Гезелл a умственное развитие ребенка

Гезелл a умственное развитие ребенка thumbnail

Проф. А. Гезел. Умственное развитие ребенка. Методика диагностики умственного развития ребенка от рождения до шести лет. С предисловием автора к русскому изданию. Пер. с англ. под ред. проф. Е. А. Аркина. — М.-Л.: ГИЗ, 1930. (с сокращениями. – А. А.)

Предисловие автора к русскому изданию.

С чувством особенного удовольствия я берусь за перо, чтобы написать предисловие к русскому изданию моей книги об умственном развитии ребенка дошкольного возраста. Есть много интересных черт сходства между Россией и Америкой в их новейших заботах об охране младенческого возраста. В обеих странах усиливается признание важности, которую имеют первые годы жизни человека для всего цикла его развития. Неизменно укрепляется убеждение, что личность взрослого индивидуума может много выиграть при надлежащей охране тех возможностей развития, которые заложены в младенческом возрасте. Отбрасывая всякую мистику, я думаю, мы можем с полным правом сказать, что этот взгляд покоится главным образом на результатах биологических знаний.

Развитие стало одною из центральных проблем биологии. Оно служит предметом научного исследования во всех формах жизни: в одноклеточных и сложных организмах, у растений и животных, у индивидуумов и целых групп. Изучение ведется в широких пределах, от первого абриса нервной системы у крошечной саламандры до широкого количественного исследования расы и среды. Физиология развития стала сама по себе наукой.

Человеческий младенец также входит в поле зрения этого нового понимания физиологии и психо-биологии развития. Истинная психическая природа ребенка может быть постигнута лишь при биологическом освещении всех явлений роста и поведения.

Наконец ребенок есть лишь кусочек природы, и его развитие как физическое, так и душевное подчинено ее законам. Душевное развитие есть одно из явлений природы, и подобно всем другим явлениям оно доступно изучению и контролю. Научное признание за ним не сверхъестественного, а естественного бытия является первым шагом к умственной гигиене. Такой взгляд со временем утвердит за ребенком его настоящие права и даст нам возможность оказать его раннему умственному развитию защиту и содействие.

Настоящая книга имеет целью уловить капризные элементы умственного развития и выработать методы наблюдения, которые бы дали возможность устанавливать индивидуальные различия между детьми. Диагностика и истолкование таких различий составляют задачу в которой равно заинтересованы и медицина и педагогика.

Я очень рад, что редакцию перевода этой книги на русский язык взял на себя проф. А р к и н, который изучает вопросы раннего детства с точки зрения биологии и гигиены, и считаю долгом поблагодарить его за этот труд.

Я не решаюсь сказать, насколько наша методика исследования развития потребует видоизменений в применении к русским детям. Думаю, что методы и принципы, которые были пригодны для американских детей, окажутся применимыми и в чужой стране, потому что дети — везде дети, и в этой универсальности черт детского возраста мы видим отражение столь много обещающей в будущем благотворной солидарности всего человеческого рода.

Arnold Gesell.

13 июня 1928 г. Йельский университет.

Рекомендуемые страницы:

Источник

Арнолд Лусиус Гезелл
англ. Arnold Lucius Gesell
Гезелл пишет доклад
Дата рождения 21 июня 1880[1][2][3]
Место рождения Алма, штат Висконсин, США
Дата смерти 29 мая 1961[1][2][3](80 лет)
Место смерти
  • Нью-Хейвен, Коннектикут, США
Страна  США
Научная сфера психология
Место работы
  • Йельский университет
Альма-матер Йельский университет,
Университета Кларка,
Висконсинский университет в Мадисоне,
Висконсинский университет в Стивенс-Пойнте (англ.)русск.
Учёная степень доктор философии (PhD), доктор медицины
Научный руководитель Фредерик Джексон Тёрнер
Джозеф Ястров
Известен как психолог, содействовавший развитию нормативной медицины раннего детства и изучению особенностей психического развития детей раннего (от рождения до 3 лет) и подросткового возраста, автор уникального исследования возрастной периодизации в соавторстве с другими психологами (Льюис Термен), которое положило начало классическому американскому направлению в развитии детской психологии

