни
место. Этот тезис подтверждается
данными многочисленных исследований
и прежде всего лонгитюдных. Приведем
некоторые из них8.
Начнем
с того, что привязанность, сформировавшаяся
в раннем детстве, является достаточно
стабильным образованием. Двукратное
изучение одних и тех же детей,
первоначально в младенчестве, а затем
в возрасте 16-17 лет показало, что
примерно у 77 % обследованных сохраняется
зафиксированный в младенчестве тип
привязанности.
В
другом исследования было выявлено,
что дети, которые в возрасте до
18 месяцев характеризовались надежной
привязанностью, в дальнейшем по целому
ряду показателей заметно отличались
в лучшую сторону от всех остальных
детей. В два года они лучше играли
с игрушками, лучше общались со
сверстниками, они были более
настойчивыми, упорными, более
расположенными к совместной деятельности,
чем остальные малыши. В начальной
школе они проявляли большую настойчивость
в учебе, большее стремление к овладению
новыми знаниями и навыками, лучше
общались со взрослыми и сверстниками.
В
ряде исследований была доказана
прямая зависимость между типом
привязанности в младенчестве и
характером общения со сверстниками
в старших возрастах (дошкольном,
младшем школьном, подростковом. Дети
с надежной привязанностью, в сравнении
с детьми с ненадежной привязанностью,
умели более эффективно взаимодействовать
со сверстниками, пользовались большей
симпатией с их стороны, они имели
больше близких друзей и устанавливали
с ними более теплые и близкие
контакты, значительно реже вступали
в конфликты со сверстниками и были
более конструктивны в их разрешении.
Объяснением
этого может служить следующее. Ребенок
с надежной привязанностью, относясь
с доверием к окружающим людям,
постоянно вступает с ними в общение,
в то время как ребенок с ненадежной
привязанностью, испытывая тревогу и
страх, избегает контактов. В результате
первый имеет значительно более
широкий и разнообразный опыт общения,
оказывается гораздо более умелым,
искусным во взаимоотношениях с людьми.
В
других исследованиях изучалась связь
между типом привязанности в младенчестве
и наличием проблем в поведении у
младших школьников. Экспериментальные
данные показали, что поведение детей,
имевших в младенчестве надежную
привязанность, было в основном
благополучным, в то время как у детей
с надежной привязанностью часто
отмечались нарушения поведения,
неумение придерживаться принятых в
школе правил и требований.
Дети
с надежной привязанностью оказываются
и более толерантными к жизненным
трудностям. В экстремальных ситуациях
они умеют проявить жизненную стойкость.
Й.Лангмейер и З.Матейчек, анализируя
нарушения поведения у группы детей,
эвакуированных во время П мировой
войны, отмечают:
«Хотя
большинство детей реагировали на
эвакуацию ухудшением поведения или
невротическими проявлениями, все же
имелись и дети, поведение которых,
напротив, улучшалось: они стали более
самостоятельными, дисциплинированными
и спокойными… В целом дети, отношение
которых к родителям были уравновешенным
и полностью положительным, перенесли
свое перемещение сравнительно спокойно
— как будто бы это их отношение
представляло ту базу уверенности,
которая им помогала адаптироваться
в новой ситуации… Однако дети,
отношение которых к родителям являлось
конфликтным, не были способны к
подобному приспособлению, и их
конфликт, как правило, еще обострялся
и прорывался наружу» (
Там же, с.154-155).
Аналогичные
выводы авторы делают и описывая
детей, оказавшихся во время П мировой
войны в концентрационных лагерях.
Хотя в целом пребывание в фашистском
лагере оказало тяжелое негативное
влияние на детей, однако и в этих
экстремальных условиях обнаружились
различия, связанные с ранним опытом
жизни в семье:
«Дети
из устойчивых семей, счастливо
прожившие свои ранние годы и бывшие
полностью душевно «здоровыми», в
целом переносили эти условия лучше.
Свойства характера, приобретенные в
раннем детстве (несмотря на внешний
нанос запущенности), устояли в
определенной мере и перед самой
тяжелой нагрузкой» (Там
же, с.163-164).
Можно ли перечислить
те характеристики отношения матери
и ребенка, которые способствуют
развитию надежной привязанности.
Попытку формализации этого, представленную
в таблице 3, сделали Д.Волфф и ван
Айзендурн (цит.по Д.Шэффер, 2003, с.591).
