Влияние поведения матери на развитие ребенка


Привычка малыша все время цепляться за маму — это хорошо или плохо? «Отвечать взаимностью» каждый раз, когда ребенок не дает отвлечься от него ни на минуту, или «воспитывать самостоятельность»? Разобраться в этих вопросах поможет психолог.
Переоценить значимость связи ребенка с матерью достаточно трудно. На уровне интуиции мы чувствуем жизненную необходимость привязанности маленького человека к родной душе. Но на практике оказывается, что все выглядит не так однозначно. Всегда ли мы можем правильно понять поведение малыша, нередко воспринимаемое окружающими (да и самими родителями) как «избалованность», «капризность», «привычка цепляться за мать», «следовать по пятам». Чем объясняются трудности расставания ребенка с мамой? Почему, начиная с определенного возраста, младенец не желает разлучаться с ней даже на короткое время? Почему он реагирует на разлуку как на большое горе –слезами, плачем, криком — и переживает этот момент как острое состояние утраты, невыносимости остаться без мамы?
Важная связь
Именно этими, как оказалось, непростыми вопросами были заняты умы психологов, разрабатывающих теорию привязанности.
Вначале ученые полагали, что привязанность к матери развивается потому, что мать является источником пищи — одной из главных потребностей младенца. Но некоторые факты сюда не укладываются. Например, утята и цыплята питаются сами с рождения, но все равно неотступно следуют за матерью и проводят с ней огромное количество времени.
В середине ХХ века известным английским психологом Джоном Боулби был опубликован научный доклад, который вызвал огромный интерес и позже был переведен на 14 языков мира. Такое внимание к докладу объяснялось тем, что в нем были описаны результаты исследований автора по изучению травмирующего влияния разлуки с матерью на ребенка раннего возраста. Целью исследования стала разработка теории привязанности — изучение психологии связи ребенка с матерью, механизмов этой связи и значения ее для дальнейшего развития человека.
В результате длительных научных поисков ученые выявили, что привязанность как тесная межличностная связь между матерью и ребенком во многом определяет дальнейшее личностное и психическое развитие малыша. Это и отношение к себе и окружающим, возможность и способность к установлению близких духовных связей и взаимоотношений с другими людьми. А такие формы поведения ребенка, как зов, обращенный к матери, плач и цепляние, являются не чем иным, как формой проявления поведения привязанности ребенка. Привязанность является важнейшим условием психологического благополучия малыша.
Объект привязанности
Таким человеком для ребенка, как правило, является его мать. Хотя им может стать и любой другой человек, способный установить с малышом длительные эмоционально теплые отношения (отметим, что родство по крови здесь не имеет никакого значения). Считается, что формирование привязанности к матери происходит во втором полугодии жизни. Именно с этим связан факт более легкого и практически безболезненного привыкания ребенка к «новым взрослым», например, при усыновлении полугодовалого ребенка или ребенка еще более раннего возраста.
Привязанность ребенка особенно ярко можно увидеть в ситуациях, связанных с неизвестностью или воспринимаемых им как опасные. Именно в этих случаях потребность в контакте с матерью обостряется. Ребенок начинает поиск защиты и поддержки со стороны матери. Например, в бытовой ситуации, при появлении в доме гостей, ребенок старается быть на руках у мамы, не отходит, цепляется за нее, чем нередко вызывает недовольство взрослых. В привычной и безопасной обстановке малыш может удаляться от матери, играть в стороне от нее, продолжая свою деятельность по изучению окружающего мира. Иными словами, интересы познания, как правило, отвлекают ребенка от объекта привязанности, а появление опасности или страха вновь активирует его потребность в матери.
Это касается и ситуаций тревоги или дискомфорта, болезни — мать становится источником чувства защищенности и гаванью покоя для ребенка. Именно поэтому при разлуке с матерью ребенок испытывает такие страдания. Разрывается нить привязанности, и наступает состояние дезадаптации ребенка. Все другие формы поведения малыша подавляются, он теряет интерес к окружающему миру, может плохо спать, теряет аппетит и легче подвержен заболеваниям. Это нужно иметь в виду и в ситуациях, когда возникает необходимость оставить малыша с кем‑то из взрослых, к которым ребенок не привык. Или в ситуации адаптации к условиям детского сада. Детям со сформированной «безопасной привязанностью» может потребоваться длительное (до нескольких месяцев) время для того, чтобы адаптироваться к новым условиям. Благо сегодня в детских садах реализуются программы по адаптации ребенка, когда малыш может посещать садик вместе с мамой и постепенно привыкать к новым условиям. Не стоит пренебрегать этими программами даже тем мамам, которые «очень торопятся» оставить ребенка в саду и считают, что резкое погружение в новые условия быстрее даст результат.
