Психическое развитие личности ребенка в подростковом возрасте

Психическое развитие личности ребенка в подростковом возрасте thumbnail

4

Вопрос
№ 20

Особенности
психического развития подростка.

Подростковый возраст охватывает период
от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из
самых сложных и ответственных в жизни
ребенка и его родителей. Как и любой
другой, подростковый возраст «начинается»
с изменения социальной ситуации развития.

Специфика социальной ситуации
развития заключается в том, что подросток
находится в положении (состоянии) между
взрослым и ребенком — при сильном
желании стать взрослым, что определяет
многие особенности его поведения.
Подросток занимает промежуточное
положение между детством и взрослостью.
Подросток стремится отстоять свою
независимость, приобрести право голоса.

В подростковом возрасте ведущей
деятельностью
является общение со
сверствниками. Именно в процессе общения
со сверстниками происходит становление
нового уровня самосознания ребенка,
формируются навыки социального
взаимодействия, умение подчиняться и
в тоже время отстаивать свои права.
Кроме того, общение является для
подростков очень важным информационным
каналом.

В результате такой резкой смены интересов
в подростковом возрасте часто страдает
учебная деятельность, снижается школьная
мотивация.

Многие особенности поведения подростка
связаны не только с психологическими
изменениями, но и с изменениями,
происходящими в организме ребенка.
Половое созревание и неравномерное
физиологическое развитие
подростка
обуславливают многие его поведенческие
реакции в этот период. Подростковый
возраст характеризуется эмоциональной
неустойчивостью и резкими колебаниями
настроения. Поведение подростков
зачастую бывает непредсказуемым, за
короткий период они могут продемонстрировать
абсолютно противоположные реакции:

  • целеустремленность и настойчивость
    сочетаются с импульсивностью;

  • неуемная жажда деятельности может
    смениться апатией, отсутствием стремлений
    и желаний что-либо делать;

  • повышенная самоуверенность,
    безаппеляционность в суждениях быстро
    сменяются ранимостью и неуверенностью
    в себе;

  • развязность в поведении порой сочетается
    с застенчивостью;

  • романтические настроения нередко
    граничат с цинизмом, расчетливостью;

  • нежность, ласковость бывают на фоне
    недетской жестокости;

  • потребность в общении сменяется желанием
    уединиться.

Наиболее бурные аффективные реакции
возникают при попытке кого-либо из
окружающих ущемить самолюбие подростка.
Пик эмоциональной неустойчивости
приходится у мальчиков на возраст 11-13
лет, у девочек — на 13-15 лет.

Существенные изменения происходят в
развитии познавательных процессов.

Внимание. Подросток может хорошо
концентрировать внимание в значимой
для него деятельности. Внимание становится
хорошо управляемым, контролируемым
процессом.

Память. Подросток способен
управлять своим произвольным запоминанием,
использовать различные мнемические
средства. Память в этом возрасте
перестраивается, переходя от доминирования
механического запоминания к смысловому.
При этом перестраивается сама смысловая
память — она приобретает опосредованный,
логический характер, обязательно
включается мышление.

Подростковый возраст считается кризисным,
поскольку происходят резкие качественные
изменения, затрагивающие все стороны
развития и жизни. Кризис 13 лет относится
к числу острых.

Симптомы кризиса

  1. Наблюдается снижение продуктивности
    и способности к учебной деятельности
    даже в той области, в которой ребенок
    одарен.

Происходит переход на новую, высшую
ступень интеллектуального развития.
На смену конкретному приходит логическое
мышление. Это проявляется в критицизме
и требовании доказательств, его начинают
интересовать философские вопросы
(проблемы происхождения мира, человека).

С развитием мышления наступает интенсивное
самовосприятие, самонаблюдение, познание
мира собственных переживаний. В этом
возрасте многие подростки ведут дневники.

  1. Второй симптом кризиса – негативизм.

У мальчиков негативизм проявляется
ярче и чаще, чем у девочек, и начинается
позже – в 14-16 лет.

Поведение подростка во время кризиса
не обязательно имеет негативный характер.
Л.С.Выготский пишет о трех вариантах
поведения.