Арно́лд Лу́сиус Гезе́лл[4] (англ. Arnold Lucius Gesell; 21 июня 1880, Алма (англ.)русск., штат Висконсин, США — 29 мая 1961, Кембридж, Мидлсекс, штат Массачусетс, США) — американский психолог, содействовавший развитию нормативной медицины раннего детства и изучению особенностей психического развития детей раннего (от рождения до 3 лет) и подросткового возраста. Его уникальное исследование возрастной периодизации, в соавторстве с другими психологами (Льюис Термен) положило начало классическому американскому направлению в развитии детской психологии.

Член Национальной академии наук США (1947)[5].

Биография[править | править код]

Арнолд Гезелл родился в Алма, окружном центре штата Висконсин. Арнольд был старшим из пяти детей в семье фотографа и учительницы, придававших большое значение образованию своих детей. Наблюдения за учёбой и развитием младших братьев и сестёр пробудили в юноше интерес к психологии. После окончания средней школы в 1896 году Гезелл поступил в Висконсинский университет в Стивенс-Пойнте (англ.)русск., на курс к Эдгару Джеймсу Свифту, выпускнику Университета Кларка, который помог развить интерес Арнолда к психологии. Некоторое время работал вузовским преподавателем, после чего отправился учиться в Висконсинский университет в Мадисоне, где получил знания по курсу истории, которую ему преподавал Фредерик Джексон Тёрнер. Преподавателем по курсу психологии был Джозеф Ястров, основатель лаборатории психологии в Висконсинском университете. Арнолд Гезелл получил степень бакалавра философии от штата Висконсин в 1903 году. Он поработал учителем и директором школы, после чего продолжил образование в Университете Кларка.

Университет Кларка в то время был под сильным влиянием своего президента, Грэнвилля Стэнли Холла, пионера американской психологии, который основал движение исследований детского развития. Гезелл получил степень доктора философии по психологии от Университета Кларка в 1906 году. Он работал в нескольких образовательных учреждениях в Нью-Йорке и Висконсине, и в дальнейшем его коллега по Университету Кларка Льюис Термен помог ему получить место профессора Лос-Анджелесской высшей школы штата. Там он встретил Беатрис Чандлер, на которой он женился. Позже у них появились дочь и сын. После длительных наблюдений в школах для лиц с психическими расстройствами, такими как Вайнлендская подготовительная школа (англ.)русск. в Нью-Джерси, которая была основана Генри Гербертом Годдаром (англ.)русск., он развил свой интерес к изучению особенностей развития детей с ограниченными возможностями. Решив стать врачом, он некоторое время обучался в Университете Высшей Медицинской Школы Висконсина. Позднее он служил в качестве помощника профессора Йельского университета, изучая медицину. Там же основал Йельскую клинику детского развития (англ.)русск. и получил степень доктора медицины в 1915 году. Впоследствии он получил полную степень профессора в Йельском университете. Он также служил в качестве школьного психолога в Совете по образованию штата Коннектикут (англ.)русск. и помог разработать успешные программы для детей с ограниченными возможностями.

