Влияние предметно развивающей среды на речевое развитие ребенка
Ольга Долгих
Влияние развивающей предметно-пространственной среды на речевое развитие дошкольников. Из опыта работы
Хорошая речь – важнейшее условие разностороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможность в познании окружающей действительности. Ребёнок не рождается со сложившейся речью, нельзя однозначно сказать, когда и каким образом малыш овладевает умением говорить, правильно и чётко произносить звуки, связывать между собою слова, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли.
На формирование целостной картины мира и расширение кругозора, большое влияние оказывает организация предметно-пространственной развивающей среды, то есть необходимо создать условия для самостоятельной речевой деятельности дошкольников.
Для реализации этой цели в нашей группе был создан центр речевого развития «Хочу все знать»
В речевом центре имеются дидактические игры и пособия на развитие мелкой моторики рук, которые вносят большой вклад в речевое развитие детей. Игры «Собери бусы», «Золушка», «Тактильные дощечки», «Узнай на ощупь»… интересны и востребованы детьми во время самостоятельной игровой деятельности.
Дидактические игры с речевым содержанием: «Засели дом», «Рыбачок», «Всё о времени», «Многозначные слова», «Однокоренные слова», «Противоположности», «Цепочка слов», «Делим слова на слоги», «Какой? Какая? Какое?»,доступны и интересны детям. Цель этих игр формирование связной, грамматически правильной речи.
Мнемотаблицы к сказкам, стихотворениям помогают детям пересказывать знакомые тексты. Очень нравятся детям фотоальбомы «Моя дружная семья», «Мои друзья», «Моё любимое животное», «Мы отдыхаем всей семьёй». Они помогают детям освежить свои впечатления, поделиться ими со сверстниками, а так же развивают диалогическую и монологическую речь при составлении рассказов из личного опыта.
Большое влияние на формирование целостной картины мира и развитие связной речи оказывают правильно подобранные книги. Дети рассматривают иллюстрации знакомых и незнакомых художественных произведений. Обращение к знакомым произведениям закрепляет память детей, рассказывание по картинкам, иллюстрациям, развивает и обогащает речь.
Для развития речевого творчества была организована театральная зона, где находятся различные виды театров. Детям предоставляется возможность проявлять речевое творчество при воспроизведении сказок, стихотворений, как собственного сочинения, так и из литературного опыта.
Театр на фланелеграфе предназначен специально для того, чтобы дети не только слушали сказку, но и видели её героев. Рассказывая сказку, героев выкладываем на фланелеграфе в том порядке, в каком они появляются. Таким же образом можно использовать магнитную доску и магнитные фигурки — героев сказок.
Театр игрушки. Игрушки промышленного изготовления (пластмассовые, мягкие, резиновые) или сделанные своими руками (вязанные, сшитые из лоскутков) группируем по сказкам. Такой театр очень близок детям, так как они ежедневно играют похожими игрушками. В него можно играть не только за столом, но и лежа на ковре.
Одним из самых простых и доступных для детей, является пальчиковый театр. Куклы, надевающиеся на палец — самые маленькие артисты кукольных театров. Это куклы, сшитые из ткани, склеенные из бумаги, связанные из шерстяных ниток. Кукол ребёнок надевает на пальцы, и сам действует за персонажа. Играть можно за ширмой или при непосредственном контакте.
Используя различные виды театров, у детей исчезает «ложная» застенчивость, они становятся эмоциональнее, раскрепощенные при выполнении заданных действий в присутствии кого – либо.
В группе создана достаточно богатая предметно — развивающая среда для речевого развития детей. Имеются наборы сюжетных и предметных картин по развитию речи, разнообразные картотеки, для развития правильного звукопроизношения, речевого дыхания, артикуляционного аппарата.
Яркая, красочная среда речевого уголка привлекает внимание детей, «зазывает» дошколят к самостоятельному объединению к игровой речевой деятельности, а в старшем дошкольном возрасте речевое творчество детей является показателем развития связной речи.
Оснащение уголка меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Таким образом, реализация образовательной области «Речевое развитие» тесно связана с формированием целостной картины мира и расширением кругозора детей.
Источник
Анна Малышева
Влияние современной предметно-развивающей среды на развитие речи дошкольника
Возможность говорить, общаться — это удивительный дар природы. И с этим даром нужно общаться не только осторожно, но и умело. На развитие способности заговорить природа отвела не так уж много времени — это период от одного года до 8-9 лет. И если дошкольник в этот период, самый синзетивный для речевой функции, не заговорит, то в дальнейшем это умение ему уже не будет дано. Таким образом, природа возложила на педагогов дошкольников великую и ответственную задачу, и мы должны сделать все, чтобы успеть помочь формированию фундамента развития речи дошкольника.