  1. Негативизм ярко выражен во всех областях
    жизни подростка. Подросток недоступен
    уговорам старших, возбудим или, наоборот.
    Это трудное и острое протекание
    наблюдается у 20% подростков.

  2. Ребенок – потенциальный негативист.
    Это проявляется лишь в некоторых
    жизненных ситуациях, главным образом
    как реакция на отрицательное влияние
    среды (семейные конфликты, угнетающее
    действие школьной обстановки). Таких
    детей большинство, примерно 60 %.

  3. Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей.

На этом основании можно предположить,
что негативизм — следствие недостатков
педагогического подхода.

Основные линии развития подростков
связаны с прохождением личностных
кризисов: кризиса идентичности и кризиса,
связанного с отделением от семьи и
приобретением самостоятельности.

Кризис идентичности.

В этот период происходит поиск и выбор
новой взрослой идентичности, нового
отношения к себе и к миру. Внешне это
проявляется в активном интересе к себе:
подростки постоянно что-то доказывают
друг другу и самому себе; они общаются
на темы, затрагивающие моральные и
нравственные вопросы, межличностные
отношения; появляется интерес к
исследованию себя, уровня развития
своих способностей через прохождение
тестов, участие в олимпиадах.

Бурное развитие сознания и самосознания
обуславливает интерес к себе, поэтому
ребенок в подростковом возрасте склонен
к уходу в себя, чрезмерно самокритичен
и чувствителен к посторонней критики.
Поэтому любая оценка со стороны значимых
взрослых может вызвать бурную и
непредсказуемую реакцию.

Становление нового уровня самосознания
выражается также в стремлении понять
себя, свои возможности и особенности,
свое сходство с другими людьми и
свое отличие — уникальность и
неповторимость. Познание себя через
отличие зачастую происходит через
противопоставление себя миру взрослых.
Отсюда может идти негативизм в отношении
норм и ценностей взрослых, их обесценивание.
«Я не такой как вы! Я никогда не стану
таким!», — вот достаточно характерные
для подросткового возраста фразы. Как
следствие, в этом возрасте наблюдается
резкое понижение ценности общения в
семейном кругу: самыми большими
авторитетами становятся друзья, а не
родители.

Читайте также:  Нарушения в пренатальном развитии ребенка

Познание себя через сходство с
другими происходит у подростков при
общении со сверстниками. Подростки
имеют свои собственные нормы, установки,
специфические формы поведения, которые
образуют особую подростковую субкультуру.
Для них очень важно чувство принадлежности,
возможность занять свое место в
референтной группе
.

Таким образом, можно сказать, что в
подростковом возрасте резко падает
авторитет взрослого и возрастает
значимость мнения сверстников.

Кризис, связанный с отделением от
семьи и приобретением самостоятельности.

Отечественные психологи выделяют еще
одну важную особенность подросткового
возраста – чувство взрослости.
Внешне это выглядит как стремление к
самостоятельности и независимости. Он
стремиться расширить свои права, делать
так, как он сам хочет, знает, умеет. Такое
поведение часто провоцирует запреты.
Но это необходимо, т.к. именно подобном
противостоянии со взрослыми подросток
исследует свои границы, пределы своих
физических и социальных возможностей,
рамки дозволенного. Через такую борьбу
за независимость он удовлетворяет
потребности в самопознании и
самоутверждении, узнает свои возможности
и учиться действовать самостоятельно.

Итак, для подросткового
возраста характерны следующие особенности:

— половое созревание и неравномерное
физиологическое развитие, обуславливающие
эмоциональную неустойчивость и резкие
колебания настроения;

— изменение социальной ситуации развития:
переход от зависимого детства к
самостоятельной и ответственной
взрослости;

— смена ведущей деятельности: учебную
деятельность вытесняет интимно-личностное
общение со сверстниками;

— открытие и утверждение своего «Я»,
поиск собственного места в системе
человеческих взаимоотношений;

— познание себя через противопоставление
миру взрослых и через чувство принадлежности
к миру сверстников. Это помогает подростку
найти собственные ценности и нормы,
сформировать свое представление об
окружающем его мире;

— появление «чувства взрослости», желание
подростка признания своей «взрослости».
В этом возрасте подростки стремятся
освободиться от эмоциональной зависимости
от родителей.

