Влияние природы на развитие речи ребенка

Мангутова Асия Аббасовна
Речевое развитие дошкольников в процессе экологического воспитания

Выступление на педагогическом совете воспитателя Мангутовой А. А., воспитателя МДОУ «Детский сад №114»

На современном этапе развитие речи и мышления является одной из основных задач воспитания дошкольников. Мышление и речь взаимосвязаны. Углубление и совершенствование мысли непосредственно влияет на ее словесное оформление. И наоборот, четкость речи делает более понятной высказанную мысль. Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни, игры. Остановимся подробнее на влиянии природного окружения на развитие речи детей.

Природа окружает ребенка с ранних лет. Константин Дмитриевич Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т. е. истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов». Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что все, «что есть в речи логического… проистекает из наблюдений человека над природой…».

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи – развитие мышления и речи идет как единый процесс. Познание природы будит «ребячью мысль», способствует развитию творчества и самостоятельности, учит «вдумчивее» относиться к природе.

Необходимо открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы» (В. А. Сухомлинский). Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, речи, творчества, чувства. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т. е. учится элементарно сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.

Процесс познания природы во всем ее многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предмет и явления со всех сторон. Поэтому в педагогическом процессе детского сада ознакомлению с природой с целью развития мышления и речи детей должно уделяться особое внимание.

В работе по развитию речи детей мы выделяем несколько моментов:

обогащение и активизация словаря; развитие диалогической речи; развитие монологической речи; индивидуальная работа с детьми.

Обогащение и активизация словаря

Прежде чем говорить о путях развития связной речи детей на основе ознакомления с природой, следует остановиться на работе по обогащению и активизации их словаря. В этой работе воспитатель должен обращать внимание на следующее: отбор необходимого словарного материала; правильность собственной речи; создание речевых ситуаций, побуждающих детей употреблять определенное слово или предложение.

Готовясь к проведению наблюдения, экскурсии, прогулки, воспитатель намечает для себя слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении, а также определяет приемы активизации речи детей. Каждое слово четко проговаривается педагогом и затем повторяется детьми, причем, мы должны акцентировать внимание детей на том, что слово является для них новым. Во время наблюдения мы неоднократно повторяем новое слово и старается так поставить вопросы, чтобы дети в своих ответах на них обязательно употребляли данное слово. Новые слова закрепляются в процессе беседы, при рассматривании картин и на других занятиях. Воспитатель должен научить детей правильно пользоваться словом в соответствии с ситуацией. Например, дети при рассматривании шмеля обратили внимание, что на нем полоски синие и желтые – вводим в словарь детей слово полосатый. Затем закрепляем слово, вспоминая других полосатых животных – тигр, зебра. Начиная со средней группы можно давать детям специальные грамматические и лексические упражнения, где словарная работа и формирование умения строить предложения является главной целью. Задания постепенно усложняются: подбор к существительным прилагательных и глаголов, синонимов и антонимов, обобщающих слов, придумывание конца предложения, составление предложений с сочинением и подчинением. Достаточно богатый и разнообразный словарь – основа развития связной речи, состоящей из правильно составленных предложений и, причем, предложений разных типов. Чтобы ребенок составил сложное предложение, он должен понимать связь, закономерность, которую хочет передать в речи, например: «Когда снег мокрый, из него можно лепить», «Когда мороз — снег сухой и скрипит», «Зимой, если тепло, снег идет хлопьями», «Когда на улице сильный мороз, снег как колючие иголочки», «Когда наступает осень, птицы улетают в теплые края, где тепло», «Когда наступает осень, листья опадают, это — листопад». Все эти предложения составлены детьми, и они постепенно переходят в их активную самостоятельную речь. Так разнообразные наблюдения за явлениями природы создают возможность для совершенствования детской речи, и чем больше мы используем эту возможность, тем богаче и разнообразнее по форме и содержанию становится речь детей.

Положительная оценка воспитателем самостоятельного речевого решения ребенка дает ему уверенность в своих силах.