Однако несмотря
на многочисленные доказательства
отрицательного влияния сформировавшейся
в раннем детстве ненадежной привязанности
на дальнейшее развитие ребенка
существуют данные, основанные прежде
всего на психотерапевтической
практике, которые позволяют не считать
несформированность надежной
привязанности в младенчестве фатальной,
а ее последствия неисправимыми.
Таблица 3.
Аспекты ухода за
младенцем, способствующие развитию
надежных материнско-младенческих
привязанностей
Характеристика | Описание |
Сензитивность | Быстрые |
Позитивная | Выражение |
Синхронность | Структурирующие |
Взаимность | Структурирующие |
Поддержка | Постоянная |
Стимуляция | Частое |
Примечание: |
Так, О.Кларк и
Дж.Ханиси (1982) исследовали группу
азиатских детей-сирот, которые до
переезда в США жили в детских домах
и больницах. Многие из них перенесли
серьезные болезни, голод, потерю
родных и близких во время войны и
т.п. В США они были помещены в семье,
где о них хорошо заботились. Через
два-три года эти приемные дети
значительно превысили средние
показатели выполнения тестов интеллекта
и тестов на социальную зрелость.
По
мнению других американских исследователей
(Кларк и Кларк, 1976, О’ Коннор и др.,
2000) восстановление депривированных
детей идет особенно успешно, если они
испытывали депривацию не более двух
лет и пережили физического насилия.
Большое значение имело также, что
они усыновлялись высоко образованными
родителями, которые обладали достаточным
личностных, социальных и материальные
ресурсы. Таким образом, дети, даже
перенесшие материнскую депривацию, в
хорошей домашней обстановке имеют
большие шансы на восстановление. Однако
если двухлетний период материнской
депривации оказывается превышен, и
дети были усыновлены позже, если они
были жертвами насилия, то процесс
восстановления значительно осложняется.
Это позволило выдвинуть гипотезу о
том, что в младенчестве и раннем
детстве имеется сензитивный
период для
установления надежных эмоциональных
связей и других способностей,
развивающихся на основе этих связей.
В таких сложных случаях просто
помещения ребенка в хорошую семью
оказывается недостаточным и требуется
специальная психотерапевтическая
работа.
Свою эффективность
для таких случаев доказала так
называемая «терапия привязанностей»,
направленных на формирование
эмоциональных связей между ребенком
и его ближайшим окружением. Психотерапия
основана на восстановлении чувства
привязанности, что в свою очередь
подразумевает акцентированные, ярко
выраженные телесные контакты. Даже
подростков обнимают, качают, прижимают
к себе специально обученные воспитатели.
В арсенале этой психотерапевтической
школы есть и такой метод: комната тишины
— пустая небольшая комната с ковром на
полу, в которой есть очень большая и
мягкая игрушка. В эту комнату ребенок
может попроситься сам, когда ему очень
плохо, или его может поместить туда
воспитатель.
По
данным, приводимым Д.Шеффером (2003) на
основании результата конкретного
исследования, у 85% детей, прошедших
терапию привязанности, сформировались
надежные взаимоотношения с близкими
взрослыми. Однако процент успешных
случаев среди подростков был очень
низким.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Привязанность к родителям – это форма эмоциональной коммуникации, взаимодействия, общения с родителями, прежде всего с матерью как наиболее близким лицом. О начальных проявлениях привязанности можно говорить уже к середине первого года жизни, когда возникает беспокойство при временном отсутствии матери (отчетливо это выражается в 7 мес.) и появлении посторонних (в 8 мес.). На втором году жизни беспокойство в присутствии посторонних сходит на нет, частично выражаясь смущением и застенчивостью. Беспокойство же при разлуке с матерью сохраняется у девочек до 2,5 лет, у мальчиков до 3,5 лет.
К концу дошкольного возраста, в 6-7 лет, чувства и переживания детей усложняются, дифференцируются. При сохранении эмоциональности и впечатлительности нет уже прежней наивности и доверчивости. Повышаются самоконтроль, самокритичность, обязательность, появляются чувства вины («я понимаю, я просто так»), справедливости, красивого (возвышенного) и некрасивого (грязного, уродливого, постыдного), склонность к глубоким переживаниям — все то, что станет категорией совести в младшем школьном возрасте.