Читайте также:  Роль сенсорного развития для личности ребенка

Будучи новатором, Гезелл использовал в своих исследованиях последние достижения в кино и фотографии. Он использовал односторонние зеркала для наблюдения детей и изобрёл купол Гезелла — одностороннее зеркало в виде купола для упрощения наблюдений за детьми. В своих исследованиях он изучил многих детей, в том числе Камалу — девушку, выросшую в волчьей стае. Также он проводил исследования, наблюдая молодых особей животных, включая обезьян. Как психолог, Гезелл понял огромное значение природы и воспитания. Он предостерегал не быть поспешными в выводах, приписывая конкретные причины умственным недостаткам. Многие аспекты человеческого поведения, например беспристрастность и темперамент, он считал наследственными, и напоминал, что «ребенок адаптирован к родителю, родитель адаптирован к ребёнку». Он считал, что общенациональная система детских садов будет благом для его страны. В соавторстве с д-р Фрэнсис Илг разработал два руководства по уходу за ребёнком Infant and Child in the Culture of Today, 1943, и The Child from Five to Ten, 1946. Гезелльский институт развития человека (англ.)русск., названный в его честь, основали его коллеги, д-р Фрэнсис Илг, и д-р Луиз Бэйтс Эймс (англ.)русск. в 1950 году, после того как Гезелл покинул университет в 1948 году.

Научные труды[править | править код]

Монографии[править | править код]

  • Gesell A. The Preschool Child from the Standpoint of Public Hygiene, 1923
  • Gesell A. Education, 1923
  • Gesell A. The Mental Growth of the Preschool Child, 1925
  • Gesell A. An Atlas of Infant Behaviour, 1934.
  • Gesell A., Thompson H., & Amatruda C. S. (1938). The psychology of early growth, including Norms of infant behavior and a method of genetic analysis. New York: The Macmillan Company.
  • Gesell, A. & Ilg F. L. (1949). Child development, an introduction to the study of human growth. New York: Harper & Row.
  • Gesell A., Ilg F. L., & Ames L. B. (1974). Infant and child in the culture of today: the guidance of development in home and nursery school (Rev. ed.). New York: Harper & Row.
  • Gesell A. The child from five to ten. N. Y., 1946 (with F. Ilg).

Статьи[править | править код]

  • Gesell, Arnold. «The Village of a Thousand Souls.» // The American Magazine (англ.)русск., Oct. 1913, pp. 11–16.

Переводы на русский язык[править | править код]

  • Ум­ст­вен­ное раз­ви­тие ре­бен­ка. М.; Л., 1930;
  • Пе­до­ло­гия ран­не­го воз­рас­та. М.; Л., 1932;

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

на русском языке

  • Гезелл, Арнолд Лусиус // Восьмеричный путь — Германцы [Электронный ресурс]. — 2006. — С. 487. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 6). — ISBN 5-85270-335-4.

на других языках

  • Ames L. B. A. Gesell: themes of his work. N. Y., 1989
  • «Arnold Lucius Gesell.» // A History of Psychology in Autobiography, Vol. IV. E. G. Boring, H. S. Langfeld, H. Werner, and R. M. Yerkes, Eds. Worcester, Mass.: Clark University Press, 1952. — P. 123-142. — 356 p.
  • Ball, R. S. (1977), «The Gesell Developmental Schedules: Arnold Gesell (1880–1961).», Journal of Abnormal Child Psychology (англ.)русск. Т. 5 (3): 233–239, PMID 332745, DOI 10.1007/BF00913694.* Harris, Benjamin. «Arnold Lucius Gesell». // American National Biography (англ.)русск.. Retrieved on 2006-11-16
  • Kessen, William. (1965). «Growth and Personality» // The Child: 208–228.
  • Knobloch, H (1961), «Arnold Gessell 1880–1961.», The American Journal of Psychiatry Т. 118: 574–576, Dec 1961, PMID 14036863, DOI 10.1176/ajp.118.6.574
  • Kanner, L (1960), «Arnold Gessell’s place in the history of developmental psychology and psychiatry.», Psychiatric research reports Т. 13: 1–9, Dec 1960, PMID 13751194
  • Leys, R. (1961), «Arnold Gessell.», Cerebral palsy bulletin Т. 3: 608–9, PMID 14037200
  • Miles, Walter R. «Arnold Lucius Gesell». // Biographical Memoirs: National Academy of Sciences. Vol. 37. — New York: Columbia University Press, 1964. — P. 55–96.