Именно в данном возрасте важно показать дошкольнику словарное богатство родного языка, воспитать лексическое чутье, научить связно излагать мысли и чувства, помочь почувствовать «вкус» языка, научить сообщать, убеждать и доказывать.
Важно понимать, что жизнь дошкольника не ограничивается занятиями, поэтому в группе и создаем предметно- развивающую среду, отвечающую развивающим целям, учитывающим интересы и потребности дошкольника.
Предметно- развивающая среда по развитию речи, созданная в нашей группе, представлена: духовным миром, вводимым сферой общения, характером речи воспитателей, объектами и явлениями, живой и неживой природой, материальным миром предметов, произведениями искусства различных видов и жанров.
В процессе создания и реализации предметно- развивающей среды по развитию речи, мы учитывали следующие принципы: активности, самостоятельности, творчества детей в речевой деятельности.
Обстановка в группе направлена на активизацию речи, речевого общения и речевого творчества и начинается с организации предметного окружения, а именно в начале учебного года игрушки обыгрываются, рассматриваются, решается вопрос о том, куда их «поселить». В середине учебного года дети вместе с воспитателями решают сделать перестановку в группе, и, это решение поваляются в диалоге, во время которого дети учатся этике речевого общения.
В группе созданы центры речевой активности;
Литературный уголок, в котором обязательным атрибутом являются новые книги, к которым воспитатели умело привлекают внимание детей. Также здесь представлены:
— различные журналы (не только детские, но и взрослые, такие как «Вокруг света», «Нэшиналджиографик», рассматривание иллюстраций, в которых способствует развитию словаря, коммуникативных навыков;
— коллекции, что также являются хорошим стимулом к общению, а значит и развитию речи;
— центр художественно-речевой деятельности (у нас он представлен различными видами театров, а также продуктами детского творчества — альбомами загадок, рассказов, сказок, стихов, авторы которых сами дети, иллюстрации к рассказам, сказкам, выполненные детьми, — используются как иллюстрации для презентаций к занятиям и развлечениям, большие коллективные работы в качестве театральных декораций).
Пособия, представленные в содержании предметно- развивающей среды по развитию речи динамичны и многофункциональны (одна и та же игра помогает решить максимум задач не только по развитию речи).
Из своего опыта работы можно констатировать, что правильно подобранное содержание предметно- развивающей среды по развитию речи способствует развитию, закреплению и совершенствованию речевых знаний, умений и навыков, которыми дошкольник овладевает играя и действуя самостоятельно. Подробно остановимся на основных разделах развития речи дошкольников и основных аспектах предметно- развивающей среды к ним :
Связная речь:
— наборы предметных картин (с которыми можно играть, загадывая загадки «Найди по описанию», «Придумай загадку, а я отгадаю», закреплять умения классифицировать предметы и объекты и т. д.);
— наборы сюжетных картин (также можно использовать во всевозможных игровых обучающих ситуациях, это и составления рассказов, небылиц, игр «Потерявшийся объект, предмет«);
— серии сюжетных картин для составления рассказов различной сложности (здесь мы чаще всего используем ТРИЗ — технологии, которые позволяют дошкольникам раскрыть весь потенциал речевой фантазии);
— изображения сюжетные и предметные, вырезанные по контуру для самостоятельной игровой деятельности или совместной игры с воспитателем;
— картинное панно, наглядные схемы (для упражнений в моделировании сюжета пересказываемого или придуманного произведения);
— атрибуты необходимые для игр-драматизаций;
— рисунки детей (на темы изучаемых произведений для последующего составления рассказа);
— различные виды театров.
Лексический запас — это всевозможные игры:
— лото «Что забыл нарисовать художник» (предмет и его части);
— «Наши папы, наши мамы» (профессии людей);
— «Большие и маленькие» (животные и их детеныши);
— «Кто где живет» (животные различных континентов, дикие — домашние животные);
— «Домашний повар» (продукты питания,
— «Чей хвост, чья голова»
— «Скажи наоборот»
— Вкусный сок»
— «Позови к себе слова» — это лото с набором предметных картинок для решения различных задач:
• подбор эпитетов к предметам,
• узнавание по эпитетам предметов,
• подбор к действиям предметов,
• подбор объектов к действию,
• нюансы смысла слова (дом, домик, домище,
• объяснения слов.