Развитие диалогической речи

Диалогическая речь детей развивается при проведении бесед, рассматривании картин о природе, чтении художественной литературы, театрализованной деятельности. Рассмотрим развитие диалогической речи детей 5-7 лет. Анализ речи детей во время бесед показывает, что в основном они употребляют простые предложения, причем простых нераспространенных предложений почти в два раза больше, чем простых распространенных. Предложения с однородными членами, обособленными оборотами, сложные предложения с различными придаточными встречаются редко. Дети употребляют много неполных предложений. Что же делать? Беседа – форма коллективного обсуждения темы, поэтому она требует умения слушать товарища, дополнять или исправлять его ответ, подать реплику, задать вопрос. А от воспитателя требуется умение естественно строить разговор — привлекать к участию застенчивых, останавливать не в меру активных. В беседах о природе воспитатель использует в основном вопросы, выясняющие знания детей об определенных предметах и явлениях природы, и вопросы, требующие обобщения фактического материала, установления связей и зависимостей в природе. Кроме того, в старшем дошкольном возрасте можно использовать альтернативные вопросы, требующие выбора ответа из двух или нескольких возможных. Для развития связной речи детей особенно ценны вопросы, способствующие раскрытию причин явлений, установлению связей между ними, установлению закономерностей в сезонных изменениях природы. Отвечая, дети стараются возможно полнее охарактеризовать явление, назвать словом установленную связь, обозначить в соей речи последовательность развития.

Читайте также:  Развитие внимания и памяти ребенка

Чтобы вызвать интерес у детей и повысить их активность во время беседы, лучше начинать беседу рассказом из собственных наблюдений воспитателя, а в процессе ее использовать загадки, речевые логические задачи. Решение таких задач не вызывает у ребят затруднений. Опираясь на знания, полученные путем наблюдений и элементарных опытов, они легко устанавливают связь между явлениями, отвечая на вопрос «Почему?». Особенно полезны такие задачи тем, что они побуждают детей пользоваться развернутой формой речи, приучают их к составлению различных видов сложных предложений. Также часть беседы можно посвятить пословицам и поговорка о данном времени года, предмете или явлении природы.

Рассматривание картин также помогает развивать речь детей. Даже в младшем дошкольном возрасте рекомендуется в первую очередь рассматривать не предметные, а сюжетные картины, так как они дают возможность больше заметить, о большем сказать. Несложные сюжетные картины, написанные без излишней детализации и стилизации стимулируют развитие речи детей. В старшем дошкольном возрасте, когда у детей сформировался достаточный словарный запас, необходимо с ними рассматривать картины мастеров живописи, помочь детям понять замысел художника, расширить представления и речь детей.

Развитие монологической речи.

Учить детей рассказывать – это значит развивать у них монологическую форму речи. Монологическую речь характеризуют следующие особенности:

развернутость и полнота фраз, обеспечивающие понимание слушателями предмета речи;

— активность и произвольность, выражающаяся в умении говорящего выбрать главное, о чем нужно сказать, и найти для этого соответствующую форму;

— организованность, понимаемая как необходимость для говорящего спланировать всю речь, логически связать ее отдельные компоненты.

В среднем дошкольном возрасте умение детей рассказывать только начинает формироваться. Первые рассказы их состоят из 3-4 предложений, причем часто ребенок соединяет в одном рассказе разнородные, хотя и эмоционально окрашенные, факты, излишне детализирует повествование. Это создает некоторую бессистемность, непоследовательность детских рассказов. В речи детей этого возраста преобладают простые нераспространенные предложения.

В старшем дошкольном возрасте довольно большой словарный запас дает возможность ребенку выбрать наиболее точную лексику, дополнять рассказ сравнениями, эпитетами, вводить описания, прямую речь; в то же время исчезает ненужная детализация и недосказанность.