Источник

Арнольд Гезелл — американский психолог и педиатр, основной областью исследования которого было умственное и физическое развитие нормальных людей от рождения до юности.

Арнольд Гезелл — американский психолог и педиатр, основной областью исследования которого было умственное и физическое развитие нормальных людей от рождения до юности.

Арнольд Гезелл (1880-1961)Арнольд Гезелл (1880-1961)

Арнольд Гезелл родился 21 июня 1880 года в Алме, штат Висконсин, и получил степень бакалавра в Висконсинском университете. В 1906 году он получил докторскую степень из университета Кларка, где он был мотивирован специализироваться на развитии ребенка, учась у известного американского психолога Дж. Стэнли Холла (1844–1924) Гезелл получил степень доктора медицины в Йельском университете в 1915 году.

После непродолжительной работы в Государственной обычной школе Лос-Анджелеса он был назначен доцентом в Йельском университете, где он основал Клинику развития ребенка и был ее директором с 1911 по 1948 год. Позднее он был консультантом Института развития ребенка Гезелля. Ранняя работа Гезелля включала изучение умственной отсталости у детей,

Гезелл был одним из первых, кто провел количественное исследование развития человека от рождения до юности, сосредоточив свое внимание на широком исследовании небольшого числа детей. Он начал с детей дошкольного возраста, а затем расширил свою работу до 5–10 и 10–16 лет. На основании своих выводов Гезелл пришел к выводу, что процессы, с помощью которых младенцы, дети и подростки развиваются умственно и физически, сопоставимы и параллельны.

В своей клинике он обучал исследователей собирать данные и готовил отчеты, которые имели широкое влияние как на родителей, так и на педагогов. Результаты его исследования были использованы при создании графиков развития Gesell, которые могут быть применены к детям в возрасте от четырех недель до шести лет. Тесты измеряют ответы на стандартизированные материалы и ситуации как качественно, так и количественно. Акцент сделан на развитие моторики и языка, адаптивное поведение и личностно-социальное поведение.

Результаты теста сначала выражаются как возраст развития (DA), который затем преобразуется в коэффициент развития (DQ), представляющий часть нормального развития, которая присутствует в любом возрасте. Отдельные коэффициенты развития могут быть получены для каждой из функций, на которых построена шкала.

В 1940-х и 1950-х годах Гезелла считали главным авторитетом страны в области воспитания и развития детей, и факторы развития, основанные на его графиках развития, широко использовались для оценки интеллекта детей. Он написал несколько бестселлеров, в том числе « Младенец и ребенок в современной культуре» (1943) и «Ребенок от пяти до десяти» (1946), в соавторстве с Фрэнсис Лиллиан Илг (1902–1981). В широко читаемых публикациях Гезелл утверждал, что воспитание детей требует разумного руководства, а не вседозволенности или жесткости. Его влияние также ощущалось многими детскими психологами и педиатрами, которым он помог обучать.

В конце концов, превосходство идей Гезелла сменилось теориями, которые подчеркивают важность окружающей среды, а не внутренних элементов в развитии ребенка, так как идеи Джерома С. Брунера (1915–) и Жана Пиаже (1896–1980) приобрели известность. Гезелла критиковали за то, что он слишком узко основывал свою работу на наблюдении за небольшим количеством субъектов исследования, которые все были детьми белых родителей среднего класса в одном городе Новой Англии. Его также осудили за то, что он позволил слишком мало свободы для индивидуальных и культурных различий в моделях роста.

Несмотря на то, что коэффициент развития больше не принимается в качестве действительной меры интеллектуальных способностей, Гезелл остается важным пионером в развитии ребенка и известен своими достижениями в методологии наблюдения и измерения поведения. Он открыл использование видео и фотографии в дополнение к наблюдению с помощью односторонних зеркал в качестве инструментов исследования.