Взрослый, находящийся рядом с ребенком постоянно, помогает ему справляться с трудностями повседневной жизни. Особенно это касается маленьких детей. Ребенок не в состоянии справиться со многими ситуациями. Он может чувствовать страх или ярость, что, в свою очередь, пугает его и переполняет негативными эмоциями. Когда такое происходит, мать помогает малышу справляться с его чувствами. Ребенок видит, что мама не отвечает ему стра-хом или гневом. Наоборот, она показывает ему, что его переживания, столь для нее очевидные, не являются такими уж страшными или чрезмерными. Прикосновениями и ласковыми словами мать «принимает» страх малыша, снижает силу его переживаний и сдерживает его эмоции до тех пор, пока ребенок не успокоится. Несколько месяцев спустя ребенок начнет сам регулировать и сдерживать подобные эмоции. Это происходит благодаря отношениям с матерью и близкими людьми, которые помогают малышу справляться со своими чувствами.
Привязанность ребенка к матери или другому значимому взрослому способствует развитию таких социальных чувств, как благодарность, отзывчивость и теплота в отношениях, т. е. всего, что является проявлением истинно человеческих качеств.
По мере взросления детям все больше приходится разлучаться с матерью. Но еще долгие годы ребенку требуется сохранение очень близких и теплых отношений с близкими. Л.С.Выготский указывал на тот факт, что в присутствии хорошо знакомого и заслуживающего доверия взрослого уже в начальной школе дети способны продемонстрировать лучшие результаты в контрольных работах.
Качественные отношения помогают детям развить самоуважение, способность полагаться на собственные силы, лучше справляться с разочарованиями, завистью, ревностью и преодолевать обычные страхи и беспокойство. Ребенок, который имеет хорошую привязанность к одному заботящемуся о нем человеку, может легче развивать отношения и формировать привязанность к другим людям, например, к братьям и сестрам, родственникам, а со временем и к друзьям.
Развитие отношений между людьми непосредственно связано с развитием личности, и нарушения в этих отношениях играют важную роль в развитии многих психопатологических состояний. Прочная здоровая привязанность имеет множество долгосрочных и положительных последствий; и в противоположность этому — отрыв ребенка от того человека, который заботится о нем, представляет собой серьезную опасность для всей последующей жизни.
Характер привязанности ребенка к матери откладывает глубокий отпечаток на все сферы его развития, и прежде всего на эмоционально-личностную. Как показывают многочисленные исследования влияние привязанности к матери не ограничивается ранними этапами детства, а распространяется даже на взрослые возрасты жизни. Во-первых, привязанность сохраняет роль активно действующего психологического механизма в плане построения межличностных отношений, включая отношения дружбы, любви, внутрисемейные отношения. Во-вторых, тип привязанности к матери сохраняет свой отпечаток на особенностях эмоциональной и когнитивной сфер у людей молодого и даже зрелого возраста. В-третьих особенности самосознания и самоотношения зависят от ранних отношений с матерью, показывающих, что из отношений привязанности развиваются модели восприятия себя, других и мира.
Дата добавления: 2015-06-16; просмотров: 1834; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10239 — | 7933 — или читать все…
Читайте также:
Источник
Привязанность – это устойчивая психологическая связь. Психологи уверены, что привязанность ребенка к маме (или замещающему ее взрослому) оказывает влияние на развитие личности малыша и его способность выстраивать взаимоотношения с другими людьми уже во взрослом возрасте. В этой статье мы поговорим с Вами о том, как формируется привязанность, какие типы привязанности существуют и как они влияют на психику детей.
Что такое привязанность и как она формируется?
Теория привязанности, разработанная американским психологом Дж. Боулби, получила широкую известность по всему миру. Привязанность в данной концепции означает тесную связь, образующуюся между матерью и ребенком в первые годы его жизни. Зарождение этой связи основано на инстинктах. Ощущая свою беспомощность и беззащитность, ребенок с помощью эмоциональных реакций бессознательно стремится «привязать к себе» маму, чтобы та заботилась о нем и обеспечивала его безопасность.
Формирование привязанности происходит в несколько этапов:
- 0-3 месяцев. Восприятие заботы со стороны любого взрослого.
- 3-6 месяцев. Позитивная реакция на знакомые лица. Улыбка и движения в ответ на действия близкого взрослого.
- 6 месяцев – 2 года. Исследование окружающего мира при поддержке матери или замещающего ее взрослого.
- 2 – 3 года. Образование устойчивой формы отношений между ребенком и матерью. Взрослый служит для малыша гарантом надежности и спокойствия.
По мнению Джона Боулби, очень важно, чтобы до 3 лет у ребенка образовалась здоровая привязанность к матери или другому близкому взрослому, так как от этого напрямую зависит его способность выстраивать доверительные отношения в будущем.