Работа воспитателя по развитию монологической речи детей на основе ознакомления с природой может строиться как обучение их следующим видам рассказов:

1. сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе сюжетный и описательный рассказ на основе обобщения; знаний, полученных в результате бесед, чтения книг, рассматривания картин;

2. описательный рассказ, построенный на сравнении разных времен года и описание пейзажной картины;

3. описательный рассказ о сезоне в целом, описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы.

Указанная последовательность видов рассказов идет по типу «от простого к сложному». Сюжетный рассказ о природе доступен детям пятого-шестого годов жизни, поскольку в нем должны быть отражены конкретные знакомые им ситуации. Наименьшую трудность вызывают описательные рассказы, построенные на сравнении разных времен года. Ребята описывают предметы и явления, которые они неоднократно наблюдали на прогулках и экскурсиях. Чтобы помочь детям в составлении такого рассказа, можно использовать пейзажные картины.

Труднее детям составить рассказ о сезоне в целом, поскольку эта тема требует уже умения выделять существенное, отбрасывать детали, обобщать, рассказывать достаточно полно и не повторяться. Не сразу дети могут передать в рассказе и свое отношение к тому, о чем они рассказывают. Самым трудным из всех видов рассказов о природе является описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы. Составление его требует от рассказчика определенной культуры восприятия и непременного проявления своего эстетического отношения к описываемому предмету.

Таким образом можно заметить, что процесс обучения рассказыванию о природе отличается от обучения рассказыванию на другие темы. Если при обучении рассказыванию на любые другие темы составление описательного рассказа предшествует сюжетному или сопутствует ему, то при обучении рассказыванию о природе на первом месте стоит сюжетный рассказ. Для развития умения детей самостоятельно составить четкий и последовательный сюжетный рассказ можно использовать такой прием, как анализ образца педагога, заключающийся в том, что после прослушивания рассказа-образца ребята должны ответить на такого типа вопросы педагога: «О чем я сначала рассказала?», «Чем закончила рассказ?», «О чем рассказала больше?».

Научить ребенка составлять описательный рассказ о природе — значит не только пробудить его интерес к тому, о чем он рассказывает, но и помочь ему понять, почувствовать красоту описываемого предмета или явления и тем вызвать у него желание найти необходимые слова и выражения, чтобы передать это в своей речи. Описательный рассказ – один из видов творческого рассказа. Рассказ должен быть очень выразительным. А для развития выразительности детской речи способствуют различные задания, выполнение которых требует от ребенка самостоятельности, творческой активности.

Одним из видов творческих заданий является составление детьми рассказов-этюдов о предметах и явлениях природы. Рассказы-этюды – это небольшие рассказы на предложенную тему, своеобразные словесные зарисовки. Составление таких рассказов может занимать занятие целиком или быть его частью. Цель рассказов-этюдов – развитие образности и точности языка, выработка умения несколькими предложениями охарактеризовать предмет или явление, найти для его описания наиболее выразительные слова. При этом педагог должен обратить особое внимание на свой рассказ-образец, а также наметить с детьми план их рассказов. Сначала этот образец используется детьми часто, затем они получают установку рассказать по-своему. В дальнейшем педагог предлагает свой образец только в конце занятия. В этом случае он как бы подытоживает, обобщает высказывания детей.

Составление рассказов-этюдов пробуждает интерес детей к языку. Они охотно учатся «придумывать красивые рассказы», с удовольствием подбирают образные слова и выражения, вставляют их и в разговорную речь.

В заключении необходимо сказать, что развитие речи, и особенно связной речи – это самый сложный момент в воспитании дошкольников. И проводить его надо постоянно, во всех видах деятельности, в течение всего педагогического процесса. Это требует от нас, воспитателей, огромных знаний, умений, усилий, терпения. Результаты не заставят себя ждать. Но какая бы работа не проводилась, надо всегда помнить, что многое еще зависит и от генетически заложенных в ребенка данных. Всегда надо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и развивать их в зависимости от его способностей.