Арнольд Гезелл пользовался такими методами исследований, которые впоследствии были им введены в психологию, как:

  1. Лонгитюдный — метод продольного изучения одних и тех же детей в течение определенного периода времени, чаще всего с рождения до подросткового возраста.
  2. Близнецовый — сравнительный анализ психического развития монозиготных близнецов.

Гезелл был «плодовитым» автором; его книги включают «Атлас детского поведения» (1934) и «Молодежь: годы с десяти до шестнадцати»(1956). Он умер 29 мая 1961 года в Нью-Хейвене, штат Коннектикут, в возрасте 80 лет.

Институт развития человека Гезелла был основан в 1950 году двумя бывшими учениками и коллегами Гезелла, Ильгом и Луизой Бейтс Аме, вместе с Джанет Лирден. Гезелл работал там консультантом по исследованиям до самой смерти.

Институт был переименован в Институт развития ребенка Гезелла в 2012 году и продолжает пропагандировать принципы развития ребенка как инструменты для принятия решений для детей младшего возраста.

Чупалова Майя · 01 дек, 2019

Источник

Цитата сообщения Jolochka

Шкалы психомоторного развития детей А.Гезелла

                         Шкалы психомоторного развития детей А.Гезелла

Шкалы Гезелла в своем первоначальном виде появились в 1925 году. Методика рассчитана на обследование детей в возрасте от 0 до 6 лет. На первом году жизни тестовые карты позволяют следить за развитием ребенка с интервалом в 4 недели, на втором году — в 3 месяца, начиная с третьего года жизни — раз в полугодие.

Психомоторное развитие оценивается по пяти основным областям:

1) адаптивное поведение: восприятие взаимоотношений частей целого, их интеграцию; координацию движений глаз и рук в достижении и захватывании предметов; использование моторных возможностей для достижения практических целей; способность приспосабливаться к новым обстоятельствам и действовать в них на основании имеющегося опыта;

Читайте также:  Как писать выписку истории развития ребенка

2) грубая моторика: постуральные реакции, удержание головы, сидение, стояние, ползание и ходьба;

3) тонкая моторика: использование руки и пальцев в схватывании и манипулировании с объектами;

4) речевое развитие включает все видимые и звуковые формы коммуникации: выражение лица, жесты, постуральные движения, вокализацию, слова, фразу и предложения. Правильно артикулированная речь зависит от социального окружения, но требует определенной зрелости сенсорно-моторных и кортикальных систем;

5) социализация личности отражает реакции ребенка на социально-культурное окружение. Хотя социализация зависит от особенностей самой личности и ее окружения, тем не менее есть определенные возрастные нормативы, отклонения от которых имеет диагностическое значение.

Образцы поведения подразделяются на временные и постоянные. Временными называются те, которые далее трансформируются или заменяются более совершенными (в скобках указан возраст их исчезновения). Некоторые временные образцы образуют последовательность, другие заменяются полностью. В переходной фазе могут наблюдаться оба вида.

Проведение диагностической оценки развития включает 5 этапов:

  1. Сбор анамнеза и предварительная беседа:

На данном этапе необходимо собрать информацию о семье, её составе; течении беременности, родов, периода новорожденности; о темпах развития до настоящего момента, поведении в текущий период; непосредственном социальном окружении.

Благодаря предварительной беседе можно достичь эффективного контакта с ребёнкомЛучше поначалу уделять больше внимания родителям, а не ребёнку, таким образом ребёнок поймёт, что у Вас нет никаких агрессивных намерений по отношению к нему. Можно предложить ребёнку игрушку. Если он её возьмёт из ваших рук, рук незнакомого человека, значит можно осторожно, не торопясь, приступать к тестированию.

Беседа с родителями должна носить спокойный и доброжелательный характер. Вопросы должны подразумевать однозначный ответ, при необходимости нужно иллюстрировать их примерами. Доверие родительским ответам обязательно, но имеет смысл переспросить родителей ещё раз, если данная ими информация не совпадает с Вашим впечатлением от ребёнка.