• классификация предметов,
• раскрытие многозначности слов,
• расширения антонимов и синонимов.
Звуковая культура речи:
— игры для развития речевого дыхания,
— звучащие предметы (для развития фонематического восприятия и слуха,
— игры типа «Подбери пару» подбор двух предметных картинок с рифмующимися названиями предметов, на них изображенных, «Что лишнее» (из четырех предметных картинок выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три: » сом — ком — индюк — дом», «Цепочка слов», «Лото» (два слова, например, начинаются со звука ш,
— предметные картинки на все группы звуков,
— сюжетные картинки (цель — указать предметы, изображенные на картинке, названия которых начинается с определенного звука, например со звука с,
— «Подскажи Петрушке звук» (подобрать картинки к названным словам — паронимам: коза-коса, сок-сук и т. д. ,
— «Собери слово» (предметная картинка разрезана на столько частей, сколько слогов в предложенном слове: по-ми-дор)
Грамматический строй речи:
— наборы сюжетных картинок для составления предложений разных моделей,- наборы предметных картинок (опорных слов) для составления предложений,
— наборы парных картинок, лото,
— домино на понимание грамматических форм,
— категория числа существительных (шар — шары,
— рода прилагательных (большой — большая,
— рода глаголов (Валя упал. Валя упала,
— вида и времени глаголов (рисует — нарисовал,
— понимания оттенков действия (входит, выходит, подходит,
— понимания падежных форм (Саша катет Зою. Зоя катает Сашу).
Развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления:
— наборы картинок с изображением геометрических форм и предметов им соответствующих (круг — яблоко, мяч. шар, часы,
— наборы предметов, сюжетных картинок, отличающихся одним или несколькими признаками,
— игры типа «Угадай, что задумано» (один их участников описывает предмет, а остальные должны выбрать из ряда похожих изображений нужное,
— «Куда спряталась кукла» (нахождение в игрушечной комнате спрятанной куклы с помощью плана этой комнаты, где указано место,
-«Лабиринт»(ориентировка в лабиринте с помощью карты, которая указывает путь,
-«Бывает — не бывает» (сюжетные картинки).
Развитие графо-моторных навыков:
— мозаики,
-пазлы,
— конструкторы,
— мелкие игрушки,
— разрезные картинки,
— бросовый материал (пуговицы, камушки, счетные палочки, крупы, бусы, нитки и т. д. ,
— дорисовывание незаконченных рисунков,
— дорисовывание рисунков с недостающими деталями,
— шаблоны с видами штриховок,
— трафареты,
— раскраски,
— рисование палочками на мокром песке,
— рисование мокрыми пальцами на линолеуме,
— различные изображения, вырезанные из ворсистой ткани для создания рисунков.
Вы справедливо можете заметить, что представленные игры, упражнения, пособия в основном используются в подгрупповых играх. Но ведь есть дети, которые держаться обособлено от коллектива в виду особенностей характера. Они прекрасно играют в одиночку, то есть игры носят индивидуальный характер, в игре присутствуют действия, но нет их «оречевления». Поэтому для того, чтобы развивать речь этой категории детей воспитатели показывают образец игровых действий, в процессе которых ребенок не только учится самостоятельным действиям, но и умению их «оречевлять». Также этому помогают некоторые приемы развития речи и стимулирования речевой активности, а именно:
1. Разговор с самим собой.
Когда ребенок находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно и отчетливо, короткими, простыми предложениями.
2. Параллельный разговор.
В данном случае воспитатель описывает все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует. используя этот прием вы как бы подсказываете ребенку слова, выражающие его опыт, слова, которые он впоследствии начнет использовать самостоятельно.
3. Выбор.
Представляем ребенку возможность выбора («Ты хочешь играть с куклой или медвежонком»)
4. Распространение
Продолжайте и распространяйте все сказанное ребенком, но не принуждайте его к распространению — вполне достаточно того, что он вас слышит. Отвечая ребенку распространенными предложениями с использованием более сложных речевых форм и богатой лексики, вы тем самым подведете ребенка к тому, чтобы он заканчивал свою мысль и готовите к овладению контекстной речью.
5. Провокация или искусственное непонимание ребенка
В подобной ситуации ребенок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и для их словесного обозначения действий, производимых с ними.
6. Приговоры
Сопровождение действий ребенка игровыми песенками, потешками способствует умению вслушиваться в звуки речи, улавливает ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно приникать в их смысл. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавались с целью развития двигательной активности ребенка, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Огромное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребенка в эмоциональном и тактильном контакте со взрослым.