Стадии развития привязанности
Небезынтересно будет узнать, что привязанность — сложный психологический процесс, который растянут во времени и проходит в своем формировании определенные этапы. Его начало связано с периодом младенчества. Выделяют несколько таких стадий. На первой стадии привязанность носит характер «неизбирательной адресации» сигналов любому лицу. То есть сигналы в виде улыбки, слежения глазами, лепета ребенка предназначаются не только матери, но любому человеку. На второй стадии ребенок выделяет из всех определенного человека, сосредотачивается на его лице. На третьей стадии он использует взрослого, как правило мать, как «надежную базу» для своего исследовательского поведения, базу, которая обеспечивает ему чувство защищенности. И наконец, четвертая стадия характеризуется установлением партнерства, которое характерно для ребенка третьего года жизни.
Безусловно, роль матери в формировании привязанности ребенка, то, каким образом она взаимодействует с малышом, имеет первостепенное значение. Просто быть биологической матерью либо ограничивать общение с ребенком лишь уходом за ним и удовлетворением жизненно необходимых потребностей недостаточно для формирования привязанности. Важнейшим компонентом здесь является характер общения. Малыш предпочитает тех людей, которые не просто ухаживают за ним, а привлекают его внимание, играют и разговаривают с ним, взаимодействуя с ребенком и получая от этого процесса обоюдное удовольствие. Именно это и есть проявление истинной любви к малышу, которую он чувствует и отвечает тем же. В этом скрывается и суть различий в характере привязанности ребенка к матери.
Так, большинство родителей, имеющих опыт воспитания ребенка, могли не раз наблюдать ситуацию, когда малыш, казалось бы, спокойно играет, перемещается по дому, ползает или ходит, не замечая мать, но, стоит ей удалиться из его поля зрения, он начинает искать ее, а не найдя, хныкать, плакать, звать, пускается на поиски. Но такое поведение, показывающее привязанность ребенка, характерно далеко не для всех детей.
Влияние поведения матери на развитие ребенка
В результате исследований психолога Мэри Эйнсворт было выявлено, что реакция ребенка на разлуку во многом зависит от поведения матери в отношении его.
Было определено, что матери детей с безопасным уровнем привязанности наиболее внимательны и чутки к своим малышам, понимают их и проявляют «тонкую чувствительность» к детям. Такая привязанность положительно влияет на процесс развития ребенка, дети с такой привязанностью успешнее социализируются в будущем. С поведением матери на первом году жизни ребенка связана и высокая школьная успеваемость, познавательная активность и интеллектуальное развитие в младшем школьном и подростковом возрасте.
Во второй группе матери невнимательны к потребностям ребенка и склонны к эмоциональной холодности либо излишне требовательны к малышам. Они чаще не проявляют желания быть рядом с ребенком. Поэтому избегание, которое демонстрировали дети в исследовании, означает наиболее приемлемое поведение, которое малыши выработали за время, когда на них не обращали внимания. В школьный период такие дети расходуют свои силы на восполнение недостающей привязанности и дефицита теплых отношений с матерью, стараясь установить более тесные связи с учителем.
Есть категория матерей, чье поведение непоследовательно. Для них свойственна противоречивость, нечуткость по отношению к ребенку. Поскольку такие матери чаще всего не реагировали на призывные сигналы малышей (зов, плач), у детей не сформировалась база безопасности для исследования окружающего. Это явилось, в том числе, причиной сокращения исследовательской активности детей. «Отвергаемые» дети игнорируют контакты с учителем, могут прогуливать школу, чаще неуверенны в себе, обладают низким уровнем познавательных интересов.
Дети, лишенные родительской любви, сироты, помещенные в детские дома или интернаты, страдают от того, что воспитатели и другие сотрудники учреждения находятся с ними строго в определенное время, их опыт формируется, прежде всего, на формальном дисциплинировании детей. А это и таит в себе опасность отчуждения во взаимоотношениях взрослого и ребенка. Отсутствие прочной привязанности, психологической безопасности воспитанников детских домов искажает развитие у них интеллектуальной и потребностной сфер, особенностей поведения. Как следствие, у детей появляется чувство неуверенности в себе, которое, возникнув на ранних стадиях развития, впоследствии становится устойчивой характеристикой личности воспитанников детского дома.
Таким образом, привязанность ребенка к матери является необходимой опорой для дальнейшей социализации ребенка и его личностного и психического роста. Сформированная «безопасная привязанность» является важнейшей базой, которую ребенок должен получить в раннем детстве. Обладая ею, он будет чувствовать уверенность в себе и сможет устанавливать так называемые вторичные привязанности (умение дружить, строить гармоничные взаимоотношения с окружающими). Поэтому, когда ваш ребенок «виснет» на вас, не раздражайтесь, а порадуйте себя тем, что вы сформировали у него так необходимую ему привязанность.