Источник

Тема 7. Психология подросткового возраста

1. Физическое и психическое развитие подростка.

2. Развитие личности подростка. Новообразования и кризис в подростковом возрасте.

1. Физическое и психическое развитие подростка

Хронологические рамки (возрастные границы). 10 (11) – 13 (14) лет.

Для физического развития характернаактивизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов, которые вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Происходит увеличение роста и веса, что сопровождается изменением пропорций тела, появляются вторичные половые признаки. Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга, что вызывает перепады сосудистого и мышечного тонуса, а это, в свою очередь, быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения.

Социальная ситуация характеризуется тем, чтопоявляется устойчивое стремление к независимости, к самостоятельной жизни. В то же время ближайшее окружение (прежде всего родители и другие взрослые) относятся к подростку как к ребенку.

Ведущая деятельность ‑ особая деятельность, предметом которой является другой человек (Д.Б. Эльконин). Содержание деятельности – построение взаимоотношений и действований в них.

Общение со сверстниками – установление эмоциональных контактов с целью удовлетворения информационных, эмоциональных и других потребностей, которые не могут быть удовлетворены во взаимодействии с взрослыми.

Психическое развитие. Восприятие. Происходит интеллектуализация восприятия, которая зависит от усложняющегося обучения.

Формируется произвольное внимание. Внимание становится хорошо управляемым, контролируемым процессом, приобретает характер увлекательной деятельности.

Происходит интеллектуализация памяти. Усложнение и значительное увеличение объема изучаемого материала приводит к окончательному отказу от дословного заучивания с помощью повторений. Подростком активно осваиваются мнемические приемы.

Продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Операции становятся формально-логическими. Подросток способен рассуждать гипотетико-дедуктивно, умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Происходит осознание собственных интеллектуальных операций и управление ими. Формируется установка на развитие мышления. Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение и др.

Происходит сближение воображения с теоретическим мышлением, что дает импульс к развитию творчества. Также на активное развитие воображения влияют потребности, эмоции, чувства, переполняющие подростка, все это выплескивается в воображаемые ситуации. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь.

Более контролируемой и управляемой становится речь. Расширяется богатство словаря. Легко улавливает неправильные или нестандартные формы и обороты речи. Обнаруживает нарушение правил письменной и устной речи. Интересуется значением незнакомых слов. Подросток способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника. Для подростка важен авторитет культурного носителя языка. Понимание подростком значения и смыслов языка, индивидуализирует самосознание подростка.

Читайте также:  Школа индивидуальной карты развития ребенка

В подростковых субкультурах особый смысл имеет сленг. В подростковом возрасте развиваются различные формы речи, в том числе и письменная.

2. Развитие личности подростка. Новообразования и кризис в подростковом возрасте

Личностное развитие, развитие самосознания. Происходит качественный сдвиг в развитии самосознания.Последовательно проявляются 2 особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция» (система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я»). По содержанию самосознание является социальным сознанием, перенесенным внутрь. Это происходит благодаря новым отношениям с окружающими, и с миром ценностей. Самосознание выполняет социально-регуляторную функцию. Желаемый образ собственной личности создается из достоинств разных людей.

Взрослый выступает труднодосягаемым образцом, а сверстник – меркой, позволяющей подростку оценить себя. Самооценка оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой. Для подросткового возраста характерно явление «воображаемой аудитории» ‑ представляют, что другие люди постоянно наблюдают за ними, оценивают их.

Открывает для себя свой внутренний мир. Появляются склонность к уединению, чувства одиночества, непонятности и тоски.

Центральную роль в формировании самосознания и становлении личности играет так называемый образ тела. У девочек образ тела гораздо аффективно окрашен и распространяется на весь образ «Я», чем у мальчиков.

Отрочество характеризуется знаменитыми изменениями в представлении о самом себе. Психологи связывают это со становлением «Я» – идентичности.

Мотивация в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы. Учение для многих приобретает личностный смысл.

В эмоциональной сфере происходят существенные изменения. Подростковый период – это период бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. Для подростка характерны социальные фобии. Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности.