Читайте также:  Выготский развитие речи и мышления ребенка

Источник

ПРИРОДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Светлана Владимировна Шушанова,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад №408 комбинированного вида» г. Казань

E-mail:svetlana_gold777@mail.ru

1.Введение

В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные задачи, одной из которых является «развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи». Педагоги, такие как Ф.А. Сохин, Е.М. Струнина, Е.А. Флерина придавали большое значение монологической связной речи. Этот же вопрос интересовал и психологов А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, также светил лингвистики Л. Н. Гвоздева, Н.А. Пленкина и др. Одним из средств речевого развития детей дошкольного возраста, способствующим формированию навыка рассказа и пересказа, являются общение природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зелёные луга и леса, яркие цветы и бабочки, жуки и  птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности, способствует развитию речи, в чтении стихов о природе, рассказыванию по картине, сочинении рассказов и сказок о природных явлениях. Н.Ф. Виноградова утверждает, что природа является богатейшим источником развития словаря дошкольника и эстетических переживаний ребёнка.  

1.1 Актуальность

В современном мире, на фоне активного воздействия на сознание ребёнка через средства массовой информации пропаганды агрессии, зла, насилия, культа силы, актуальной проблемой дошкольной педагогики является духовное воспитание детей и развитие родной речи. Речь– удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребёнка трудно переоценить. Родная речь постоянно окружает детей, очень рано входит в их жизнь. Малыш начинает знакомиться с нею ещё до того, как произнесёт первые слова, сделает первые шаги, откроет первую книгу. Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают такие явления как неуклонно снижающийся уровень общей и бытовой культуры, широкое распространение бульварной литературы, агрессивно-примитивная речь телевизионной рекламы, зарубежных боевиков и мультфильмов. Ознакомление дошкольников с родной речью– это первые шаги в познании родного края, дальнейшего успешного обучения в школе и дальнейшем многогранном развитии, а значит и воспитании любви к родному языку и любви к Родине.

1.2. Постановка проблемы

Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители мало придают значения развитию монологической и диалогической  речи, мало говорят с детьми о событиях, которые происходят вокруг нас. Очень часто беседу с ребенком заменяют тем, что включают компьютер с играми или предлагают посмотреть мультфильмы. Родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят и волшебство природных явлений, и волшебных животных, и свойства живой и неживой воды, а также частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду о прекрасном мире, где все добрые и красивые. Дети, слушая сказки, никогда не сломают деревце, не сорвут цветок, не обидят животное. Такой ребенок верит, что есть такая страна, где животные и растения разговаривают. Иногда дети замечают в окружающем мире несоответствие своим представлениям о прекрасном. Сказка же помогает им увидеть красоту природы, растительного и животного мира. Чем дольше ребенок верит в волшебный мир сказки, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь, тем лучше он будет высказывать свои мысли. Пересказывая сказки, ребенок учится говорить языком народной мудрости, языком героев и персонажей сказки. Очень важно для развития речи детей чаще обсуждать увиденное в природе явление. Эти беседы могут перерасти в сочинение собственных сказок, что благотворно влияет на развитие детей и их речи. Взрослые должны помочь ребенку присматриваться к окружающему, замечать происходящие изменения, устанавливать известную связь явлений, делать обобщения и выводы на основе наблюдений. Надо приучать детей «слушать, чтобы услышать, видеть, чтобы увидеть».

Изучив данный вопрос и осознав его актуальность и целесообразность, я постаралась использовать в своей практике развитие связной речи детей в процессе экологического образования.

Таким образом, проблема развития связной речи детей зависит от многих факторов и является актуальной. По этому направлению не существует целостной системы.

С одной стороны, эта проблема указана в методической литературе, а с другой – разработок по этой теме нет. И поэтому я поняла необходимость углубления знаний по этой проблеме.

1.3. Цель моей работы является развитие связной речи детей на основе эмоциональной отзывчивости, соответственно, духовное и нравственное воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление их с миром природы. При организации этой работы мною решались следующие задачи: воспитать у детей способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней и на основе этого сформировать умение выражать свои эмоции связной речью.