Также Вы можете :
Источник
Основная роль женщины в семье — материнство. Материнство – это не только безграничная и безусловная любовь к своему ребенку, но и особая ответственность, которая ложится на плечи женщины. Ответственность эта заключается в понимании того, что такое материнская сила, как поведение матери влияет на формирование личности ребенка.
Чем материнство так отличается от других ролей? Роль матери в воспитании ребенка? На эти и другие вопросы хотелось бы поговорить с Вам мне, социальному педагогу.
Мама – это безопасность
Мама – это единственный человек, находясь рядом с которым ребенок испытывает наибольший комфорт и спокойствие. В присутствии матери ребенок чувствует себя под ее защитой, поэтому расслабляется и не боится быть самим собой. Под посторонних людей ребенку постоянно приходится подстраиваться, адаптироваться, а когда рядом мама, ему не страшно показаться смешным или нелепым. Подпитываясь ощущением безопасности, которое обеспечивает ему мать, ребенок постепенно учится строить собственные отношения с миром. Он перестает бояться насмешек и осуждения, а также возможности совершать ошибки. Это бесценный опыт.
Мама – это гарантия полноценного детства
Мама является не только гарантом безопасности ребенка, но и обеспечивает ему еще одну защиту – защиту его права быть ребенком. Дети, рядом с которыми находится мама, не боятся бегать, прыгать, играть, быть активными и заниматься обычными «детскими» делами, среди которых непременно есть и шалости. Ребенок, растущий рядом с матерью, может позволить себе познавать окружающий мир любыми доступными ему способами, поскольку мама защищает его от внешнего мира, дает ему сполна насладиться прелестью беззаботного детства и не торопит взрослеть.
Мама – это жизненные ценности
Жизненные приоритеты, ценности, поведение и привычки ребенка формируются в соответствии с родительским поведением. Поскольку ближе всего ему мама, именно ее поведение существенно влияет на формирование у ребенка стереотипов того, как нужно себя вести.
Если мама на детской площадке курит и пьет пиво, а спустя несколько лет будет объяснять своему ребенку, что курить и пить – плохо, ребенок ее попросту не поймет, ведь в его сознании уже укрепилась мысль, что такое поведение нормально.
Важно не только то, что делает мать, когда ребенок рядом, но и то, как она себя ведет без него. Поэтому каждой матери важно научиться смотреть на себя со стороны, чтобы понимать, какой видят ее дети.
Мама – это модель взаимоотношений
Дети в большинстве случаев «забирают себе» модель родительских отношений, поэтому наиболее вероятно, что если у матери был счастливый брак, то и дочь последует этому примеру.
Матери всего лишь нужно быть такой женщиной, какой она желает видеть свою дочь в будущем, или такой, какую хочет видеть рядом со своим сыном.
Дети удивительно тонко чувствуют взаимоотношения между родителями, даже если с виду кажется, что они еще ничего в этом не понимают. Ни одна недовольная гримаса, ни одно сказанное в сердцах плохое слово, ни одна попытка соврать не проходят мимо детей. Они все прекрасно видят, чувствуют, а впоследствии копируют.
Мама – это любовь
Любовь нужно уметь не только принимать, но и отдавать. Это и есть самый главный материнский урок.
Наблюдая за поведением матери, ребенок задает себе несколько вопросов, ответ на которые дает ему представление о том, что входит в понятие «любить»:
Умеет ли мама любить по-настоящему, без зависимости?
Разделяет ли она окружающих ее людей на группы: одних любит, других ненавидит, к третьим относится равнодушно?
Как можно охарактеризовать ее любовь: это чрезмерная забота, относительное равнодушие или служение интересам ребенка?
Какими словами можно назвать эту любовь?
Нравится ли ей любить, готова ли она безвозмездно отдавать и получать от этого удовольствие?
Можно ли ее любовь назвать бескорыстной или она ожидает чего-то в ответ?
Быть матерью – не только большая ответственность, но и большое счастье. Я от всей души поздравляет вас с Международным Днем Матери!
Мама! Мамочка! Как много в этом слове для каждого из нас! Всем в своей жизни мы обязаны матери. Этой теме посвящено много статей, книг, стихов, форумов и т.д. и т.п. Но самое первое слово, которое мы должны сказать матери — это СПАСИБО! И сказать сейчас, не откладывая на потом. «Спасибо, мама!»
https://www.moi-detsad.ru/rol-materi-v-zhizni-rebenka/
какие ассоциации вызывает у них образ их мам. А что вы вспоминаете, когда произносите слово «Мама»?
Источник