Отношения со сверстниками выделяются в сферу личной жизни, обособленной от влияния, вмешательства взрослых. В сверстниках подросток ценит качества товарища и друга, сообразительность, смелость и др. Стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание иметь близких друзей, желание быть принятым, признанным, уважаемым сверстниками благодаря своим индивидуальным качествам, занять удовлетворяющее положение в группе сверстников.

В подростковой группе как психологическом пространстве возникают основные новообразования подростков.

Подросток и взрослые: амбивалентность отношений, стремление к независимости и потребность в защите и поддержке.

Новообразования: абстрактное мышление (связано с переходом интеллекта на стадию формальных операций по Пиаже); рефлексия (способствует не только познанию себя, но и пониманию других людей); воображение (опосредовано абстрактным мышлением и «уходит в сферу фантазий»); самооценка и Я-концепция (способствует большей регуляции, контролю и управлению поведением, личностному росту).

Центральное новообразование ‑ чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком.

Кризис в подростковом возрасте напоминает кризис 3 лет («Я сам»). Становление человека как субъекта собственного развития. Снижение продуктивности и способности к учебной деятельности. Негативизм – отталкивается от среды, враждебен, склонен к спорам. Одновременно испытывает внутренне беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, самоизоляции.

Задание для самостоятельной работы

1. Дополните список современных исследований по проблемам подросткового возраста. Определите основную тематику исследований в данном возрасте. Напишите аннотацию к прочитанной вами статье.

  1. Алешина Ю. Е., Коноволова А. С. Взаимоотношения подростков в школьном коллективе // Вопросы психологии. – 1988. ‑ №3. – С.64.Макунина О. П. Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте // Вопросы психологии. -2002.
  2. Фельдштейн Д. И. Психические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. ‑ 1988. ‑ №6. – С.31.
  3. Шахова И. П. Развитие интересов в старшем подростковом возрасте // Вопросы психологии. ‑ 1986. ‑ №6. – С.23.
  4. Шильштейн Е. С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте // Вопросы психологии. ‑ 2000. ‑ №2. – С.69.
  5. Ярцев Д. В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. ‑ 1999. ‑ №6. – С.54.

Список рекомендуемой литературы

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. Москва—Воронеж 1997
  2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. «Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития». ‑ М., 2001.
  3. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., 2003.
  4. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник. ‑ М., Российское педагогическое агентство, 1996.
  5. Шапаваленко И. В. Возрастная психология. ‑ М., 2004.
  6. Волков Б.С. Психология подростка. – М., 2002.

Источник

Опубликовано: 25 марта 2016 в 10:14

Психическое развитие подросткаПодростковый возраст – это этап завершения детства, переходный период к взрослой жизни. Его диапазон располагается между 10-11 и 14-15 годами. Как правило, это период, так называемой, средней школы.

С одной стороны, это уже не дети в очевидном психологическом смысле:

  • игра перестает быть ведущим видом деятельности;
  • дети активно интересуются миром взрослым, осознают себя его частью;
  • наблюдаются физические изменения.
Читайте также:  112 форма история развития ребенка бланк

А с другой стороны, подростки проявляют определенную инфантильность, неспособны брать на себя ответственность, проявляют нестабильность в поведении.

Поведение подростков демонстрирует особенности и более старшего (взрослого), и более младшего возраста. Отсюда и название этого возраста – подростковый.

Подростковый период имеет ряд специфических особенностей, уходящих от привычного понимания «нормального» поведения. Однако не стоит принимать любые особенности за проявление нормы. Этот возраст нуждается в особенном контроле со стороны взрослых предмет нарушений психического развития.

Общение со сверстниками как ведущий вид деятельности подростка

Подросток по-прежнему остается школьником, но по сравнению с младшим школьным возрастом, отношение к учебной деятельности меняется. Учеба – это уже не самоцель, а способ организации общения со сверстниками.

Общение со сверстниками как ведущий вид деятельности подросткаПопробуйте «посадить» подростка «под домашний арест» по причине болезни или каких-либо проблем, и вы заметите стремление в школьное сообщество. Конечно, не школьные уроки привлекают их, а возможность общаться друг с другом.