2. Методы и средства исследования

Работая над проблемой развития воспитательного воздействия природы на ребёнка, раскрытию его умения мыслить и связно говорить, я пришла к выводу, что эффективность этой работы напрямую зависит от оптимизации методов и форм, используемых в экологическом воспитании. Эти средства не новы и, как уже отмечалось выше, традиционно используются: наблюдения, беседы, художественная литература, художественное слово, театральная деятельность. Рассмотрим некоторые из них и особенности их использования.

Одним из наиболее действенных таких средств, я считаю  использование в своей работе воспитательных возможностей народной педагогики. Природа в устном народном фольклоре представлена столь обширно и поэтично, что при желании воспитателю не составит труда подобрать материал по любой тематике и практически каждое занятие украсить пословицей, поговоркой, басней. Народная мудрость взяла у окружающей природы и трансформировала в природу человеческой души, личностных качеств то, что даёт представление о неразрывной связи этих двух миров: природы и человека. В народной педагогике с помощью устного народного творчества детям передавали опыт познания мира, накопленный в течение тысячелетий. Народная мудрость побуждает ребенка пересказывать сказки, сочинять свои, развивая монологическую и связную речь. Кроме представлений об окружающем мире, воспитания бережного отношения к природе народная педагогика сказками и былинами, например, о леших и водяных, вооружала детей правилами поведения в лесу, на воде. Чаще забавные, но иногда и страшные истории служили предупреждением, уроком.

Читайте также:  Как определить что ребенок отстает в развитии до года

Особенность использования средств народной педагогики в работе по развитию речи дошкольников заключается в следующем:

-Приобщение к устному народному творчеству: ознакомление со сказками, былями, легендами, малыми фольклорными жанрами (загадки, пословицы, поговорки, заклички, потешки и т.д.)

-Составление картотеки примет по итогам собственных наблюдений;

-Участие в фольклорных праздниках, посвящённых сезонным изменениям в природе.

Большое значение в воспитании осознанного, эмоционально-ценностного отношения к природе, играет использование художественной литературы. Произведения художественной литературы знакомят детей с жизнью животных в природе, помогают детям увидеть и прочувствовать красоту окружающего мира, учат на примере литературных героев и персонажей различать добро и зло, правильные и неправильные поступки. Сочувствие и сопереживание, умение поставить себя на место другого живого существа или предмета дают детям богатый опыт в выборе нравственного пути.

Особенность использования:

-Отбор произведений художественной литературы о мире природы нравственно-ориентированной направленности:

-Проведение литературных композиций, праздников, конкурсов чтецов;

-Создание детьми иллюстраций к прочитанным книгам;

-Игровая мотивация детей с помощью литературных персонажей.

Особенность использования наблюдений за миром природы в целях развития речи ребёнка заключается также в нравственно-ориентированной направленности этого метода. Организуя наблюдения за растениями и животными, необходимо обращать внимание детей на их характерные и отличительные признаки с учётом нравственного и эмоционального критерия. Например, отмечать такие признаки, как трудолюбие пчёлки, ласковость кошки, преданность собаки, трогательную хрупкость первого весеннего росточка, стройность берёзки, крепость и основательность дуба. В наблюдении за явлениями природы активнее использовать эмоционально окрашенные эпитеты, метафоры и сравнения, объясняя детям их значение, тем самым побуждать детей к высказыванию своего мнения о увиденном.

Большое значение для развития связной и диалогической речи ребёнка оказывает непосредственное общение его со взрослым, с воспитателем. Поэтому я в своей работе по ознакомлению с миром природы уделяю большое внимание организации бесед, как групповых, так и индивидуальных

Использование игровых обучающих ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Через игровую деятельность ребёнок упражняется в умении анализировать ситуацию, решать проблемные вопросы, тем самым развивать монологическую, диалогическую и связную речь.