    1. Исследование поведения в соответствии с протоколом и порядком проведения:

Тестирование должно проводиться в промежуток времени, когда ребёнок наиболее активен и спокоен, то есть, когда имеются предпосылки для получения лучших результатов. До 18-месячного возраста собеседование и обследование могут быть совмещены в одном сеансе, далее, особенно после 2,5 лет, для выяснения исходного состояния требуется четкое отделение первого и второго этапов.

Порядок выполнения тестовых заданий подробно расписан в электронном пособии.

    1. Запись результатов и диагностический обзор всего собранного материала:

Минимальная запись — заполнение карты с проставлением в ней плюсов и минусов. Рекомендуется иметь видеозапись, стенографическую запись комментария наблюдаемого поведения.

    1. Обсуждение и рекомендации для родителей:

Присутствие родителей при тестировании поможет им понять, каким образом производится обследование, лучше представить сущность имеющихся проблем. Обстановка беседы должна быть самой располагающей, не должно быть ни тени пренебрежения, неуважения к ребёнку.

    1. Письменный отчёт.

Следует отметить, что исследование проводится не только по профилю соответствующего возраста, но и по предыдущему и последующему профилям с целью выявления базового и верхнего уровня развития в той или иной области.

Для проведения диагностики всех компонентов психомоторного развития потребуются следующие материалы:

  • Мячики: большой и маленький.

  • Колокольчик с деревянной ручкой.

  • Стеклянная бутылочка и пилюли из сахара.

  • Бубенчики на ленточке.

  • Погремушка.

  • Красное кольцо на веревочке

  • Тестовые объекты: карандаш, ключ, ножик, монета, т.е. предметы, используемые в повседневной жизни.

  • Взвешенные блоки: 6 штук.

  • Карта с нарисованными на ней зеленым цветом геометрическими фигурами и соответствующие фигуры красного цвета.

  • Десять деревянных красных кубиков.

  • Чашка из алюминия.

  • Доска с вкладывающимися в нее формами.

  • Карты с картинками: а) собачка, ботинок, чашка, дом; б) часы, корзина, книга, флаг, листик, звезда.

  • Мелки.

  • Книжка с детскими стихами.

  • «Чудесная коробка».

  • Карточки для срисовывания с нарисованными жирными линиями фигурами.

  • Тестовые объекты для тестирования по Стэнфорду – Бине (карта и геометрические фигуры к ней, рисунок неоконченного человечка).

Запись результатов наблюдения ведется следующим образом:

(+) — образец поведения хорошо развит, является неотъемлемой частью поведения ребенка.

(±) — образец поведения наблюдается, как случайный или скопированный, но не постоянный.

(-) — постоянный образец в поведении отсутствует, или временный не заменен более зрелым.

Если временный образец, свойственный данному возрасту полностью отсутствует, т.к. ребенок демонстрирует опережающее развитие, то ставится знак (+++).

Таким образом, знаки (+) и (±) обозначают, что данные навыки присутствуют и ребенок прошёл тестовый пункт, а знак (-) обозначает обратное. На полях могут быть проставлены комментарии отсутствию того или иного навыка: О — явный отказ, Н — невозможность выполнить задание в связи с наличием органических причин.

Обработка результатов:

Дикретированный возраст (y) разделить на количество пунктов (na). Результат деления умножить на количество минусов (nb).

x = (y : na) * nb

Дикретированный возраст — это интервал между ключевыми возрастами шкал Гезелла (например, на трертьем году жизни этот интервал составляет 6 мес., на втором — 3 мес., а на первом году жизни измеряется в неделях).

В любой из пяти областей уровнем развития считается возраст, когда сочетание плюсов переходит в сочетание минусов.

Приложения:

Порядок выполнения тестовых заданий

Методика проведения обследования

Таблицы оценки уровня психомоторного развития детей первого года жизни

Таблицы оценки уровня психомоторного развития детей второго года жизни

Таблицы оценки уровня психомоторного развития детей третьего года жизни

Источник