Общение рассматривается как ведущий вид деятельности неслучайно, именно здесь происходят все новообразования подросткового возраста. Подросток экспериментирует в общении (ссорится, мирится, заводит новых друзей, разрешает конфликты). Общение – это его относительно самостоятельная жизнь. Он может здесь быть самим собой, а не таким, каким его хотят видеть родители и педагоги.

Главная потребность этого возраста – найти свое место в коллективе сверстников, быть значимым для своего сообщества.

Формы общения могут быть разнообразными: живое общение в коллективе сверстников, через интернет, в процессе игры или значимой деятельности. Подростковый период  имеет уникальную возможность воспитательной функции через организацию массовой социально-значимой деятельности.

Особенности психики и поведения подростков

Психика подростка имеет переходную форму от детской к взрослой. Это оказывает влияние на особенности поведения. По-прежнему сохраняются черты, характерные для младшего возраста и проявляются черты, как кажется подростку, присущие взрослым:

  1. Реакция отказа: от выполнения обязанностей, привычных контактов, послушания.
  2. Реакция протеста: противопоставление своего поведения общим требованиям, бравада, нарушение общепринятых правил, нелепые поступки.
  3. Реакции имитации и анти-имитации: подражание кому-либо. Обычно это присуще детскому возрасту, но подростки подражают своим кумирам (актерам, певцам, кому-то из старших ребят), либо демонстрируют поведение, противоположное желаемому.
  4. Реакция компенсации и гиперкомпенсации – стремление восполнить свою несостоятельность в какой-либо области успехами в другой деятельности, либо, напротив, желание любыми путями доказать свою состоятельность.
  5. Реакция эмансипации – желание выхода из-под опеки взрослых (уехать, начать жить самостоятельно).
  6. Реакция группирования – стремление к образованию спонтанных групп по определенным интересам.
  7. Реакция увлечения – стремление к познанию себя, раскрытию своих способностей, пробы своих сил в разных областях: творчество, спорт, азартные игры, асоциальное поведение, психоактивные вещества, религиозные убеждения.
  8. Реакции сексуального влечения – интерес ко всему сексуальному, ранняя половая жизнь, эротика.

Психологические новообразования подросткового возраста

Особенности психики подростка во многом обусловлены физиологическими изменениями, называемыми половым созреванием. Организм ребенка меняется в корне по направлению к взрослой структуре.

Поэтому психологическими новообразованиями можно считать целый ряд компонентов:

  • Психическое развитие личности ребенка в подростковом возрастепоявление формально-логических операций – видов мыслительной деятельности без акцента на эмоции, с использованием целого ряда понятий;
  • избирательность восприятия – подросток часто слышит, видит и чувствует то, что ему действительно интересно или нужно;
  • способность к переключению внимания и действий;
  • опосредованность памяти логическими операциями;
  • формирование самооценки;
  • способность к самоанализу и саморегуляции;
  • самостоятельность.

Развитие личности подростка

Об адекватности поведения подростков возрастная психология спорит постоянно. Кроме возрастных особенностей (стремление к самостоятельности, готовность к различным видам деятельности, активность) подростки зависимы от индивидуальных особенностей. Не может застенчивый ребенок стать в подростковом возрасте наглым и уверенным, хотя, справедливости ради, нужно отметить, что и это возможно.

Подростковый период – это возраст интенсивного развития личности. Большинство психологов определяют две группы условий становления личности подростка:

  • благоприятные, способствующие позитивному развитию компонентов личности подростка;
  • негативные, направленные на разрушение имеющихся позиций личности.

Развитие личности подросткаВажное значение в развитии личности играет подростковый кризис, который можно определить как ломку всей системы переживаний ребенка, содержания личности и структуры. Кризисный период воспринимается взрослыми как трудновоспитуемый.

Причина этого в стремлении подростка не принимать на веру все педагогические идеалы. Само понятие идеала меняется в корне. Призывы к справедливости и добру меняются осознанием значимости денег и богатства. Стремление к интеллектуальному развитию и образованию может смениться другими жизненными эталонами.

При всей сложности подросткового периода, нужно отметить что, подростковый возраст — это гибкий период. В это время возможна коррекция личностных особенностей и даже психических отклонений, при условии правильной их диагностики и своевременном обращении к специалисту.

Источник