Сформировавшаяся здоровая привязанность дает ребенку чувство защищенности и возможность изучать такой большой и полный неожиданностей окружающий мир. Кроха, который доверяет близкому человеку, ведет себя смелее и увереннее. Если же взрослый недостаточно отзывчив и в отношениях между матерью и ребенком не хватает теплоты, то это усиливает тревожность малыша. К сожалению, здоровая привязанность формируется не всегда, и у детей могут возникать различные нарушения привязанности.
Типы привязанностей
Психолог М. Эйнсворт провела необычный эксперимент, в результате которого выяснилось, что маленькие дети ведут себя по-разному в зависимости о того, какой тип привязанности к матери был у них сформирован. Малышей оставляли на некоторое время наедине с незнакомцем в незнакомой комнате. Затем в комнату возвращались мамы, а исследователи фиксировали дальнейшие реакции детей.
- Некоторые дети вели себя в присутствии незнакомца спокойно и сдержанно. На возвращение мамы практически никак не реагировали. Психологи считают, что такое поведение малышей связано с избегающим типом привязанности. Если мать обычно холодна с ребенком, он боится быть вновь отвергнутым, поэтому сам не проявляет эмоций.
- Второй тип привязанности был назван тревожно-сопротивляющимся. Ребенок плачет и боится оставаться без мамы, а когда она возвращается, не знает, радоваться ему или злиться. Этот тип привязанности обычно формируется в том случае, когда родители склонны проявлять агрессию по отношению к малышу, а затем, под действием чувства вины, задабривают и балуют его.
- Третий тип – надежная привязанность. При уходе мамы дети становятся более тревожными и беспокойными. Когда близкий человек возвращается, ребенок испытывает радость. Это самый благополучный вариант развития привязанности.
Позднее М. Мэйн и С. Аш выделили еще один тип привязанности, который был назван дезорганизованным. Он формируется у малышей, чьи родители не проявляют отзывчивость и не удовлетворяют их потребности в заботе. Также этот тип привязанности обычно формируется у детей, подвергшихся жестокому обращению и насилию со стороны близких.
В жизни редко можно встретить эти «чистые» типы привязанностей. Чаще всего наблюдаются смешанные виды, в которых преобладает тот или иной тип отношений между матерью и ребенком.
Последствия нарушений привязанности
Сформировавшийся в раннем детстве тип привязанности оказывает большое влияние на поведение и характер ребенка в будущем. Дети с избегающим типом привязанности часто вырастают замкнутыми и самостоятельными. Они испытывают сложности общения со взрослыми и сверстниками и не способны выстраивать близкие взаимоотношения. Дети с тревожным типом привязанности находятся в постоянном стрессе: они не знают, чего ожидать от окружающих. Они стараются всячески привлечь к себе внимание и доказать свою значимость, в том числе неадекватными способами (в дошкольном возрасте это могут быть истерики, а в подростковом – девиантное поведение).
Маленький ребенок ощущает острую потребность в постоянстве и предсказуемости мира. Удовлетворить ее помогает последовательное поведение родителей.
Самые тяжелые последствия имеет дезорганизованный тип привязанности. Такие дети не чувствуют доверия к миру. Зачастую они склонны к агрессии и не способны контролировать свои эмоции, а во взрослом возрасте не стремятся устанавливать нормальные человеческие отношения с окружающими и могут быть социально опасны.
Выводы
Развитие привязанности происходит в раннем возрасте, но оказывает влияние в течение всей жизни человека. Для того чтобы в будущем ребенок мог гармонично развиваться, любить себя и быть счастливым во взаимоотношениях с другими людьми, важно сформировать у него базовое доверие к миру. Забота о малыше, отзывчивость и эмоциональное участие в жизни крохи, формирует у него надежную привязанность к близкому человеку. Это и есть основа для крепких и доверительных отношений в будущем.
Заключение
Часто у родителей возникают вопросы по поводу воспитания и особенностей развития детей: «А все ли я делаю правильно?», «Как я могу помочь малышу?», «Все ли так с моим ребенком?». Не всегда получается найти ответ на волнующий вопрос и самостоятельно справиться с возникающими трудностями. В рамках консультаций с психологами Монтессори-центра «Созвездие» родители могут получить информацию и рекомендации по поводу развития малыша и выстраивания взаимоотношений с ним. У нас Вы всегда можете найти принятие и поддержку. Мы всегда открыты для Вас!
Источник