7. Игры и природными материалами.
Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности дошкольника оказывает разнообразие и доступность объектов, которые он время от времени может обследовать.
8. Продуктивные виды деятельности
Слово является для ребенка одним из способов выражения мыслей, но далеко не самым легким. Для многих своих мыслей и представлений он не находит подходящих слов и выражает их по-своему, другими словами, доступными способами: через продуктивные виды деятельности.
Мысль человека становится более определенной, понятной, если она записывается. Дошкольник писать не может и не умеет, а потому он фиксирует свои мысли и представления на рисунках. Ведь недаром Л. С. Выгодский называл детское рисование «графической речью». Обличая мысль в слово таким образом, чтобы она стала понятной окружающим — вот одна из важнейших задач речевого, коммуникативного и умственного развития, где каждый конкретный рисунок ребенка имеет уникальное значение.
Мы стараемся любой рисунок ребенка превратить в интересный рассказ, а рассказ — в рисунок. Когда таких рисунков и рассказов набирается достаточное количество — делаем из них книжку. Ребенок, понимающий, что он говорит, соединяющий с произносимым словом отчетливое представление, надежно овладевает родным языком.
Источник
В связи с модернизацией образования в ДОУ совершенствование образовательного процесса и повышение развивающего эффекта самостоятельной деятельности детей в предметно-развивающей среде, позволяющей ребенку более полно проявить себя и проявить активность, становится важной задачей. Это не может не повлиять на развитие предметно-развивающей среды как неотъемлемого компонента образовательного процесса. В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации» четко определена организация предметно-развивающей среды в различных видах детской деятельности: двигательной, игровой, коммуникативной, познавательной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, чтению художественной литературы. В качестве основной цели педагогической работы ФГТ выдвигают развитие каждого ребенка.
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности и служит основой для полноценного развития личности каждого малыша. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира. От качества речи, умения ею пользоваться на занятиях, наблюдении на прогулке, в игре, в обсуждении чего-либо зависит успешность деятельности ребенка, его приятие сверстниками и статусное положение в сообществе.
Влияние предметно-развивающей среды на речевое развитие детей достаточно велико: разнообразная деятельность обогащает речевой опыт ребенка.
При насыщении группового пространства следует обратить внимание на то, что дети должны удовлетворять свои важные жизненные потребности в познании и общении. Группы должны быть оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, включающим в себя наглядный, раздаточный материалы, позволяющий обеспечить более высокий уровень познавательно-речевого развития детей.
С целью создания продуктивной предметно-развивающей среды в группе детского сада образован познавательно-речевой уголок, представляющий ребенку возможность действовать индивидуально.
Уголок театрализации дает возможность малышу взять на себя роль сказочного персонажа. Настольный и кукольный театр способствует развитию диалогической речи.
Провоцирует речевую активность и обеспечивает более высокий уровень познавательного развития демонстративный и наглядно игровой материал, а также, игровое оборудование. Большое значение для развития речи дошкольника имеют сюжетно-ролевые игры («Больница», «Семья», «Магазин», «Парикмахерская» и т.д.), которые способствуют развитию ролевой речи детей, умению вести диалог со сверстниками и взрослыми, поэтому созданы все необходимые условия для проведения подобных игр.
Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий, включающий в себя дидактические игры, комплексы пальчиковых игр, физминуток, пособия для проведения артикуляционных упражнений, пособия, способствующие развитию речи детей (материалы для рассказывания, художественная литература, настольно-печатные и дидактические игры, игры для развития мелкой моторики рук).
При организации учебной деятельности используется много наглядного материала, игр и игровых упражнений. К каждому занятию педагог подходит творчески, тщательно его подготавливает. Использование театрализации, двигательной активности детей делает занятия более живыми, интересными, результативными.
Речевое взаимодействие ребенка с предметами развивающей среды и со сверстниками способствует становлению его опыта речевого общения, развитию самостоятельности, инициативности в установлении речевого контакта, свободному выбору субъекта общения. Возрастает количество речевых контактов между сверстниками, которые возникают спонтанно, по инициативе самих детей.
Насыщенная предметно-развивающая среда становится основой для организации увлекательной содержательной жизни и разностороннего развития ребенка.
Как показывает практика работы в детском саду, правильно организованная развивающая среда позволяет ребенку научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать и оценивать чувства и поступки людей, а ведь именно это лежит в основе развивающего общения.
Источник