     Особенность использования:

-Использование игрушек-аналогов. Сопоставление живого объекта с неживым аналогом помогает ребёнку осознать специфику живого, выработке возможности правильно действовать с живым объектом, говорить о нем;

-Использование сюжетных игрушек, с помощью которых, педагог может создать различные игровые ситуации, влияющие на развитие речи;

-Игры-путешествия

Воспитательное, познавательное, эстетическое воздействие праздников на ребёнка велико. Праздники, развлечения, театрализованные занятия пробуждают интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности, активизируют словарный запас детей. Принимая участие в постановке спектакля, ребёнок имеет возможность выражать в игре своё представление о мире, тем самым обогащать свою речь.

3. Исследования

Существует много методик по развитию речи детей. Одна из них это описание репродукций художественной живописи. Ее создала Н.М. Зубарева. Согласно данной методике дети должны не просто увидеть всю прелесть окружающей природы, но и активизировать свой словарь для передачи своих впечатлений, мыслей, рассматривая репродукции о природе. Я успешно применяла эту методику в своей работе. Хочу отметить, что успех описательного рассказа зависящий от впечатлений, которые дети получили ранее в общении с природой на экскурсиях был положительным. Это условие сочетания наблюдений в природе, и рассматривания репродукции очень важен для развития речи дошкольников. Практические занятия это показали. В своей работе с детьми я использовала разнообразные рассказы о природе с богатым познавательным материалом для дошкольников и развития их речи. Например: рассказы В.Бианки, М.М.Пришвина, Е. Чарушина, служащие речевым образцом. В непосредственной деятельности с детьми использовала оригинальный прием рассматривания картины, заключающийся в повышении эмоционального восприятия в сопровождении музыки и звуков природы. В своей практике я часто использую этот метод.  

4.Результаты исследования

Для определения эффективности работы используется комплекс диагностических приёмов:

опросы, игры, сочинение сказок, рассказы с ошибками, рассказы с вопросами, обсуждение литературных произведений, задания сказочных персонажей, творческие задания, создание проблемных ситуаций.

Обследование детей старшей группы показало, что дети проявляют высокий интерес к объектам природы, любознательны. Интерес, проявляемый ими, поддерживается желанием общаться с природой, наблюдать за природными явлениями, объектами природы и говорить о них, как со взрослыми, так и со сверстниками. Большинство детей умеют выразить своё отношение к природе через изобразительную деятельность, рассказ, сказку.

4.Вывод.

Таким образом, привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей не только таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие, еще и умение выражать свое отношение к природе посредством связной речи. Впечатления, полученные в детстве от общения с природой необходимы, необыкновенно остры. Они оставляют след на всю жизнь. Благодаря им, у человека возникает ощущение связи с родной землёй, формируется любовь к ней. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой.

Список литературы

1. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей /А.Г.Арушанова. — М., 2005.

2. Алексеева, М.М. Методика развития речи дошкольников/ М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М., 2006.

3. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду// Программа и методические рекомендации для работы с детьми/ В.В. Гербова. — М., 2007

4.. Маркина, М.Г. Формирование коммуникативной готовности детей к обучению в школе. М., 2005.

5. Николаева, С.Н. Программа «Юный эколог». Творческий Центр. Сфера. М., 2008.

6. Поваляева, М.А. Развитие речи детей при ознакомлении с природой: Феникс, 2002.

7. Рыжова, Н.А. «Наш дом – природа». М.: Карапуз-Дидактика, 2005.

8. Спиридонова, Н. А. Влияние поисково-экспериментальной деятельности на познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.— Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 62-65 

9. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников Творческий Центр. Сфера. М., 2008.

Интернет ресурсы

Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. https://pedlib.ru/Books/1/0175/1_0175-192.shtml

Иванова, О.А. Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2016/02/24/razvitie-rechi-detey-doshkolnogo-vozrasta-cherez-oznakomlenie

https://getmedic.ru/vliyanie-na-zdorove/69859-rechevoe-razvitie-doshkolnikov-referat-2

Чуркина Л.Г. https://io.nios.ru/articles2/66/10/razvitie-rechi-detey-cherez-teatralizovannuyu-deyatelnost

Источник